Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Пресса о недвижимости

  Все выпуски  

Пресса о недвижимости


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Пресса о недвижимости

2001-12-13

Сегодня в номере:

Военные начинают свой бизнес
По улицам Москву водили
Станционный смотритель
Плюс электрификация всей Москвы
Мосгордума предлагает доработать реформу
Поправки в законе
Ведение кадастра - дело доходное
Часть проспекта поднимут на эстакаду
Нестандартный запрет на въезд

Военные начинают свой бизнес

Министр обороны Сергей Иванов во время посещения Приволжско-Уральского военного округа сделал несколько смелых заявлений. В частности, о том, что в ходе проведения реформы армия сможет продавать высвобождающиеся объекты - в том числе и землю, на которой стоят сооружения Минобороны. Часть этих средств будет направлена на строительство жилья для офицеров.

Строительство жилья для военных считается в России весьма прибыльным бизнесом, хотя собственно к строительству имеет отношение не всегда. Поэтому вопрос о жилье интересен лишь его потенциальным получателям - то есть военнослужащим. Или романтикам - это вопрос выбора терминологии. Если предложения, касающиеся реформы, по словам министра обороны, будут сформулированы к 2004 году, а сама реформа начнется в лучшем случае не раньше 2008 - 2010 годов, то получить средства на строительство офицерских квартир путем продажи упомянутых г-ном Ивановым высвобождающихся военных объектов и земли можно будет нескоро. Учитывая, что большинство военных уходят на пенсию к 45 годам, претендовать на квартиры они смогут именно в предпенсионном возрасте. А за это время появится новое поколение офицеров, многие из которых вовсе не имеют квартир в знатном комплексе "Алые паруса", или, на худой конец, в элитном квартале на Ленинских горах. А если и для этих строить, то никакого имущества не хватит - даже военного.

Впрочем, недостатка в людях со здоровой деловой хваткой у нас не наблюдается. Так что перспективная идея реализации военного имущества и земель, скорее всего, будет воплощена уже в ближайшее время (если уже не воплощается) - независимо от сроков проведения военной реформы и, как было упомянуто выше, от потребностей в жилье для военнослужащих. Понятно, что речь идет об объектах серьезных, поскольку небольшие партии военного имущества, включая оружие, реализуются уже лет десять. Равно как и сдаются в аренду по гражданским коммерческим надобностям.

Ситуация довольно специфическая, поскольку речь идет о самом своеобразном хозяйствующем субъекте нашей экономики - Министерстве обороны, которое одновременно является бюджетной организацией и крупным собственником. Вот МПС тоже министерство (то есть госорганизация) и крупный хозяйствующий субъект. Но о том, что это не очень хорошо, мы все-таки знаем от либералов и г-на Степашина. Кроме того, о плодотворной до неуемности деятельности МПС и его главы Николая Аксененко общественность имеет достаточное представление из СМИ.

Военное ведомство - это совсем другая история. Несмотря на его исторически сложившуюся роль в экономике - на оборону тратится не менее трети бюджетных расходов, - мало кто имеет полное представление о реальной собственности Министерства обороны. Известно о строительстве генеральских особняков, что выглядит, мягко говоря, нехорошо на фоне небогатого офицерского быта и совсем уже непотребного быта солдатского. С другой стороны, время от времени (а иногда и в присутствии лично президента России В.В. Путина), со стапелей сходят новый крейсер или подлодка. Что там, за необъятными военными заборами, - объект военный или хозяйствующий, - понять невозможно. Чем там занимаются - вопросами ли обороны, устройством ли приятного быта для генералитета или той самой экономической деятельностью, практически неведомо. Специально для компетентных органов поясним: речь идет не о реальных военных объектах, которые входят в понятие закрытого, секретного и т.п., а также о ВТС, то есть о торговле оружием на государственном уровне. Мы говорим об объектах действующей или предстоящей, по словам министра обороны, коммерческой деятельности. Единственный открытый сегодня военный бизнес - торговля солдатами для строительных, хозяйственных и погрузочно-разгрузочных работ - не очень законный, хотя и весьма популярный.

Вопрос в том, будет ли осуществляться коммерческая деятельность по военным объектам и земле в открытом или в привычном для военных закрытом режиме. Иными словами - будет ли конкурс для всех, или только для "своих" с привычным в таких случаях откатом? Хотелось бы узнать об этом до 2008 года.

В начало

По улицам Москву водили

В последний день ноября в Париже состоялась презентация Москвы. Повод не новый - российская столица претендует на международную выставку "Экспо-2010". В случае действительного избрания Москвы в качестве места ее проведения Юрий Лужков, возглавлявший российскую делегацию на 130-й сессии генеральной ассамблеи Международного бюро выставок, посулил общественности построить и реконструировать 320 тыс. кв. м выставочных площадей. Кроме того, для участников ассамблеи был организован специальный телемост с премьер-министром РФ Михаилом Касьяновым. Несмотря на такую агитационную атаку, конкурсная комиссия не поддалась - по мнению зарубежных СМИ, фаворитом в гонке за право получить "Экспо-2010" является Китай.

Зато в Москве пропаганда в духе "вот-вот к нам будет "Экспо" уже приносит свои плоды. На территории ВВЦ реализуется сразу несколько проектов разного масштаба, в том числе строительство бизнес-центра, на который впоследствии предполагается водрузить "Рабочего и колхозницу". Так что, возможно, никакая "Экспо" столице и не нужна, достаточно ее ожиданий.

Источник: "Компания"
В начало

Станционный смотритель

Вскоре потребители электроэнергии окажутся перед выбором: сохранить традиционного поставщика электроэнергии в лице РАО "ЕЭС России" либо диверсифицировать свой бизнес и обзавестись собственным энергообъектом. На смену энергогигантам идут небольшие экономичные станции, призванные обслуживать отдельные предприятия или жилые районы.

О перспективах альтернативной электроэнергетики рассказывает президент компании "Сити-Энерго" Андрей ХОВАНОВ.


Альтернативная, или малая, энергетика -- система энергопроизводящих газотурбинных станций, не входящих в РАО "ЕЭС России" и обеспечивающих отдельно взятых потребителей (предприятие, микрорайон или небольшой поселок).Единичная мощность "малых" станций составляет от 2,5 до 40 МВт. Газотурбинные станции отличаются от ранее построенных ТЭЦ повышенным КПД действия (до 72% против 36%), более высокой экологичностью и значительно меньшим (на треть) расходом газа на единицу произведенной электроэнергии.

"Профиль": Чем вызвана необходимость создания альтернативной, параллельной системе РАО ЕЭС электроэнергетики?

Андрей Хованов: Развитие, как вы выразились, альтернативной энергетики необходимо, чтобы производитель энергии стал ближе к потребителю, а последний, в свою очередь, никоим образом не зависел от перебоев в напряжении основной электросети.

Один из первых проектов "малой" энергетики уже работает. В эксплуатацию в ОАО "Сургутнефнегаз" введена газотурбинная станция (ГТС) на попутном нефтяном газе мощностью 24 МВт. Эти разработки были начаты по инициативе ОАО "Газпром" в начале 90-х. В конце 90-х общее число объектов перевалило за 200. В основе этих проектов -- газовые турбины производства Пермского моторного завода.

Более масштабный проект начал реализовываться в Москве на строительстве комплекса "Москва-Сити". Здесь будут возведены два блока ГТС мощностью 230 МВт, полностью удовлетворяющие нужды в тепле и электроэнергии всего комплекса.

"П.": И какова ближайшая перспектива создания подобных ГТС?

А.Х.: Правительства Москвы и Московской области уже проявляют заинтересованность в развитии таких станций. Региональная программа реально имеет потребность порядка 200 турбин.

Более того, губернатор Московской области Борис Громов уже распорядился в порядке эксперимента провести обследование систем энергообеспечения в Ступинском районе. По завершении этих работ будет принято решение о строительстве ГТС в Ступине (Московская область).

"П.": Вам придется делить рынок с областными энергетическими компаниями, входящими в структуру РАО "ЕЭС России"?

А.Х.: Данная ниша российского энергетического рынка свободна, хотя мы заинтересованы и в тесной кооперации с областными энергетическими организациями. Например, на строительстве "Москва-Сити", где "Мосэнерго" выполняет работы по строительству энергоподстанции ПС-1 и прокладке коммуникаций. Взаимодействие "Мосэнерго" и "Сити-Энерго" позволит избежать возникновения энергодефицита в динамично развивающемся районе Пресни.

Более того, вид такого взаимодействия создаст условия для здоровой конкуренции: заказчик и потребитель энергии ОАО "Сити" сможет выбрать из поставщиков того, чьи тарифы окажутся наиболее выгодными.

Специалисты "Мосэнерго" рассматривают возможность строительства до 10 энергообъектов, подобных ГТС "Москва-Сити". Это означает, что мы на правильном пути. Подтверждение этому -- результаты работы ГТС компании "Альстом" в городе Электросталь.

"П.": Что вас связывает с компанией "Альстом"?

А.Х.: Совсем недавно мы, то есть компания "Сити-Энерго", французская фирма "Альстом" и компания "Технологии моторов" подготовили к подписанию договор, предмет которого -- совместное производство газовых и паровых турбин для малых электростанций.

