Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Здравствуйте!

Предлагаю вниманию наших подписчиков следующую информацию, которую мне удалось
обнаружить в интернете, в очередной раз задав поиск
по теме "ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ НЕЗРЯЧИХ".

Поскольку таким поиском я занимаюсь более или менее регулярно, то и статьи, подобные
этой, могу присылать тоже с определённой
периодичностью. Если это интересно, то пишите - тогда буду над этим работать
всерьёз.

"ИТО-99" - Аграновский А.В., Евреинов Г.Е., Яшкин А.С.

АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ АКУСТИЧЕСКИХ
ОБЪЕКТОВ И СЦЕН ДЛЯ СЛЕПЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ

Конгресс конференций "Информационные технологии в образовании"

http://ito.edu.ru/1999

Аграновский Александр Владимирович, Евреинов Григорий Евгеньевич, Яшкин Анатолий
Серафимович

Государственное Предприятие КБ "Спецвузавтоматика" (ГПКБ "Спецвузавтоматика"),
г.Ростов-на-Дону

Информатизация образовательного процесса предъявляет новые требования к разработке
методов и средств, используемых для обучения и
реабилитации инвалидов по зрению. Опыт пользователей и усилия экспертов (психологов,
физиологов, преподавателей) уже привели ко
многим усовершенствованиям в разработке элементов невизуального интерфейса. Имеется
устойчивая тенденция освоения акустического
пространства и использования для визуализации графической информации методов
звукового синтеза. Индивидуальные особенности
селективного внимания и кратковременной памяти пространственной локализации акустических
объектов требуют не только специфических
аппаратных средств формирования звуковых образов, но и специальных способов обучения
и тренировки слухового анализатора с целью
развития навыков ориентации слепых детей в окружающей звуковой среде.

Виртуальный аудио монитор. Для формирования виртуальной звуковой среды в лаборатории
проектирования систем отображения информации
Государственного предприятия Конструкторское Бюро "СПЕЦВУЗАВТОМАТИКА" разработан
виртуальный аудио монитор (ВАМ-3.8). Устройство
состоит из одноместного звукового модуля, обслуживающего четыре акустических
излучателя и управляемого с помощью специального
программного интерфейса. Четыре акустических преобразователя устанавливаются
в углах квадрата со стороной 0.46 - 3м и на расстоянии
0.6 - 3м от слуховых каналов, что обеспечивает формирование виртуального акустического
пространства перед слушателем. Виртуальные
акустические источники (звуковые курсоры) озвучивают графические объекты, формируемые
с помощью специального графического редактора
и графического манипулятора типа мыши, джойстика или иного типа. При определенных
параметрах звуковых курсоров слушатель
воспринимает динамический (движущийся по заданному контуру) субъективный образ
виртуального источника звука.

Графический редактор позволяет строить изображения, сегментированные с помощью
восьми курсоров, модифицировать их и озвучивать. С
помощью панели инструментов возможно формирование стандартных графических объектов:
прямая линия (отрезок, ломаная), дуга,
окружность, эллипс, прямоугольник, произвольная кривая линия, их копирование
или произвольное перемещение (вращение) в пределах
рабочего поля. Панель управления позволяет: редактировать звуковые параметры
графических объектов; осуществлять преобразование
фрагмента изображения (поворот фигуры); производить обновление фрагмента или
обновление изображения; стартовать воспроизведение
озвучивания графических объектов.

Графический редактор выполняет также стандартные операции с файлами: ввод изображения
из файла; сохранение графического окна;
создание новой директории; удаление файла изображения; вывод файла изображения
на принтер; выход из программы.

Озвучивание фрагментов изображения, сформированных соответствующими звуковыми
курсорами, может осуществляться в последовательном или
одновременном режиме, с синхронизацией по моменту запуска или асинхронно по каждому
курсору, однократно, с возможностью
реверсирования или циклически.

Особенности применения. Любое средство отображения предполагает определенные
правила его применения, а также непрерывную и
адекватную обратную связь в процессе выполнения действий. Мир ощущений слепого
человека зависит от его возможностей эксплуатации
акустической информации как естественных звуков и шумов окружающей среды, так
и специальных звуковых маркеров и методов, облегчающих
пространственную ориентацию. Динамические акустические источники являются адекватным
раздражителем для возбуждения иллюзорных
зрительных образов (синестезий типа фотизмов). Метод позволяет реализовать изоморфное
преобразование визуальных объектов в
соответствующие слуховые образы.

Какие качества или формы пространственных объектов являются "интермодальными"
и могут быть изоморфно преобразованы в соответствующие
субъективные трехмерные звуковые образы? В обыденной жизни многие предметы имеют
поверхность в форме прямоугольника: стол, книга,
окно. Контур объекта при определенных условиях может быть более информативен
для восприятия по сравнению с другими свойствами, так
как позволяет сосредоточиться на геометрических отношениях между элементами изображения.
Аналогично, слепой человек сначала пытается
определить границы (края) многоугольника, не заботясь о том, заполнен ли он или
имеет определенную текстуру поверхности. Озвучивание
позволяет визуализацию не только двумерных контурных изображений, но и трехмерных
наклонных поверхностей с заданной текстурой. В
частности, динамика градиента частоты и громкости может указывать, каким образом
изменяется траектория движения виртуального
источника или звукового фронта, относительно слушателя, а девиация частоты является
эффективным стимулом для восприятия наклона
линейных траекторий. С другой стороны, с помощью этих параметров возможна своеобразная
коррекция пространственных искажений,
связанных с индивидуальными физиологическими особенностями слухового анализатора.

Одна из проблем двумерной тактильной графики заключается в том, что третье измерение
на плоскости может отображаться только условно.
В то время как для тактильного анализатора пространство со всеми его атрибутами
- реальная среда, требуется специальная система
правил отображения трехмерных тактильных рисунков. Поэтому двумерная тактильная
версия изображения стола может существенно
отличаться от реального объекта или его визуальной стереометрической проекции.
Используя адекватную модуляцию звуковых параметров
для указания пространственной позиции отдельных частей стола (или других графических
объектов), у слепого пользователя (ребенка)
возможно формирование трехмерного субъективного образа (а также таких изобразительных
понятий как перспектива, тень и т.п.) и его
положения относительно других объектов звуковой сцены такого же как у человека
с нормальным зрением.

Альтернативное устройство позиционирования - манипулятор для детей с отсутствием
верхних конечностей (рук). Конструкция джойстика
PadGraph и графический редактор позволяют ребенку рисовать и манипулировать графическими
объектами без помощи рук (изменяя положение
центра масс - сидя на специальной "подушке") и даже - в отсутствие визуальной
обратной связи. Специально разработанная система
звуковых и тактильных маркеров пространства позиционирования, обеспечивают обратную
связь о пространственной позиции устройства
ввода.

Результаты работы можно использовать при создании иллюстраций специальных электронных
учебников и развивающих игровых программ для
инвалидов по зрению.

Comoderator of "PSYCHOLOGY-ORIENTATION",
Светленова Светлада.
mailto:orientati***@b*****.ru
link:http://orientation.ioso.ru

Дискуссионный лист: "[sbo] Немного полезной информации"

Дата выхода: 2004-12-17 16:11:21
Сейчас на лист подписано: 49 чел.

Модератор листа - Алексей Любимов:
orientati***@m*****.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Архив выпусков:
http://subscribe.ru/archive/psychology.orientation

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.orientation
Написать в лист: mailto:psychology.orientation-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:psychology.orientation--unsub@subscribe.ru?subject=psychology.orientation

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Fri, 17 Dec 2004 15:10:17 +0200 (#282484)