2 «Попытаешь
слово — тебе досадишь; но в чьих силах сдержать речь? 3 Бывало,
многих ты вразумлял, возвращал ослабевшей длани мощь, 4 поднимало
падшего слово твое, и колено дрожащее ты укреплял. 5 А
дошло до тебя — и ты без сил, коснулось тебя — и ты смущен? 6 Не
страх ли Божий — надежда твоя, не праведность ли твоя — упованье твое? 7 Припомни: когда чистый погиб и где справедливый был стерт? 8 Насколько я видел, пахарь беды и сеятель зол пожнут посев. 9 От дуновенья Божья сгинут они, истают от дыханья гнева
Его. 10 Глас льва, и рычащего зык, и зубы львят исчезнут; 11 и погиб без добычи ярый лев, и рассеяны отродья львицы. 12 И прокралось слово ко мне — лишь отзвук до уха дошел — 13 при раздумьях от видений, в ночи, когда сон людей бывает
глубок; 14 схватил меня страх, и дрожь кости мои сотрясла, 15 и овеял лицо мое дух, и дыбом поднялись власы. 16 И
стал пред очами зрак, — не распознать вида его, — лишь повеяло, и слышу
слова: 17 "Человек ли пред Богом прав, пред Творцом
своим чист ли муж? 18 Вот, не верит Он и Слугам Своим,
и в Ангелах обличает порок. 19 Что сказать о тех, чей дом
из глины и стоит на пыли? Их раздавят, как моль, 20 к
вечеру их рассекут, они сгинут — не приметит никто. 21 Исторгается
у шатра их вервь, и не в мудрости умирают они". 5
Взывай же! Кто даст ответ? Кого из Святых призовешь? 2 Так,
глупца убивает гнев, и неискусного губит пыл. 3 Я видел:
возрастал глупец, но вдруг иссохла пажить его; 4 нет
счастья его сынам, у врат их бьют, не поможет никто, 5 и
жатву их алчный пожрал, и снопы их бедность берет, скудость съедает
добро. 7 Не из праха растет беда, и не из почвы восстает
скорбь; но рожден человек страдать, как искры — возлетать ввысь.[*] 8 Но я бы к Силе Божьей воззвал и Богу вверил бы дело мое, 9 Творящему скрытое от ума и дивные без меры дела, 10 Дающему
дождь на лицо земли, Посылающему воды на лицо полей, 11 Возвышающему
тех, кто пал, — и спасаются те, кто скорбят, — 12 Разрушающему
умысел хитрецов, так что руки их затеянного не совершат, 13 Уловляющему
лукавцев в их же сеть, — и умысел мудрых посрамлен: 14 среди
бела дня найдет на них мрак, и в полдень собьются они с пути; 15 Бог
избавляет от меча, и от лжи, и от рук насильников того, кто нищ, — 16 и
немощному надежда есть, и злоба затворяет свои уста. 17 Так,
блажен, кого обличит Бог, и наказанья от Крепкого[*]
не отвергай! 18 Ибо Он уязвит, и Он исцелит, Он бьет,
и врачуют руки Его. 19 В шести бедах спасет тебя, и
в седьмой не коснется тебя зло; 20 голод избавит от смерти
тебя и на войне — от силы меча. 21 От злого языка будешь
укрыт, и не убоишься прихода нужды. 22 Нужде и гладу
посмеешься ты, и зверя земли не страшись: 23 ибо с камнями
поля у тебя союз, и зверь поля в мире с тобой. 24 И
узнаешь, что дом твой цел, оглядишь двор твой — и ущерба ни в чем, 25 и
узнаешь, что обильно потомство твое, и отпрыски твои, как трава земли. 26 Созрев до конца, сойдешь ты в гроб, как сноп, что собран
во время свое. 27 Ибо вот, мы это испытали, и верно
все; услышь и ты и заметь для себя!»
6 И ответил Иов, и сказал:
2 «Если бы взвесить скорбь мою и боль мою положить на весы! 3 Тяжелее она, чем песок морей; оттого и дики слова мои! 4 Ибо стрелы Крепкого настигли меня, и дух мой ядом их напоен,
и ужасы Божьи мне грозят. 5 Ревет ли дикий осел на траве,
и мычит ли бык над кормом своим, 6 и пресное ли без соли
едят, и есть ли вкус в белке яйца? 7 Да, чем гнушается
душа моя, то дано мне в тошную пищу мою! 8 О, когда
бы сбылась просьба моя и надежду мою исполнил Бог! 9 Соизволил
бы Он сокрушить меня, простер бы руку Свою сразить меня! 10 Тогда
была бы отрада мне, и я веселился бы средь муки злой! Ибо слов Святого
не предал я. 11 Что моя сила, чтоб терпеть и ждать,
и что моя цель, чтобы длить жизнь? 12 Разве твердость камней
— твердость моя и разве из меди плоть моя! 13 He ушла
ли помощь моя от меня и разве осталась опора мне? 14 Кто
друга своего не жалеет в беде, тот оставляет пред Крепким страх. 15 Ненадежны
братья мои, как поток и как вешние воды, что скоро сойдут. 16 Ручьи
мутнеют от талого льда и принимают в себя снег, — 17 но
в летнее время пропадают они и в жару исчезают с лица земли. 18 Люди
отходят от пути своего, заходят в пустыню и гибнут там: 19 караваны
из Темы ищут ручей, путники из Савы уповают на него, 20 но
посрамлены они в надежде своей, приходят на место и терпят стыд. 21 Вот
что стали вы для меня! Увидели ужас, и страх вас взял. и заплатите за
меня от ваших щедрот"? 23 Говорю ли: "Вырвите из рук врага,
из рук злодеев искупите меня"? 24 Вы наставьте меня, и я
замолчу; и в чем я неправ, скажите мне! 25 Разве обидит
правдивая речь? Но что укоризна одного из вас? 26 Думаете
ли словами вершить суд, а слова отчаявшегося — ничто? 27 Вы
мечете жребий о сироте, и друга своего продаете вы. 28 Ныне
соизвольте вглядеться в меня: что же, лгу ли я вам в лицо? 29 Отступитесь,
да не будет зла, отступитесь же — ведь я прав! 30 Разве
на языке моем ложь, не распознает худого моя гортань? 7
Не повинность ли несет человек на земле, и не срок ли наемника — срок его? 2 Как раб, что изнывает по тени ночной, и наемник, что ждет
платы своей, 3 так и я принял месяцы зла, и ночи скорби
отсчитаны мне. 4 Ложась, думаю: "Скорей бы мне встать!" —
и ворочаюсь от вечера до утра. 5 В червях и язвах тело мое,
и на коже моей струп и гной. 6 Мелькают мои дни, как ткацкий
челнок, и без упованья спешат к концу. 7 Вспомни, что
дуновение — жизнь моя; уж не видать счастья глазам моим! 8 Видящий
больше не увидит меня: воззрят Твои очи, а меня — нет. 9 Редеет
облако, уходит оно: так сошедший долу не выйдет вспять. 10 В
дом свой не вернется он, и место его не вспомнит о нем. 11 Потому
не удержу я уст моих, и в утеснении духа моего скажу, и пожалуюсь в
удручении души моей! 12 Разве я пучина и разве я Змий,[*]
что Ты приставляешь ко мне дозор? 13 Чуть помыслю: "Утешит
меня постель моя, и подымет мою горесть ложе мое", — 14 как
Ты снами ужасаешь меня и наводишь на меня морок ночной! 15 Не
дышать хотела бы моя душа; лучше смерть, чем моя боль! 16 Довольно
с меня! Не вечно мне жить. Отступи от меня! Мои дни — вздох. 17 Что
есть человек, что Ты отличил его,[*]
занимаешь им мысли Твои, 18 каждое утро вспоминаешь о нем,
испытуешь его каждый миг? 19 Когда отведешь Ты от меня взор,
отпустишь меня сглотнуть слюну? 20 Пусть я погрешил, —
Тебе что я сделал, Соглядатай мой? Зачем Ты поставил меня, как цель для стрел,
и сам для себя я в тягость стал? 21 Почему Ты не простишь
мой грех и не взглянешь мимо вины моей? Ибо ныне во прах ложусь я:
будешь искать меня, а меня — нет».
5:7 …как искры — возлетать ввысь. В подлиннике «сыны Рэшэфа».
Рэшэф — древнее ханаанейское олицетворение огня, пламени, жара, а поэтому
и того «жара», который бывает у больного человека.
В нашем переводе принято истолкование древних таргумов и Ибн-Эзры: «сыны
Рэшэфа», то есть сыны огня — метафора понятия «искры». Другая интерпретация,
отразившаяся в Септуагинте, требует переводить «птицы».
5:17 …от Крепкого… Здесь и ниже старославянским эпитетом «Крепкий»
(в приложении к Богу и в значении «сильный» — ср. «Святый
Боже, Святый Крепкий…») передано характерное для Книги Иова очень древнее и очень
загадочное имя Бога «Шаддай», по-видимому, этимологически связанное с идеей
всесокрушающей мощи.
Традиционный перевод «Всемогущий» предполагает абстрактно-догматический уровень
мышления о Боге, чуждый ветхозаветной архаике.
7:12 …разве я пучина и разве я Змий? Морская пучина и морское
чудище («таннин») выступают в Библии как символы побежденного Богом,
но не укрощенного хаоса. Поэтому Бог и должен к ним «приставлять
дозор», чтобы они не вышли из повиновения.
7:17 Что есть человек, что Ты отличил его… — Проникнутое трагической
иронией воспоминание о псалме 8, который славит место человека в Божьем
мире:
«…Что есть
человек, что Ты помнишь о нем, или сын человека, что Ты печешься
о нем? Ты сделал его немного меньше богов, славой и достоинством
его увенчал, дал власть над творениями рук Твоих,
и все положил к ногам его!»
Оба древнееврейских поэта согласны в том, что человеку уделено
в планах Бога неимоверно важное место. Но если в псалме это причина
для ликования, то в Книге Иова — причина для ужаса.
Буду
очень благодарен как за молитвенную, так и за материальную поддержку.
О последней можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.