141 Вот наделы,
которые были даны израильтянам в Ханаане. Жрец Элеазар, Иисус Навин и главы
родов израильских племен распределили эти наделы 2 по жребию
между девятью с половиной племенами Израиля, как повелел Господь через Моисея.
3 Двум
с половиной племенам Моисей уже выделил наделы в Заиорданье. Левитам
он надела не дал. 4 Потомки Иосифа образовали два племени
Манассии и Ефрема. (Левитам земель не дали лишь города
для жительства и пастбища для скота.)
5 Израильтяне
сделали так, как Господь повелел Моисею: разделили землю между собой.
14:1 Элеазар
сын и преемник Аарона, первого верховного жреца израильтян (Числ 20:25—28).
14:4Левитам
земель не дали лишь города для жительства и пастбища
для скота. Этот текст сочетает две традиции. Согласно
одной, левитам не положено никаких земель, так как их доля
жертвы Господу (ИисНав 13:14,33; 14:3), а согласно другой (ИисНав 21),
левиты получают 48 лучших городов Палестины.
14:6-15 В Числ 13–14
и Втор 1:22-28 говорится, что Калев и Иисус Навин, которых
Моисей послал из Кадеш-Барнеа на разведку в Ханаан, не испугались
народов Ханаана и не усомнились, что Господь поможет израильтянам
завоевать его; другие разведчики и все остальные израильтяне испугались
и стали роптать на Бога. За это израильтяне были обречены
умереть в скитаниях лишь Иисус и Калев вошли в Землю
Обетованную.
Калев играет в Числ
13 14 даже более видную роль, чем Иисус (см. Числ 13:31).
Калев единственный, кому земля к западу от Иордана была обещана
еще при Моисее (Числ 14:24; Втор 1:36). Поэтому повествование о разделе
Палестины начинается с рассказа о выделении надела Калеву. В ИисНав 15:13-14,
когда речь пойдет о географии Иудеи, этот рассказ будет повторен.
(Ср. также Суд 1:10.)
∙
Кениззеи, согласно Быт 15:19, относятся к доизраильскому населению
Ханаана. По Быт 36:9-11, их прародитель Кена́з
потомок Исава. В то же время Калев (по Числ 32:12 и ИисНав 14:6,14
кениззей) отнесен к племени Иуды (Числ 13:7). Отниэ́л, потомок
Кеназа, брат Калева, входит в число судей Израиля (Суд 3:9-11).
Очевидно, эта генеалогическая неопределенность связана с тем, что клан
кениззеев был в какой-то момент включен в племя Иуды.
14:6Кадеш-Барнеа,
или просто Каде́ш, одна из важнейших остановок
израильтян на пути из Египта в землю ханаанскую. Здесь умерла
Мариам, сестра Моисея; отсюда Моисей направил послов к эдомскому царю с просьбой
пропустить израильтян через Эдом; здесь, по велению Моисея, из скалы
потекла вода (Числ 20). Из Кадеша Моисей посылает разведчиков в Землю
Обетованную (Числ 13; 32:8).
Согласно
Числ 13:27, Кадеш-Барнеа находится в пустыне Пара́н, а согласно
Числ 20:1 в пустыне Цин. Большинство исследователей отождествляет
библейский Кадеш-Барнеа с оазисом Айн-эль-Кудейрат, который находится
на пересечении важных торговых путей. Во времена Иудейского царства
здесь стояла крепость южный форпост Иудеи.
14:12 Анакимы
См. прим. к 11:21 [ легендарные
великаны (Втор 2:10,21; 9:2), обитавшие в Хевроне и его окрестностях
(ср. ИисНав 14:12,15; 15:13-14 и Числ 13:23). В Числ 13:34
они отождествлены с "исполинами" (евр. нефили́м),
которые, согласно Быт 6:4, произошли от "сынов Божьих"
и "дочерей человеческих". Именно страх перед анакимами помешал
израильтянам завоевать Палестину после ухода из Египта и заключения
Договора с Богом на Синае (Числ 13:29,34). Истребление анакимов
означает окончательное подчинение Палестины израильтянами.]
6 В Гилгале
к Иисусу подошли сыны Иуды и Кале́в, сын Ефунне́,
кениззей, сказал Иисусу:
— Ты помнишь, что говорил
ГОСПОДЬ про нас с тобой Моисею, человеку Божьему,
в Кадеш-Барнеа? 7 Сорок лет мне было, когда Моисей,
слуга ГОСПОДА, послал меня из Кадеш-Барнеа в эту
страну на разведку. Вернувшись, я правдиво рассказал ему обо всём.
8 Другие
израильтяне, ходившие со мной на разведку, испугали людей своими рассказами
но я был верен ГОСПОДУ, моему Богу.
9 И тогда
Моисей дал мне такую клятву: "Земля, по которой ступала твоя нога,
будет вовек принадлежать тебе и твоим потомкам за то что
ты верен ГОСПОДУ, моему Богу". 10 И вот,
ГОСПОДЬ, как и обещал, дал мне дожить до нынешнего
дня. Сорок пять лет минуло с тех пор, как Он обещал это Моисею,
тогда израильтяне шли через пустыню. Сейчас мне восемьдесят пять лет, 11 но
я так же крепок, как и в тот день, когда Моисей послал меня
на разведку. Я всё так же силен, готов к боям и походам.
12 Отдай мне нагорье, о котором говорил тогда Господь!
Ты сам слышал в тот день, что там анакимы, что там
большие и укрепленные города. Но если Господь будет со мною, я завладею
этой землей так обещал Господь!
13 Иисус
благословил Калева, сына Ефунне, и дал ему во владение Хеврон. 14 Хеврон
и по сей день остается наделом Калева, сына Ефунне, кениззея,
ибо Калев был верен Господу, Богу Израиля. 15 А раньше
Хеврон назывался Кирья́т-Арба́ (Арба был главным среди анакимов).
В стране
воцарился покой, война окончилась.
151 Племени
Иуды всем его родам достался по жребию надел, который
на самом юге примыкает к землям Эдо́ма и к пустыне Цин.
2 Южная
граница этого надела начинается у края Мертвого моря (у южной оконечности
моря), 3 затем проходит к югу от Скорпионова подъема,
минует Цин и идет вверх, южнее Кадеш-Барнеа. Далее граница минует Хецро́н,
поднимается к Адда́ру, поворачивает к Карке́, 4 минует
Ацмо́н, идет по Египетской ложбине и достигает моря. Это ваша
южная граница.
5 Восточная
граница это Мертвое море, до самого устья Иордана.
Северная
граница начинается от оконечности Мертвого моря (от устья Иордана),
6 поднимается к Бет-Хогле́, проходит севернее Бет-Аравы́,
идет вверх, к скале Бо́хана, сына Руви́ма, 7 затем
от долины Ахо́р поднимается к Деви́ру, поворачивает на север,
к Гилгалу, что близ Адумми́мского подъема (проходящего к югу от ущелья),
оттуда идет к источнику Эн-Ше́меш и достигает Эн-Роге́ла.
8 Далее граница идет вверх по долине Сына Хинно́мова,
южнее Еву́са (то есть Иерусалима), поднимается к вершине той горы,
что западнее долины Хинно́мовой и севернее долины Рефаи́мов,
9 затем поворачивает к источнику Ме-Нефто́ах, подходит
к селениям горы Эфрон и поворачивает к Баале (то есть
Кирья́т-Еари́му). 10 От Баалы граница сворачивает
на запад, к горе Сеи́р, проходит севернее горы Еари́м (то есть
Кесало́н), спускается к Бет-Ше́мешу, минует Тимну́, 11 проходит
севернее Экро́на, сворачивает к Шиккеро́ну, минует гору Баала́,
выходит к Явнеэ́лу и достигает моря.
12 Западная
граница это Великое море.
Это границы земель,
принадлежащих родам Иуды.
15:1-4 Южная граница земель Иуды
начинается у южной оконечности Мертвого моря, идет на запад и выходит
к Средиземному морю немного южнее Газы. Так же описана южная граница
Земли Обетованной в Числ 34:3-5 (там упомянуты те же пограничные
пункты, хотя глаголы, описывающие, как граница идет от одного пункта к другому,
иные).
15:4Это
ваша южная граница. Непосредственное обращение к слушателю
неожиданно; возможно, оно появилось здесь под влиянием Числ 34:3-12
("Ваша южная граница будет начинаться от оконечности Мертвого моря...").
15:5-11 Северная
граница земель Иуды совпадает с южной границей владений Вениамина (ИисНав 18:15-19).
Она идет от устья Иордана на запад, к Иерусалиму, затем пересекает
Шефелу и уходит к Средиземному морю. Подробнее всего описан участок
границы близ Иерусалима. Граница проходит южнее Иерусалима, прямо под городскими
стенами, по долине Сына Хинномова, таким образом, сам Иерусалим
остается за пределами владений Иуды, во владениях Вениамина. (Ср. Неем 11:30,
где иудейские поселения послепленного времени также описаны как протянувшиеся
"от Беэр-Шевы до долины Хинномовой".)
15:7 Долина
Ахор По-видимому, она же имеется в виду в ИисНав
7:24-26. Напротив, упомянутые в этом стихе Девир и Гилгал
вовсе не тот Девир, который был захвачен израильтянами в гл. 10 и будет
вновь упомянут несколькими строками ниже (15:15-17), и не тот Гилгал,
о котором говорится в ИисНав 4 –14.
∙
По Адуммимскому подъему, к югу от глубокого ущелья Вади-Кельт,
проходила (и ныне проходит) основная дорога из Иерусалима в Иерихон.
15:8Еву́с,
или Евуси́, так, по имени его древних
обитателей, называется Иерусалим в ряде мест Ветхого Завета (Суд 19:10;
1Пар 11:4). Возможно, что напоминание о тождестве Евуса с Иерусалимом
появилось в тексте позднее (оно отсутствует в описании южной границы
Вениамина).
15:10 Обычно
Сеир синоним названия "Эдом" (ср. ИисНав 11:17 и 12:7).
В данном случае, однако, имеется в виду какая-то из гор к западу
от Иерусалима.
∙ Бет-Шемеш
("Дом Солнца") один из крупнейших городов Шефелы
(1Цар 6; 4Цар 14:11-13). По-видимому, он же Ир-Шемеш
"Город Солнца" (ИисНав 19:41) и Хар-Херес "Гора
Солнца" (Суд 1:35).
13 Калеву, сыну Ефунне, был выделен
надел на землях потомков Иуды так повелел Иисусу ГОСПОДЬ.
Это Кирьят-Арба (то есть Хеврон), город Арбы, отца Ана́ка.
14 Калев отобрал этот город у трех анакимов Шеша́я,
Ахима́на и Талма́я, потомков Анака.
15 Затем
Калев пошел войной на жителей Девира. (Раньше Девир назывался Кирья́т-Се́фер.)
16 Калев сказал:
— Кто победит и захватит
Кирьят-Сефер, тому я отдам в жены мою дочь Ахсу́.
17 Город
захватил Отниэ́л, потомок Кена́за, брат Калева, и Калев
отдал ему в жены свою дочь Ахсу.
18 Пришла
Ахса и уговорила Отниэла просить у ее отца участок
земли.
— Что ты хочешь? спросил Калев
у Ахсы, когда она соскочила с осла.
19
Дай мне свое благословение, сказала Ахса. Ты дал
мне землю в Негеве, дай же и источники!
15:15-19 Та же
история о наделе Отниэла, с незначительными вариациями, рассказана в Суд 1:11-15
(где говорится, что Отниэл младший брат Калева).
15:18 ...
соскочила... Таково наиболее распространенное понимание глагола
цана́х в данном месте. Предлагались, однако, и иные переводы
(например, "хлопнула в ладоши").
∙ ...
источники... Букв.: "чаши". Судя по контексту,
"Верхние Чаши" и "Нижние Чаши" названия источников
в окрестностях Девира (Кирьят-Сефера).
15:21-32 Первый
округ Негев (южная часть надела Иуды). Во времена Израильского
и Иудейского царств важнейшим городом этой области была Беэр-Шева.
15:21 Арад
В мас. тексте: `Эдер. Перевод по конъектуре, в пользу
которой говорит Септуагинта. О победе израильтян над царем Арада говорится
в Числ 21:1-3; начало этого рассказа процитировано в Числ 33:40.
Раскопки показали, что в первой половине III тыс. до н.э. Арад
был крупнейшим городом южной Палестины. Затем около полутора тысяч лет город лежал
в руинах, а в эпоху Иудейского царства рядом с этим местом
была возведена важная пограничная крепость.
15:23-25 ...
Хацор... Хацор-Хадатта, Керийот-Хецрон (то есть Хацор)... Эти селения
на юге Палестины не следует путать с городом Хацор на севере
страны (см. гл. 11).
15:28 ...
Беэр-Шева и селения вокруг нее... В мас. тексте: Беэр-Шева
и Бизьотъя́. Перевод по конъектуре, в пользу которой
говорит Септуагинта, а также список иудейских городов в Неем 11:26-27:
"Молада, Бет-Пелет, Хацар-Шуал, Беэр-Шева и селения вокруг нее [евр. беноте́ха]".
15:32 ...
Аин и Риммон... Возможно, правильнее читать Эн-Риммон,
т.е. "Гранатовый Источник" (ср. параллельное место в Неем 11:29 и Александрийский
кодекс Септуагинты).
15:33-44 Следующие
три округа занимают север (15:33-36) и юг (15:37-41 и 42-44)
Шефелы. Важнейший город Лахиш, который до нашествия Синаххериба
(701 г. до н. э.) был вторым по значимости городом Иудейского
царства.
15:45-47 Пятый
список включает филистимские города-государства Экрон, Ашдод и Газу.
Описание этого округа отличается от описания собственно иудейских округов
тем, что здесь отсутствуют списки селений (упомянуты лишь три важнейших города)
и, соответственно, нет обычного резюме с подсчетом общего числа селений.
15:48-59 Иудейские
горы к югу от Иерусалима разбиты, с юга насевер, на несколько
округов (в еврейском тексте с шестого по девятый, в Септуагинте
с шестого по десятый). Наиболее известные города Хеврон,
Текоа и Вифлеем.
∙
Описание одного из округов отсутствует в масоретском тексте (очевидно,
по ошибке переписчика), но сохранилось в Септуагинте; мы приводим
его в квадратных скобках. В этот список входят такие известные селения,
как Текоа и Вифлеем. Если мы примем текст Септуагинты
как первоначальный, то число округов Иудеи будет не одиннадцать, как
в масоретском тексте, а двенадцать (ср. двенадцать племен Израиля
или двенадцать областей, на которые делится в 3Цар 4:7-19 царство
Соломона).
15:49 Кирьят-Санна
Большинство комментаторов считает, что первоначальное Кирья́т-Се́фер
(ср. 15:15) было искажено в Кирьят-Санна под влиянием предшествующего
топонима Данна.
15:50 Эштемоа
В мас. тексте: Эштемо́. Конъектура по аналогии с ИисНав 21:14;
1 Цар 30:28 и 1 Пар 6:42.
15:59 Описание
десятого округа (в нашем переводе оно дано в квадратных скобках)
сохранилось лишь в Септуагинте. Некоторые из селений этого округа нигде
более в Библии не упоминаются, и приходится реконструировать их названия
по Септуагинте; названия Кулон, Татам и Бет-Эр реконструированы
предположительно.
15:60 Десятый
(по Септуагинте одиннадцатый) округ расположен в горах к западу
от Иерусалима.
15:20-62 Перечень
селений Иудеи. Здесь территория Иудеи разбита на ряд округов. Список селений
каждого округа завершается стереотипным резюме, где подсчитано общее число
селений данного округа. По-видимому, уже после того как резюме были составлены,
списки перерабатывались поэтому в первых двух округах общее число
селений, указанных в списке, не совпадает с тем числом, что приведено
в резюме.
Некоторые селения
первого (Шема, Молада, Хацар-Шуал, Беэр-Шева, Баала, Эцем, Элтолад, Хорма,
Циклаг, Леваот, Аин, Риммон) и четвертого (Этер и Ашан)
округов упоминаются в 19:1-9 как переданные племени Симеона.
Девир и Хеврон важнейшие города шестого и седьмого
округов принадлежат, согласно 15:13-17, потомкам кениззеев Калева
и Отниэла. Очевидно, это связано с тем, что Иудейское царство вобрало
в себя различные племена и кланы, в том числе племя
Симеона, кланы кениззеев и др.
Некоторые
селения первого, второго, третьего и седьмого округов упоминаются также в Неем
11:25-30 Кирьят-Арба (седьмой округ), Кавцеэл, Молада, Бет-Пелет,
Хацар-Шуал, Беэр-Шева, Циклаг, Эн-Риммон (первый округ), Цора, Ярмут, Заноах,
Адуллам, Лахиш и Азека (второй и третий округа). Сопоставление
трех списков ИисНав 15:20-62, ИисНав 19:1-9 и Неем
11:25-30 помогает выявить и исправить отдельные ошибки
в них.
15:61-62 Последний
округ это Иудейская пустыня (восточные склоны гор, обращенные к Мертвому
морю). Постоянные поселения возникли здесь лишь в VII в. до н.э.;
важнейшим из них было Эн-Геди.
20 Вот надел родов племени Иуды.
21 У границы
с Эдомом, в Негеве, племени Иуды принадлежат селения:
Кавцеэ́л,
Ара́д, Ягу́р, 22 Кина́, Димона́, Адада́,
23 Ке́деш, Хацо́р, Итна́н, 24 Зиф,
Те́лем, Беало́т, 25 Хацо́р-Хадатта́, Керийо́т-Хецро́н
(то есть Хацо́р), 26 Ама́м, Шема́, Молада́,
27 Хаца́р-Гадда́, Хешмо́н, Бет-Пе́лет,
28 Хаца́р-Шуа́л, Беэ́р-Ше́ва и селения
вокруг нее, 29 Баала, Ийи́м, Э́цем, 30 Элтолад,
Кеси́л, Хорма́, 31 Цикла́г, Мадманна́,
Сансанна́, 32 Левао́т, Шилхи́м, А́ин и Риммо́н
(всего двадцать девять селений и хутора вокруг них).
33 В Шефеле:
Эштао́л,
Цора́, Ашна́, 34 Зано́ах, Эн-Ганни́м,
Таппу́ах, Эна́м, 35 Ярму́т, Адулла́м,
Сохо́, Азека́, 36 Шаара́им, Адита́им,
Гедера́ и Гедерота́им (всего четырнадцать селений
и хутора вокруг них);
37 Цена́н,
Хадаша́, Мигда́л-Гад, 38 Дила́н, Мицпе́,
Йоктеэ́л, 39 Лахи́ш, Боцка́т, Эгло́н,
40 Каббо́н, Лахма́с, Китли́ш, 41 Гедеро́т,
Бет-Даго́н, Наама́ и Маккеда́ (всего шестнадцать
селений и хутора вокруг них);
42 Ливна́,
Э́тер, Аша́н, 43 Ифта́х, Ашна́, Неци́в,
44 Кеила́, Ахзи́в и Мареша́ (всего
девять селений и хутора вокруг них);
45 Экрон,
селения и хутора вокруг него; 46 селения, лежащие на запад
от Экрона, рядом с Ашдодом, и хутора вокруг них; 47 Ашдод,
селения и хутора вокруг него; Газа, а также селения и хутора вокруг
нее вплоть до Египетской ложбины и Великого моря.
48 В горах:
Шами́р,
Ятти́р, Сохо́, 49 Данна́, Кирья́т-Санна́
(то есть Девир), 50 Ана́в, Эштемо́а, Ани́м,
51 Го́шен, Холо́н и Гило́ (всего
одиннадцать селений и хутора вокруг них);
52 Ара́в,
Рума́, Эша́н, 53 Яну́м, Бет-Таппу́ах,
Афе́ка, 54 Хумта́, Кирьят-Арба (то есть Хеврон)
и Цио́р (всего девять селений и хутора вокруг них);
55 Мао́н,
Карме́л, Зиф, Ютта́, 56 Изрее́л, Йокдеа́м,
Зано́ах, 57 Ка́ин, Гива́ и Тимна́
(всего десять селений и хутора вокруг них);
58 Халху́л,
Бет-Цур, Гедо́р, 59 Маара́т, Бет-Ано́т и Элтеко́н
(всего шесть селений и хутора вокруг них);
[Теко́а,
Эфра́та (то есть Вифлее́м), Пео́р, Эта́м, Куло́н,
Тата́м, Шо́реш, Ке́рем, Галли́м, Бет-Эр и Мана́хат
(всего одиннадцать селений и хутора вокруг них)]
60 Кирья́т-Ба́ал
(то есть Кирья́т-Еари́м) и Рабба́ (всего
два селения и хутора вокруг них).
61 В пустыне:
Бет-Арава́,
Мидди́н, Сехаха́, 62 Нивша́н, Ир-Ме́лах
и Эн-Ге́ди (всего шесть селений и хутора вокруг них).
63 Потомки
Иуды не смогли отобрать Иерусалим у евусеев. Евусеи живут в Иерусалиме,
вместе с потомками Иуды, и по сей день.
15:63 Ср.,
однако, Суд 1:21, где говорится: "Потомки Вениамина не смогли
отобрать Иерусалим у евусеев". Иерусалим находится на границе наделов
Иуды и Вениамина.
Буду очень
благодарен как за молитвенную, так и за материальную поддержку.
О последней можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.