По сути, формируется промышленная группа, которая будет специализироваться на производстве автономных источников электроэнергии и тепла, а также газотурбинных установок и компрессорного оборудования для предприятий системы ОАО "Газпром".

"П.": Какие предприятия будут задействованы в производстве?

А.Х.: На "Невском заводе" в Санкт-Петербурге планируется освоить производство газовых турбин и компрессорного оборудования по технологии "Aльстом". В Самаре уже сейчас осуществляется выпуск камер сгорания для этих газотурбинных установок. Ступинская металлургическая компания получит возможность провести серьезную техническую реконструкцию своего основного производства по выпуску специальных сплавов для горячей части турбин. Мы активно сотрудничаем с ведущими российскими институтами, такими как ОАО ВИЛС, НПО "Композит", где ведутся работы по созданию автономных источников электроэнергии, а также центров технического сервиса оборудования и обучения персонала.

"П.": Почему в качестве стратегического партнера вы выбрали именно компанию "Альстом"?

А.Х.: Эта зарубежная фирма -- "старожил" в России, с очень хорошей репутацией. Активное локальное присутствие на нашем рынке началось в 1992 году. Турбины "Альстома" работают на электростанциях в Санкт-Петербурге, Электростали, Краснодаре, Сургуте. В России "Альстом" придерживается принципа максимально возможного участия во всех проектах российских субпоставщиков и последующего сервиса поставленного оборудования силами российских подразделений "Альстом" и его партнеров.

В начало

Плюс электрификация всей Москвы

В реорганизации столичного энергохозяйства правительства Москвы и Московской области решили сделать ставку на строительство небольших районных электростанций комбинированного типа.

Первая из них даст ток в 2003 году -- она обеспечит теплом и светом строящийся Московский международный деловой центр "Москва-Сити".


Считалось, что в стране, где победила лампочка Ильича, проблемы с электро- и тепловой энергией решены раз и навсегда. Претворяя в жизнь завет В.И.Ленина "Социализм есть советская власть плюс электрификация всей страны", государство возвело множество ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и АЭС.

Но настали иные времена: веерные отключения от энергосистем, износ и моральное старение оборудования, перебои с подачей пара и горячей воды стали грустной приметой времени. Ведь в наследство от СССР России досталась мощная и дорогостоящая машина -- единая энергетическая система. А вот деньги на ее содержание и строительство новых электростанций закончились.

По словам председателя правления РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса, за последние 15 лет в Китае годовой объем ввода новых мощностей составляет 17 тыс. МВт, тогда как в России в течение последних 3 лет -- по 1 тысяче МВт. Он же делает неутешительный прогноз: если так будет продолжаться и дальше, то уже через год, в крайнем случае через три, "мы попадем с ситуацию, когда объем потребления обгонит объем выработки электроэнергии". И тогда электричества на всех не хватит.

Для того чтобы хоть как-то поддержать еще существующие мощности, часть из которых изношена на 70--80%, РАО "ЕЭС России" приступило с целью привлечения инвестиций к масштабной реструктуризации отрасли. Правда, даже при самом благоприятном экономическом прогнозе, по словам Анатолия Чубайса, на проектирование, начало строительства новой электростанции уйдет 4--5 лет.

В Москве же решили, как всегда, идти своим путем -- и подстраховать столицу на случай перебоев с подачей тока в сети "Мосэнерго".

Изучением вопроса Юрий Лужков поручил заниматься Управлению топливно-энергетического хозяйства Москвы, специалисты которого и предложили мэру создать свою, внутреннюю систему "малой энергетики".

Ее основой должны стать ТЭС, которые будут использовать газовые и паровые турбины для выработки электроэнергии, при этом стоимость энергии будет на 30% меньше, чем у "Мосэнерго". Этот социальный аспект особенно важен для Москвы, где около 40% населения -- пенсионеры с небольшими доходами. (О преимуществах таких станций см. в интервью Андрея Хованова.)

Эксперимент по использованию новых ТЭС первым апробировало ОАО "Мосэнерго", построив ТЭС (теплоэлектростанцию) в городе Электросталь (Московская область) на основе турбин компании "Альстом".

В самой же столице первая такая ТЭС будет вырабатывать электричество и тепло в 2003 году. Не только для Московского Международного делового центра "Москва-Сити", но и прилегающих к нему районов.

ММДЦ "Москва-Сити" -- один из самых масштабных проектов московского правительства. Официальные лица про ММДЦ говорят,что по архитектурному исполнению, уровню оказываемых услуг и развлечений он не уступит самым престижным кварталам Старого и Нового света -- Сити и Уолл-стрит.

Общую градостроительную концепцию ММДЦ "Москва-Сити" разработал коллектив московских архитекторов под руководством Бориса Тхора и Бориса Травуша - "отца" Останкинской башни. Его опыт высотного строительства будет использован при реализации высотной застройки комплекса.

Общая площадь предполагаемой застройки -- примерно 60 гектаров. Первая очередь строительства -- высотная офисная "Башня-2000" и мост набережной Тараса Шевченко -- уже построена.

Кроме "Башни-2000" предполагается строительство еще 2,5 млн. квадратных метров офисных, торговых, гостиничных площадей, а также аквапарка, современного евровокзала, скоростной трассы в аэропорт "Шереметьево", мини-метро.


Электростанция для нужд ММДЦ будет построена на пересечении Звенигородского шоссе и Шмитовского проезда, где до недавнего времени находились угольные склады. Авторы проекта надеются, что сборные промышленные корпуса ТЭС не испортят вид на ММДЦ "Москва-Сити". Потому что строятся они на бросовых территориях, в полутора километрах от "Сити".

В работе ТЭС для "Москва-Сити" будет использоваться комбинированный цикл из газовых и паровых турбин фирмы "Альстом" для производства электро- и тепловой энергии. Такие ТЭС привлекательны, в первую очередь, своим высоким электрическим коэффициентом полезного действия (от 52 до 60%), тогда как средний КПД станций российского производства -- не выше 35%. КПД использования тепла топлива от 75% до 85% (по стране около 39%).

Компания "Альстом" -- один из крупнейших в мире производителей оборудования в области инфраструктуры энергетики и транспорта. Численность персонала компании в отделениях, расположенных более чем в 70 странах, составляет 120 тысяч человек, из них в российском отделении -- 1300 сотрудников. Годовой объем продаж концерна превысил 22 млрд. евро.

Расчетная проектная нагрузка ММДЦ составит только на начальной стадии строительства 204 МВт электроэнергии. Мощность строящейся электростанции -- 225 МВт. Обслуживать ТЭС будут два оператора (на аналогичной старой станции работают около 200 человек).

Избыток произведенной электроэнергии предполагается продавать "Мосэнерго". В первую очередь, для обеспечения электроэнергией и теплом прилегающих к "Москва-Сити" районов -- Пресни и Кутузовского проспекта. В дальнейшем избыточные киловатты будут также поставляться в новый микрорайон на Ходынском поле.

Специалисты "Альстом" считают, что за десять пореформенных лет Россия "проспала" качественный скачок и изменение идеологии Запада в отношении к электроэнергетике: за пределами России и стран СНГ при строительстве электростанций все больше склоняются к локальным энергетическим сетям.

Высокая эффективность работы ТЭС фирмы "Альстом", например, достигается за счет мобильности и гибкости в управлении. Станцию можно быстро, за минуты, запускать и так же быстро останавливать, не нанося ущерба оборудованию и сети в целом. Тогда как для разогрева отечественных ТЭС нужно от 8 часов до полутора суток.

Возможно,что строительство таких ТЭС -- один из путей реформирования нынешнего энергетического комплекса Москвы.
***

"Профиль": Почему именно вашей компании достался этот престижный заказ московской мэрии?

Владимир Ушаков, президент российского отделения компании "Альстом": Наш проект полностью соответствовал требованиям заказчика -- "Москва-Сити". Требования же обычные: максимальная эффективность предлагаемой электростанции, ее надежность и, естественно, цена. К тому же наша технология парогазового цикла плюс компактное размещение оборудования позволили уменьшить площадь, занимаемую электростанцией, в 6--8 раз по сравнению со стандартными объектами.

"П.": Был ли шанс стать исполнителем этого заказа у российских производителей турбинного оборудования?

В.У.: Когда только пошли разговоры о том, что "Москва-Сити" будет с автономным источником энергоснабжения, проектировщики решили, что "движущей силой" ТЭС должна непременно стать газодизельная установка, построенная в России. Но оказалось, она полностью неперспективна, да и невыгодна как экономически, так и технологически: топлива потребляет много, а коэффициент полезного действия -- около 35%. Тогда обратились к российским же производителям газотурбинного оборудования. А их турбины оказались излишне шумными, да и экологическим нормам не соответствовали.

"П.": Какова общая стоимость проекта?

В.У.: Стоимость технологического оборудования и услуг в объеме проекта -- 160 млн. евро. Или приблизительно $145 млн.

"П.": Расскажите немного подробнее о планах строительства электростанции?

