«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.» Ин. 15:12
Любить друг друга - это заповедь Мессии. Это не предложение на наше усмотрение, хочу буду люблю, хочу нет. И любить всех!
ПОЧЕМУ БОГ СКАЗАЛ ЛАВАНУ ВО СНЕ НЕ ГОВОРИТЬ ИАКОВУ НИ ДОБРОГО, НИ ХУДОГО?
«И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого.» (Быт. 31:24)
не говори Яакову ни доброго, ни худого (пен тедабер им Яаков ми-тов ад-ра) - Все доброе от нечестивых худо для праведных [Йевамот 103 б]. (По: Раши http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda07_4.htm)
«Любое добро злодеев – говорит раби Йоханан, - оборачивается злом для праведников», об этом Всевышний сказал во сне Лавану, нагонявшему Якова и его семью: «Остерегайся, чтобы не говорить Якову ни хорошего, ни плохого».[1] Ладно, предостеречь против злого – это можно понять, но почему доброе нельзя? А потому, что даже в хорошем, исходящем от злодея – дух нечистоты.[2]
Дерево, чьи плоды были запрещены Адаму и Хаве, называлось Дерево Познания Добра и Зла. Раби Пинхас бен Йяир отмечает, что это уже после того, как человек отведал его плодов, однако раньше оно называлось попросту – Дерево. Но почему и здесь упоминается и Добро, и Зло. Всевышний предостерегает, чтобы от этого дерева не брать ничего, ни добра, ни зла. Как и в случае с Лаваном! Но почему бы не воспользоваться хорошим, отбросив плохое?
Дело вот в чём, - говорит раби Элияу Деслер,- любая вещь, укоренённая во зле, и дурная по своей сути, всё, даже свои добротные на первый взгляд плоды, наделяет дурной начинкой, ибо невозможно, чтобы ядовитый, дурной корень породил что-либо действительно доброе.
Потому так и называется – Дерево познания Добра и Зла, что даже блёстки святости в нём имеют дурное наполнение. Вкушая его плоды, человек неизбежно вместе с хорошим впитывает в себя и плохое.
Лаван а-арами, ненавидя Якова в глубине сердца, не мог говорить Якову вещи действительно добрые, и всё выглядящее приемлемым и хорошим в его устах несёт Якову беду. Ведь что бы ни исходило от Лавана, берёт начало из дурного корня – злого сердца. (Из книги «Михтав ми-Элияу» раби Элияу Деслера http://toldot.ru/blogs/akrasilschikov/akrasilschikov_1437.html)
КАК АНГЕЛ БЛАГОСЛОВИЛ ИАКОВА?
«И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.» (Быт. 32:26-28)
... «Ведь ангел не благословил Яакова, а лишь дал ему новое имя «Исраэль». Где же благословение?»
Автор книги объясняет это так: «Имя "Исраэль" состоит из букв шир-Эль («Песнь Богу»); в этом и состоит благословение Яакову – он всегда будет воспевать Всевышнего». На самом деле ангел сказал ему: «Вот мое благословение: ты достигнешь такого уровня, что всегда будешь воспевать Господа! В любой ситуации ты будешь воспевать Всевышнего, а это самая высшая ступень, доступная в этом мире!»
Ведь воспевать, благодарить и прославлять Всевышнего, благословен Он, – это и есть цель существования народа Израиля, как сказано у пророка Йешаяѓу: «Народ, который создал Я Себе, чтобы рассказать о славе Моей» (Йешаяѓу 43:21). Другими словами, Всевышний создал евреев, чтобы они рассказывали и распространяли вести о чудесах, творимых Всевышним, и благодарили Его, следуя путем благодарности и благодарения. (Из книги рава Шалома Аруша «Врата благодарности» http://www.breslev.co.il)
О ИАКОВЕ
«Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран,» Быт. 28:10
Спрашивает Раши: «и Яаков вышел» - достаточно сказать, что он пошел в Харан, какое значение имеет, что он вышел? Зачем об этом говорить?
В действительности это говорит нам, что выход праведника из какого-то места оказывает на это место воздействие. Когда праведник находится в городе, он великолепие этого города, его блеск, его величие. Если праведник покидает город, и его великолепие, и его, блеск, и его пышность исчезают. (Раввин Йехонасан Гефен http://toramizion.ru/vaecze-(r.jexonasan-gefen).html)
- - -
«Правда не станет более истинной, если весь мир соглашается с ней, или менее истинной, если весь мир с ней не соглашается». (Рамбам)
ЕСЛИ ВЫ УПАЛИ...
«Не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня. Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его.» (Мих. 7:8-9)
Ведь есть души, которым кажется, будто они упали настолько, что Б-г их оставил, что в их месте Он не присутствует…
Но и они должны понять и поверить, что и в их месте присутствует Всевышний – ведь весь мир наполнен Его Славой!