В постановлении Московской городской Думы "О приоритетах предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений в 2001 году" (в редакции постановления Московской городской Думы от 20 декабря 2000 года N 143), которое действует с января, никаких особенных, радикальных изменений по сравнению с предыдущим нет. Однако есть некоторые важные моменты, на которые следует обратить внимание. Комментирует депутат Московской городской Думы, председатель Комиссии по жилищной политике и коммунальной реформе Галина ХОВАНСКАЯ:
- Все категории очередников, которые были признаны приоритетными в прошлом году, актуальны и для нынешнего года. Нам их удалось сохранить, хотя были предложения "секвестрировать" приоритеты, и некоторым очередникам, например, тяжелобольным, продлить сроки предоставления жилья.
Обращаю внимание на годы постановки на учет для тех, кто претендует на квартиру по коммерческому найму и договору безвозмездного пользования. Договор коммерческого найма уже хорошо известен, а договор безвозмездного пользования заработал только в прошлом году. Последний предполагает предоставление жилья "группе риска": детям-сиротам, одиноким старикам. Все чаще люди просят защитить их от "приватизации", то есть от мошенников, которые охотятся за одинокими собственниками жилья. Если же квартира находится в "безвозмездном пользовании", то ее нельзя приватизировать.
В этой формулировке содержится оговорка для "первоочередников" - "не менее 4 лет", если для отдельных категорий граждан "не предусмотрен более короткий срок обеспечения жилыми помещениями". Такой срок предусмотрен этим же постановлением - например, "долгожителям Москвы", перечисленным в документе, для заключения договора безвозмездного пользования достаточно состоять на учете всего 1 год, тяжелобольным, проживающим в коммунальных квартирах, - 3 года.
Мы постарались заложить в постановление о приоритетах стимул для очередника воспользоваться новыми формами предоставления жилья. Например, квартира по договору коммерческого найма должна предоставляться в два раза быстрее, чем по договору социального найма.
До сих пор в Москве не принят ни закон о прожиточном минимуме, ни закон о потребительской корзине. И пока нет этих твердо установленных показателей, мы вынуждены продолжать практику ежегодного определения уровня дохода. Этот уровень установлен - 3000 рублей на человека. Если доход очередника ниже этого уровня, он может претендовать на квартиру по социальному найму, если выше - то по коммерческому.
Итак, поднялся уровень дохода, а сами доходы многих очередников, вставших на учет в 1998 году по новым правилам и претендовавших на жилье по коммерческому найму, наоборот упали. Эти люди теперь из "коммерческой" очереди ушли в "социальную". Депутатов спрашивали, будет ли при переводе учитываться год постановки на учет. Отвечаем: будет.
Но при переводе очередников на ЖСК в социальную очередь год постановки на учет не сохраняется. В свое время им было дано преимущество: с сохранением года постановки на учет их перевели в очередь на коммерческий наем.
Годы нахождения в очереди на кооператив при переводах на социальный наем учитываться не могут, потому что изначально эти люди собирались купить жилье, а не получить его бесплатно, да и нормы постановки на учет были другие.
В постановлении определены сроки для тех, кто имеет право на безвозмездную субсидию. Как правило, безвозмездные субсидии получают очередники, вставшие на учет до того момента (до 1998 года), как очередь была дифференцирована по доходам. Субсидии в этом году будут получать очередники со стажем не менее 9 лет. К сожалению, 9 лет - это общая (не льготная) очередь на субсидии. Смешно сейчас вспоминать, как нам когда-то говорили, что эта программа обречена на провал: сегодня количество желающих воспользоваться помощью города значительно превышает возможности бюджета.
А льготники, в соответствии с нашим положением "О порядке определения размера безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам на строительство или приобретение жилища в городе Москве" (постановление Мосгордумы от 18 октября 2000 года N 110) имеют право через 4 года получить безвозмездную субсидию, которая через 7 лет достигает 90 процентов от нормативной стоимости жилого помещения (по сути, это рыночная цена типового жилья в новостройках).
Плановые очередники, которым по каким-то причинам не подошло предлагаемое жилье, могут претендовать на субсидию в размере 100 процентов стоимости квартиры.
Впервые в постановлении о приоритетах говорится о праве на ссуду на возвратной основе. Такое право мы предоставим очередникам, которые ждут квартир по договорам коммерческого найма. Если "социальщики" могут рассчитывать на безвозмездную помощь из бюджета (субсидии), то потенциальные "коммерческие наниматели" будут получать ссуды на доступных условиях, выгодно отличающихся от тех, по которым предоставляются ипотечные кредиты. С помощью ссуды можно будет выкупить квартиру в рассрочку и постепенно расплатиться с долгом. В этом пункте оговорены и сроки ожидания ссуд.
Нам часто задают вопрос - кому из очередников-льготников, например по категории "тяжелобольные", отдать преимущество при распределении жилья? Тому, кто недавно встал на учет как "тяжелобольной", или тому, кто сначала стоял много лет "на общих основаниях", заболел и перевелся на льготную очередь? Ответ: приоритет у того, кто стоял в очереди дольше. "Жилищную" историю забывать нельзя.
С 15 марта Департамент внебюджетной политики строительства г. Москвы вводит новую схему работы с уполномоченными компаниями - схему ответственной реализации.
После открытия Единого центра продаж новостроек Правительства Москвы потребность в уполномоченных риэлторах при ДВПС фактически отпала. Однако отказываться от работы с хорошо зарекомендовавшими себе компаниями ДВПС не намерен. Поэтому риэлторам (сейчас это 14 компаний) была предложена новая схема работы.
Риэлтор берет дом на реализацию по цене, установленной Межведомственной комиссией по реализации жилой площади при Правительстве Москвы (МВК) и гарантирует продажу дома по графику, также утвержденному МВК. Цены определяются поквартирно и изменяются ежемесячно в зависимости от стадии готовности дома. В случае, если риэлтор не соблюдает график продаж, он, согласно договору с ДВПС, выкупает непроданное за текущий месяц жилье. Затраты по рекламе объекта и его продвижению на рынок - забота риэлтора.
Первый дом (расположен на углу Большой Почтовой улицы и 2-го Ирининского переулка, район Басманный, строительный адрес: Большая Почтовая улица, 2-й Ирининский переулок, вл. 9) по новой схеме начал продаваться 15 марта. Это 6-этажный жилой дом индивидуальной планировки, монолитный каркас, кирпичное заполнение стен. Первый этаж - нежилые помещения. В доме 40 квартир (4487 кв. м).
Покупатель имеет выбор: оплатить квартиру единовременно или приобрести ее в рассрочку (первоначальный взнос 30%, остальные 70% равными долями до госкомиссии по фиксированной цене).
При единовременной оплате в зависимости от типа квартиры, этажа, вида из окон цена 1 кв. м колеблется от $777-845 (средняя $820) в марте до $807-877 (средняя $ 850) в сентябре на момент окончания строительства.
По словам начальника управления реализации жилищной программы Григория Пирумова, "эта схема выгодна и нам и риэлторам", так как Департамент получает гарантированный сбыт построенного жилья, а риэлторы получают эксклюзивное право продавать объект.
Минфин России намерен отрегулировать порядок предоставления государственных гарантий Агентству по ипотечному жилищному кредитованию, сообщил председатель Госстроя Анвар Шамузафаров. Принятие соответствующего документа правительством позволит "реально заработать" агентству, создание которого связано с предоставлением ипотечных кредитов населению для покупки жилья, отметил он.
На заседании кабинета министров был рассмотрен план подготовки нормативных документов, направленных на развитие системы ипотечного жилищного кредитования. По словам А.Шамузафарова, в настоящее время есть некоторые проблемы по внесению в Госдуму правительством ряда законопроектов, среди которых и законопроект "Об эмиссии ипотечных ценных бумаг". А.Шамузафаров подчеркнул необходимость развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг. Например, обслуживанием жилищного фонда может заниматься не обязательно ЖЭК, а любой другой орган любой формы собственности. "Нам необходима демонополизация в жилищно-коммунальной системе, там, где это возможно", - добавил глава Госстроя. Масштабы развития конкуренции на этом рынке зависят от экономической ситуации в стране. А.Шамузафаров считает, что в настоящее время лишь в некоторых крупных городах России, в частности в Москве, возможна такая конкуренция. При развитии конкуренции в жилищно-коммунальном хозяйстве снизятся тарифы, с!
читает глава Госстроя.
А.Шамузафаров затруднился назвать точную цифру жилищного строительства в стране в текущем году. Это связано с тем, что в настоящее время лишь 7% жилищного фонда страны строится за счет средств федерального бюджета, а за счет бюджетов всех уровней этот показатель составляет 19%.