Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Пресса о недвижимости

  Все выпуски  

Пресса о недвижимости


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Пресса о недвижимости

2001-03-07

Документы набирают скорость

Прошло больше года с тех пор, как в Москве действует новый порядок по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Ежедневно у Комитета по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в обороте находится 15-20 тысяч пакетов документов.

Процедура регистрации, как установил Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", может длиться до 30 дней. Но этот процесс можно и ускорить. В соответствии с распоряжением мэра в городе введена ускоренная регистрация жилья (для физических лиц, то есть - граждан), срок ее до 15 дней. Если плата за обычную регистрацию составляет 2,4 МРОТ, то за ускоренную придется заплатить в размере 3 МРОТ.


Сегодня московские регистраторы считают, что им удалось создать устойчиво работающую систему. Рассказывает заместитель председателя Московского комитета по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Михаил Скворцов:

- Когда у нас все жилье было государственным, а почти все жильцы нанимателями, не существовало и такой задачи - регистрировать права собственности. После того как появилась частная собственность на жилье, вопрос о ее защите от разного рода посягательств и вымогательств стал актуальным. Задумались о регистрации. До конца 1999 года она сводилась к тому, что в электронный реестр вносилась запись о том, что гражданин Х. передал свои права на квартиру гражданину У. На соответствующем договоре ставилась печать: "зарегистрировано", и его копии оставались в архиве. Если в договоре содержались ошибки, то они так там и остались: система регистрации никакой ответственности не несла за последствия оформления этой сделки.

И только после того как свет увидел Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", процедура регистрации стала нормированной. Закон определил что такое Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и прописал меру ответственности каждой стороны. Предпочтение отдается не электронной версии реестра, а бумажному носителю этой информации.

Раньше по итогам регистрации выдавалось некое свидетельство на право собственности. Существует расхожее мнение, что это был правоустанавливающий документ. На самом же деле это подтверждающий ваши права документ. Правоустанавливающей являлась совокупность всех документов (договор, свидетельство, записи, содержащиеся в электронной базе, и архивные документы). По их совокупности и можно было определить, кто собственник. Если были какие-то разночтения, то споры решались в суде.

Теперь правообладателем недвижимости, в соответствии с законом, является тот, чья фамилия значится в государственном реестре. Несмотря ни на какие документы, которые имеются на руках у других людей и свидетельствующие, например, о договорных отношениях между сторонами, сами по себе эти документы не подтверждают наличие права. И поэтому не случайно в законе описана целая процедура исправления технических ошибок. А уж если говорить об ошибках, которые могут привести к изменению в описании объектов недвижимости, то это делается только по заявлениям, с согласия всех сторон, или в судебном порядке.

Реестра в виде книги, на бумажных носителях, до 1999 года просто не существовало. Теперь же, в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации реестр ведется и на бумаге, и в электронном виде, но приоритет отдается первому. Все, что там записано на бумаге, и есть правда. И никому не дано права исправить то, что записано регистратором.

Действующий порядок регистрации защищает права граждан. Документы проходят большую юридическую экспертизу. Регистрация предполагает две ступени. Предположим, происходит сделка. Участники сделки отдают на регистрацию договор, где сказано, что Х продает квартиру, а У покупает ее. Сначала мы должны зарегистрировать этот договор. Затем составляется акт о передаче квартиры, платятся деньги, пишется заявление: "претензий друг к другу не имеем". Такой порядок существенно повышает степень защиты участников сделки, позволяет избежать махинаций с деньгами. И лишь после этого в реестр вносится запись о том, что осуществлен переход прав собственности.

Но люди обычно стремятся поступить так, как им кажется будет удобнее, быстрее: одновременно зарегистрировать и договор купли-продажи, и переход прав собственности. Хотя на самом деле деньги у них еще лежат в ячейке банка. Реестр состоит из трех подразделов. Первый - описание объекта, кадастровый номер, адрес, основные параметры. Во втором подразделе содержится описание "субъекта", то есть физического лица (человека) или юридического лица (организации). В третьем подразделе - описание права, то есть описывается в результате какой операции вы стали обладателем этого права: на основании купли-продажи или приватизации. Описан также вид собственности: совместная, долевая. Отмечается и наличие обременения - залога, например. Процесс регистрации разбивается на 4 этапа. Первый - прием документов. В законе сказано, что мы можем отказать в приеме, если документы некачественно подготовлены. Существуют требования к документации, не допускающие исправлений, "замазок".

Следующий этап - обработка. Это наиболее трудоемкий процесс. Мы смотрим, насколько заявленные права соответствуют тем записям, которые существуют в электронной базе. Некто приносит документы и говорит о том, что он собирается продать квартиру. А мы ничего об этом человеке не знаем, действительно ли он владелец этой квартиры или нет. И мы сверяем насколько заявленные права соответствуют действительности. Допустим, человек действует по доверенности. Смотрим: каким же образом этот человек может распоряжаться этой собственностью. На какие именно операции эта доверенность дана. Может быть, только на то, чтобы подать документы. И это вовсе не означает, что упомянутый в доверенности человек может эти документы забрать.

Обработали, проверили, и весь пакет документов со всеми плюсами, минусами (может быть только техническими, более или менее легко устранимыми) поступает к регистратору. Регистратор может зарегистрировать сделку или переход прав, а может отказать или приостановить регистрацию в соответствии с законом. Приостановок, кстати, у нас довольно много. Регистратор имеет право запросить какие-то городские структуры или стороны, участвующие в сделке. Если же все проходит нормально, то участники сделки получают документы на руки. Чтобы ускорить процесс регистрации необходимо грамотно оформить документы. К сожалению, у нас нет возможности заниматься консультированием. В этом помогают специалисты риэлторских агентств, нотариусы, на этом же рынке работает ОАО "Мосжилрегистрация". Кстати, у "Мосжилрегистрации" в этой области наиболее солидный опыт.

Можно облегчить и наиболее трудоемкий процесс - обработку данных, и, соответственно, - ускорить. Сроки регистрации сократятся, если одновременно с документами к нам через компьютерную сеть поступают их электронные аналоги. Тогда процесс обработки пройдет быстрее.

Источник: "КДО-проспект"

Если желаете получить другую информацию о недвижимости, то заходите на наш сайт www.RealtInfo.ru Риэлтинфо - все о московской недвижимости

Искренне Ваш,ведущий рассылки Юрий

По всем вопросам пишите по адресу contact@realtinfo.ru

Описание Рассылки

Архив Рассылки


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное