11 После
смерти Иисуса израильтяне вопросили ГОСПОДА:
—
Кто поведет нас на войну с ханаанеями?
2
ГОСПОДЬ ответил:
—Вас поведет Иуда.
Я отдаю эту страну в его руки.
3
Иуда сказал своему брату Симеону:
—Иди со мною, помоги
отвоевать мой надел у ханаанеев. А потом я помогу тебе в твоем
наделе.
И Симеон присоединился к Иуде.
1:1 Ханаанеи —
См. примечание к ИисНав 3:10. [Ханаанеи, хетты,
хиввеи, периззеи, гиргашеи, амореи и евусеи — народы,
которые, согласно Ветхому Завету, обитали в Палестине и Заиорданье до прихода
евреев. Они часто перечисляются вместе, в едином списке. Иногда список короче,
чем здесь, иногда длиннее (в него, например, могут входить кенеи,
кениззеи, кадмонеи и рефаимы — Быт 15:19-21),
но эти различия не несут смысловой нагрузки. Слово
ханаанеи связано с ветхозаветным названием Палестины —
"Ханаан", или "земля ханаанская". Нередко в Библии
все жители "земли ханаанской" именуются ханаанеями, но иногда
ханаанеи — лишь один из народов этой земли. ИисНав 5:1
подразумевает, что амореи живут в горной части Палестины, а ханаанеи —
в приморской долине. Несколько раз слово "ханааней" употреблено
в Библии в значении "торговец" (Иов 40:25; Притч 31:24;
Ис 23:8). Во внебиблейских текстах II тыс. до н.
э. "Ханааном" называются Палестина и Финикия. Судя по некоторым
данным, в I тыс. до н.э. "ханаанеями" называли себя
финикийцы.]
1:2-3
Вас поведет Иуда. ... Иуда сказал... Симеону. —
Иуда и Симеон олицетворяют здесь произошедшие от них племена: договор
между племенами предстает как договор между их прародителями. Подобные олицетворения
характерны для Ветхого Завета (ср. Быт 49:10).
1:3
И Симеон присоединился к Иуде. — Согласно ИисНав
19:1-9, территория племени Симеона — это часть земель племени
Иуды, т. е. племя Симеона является в каком-то смысле частью племени
Иуды.
4
Племя Иуды выступило в поход. ГОСПОДЬ даровал им победу
над ханаанеями и периззеями: в Безеке они перебили десять
тысяч врагов.
5Там, в Безеке, они встретились
с Адони-Безеком, сразились с ним и разгромили ханаанеев и периззеев.
6 Адони-Безек обратился в бегство. За ним погнались,
поймали и отрубили ему большие пальцы на руках и ногах. 7 Адони-Безек
сказал:
—Семьдесят царей,
у которых были отрублены большие пальцы рук и ног, подбирали объедки
у меня под столом. Как я поступал с другими — так Бог поступил
со мной.
Его увели в Иерусалим, и там
он умер.
1:4
Периззеи — См. примечание к ИисНав 3:10. [Периззеи
(евр. периззи́) никогда не упоминаются отдельно. В Библии
это слово встречается либо — как здесь — в списках
народов Палестины, либо в выражении "ханаанеи и периззеи"
(Быт 13:7; 34:30; Суд 1:4-5). Существует предположение, что правильнее
читать перази́ ("сельский житель", см. Втор 3:5; 1Цар 6:18) —
два слова отличаются лишь огласовками.]
∙
Местонахождение Безекаспорно. Селение с таким названием упоминается
в 1Цар 11:8, но действие 1Цар 11 разворачивается значительно севернее
Иудеи.
1:5 Имя
Адони-Безек буквально значит «(мой) владыка — Безек». Это было
бы типичным западносемитским именем, если бы «Безек» было именем божества, —
но такое божество нам неизвестно. Зато известен топоним «Безек»,
и поэтому некоторые комментаторы считают, что перед нами не имя, а титул:
«Владыка Безека». Другие полагают, что Адони-Безек — описка вместо
Адони-Цедек (так зовется враждебный израильтянам иерусалимский царь
в еврейском тексте ИисНав 10:1-3). Заметим, что в Септуагинте (ИисНав 10:1-3)
еврейскому Адони-Цедек соответствует Адонибезек.
1:6
...отрубили ему большие пальцы на руках и ногах. —
Похожие рассказы — о том, как афиняне отрубали пленным эгинцам
большие пальцы рук, чтобы те не могли держать копье, — известны
нам из античной литературы.
1:8
...напали на Иерусалим и захватили его. — В ИисНав
10 говорится о победе Иисуса Навина над коалицией ханаанских царей,
во главе которой стоит царь Иерусалима, но — в отличие от Хеврона,
Эглона или Лахиша — о взятии Иерусалима не сообщается.
Рассказ Суд 1:8 восполняет этот пробел. В то же время, согласно
ИисНав 15:63 и Суд 1:21, Иерусалим остается непокоренным «и по сей день»,
а рассказ о завоевании Иерусалима Давидом (2Цар 5:6-9) подразумевает,
что до эпохи Давида Иерусалим не принадлежал израильтянам.
1:9
...в горах, в Негеве и в Шефеле. — См. примечание
к ИисНав 10:40. [Завоеванные Иисусом территории включают
горы (т.е. Иудейские горы), Негев (т.е. "Юг" —
гористый и засушливый регион к югу от Иудеи), Шефелу (т.е. "Предгорья" —
холмистую местность к западу от Иудейских гор) и склоны (в данном
месте имеются в виду восточные склоны Иудейских гор).]
8 Потомки
Иуды напали на Иерусалим и захватили его. Жителей они перебили,
а город сожгли. 9 Затем они пошли войной на тех ханаанеев,
что жили в горах, в Негеве и в Шефеле.
10 Потомки
Иуды напали на ханаанеев, живших в Хевроне (раньше Хеврон назывался
Кирьят-Арба), и убили Шешая, Ахимана и Талмая. 11 Оттуда
они пошли в поход на жителей Девира. (Раньше Девир назывался Кирьят-Сефер.)
12 Калев сказал:
—Кто победит и захватит
Кирьят-Сефер, тому я отдам в жены мою дочь Ахсу.
13 Город
захватил Отниэл, потомок Кеназа, младший брат Калева, и Калев отдал ему в жены
свою дочь Ахсу.
14 Пришла Ахса —
и уговорила Отниэла просить у ее отца участок земли.
—
Что ты хочешь? — спросил Калев у Ахсы, когда она соскочила
с осла.
15 — Дай мне свое благословение, —
сказала Ахса. — Ты дал мне землю в Негеве, дай же
и источники!
И Калев отдал ей источники —
и верхние, и нижние.
1:10
Хеврон — См. примечание к ИисНав 10:1-5. [Хеврон —
город в горах к югу от Иерусалима.]
∙
Шешай, Ахиман и Талмай упоминаются также в ИисНав 15:14 —
как анакимы, легендарные великаны, владевшие Хевроном до израильтян.
Вообще, в Суд 1:10 явно отражено то же предание, что и в ИисНав 15:13-14,
только здесь Хеврон покорен не Калевом, а племенем Иуды.
1:11-15
Этот рассказ почти дословно повторяет ИисНав 15:15-19. Единственное
существенное отличие — Отниэл назван здесь младшим братом Калева.
О Калеве см. примечание к ИисНав 14:6-15. [В Числ 13–14 и Втор 1:22-28 говорится,
что Калев и Иисус Навин, которых Моисей послал из Кадеш-Барнеа
на разведку в Ханаан, не испугались народов Ханаана и не усомнились,
что Господь поможет израильтянам завоевать его; другие разведчики и все
остальные израильтяне испугались и стали роптать на Бога. За это
израильтяне были обречены умереть в скитаниях — лишь Иисус
и Калев вошли в Землю Обетованную.]
1:16
Потомки кенея, Моисеева тестя... — Тесть
Моисея в Пятикнижии (Исх 2–4; 18:1; Числ 10:29) назван мидьянитянином,
а в книге Судей (здесь и в 4:11) — кенеем. Возможно,
это связано с тем, что в книге Судей мидьянитяне выступают как
заклятые враги Израиля.
Кенеи —
одно из племен, обитавших к югу от Палестины. Евр. кени
буквально означает «потомок Каина» (в Суд 4:11 племя кенеев названо
просто Каин).
∙
...из Города Пальм... — Во Втор 34:3 и 2Пар 28:15
так назван Иерихон. По-видимому, Иерихон имеется в виду и в книге
Судей (здесь, а также в 3:13).
∙ Иудейской
пустыней в Библии называется горная территория к западу от Мертвого
моря, Негевом — крайний юг Палестины, земли на юго-запад
от Мертвого моря. За исключением этого стиха Негев и Иудейская
пустыня везде рассматриваются как две разные области.
Об Араде
см. примечание к ИисНав 15:21. [О победе
израильтян над царем Арада говорится в Числ 21:1-3; начало этого
рассказа процитировано в Числ 33:40. Раскопки показали, что в первой
половине III тыс. до н.э. Арад был крупнейшим городом южной Палестины.
Затем около полутора тысяч лет город лежал в руинах, а в эпоху
Иудейского царства рядом с этим местом была возведена важная пограничная
крепость.]
∙
...среди живущего там народа. — Как правило,
в Ветхом Завете слово «народ» без дальнейшего уточнения обозначает народ
Израиля. В данном случае речь может идти о том, что в районе Арада
поселились бок о бок кланы иудеев и кенеев. Однако многие комментаторы
предлагают вместо ам («народ») читать здесь амалеки(«амалекитяне»),
основываясь на 1Цар 15:6, где сообщается, что кенеи живут
рядом с амалекитянами (ср. также совместное упоминание амалекитян и кенеев
в Числ 24:20-22).
16 Потомки кенея, Моисеева тестя, пошли вместе
с потомками Иуды из Города Пальм в Иудейскую пустыню —
в Негев, в землю арадскую, — и поселились среди живущего
там народа.
17 Иуда
и Симеон, брат его, пошли войной на ханаанев, обитавших в Цефате,
и перебили их. Они предали этот город заклятью и уничтожили.
С тех пор он зовется Хорма.
1:17
Как и в 1:2-3, Иуда и Симеон олицетворяют произошедшие
от них племена.
∙
Согласно ИисНав 15:30, Хорма входит в надел Иуды, а согласно
ИисНав 19:4 — в надел Симеона. Местонахождение спорно (Числ
21:3 как будто говорит, что Хорма и Арад —
одно и то же место, однако в ИисНав 12:14 отдельно упоминаются
царь Арада и царь Хормы; ср. также ИисНав 15:21 и 15:30).
∙
С тех пор он зовется Хорма. — Игра слов:
Хорма (название города) — хехерим («уничтожить, предав
заклятью»). Такая же история о происхождении названия Хорма рассказана
и в Числ 21:3, только там уничтожение Хормы происходит не после
смерти Иисуса Навина, а еще при жизни Моисея.
18 Племя Иуды
захватило Газу и ее окрестности, Ашкелон и его окрестности,
а также Экрон и его окрестности.
1:18
Газа, Ашкелон, Экрон — филистимские города. Сообщение о завоевании
этих городов потомками Иуды находится в парадоксальном соседстве со словами
о том, что племя Иуды не смогло справиться с жителями долины (1:19).
Согласно ИисНав 13:2-3, Экрон, Ашдод и Газа остались незавоеванными,
а согласно ИисНав 15:45-47 — входят в надел
Иуды.
19 ГОСПОДЬ
был с потомками Иуды, и они овладели горами. Но с жителями долины
потомки Иуды справиться не смогли, потому что у тех были железные колесницы.
1:19
...железные колесницы. — См. примечание к ИисНав 17:16.
[железные колесницы! — Эти слова нельзя
понимать буквально; упоминание железа призвано породить у читателя ассоциации
с военной мощью. Боевые колесницы II тыс. до н.э. и первой
половины I тыс. до н. э. всегда делались из легких пород дерева.
С ассирийской эпохи, примерно с VIII в. до н. э., из железа
делаются обручи для колес и некоторые небольшие детали, а в персидскую
эпоху (середина I тыс. до н.э.) к боевым колесницам прикрепляют
стальные серпы — не столько как реальное оружие, сколько
для устрашения противника.]
20Калеву, как и велел Моисей, отдали Хеврон.
И Калев отнял его у трех потомков Анака.
1:20
Ср. ИисНав 14:13-15; 15:13-14. О потомках
Анака (иначе — анакимы) см. примечание к ИисНав 11:21.
[Анакимы — легендарные великаны (Втор 2:10,21;
9:2), обитавшие в Хевроне и его окрестностях (ср. ИисНав 14:12,15;
15:13-14 и Числ 13:23). В Числ 13:34 они отождествлены
с "исполинами" (евр. нефили́м), которые, согласно
Быт 6:4, произошли от "сынов Божьих" и "дочерей
человеческих". Именно страх перед анакимами помешал израильтянам завоевать
Палестину после ухода из Египта и заключения Договора с Богом на Синае
(Числ 13:29,34). Истребление анакимов означает окончательное подчинение Палестины
израильтянами.]
21 Потомки Вениамина не отобрали Иерусалим
у евусеев. Евусеи живут в Иерусалиме, вместе с потомками Вениамина,
и по сей день.
1:21
Этот стих почти буквально повторяет ИисНав 15:63 — но с той разницей,
что здесь Иерусалим отнесен к наделу Вениамина, а не Иуды!
(Впрочем, в ИисНав 18:28 Иерусалим входит в надел Вениамина.)
