Реклама внизу и
вверху письма не имеет отношения к содержанию рассылки (она вставляется службой,
доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
14 1 И я увидел: вот стои́т
Ягненок на горе́ Сион и с Ним сто сорок четыре
тысячи тех, у кого на лбу написаны Его имя и имя
Отца Его. (2) И услышал я голос с неба, подобный
грохоту водопада, подобный грохоту грома. Голос, который я слышал,
был как звуки арфы, когда на ней играют арфисты. (3) Они поют новую песнь перед престолом
и перед четырьмя существами и старейшинами; никто не мог
выучить эту песнь, кроме ста сорока четырех тысяч, выкупленных
из земного плена. (4) Это те, кто не осквернился с женщинами,
но сохранил свою чистоту, это те, кто следует за Агнцем,
куда бы Он ни пошел. Их выкупили из числа остальных людей;
их предложили Богу и Ягненку как начаток; (5) язык их не знал обмана,
они непорочны.
6 Потом я увидел другого ангела,
летящего в поднебесье с вечной Радостной Вестью, чтобы возвестить
ее обитателям земли, всякому роду, племени, наречию и народу.
(7) Он восклицал громким голосом:
– Бойтесь Бога и воздайте
Ему славу! Ибо пришел час Его суда! Так поклонитесь
Создавшему небо, землю, море и источники вод!
8 И еще один, второй ангел летел
за ним следом и восклицал:
– Пал, пал, пал Вавилон,
великая столица, ярым вином своего разврата упоившая все народы!
9 И еще один, третий ангел следовал за ними,
восклицая громким голосом:
– Если кто поклоняется зверю и его
изображению и носит на лбу или на руке его клеймо,
(10) тот будет пить из чаши
Божьей ярости вино Его гнева, вино чистое, неразбавленное; и будут
истязать его в огне и сере перед святыми ангелами и перед
Агнцем. (11) Дым от их истязаний поднимается
вверх во веки веков, и ни днем ни ночью нет покоя
тем, кто поклоняется зверю и его изображению и заклеймен
его именем.
12 Этим святой народ Божий, те, кто исполняет
заповеди Бога и верен Иисусу, призываются к стойкости.
13 Потом я услышал голос с неба, говоривший:
– Запиши: “Как счастливы
отныне мертвые – те, что умерли в верности Господу!"
– Да, – говорит Дух, –
они отдохнут от тяжких трудов своих, потому что дела их следуют
за ними.
14 И я увидел: вот белое облако,
а на облаке сидит Некто, подобный человеку. На голове
у Него золотой венец и в руке у Него острый серп.
(15) И еще один ангел вышел из Храма,
громким голосом крича Сидящему на облаке:
– Пошли Свой серп и жни!
Ведь время жатвы настало – созрел урожай земли!
16 И Сидящий на облаке швырнул Свой
серп на землю. И земля была сжата.
17 И другой ангел вышел из небесного
Храма, у него тоже был острый серп. (18) Еще один ангел, который заведовал
огнем, вышел из жертвенника и громким голосом закричал
ангелу с острым серпом:
– Пошли свой острый серп и срежь
виноградные грозди с земного виноградника, потому что грозди его
созрели.
19 Швырнул ангел свой серп на землю,
срезал земной виноград и бросил его в великую давильню Божьего
гнева. (20) И были растоптаны грозди
в давильне вне города, и перелилась кровь через край
давильни, и поднялась до высоты конской узды, и разлилась
на целых триста вёрст
15
1 Потом я увидел на небе еще одно
великое и дивное знамение: семь ангелов с семью последними
напастями – последними, потому что ими завершался гнев
Божий.
2 Я увидел нечто похожее на море из стекла,
смешанного с огнем. И стоя́т у этого стеклянного
мо́ря победители зверя, его изображения и числа его имени.
Они стоя́т с арфами Божьими (3) и поют песнь Моисея, служителя Божьего,
и песнь Ягненка:
– Велики и дивны дела Твои,
Господь Бог Вседержитель!
Верны и правы пути Твои, Царь народов! 4 Кто не устрашится,
Господь,
и не прославит имя Твое?!
Потому что один Ты свят!
Потому что придут все народы
и ниц падут пред Тобою!
Потому что суды Твои явлены ныне!
5 И потом я увидел: в небе отворился
Храм – Шатер Свидетельства, (6) и вышли семь ангелов с семью
напастями. Они одеты в чистый блестящий лен и опоясаны
по груди золотыми поясами. (7) Одно из четырех существ вручило семи ангелам
семь золотых сосудов, полных гнева Бога, живущего во веки веков.
(8) И Храм наполнился дымом от Славы
Бога и Силы Его, и никто не мог войти в Храм, пока
не завершатся семь напастей семи ангелов.
14.1 См. прим. к 7.4. [сто сорок четыре тысячи — число, состоящее из двенадцати
(символ полноты), возведенное в квадрат и умноженное на тысячу,
т.е. это не конкретное число, а символ совершенной полноты.] 14.3 новую песнь — в некоторых рукописях: "как
бы новую песнь". 14.4 Так как тенденция превозносить девственность появляется
в Церкви довольно рано (Маркион основал церковь только для девственников,
Ориген оскопил себя и т. д.), возможно, что Иоанн выделял 144 тысячи
как особую группу среди святых. Но более вероятно понимание
этих слов в символическом смысле (ср.: в ВЗ Израиль часто
описывался как дева (4Цар 19.21; Иер 18.13; Ам 5.2),
а отступничество — как блуд (Ам 2.4-21; Иер 2.2-6);
Новозаветная Церковь также изображается как девственная невеста
Христа (2Кор 1.2; Откр 21.9), хранящая себя в верности
Христу и отвергающая языческие соблазны Великой Шлюхи —
символа Римской империи). Начаток — так некогда
называлась часть урожая, которую приносили Богу в жертву; здесь
в переносном смысле. 14.6 Радостная Весть —
это весть о том, что Бог воцарится и будет
судить людей. 14.8 Вавилон — древняя столица
Месопотамии, ярого врага Израиля в ВЗ. В НЗ под Вавилоном
понимается новый враг народа Божьего, Церкви — Римская
империя и ее столица Рим (ср. 1Петр 5.13). Яростным вином
своего разврата — слова "яростное вино" могут
пониматься двояко: как крепкое, пьянящее вино или же как вино
ярости Бога за развратное и развращающее поведение Вавилона. 14.10 чистое, неразбавленное —
в древности обычно пили вино, сильно разбавленное водой. 14.14 Некто — т. е. Христос, которому
предстоит судить людей. 14.15 жатва — традиционный символ
суда в Библии (Мф 13.30,40-42). 14.18 ангел, который заведовал огнем —
в еврейской традиции ангелы ведали земными стихиями; в 1 Книге
Еноха говорится об ангелах грома, моря, снега, дождя и т.
д. Огонь — символ суда (см. Мф 18.8; Лк 9.54; 2Фес
1.8). Сбор винограда — образ суда над грешниками.
14.20 на триста верст —
дословно: "на тысячу шестьсот стадиев", примерная
протяженность Палестины, но, вероятно, это символическое число,
означающее всю землю (оно делится на четыре, символизируя
четыре стороны света), или сорок в квадрате (сорок —
традиционное число наказания (Числ 14.33; Втор 25.3). 15.3 песнь Моисея и песнь Ягненка —
это не две песни, а одна, прославляющая Божье спасение,
которое началось с Моисея и завершилось Христом. Царь
народов — в рукописях много разночтений: "Царь
всех", "Царь святых", "Царь веков". 15.5 Шатер Свидетельства, или Скиния
Завета — небесный прототип земного святилища, в котором
Израиль поклонялся Богу во время скитания в пустыне. 15.6 Ангелы изображены в виде небесных
священников (ср. 1.13).