Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Пресса о недвижимости

  Все выпуски  

Пресса о недвижимости


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Пресса о недвижимости

Специальный выпуск: Жилищно-Коммунальная Реформа

2001-12-20

Сегодня в номере:

"Порог бедности" - для Москвы и России
Больше ждать нельзя
Юрий Лужков: Реформа будет бархатной и не отразится на благосостоянии москвичей
ДЕЗ должна учиться зарабатывать
Совесть - категория экономическая

"Порог бедности" - для Москвы и России

Чем богаче город, тем лучше живут его бедняки

В Государственную Думу в качестве законодательной инициативы внесен законопроект по изменению Закона "Об основах федеральной жилищной политики". Проект внесла Московская городская Дума.

У законодательного органа Москвы есть свой взгляд на проведение жилищно-коммунальной реформы в стране, отличный от "федерального".

До недавних пор основополагающим документом для реформы ЖКХ был Указ Президента Российской Федерации от 28.04.97 No 425 (ред. от 27.05.97). К этому указу приложена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации. И в частности, 5-я глава концепции определяет федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.

Сегодня существует несколько федеральных стандартов - социальной нормы площади жилища, стоимости предоставления коммунальных услуг на 1 кв. метр, уровня платежей граждан за жилище и коммунальные услуги по отношению к уровню фактических затрат, максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг. Стандарты на основании указа президента определяет российское правительство, и от них зависит распределение средств из федерального бюджета. Местные власти имеют право сами установить иные пороги и уровни, но при распределении средств из бюджета Федерация руководствуется только установленными ею стандартами. И те регионы, которые рассчитывают на помощь из государственного бюджета, вынуждены следовать стандартам.

В настоящее время, напомним, стандарт, определяющий максимально допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, равен 22 процентам. Регионы-доноры сами устанавливают эту долю, и например, в Москве она в 2001 году составила 13 процентов. Все москвичи, которые тратят на оплату жилищно-коммунальных услуг денег больше, получают субсидию (компенсацию) из городского бюджета.

В проекте, который внесен в Госдуму, предлагается решение, которое прежде всего касается именно бедных регионов, зависящих от "центра". Максимальный порог бедности, по мнению московских законодателей, не должен превышать 15 процентов. "Этот максимум должен гарантировать федеральный бюджет. Если регион хочет понизить этот порог, то это можно сделать только за счет местного бюджета", - говорит автор этого документа депутат Галина Хованская.

Судя по всему, сам федеральный закон устарел давно. Депутаты Государственной Думы прошлого созыва внесли в него поправку, касающуюся перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, то есть их оплаты в полном объеме. Взяли и отодвинули этот момент на 15 лет. Причем для всех - и для бедных, и для богатых. И получилось, что государство продолжает дотировать богачей, а в то же время в России есть регионы, где население не сможет платить 100 процентов за жилищно-коммунальные услуги ни через 5, ни через 15 лет.

В городе, где закрывается градообразующее предприятие, нельзя ввести не только 100-процентные платежи, но даже и адресную помощь в виде субсидий. Их придется выплачивать всему городу!

Помимо всего прочего, вряд ли сегодня возможно декларировать систему адресной помощи, не разобравшись с системой льгот. Государство не в состоянии тянуть одновременно эти две системы. И льготы поглощают гораздо больше бюджетных ресурсов, чем система адресной помощи. Даже с учетом роста тарифов, когда увеличивается число тех, кто обращается за компенсациями.

И хотя изменения в федеральный закон не приняты, тем не менее, кое-какие изменения есть. Маленькие, но все же. Недавно Федеральное Правительство утвердило подпрограмму "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (постановление Правительства No 797).

Этим документом официально признано, что тот самый указ президента устарел, и он не учитывает нынешних экономических реалий. Правительство России пока не будет менять стандарт допустимой доли расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг. Хотя до сих пор, согласно устаревшему указу, этот стандарт ежегодно пересматривался и в 2003 году должен был достичь 25 процентов. В нем также говорится о том, что пора что-то делать с системой льгот.

И наконец, правительственный документ установил города, где будут проводиться эксперименты по переходу к 100-процентной оплате жилья. "Подопытными" кроликами назначили Москву, Тюмень и Новгород.

И раз уж мы вновь заговорили о Москве, - зададимся вопросом, даст ли эксперимент с московскими добровольцами ощутимый эффект? Вот как комментирует это решение Галина Хованская: "Думаю, что "честными", то есть теми, кто добровольно придет платить за квартиру, окажутся публичные политики и государственные чиновники высокого ранга. Но коммерсанты, на которых и рассчитывали, вряд ли пойдут платить. Они только-только выползли из тени и вновь в нее заползут. Кроме того, придут те ветераны труда, которые не оформляли свою льготу - не было раньше особого смысла, так как деньги экономились небольшие, теперь ее оформят.

Думаю, что если мы действительно хотим реформировать жилищно-коммунальное хозяйство, надо делать совсем другое. Нужно, наконец, заняться обслуживанием жилищного фонда, который совершенно запущен. Перекрытия гнилые, крыши текут…

Пока что выделяемых денег хватает только на зарплату работникам эксплуатирующих организаций. А они должны идти на текущий ремонт дома, уборку территории. И если мы сейчас не займемся эксплуатацией домов, то и не успеем оглянуться, как наше жилье придет в негодность".

В начало

Больше ждать нельзя

Реформирование жилищно-коммунальной сферы - одна из приоритетных задач экономики страны. Этот вопрос был недавно рассмотрен Правительством Москвы, предложена новая схема оплаты за проживание. Однако неверно было бы сводить проблему лишь к повышению коммунальных платежей. Вопрос куда сложнее.

По просьбе корреспондента об этом рассказывает один из идеологов реформы ЖКХ в России заместитель председателя Госстроя РФ профессор Леонид ЧЕРНЫШОВ.


Авария за аварией

Говоря о необходимости преобразований жилищно-коммунального хозяйства, чаще всего выделяют социальные вопросы. И это правильно. Ведь, где бы мы ни работали, какой бы пост ни занимали, мы прежде всего жители - люди, потребляющие воду, тепло, электроэнергию. А за эти услуги надо платить. В то же время необходимо совершенствовать материально-техническую базу отрасли. Таким образом, в реформировании ЖКХ есть не только социальная, но и экономическая, хозяйственная составляющая. Она включает в себя реформирование рынка производителей услуг ЖКХ, их хозяйственную самостоятельность на базе частных экономических интересов, создание механизмов, обеспечивающих на договорной основе взаимную ответственность производителей и потребителей таких услуг, совершенствование тарифной политики, ресурсосбережение и еще многое другое. Если же говорить о социальной стороне, то главное здесь - защита низкодоходных категорий населения, развитие широкой и доступной сети пунктов жилищных субсидий, совершенствование самой системы жилищного субсидирования. Все вместе это и называется "реформой ЖКХ".

Преобразования в отрасли начались с конца 80-х годов, но, к сожалению, больших результатов достигнуто не было. Слишком уж тяжелое досталось наследие: крайне изношенные инженерные сети, низкое качество строительства, что, в свою очередь, привело к быстрому старению жилищного фонда, перерасходу энергоресурсов, другим негативным последствиям. Не появились и новые хозяйственные и финансовые механизмы, которые должны были бы изменить лицо отрасли.

Коммунальная инфраструктура внушает даже большие опасения, чем собственно жилищная сфера. Если износ жилого фонда составляет в среднем 50 процентов, то в коммунальном хозяйстве эта цифры достигает 60 и более процентов: 56 - по теплу, 68 - по электроэнергетике, 55 - по воде. В целом же, за последние 10 лет изношенность оборудования выросла примерно в 1,7 раза. По нашим данным, протяженность коммунальных тепловых сетей составляет 136 тыс. километров, из которых 29 тыс. километров находятся в аварийном состоянии. Количество аварий на коммунальных теплосетях за это же время увеличилось в 5 раз и в 2000 году составило 200 аварий на 100 км сетей теплоснабжения. В то же время велики потери, связанные с утечками из-за коррозии труб, - они находятся на уровне 10-15 процентов. Что же касается тепла, то до квартир доходит лишь 35-40 процентов того, что вырабатывают станции. Остальное теряется в сетях.

Ряд регионов России вошел, по сути, в инфраструктурный кризис, близкий к экономической катастрофе, который, естественно, создает социальную напряженность. А бюджет уже не в состоянии латать все прорехи. И потому так важно привлекать внебюджетные источники инвестирования - в частности, через механизм полной оплаты гражданами коммунальных услуг. В прошлом году население получило жилищно-коммунальных услуг на сумму порядка 300 млрд. руб. При этом заплатило за них лишь 120 миллиардов. Ситуацию надо менять. Без этого отрасль не поднимешь.

Без денег ничего не бывает

Приведу такие данные. За последние 10 лет в 40 раз уменьшилось количество средств, направляемых на ремонт ЖКХ. Такая же сумма была направлена в отрасль из консолидированного бюджета. Тем не менее, недофинансирование отрасли ( в том числе и по указанной выше причине - низкого уровня оплаты за проживание) явное. Нельзя не сказать и о том, что все муниципальные предприятия, покупатели услуг, являются, по существу, должниками, банкротами. На начало этого года кредиторская задолженность ЖКХ составляла 260 млрд. руб., а дебиторская - 168 млрд. рублей. У государства едва хватает денег на то, чтобы поддерживать ЖКХ даже на сегодняшнем уровне.

Какова в этом отношении федеральная политика? Согласно Закону "Об основах федеральной жилищной политики" (а это по-прежнему основной действующий документ в данной сфере) на полную оплату содержания жилья население должно перейти в 2008 году. Но хотел бы кое-что пояснить. Чтобы содержать в надлежащем состоянии дома, необходима как текущая эксплуатация хозяйства, так и воспроизводство основных фондов - замена того же инженерного оборудования, которое уже исчерпало свой ресурс. Так вот, до 2003 года будет переведена на полную оплату эксплуатационная составляющая отрасли (текущий ремонт зданий, инженерного оборудования, их уборка и т.д.). И вот после этого перейдем к окупаемости более серьезных работ: капитального ремонта зданий и оборудования (включая их полную замену), переоснастки вообще всей коммунальной сферы. Все эти работы в перспективе должны производиться без привлечения бюджетных средств. Срок я уже назвал: 2008 год.

Конечно, экономика и социальная сфера - понятия хотя и взаимосвязанные, но разные. Говоря о хозяйственных, причем неотложных нуждах, не надо путать их с социальными задачами - защитой малообеспеченных категорий населения. Власти одинаково должны заботиться о том и другом. Тем не менее, сейчас уже ясно, что с точки зрения экономики, без более интенсивного, более энергичного проведения жилищно-коммунальной реформы, которая подразумевает в том числе и полную оплату населением жилищно-коммунальных услуг, отрасль задохнется..

Недавно Правительство РФ установило федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 год. Согласно правительственному постановлению максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи установлена в размере 22 процентов. При этом федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц в среднем по Российской Федерации составляет 19,1 рубля.

В Москве предельная стоимость жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья на следующий год определена правительством в 16,5 руб. в месяц, хотя, сегодня их полная стоимость составляет 22,9 руб. в месяц. Со следующего года, как известно, в столице планируется ввести 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг для обеспеченных горожан. К ним отнесены семьи, где среднедушевой доход составляет более 8,5 тыс. руб. на человека в месяц.

Но на этом, конечно, останавливаться нельзя. Возьмите систему льгот. Сейчас - если говорить о Федерации в целом - этой системой охвачено примерно 60 процентов населения. Что касается Москвы, то дотации на жилищно-коммунальные услуги получают 3,3 млн. горожан. Всегда ли это оправдано? В настоящее время существует 50 категорий льготников, при этом данная градация не имеет никакого отношения к материальному достатку людей. Некоторые из них получают дотации на основании постановлений еще союзного правительства, принятых в 30-е годы. Безусловно, что система льгот также нуждается в пересмотре и реформировании.

Есть ли у РЭУ конкуренты?

Перемены в управлении отраслью - насущнейшая задача. В настоящее время большинство коммунальных предприятий находится в муниципальной собственности. При этом нельзя не сказать, что в ЖКХ увеличивается количество организаций со смешанной формой собственности, образующихся на основе акционирования. Наибольшее их число - в сфере дорожно-мостового хозяйства, далее - предоставления услуг по электроэнергии, теплоэнергии и т.д. Но при этом деятельность по благоустройству остается, по сути, сугубо бюджетной сферой и финансируется, за редким исключением, через городской заказ. Далеко не всегда это делается на конкурсной основе. Привлечение частных компаний при этом носит формальный, номинальный характер. В то же время у органов местного самоуправления нет реальных экономических рычагов воздействия на собственные муниципальные службы, а это ведет к снижению уровня жилищно-коммунального обслуживания, ухудшению его качества.

Да и есть ли у нас по-настоящему частные компании? По сути, все они муниципальные. Солидная частная компания обслуживать дом не согласится.

Причина ясна - нет гарантии того, что у нее будет регулярное, гарантированное финансирование. Попытки изменить ситуацию (не всю в целом, но хоть частично) были: из оплаты жилья вывели эксплуатацию лифта и вывозку мусора. Именно эти работы хотели сделать выгодными, привлекательными для компаний и тем самым создать конкурентную среду. А что получилось? Выгодными они так и не стали. В результате, вместо одного Мослифта появился еще МосОТИС, по сути, - второй монополист, а конкуренции как не было, так и нет. И та, и другая компании, по существу, имеют бюджетное финансирование. В целом же, средства, выделяемые из бюджета на ЖКХ, по-прежнему остаются мизерными. Для того чтобы сформировалась конкурентная среда во всех подотраслях (тепло, вода, жилье и т.д.) денег явно не хватает.

Без экономии не проживешь

Вопрос энергосбережения - один из самых актуальнейших в ЖКХ. По сути, он затрагивает интересы каждого человека. Ведь тепло, электричество, вода - это постоянно потребляемые, жизненно необходимые для него ресурсы. Стоимость их постоянно возрастает. К слову сказать, во многих странах хорошо знают цену энергии, которая приходит в дома, стараются экономить ее. У нас пока нет ни культуры экономии, ни возможностей реально влиять на расходы воды и тепла.

Конечно, далеко не все зависит от граждан. В ходе обследования сетевого хозяйства было, например, выявлено огромное количество самортизированных основных фондов, износ которых такой, что даже утечки ( если речь идет о тепловых сетях) устранить практически невозможно. Ни сваркой, ни с помощью хомутов. В последнем случае трубы просто "складываются" - настолько они проржавели и стали хрупкими.

В результате износа трубопроводов расход воды в тепловых сетях в среднем в 20 , а бывает и 50 (!) раз превышает нормативный расход. А потому более половины вырабатываемой котельными энергии тратится, по сути, впустую.

Анализ показывает, что на нужды отопления и горячего водоснабжения мы расходуем 84 кг условного топлива на 1 кв. м площади в год. Для сравнения - в Швеции, стране с примерно схожим климатическим климатом, эта цифра более чем втрое ниже. К тому же и сам жилой фонд, имея в виду материалы ограждающих конструкций, весьма неэффективен с точки зрения энергосбережения. У нас значительную его часть - около 80 процентов - составляют дома из сборного железобетона, а это даже по проектным данным одни из самых энергорасточительных материалов. Кроме того, из-за низкого качества строительства и эксплуатации таких зданий теплопотери в них увеличивают эту цифру еще на треть.

Всего по экспертным оценкам мы теряем сейчас в зданиях до 40 процентов энергоресурсов. В то же время муниципальные энергоснабжающие предприятия не заинтересованы в экономии, ибо обеспечением топлива занимаются не они, а местные администрации, причем этот процесс идет по схеме внеденежного расчета.

Безусловно, требуют совершенствования и сами инженерные системы. В угольных котельных, например, отмечен необоснованно низкий уровень КПД - порядка 30-40 процентов. Более двух третей загружаемого в такие котельные топлива уходит, по сути, с дымом. В половине котельных, работающих на мазуте, вообще не проводится учет тепловой энергии. Между тем практически во всех из них используется обводненное топливо, что значительно ухудшает качество его сжигания.

Почему так медленно экономные технологии пробивают дорогу в жизнь? Да потому, что вся система функционирования ЖКХ затратна. Чем больше отпустил энергии - воды, тепла и т.д. - тем предприятию лучше. Контрагента в лице домовладельца у него нет. Кто им может быть? Товарищества собственников жилья, управляющие компании (которыми могли бы стать те же ДЕЗы, как это и сделали в бывшей Восточной Германии), частные владельцы домов - то есть организации, которым поставляют ресурсы и которые заинтересованы в их качестве, экономном расходовании. Но пока такого нет. Появление в доме хозяина - профессионального, рачительного, бережливого - это один из ключевых элементов реформирования ЖКХ.

В начало

Юрий Лужков: Реформа будет бархатной и не отразится на благосостоянии москвичей

Мэр Москвы Юрий Лужков рассчитывает на то, что с 1 января добровольно полностью оплачивать жилищно-коммунальные услуги будут примерно 20% горожан. Такое мнение столичный градоначальник высказал на заседании совета Центрального федерального округа. Ю.Лужков напомнил, что столичные власти с начала будущего года приступают к первому этапу реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства. По словам мэра, реформа "будет бархатной и не отразится на благосостоянии москвичей". Ю.Лужков отметил, что оплачивать все 100% услуг ЖКХ будет предложено в добровольном порядке тем московским семьям, которые получают доход свыше 8,5 тыс. рублей на человека в месяц.

В начало

ДЕЗ должна учиться зарабатывать

Прошло с десяток лет, прежде чем москвичи привыкли к тому, что аббревиатура ДЕЗ пишется через "е", а не через "э" (ДЭЗ) как прежде, когда за ней скрывалось совсем другое название - "дирекция по эксплуатации зданий". Нынешние дирекции единого заказчика отличаются от былых ДЭЗов по самой сути. Они - не просто жилконторы, по мере выделяемого бюджетом финансирования содержащие жилье, а полноценные хозяйствующие субъекты. В нынешних условиях ДЕЗ могут и должны искать дополнительные источники финансирования. Без этого им становится все труднее выполнять свою функцию. О том, как именно может зарабатывать дирекция, мы беседуем с руководителем ДЕЗ "Преображенское" Татьяной ПОДБЕРЕЦКОЙ.

- Сейчас приходится думать, как выживать в будущем. Рано или поздно все равно наступит момент, когда бюджетное финансирование содержания жилья сойдет на нет - оно и так все время стремится к нулю. Так что ничего другого для ДЕЗ не остается, как научиться находить новые источники доходов.

- Могли бы проиллюстрировать такой подход к делу?

- Вот мы создали центр обслуживания населения при ДЕЗ. Здесь люди могут не только без лишних хлопот сделать перерасчет квартплаты, но и заплатить как коммунальные платежи, так и за электричество, газ и телефон. Кроме того, можно получить юридическую консультацию, снять ксерокс с необходимого документа. Словом, сделать все сопутствующие операции, "не отходя от кассы". Но мы не банк, "чужие" платежи собирать не имеем права. Поэтому договорились с Московским индустриальным банком об открытии у нас его отделения. Для чего нам это нужно? Чтобы не терять те деньги, которые отдаем банку в качестве процента за обслуживание наших расчетов - лучше уж мы их пустим в дело, на то же благоустройство и содержание домов. Такая схема выгодна всем. Мы перестали терять свой процент, банк же сможет "на нашей территории" заниматься и своими, не касающимися нашей деятельности операциями.

- Я знаю, что не собираетесь на этом останавливаться и планируете сами оформлять жилищные субсидии.

- Именно для этого мы и думаем в ближайшее время создать при центре отдел, где бы человек мог получить все справки сразу и тут же, "не отходя от кассы", оформить субсидию. Нам нужны всего два рабочих места и договоренность с отделом жилсубсидий, но пока она, к сожалению, не достигнута.

Это было бы крайне удобно, поскольку многим потенциальным получателям субсидии просто не под силу разобраться во всех правилах и бумагах, которые здесь требуются. Предполагается, что в таких случаях специалисты центра будут по заявке жителя сами собирать все документы. Разумеется, бесплатно.

Наш интерес здесь очевиден. Сегодня люди вынуждены для получения субсидии собирать кучу справок. В РЭУ, паспортном столе, бухгалтерии ДЕЗ, да еще стоять в очередях. Я думаю, за это время они десять раз подумают, а надо ли со всем этим возиться? И многие ни за какой субсидией не идут, просто перестают платить квартплату. А это - деньги на содержание жилья, которые мы недополучаем.

Вообще же, нам предстоит осваивать многие новые для нас сферы.

- Какие, например?

- Нам со временем все равно никуда не деться от создания в домах товариществ собственников жилья. Дирекция во многих случаях возьмет на себя функцию управляющей компании по отношению к новым ТСЖ. И это тоже способ заработка для ДЕЗ. Но для того чтобы мы в будущем могли грамотно управлять делами товариществ собственников, начинать учиться этому надо уже сейчас.

А вообще, идей у нас немало. Скажем, в районе много домов, где хорошие подвалы, которые вполне можно было бы привести в порядок и использовать. В аренду коммерческим структурам их не сдашь - даже если и можно было бы, жильцы восстанут против такого соседства. Но можно, скажем, хорошенько отремонтировать подвал, разделить на кладовочки и сдавать их самим жильцам за небольшую плату. Плохо ли городскому жителю иметь с своем же доме личный погреб!

Мы могли бы организовать небольшие магазины, продавать в них стройматериалы, например, столярку, которую под силу изготавливать нашим мастерским. Оказывать услуги по ремонту квартир - причем на хорошем уровне и дешевле, чем коммерческие фирмы, благо наши специалисты могут работать с любыми самыми современными материалами и технологиями. Или оказывать услугу по техническому надзору, если ремонтируют другие. То же самое и с оформлением разрешения на перепланировку квартир. Сейчас такие услуги предлагают некоторые фирмы. Но мы могли бы это делать быстрее и дешевле. А главное - добросовестно, ведь дома-то наши, мы несем за них ответственность. Кто, как не мы заинтересованы в том, чтобы перепланировки велись законно и технически грамотно?

- Важно не только уметь "добывать" средства, но и разумно их расходовать. У вас ведь на этот счет тоже есть интересный опыт?

- Как вы уже заметили, мы очень любим экономить деньги! Поэтому, например, мы сейчас установили практически во всех муниципальных домах узлы учета на системах отопления, горячего и холодного водоснабжения.

Узлы эти, кстати, не просто считают, сколько израсходовано литров и гигакалорий, они все сразу выводятся на пульт в нашей диспетчерской, и в любой момент можно снять показания. Если жильцы звонят и жалуются, что батареи еле греют, мы можем тут же замерить, насколько "еле". Термометр показывает, что вода в системе 48 градусов вместо положенных 50? Это уже другой разговор, наши претензии к теплоснабжающей организации мы можем обосновать конкретными фактами. Так же как и насчет того, сколько реально было потреблено тепла и воды.

К сожалению, поставщики услуг привыкли разговаривать с ДЕЗами в категориях "вам отпущено...", "вам начислено...", а не "вами потреблено...". Теперь мы знаем точно, сколько потребили. И, между прочим, пока наши приборы показывают, что даже при нынешнем низком уровне собираемости платежей, то, что собирается, покрывает реальный расход.

Если бы поставщики услуг считали ДЕЗы партнерами, не старались бы переложить ответственность на нас, а сотрудничали - от этого было бы много всем пользы. Если показания двух счетчиков - их и нашего - не сходятся, значит, что-то куда-то утекает по дороге! Эти данные можно было бы проанализировать и так отрегулировать систему, чтобы не утекало.

Кстати, и с жителями нам легче разговаривать на фактах: вот показания, вами потреблено столько-то, и за это надо заплатить!

- Не обвинят ли читатели нас в том, что мы слишком увлеклись разными расчетами!

- Трудно сказать, что оценивается в деньгах, а что в категориях, не поддающихся математике. Взять, к примеру, то же самое благоустройство - у нас в районе приведено в порядок и оборудовано уже 80 процентов двориков. Это, конечно, только цифра, но, поверьте, за ней - реальный "эффект", например, снижение вандализма! Если раньше он был массовым явлением, сегодня это отдельные случаи, ЧП!

- Как удалось?

- В частности, сработала наша идея оборудовать во дворах побольше спортплощадок. Где есть возможность, ставим полноценные, почти элитные спорткомплексы: там есть теннисные корты, площадки для спортивных игр. И они открыты для всех. Знаете, когда видишь, как там отцы с сыновьями по вечерам вместе в футбол гоняют, понимаешь: наша работа нужна не только для того, чтобы занять делом молодежь! Вот та самая связь поколений, про которую говорят, что она потеряна.

Где во дворах нет места, ставим минимальный вариант: ворота, баскетбольный щит, стенку, чтоб хоть было куда мячем покидаться. И еще - столы для пинг-понга. Видели бы вы, какой они пользуются популярностью! И дети, и взрослые в очередь выстраиваются, чтобы поиграть. И ведь вытащили молодежь из подъездов!

- "Красота спасет мир"?

- Лично я действительно верю в это. И опять же опыт показывает: можно переломить отношение людей к тому, что мы делаем! Только надо быть "упрямым". Высаженную нами рассаду выкопали - сажаем снова, малые формы поломали - чиним. В конце концов люди понимают - бесполезно с нами воевать. И потихоньку в них просыпается чувство хозяина. Людям стало не все равно, что у них во дворе происходит.

Иногда бывают забавные ситуации. В одном дворике на Потешной улице в прошлом году поставили экспериментальные малые формы - выяснилось, что они плохо держатся в грунте, надо менять основание. Рабочие приехали, вывернули конструкции из земли - в ДЕЗ звонок: караул, у нас кто-то детскую площадку разбирает! Беспокоятся. Точно так же стали следить, чтобы газоны не портили, требуют штакетник поставить, "гоняют" чужие машины. Даже мне доставалось - приеду в какой-нибудь двор, хожу, смотрю, а мне тут же: "Женщина, нечего у нас место тут высматривать, чтоб машину свою пристроить, уезжайте!".

Когда люди сами проявляют заботу о том месте, где живут, от души хочется помочь. Вот есть у нас тут неподалеку двор один, его жильцы много лет сами в порядок приводили, пытались что-то соорудить из подручных средств: досочек, старых покрышек. Трогательно очень. Грех было бы для них не постараться, не благоустроить их дворик в числе первых.

- Есть мечта у директора ДЕЗ?

- Мечта у каждого своя. Я, например, честно скажу: я - патриот своей Преображенки и хочу, чтоб мой район был самым лучшим. Свои "районные" нужды для меня на первом месте, и пусть никто не обижается.

В начало

Совесть - категория экономическая

100 процентов за проживание в квартирах будут платить только богатые.
Если захотят.

Итак, свершилось.
Мы переходим к 100-процентной оплате за жилищно-коммунальные услуги. Правда, это касается не всех, а только состоятельных граждан. Жилищно-коммунальная реформа (а вернее, та ее часть, которая касается расчетов за проживание), потоптавшись на месте, выходит теперь на финишную прямую. Это вовсе не значит, что вслед за богатыми раскошелятся - на все 100 - и остальные москвичи. Такого нет и не будет никогда. Вводится принципиально иная схема расчетов, что влечет (должно повлечь!) глубокие изменения во всем жилищно-коммунальном хозяйстве. Об этом шла речь на недавнем заседании Правительства Москвы.

А теперь подробнее. Что значит состоятельные (правильнее было бы сказать - обеспеченные)? Ответить на этот вопрос не может никто. Но определена планка - 8,5 тыс. руб. среднедушевого месячного дохода. Вот у них - таких семей - и повысятся платежи. На сколько? Это легко подсчитать. Сейчас мы оплачиваем примерно 40 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг. Умножьте эту цифру на 2,5. Вот и получится искомая сумма. Плюс-минус.

Для какой части москвичей актуальна эта приятная новость? Иными словами, сколько в Москве обеспеченных людей? Статистика, которая знает все, на этот вопрос ответить не может. Назывались такие цифры: доходы свыше 10 тыс. руб. получают в столице более 30 процентов граждан. Но это ни о чем не говорит! Ведь не учитывалось, на сколько ртов надо раскинуть такую зарплату. Короче говоря, среднедушевой доход каждой семьи неизвестен. Но, если даже с 30 процентов цифра уменьшится до 10, тоже будет неплохо. Все-таки подмога уже изнемогающему от безденежья жилищно-коммунальному хозяйству.

Новая методика рождалась непросто. Были рассмотрены и отвергнуты десятки предложений. Среди них и тот, который так взволновал москвичей два месяца назад. Тогда предполагалось ввести поголовную 100-процентную плату для всех москвичей, но большей их части - тем, у кого среднедушевой доход менее 6,5 тыс. руб., деньги вернулись бы в виде субсидий. Почему он не прошел? Когда только представили, сколько надо людям собрать справок, принести их в центры субсидий, отстоять там очередь, от него отказались. Даже передовой Зеленоград, где наиболее развита автоматизированная система учета платежей, не переварил бы наплыва граждан.

Об этом, кстати, говорил на заседании правительства министр экономики Герман Греф, которого также привлекли к московским разработкам. Он вспомнил историю пятилетней давности в Питере. Тогда там резко повысили жилищно-коммунальные платежи, но в центры субсидий повалило такое количество народа, что от затеи быстренько отказались. Расхлебывать кашу как раз и пришлось ему, Грефу. Так что Герман Оскарович знал, о чем говорил.

В Москве никакой толчеи не предполагается, и не только потому, что на первом этапе люди будут иметь дело не с центрами субсидий, а с родными ДЕЗами. Не будет самих справок! Все основано на доверии. Знаешь свой доход? Выше он обозначенной планки? Неси в сбербанк 100 процентов. Можешь об этом известить свою контору, а можешь и нет. Из платежки и так все будет ясно.

Все на доверии, все по совести. Впрочем, доверие будет иметь временные рамки - до 1 июля 2002 года. Тогда, когда новая система утвердит себя, она покатится по обычным бюрократическим рельсам: справки и т.д. Но не пугайтесь этого слова - бюрократия! Все оформительские процедуры к тому времени также должны быть отработаны, бухгалтерский корпус пополнен, а потому у окошечка человек простоит буквально минуты.

Новая система вводится с 1 января 2002 года. Почему так спешно? Очень просто - ждать больше нельзя. Пока бюджет был в состоянии содержать жилищно-коммунальное хозяйство, он дотировал его. Теперь такой возможности нет.

С другой стороны, существующая система дотаций с экономической точки зрения представляла полный абсурд. Ибо, по сути, не столько бюджет оплачивал наше с вами проживание в квартирах, сколько промышленные предприятия - для них тарифы были в несколько раз выше, чем для населения. Что, заметим, тоже нонсенс. Чем более крупный покупатель (в данном случае - предприятие), тем для него товар дешевле - так во всем мире. Но у нас, как всегда, свой путь.

Но что значат повышенные накладные расходы той же промышленности? Растет себестоимость продукции (за что, между прочим, мы и расплачиваемся), она становится неконкурентноспособной, меньше денег поступает в бюджет, не на что было ремонтировать дома. Круг, как видим, замыкается.

Это, во-первых.

Во-вторых. Существующая система оплаты жилья порочна и по этическим соображениям. Кому больше помогали? Богатым. Чем больше у человека квартира, чем больше он расходует воды, энергии, тем выше и помощь, которую он получал. Ведь дотации обезличены. Они исходили из квадратных метров, а не финансовых возможностей жильцов. Подобного, кстати, тоже нет нигде в мире: платили тем, кто в этом не нуждался.

И, наконец, третье. Дотации получали не только богатые граждане, но и небедные коммунальные предприятия. Ведь бюджет оплачивал им ту сумму, которую они не добирали у населения. Какой же резон тогда лучше работать? Никакого. Так или иначе, но казна все равно отстегнет сколько положено. А потратишь больше - больше дадут.

Ныне ситуация коренным образом меняется. От дотирования отрасли и высокодоходных групп населения переходят к индивидуальной, целевой помощи тем, кто в ней нуждается. Забудем слово дотация. Будем помнить одно - субсидия. Московский норматив - 13 процентов (федеральный порог, кстати, выше - 21 процент). Именно такую часть должны составлять жилищно-коммунальные платежи от доходов семьи. Получается больше? Город поможет. Гражданину, но не предприятию.

То, что раньше направлялось ДЕЗам и различным коммунальным монополистам, теперь будет приходить на индивидуальные счета самих москвичей. А они уж будут сами расплачиваться за услуги. Чтобы было ясно, о чем идет речь, приведем всем знакомый пример - МГТС. Все платят за телефон одинаково - в том числе и одинокие пенсионеры. Но на половину этой суммы у них возрастает пенсия. Это и есть адресная помощь.

Как и следует, к заседанию правительства был подготовлен проект постановления. Но мэр Москвы Ю. Лужков отверг его. На его взгляд, там не было существенных пунктов. Во-первых, ничего не было сказано о совершенствовании тарифов. Не завышены ли они? Не слишком ли много мы платим за ту же воду? С этим надо разобраться. И второе: а кто заказывает услуги для дома? Сейчас - ДЕЗы. А должны сами жильцы - в лице своих союзов: товариществ собственников жилья или просто жилтовариществ. Только тогда нас будут лучше обслуживать. Иначе, какой резон было вообще повышать цены?
Источник: КДО-Проспект
В начало

Если желаете получить другую информацию о недвижимости, то заходите на наш сайт www.realtinfo.ru Риэлтинфо - все о московской недвижимости

Искренне Ваш, ведущий рассылки Юрий

По всем вопросам пишите по адресу contact@realtinfo.ru

Описание Рассылки

Архив Рассылки



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное