«Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастья в Израиле; Господь, Бог его, с ним, и трубный царский звук у него;» Чис. 23:21
21. – С НИМ И ПРЕДАННОСТЬ ЦАРЮ. – это возбуждающий звук (трубы или шофара); это слово также означает глубокое внутреннее чувство, настроение "трепетного благоговения", которое пробуждает этот звук в сердцах людей... Используемое по отношению к Б-гу оно означает настроение нижайшего почтения и подчинения, порожденное всеохватным осознанием Б-жественного величия. Следовательно, здесь нам говорят: Б-г – с Израилем, и внутри Израиля нет места ни для чего, кроме
настроения "почтения к Царю". Израиль платит дань уважения Б-гу как Царю; все его внутреннее существование проникнуто этим настроением. Этот оборот фразы может также предполагать причинно-следственные отношения: Б-г –с Израилем, поскольку настроение "почтения к Царю" – внутри Израиля. (Гирш http://machanaim.org/tanach/d-bamidb/indd07_2.htm)
Евреи всегда помнят о своей особой связи с Творцом и постоянно объявляют Его Царем над всем миром. С древних времен было принято возвещать о том, что на престол взошел новый царь, трублением в шофар (полый рог животного). Издаваемый звук был протяжным и назывался труа (Калиш). Провозглашение всех праздников сопровождалось трублением в шофар и в момент принесения всех без исключения жертв трубили в рог животного, чтобы оповестить об этом народ и привлечь его внимание. (Сончино, там же)
- - -
«Не проклинай народ» (22:12). Всевышний запретил колдуну Биламу (Валааму) проклинать евреев. В век радиоволн и интернета многие задаются вопросом: «В чем заключается сила проклятия? Что это за неведомая ученым разрушительная мощь нехороших слов?»
Хазон Иш (рабби Авраам-Йешаягу Карелиц) пишет в книге «Хошен мишпат», что даже положительное впечатление от чего-либо, высказанное публично, может навредить. Рабби Нахман из Бреслава отмечал, что у любой мысли есть мощный потенциал, который способен изменить ситуацию.,<...>
В Книге Зоар (Бэмидбар 218, б — 219, а) рассказывается, что этот вопрос раби Аба задал раби Шимону бар Йохаю. Раби Шимон бар Йохай ответил, что душа еврея подобна свече, как сказано (Мишлей 20, 27): «Душа человека — светильник (буквально “свеча”) Господень…». Как огонь свечи, с тех пор как фитиль загорелся, он никогда не остаётся в покое, постоянно движется, так и евреи, чьи души подобны огню свечи. Когда еврей произносит слово Торы, «свет» зажигается, и молящийся
не может оставаться неподвижным, он начинает раскачиваться из стороны в сторону, как колеблется пламя свечи.
Хасиды рассказывают, что к этой поездке его подтолкнул разговор с евреем, пришедшим к нему за благословением. Этот мелкий торговец жаловался, что его дела пошатнулись. «Не бывает беды без греха, — наставительно ответил ему р. Яаков-Йосеф. — Откажись от своих грехов, и Всевышний сжалится над тобой». «Раз так, — тяжело вздохнул посетитель, — мне придется идти в Меджибож, к Бааль-Шем-Тову, — он уж точно помолится за меня!». И посетитель рассказал р. Яакову-Йосефу,
как однажды уже ходил к Бешту: в тот раз он признался Бешту, что, позарившись на низкую цену, скупил краденное, а затем, когда в местечке появились полицейские, испугался. «Не беспокойся, — сказал ему Бешт, — я убежден, у тебя они не будут искать!». И действительно, следователи миновали его дом стороной.
«Этим вы и отличаетесь от Бешта, — сказал посетитель р. Яакову-Йосефу. — Он-то знал, что я согрешил, но не укорял меня моими грехами. Вы же, не зная, согрешил ли я, уже говорите: откажись от своих грехов» (Сарей амеа3:4).
Разговор, радикально изменивший судьбу р. Яакова-Йосефа состоялся в доме Бешта, в Меджибоже.
Бешт попытался убедить гостя, что приблизиться к Б-гу можно не только изучая Тору, но и постигая сотворенный мир, в котором отразился Творец, — ведь в псалме сказано: «Небеса рассказывают о славе Его, о деянии Его рук повествует небесный свод» (Теилим 19:2). Всевышний проявляет Себя во всем, и Его мудрость можно познавать, просто вслушиваясь в шелест листьев на деревьях, в разговоры птиц и зверей и уж, тем более, в разговоры людей, даже неевреев.
Бешт утверждал, что поскольку р. Яаков-Йосеф всегда заперт в четырех стенах с книгами, изнуряя свое тело постами и другими аскетическими ограничениями, он не в состоянии ощутить радости служения Творцу. Ведь он все время озабочен и напряжен, постоянно сомневаясь, удалось ли ему выполнить свой долг перед Б-гом, — но подобная озабоченность, по мнению Бешта, проистекает от черной меланхолии, и она только отдаляет человека от истинного служения.
В завершение разговора р. Яаков-Йосеф заявил, что не может принять совершенно чуждое еврейской традиции представление о том, что из речей какого-то «гоя», встреченного на улице, можно учиться так же, как из слов святой Торы. Бешт обнял его и сказал: «Ты можешь принять мои слова, но не хочешь. И если ты захочешь глубже вдуматься в них, то постигнешь их правоту».
Хасиды рассказывают, что, когда р. Яаков-Йосеф покинул дом Бешта, его окликнул крестьянин-извозчик, повозка которого застряла в осенней дорожной жиже. «Еврей, помоги мне!», — попросил он. «Я хил и слаб, — ответил раввин, — и ничем не могу тебе подсобить». «Ты можешь, еврей! — закричал извозчик. — Но ты не хочешь…». Эти слова поразили р. Яакова-Йосефа, как удар грома. Забравшись в грязь по колено, он помог извозчику вытащить задние колеса телеги,
а затем вернулся в дом Бешта (там же 3:6).
Р. Яаков-Йосеф стал одним из ближайших учеников Бааль-Шем-Това. Узнав об этом, община Шаргорода, большинство в которой составляли противники хасидизма, изгнала его с раввинского «трона».
В последующие годы р. Яаков-Йосеф был раввином г. Немирова, а с 5530 /1770/ года и до конца жизни возглавлял крупную общину города Полонного, в которой влияние хасидов было преобладающим. http://toldot.ru/tora/rabbanim/rabbanim_3441.html