Тот, кто владеет ключом
Давида, кто открывает – и никто не закроет, кто закрывает – и никто не откроет:
8 Я знаю дела твои – и вот,
Я распахнул перед тобой дверь, и никто не сможет закрыть ее, потому
что, хотя у тебя и мало сил, ты сохранил Мое Слово и не отрекся
от Моего имени. (9) И вот, Я даю тебе из собрания
Сатаны тех, кто называет себя евреями, не будучи ими, потому что они лгут.
Смотри, Я сделаю так, что они придут и падут ниц к твоим ногам
и узнают, что Я полюбил тебя. (10) Так как ты сохранил Мое повеление
быть стойким, то и Я сохраню тебя в час испытания, что грядет
для всей вселенной, чтобы испытать жителей земли. (11) Я скоро приду. Крепко держись того,
что у тебя есть, чтобы никто не отнял у тебя венок. (12) Победителя Я сделаю столпом в Храме
Моего Бога, и он останется там вовеки. Я напишу на нём
имя Моего Бога и имя города Моего Бога – нового Иерусалима, который
нисходит с неба от Моего Бога, и Мое новое имя. (13) У кого
есть уши, пусть услышит то, что говорит Дух Церквам!”
“Вот что
говорит Тот, чье имя Аминь, Свидетель Верный и Истинный, Начаток творения
Божьего:
15 Я знаю дела твои, знаю, что ты не холоден
и не горяч. Лучше быть тебе либо холодным, либо горячим! (16) Но так как ты только теплый,
а не холодный и не горячий, то Я изрыгну тебя
изо рта Моего! (17) Поскольку ты говоришь: "Я богат,
я разбогател, у меня ни в чём нет нужды!", а не знаешь,
что ты несчастен, жалок, нищ, слеп и гол, (18) Я даю тебе совет: купи у Меня золота,
очищенного в огне, чтобы разбогатеть, и белую одежду, чтобы одеться
и не выставлять напоказ срам своей наготы. Купи также мазь, чтобы помазать
глаза и прозреть. (19) Я обличаю и наказываю тех, кого
Я люблю: так будь ревностным и раскайся. (20) Вот, Я стою́ у двери и стучу.
Кто услышит Мой голос и откроет Мне дверь, Я войду к тому
человеку, и мы сядем с ним вместе ужинать. (21) Победителю Я дам место рядом с собой
на престоле, потому что и Я победил и сел рядом с Отцом
Моим на Его престоле. (22) У кого есть уши, пусть услышит
то, что говорит Дух Церквам!”
4
1 После этого я увидел: вот отворилась
в небе дверь, и голос, тот самый трубный голос, что я слышал
вначале, заговорил со мной. Он сказал:
– Поднимись сюда, Я покажу тебе,
чему надлежит свершиться потом.
2 Я тотчас был вознесен Духом. И вот,
стои́т престол на небе и на престоле Сидящий. (3) И от Сидящего исходило сияние, подобное
сиянию драгоценных камней яшмы и сердолика, и вокруг престола словно
бы изумрудная радуга. (4) И вокруг престола еще двадцать четыре
престола, на престолах сидят двадцать четыре старейшины, одетые в белые
одежды, на головах у них золотые венцы. (5) И от престола исходят молнии, клики
и громы. Перед престолом семь светильников, горящих огнем, –
это семь Духов Божьих. (6) Напротив престола словно бы стеклянное море,
подобное хрусталю. И посреди престола, и вокруг престола четыре живых
существа с множеством глаз спереди и сзади. (7) Первое существо похоже на льва;
второе – на молодого быка; у третьего лицо, как у человека;
четвертое подобно парящему орлу. (8) И у каждого из этих четырех
существ по шесть крыльев, которые со всех сторон, снаружи и внутри,
покрыты глазами. И непрестанно, днем и ночью, они восклицают:
–
Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Тот, кто был, есть и придет!
9 И когда существа воздадут славу, честь и благодарность
Сидящему на престоле – вовеки Живущему, (10) двадцать четыре старейшины падут ниц перед
Сидящим на престоле, преклонясь перед вовеки Живущим, и сложат свои
венцы к подножию престола, восклицая:
11 – Ты достоин, Господь, наш Бог, принять славу, честь и силу, потому что Ты создал
всё: Твоей волей всё стало и всё было создано!
3.7Филадельфия — небольшой город в 40 км
к юго-востоку от Сард. Ключ Давида — т.е. ключ от Дома
Давида, теперь понимаемого как Царство Бога, или новый Иерусалим; вероятно,
символизирует право принимать в новый Иерусалим и исключать из него.
3.9Я даю тебе... — в Ис 60.14
говорится, что язычники, бывшие врагами народа Божьего, придут к Сиону
и покорятся ему. Здесь же предсказано, что в будущем покорятся и воздадут
честь Христу и Его народу, который царствует вместе с Ним, те,
кто отвергли Его. 3.11Венок в древности был наградой победителю.
3.12 В НЗ Церковь часто сравнивается
с храмом Бога (см. 1Кор 3.16; Еф 2.20-21; 1Петр 2.5), а апостолы —
со столпами (Гал 2.9). В иудаизме Авраам назывался столпом
мира. Мое новое имя — это или новое имя Христа —
Господь (см. Флп 2.9-11), или новое имя, которое Он дает верующему
и которое никому, кроме него, неизвестно. 3.14Лаодикея — город в 65 км
к юго-западу от Филадельфии; самый богатый город Фригии. Церковь, вероятно,
основана учеником ап. Павла Эпафрасом (Кол 4.16). Аминь (евр.
аме́н) — верно, истинно. В ВЗ так назван Бог (Ис 65.16).
Здесь в значении "истинный свидетель" (ср. 1.5). Начаток творения —
не в том смысле, что Христос был первым из сотворенного,
а в том, что Он — источник творения, потому что через Него
был сотворен мир (ср. Кол 1.15-20). 3.15Лучше быть тебе либо холодным, либо горячим —
вероятно, смысл не в том, что лучше быть атеистом, чем плохим
христианином, хотя такое толкование имеет широкое распространение. Известно, что
в 10 км от Лаодикеи рядом с городом Гиераполем были горячие
серные источники. Когда вода дотекала до Лаодикеи, она становилась еле теплой
и была противной на вкус, возможно, этим объясняется ст. 16.
Холодная же вода горных родников близ Колосс, что в 15 км от Лаодикеи,
освежала и утоляла жажду. 3.17Я богат — вероятно,
они хвалятся не только своим материальным богатством, но и уверены
в том, что достигли совершенства и спасения. 3.20
В Лаодикее Христос уже не в церкви, а за дверями, они обходятся
без Него. Но Его смирение и любовь безграничны. 4.3яшма и сердолик —
названия драгоценных камней в древности и в наше время не совпадают,
здесь, вероятно, яшмой назван прозрачный алмаз или горный хрусталь (см. 21.11), а сердоликом —
кроваво-красный рубин. 4.4двадцать четыре старейшины —
вероятно, ангельские чины, члены Небесного Совета (см. 3Цар 22.19-22; Ис 6),
а не представители искупленного человечества (12 патриархов ВЗ
и 12 апостолов НЗ), хотя позднейшие рукописи (см. прим. к 5.10 ["Ты их сделал для Бога нашего священниками и царями –
и на земле они будут царствовать!". их — в некоторых
рукописях: "нас". Они будут царствовать — в некоторых
рукописях: "мы будем царствовать".]) предполагают именно
такое понимание. 4.6-8четыре живых существа — существует
множество предположений (четыре стороны света; самые царственные и могучие
представители животного мира и человечества; четыре евангелиста). Но самым
важным текстом для понимания этого места является Иез 1, где четыре
херувима несут Престол Бога. Вероятно, и здесь они — стражи, хранители
Престола Божьего и Его Царства; то, что их четыре, символизирует
царствование Бога над четырьмя сторонами света, т.е. над всем творением.
Посреди престола, и вокруг престола — вероятно, четыре
существа несут престол Бога и являются частью самого престола (ср. 2Цар 22.11;
4Цар 19.15, а также Кол 1.16, где одна из ангельских иерархий
называется престолами). Множество глаз говорит об их неусыпной
бдительности и уме. С древних времен существовала тенденция отождествлять
четыре существа с четырьмя евангелистами (у Иринея лев —
Иоанн, бык — Лука, человек — Матфей, орел — Марк;
у Викторина и Иеронима лев — Матфей, человек —
Марк, бык — Лука, орел — Иоанн; сейчас обычно отождествляют
Матфея с человеком, а Марка со львом). Шесть крыльев —
в видении Иезекииля (Иез 1.6) — четыре крыла, у Исайи —
шесть (Ис 6.2); они символизируют быстроту передвижения. 4.10сложат свои венцы — так в древности
вассалы выражали верность и преданность своему господину (ср. Тацит,
Анналы).