Когда мы совершаем святые, праведные дела, мы ОТКРЫВАЕМ БОГА в этом мире, мы показываем, что Он живет в наших сердцах!
ИЗМЕНЯТЬ СЕБЯ, А НЕ ИЗМЕНЯТЬ ЖЕНУ!
Мужу не нужно изменять жену. Нужно изменять себя. Муж станет лучше - и жена лучше. Жена - зеркало мужа. Кто из праведных мужей в Библии "улучшал" жену? Они служили Богу, и праведные жены были помощниками.
«Вся слава дщери Царя внутри...» Пс. 44:14
"Вся слава царской дочери внутри"
Женщина рождается более завершенной, чем мужчина, и этим определяется ее склонность к стабильности, неизменности, сохранению домашнего очага и стремление к законченности и совершенству во всем, что она делает. Она не терпит неупорядоченности и старается сохранить сложившийся порядок вещей.
Скромность, немногословность и желание остаться незамеченной, присущие праведным женщинам, проистекают от осознания силы и величия своей души, которая не способна найти свое правильное выражение в материальном мире и может влиять лишь косвенно, а не напрямую, влиять, рожая и воспитывая детей, влиять, поддерживая своего мужа во всех благородных начинаниях, влиять твердостью духа, а не за счет физической силы или занимаемого положения в обществе. "Вся слава царской дочери внутри" (Тегилим 45:14) – во внутреннем
мире, который остается нераскрытым для других. Труд женщины незаметен, и ее часто забывают похвалить. "Воздайте ей от плодов рук ее и восхвалите в воротах города дела ее" – напоминает всем нам царь Шломо в своих Притчах.
Способность быть сосудом, в котором новая жизнь зарождается, вызревает и появляется на свет как самое великое чудо, также свидетельствует о высокой степени совершенства, заложенной в природе женщины. (рав Зеев Мешков http://midrasha.net/article.php?id=3135)
С КЕМ БЕСЕДОВАЛ ИСААК В ПОЛЕ?
«При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды.» Быт. 24:63
Поразмыслить - точнее: беседовать
С кем мог беседовать Исаак в поле? С Богом.
"Беседовать - это не просить, а изливать перед Ним то, что на душе (Авода Зара 7б), то, что не поведаешь ни одному человеку, и то, на что сам не найдешь ответа.<...> Куда бы ни шел Ицхак изливать перед Вс-вышним свою душу, он ощущал там запах иного мира, о чем свидетельствует его восклицание, вырвавшееся у него перед тем, как он благословил Яакова: "И ощутил запах одежд его, и сказал: "Смотри-ка запах сына моего как запах поля, которое благословил Б-г". Того поля, куда Ицхак приходил молиться." (рав Дов Бигон http://midrasha.net/article.php?id=1990)
ПОЧЕМУ СОЛОМОН, А НЕ АДОНИЯ?
Натан однозначно обвиняет Давида в содеянном, и в качестве наказания первый сын Давида от Батшевы умирает в младенчестве. Кроме того, Aдониягу был прекрасной альтернативой Шломо. Aдониягу обладал целым рядом достоинств:
1) Он был первенцем Давида;
2) До сих пор его действия не вызывали ни малейшего упрека;
3) Он был «самым красивым юношей» (имеется в виду как внешняя, так и внутренняя красота);
4) Другие наследники Давида и еврейский народ в целом поддерживали его кандидатуру;
5) Шломо был на тот момент совсем еще мальчиком.
Несмотря на это, Давид понимал, что царствовать должен Шломо. Царствование сына от Батшевы должно было стать реализацией концепции «возвращения и раскаяния»: любое преступление может быть искуплено при условии искреннего раскаяния, и в результате грех будет полностью стерт; сын, появившийся на свет, казалось бы, в результате совершенного греха, сможет подняться выше всех остальных и стать царем. Именно это, говорят наши Мудрецы, должно было стать великим уроком и следствием из истории Давида и Батшевы.
(рав Йосеф Кармель http://midrasha.net/article.php?id=3570)
ОТ ПРАВЕДНИКОВ РОЖДАЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО ПРАВЕДНИКИ, НО И ЗЛОДЕИ
"И вот потомство Ицхака..." Раши утверждает, что Тора намеренно подчеркивает, что у Ицхака - два сына и его потомком является не только Яаков, но и Эсав. От праведников рождаются не только праведники, но и злодеи. То же самое произошло и в семье отца Ицхака, Авраама. У Авраама родился не только Ицхак, но и Ишмаэль. Этой печальной закономерности положил конец Яаков - все его дети были праведниками и, если и совершали неверные поступки, то глубоко раскаивались в них, а не становились на путь злодейства. Из того,
что у Авраама и у Ицхака были дети-злодеи, мы можем выучить одно общее правило: любой процесс развития происходит как отбор и отсеивание, выявление плохого и выбор хорошего. Многие из тех плодов, которые мы берем в руки, покрыты скорлупой или кожей, которую необходимо разбить или очистить для того, чтобы съесть плод. Так и народ Израиля - он появляется на свет в результате длительного очищения от примесей и всего ненужного. (рав Дов Бигон http://midrasha.net/article.php?id=1887)
"Почему же столько людей не могут жениться? Такое число разводов? Разве Всевышний – садист? Нет!! Причина в эгоизме самих людей и в желании только получать..." (Меир Левин) https://www.facebook.com/david.shenkar
РАСТОРОПНОСТЬ
Бездельник, например, пусть уяснит себе, что безделье происходит от пустых разговоров, и кто принимается за пустые разговоры, лишает себя Учения, молитвы и всяческого блага. Поэтому пусть расторопно избегает любителей пустой болтовни, пусть не водит с ними компанию, — и тем обретет лекарство от этой хвори. И так же пусть поступит со всеми своими дурными качествами: сначала постарается понять их основу и разрушить ее, — так он снимет со своих глаз тьму, застилающую свет его души. Для всего этого необходима
расторопность, ибо если полениться выкорчевать дурные качества, они распространятся и расцветут в сердце настолько, что и невозможно будет от них избавиться. (Орхот цадиким http://toldot.ru/tora/articles/articles_2982.html)
ИАКОВ И ЭЙСАВ
Проблема отношений между братьями, возникшая и быстро и трагически разрешившаяся во втором поколении человечества (Каин и Авель), остается острой и в семье Авраама, которому Б-г велит слушаться голоса Сары и прогнать из дома старшего сына Ишмаэля. Ицхак мечтает реализовать братский союз между своими сыновьями. Предназначая благословение всеми благами этого мира Эсаву, он задумывает тандем, в котором старший является опорой младшему, завоевывающему высшие миры. И только Ривка знает, что это невозможно - по природе
Эсава, который ничего не даст Яакову, и по небесному определению, что они должны разойтись и двигаться разными путями. Так вместо братской привязанности возникает вечная вражда. "Галаха: Эсав ненавидит Яакова", - говорится в Талмуде. Но замысел Ицхака поставить старшего на страже младшему не провалился. Парадоксальным образом, он осуществляется противоположным образом: неистребимая ненависть потомков Эсава к народу, порожденному Яаковом, служит нам защитным механизмом. И как только Израиль норовит сойти с пути
жизни, злобный мир антисемитизма, как бешеный пес, бросается на нас и загоняет обратно! (Д-р Зеев Дашевский http://midrasha.net/article.php?id=3744)
ПОЧЕМУ ИАКОВ НАРЕК ИМЯ МЕСТУ ТОМУ: МАХАНАИМ?
«Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим.» Быт. 32:2
"И назвал имя тому месту Маханаим" (там же, 32:3). Слово "маханаим" - это двойственное число от слова "стан". А "ангел" - греческий перевод ивритского слова "малах", т.е. "посланец". Возвращаясь в ту Землю, которая только и является местом, предназначенным для потомков Яакова, наш праотец дает месту встречи имя, обозначающее, что стан его Дома равноценен стану ангелов в том, что каждый из них выполняет свою Б-жественную миссию на своем месте! (Д-р Зеев Дашевский http://midrasha.net/article.php?id=3744)
ПРИШЕЛ ЛИ ИАКОВ К ЭЙСАВУ В СЕИР?
«пусть господин мой пойдет впереди раба своего, а я пойду медленно, как пойдет скот, который предо мною, и как пойдут дети, и приду к господину моему в Сеир.» Быт. 33:14
Мудрецы наши говорят: "Можете просмотреть все книги Танаха и не найдете даже намека на то, что Яаков пришел когда-нибудь к Эсаву в Сеир. Но разве можно предположить, что Яаков, который говорит только правду, обманул своего брата? Когда же тогда он сдержал свое слово и пришел на гору Сеир? Это должно состояться в будущем, как сказано: "И взойдут спасшиеся на гору Цион, чтобы судить гору Сеир (Берешит Раба, 78:14). Т.е. в конце времен, собравшись у горы Цион и обретя силу, потомки Яакова придут к горе Сеир, чтобы
положить конец власти, установленной потомками Эсава во всем мире. Но почему же Яаков, стремившийся положить конец конфликту, отказывается от его урегулирования на дружеской основе, предполагающей равноправие, взаимоуважение и даже взаимовыручку. Он предпочитает раздельное существование без всякой гарантии того, что гнев Эсава не вспыхнет вновь и он не попытается силой или хитростью одолеть брата. ( рав Дов Бигон http://midrasha.net/article.php?id=1982)
"ЕСЛИ Я ЗАБУДУ ТЕБЯ, ИЕРУСАЛИМ..."
«Если я забуду тебя, Иерусалим, - забудь меня десница моя;» Пс. 136:5
Однако, чем отчетливее виден свет, распространяющийся из Циона и Йерушалаима, тем отчаяннее сопротивление сил тьмы, которые не могут вынести его — подобно кроту или летучей мыши, они привыкли передвигаться, не пользуясь глазами. И вот со всех концов земли раздаются возгласы, подобные крику полчищ, собиравшихся в древние времена на войну под стены города: «Разрушайте, разрушайте его до основания!» (Теилим, 1 37). «Но мечтам злодеев не дано сбыться. Сидящий на небесах смеется. Б-г насмехается
над ними... Сокрушишь их посохом железным, как изделия горшечника, разобьешь их» (Теилим, 2). «Ибо не покинет Б-г народ Свой, не оставит удела Своего» (Теилим, 94). «Йерушалаим! Горы вокруг него, и Б-г вокруг народа Своего издревле и навеки» (Теилим, 125). (рав Дов Бигон http://midrasha.net/article.php?id=3240)