16
1 Потом я услышал громкий голос из Храма,
говоривший семи ангелам:
– Ступайте
и вылейте семь сосудов гнева Божьего на землю!
2 Вышел
первый и вылил свой сосуд на землю – и ужасные
и мучительные язвы напали на людей с клеймом зверя, поклоняющихся
его изображению.
3 Второй
вылил свой сосуд на море, и стало оно как кровь мертвеца, и всё живое
в море погибло.
4 Третий
вылил свой сосуд на реки и водные источники, и они превратились
в кровь. (5) И услышал
я, как говорил ангел вод:
– Ты прав, о Сущий
и Бывший, Святой, что так рассудил: 6 они пролили
кровь святых и пророков, и Ты дал им напиться
крови – они заслужили!
7 И я услышал,
как жертвенник говорил:
– Да, Господь Бог Вседержитель,
верны и правы Твои приговоры!
8 Четвертый
вылил свой сосуд на солнце, и солнцу было дано сжигать людей своим огнем.
(9) Люди сгорали от сильного жара
и проклинали имя Бога, повелевавшего такими напастями. Но они не раскаялись
и не воздали Ему славы.
10 Пятый
вылил свой сосуд на престол зверя, и его царство погрузилось во тьму.
Люди грызли себе языки от боли (11) и проклинали
Небесного Бога за боль и язвы. Но они не раскаялись в своих
делах.
12 Шестой
вылил свой сосуд на великую реку Евфрат, и высохла вода в ней,
чтобы открыть путь царям Востока. (13) Я увидел,
что из пасти дракона, из пасти зверя и изо рта лжепророка
выходят три нечистых духа, похожие на жаб. (14) Это духи
бесов, творящих знамения; они идут к царям всей вселенной, чтобы собрать
их на войну в великий День Бога Вседержителя.
15 “Вот,
Я приду внезапно, как вор. Счастлив тот, кто бодрствует и хранит
свои одежды, он не будет ходить нагим и никто не увидит его срамоты!"
16 И он собрал
царей в место, которое по-еврейски называется Армагеддон.
17 И седьмой
ангел вылил свой сосуд в воздух. Из Храма раздался громкий голос, который
шел от престола:
–
Сделано!
18 И были
молнии, клики, громы и землетрясение. Такого землетрясения еще не бывало
с тех пор, как появился на земле человек. (19) Великий
город раскололся на три части, города́ язычников рухнули. Бог вспомнил
о великой столице Вавилоне и дал ей чашу с вином Своего ярого
гнева. (20) И обратились в бегство
все острова, и гор больше не найти! (21) С неба
на людей пал град с градинами в четыре пуда. И люди проклинали
Бога за напасть с градом, потому что уж очень велика была та напасть!
17
1 Пришел один из семи
ангелов – тех, у которых были семь сосудов, и заговорил
со мной:
– Смотри,
я покажу тебе, какая кара ждет Великую Шлюху, сидящую у многих рек.
(2) С ней развратничали цари земли, и жители
земли упивались вином ее разврата.
3 Затем
он привел меня, охваченного Духом, в пустыню. Я увидел женщину,
сидевшую на красном звере, покрытом кощунственными именами. У зверя
было семь голов и десять рогов. (4) Женщина
была одета в пурпурные и алые одежды, она блистала золотом, драгоценными
камнями и жемчугом. В руке она держала золотую чашу, полную мерзости
и нечистот ее разврата. (5) На лбу
у нее написано имя, и оно тайна:
ВАВИЛОН,
ВЕЛИКАЯ СТОЛИЦА, МАТЬ ШЛЮХ И МЕРЗОСТЕЙ ЗЕМЛИ
6 Я увидел,
что женщина пьяна от крови народа Божьего и крови свидетелей Иисуса.
Увидев ее, я не мог прийти в себя от удивления. (7) Ангел
сказал мне:
– Почему ты удивился?
Я объясню тебе тайну женщины и зверя с семью головами и десятью
рогами, на котором она едет верхом. (8) Зверь,
которого ты видел, был, а теперь его нет. Но он скоро
выйдет из Бездны и придет себе на погибель. Жители земли, имена
которых не вписаны в книгу жизни со дня сотворения мира, будут
дивиться, когда увидят зверя, потому что он был, его нет и он будет.
9 Здесь
нужны ум и мудрость. Семь голов – это семь холмов, на которых
сидит эта женщина. Они же семь царей: (10) пять
уже погибли, один есть, а другой еще не пришел, и, когда придет,
ему недолго оставаться. (11) А зверь,
который был и которого нет, он восьмой; он из тех же, что
и те семеро, и идет к своей погибели. (12) Десять
рогов, которые ты видел, это десять царей, которые еще не получили
царства, но вместе со зверем получат царскую власть на один час.
(13) У них одна
цель, и свою силу и власть они отдадут зверю. (14) Они будут
воевать с Ягненком, и Ягненок их победит, потому что Он Господь
Господ и Царь Царей, и вместе с Ним будут те, кто Им призван,
Им избран, кто Ему верен.
15 Он говорит
мне:
– Реки, которые ты видишь, –
у них сидит Шлюха – это народы, то́лпы, племена и наречия.
(16) Эти десять
рогов, которые ты видел, и зверь возненавидят Шлюху, и разорят
ее, и оставят ее в наготе, они будут пожирать ее плоть и жечь
ее огнем. (17) Потому что Бог вложил
в их сердца желание исполнить Его замысел и в полном
согласии между собой отдать царскую власть зверю до тех пор, пока не свершатся
Божьи слова. (18) А женщина, которую
ты видел, это великая столица, которая царствует над царями земли.
