Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Пресса о недвижимости

  Все выпуски  

Пресса о недвижимости


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Пресса о недвижимости

2001-12-19

Сегодня в номере:

Московский домовой
Вне конкурса - вне конкуренции
Будем жить в "монолите"?
Где в центре будет строиться жилье?
Результаты проверки инвестиционных контрактов
Рекорды, которых лучше бы не было
Кто признается нуждающимся в улучшении жилищных условий?

Московский домовой

Будут ли дорожать московские квартиры? Будут ли вслед за панельными сносить и кирпичные "хрущобы"? Когда исчезнет последняя коммуналка?

На этот и другие вопросы за "круглым столом" в редакции "Профиля" ответил первый заместитель мэра Москвы в правительстве столицы, руководитель Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Владимир РЕСИН.

"Профиль":
Владимир Иосифович, один высокопоставленный чиновник в московском правительстве как-то заявил (правда, потом сказал, что "его не так поняли"), что в Москве строится слишком много жилья. Его покупают в основном приезжие, а самим москвичам столько не нужно...

Владимир Ресин: Совершенно с этим не согласен. Мы в нынешнем году выйдем на 3,8 млн. кв. м жилья. Но и этого, самого большого за последние 10 лет объема ввода недостаточно. Нужно (и на будущий год мы так и запланировали) более 4 млн. кв. м, а дальше -- 5 млн. кв. м.

Это просто необходимо. В Москве сейчас приходится около 23 кв. м общей площади на человека, в Европе -- не меньше 40, а в некоторых городах и до 70. Так что даже если вводить по 5 млн. кв. м жилья в год, для достижения среднеевропейского уровня потребуется лет 20. И еще: мы Москву строим не только для москвичей, но и для всей России. К тому же если иногородние покупают квартиру, то за их деньги город получает возможность возводить бесплатное жилье -- причем только для москвичей, -- а также прокладывать коммуникации, развивать социальную инфраструктуру и т.д.

Особо обеспокоенным могу сказать: утверждение про "засилье" приезжих абсолютно необоснованно. На иногородних приходится менее трети от общего объема продаж жилья.

"П.": Вы говорите про наращивание объемов строительства. Но районов массовой застройки уже в этом году нет -- время громадных неосвоенных пустырей закончилось. Строить приходится точечно, в уже сложившихся районах. Откуда возьмутся земли под столь масштабное новое строительство?

В.Р.: На еще не освоенных территориях в Москве можно разместить около 70 млн. кв. м жилья. Для сравнения: весь жилой фонд столицы на сегодня -- это 180 млн. кв. м.

Что это за территории? Прежде всего промышленные зоны, неугодья. Земли, занимаемые обветшалыми пятиэтажками, на которые у нас приходится 20 млн. кв. м жилья. Есть еще и площади, которые сейчас занимают Савеловский и Рижские вокзалы со всеми подводящими путями.

"П.": То есть Москва перестанет быть индустриальным центром? Ведь столь большие площади вряд ли можно найти под мелкими предприятиями -- придется выводить за город гиганты вроде "Москвича" или ЗИЛа?

В.Р.: "Москвич" и ЗИЛ выводить мы не будем. Я имею в виду только неработающие или нерентабельные предприятия: бывшие артели, мелкие предприятия. Для чего, к примеру, Москве нужна -- причем в самом центре, у метро "Белорусская" -- фабрика, где раньше валяли валенки, а теперь все площади сдают в аренду под склады? Узнать, какие конкретно предприятия покинут столицу до 2020 года, просто: нужно прийти на 2-ю Брестскую улицу, 6, где работает постоянная выставка Москомархитектуры, и ознакомиться с генпланом развития города.

"П.": Говоря о сносе пятиэтажек, вы имеете в виду только панельные или еще и блочные с кирпичными?

В.Р.: До 2010 года мы планируем -- и снесем -- 6--7 млн. кв. м панельных домов. Если говорить о реконструкции других типов пятиэтажек, то пока она планируется только в порядке эксперимента. На вопрос, что выгоднее: комбинированные снос и реконструкция или снос всех пятиэтажек вообще -- не существует однозначного ответа. Для каждого квартала нужно считать экономику вопроса. Нет сомнений, что реконструкция кварталов, застроенных пятиэтажками разных серий, должна вестись комплексно. Это реально снижает себестоимость прокладки коммуникаций, создает меньше неудобств жителям. Не нужно забывать, что в случае сноса полностью реконструированный квартал дает примерно троекратное увеличение площадей. В случае надстройки двух этажей увеличение будет составлять только 40 процентов. Генплан развития Москвы предусматривает увеличение плотности застройки, более эффективное использование городских территорий, поэтому комплексный снос пятиэтажек первых индустриальных серий в большей степени будет соответствовать решению этой задачи.

"П.": Мэрия неоднократно утверждала, что при переселении людей из "хрущоб" новое жилье им будет предоставляться вблизи прежнего. Но поток жалоб тех, кого из пятиэтажки где-нибудь в Медведкове переселили в Южное Бутово, не уменьшается.