В.У.: Согласно контракту на первом этапе -- в 2003--2005 годах -- "Альстом" должен построить электростанцию мощностью в 100 МВт. Она разместится на территории бывших промышленных зон, чуть севернее самого Сити, и даст первый ток на гигантскую строительную площадку.

На втором этапе, в 2006 году, рядом с первой электростанцией мы начнем возведение еще одной электростанции такой же мощности. Максимальная приближенность к "Москва-Сити" -- всего полтора километра. Это позволит свести потери, например, в системах теплоснабжения к минимуму. И город не пострадает: корпуса ТЭС разместятся на бросовой территории.

"П.": А что с экологией, которая в Москве, мягко говоря, не блестящая?

В.У.: Экологические параметры соблюдены в пределах нормы: мы ответственно гарантируем безопасность станции для атмосферы города. Что касается эффективности, то коэффициент полезного действия парогазовых ТЭС такого типа составляет 54,3% процента, в то время как обычных турбин -- до 37%.

"П.": Финансовые затраты компании на строительство электростанций велики. Наверное, и электроэнергия будет стоить недешево?

В.У.: Так и потребители -- люди не бедные. Но нам, в сотрудничестве с "Сити-Энерго", удалось добиться снижения стоимости оборудования на 14--17% в сравнении с мировыми аналогами. За счет того, что "Альстом" опирается в основном на местных поставщиков и местный же сервис. А стоимость электроэнергии зависит не только от стоимости электрооборудования, но и от затрат на эксплуатацию станции. Основной составляющей которых является стоимость топливного газа, что находится за пределами нашей компетенции. Кроме того, дополнительным фактором, обеспечивающим снижение стоимости электроэнергии в будущем, является техническое решение, связанное с переходом на территории "Сити" от 10-киловольтной системы передачи энергии к 20-киловольтной, уже применяемой практически во всех технически развитых странах, прежде всего в Европе.

"П.": В чем разница между этими системами?

В.У.: При одинаковых объемах передачи электроэнергии эта система позволяет вдвое снизить протяженность прокладываемых силовых кабелей, что уменьшает неизбежные потери мощности. Для Москвы это целая научно-техническая революция. Возможно, в будущем на новую 20-киловольтную систему перейдет весь столичный энергетический комплекс.

Источник: "Профиль"
В начало

Мосгордума предлагает доработать реформу

Комиссия по жилищной политике Мосгордумы предложила городской администрации доработать внесенный мэром столицы Юрием Лужковым законопроект "О программе развития реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Москвы на 2002-2007 годы". Как отмечалось на заседании, программа "носит декларативный характер, не имеет экономических обоснований и расчетов". Документ предусматривает комплекс мероприятий по улучшению качества жилищно-коммунального обслуживания. Так, в ближайшие три года предполагается ликвидировать задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства, в том числе за услуги водоснабжения, за счет средств городского бюджета. Через год, согласно документу, предусмотрен переход к профессиональному управлению жилым и нежилым фондом столицы на конкурсной основе. Программа также предполагает усиленный контроль за качеством жилищно-коммунального обслуживания населения. Все намеченные мероприятия "позволят снизить бюджетные расходы, направленные на дотации жилищно-коммунальному сектору", появится реальная возможность оказывать помощь тем москвичам, которые действительно в ней нуждаются, говорится в документе. Вместе с тем, предлагается увеличить долю населения в оплате жилищно-коммунальных услуг с 2002 г., к 2005 г. - поэтапно ввести полную оплату населением ЖКУ, а с 2005 по 2007 гг. - ввести в структуру платежей плату за капитальный ремонт. При этом, по мнению депутатов, документ не устанавливает источники финансирования программы реформирования ЖКХ. В законопроекте также отсутствует понятийный раздел с необходимым толкованием терминов, отмечалось на заседании.

В начало

Поправки в законе

Грамотная политика по отношению к земле - это одна из первооснов любого государства. Но после принятия нового Земельного кодекса вдруг выясняется, что некоторые его нормы противоречат Гражданскому кодексу.

К примеру, новый Земельный кодекс фактически упраздняет действующий до настоящего времени институт пожизненно наследуемого владения земельным участком. В новом законе четко и ясно прописано, что граждане, имеющие в пожизненно наследуемом владении земельный участок, имеют право один-единственный раз и в полном объеме получить его в собственность - по аналогии с бесплатной приватизацией квартир. Задумав в дальнейшем стать собственником еще одного участка, этот гражданин должен будет принять участие в тендере или аукционе. Иными словами, выложить за приглянувшийся участок определенную сумму денег, величину которой определят правила аукциона.

Но проблема в том, что в Гражданском кодексе норму о существовании пожизненно наследуемого владения никто не отменял. Что же получается - Гражданский кодекс Земельному не указ? Вопрос риторический. И таковым, судя по всему, останется.

Эксперты называют и другие противоречия. Пожалуй, самым больным вопросом остаются права иностранцев. Специалисты утверждают, что в первоначальном проекте кодекса ограничений для них не было вовсе. В окончательном варианте, впрочем, ограничений тоже как таковых нет. Указано лишь, что иностранные граждане не имеют права приобретать в собственность участки, расположенные в приграничных зонах и на территориях стратегического значения. Ограничения эти, по мнению экспертов, чистой воды формальность. Поскольку при огромном желании иностранцы вполне могут стать совладельцами российского предприятия, находящегося в "запретной зоне", и стать впоследствии полноправным собственником этого участка. Насколько подобный либеральный подход действительно продиктован стремлением привлечь в экономику страны как можно больше иностранных инвестиций - судить не беремся. Однако справедливости ради стоит отметить, что юристы отвечают на этот вопрос либо пожиманием плеч, либо иронической улыбкой.

Кстати говоря, и провозглашенные прогрессивными нормы и правила проведения аукционов и торгов по продаже земельных участков особого восторга у людей знающих не вызывают. Сам автор закона - министр экономики РФ Г.Греф - заявил, что благодаря торгам и аукционам можно будет унять тех чиновников, которые предпочитали продавать землю по своим правилам, а вырученные деньги складывать в различные внебюджетные фонды, а проще говоря, в свой карман. Ой ли?! Ведь Москва далеко. И в конечном итоге, вопрос о внедрении этих правил в жизнь будет решаться на местном уровне. И если это невыгодно местным властям - этого и не будет.

Немало нареканий вызывали и другие пункты нового закона. В частности, то, что "высшую меру" - изъятие земельного участка - следует применять без предварительных санкций. В кодексе образца 91 года предусматривались штрафы за нарушение режима использования земель. Именно поэтому столь радикальные меры нового Земельного кодекса не вызвали особого восторга. Никто не спорит с тем, что охрана земель необходима. Но, по мнению специалистов, провозглашенные в законе нормы охраны представляют серьезную опасность для прав большинства собственников земельных участков. Более целесообразным представляется существование денежных штрафов. И лишь в случае их неуплаты или повторного неподчинения нормам использования земельной собственности вполне оправдано было бы применение "высшей меры наказания". Короче говоря, противоречий и неоднозначных оценок более чем достаточно.

Но, так или иначе, закон уже принят. И остается сожалеть об одном - что надежды и чаяния по поводу упрощения процедуры оборота земли, которые возлагали на новый Земельный кодекс, так, похоже, надеждами и останутся.

В начало

Ведение кадастра - дело доходное

С определением понятия "кадастр" никаких проблем возникать, по идее, не должно. Всегда найдутся люди, готовые подробно рассказать, что это такое. Беда только в том, что разных объяснений будет столько же, сколько и объясняющих. Главная причина разноголосицы - в том, что кадастр стал местом столкновения самых различных общественных и личных интересов.

В сущности, кадастр - это просто система учета ресурсов. Основное достояние каждой страны - земля. Поэтому важнейшим из кадастров является, конечно, земельный. Надобность в нем возникла вместе с появлением собственности на землю. Собственники нуждались в оформлении и поддержании своих прав на владения. Историки утверждают, что нечто подобное современному земельному кадастру имелось уже в Халдее за пару тысяч лет до нашей эры.

И уже тогда, помимо закрепления прав собственности, кадастр приобрел и еще одну функцию - определения размера взимаемого с земельной собственности налога. Сначала этот процесс был примитивен - налог устанавливался только в зависимости от размеров участков. Но доходность владений зависела также от качества земли, от близости к путям сообщения и многих прочих факторов, которые также нужно было учитывать в ведущихся кадастрах. Так земельный кадастр из системы учета превратился и в систему налогообложения.

Естественно, ведение учета землевладений оказалось тесно связанным с изучением и фиксацией земной поверхности. Нужно было подробно описать положение, конфигурацию, размеры каждого участка. Это неизбежно приводило к необходимости составления подробных карт территорий, на которые велся кадастр. За семнадцать веков до наступления новой эры древние египтяне начали осуществлять съемку территории своего родного Египта исключительно для установления правильного налогообложения земли.

Полного блеска земельный кадастр достиг в Древнем Риме. Налог с земли взимали с учетом типа почвы, характера ее использования, продуктивности. Остались верны себе англичане, делавшие все мрачно и капитально. В 1086 году в Англии появился объемистый свод недвижимости, который прозвали "Книгой страшного суда", так как именно такой суд ожидал проходимцев, надувших налоговое ведомство.

В Милане в 1718 году началась разработка научных основ кадастра, учитывавших многое из современных премудростей этого хитрого дела, в том числе технику геодезических изысканий.

Итальянский опыт стал хорошей школой для французов, которые долгое время не могли наладить правильного земельного учета. Считается, что только при Людовике XIV удалось ввести более или менее исправное взимание налогов с недвижимости на основе кадастровой съемки. Император Наполеон, находивший время для решения всех крупных и мелких вопросов, конечно, не мог оставить без внимания столь доходное для государства дело, как взимание налогов и создал специальную комиссию для выработки справедливой методики расчета земельного налога.

Уже давно самой дорогой была земля в городах. С постепенным развитием коммунального хозяйства характеристики городских участков становились все более и более сложными - приходилось учитывать не только качество застройки, но и обеспеченность коммуникациями, близость к магистралям, возможность торгового использования и многое другое. В силу этого возник особый городской кадастр, ставший, пожалуй, самым сложным и самым доходным в кадастровой семье.

К XIX веку сложились две основные методики оценки городских владений. "Парцеллярная" или "французская" методика предусматривала вычисление стоимости каждого участка по определенной схеме на основании значений его характеристик.

Вторая система, называвшаяся "реальной" или "австрийской", устанавливала цену владения по его рыночной стоимости. Вторая система, конечно, отличалась большей гибкостью, но зато допускала возможность колоссальных злоупотреблений. Хорошая взятка, как правило, обеспечивала занижение как рыночной стоимости, так и размеров налогообложения. В дореволюционной Москве оценкой владений для сбора городского налога занималась специальная думская комиссия. Ее члены частенько обнаруживали удивительные вещи. Например, участок, хозяин которого платил налог исходя из оценки в 400 рублей, приносил до 4000 рублей годового дохода!

В Советском Союзе земля не была объектом купли-продажи, а потому не нуждалась в определении стоимости. В условиях планового хозяйства задачи землеиспользования могли решаться на основании определенного набора технических характеристик того или иного участка. Именно учет этих характеристик и являлся задачей соответствующих органов исполнительной власти. Поэтому, а заодно и во избежание засорения русского языка не совсем понятными терминами "кадастр" заменили более понятным "реестр" - то есть список.

Но одновременно то же плановое хозяйство заставило взяться и за учет других природных ресурсов. СССР стал первым в мире государством, где началось ведение водного кадастра, включавшего исчерпывающую информацию о всех водах - морях, озерах, реках, подземных бассейнах и прочем. В тридцатых годах были составлены "Справочник по водным ресурсам СССР", "Каталог основных сведений о водах СССР и их режиме", "Гидрологический атлас СССР".

События начала девяностых годов превратили ведение кадастров в исключительно доходное дело. Налогообложение земли и недвижимости обещало приносить шальные деньги, а стоящий при больших деньгах свою малую толику всегда урвет. Кроме того, даже совершенно честное и бескорыстное ведение земельного и городского кадастров гарантировало хлебное и сытное место до конца жизни. Да что там жизни - непыльного, необременительного, хотя и не особенно общественно полезного дела хватило бы внукам и внукам внуков.

Не мудрено, что за право ведения городского кадастра Москвы насмерть схватились несколько ведомств. Каждое из них приводило убедительные аргументы в свою пользу, и каждое было по-своему право.

Земельщики напирали на то, что каждое городское владение представляет собой, прежде всего, земельный участок.

По словам имущественников, в городских условиях, наоборот, главным являются здания, коммуникации и прочие сооружения, причем большая часть стоимости земли в городе определяется именно ими.

Наконец, зодчие из Главкомархитектуры доказывали, что за развитие города отвечают именно они, а потому учет и оценка всех подлежащих застройке участков является их функцией.

Разногласия организационные привели и к разноголосице в самом определении кадастра. Каждый специалист старался подогнать это определение под конкретные интересы своего ведомства, а то и под свои личные.

Понятно, что при огромном количестве подлежащих учету объектов, многообразии учитываемых характеристик, ведение кадастра является исключительно объемной задачей. Но жизнь течет, обстановка на земной поверхности меняется не по дням, а по часам, а значит, кадастр мало создать, его нужно постоянно поддерживать в актуальном состоянии. Нужно прибавить необходимость выдавать справки, собирать статистику, снабжать информацией органы управления. В общем, функции исключительно объемны. И кажется, никто, даже самые заядлые ретрограды не пытались спорить с тем, что реализация современного кадастра возможна только с помощью ЭВМ - в виде информационных систем.

Таким образом, на кадастровой арене возникало еще одно обширнейшее поле приложения сил - разработка автоматизированных кадастровых систем. И это было настоящее "поле чудес", ибо деньги на нем мерещились (и частенько в действительности оказывались) бешеные. Вдобавок, в связи с полной неразберихой с самим понятием кадастра разработчики могли предъявлять на испытания что угодно - формально доказать, что очередная система отнюдь не решает задачи ведения кадастра, не представлялось возможным. В десятках уважающих (да и не уважающих) себя городов возникли десятки контор, которые с той или иной степенью компетентности взялись за сотворение кадастровых систем. К хлебному делу пристроились и общественные организации, принявшиеся учить всех и вся уму-разуму. Часто исследования и разработки велись за счет взятых на Западе кредитов, и следует помнить, что эти "кадастровые" долги (причем немалые!) нам еще предстоит возвращать (и с процентами). Пожалуй, все противоборствующие стороны сходятся лишь в одном - для ведения кадастров прежде всего необходимы точнейшие карты и планы территорий.

В начало

Часть проспекта поднимут на эстакаду

Многоуровневую транспортную развязку планируется возвести в ближайшей перспективе на площади Юрия Гагарина в Москве на пересечении третьего транспортного кольца и Ленинского проспекта. По словам первого заместителя мэра в правительстве столицы Бориса Никольского, новая развязка должна обеспечить бессветофорное движение автомобилей в этом крупном транспортном узле города и, как следствие, обеспечить более свободное движение машин по Ленинскому проспекту и улице Вавилова. Предполагается, что часть Ленинского проспекта будет поднята на эстакаду, а с третьего транспортного кольца обеспечен выезд на улицу Вавилова. Для этих целей строители планируют примерно на 6-7 метров передвинуть в сторону жилой застройки памятник первому космонавту Ю.Гагарину, установленному на площади, носящей его имя. Б.Никольский подчеркнул, что при реализации этого проекта городские власти постараются максимально учесть интересы жителей близлежащих домов, в частности, строители установят на новой развязке шумозащитные стенки. При этом он напомнил, что проект был одобрен градостроительным общественным советом при мэре. По оценке Б.Никольского, при условии регулярного финансирования строительство развязки на площади Гагарина может быть завершено уже до конца будущего года.

В начало

Нестандартный запрет на въезд

Городские власти намерены принять ряд нестандартных мер по улучшению дорожного движения.

Правительство Москвы подготовило проект постановления о мерах по улучшению условий дорожного движения в центральной части города и на основных магистралях.

Как сообщили в городской администрации, в проекте документа, в частности, предполагается запретить с 1 мая 2002 года въезд в пределы Садового кольца грузовиков с 7:00 до 22:00. Кроме того, с 1 февраля будущего года предполагается ввести запрет на стоянку и остановку транспортных средств (за исключением пассажирского транспорта) в центральной части города и на основных радиальных магистралях в местах, "где это отрицательно влияет на пропускную способность дорожно-уличной сети". Среди таких трасс - шоссе Энтузиастов, Рязанский и Волгоградский проспекты, Каширское, Ленинградское, Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское и Щелковское шоссе, Профсоюзная улица, Ленинский проспект, проспект Вернадского и Комсомольский проспект, Можайское шоссе, Кутузовский проспект, Рублевское шоссе и ряд других.

Городские власти планируют также со II квартала 2002 года по выходным дням проводить "принудительные лекции по безопасности дорожного движения и мерах по улучшению водительской дисциплины для нарушителей правил дорожного движения".

В проекте документа содержится также пункт о запрете с 1 февраля стоянки на проезжей части пассажирских маршрутных микроавтобусов и такси в ожидании полного заполнения салона.

В начале будущего года предполагается создать в составе полка дорожно-патрульной службы УВД Центрального административного округа роту штатной численностью 100 человек для обеспечения контроля за соблюдением правил остановки и стоянки транспортных средств. В течение 2002 года в порядке эксперимента намечено разработать систему мер по созданию парковок на Волгоградском проспекте и Марксистской улице.

Правительство Москвы планирует также обратиться в Государственную Думу с законодательной инициативой по предоставлению российской столице как субъекту РФ права самостоятельного определения уровня штрафов за нарушение правил дорожного движения, а также введения принудительной эвакуации и определения порядка эксплуатации платных уличных парковок. Проект документа намечено рассмотреть на заседании правительства столицы до конца этого года.
Источник: КДО-Проспект
В начало

Если желаете получить другую информацию о недвижимости, то заходите на наш сайт www.realtinfo.ru Риэлтинфо - все о московской недвижимости

Искренне Ваш, ведущий рассылки Юрий

По всем вопросам пишите по адресу contact@realtinfo.ru

Описание Рассылки

Архив Рассылки



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное