Наши молитвы должны быть чистыми, чтобы они не застряли в поднебесье.
Если есть вера, а дел нет, - это пустая вера.
Как мы живем - это наше общение с Богом. То, что с нами происходит - это ответ от Него.
«Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, [что] на небе и на земле, [Твое]: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий. И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все.» 1 Пар. 29:11-12
Давид постоянно чувствовал, что Бог с ним, рядом, что все победы - от Господа. Это битахон - упование на Творца всегда, в каждой ситуации, и двейкут - прилепленность к Нему.
«И ныне, Боже наш, мы славословим Тебя и хвалим величественное имя Твое. Ибо кто я и кто народ мой, что мы имели возможность так жертвовать? Но от Тебя все, и от руки Твоей [полученное] мы отдали Тебе, потому что странники мы пред Тобою и пришельцы, как и все отцы наши, как тень дни наши на земле, и нет ничего прочного. Господи Боже наш! все это множество, которое приготовили мы для построения дома Тебе, святому имени Твоему, от руки Твоей оно, и все Твое. Знаю, Боже мой, что Ты испытуешь сердце и любишь
чистосердечие; я от чистого сердца моего пожертвовал все сие, и ныне вижу, что и народ Твой, здесь находящийся, с радостью жертвует Тебе. Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших! сохрани сие навек, [сие] расположение мыслей сердца народа Твоего, и направь сердце их к Тебе.» 1 Пар. 29:13-18
ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ АДАМА, КАИНА, ВАЛААМА И ЕЗЕКИЮ? МИДРАШ
Знаменитый мидраш приведен в сборнике Берешит Раба к тому месту, когда Йешаяhу приходит и спрашивает: "Что это за люди?" Там говорится так. Четверо было таких, по чьим горшкам ударил Всевышний для проверки их "качества", и они оказались ночными горшками. Кто эти четверо? Вот они: Адам, Каин, Билам и Хизкияhу. Набор представляется совершенно поразительным. Что же их объединяет? Никак нельзя сказать, что их объединяет то, что Всевышний отвечает на их обращение, потому что мы не видим чтобы Всевышний отвечал благосклонно
на какие-то просьбы Адама. Сказано, что сказал Адам: "Женщина, которую Ты дал мне, она мне дала и я ел". Про Каина сказано, что сказал Всевышний Каину: "Где hэвель, брат твой?", и тот сказал: "Я не знаю". Злодей Билам, как сказано, на вопрос Всевышнего: "Кто эти люди, которые с тобой?" отвечает: "Это царь Балак призвал важную делегацию". На вопрос, заданный Хизкияhу: "Что сказали тебе эти люди, и откуда они пришли?" он отвечает: "Из далекой страны они пришли, из Вавилона".
Что же объединяет этих героев в нашем мидраше? Вряд ли стоит отвечать так, что они не покаялись, а старались оправдаться, потому что совершенно ясно, что Биламу, например, каяться было не в чем, ему просто был предложен "спецзаказ". Верно, конечно, что они отвечают якобы честно, но на самом деле они не отвечают на поставленный вопрос. А как надо было ответить на вопрос каждому из них? - Адаму надо было бы сказать: "Я нарушил Твою заповедь", а не сваливать на жену, да еще и на Бога. Мудрецы считают, что если
бы Адам вел себя более "по-рыцарски", то он не получил бы такого сурового наказания. То есть, он должен был честно признать свою вину, а не прятаться за какие-то обстоятельства. К Каину тем более это относится. Каин отвечает не только не совсем честно, а совсем нечестно; он говорит, что не знает, хотя на самом деле знает. Мудрецы говорят, что на самом деле Каин не такой простой врунишка, он как бы говорит : "Ты меня спрашиваешь, где мой брат, разве это я должен его сторожить? Ты меня сделал убийцей, а теперь
Ты спрашиваешь, почему я его убил; это Ты должен сторожить тех, кого Ты сделал". Что же должен был сказать Билам? Его спрашивает Бог: "Кто эти люди?, и он отвечает - кто эти люди, то есть, он вроде бы ответил по сути дела, его пришли звать выполнить серьезную работу, и он как бы сообщает, что он пойдет, если скажет Всевышний пойти, и не пойдет, если Он скажет не идти. В чем же его вина? И с Изкияhу тоже не ясно: его спрашивает пророк: "Кто эти люди?" и он рассказывает, кто эти люди. Все, что он говорит, вроде
бы соответствует действительности: они - из далекой страны, и царь - царь Вавилона.
Надо вспомнить, что Адаму сначала был задан вопрос прежде, чем вопрос о том, зачем он сделал эту "большую гадость". Ему был задан вопрос: "Где ты?" И Адам отвечает с большой точностью: "Твой голос услышал и ипугался и т.д." Адам точно показал свои координаты, наверное, думая, что Всевышний "потерял" его. И никто из этих четверых не понимает, что вопрос задается ему для того, чтобы он сам задумался о своем положении. А он думает, что Всевышнему нужна информация, как-будто без него Он ее не получит! И это - глупость.
Мы видим, что продолжение мидраша доказывает, что именно такова мысль. А именно, говорится так, что Всевышний ударил по горшкам этих четверых, и все они оказались ночными горшками. Однако, горшок Йехэскэля нашел Всевышний "баки ми-кулам", где "баки" означает на современном языке "эксперт, специалист", но на языке мидраша это используется, как характеристика горшка, который оказался "бутыльчатее всех"; то есть, горшок Йехэскэля оказался самым по-настоящему "бутыльчатым". Потому что когда ему был задан вопрос:
"Сын человечий, оживут ли эти кости?" то он сказал: "Всевышний, Боже, - Ты знаешь". Мидраш, продолжая, говорит, что это похоже на человека, который задает прохожему загадку: "То, что у меня в руке, - живо или мертво?" И тот говорит: "От тебя зависит, если захочешь - будет живо, а захочешь - нет". То есть, Йехэскэль отвечает на вопрос по сути, когда говорит: "Ты знаешь"; он не приписывает себе роль эксперта; он знает, что то, что зависит от Всевышнего, - зависит от Всевышнего. Он не пытается ответить на вопрос,
который не является вопросом об информации. Вопрос, который задает ему Всевышний рассчитан на развитие ситуации, а не на получении сведений, и он понимает, что все находится в руках Всевышнего. А эти четверо этого не понимают! Им задается вопрос для того, чтобы они задумались над тем, что сделали. Развитие ситуации возможно только в том направлении, если данный человек сделает тшуву, если он раскается в своем поступке; тогда это загадочным образом (так устроен мир) может повлиять на будущие события. (Лекции
Зеева Дашевского к Млахим 2 http://www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml102.htm)