Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Иов, 4-7: Первая речь Элифаза и ответ Иова / 9.IV.21 пт


=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой —
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 9 апреля 2021 года, пятницу.

(Это 26-й день Великого поста у православных христиан.)

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/job04-7.htm.

Продолжаем чтение книги Иова (главы 4–7).

Перевод и примечания С.С. Аверинцева.

Этот текст на церковнославянском

Синодальный перевод

"Современный русский перевод": без разбиения на абзацы / без примеч.  + аудио!

Перевод п/р. М.Кулакова

Перевод "Новый перевод на русский язык" ("Слово жизни"): "Новый перевод"

Септуагинта (греческий текст)

К
о
м
м
е
н
т
а
р
и
и

к

к
н
и
г
е:

 
М.Г.Селезнев (предисл. к переводу 2000 г.) +
У.Брюггеман + "Новая Иерусалимская Библия"
+ Эл. еврейская энциклопедия
+ Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии
+ Ф. Ринекер и Г. Майер + список комм. на blagovestnik.org

Из "Библиологического словаря"
свящ. Александра Меня
+ из его же книги "Исагогика"
из его же книги "На пороге Нового Завета"
+ в его кн. "Как читать Библию"

Ф.Н. Козырев. Искушение и победа Святого Иова
+ Д.Щедровицкий


к

гла-
вам:

из 'Брюссельской' Библии и из "Толковой Библии Лопухина" —
см. "Комментарии:" после текста на bible-center.ru

Библейский культурно‐исторический комментарий

Д.Щедровицкий

Книга Иова

 

4 И ответствовал Элифаз из Темана, и сказал:
«Попытаешь слово — тебе досадишь;
но в чьих силах сдержать речь?
Бывало, многих ты вразумлял,
возвращал ослабевшей длани мощь,
поднимало падшего слово твое,
и колено дрожащее ты укреплял.
А дошло до тебя — и ты без сил,
коснулось тебя — и ты смущен?
Не страх ли Божий — надежда твоя,
не праведность ли твоя — упованье твое?
Припомни: когда чистый погиб
и где справедливый был стерт?
Насколько я видел, пахарь беды
и сеятель зол пожнут посев.
От дуновенья Божья сгинут они,
истают от дыханья гнева Его.
10 Глас льва, и рычащего зык,
и зубы львят исчезнут;
11 и погиб без добычи ярый лев,
и рассеяны отродья львицы.
12 И прокралось слово ко мне —
лишь отзвук до уха дошел —
13 при раздумьях от видений, в ночи,
когда сон людей бывает глубок;
14 схватил меня страх, и дрожь
кости мои сотрясла,
15 и овеял лицо мое дух,
и дыбом поднялись власы.
16 И стал пред очами зрак, —
не распознать вида его, —
лишь повеяло, и слышу слова:
17 "Человек ли пред Богом прав,
пред Творцом своим чист ли муж?
18 Вот, не верит Он и Слугам Своим,
и в Ангелах обличает порок.
19 Что сказать о тех, чей дом
из глины и стоит на пыли?
Их раздавят, как моль,
20 к вечеру их рассекут,
они сгинут — не приметит никто.
21 Исторгается у шатра их вервь,
и не в мудрости умирают они".
5 Взывай же! Кто даст ответ?
Кого из Святых призовешь?
Так, глупца убивает гнев,
и неискусного губит пыл.
Я видел: возрастал глупец,
но вдруг иссохла пажить его;
нет счастья его сынам,
у врат их бьют, не поможет никто,
и жатву их алчный пожрал,
и снопы их бедность берет,
скудость съедает добро.
Не из праха растет беда,
и не из почвы восстает скорбь;
но рожден человек страдать,
как искры — возлетать ввысь.[*]
Но я бы к Силе Божьей воззвал
и Богу вверил бы дело мое,
Творящему скрытое от ума
и дивные без меры дела,
10 Дающему дождь на лицо земли,
Посылающему воды на лицо полей,
11 Возвышающему тех, кто пал, —
и спасаются те, кто скорбят, —
12 Разрушающему умысел хитрецов,
так что руки их затеянного не совершат,
13 Уловляющему лукавцев в их же сеть, —
и умысел мудрых посрамлен:
14 среди бела дня найдет на них мрак,
и в полдень собьются они с пути;
15 Бог избавляет от меча, и от лжи,
и от рук насильников того, кто нищ, —
16 и немощному надежда есть,
и злоба затворяет свои уста.
17 Так,
блажен, кого обличит Бог,
и наказанья от Крепкого[*] не отвергай!
18 Ибо Он уязвит, и Он исцелит,
Он бьет, и врачуют руки Его.
19 В шести бедах спасет тебя,
и в седьмой не коснется тебя зло;
20 голод избавит от смерти тебя
и на войне — от силы меча.
21 От злого языка будешь укрыт,
и не убоишься прихода нужды.
22 Нужде и гладу посмеешься ты,
и зверя земли не страшись:
23 ибо с камнями поля у тебя союз,
и зверь поля в мире с тобой.
24 И узнаешь, что дом твой цел,
оглядишь двор твой — и ущерба ни в чем,
25 и узнаешь, что обильно потомство твое,
и отпрыски твои, как трава земли.
26 Созрев до конца, сойдешь ты в гроб,
как сноп, что собран во время свое.
27 Ибо вот,
мы это испытали, и верно все;
услышь и ты и заметь для себя!»
6 И ответил Иов, и сказал:
«Если бы взвесить скорбь мою
и боль мою положить на весы!
Тяжелее она, чем песок морей;
оттого и дики слова мои!
Ибо стрелы Крепкого настигли меня,
и дух мой ядом их напоен,
и ужасы Божьи мне грозят.
Ревет ли дикий осел на траве,
и мычит ли бык над кормом своим,
и пресное ли без соли едят,
и есть ли вкус в белке яйца?
Да, чем гнушается душа моя,
то дано мне в тошную пищу мою!
О, когда бы сбылась просьба моя
и надежду мою исполнил Бог!
Соизволил бы Он сокрушить меня,
простер бы руку Свою сразить меня!
10 Тогда была бы отрада мне,
и я веселился бы средь муки злой!
Ибо слов Святого не предал я.
11 Что моя сила, чтоб терпеть и ждать,
и что моя цель, чтобы длить жизнь?
12 Разве твердость камней — твердость моя
и разве из меди плоть моя!
13 He ушла ли помощь моя от меня
и разве осталась опора мне?
14 Кто друга своего не жалеет в беде,
тот оставляет пред Крепким страх.
15 Ненадежны братья мои, как поток
и как вешние воды, что скоро сойдут.
16 Ручьи мутнеют от талого льда
и принимают в себя снег, —
17 но в летнее время пропадают они
и в жару исчезают с лица земли.
18 Люди отходят от пути своего,
заходят в пустыню и гибнут там:
19 караваны из Темы ищут ручей,
путники из Савы уповают на него,
20 но посрамлены они в надежде своей,
приходят на место и терпят стыд.
21 Вот что стали вы для меня!
Увидели ужас, и страх вас взял.
и заплатите за меня от ваших щедрот"?
23 Говорю ли: "Вырвите из рук врага,
из рук злодеев искупите меня"?
24 Вы наставьте меня, и я замолчу;
и в чем я неправ, скажите мне!
25 Разве обидит правдивая речь?
Но что укоризна одного из вас?
26 Думаете ли словами вершить суд,
а слова отчаявшегося — ничто?
27 Вы мечете жребий о сироте,
и друга своего продаете вы.
28 Ныне соизвольте вглядеться в меня:
что же, лгу ли я вам в лицо?
29 Отступитесь, да не будет зла,
отступитесь же — ведь я прав!
30 Разве на языке моем ложь,
не распознает худого моя гортань?
7 Не повинность ли несет человек на земле,
и не срок ли наемника — срок его?
Как раб, что изнывает по тени ночной,
и наемник, что ждет платы своей,
так и я принял месяцы зла,
и ночи скорби отсчитаны мне.
Ложась, думаю: "Скорей бы мне встать!" —
и ворочаюсь от вечера до утра.
В червях и язвах тело мое,
и на коже моей струп и гной.
Мелькают мои дни, как ткацкий челнок,
и без упованья спешат к концу.
Вспомни, что дуновение — жизнь моя;
уж не видать счастья глазам моим!
Видящий больше не увидит меня:
воззрят Твои очи, а меня — нет.
Редеет облако, уходит оно:
так сошедший долу не выйдет вспять.
10 В дом свой не вернется он,
и место его не вспомнит о нем.
11 Потому не удержу я уст моих,
и в утеснении духа моего скажу,
и пожалуюсь в удручении души моей!
12 Разве я пучина и разве я Змий,[*]
что Ты приставляешь ко мне дозор?
13 Чуть помыслю: "Утешит меня постель моя,
и подымет мою горесть ложе мое", —
14 как Ты снами ужасаешь меня
и наводишь на меня морок ночной!
15 Не дышать хотела бы моя душа;
лучше смерть, чем моя боль!
16 Довольно с меня! Не вечно мне жить.
Отступи от меня! Мои дни — вздох.
17 Что есть человек, что Ты отличил его,[*]
занимаешь им мысли Твои,
18 каждое утро вспоминаешь о нем,
испытуешь его каждый миг?
19 Когда отведешь Ты от меня взор,
отпустишь меня сглотнуть слюну?
20 Пусть я погрешил, —
Тебе что я сделал, Соглядатай мой?
Зачем Ты поставил меня, как цель для стрел,
и сам для себя я в тягость стал?
21 Почему Ты не простишь мой грех
и не взглянешь мимо вины моей?
Ибо ныне во прах ложусь я:
будешь искать меня, а меня — нет».

5:7 …как искры — возлетать ввысь. В подлиннике «сыны Рэшэфа». Рэшэф — древнее ханаанейское олицетворение огня, пламени, жара, а поэтому и того «жара», который бывает у больного человека.
В нашем переводе принято истолкование древних таргумов и Ибн-Эзры: «сыны Рэшэфа», то есть сыны огня — метафора понятия «искры». Другая интерпретация, отразившаяся в Септуагинте, требует переводить «птицы».

5:17 …от Крепкого… Здесь и ниже старославянским эпитетом «Крепкий» (в приложении к Богу и в значении «сильный» — ср. «Святый Боже, Святый Крепкий…») передано характерное для Книги Иова очень древнее и очень загадочное имя Бога «Шаддай», по-видимому, этимологически связанное с идеей всесокрушающей мощи.
Традиционный перевод «Всемогущий» предполагает абстрактно-догматический уровень мышления о Боге, чуждый ветхозаветной архаике.

7:12 …разве я пучина и разве я Змий? Морская пучина и морское чудище («таннин») выступают в Библии как символы побежденного Богом, но не укрощенного хаоса. Поэтому Бог и должен к ним «приставлять дозор», чтобы они не вышли из повиновения.

7:17 Что есть человек, что Ты отличил его… — Проникнутое трагической иронией воспоминание о псалме 8, который славит место человека в Божьем мире:
«…Что есть человек, что Ты
помнишь о нем,
или сын человека, что Ты
печешься о нем?
Ты сделал его немного
меньше богов,
славой и достоинством его
увенчал,
дал власть над творениями
рук Твоих,
и все положил к ногам его!»
Оба древнееврейских поэта согласны в том, что человеку уделено в планах Бога неимоверно важное место. Но если в псалме это причина для ликования, то в Книге Иова — причина для ужаса.

Буду очень благодарен как за молитвенную, так и за материальную поддержку.
О последней можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник 
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«


В избранное