16.2-19 Первая
напасть напоминает шестое египетское наказание (Исх 9.10-11), вторая и третья —
первое (Исх 7.20-21), пятая — девятое (Исх 10.22). 16.5ангел вод — см. прим.
к 14.18 [ — в еврейской традиции
ангелы ведали земными стихиями; в 1 Книге Еноха говорится об ангелах
грома, моря, снега, дождя и т. д.]. Но здесь, возможно, имеется
в виду третий ангел. 16.6 Ср.
Ис 49.26; Прем 11.17. 16.12 Евфрат —
см. прим.
к 9.14. [Река Евфрат была естественной границей
Римской империи, отделявшей ее от воинственных парфян, несших угрозу всему
цивилизованному миру тех времен. В 1 Книге Еноха злые ангелы подстрекают
парфян и мидян уничтожить Палестину.] 16.13 Жабы
и лягушки считались нечистыми животными (см. Лев 11.10). Ср. также
Исх 8.2. 16.14 творящих
знамения — см. прим.
к 13.13-15. [О появлении в последние времена
лжепророков, которые будут совершать чудеса и знамения, говорится в Мф 24.24.]
О том, что в последние дни враги народа Божьего соберутся на войну
против него, говорится в Иез 38 — 39; Зах 14, 1Енох
56.5-8; 90.13-19. 16.16 Армагедон
(точнее: "Хар-Магедон") — в переводе значит "гора
Магедон"; в других рукописях: "Армагеддон" — т. е.
город Магедон, который обычно понимают как город Мегиддо. Существует также
ряд других толкований. 16.19 Великий
город — здесь имеется в виду Рим, который дальше будет назван
Вавилоном. 16.20 Наступление
Суда Божьего сопровождается распадом физического мира, за которым последует
новое творение (см. также прим.
к 20.11: ["И уже не найти их" —
эти слова могут указывать на уничтожение старой вселенной и начало
творения Богом "нового неба и новой земли" (21.1), но могут
быть и поэтической метафорой, говорящей о благоговейном ужасе, который
испытывает всё творение, встречаясь лицом к лицу с Творцом]).
16.21 в четыре
пуда — буквально: "в талант", это мера веса
от 26 до 60 кг. 17.1Великая
Шлюха — т. е. Рим (ср.: пророк Наум называет столицу Ассирии Ниневию
"развратницей приятной наружности"(Наум 3.4). Многие считают, что прототипами
Великой Шлюхи послужили Иезавель, Клеопатра или жена императора Клавдия Валерия
Мессалина, продававшая свое тело в публичных домах Рима. У многих
рек — см. 17.15. Древний Вавилон, главный
враг Израиля в ВЗ, был расположен на каналах. 17.3на красном
звере — это зверь, вышедший из моря (см 13.1 и прим.
[у Даниила из моря выходят четыре зверя (лев, медведь,
леопард и зверь с десятью рогами), символизировавшие мировые империи;
здесь один зверь, соединивший в себе тех четырех и символизировавший
Римскую империю]). Кощунственные имена — см. прим.
к 13.1 [— римские императоры присваивали
себе титулы: Господь, Бог, Божественный, Спаситель]. 17.4пурпурные
и алые одежды — признак царской роскоши, так как красители,
которыми окрашивались ткани в эти цвета, были чрезвычайно дорогими.
17.5На лбу у нее
написано имя — вероятно, аллюзия на то, что римские куртизанки
носили головную повязку со своим именем. И оно — тайна —
т. е. имеет тайное значение. В старых переводах слово "тайна"
обычно включалось в имя Шлюхи. Вавилон — см. прим.
к 14.8 [— древняя столица Месопотамии,
ярого врага Израиля в ВЗ. В НЗ под Вавилоном понимается новый
враг народа Божьего, Церкви — Римская империя и ее столица
Рим (ср. 1Петр 5.13)]. 17.8 Зверь,
которого ты видел... — вероятно, прототипом зверя послужил
император Нерон, известный своими жестокими гонениями на христиан, которые
он предпринял, чтобы отвратить от себя подозрение в поджоге Рима.
В 66 г. он покончил жизнь самоубийством, но вскоре сложилась
легенда о воскресшем Нероне (Nero redivivus), говорившая, что Нерон
жив, скрывается в Парфии и скоро вернется с несметными войсками.
Для христиан Нерон — символ гонений. Сейчас его нет, но Иоанн
предвидит новые ужасные преследования в будущем. Возможно, он видит
воскресшего Нерона в Домициане. 17.9 семь
холмов — Рим расположен на семи холмах. В библейском
языке холм или гора — это символ власти. 17.9-11 семь
царей — нет единого толкования относительно того, кто имеется
в виду. Если это римские императоры, то шестым императором, который
"есть" и при котором, как традиционно считается, было
написано Откровение, должен быть Домициан, но он не шестой, а восьмой,
а если считать первым императором Гая Юлия Цезаря, то девятый (или одинадцатый,
или двенадцатый, если считать правивших очень короткое время Гальбу, Отона
и Вителлия). Вероятнее всего, число семь символично и означает не конкретных
императоров или империи, а мировые периоды: пять уже прошло, теперь
шестой, а остался только один — седьмой (во 2 Книге
Ездры история делится на двенадцать периодов, из которых девять с половиной
уже прошло). 17.12 десять царей —
вероятно, приспешники зверя, которым он даст царскую власть. Десять тоже
символическое число, здесь оно обозначает полноту власти служителей Антихриста.
17.13 на один час — т.
е. на очень короткое время. 17.16 пожирать
ее плоть — ср. рассказ об Иезавели, которую пожрали
собаки (4Цар 9.36).