∙
Евусеи — согласно Ветхому Завету, обитатели Иерусалима до его завоевания
израильтянами.
22
Потомки Иосифа выступили в поход на Бет-Эл. ГОСПОДЬ
был с ними.
23Они стали наблюдать за Бет-Элом
(раньше этот город назывался Луз). 24 Увидев вышедшего из города
человека, наблюдавшие сказали ему:
— Покажи нам, как проникнуть
в город, и мы отплатим тебе добром за добро.
25 Он показал,
как туда проникнуть. Они перебили жителей города, а этого человека,
вместе со всем его родом, отпустили. 26 Он пришел
в землю хеттов, основал там город и дал ему имя Луз; этот город
зовется так и по сей день.
1:22
Бет-Эл — См. примечание к ИисНав 7:2. [Бет-Эл
("Дом Бога") — один из важнейших городов древнего
Израиля; лежал к северу от Иерусалима. С бет-эльским святилищем
связаны предания об Иакове (см. Быт 28:10-22). Согласно Суд 20:27,
в Бет-Эле одно время находился ковчег договора. В Бет-Эле было
главное святилище Северного (Израильского) царства; существование этого святилища
осуждается в текстах Ветхого Завета (3Цар 12:28–13:10; Ос 10:5;
Ам 3:14). Святилище было разрушено царем Иосией (4Цар 23:15).]
Хотя царь Бет-Эла упомянут среди побежденных царей в ИисНав 12:16, завоевание
Бет-Эла происходит лишь в книге Судей.
1:24-25
Ср. рассказ ИисНав 2 и 6:21-24 о том, как израильскому
войску помогла одна из жительниц Иерихона.
1:26
Землей хеттов в Библии называется северная Сирия (см. примечание
к ИисНав 1:3-4 [Земля хеттов — здесь:
северная Сирия (земли к западу от Евфрата). Хетты — индоевропейский
народ, создавший в XVII в. до н.э. могущественную империю с центром
в Малой Азии. Империя пала в XIII в. до н.э., Малая Азия была заселена
другими народами, но обломки империи — новохеттские царства северной
Сирии — существовали еще полтысячелетия. Даже после их падения
ассирийцы и вавилоняне продолжали называть территорию к западу от Евфрата
"землей хеттов". Хотя некоторые тексты Ветхого Завета говорят о хеттах,
проживающих в Палестине (Быт 23 и др.), никакая часть Палестины
не называется в Библии "землей хеттов".]). Город Луз,
о котором говорится в этом стихе, ближе не известен.
1:27-28
См. ИисНав 17:11-13 и примечание к ИисНав 17:11.
[Бет-Шеан, Ивлеам, Эн-Дор, Таанах и Мегиддо —
города Изреельской долины, по которой проходили важнейшие торговые пути
древней Палестины. Дор — портовый город на побережье Палестины.]
∙
...Дором, Ивлеамом и Мегиддо... — Букв.: «...жителями Дора
... жителями Ивлеама ... и жителями Мегиддо...»
1:29
— Этот стих повторяет ИисНав 16:10 (но не говорит,
что ханаанеи, живущие в наделе Ефрема, несут трудовую повинность).
∙
Гезер — город лежащий к западу от Иерусалима, на полпути
между Иерусалимом и морем. (См. примечание к ИисНав 10:33.
[Гезер — город лежащий к западу от Иерусалима,
на полпути между Иерусалимом и морем. Хотя царь Гезера разбит,
здесь не говорится о взятии Гезера израильтянами (ср. ИисНав 16:10;
Суд 1:29). Согласно 3Цар 9:16, Гезер стал израильским лишь при Соломоне.])
1:30
...Китроном и Нахалалом. — Букв.: «...жителями Китрона
и жителями Нахалала». Точное местонахождение обоих городов спорно. Нахалал
упоминается в ИисНав 19:15 как город, входящий в надел Завулона.
1:31
...Акко и Сидоном... — Букв.: «...жителями Акко и жителями
Сидона...» Акко, Сидон, Ахзив, Афик (Афе́к) и Рехов
упоминаются в описании надела Асира в ИисНав 19:24-31 (правда,
там Сидон скорее не входит в надел, а лишь служит пограничным
ориентиром). См. примечание к ИисНав 19:24-31.
[Надел племени Асира —
это долина Акко и горы к востоку от нее. Большая часть этих
земель входила в состав Финикии. Описание начинается с южных
границ. Ахшаф, видимо, находился на юге долины Акко. Юго-западная
граница Асира выходит к морю у подножия горы Кармел (неясно, однако,
к северу или к югу от Кармела лежит Шихор-Ливнат). На юго-востоке
Асир граничит с Завулоном в районе долины Ифтах-Эла. Город
Кавул находился в горах восточнее долины Акко (в 3Цар 9:13
эта область названа "землей Кавул"). Сидон и Тир —
крупнейшие города южной Финикии. Тир располагался на острове, а напротив,
на берегу, находился зависимый от Тира город Ушу (который иногда отождествляют
с Хосой или с Тирской крепостью). Описание надела
Асира завершается городами, расположенными в северной и центральной
части долины Акко.]
∙
Селения с названиями Ахлав и Хелба нам неизвестны,
зато в анналах ассирийского царя Синаххериба упомянут находившийся в данном
районе город Махал(л)ибу(очевидно, нынешнее городище Хирбет эль-Махалиб,
неподалеку от Тира). По-еврейски название этого города должно было бы
звучать как Махале́в (или, возможно, Мехалле́в).
Предполагают, что именно это название стояло в первоначальном еврейском тексте
ИисНав 19:29. Вероятно, к нему восходят, в конечном счете, также
названия Ахлав и Хелба в Суд 1:31.
1:33
...Бет-Шемешем и Бет-Анатом... — Букв.: «...жителями
Бет-Шемеша и жителями Бет-Аната...» Бет-Шемеш и Бет-Анат —
последние из селений, перечисленных в списке селений Неффалима в ИисНав 19:38.
Их точное местонахождение неизвестно (но не следует путать этот «северный»
Бет-Шемеш с хорошо известным Бет-Шемешем, лежащим на юге Палестины,
в Шефеле).
27 Племя
Манассии не овладело Бет-Шеаном, Таанахом, Дором, Ивлеамом и Мегиддо,
а также селениями вокруг них. Ханаанеи остались жить там. 28 (Позже,
когда израильтяне стали сильнее, они заставили ханаанеев нести трудовую повинность,
но землями их так и не овладели.)
29 Племя Ефрема не отобрало Ге́зер
у ханаанеев. Ханаанеи остались жить в Гезере, в наделе Ефрема.
30 Племя Завулона не овладело
Китро́ном и Нахала́лом. Ханаанеи остались жить в наделе
Завулона, но несут трудовую повинность.
31 Племя Асира не овладело Акко́
и Сидо́ном, а также Ахла́вом, Ахзи́вом, Хелбо́й,
Афи́ком и Рехо́вом. 32 Потомки Асира стали
жить среди ханаанеев, жителей этой страны, так и не сумев овладеть
их землей.
33 Племя
Неффалима не овладело Бет-Ше́мешем и Бет-Ана́том и стало
жить среди ханаанеев, жителей этой страны. Но жители Бет-Шемеша и Бет-Аната
несут трудовую повинность.
34 Потомков
Дана амореи оттеснили в горы и не давали им спуститься в долину.
35 Амореи остались жить в Хар-Хе́ресе, Айяло́не
и Шаалви́ме, но когда потомки Иосифа сделались сильнее, амореев
заставили нести трудовую повинность. 36 (Аморейские земли начинаются
от Скорпионова подъема и Селы.)
1:34-36
Амореи — См. примечание к ИисНав 3:10. [Амореями
в Ветхом Завете называется доеврейское население Заиорданья (Числ 21:21-35;
ИисНав 2:10), реже — население Иудейских гор (ИисНав 10:5)
или всей горной Палестины (ИисНав 5:1). Этот этноним встречается
и за пределами Библии. В аккадских текстах конца III —
II тыс. до н.э. "амореями" (амурру) назывались
западносемитские племена, чьей родиной была Сирия; земли к западу от Евфрата
продолжают именоваться "страной амореев" вплоть до середины I тыс.
до н.э.]
∙
Айялон и Шаалвим упомянуты в списке селений племени Дана
в ИисНав 19:41-46. Хар-Херес («Гора Солнца») —
это, видимо, упомянутый в том же списке в ИисНав Ир-Ше́меш
(«Город Солнца»); наиболее частое в Библии название этого города, одного
из крупнейших в Шефеле, — Бет-Шемеш («Дом Солнца»).
∙
Скорпионов подъем упоминается в Числ 34:4 и ИисНав 15:3
как южная граница Земли Обетованной (и, соответственно, южная граница
земель племени Иуды). Села («Скала»), очевидно, находилась в Негеве.
(Она упомянута также в 2Цар 14:7; Ис 16:1 и 42:11, но ее точное
местонахождение неясно.)
Буду
очень благодарен как за молитвенную, так и за материальную поддержку.
О последней можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.