24-25 августа 2012 в Санкт-Петербурге прошел 2-ой Всероссийский съезд таксистов. На него съехались около 300 таксистов из четырех стран и 64 регионов России. Делегаты из разных регионов и стран поделились опытом регулирования рынка такси.
Ни для кого не секрет, что в России передовиком по внедрению закона о такси и способности вести диалог с местными властями является г.Москва. Учитывая, что опыт Москвы потом, как правило, распространяется на всю Россию, участники съезда очень внимательно слушали доклады как представителя местной власти Москвы, так и реального бизнеса.
Как отметил Пронин Д.В. из департамента транспорта г.Москвы:
в Москве среднее расстояние поездки составляет 13-16км, что занимает 40-50 минут. Время ожидания автомобиля при этом -12-15 минут. Рынок такси Москвы - это 100-110тыс. Водителей и 50-55 тысяч автомобилей. Сейчас выдано 19 тысяч разрешений, т. е. доля официально работающих таксистов составляет не более 20%.
Чего хотят власти
Власти Москвы, например, хотят:
-разделить такси на две категории "стандарт" и "премиум". "Стандарт" будет забирать "от бордюра" и со спец. стоянок, а "премиум" заказываться по телефону и приезжать по заказу;
-Ввести единый цвет такси - желтый, но не сразу, а с плавным переходом по времени
-Ужесточить требования к водителям такси (3 года стажа, знание улиц города, знание русского языка, базовые водительские навыки). Для этого придется создавать специальные курсы и экзамены;
-регулировать тарифы при перевозке пассажиров;
-создать единый колл-мониторинговый центр с единым городским номером, на который клиенты будут жаловаться, искать забытые вещи, вызывать службу спасения, и может быть заказывать такси для социальной категории граждан.
Чего хотят таксисты
Вместе с тем, представитель таксистов из г.Москва Свешников Ю.Ю. ("Московский транспортный союз") рассказал точку зрения бизнеса на все эти стремления властей. При этом был учтен опыт, который уже получен при исполнении закона в Москве и диалогов с исполнительной властью.
Бизнес считает, что власти не должны:
-заниматься расцветкой автомобилей,
-разграничением типов авто,
-устанавливать цены, и, тем более,
- монополизировать рынок через введение единого колл-центра.
Таксисты Москвы предлагают не трогать рынок и так потрясенный введением законов, дать рынку устояться и самоорганизоваться. По прогнозам экспертов легальный рынок такси выстроится не ранее 2014-2015 гг.. Условием этого будет урегулирование властями вопроса с парковками для такси, борьбой с нелегалами, и выделением полос общественного транспорта для такси.
По словам учредителя такси "Майами" г.Тольятти Кандакова Ю.А."Введение нормы, например, о единообразном цвете автомобиля такси ляжет нагрузкой на бизнес порядка 80т.р., если перекрасить автомобиль или 40 тыс. рублей, если его обклеить пленкой. Если умножить эти цифры на количество автомобилей, находящихся в таксопарке, получится очень серьезная нагрузка на бизнес.
Украина впереди России!
Полезным опытом поделился делегат с Украины, который непосредственно участвует в рабочей группе по реализации закона о такси в Украине. Украина ушла вперед в части регулирования рынка такси года на два. По его мнению, самым тяжелым было таксистам договориться между собой и для начала разделить и классифицировать таксистов на частников, автопарки, диспетчерские.
Для того чтобы наказать нелегального таксиста они разработали критерии для ГАИ -- как понять, что перед нами человек, занимающийся извозом, а не, скажем, зять, везущий тещу на работу. Это -- (внимание!) "ЛЮБЫЕ признаки, позволяющие пассажиру понять, что перед нами такси". После чего, машина ставится на штраф стоянку, а водитель доказывает, что он не таксист. Не смог доказать - штраф!