1-й год Кира Персидского: Бог возбудил дух Кира построить Храм в Иерусалиме (Ездра 1).
3-й год Кира Персидского: духовная война ангелов с бесом царства Персидского (Дан. 10). И на земле возникли препятствия в строительстве Храма (Ездра 4). На земле препятствия продолжались примерно 17 лет. Остановка в строительстве Храма была более 10 лет. В физическом мире препятствия длятся дольше. Корень их - ДУХОВНЫЙ.
Что такое сафьяные сандалии?
«И надел на тебя узорчатое платье, и обул тебя в сафьяные сандалии, и опоясал тебя виссоном, и покрыл тебя шелковым покрывалом.» (Иез. 16:10)
сафьяные сандалии - досл. кожа синего цвета (Еврейский лексикон Стронга)
“Сафьяные сандалии... предположительный перевод евр. “тахаш”, означающего, как в Исх XXV:5 и д. (см. объясн. там) высокого качества кожу какого-нибудь должно быть морского зверя (может быть из фауны Красного моря; едва ли тюленя или дельфина, потому что их кожа жесткая); о достоинстве кожи можно судить по употреблению ее для покровов скинии, на что может быть здесь и намек. (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)
Аллегорический комментарий
[Йонатан переводит]: и Я обул твою ногу славой. (Раши)
Вот тринадцать видов благоволения, проявленных Ашемом к народу Израиля после выхода из Египта:
— «Я омыл тебя водой» — Я очистил тебя от египетского идолопоклонства.
— «Я выжал вашу кровь из вас» — Я дал вам заповеди о жертве Песах и обрезании.
— «Я помазал вас маслом» — Я возложил на вас величие помазания елеем.
— «Я одел вас в расшитые одежды» — вы получили особые (духовные) одеяния, произнеся наасэ вэнишма. Их принесли вам 600 тысяч ангелов, спустившихся с Небес.
— «Я дал вам обувь из тахашевой кожи» — Я дал вам тахашевый покров для Мишкана.
— «Я облачил вас в тонкое полотно» — Я назначил священников, чтобы они служили мне в льняных одеждах.
— «Я покрыл вас шелком» — Я окружил вас семью Облаками Славы.
— «Я украсил вас узорами» — Я дал вам Мои Заповеди, начертанные на двух Скрижалях.
— «Я надел вам на руки браслеты» — Я передал Скрижали в руки Моше, на каждой из них начертав пять Заповедей.
— «Я надел вам на шею цепь» — Я дал вам Тору.
— «Я вдел кольцо вам в нос» — Я дал вам Ковчег Завета, шесты которого крепятся кольцами.
— «Я вдел вам в уши серьги» — Я произнес Десять Речений, которые вошли вам в уши.
— «И прекрасную корону водрузил вам на голову» — Я поместил Мою Шехину среди вас (см. Иехезкелъ (Иезекииль) 16:9—13, адаптировано по Ялкут Шимони и Таргум Онкелос) (рав Моше Вейсман, «Мидраш рассказывает» http://toldot.ru/tora/articles/articles_1666.html)
- - -
АШЕМ ШАМ(М)А, АДОНАЙ ШАМ(М)А - ГОСПОДЬ ТАМ
«Всего кругом восемнадцать тысяч. А имя городу с того дня будет: "Господь там".» Иез. 48:35
Господь там - Ашем Шам(м)а, Адонай Шам(м)а - "И имя города названо - в тот день Господь направит Свою Шехину почивать там." (Таргум Йонатана)
“С того дня”, со дня создания города; евр. миййом может означать и “отныне”, “впредь”. - “Господь там”. Более существенное обитание, чем ранее (ср. Иоил III:21), производящее небывалое благоденствие города (Ис LX:14, 22; LXII:2b)... - “Там”, евр. шамма - энергичнее и торжественнее, чем шам. Перемена имени - перемена всего существа. И “Иерусалим” знаменательное имя (по блаж. Иерониму, означает “видение мира”), новое же имя - превосходнее.
(Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)
- - -
ПОЧЕМУ ИЕЗЕКИИЛЬ ЛЕЖАЛ 390 ДНЕЙ НА ЛЕВОМ БОКУ И 40 ДНЕЙ НА ПРАВОМ БОКУ?
«Ты же ложись на левый бок твой и положи на него беззаконие дома Израилева: по числу дней, в которые будешь лежать на нем, ты будешь нести беззаконие их. И Я определил тебе годы беззакония их числом дней: триста девяносто дней ты будешь нести беззаконие дома Израилева. И когда исполнишь это, то вторично ложись уже на правый бок, и сорок дней неси на себе беззаконие дома Иудина, день за год, день за год Я определил тебе.» Иез. 4:4-6
Подробная расшифровка приводится в комментарии Раши (на англ.):
three hundred and ninety days: We learned in Seder Olam (ch. 26): This teaches us that Israel sinned for three hundred and ninety years from the time they entered the Land until the ten tribes were exiled therefrom. You find [the events of] two hundred and forty-three of them delineated: From the time Jeroboam assumed the throne until Hoshea son of Elah was exiled and in “the days that the judges judged” are one hundred and eleven years. The rest, however, are not delineated. (These are [the calculations
of] the three hundred and ninety yearsthat I found in a responsum from Rabbi Joseph, the head of the yeshivah that the ten tribes sinned from the days of Joshua until Sannecherib exiled them from Samaria. Calculate: in the days of the Judges there were 8 years under the rule of Cushan, 18 under the rule of Eglon, 20 under the rule of Sisera, 7 under the rule of Midian, 18 under the rule of the children of Ammon, and 40 under the rule of the Philistines. This totals 111. From Micah until the Ark was captured
were 40 years, totaling 151. Calculate for Jeroboam son of Nebat 22, Nadab his son 2, Baasa 24, Elah his son 2, Omri 12, Ahab 22, Ahaziah his son 2, Jehoram his brother 12, Jehu 28, Jehoahaz 17, Jehoash his son 16, Jeroboam his son 41the total is 350 (sic.). And [with] Menachem son of Gadi 10, Pekahiah his son 2, Pekah son of Remaliah 20, and Hoshea son of Elah 9 years, the total is 391, but Hoshea’s last year is not counted because in Hoshea’s ninth year, Samaria was captured and Hoshea was counted
as having reigned 8 years, leaving a total of 390. The forty years that the kings of Judah sinned after the exile of Sannecherib until [the prophecy of] this chapter was said to Ezekiel are delineated below, and I did not find it necessary to explain them. This is not found in other editions.) (Rashi http://www.chabad.org/library/bible_cdo/aid/16102)
«Выучил я от отцов, что не следует беспокоиться о двух вещах: о том, что можно исправить, и о том, что исправить нельзя. То, что можно исправить, надо исправлять, о чем тут беспокоиться? А тому, что исправить нельзя, беспокойство уже не поможет» (раби Яхиэль Михаль из Злочева)