В.Р.: Как правило, мы новое жилье даем по соседству. Однако есть и исключения. Например, вместо однокомнатной квартиры люди переселяются в двух- или даже трехкомнатную. Или вместо одной квартиры получают две. То есть существенно улучшают жилищные условия. В таком случае переезд из привычного района не исключен. Так же приходится поступать там, где свободных территорий недостаточно и уплотнение застройки невозможно. Нельзя же строить только жилые здания, не оставляя места под социальную инфраструктуру.

"П.": Еще одна волнующая москвичей проблема -- когда прямо впритык к их дому возводится новый и закрывает свет. Или на месте детской площадки строят гаражи. Какой процент подобного рода жалоб вы отвергаете?

В.Р.: Мы всегда стремимся пойти навстречу горожанам. Приведу два примера. Первый -- строительство на территории, примыкающей к Нескучному саду. Жильцы близлежащих домов были резко против -- строительство прекращено и даже вырытые котлованы засыпаны. Второй пример -- с Поклонной горой. Там сначала, как вы помните, на центральной аллее установили скульптуру Зураба Церетели "Жертвы нацизма". Это, безусловно, произведение очень трагическое, отвечающее своему названию.

Так вот, звонит мне жилец дома, расположенного по соседству с Поклонной горой, совершенно незнакомый мне человек, представляется архитектором и говорит: "Владимир Иосифович, вы знаете, я сегодня утром выглянул в окно и увидел эту скульптуру. Я понял, что никогда свою квартиру теперь не продам". Были и другие обращения. И мы эту композицию решили перенести с главной аллеи в парк за музеем -- нельзя же, чтобы трагедия всех народов, воплощенная в этом произведении, омрачала настроение жителей соседних домов.

Так что мы не воюем со своим народом. Согласовываем с общественностью все крупные проекты застройки.

"П.": Как сегодня обстоят дела с программой ликвидации коммуналок? Когда вы ее намерены выполнить хотя бы по отношению к центру?

В.Р.: Реализация программы ведется на коммерческой основе. Ведь должен найтись инвестор, который возьмется за это дело. Только в Центральном округе Москвы 18,7 тысячи коммуналок. Сложность их ликвидации состоит, прежде всего, в том, что жильцы часто требуют нереального: остаться в центре при резком увеличении площади квартир, предоставляемых им взамен комнат в коммуналке.

"П.": Конкретная дата, когда будет расселена последняя из коммунальных квартир, есть?

В.Р.: Нет. Но мы поставили перед собой задачу расселить их где-то в ближайшие пять лет.

"П.": В центре или по всей Москве?

В.Р.: В центре.

"П.": Строители в частных беседах говорят, что столь зарегулированного рынка строительства, как в столице, нет нигде. А доля частных застройщиков (если не считать Московский строительный союз, фактически находящийся под вашим контролем) чуть более 12%, или около 500 тыс. кв. м из почти 4 млн. м, возводимых ежегодно. Вы намерены здесь что-то менять?

В.Р.: Во-первых, контролировать вопросы строительства в столице мне поручено Юрием Михайловичем Лужковым. Во-вторых -- для нас не существует деления на "наших" и "ваших".

Сегодня в строительной отрасли столицы работают 840 тысяч человек, а в советское время было около полумиллиона. Если бы Москва не занималась организацией строительства, разве могло бы число строителей в городе вырасти почти вдвое? И вырасти за счет частных застройщиков? Ведь названный вами Московский строительный союз -- это лишь общественное объединение различных акционерных обществ: "Мосстроймеханизации-5", Су-155, МФС-6, ДСК 1, ДСК 2, ДСК 3, Су-83. Это не юридическое лицо, они объемы строительства не распределяют.

Городские же власти, со своей стороны, ситуацию контролируют: проводятся тендеры, конкурсы, есть конкуренция. Вот, например, частные фирмы "Дон-Строй", "Крост" строят себе -- кто им мешает?

"П.": По рынку одно время ходили слухи, что, стоило упомянутому вами "Дон-Строю" проявить некоторую претензию на независимость от правительства Москвы, как вы тут же приказали снести последние этажи в возводимом этой компанией доме в Филипповском переулке -- мол, эти этажи не предусмотрены проектом.

В.Р.: Вы не правы. Никаких ссор не было, мы "Дон-Строй" поддерживали и поддерживаем, потому что они умеют хорошо работать. Но мы никому не позволяем нарушать законы города. "Дон-Строй" решил -- вразрез с утвержденной документацией, вопреки мнению общественности, священнослужителей из близлежащей церкви -- взять и три лишних этажа возвести.

Чтобы показать, что такие решения мы принимаем "невзирая на лица", приведу другие примеры: были снесены не предусмотренные проектом этажи в гостинице "Арарат" -- это рядом с Малым театром. Или еще: Березовский хотел совместно с некоторыми южно-корейскими фирмами построить бизнес-центр в 100 этажей на пересечении Нового Арбата с Садовым кольцом, в результате получил кукиш.

И в дальнейшем будем контролировать ситуацию вплоть до лишения нарушителей лицензий на право строительства. В таких ситуациях надо быть жестким, иначе испортим облик столицы. Без железной дисциплины здесь не обойтись.

"П.": Разговоры о том, что массовая и доступная по условиям ипотека в столице вот-вот станет реальностью, идут уже несколько лет. Когда это "вот-вот" наступит?

В.Р.: Мы уже реализуем в Западном округе программу продажи жилья через Строительную сберегательную кассу. Условия, правда, еще не всех устраивают. ССК предоставляет кредит только гражданам, прописанным в Москве или Московской области не менее 3 лет. Сумма кредита не превышает 50% от стоимости квартиры. Ссуду ССК выдает не более чем на три года под 8% годовых в валюте. Кредит можно получить под покупку квартир в строго определенных домах.

Недавно принято решение распространить приобретение жилья по накопительной системе на все префектуры. Мы думаем о подключении новых источников финансирования этой программы, в том числе и Пенсионного фонда. Это поможет сделать условия предоставления кредита более приемлемыми.

Свои ипотечные программы имеют и крупнейшие строительные компании города: ДСК-1 и СУ-155.

"П.": Сейчас около половины новостроек -- это панельные дома. Не получится ли так, что на месте сносимых сейчас безликих кварталов пятиэтажек возведут столь же однообразные и непривлекательные, только с более высокими домами?

В.Р.: Уже в этом году из почти 4 млн. кв. м возведенного жилья практически половина домов построены по индивидуальным проектам. Это кирпичные, монолитные, монолитно-кирпичные, сборно-монолитные здания.

Кроме того, мы стараемся не застраивать целые кварталы панельными домами одной серии. Стараемся разнообразить: это и П44Т, и ПД4, и П3М. Появляются и принципиально новые серии панельных домов -- И-155 и "Юбилейный". Они внешне и по планировке выгодно отличаются от ныне строящейся "панели".

Через 3--4 года мы начнем строить панельные дома, которые по внешнему виду и планировке будут принципиально другими, нежели те, что строятся сейчас.

"П.": То есть ДСК прекратят свое существование?

В.Р.: Нет, просто они перейдут на выпуск совершенно других домов. Недавно реконструированный Домодедовский ДСК в этом году начал выпускать принципиально новую серию И-155. Или, к примеру, серия домов "Юбилейный" -- ее разработал ДСК-1: в разных местах такие дома будут выделяться по внешнему облику. В этой серии, кстати, и строительный шаг, то есть расстояние между несущими стенами, предусмотрен в 7,2 м. Это позволит строить такие квартиры, которые нужны именно сейчас, то есть планировка в панельных домах новых серий станет почти свободной. Высота потолков -- 3,15 м. Еще эта серия предусматривает зимние сады в квартирах и автомобильную стоянку под домом.

"П.": Последние полтора года цены на жилье в столице неуклонно растут. Что будет дальше?

В.Р.: Цены определяет рынок. Если квартиры покупают за эту цену, их и продают по этой цене, даже если себестоимость позволяет продать дешевле.

Жизнь на месте стоять не может -- цены будут расти. А наша задача -- руководителей города и страны в целом -- сделать так, чтобы прежде всего повышался жизненный уровень населения, росла зарплата, чтобы человек за свой труд получал столько, сколько он стоит, чтобы имел возможность купить квартиру, которая его устраивает. И рассуждать не о повышении благосостояния, а о том, как заморозить цены, -- это неправильно.

"П.": Тогда такой вопрос. Почему те, кто покупают квартиру в Москве, должны из своего кармана оплачивать жилье очередникам -- понятно ведь, что их "бесплатные" апартаменты на самом деле не бесплатны. И не будь практики раздачи квартир очередникам, столичное жилье сразу ощутимо подешевело бы.

В.Р.: Позиция городских властей здесь такова. Люди, проработавшие всю жизнь еще при советской власти и которым эта власть не предоставила то, что обязана была в награду за их труд предоставить, зачастую не накопили сбережений на покупку жилья. И уже в силу возраста, состояния здоровья не смогут этого сделать. Таким людям мы и даем бесплатное жилье. Сегодня в Москве в очереди на улучшение жилищных условий стоят 187 760 семей -- это более 630 тыс. человек. В нынешнем году получают квартиры те, кто встал в очередь в 1982 году. Ежегодно для обеспечения очередников город строит порядка 400 тыс. кв. м жилья.

Разумеется, сели бы мы не строили бесплатного жилья, то средняя цена квартиры была бы заметно ниже нынешней.

"П.": Объемы ввода муниципального жилья вы в ближайшие годы уменьшать не собираетесь?

В.Р.: Только увеличивать. К тому же мы бесплатно предоставляем новые квартиры не только очередникам, но и переселенцам из сносимых пятиэтажек -- 800 тыс. квадратных метров в этом году. Вместе с теми 400-ми тысячами, о которых я уже сказал, это примерно треть от того, что строится в городе.

"П.": На рынке аренды жилья в Москве ежемесячно крутятся десятки миллионов долларов. И стоимость съема квартир последние полгода резко росла. Почему городские власти упускают этот рынок? Ведь на сегодня только один-единственный дом в Серебряническом переулке вы построили для сдачи квартир в аренду.

В.Р.: Проблема была не столько в числе построенных для сдачи в аренду домов, сколько в законодательной базе. Только недавно были внесены изменения в федеральный закон "О приватизации жилищного фонда РСФСР", который был принят еще 4 июля 1991 года. Раньше, до принятия поправок к закону, получалось так, что вселившийся в арендованную квартиру жилец мог ее приватизировать. Понятно, что это не позволяло нам строить доходные дома.

Сейчас эта лазейка в законодательстве закрыта, и мы всерьез задумываемся о том, чтобы город начал зарабатывать хорошие деньги на рынке аренды жилья.

"П.": Недавно на федеральном уровне принят Земельный кодекс, разрешающий частную собственность на городские земли. До того в Москве землю в собственность получить было нельзя -- только в аренду на срок до 49 лет. Теперь что-то изменится?

В.Р.: Кодекс будет строго соблюдаться. С вступлением его в силу мы получили заявки на покупку более 60 земельных участков.

Принятие Земельного кодекса потребует разработки соответствующих законов федерального и муниципального уровня, которые будут учитывать московскую специфику, чтобы было так: если конкретный участок продается под строительство жилого дома, то на этом месте будет выстроен именно жилой дом, а не казино и не бензоколонка.

Хочу напомнить историю с Хомяковской рощей на Кузнецком мосту, которая случилась еще до революции. За чахлый скверик, оказавшийся на проезжей части, хозяин, некто Хомяков, десятки лет вымогал у городской Думы баснословную сумму.

Такого мы допустить не можем.

"П.": Когда состоится первый новый аукцион на покупку земли в Москве?

В.Р.: Скоро. Как я уже сказал, есть заявки на покупку более чем 60 участков. Претендовать на покупку земли в Москве может каждый.

Источник: "Профиль"
В начало

Вне конкурса - вне конкуренции

Ритейлеры, которым лучше других удается дружить с московскими властями

Московские власти декларируют конкурсный подход к выделению участков под торговые центры. На практике этот принцип соблюдается не всегда: как правило, для получения выигрышных участков компаниям важно установить максимально близкие отношения с городскими властями.

Считается, что инвестор, имеющий намерение освоить ту или иную площадку под строительство, определяется при помощи введенной в Москве системы конкурсов.

На деле оказывается, что практика подготовки участка, равно как и конкурсные процедуры от случая к случаю могут достаточно широко варьироваться. Это касается прежде всего распоряжения участками земли для проектов торговой недвижимости. Участниками подобных проектов часто становятся фирмы, в которых город является владельцем контрольного пакета акций. Такого рода инвесторы иногда получают землю в распорядительном порядке.

Вот, например, фирма "Интер МТД". Согласно недавнему решению городской Комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию она получила два земельных участка - в Южном и Северо-Западном округах, исключенных из реестра конкурсных объектов.

Один из участков площадью два с небольшим гектара расположен около третьего кольца, второй, еще больший - так называемый примкадный. На них предполагается построить, если пользоваться языком документа, "магазины-склады кэш энд керри… для продажи товаров по сниженным ценам".

Что имеется в виду, так и непонятно. "Интер МТД" - одна из фирм, под бизнес которых изымаются с конкурсов земельные участки. Кстати, полученные ею участки для розничного бизнеса почти золотые. Что же касается "сниженных цен", то, насколько можно понять, через некоторое время под условным видом некой социальной поддержки в городе появится пара отечественных аналогов недавно открывшихся магазинов Меtro.

Власти явно не собираются ограничиваться такими штучными проектами. Еще в прошлом году было принято постановление правительства Москвы "О развитии сети продовольственных магазинов по продаже товаров по сниженным ценам". Оно предписывает ДГМИ (нынешнее название Москомимущества) и префектам административных округов выделить до конца 2001 года не менее 150 нежилых помещений и 10 земельных участков под строительство магазинов-складов. При этом статус инвестора как арендатора недвижимости устанавливается также достаточно четко: "при расчете арендной платы и коммунальных услуг руководствоваться распоряженем мэра "Об улучшении торгового обслуживания инвалидов и участников Великой Отечественной войны".
Зеленый свет для Metro
Изъятие участков - следующий способ обзаведения землей. Одним из прецедентов такой акции стало как раз обеспечение площадок под застройку компании Меtro. Для пришедшего в Москву немецкого ритейлера было довольно оперативно обеспечено изъятие участков на Ленинградском шоссе, 71б и на проспекте Мира, 212.

Земельные участки под проекты создания коммерческой недвижимости имеют для столичных властей серьезное значение. Москва охотно входит недвижимостью в новые бизнесы и поддерживает развитие как своих, так и иностранных ритейлерских компаний.

Не так давно Юрий Лужков на встрече с главой московского отделения компании "Метро Кэш энд Керри" Вальтером Деметцем заявил, что Москва намерена выделить для развития немецкой сети еще 5 - 6 земельных участков. По словам мэра, уже существует перечень объектов на Дорожной, Лыковской и Рябиновой улицах. Кроме того, рассматривается возможность выделить "Метро Кэш энд Керри" участки под строительство магазинов на территории автозавода "Москвич" и предприятия "Московский подшипник".

Что примечательно, московский мэр одной заботой о выделении земель не ограничился, заявив, что рекламная кампания по поводу открытия двух первых магазинов "Метро" была очень вялой и стоит сделать ее более активной. Более того, Юрий Лужков пообещал помочь "Метро" в том, чтобы "сориентировать столичные предприятия и организации на закупку товаров через сеть "Метро Кэш энд Керри". Воистину забота столичных властей о немецком бизнесе не знает границ.

Впрочем, возможно, что немцы со своей концепцией мелкооптовых магазинов появились просто в очень удачное время. В соответствии с постановлением московского правительства о закрытии большей части городских оптовых рынков, в Москве должно высвободиться порядка 1 млн кв. м торговых площадей. Естественно, что столичный мэр при своей общеизвестной неприязни к уличной торговле и нехватке "собственных" ресурсов для масштабного освоения территорий проблемных "оптовок", приветствует появление в Москве цивилизованных форм оптовой торговли особенно горячо.
Отнимай и властвуй
В последние месяцы практика изъятий переходит и на жилищное строительство. Относительно недавно у Российской академии естественных наук отобрали весьма приличный кусок земли по Сухаревскому пер., вл. 24. Еще одна заметная акция: изъятие участка площадью почти в гектар у ООО "Группа "Мост". В данном случае речь идет о проекте строительства элитного жилого дома по Новому Арбату, 27 - 29. Причем в данном случае (хотя в результате конкурса должны быть определены заказчик, проектировщик и генподрядчик объекта) муниципалитет забирает стройку себе. То есть после завершения строительства объекта с учетом компенсации по выкупу земли все площади будут переданы городу на реализацию.

В конце ноября Юрий Лужков выпустил специальное распоряжение, которое должно уточнить процедуру отъема участков. В нем предписано внести изменения и дополнения в Положение о городской Комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию. К основным целям и задачам этой комиссии добавляются новые, дающие ей больший оперативный простор в распоряжении землей. Например, ей поручается рассматривать заявки и обращения по вопросам продления сроков строительства. Она же будет рассматривать и готовить предложения по отмене разрешения городской администрации на строительство с расторжением договора аренды земельного участка. По идее это предусмотрено на тот случай, если строительство объекта не завершено в установленные сроки. Однако в условиях, когда процесс оформления документации может оказаться гораздо более длительным, чем строительные работы на объекте, в число нерадивых могут попасть большинство столичных землепользователей.

Единственное существенное отличие жилых проектов в том, что после отъема они проходят процедуру конкурса, хотя и не всегда, причем городские власти не устают это подчеркивать. Недавно Юрий Лужков подписал распоряжение, призванное и вовсе прекратить практику предоставления участков под жилищное строительство на бесконкурсной основе. Формально распоряжение звучит как напоминание о том, что выполнение городской инвестиционной программы строительства жилья организовано по принципу городского заказа, где предусмотрен конкурсный отбор инвесторов, а также, что успешно проведены первые конкурсы, а нарушения их порядка ущемляют интересы города.

Текст становится более понятным, когда дело доходит до исключений. Их два. На бесконкурсной основе предоставляются земельные участки, вошедшие в адресный перечень годовой программы жилищного строительства за счет бюджета города Москвы. Также вне конкурса предоставляются участки департаменту инвестиционных программ строительства в том случае, если финансирование инвестиционного проекта осуществляется в полном объеме (100%) за счет средств целевого бюджетного жилищно-инвестиционного фонда. Отнимаем, передаем и строим. Проекты-то городские, не на конкурс же с ними ходить.

Источник: "Компания"
В начало

Будем жить в "монолите"?

"Стоимость строительства монолитных домов значительно превышает аналогичную стоимость панельных домов стандартных серий, что не позволяет достичь намеченных показателей по снижению стоимости муниципального жилья", - говорится в одном из прошлогодних постановлений Правительства Москвы.

Во всем мире стоимость домов, возведенных с применением монолитных технологий ниже, чем их панельных собратьев.

Почему же у нас все наоборот? Об этом мы поинтересовались у аудитора Контрольно-счетной палаты Москвы Евгения Сироткина.

- Как раз это мы и попытаемся выяснить в ходе проводимого обследования. Работа началась еще в октябре. Направлены запросы в различные организации, отвечающие за финансирование строительства муниципального жилья и распределение полученной и принятой в эксплуатацию жилой площади. В частности, в Департамент муниципального жилья и жилищной политики. Недавно его специалистами были определены серии домов из сборного железобетона, наиболее предпочтительные при строительстве муниципального жилья. Нас интересует обоснованность затрат по их возведению. Мы хотим сопоставить стоимость строительства квадратного метра панельного дома на проектной стадии с фактическими затратами по его возведению. Аналогичная задача поставлена в отношении обследования строительства монолитных домов. После чего будет проведен сравнительный анализ стоимости кв. м жилья, возводимого по каждой из перечисленных технологий. Для того чтобы бюджетные деньги, ежегодно выделяемые на строительство муниципального жилья, расходовались эффективно, надо заранее оценивать, можно ли на них построить больше домов, какие из них - панельные или монолитные - наиболее предпочтительны. По нашим расчетам, монолит должен стоить дешевле сборного панельного дома и обходиться городу не дороже $250-300 за кв. м.

- Почему?

- Возьмем обыкновенный панельный дом. Чтобы его построить, необходимо иметь под рукой целый комбинат по производству огромного количества сборных железобетонных изделий, соблюдать непростую и энергоемкую технологию их изготовления. Для ускорения набора прочности бетона применять специальные пропарочные камеры. В них бетон "схватывается" быстрее, но зато тратится уйма электроэнергии. Большие общезаводские расходы, дорогие энергоносители, строительные материалы (щебень, песок, цемент, арматура), погрузка-разгрузка конструкций - все это входит в стоимость производимых панелей.

- Возведение монолитного дома менее хлопотно?

- При строительстве дома с применением монолитного бетонирования прямо на строительной площадке устанавливается растворно-бетонный узел. Бетон производится на месте, подается в бетононасос и укладывается в предварительно установленную опалубку. Скорость возведения такого дома немногим уступает сборке панельного. Максимальная скорость возведения одного этажа односекционного дома может занимать до двух суток. Скорость отливки монолита - 4-5 дней. По ряду показателей панельные дома проигрывают в сравнении с монолитными. В них, например, невозможна планировка квартир с любым набором необходимых городу квартир, приходится время от времени герметизировать внешние швы.

- Монолитные здания считаются еще и долговечнее панельных.

- Да, это действительно так. "Хрущобы" пришлось сносить через пятьдесят лет, потому что их несущие способности резко ухудшились. Такая же участь ждет и девятиэтажки, а по прошествии еще нескольких десятков лет - панельные дома более поздних серий. Дело в том, что технология сборки панельного дома предусматривает большой объем сварочных работ, то есть железобетонные конструкции связаны друг с другом посредством сварки с применением большого количества металлических закладных деталей. Бетон здесь уже не играет никакой роли, и усталость металла сказывается на прочности конструкции, вызывает ее смещение. В таком доме становится опасно жить.

- Отчего это происходит? Одна из причин - попадание влаги и воздуха через стыки наружных стеновых панелей. Закладные детали, на которых держатся навесные панели, начинают ржаветь, а панели - отваливаться. А вот у монолитного дома срок жизни - более 150 лет. Именно в течение этого времени железобетон не теряет своих прочностных свойств.

- Известно, какое значение в монолитном домостроении имеет качественная опалубка. Но где ее взять?

- Сегодня опалубка для "монолита" закупается в основном в Италии, Германии и Финляндии. Она включает в себя определенное количество металлоконструкций, специальную фанеру и рассчитана, примерно, на 100-кратную оборачиваемость. В принципе, совсем несложно наладить производство качественной опалубки и у нас. Достаточно создать совместное предприятие или выкупить "ноу-хау". Все затраты окупятся. Но это возможно только в том случае, если строительство с применением монолитной технологии примет в Москве массовый характер. Но пока у бюджета на эту продукцию спроса нет, а значит, нет и предложения. У нас этот вид строительства только набирает темпы и говорить о том, что надо срочно создать завод по производству качественной опалубки, соответствующей мировым стандартам - несколько преждевременно. Да и надо посчитать - не выгоднее ли ее закупать за рубежом.

- Судя по всему, развитие монолитного домостроения приведет к существенному сокращению мощностей московских домостроительных комбинатов.

- Действительно, в Москве - четыре домостроительных комбината. Так уж сложилось, что на протяжении полувека в столице развивалось только панельное и кирпичное домостроение. Разом отказаться от него, закрыть домостроительные комбинаты, лишив полмиллиона людей рабочих мест - непросто. Поэтому модернизацию стройкомплекса необходимо производить постепенно.

- Ну, а что изменится, если по результатам обследования окажется, что монолитный дом, наряду со всеми положительными характеристиками, окажется не дороже панельного или, более того, дешевле?

- Появится возможность иначе подходить к структуре городского заказа. Можно будет изначально планировать выделение средств для строительства монолитных домов, определять их стоимость и уже на конкурсной основе привлекать частные подрядные организации. В конечном счете, москвичи получат более дешевое и качественное жилье.
* * *
Контрольно-счетная палата Москвы (КСП) - орган государственного финансового контроля, образованный Московской городской Думой и ей подотчетный.

Основные задачи Контрольно-счетной палаты:

- организация и осуществление контроля за законностью, рациональностью и эффективностью использования средств городского бюджета и внебюджетных фондов органами государственной власти и организациями;

- контроль за поступлением средств в городской бюджет от распоряжения и управления городской собственностью;

- контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей городского бюджета и внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

- анализ выявленных отклонений от установленных показателей городского бюджета и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов городского бюджета;

- финансовая экспертиза проектов законов города Москвы, а также других нормативных правовых актов органов государственной власти города Москвы, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств городского бюджета, или влияющих на его формирование и исполнение;

- контроль за законностью и своевременностью движения средств городского бюджета и внебюджетных фондов в уполномоченных банках и в других финансово -кредитных организациях;

- регулярное представление городской Думе и мэру Москвы информации о ходе исполнения городского бюджета и результатах проведенных контрольных мероприятий.

В начало

Где в центре будет строиться жилье?

Столичные власти приняли решение о формировании программы строительства городского коммерческого и муниципального жилья на 2002-2003 и последующие годы в Центральном административном округе.

Согласно документу префекту ЦАО при наличии ранее заключенных инвестиционных контрактов на объекты указано расторгнуть их в установленном законом порядке. Кроме того, совместно с Департаментом государственного и муниципального имущества Москвы и Департаментом муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы ему предписано обеспечить отселение жителей, вывод арендаторов и иных пользователей из зданий.

Документом также утвержден перечень объектов для формирования инвестиционной программы 2002-2003 и последующие годы строительства жилых домов в ЦАО:

No Адреса объектов
п/п
Коммерческое строительство


1 Троицкая ул., вл.1
2 Цветной бульвар, вл.15
3 М.Коммунистическая ул., вл.11
4 Б.Дровяной пер., д.20,стр.2
5 Серебрянический пер., д.4/3
6 М.Гнездниковский пер., д.9/8,стр.6
7 Зубовский бульвар, д.15,стр.1
8 3-й Зачатьевский пер., вл.4-10
9 Б.Дровяной пер., вл.14-16
10 Конный пер., вл.12
11 Конный пер., вл.2, корп.1,2
12 Бахрушина ул., вл.13
13 Лаврушинский пер., д.7-9,
14 Кадашевский пер., д.12
15 Б.Сергиевский пер., д.7
16 Б.Сергиевский пер., д.5
17 Пятницкая ул.,57/20,стр.2
18 Б.Серпуховская ул., д.50/2,стр.1
19 Б.Дмитровка ул., д.16,стр.1
20 1-й Спасоналивковский пер., д.18,стр.2
21 Новый Арбат ул., вл.27-29
22 М.Головин пер., вл.5-7
23 Гиляровского ул., д.64
24 Петровский бульвар, д.21,стр.1,3
25 Живарев пер., д.8, стр.4
26 Леонтьевский пер., д.2а, стр.1
27 Ст.Толмачевский пер., д.4,стр.2,
28 Б.Татарская ул. д.20, стр.1,2
29 Новослободская ул., вл.17, стр.2
30 Чернышевского пер., д.2/4
31 М.Сухаревская пл., cтроения квартала 270
32 Подколокольный пер., д.4-6-8, стр.4
33 Печатников пер., д.12-14
34 Садовническая ул., 5-7

Муниципальное строительство

1 Русаковская ул., вл.7
2 Ср. Калитниковская ул., вл.15
3 Денисовский пер., вл.22-24
4 Б.Почтовая ул., вл.43-45
5 Новорогожская ул., вл.28
6 Новорогожская ул., вл.30
7 Шмитовский пр., вл.40
8 Н.Сыромятническая ул., вл.1,стр.1-9
9 3-й Самотечный пер., вл.8-12
10 Госпитальный вал ул.,вл.3, к.8
11 Госпитальный вал ул., вл.3, к.9
12 Госпитальный вал ул., вл.3, к.10
13 Иерусалимская ул., вл.8
14 Шелепихинское ш., вл.27
15 Шелепихинское ш.,вл.25
16 Шелепихинское ш., вл.15-19
17 Мукомольный пр-д, вл.5-7
18 Каланчевская ул., д.4

В начало

Результаты проверки инвестиционных контрактов

Около $400 млн. недополучила Москва из-за нарушений в ходе инвестиционного строительства в Западном административном округе с 1992 по 2000 годы. К такому заключению пришла Контрольно-счетная палата (КСП) столицы в ходе проверки соблюдения инвесторами условий контрактов на строительство жилых домов, в том числе по безвозмездной передаче городу части построенного жилья в Западном округе.

Как сообщил на заседании бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы аудитор КСП Евгений Сироткин, за последние 8 лет префектура округа заключила 220 инвестиционных контрактов на строительство жилых домов. Из них реализовано 72 (на 38 тыс. кв. метров жилья), 87 контрактов расторгнуто. "Из-за этого город недополучил около $250 млн.", - отметил он.

В ходе проверки более 160 инвестиционных контрактов КСП выявила нарушения в процедуре подготовки и подписания документов. В частности, префектура округа подбирала инвесторов в обход конкурсов, доля города в контрактах определялась произвольно, сказал Е.Сироткин. 90% инвестиционных контрактов, заключенных за последние 5 лет, не прошли согласование с советником мэра по экономической безопасности, государственно-правовым управлением мэрии, а также департаментом муниципального жилья. По словам Е.Сироткина, обмен площадей по контракту в районах массовой застройки проводился без учета рыночной стоимости 1 кв. метра жилья, в результате чего город потерял $40 миллионов.

По итогам проверки КСП считает необходимым привлечь к уголовной ответственности должностных лиц префектуры Западного округа, некоторых сотрудников Департамента муниципального жилья и жилищной политики, а также Московского земельного комитета "за низкий уровень исполнения своих обязанностей по учету городской собственности", сообщил Е.Сироткин. В свою очередь, бюджетно-финансовая комиссия поручила префектуре, Москомзему и Департаменту муниципального жилья представить в Мосгордуму заключение на отчет КСП. После этого документы направят для проведения инвентаризации горсобственности в части выделенных столицей земельных участков под жилстроительство.

В начало

Рекорды, которых лучше бы не было

Контроль над состоянием жилищного фонда ведется Мосжилинспекцией постоянно. И по результатам его можно судить о том, насколько хорошо работают коммунальные службы того или иного округа.

Если обратиться к данным рассмотрения обращений населения в Мосжилинспекцию, обнаружится любопытный факт. Жалоб от жителей поступает ровно в два раза меньше, чем выявляется нарушений в ходе инспекционных проверок. Объясняется это, очевидно, тем, что граждане обращают внимание на видимые неисправности. Главным образом, в своих квартирах. В лучшем случае - в подъездах. Инспекторы же - народ вездесущий, проверяют все основательно.

Например, состояние кровель жилых домов. Позиция эта для инспекции - в числе приоритетных. Не напрасно столичные власти выделяют дополнительные средства на их ремонт. Все мыслимые рекорды по этому параметру бьет ЦАО (944 нарушения за девять с половиной месяцев 2001 года). За ним следуют: ВАО (714), СВАО (580), САО (544), ЮЗАО (502), ЮВАО (431), ЮАО (399), ЗАО (395), СЗАО (268), Зеленоградский АО (13).

Подвалы - еще одно "больное" место коммуналки. Среди нарушений по их содержанию - беспрепятственный доступ в эти помещения, захламленность, нарушение температурно-влажностного режима. Эти же огрехи у чердаков. В 2001 году кривая нарушений, выявленных здесь, резко поползла вверх. Такой скачок, по всей видимости, объясняется заинтересованностью в "жилплощади" бомжей, армия которых полнится год от года.

Особое внимание уделяется подъездным дверям, их надежности как гарантии безопасности жилищ. Инспекторы обращают внимание на запорные устройства, а также на утепление дверей, являющееся залогом сохранения тепла в домах.

В числе прочих критериев (их более двадцати) - отопление, горячее и холодное водоснабжение, состояние лифтового оборудования, электрощитовых, газопроводов, канализации, вентиляционных коробов.

Таким образом, лучше всего жилищный фонд в течение двух последних лет содержится в Зеленограде, СЗАО и ЗАО, хотя по всем округам количество нарушений, выявленных инспекцией за год, увеличилось.

В начало

Кто признается нуждающимся в улучшении жилищных условий?

Что такое "норма площади"?

Граждане и члены их семей признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они зарегистрированы по месту жительства в городе Москве не менее 10 лет и проживают:


в жилых помещениях размером менее установленной нормы площади на одного человека, при которой осуществляется постановка на учет. Нормой площади при постановке на учет является размер общей площади, приходящейся на каждого зарегистрированного по месту жительства члена семьи, составляющей менее 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир и 15 кв. м общей площади для квартир коммунального заселения и квартир (домов) гостиничного типа;

в однокомнатных квартирах, в квартирах со смежными, неизолированными комнатами, а также в квартирах, планировка которых, в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ, не позволяет заключить отдельной договор найма с каждой семьей, включая семьи, состоящие из родителей и зарегистрированных с ними по месту жительства совершеннолетних детей, при условии, что на каждого проживающего менее 15 квадратных метров общей площади;

в жилых помещениях, признанных в установленном порядке (распоряжение первого заместителя премьера правительства Москвы от 17.08.96 No 1365- РЗП) не отвечающими установленным санитарным, техническим нормам и требованиям, независимо от размера занимаемого жилого помещения;

в квартирах (домах) коридорной системы, а также в домах с ограниченными удобствами (не отвечающих жилищным стандартам, установленным распоряжением первого заместителя премьера правительства Москвы от 17.10.96 No 1365 РЗП);

в общежитиях, за исключением сезонных рабочих, лиц, работающих по срочному трудовому договору (контракту), а также граждан, зарегистрированных по месту пребывания в городе Москве за период обучения;

в квартирах коммунального заселения, занятых несколькими семьями, независимо от размера занимаемого жилого помещения, если в составе хотя бы одной семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний (постановление Правительства РФ No 214 от 28 февраля 1996 года), при которых совместное проживание с ними (по заключению органов здравоохранения) в одной квартире невозможно;

в отдельных квартирах, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний (постановление правительства РФ No 214 от 28 феврале 1996 года), при условии, что на каждого зарегистрированного по месту жительства приходится менее 10 квадратных метров общей площади с учетом права каждого больного на дополнительную площадь в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.

Граждане, проживающие в городе Москве в общей сложности не менее 40 лет, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий независимо от размера занимаемого жилого помещения при условии проживания в квартирах коммунального заселения не менее:

последних 10 лет и при наличии полного трудового стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

последних 5 лет независимо от трудового стажа при наличии инвалидности I и II группы, а также нетрудоспособности по заболеванию.

Перечисленные граждане включаются в отдельный список по категории "долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения" ("Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве", утвержденное постановлением Московской городской Думы от 7.10.98 г. No 86).
Источник: КДО-Проспект
В начало

Если желаете получить другую информацию о недвижимости, то заходите на наш сайт www.realtinfo.ru Риэлтинфо - все о московской недвижимости

Искренне Ваш, ведущий рассылки Юрий

По всем вопросам пишите по адресу contact@realtinfo.ru

Описание Рассылки

Архив Рассылки



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное