[sbo] Рекомендации Английского общества слепых и слабовидящих.
Здравствуйте!
По случайности и недосмотру это письмо было отправлено в разряд тех, которые
не пропускаются в рассылку, однако когда данное
упущение обнаружилось, я сразу же скопировала сохранившийся у меня экземпляр
в новое сообщение и теперь пересылаю его в
дискуссионный лист с извинениями в адрес уважаемого Сергея.
Обращаюсь лично к Сергею. Ваш адрес по-прежнему находится в разряде "МОЛОДЫХ
ПОДПИСЧИКОВ", т.е. тех, первые пять писем которых
проходят обязательную премодерацию. Именно в результате этого и произошло маленькое
недоразумение, которое я сейчас стараюсьь
исправить. Ещё раз приношу свои извинения за причинённые неудобства!
Comoderator of "PSYCHOLOGY-ORIENTATION",
Светленова Светлада.
mailto:orientati***@b*****.ru
link:http://orientation.ioso.ru
Здравствуйте!
Ещё раз прошу прощения, возможно я повторяюсь и дублирую материалы нашего сайта,
но хотелось бы обсудить приведённые ниже нормы в
нашем общении:
Рекомендации Английского общества слепых и слабовидящих.
Зрительная инвалидность может
не сразу броситься вам в глаза. Для обозначения зрительной аномалии был со здан
специальный символ. Ищите в
толпе людей, которые носят на отвороте одежды значок с
таким символом, это значит, что такие люди - слабовидящие.
Ваше понимание и заботливость могут сделать жизнь
гораздо легче и приятнее как для инвалидов по зрению, так
и для самих вас.
Пожалуйста
ГОВОРИТЕ, чтобы завязать контакт - ваша улыбка
может остаться незамеченной.
Напоминайте ВАШЕ ИМЯ, ваше лицо может остаться неузнанным.
СПРАШИВАЙТЕ, нуждается ли человек в помощи.
Помогая, убеждайтесь в том, что слабовидящий в
курсе происходящего вокруг, для чего давайте словесные комментарии, особенно
о ценах.
Если вас спрашивают о направлениях, не указывайте
рукой, а давайте словесные объяснения.
Помогая инвалиду по зрению, дайте ему возможность, если необходимо, держать
ваас за руку.
Пожалуйста
Не думайте, что человек, использующий белую
трость или собаку-проводника, является непременно тотально слепым.
8
- Не думайте, что человек, способный видеть достаточно хорошо для совершения
одного какого-нибудь
действия, может совершать с этим же уровнем зрения любые другие операции.
- Не кричите - говорите нормально и четко.
- Не пытайтесь определить, что человек видит, а чего
он не видит, - спросите у него самого.
ДРУГИЕ СПОСОБЫ ПОМОЧЬ
КОНТРОЛЬНЫЙ СПИСОК
о зрению оказать помощь
самим себе
ГАРАНТИРУЙТЕ, ЧТОБЫ...
- Все входы были легко доступны и не загораживались
препятствиями,
- около входа имелась информация.
- качество освещения было высоким, так как это может
помочь слабовидящему,
- цвета сочетались с освещением, облегчая зрительную работу,
- важные места/участки пространства были выделены
цветовым контрастом.
- ступени (перемены в уровне пола), лифты были вынесены из окружающего пространства,
выделенные контрастным цветом или контрастной
поверхностью,
- пешеходные дорожки содержались чистыми от посторонних предметов и обозначались
цветными поручнями,
- все указатели (надписи) были хорошо видны и читаемы, благодаря правильному
- на уровню глаз - расположению хорошего освещения,
хорошей контрастности,
9
- сидя за обеденным столом в ресторане, можно было
бы воспользоваться крупнопечатным меню и дополнительной подсветкой.
- все ступени и изменения уровня поверхности были
хорошо освещены, имели контрастные предохранительные
оковки и направляющие перила,
- звуковые сигналы, где это возможно, дополняли визуальные,
- все служащие были ознакомлены с проблемами зрительной инвалидности и могли,
а также готовы были бы
помочь.
ИЗБЕГАЙТЕ, ЧТОБЫ...
- Источники света слепили глаза и/или были слишком
резки,
- поверхности, особенно дверей, были стеклянными.
Там, где такая поверхность существует, обозначьте ее
контрастной полосой,
- оставались загромождающие пространство предметы, особенно в зонах движения
пешеходов,
- в местах передвижения пешеходов попадались грубо
обработанные поверхности и острые края, так как они могут
стать причиной травмы,
- двери/окна были полуоткрыты - в таком положении
они могут представлять угрозу для инвалидов по зрению,
- хрупкие предметы стояли свободно в комнатах и на
улице, особенно - вблизи входов/выходов.
10
СЧАСТЛИВЫ ПОМОЧЬ
ормационная и консультативная служба
Общество радо давать информацию и советы, чтобы помочь вам повысить действенность
усилий, направленнх на
облегчение жизни инвалидов. Если такая просьба поступит,
мы будем рады выслать нашего представителя к вам, чтобы
вместе обсудить проблемы обучения сотрулдников и обустройства пространства с
расчетом на инвалидов по зрению.
Услуга эта будет, как всегда, бесплатной, хотя взнос в благотворительный фонд
Общества будет во всякое время принят
с благодарностью. Если, следуя нашим советам, вы существенно улучшите ваш уровень
<службы> для слабовидящих,
нам будет приятно подтвердить это словами; <Это заведение
(учреждение) высоко оценено Обществом слабовидящих)>.
III. ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО
Рекомендации для магазинов, банков, контор
и транспортных систем по удовлетворению
нужд инвалидов по зрению.
Введение
Эта брошюра - руководство, демонстрирующее, как
физический риск и умственное напряжение могут быть
уменьшены в случае, когда слабовидящий человек передвигается в обычной среде.
Большинство людей считают свою независимость в
процессе передвижения само собой разумеющейся, однако повседневное передвижение
тех, кто так не считает,
зачастую можно сделать безопаснее и естественнее,
используя специальные вспомогательные средства и полагаясь на здравый смысл.
11
Многим пожилым людям, инвалидам, слепым и слабовидящим можно было бы помочь такими
мерами, которые
дешевы и могут быть осуществлены самими широкими слоями населения, а кроме того,
соответствуют понятиям об
ответственности Общества. В данной брошюре, затрагивающей общие вопросы, выделены
разные формы помощи.
Но следует отметить, что Общество слабовидящих приветствует запросы на получение
специальных изданий по темам, касающимся
человеческого фактора или начальных
этапов переустройства/планирования физической среды.
КАК ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ
Читателям рекомендуется придерживаться тех правил,
какие приведены в брошюре <Для слабовидящих людей>
(С. 4 данного перевода)
Общие рекомендации.
1. Пешеходные маршруты должны быть безопасны и
легки.
2. Мебель и отдельные детали должны быть спроектированы так, чтобы свести к минимуму
риск столкновения и
травмы.
3. Дизайн стеклянной двери или окна должен предполагать наличие яркой цветной
полосы на стекле, чтобы было
очевидно наличие препятствия.
4. Дизайн и расположение объявлений и вывесок общего пользования должны соответствовать
цели - быть легко
читаемыми, при этом достигается и другая цель - избежать возможности столкновения
с объектом для незрячего
или слабовидящего.
5. Хороший фон и подсветка, цветовой контраст, разнообразие в структурах поверхностей
стен и пола (или того,
12 .
что под ногами, на полу) могут значительно помочь
слабовидящему почувствовать себя уверенно и в безопасности.
6. Перила лестниц и пандусов могут обеспечить незрячему помощь и облегчить ориентировку.
7. Излишний шум может привести слепого или слабовидящего в замешательство, но
звук может существенно
помочь передвижению, если хорошо организовать пространство: например, звук дает
информацию о лифтах, автобусных или железнодорожных
станциях и т.д.
8. Туалеты должны быть четко обозначены. Могут хорошо подойти выпуклые контрастные
буквы и символы.
АВТОТРАССЫ И ТИХИЕ ДОРОГИ
1. Оформление улицы должно быть минимально простым. Знаки должны находиться на
поребриках ближе к
стенам домов.
2. Знак должен быть нарисован внутри двенадцатидюймового кольца (30 см) контрастного
цвета, например, желтое с красным или черное с
белым.
3. (а) Корзины для мусора должны стоять на земле или
быть закреплены на уровне земли, чтобы их можно было
идентифицировать с помощью трости.
(6) Выступающих (выпуклых) объявлений следует избегать по возможности, но если
альтернативы нет, поднимайте такие объявления на
высоту человеческого роста;
если объявления закреплены на стенах, пусть уровень глаз
идущего человека будет вашим ориентиром.
(с) Объявления, предназначенные для всех, должны
быть выполнены яркими контрастными цветами.
4. (а) Там, где это возможно, ступеньки должны сопровождаться изменением качества
поверхности под ногами.
Перед началом подъема (спуска) край каждой ступеньки
13
должен быть окрашен или оббит контрастным покрытием, белым или желтым.
5. (а) Группы ступеней должны быть снабжены перилами, чуть более длинными, чем
длина самого подъема (спуска). Перила должны
подниматься или опускаться в
соответствии с подъемом или спуском лестницы,
(б) Лестничные подъемы, свободно располагающиеся в пространстве зала или холла,
должны быть окрашены
(огорожены), чтобы человек, проходящий по залу, не наткнулся на лестничный подъем.
6. (а) Планируя пешеходные переходы, следует отдавать
предпочтение <звучащим> переходам.
(б) Стандартное покрытие тротуаров следует использовать для того, чтобы дать
сигнал идущему о местонахождении пешеходного перехода.
7. Дорожные работы и строительные леса следует устраивать и ограждать так. чтобы
избежать травм.
(а) Дорожные работы следует ограждать в прочные
барьеры, окрашенные в яркие цвета и освещаемые в ночное время. Эти ограждения
должны доходить до уровня
пояса и быть сплошными, чтобы с помощью трости можно
было бы их распознать.
(б) Столбы строительных лесов оборачивать ярко окрашенными материалами или ярко
красить краской. Их также
следует освещать в ночное время и, по возможности, оборачивать выступающие на
уровне головы (или пониже) прохожего части в мягкие
материалы достаточной
толщины.
8. Нахождение на тротуаре запаркованных или движущихся машин или велосипедов
исключается.
9. На регулируемых перекрестках должны быть предусмотрены периоды пересечения
трассы пешеходами, чтобы
гарантировать пропуск пешеходов транспортным потоком.
14
ПОМОГИТЕ НЕЗРЯЧЕМУ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ
ТРАНСПОРТОМ
Моменты, помогающие пользоваться транспортом, таковы:
1. (а) Разработка и приспособление стандартизированных знаков общественого транспорта,
обозначающих автобусные остановки, автобусные
вокзалы и железнодорожные
станции. Столбы на остановках следует окрашивать в
хорошо заметные цвета.
(б) Стандартизация изображения номеров маршрутов
и пунктов назначения автобусов, междугородных маршрутов
и поездов, которые должны находиться на передней стенке
или сбоку транспортного средства, на уровне глаз.
Примечание: Ключевые факторы для каждого
вышеуказанного пункта следующие: Размер и
четкость букв; Контраст цветов;
Расположение надписей на уровне глаз;
Подсветка; Информация, записанная на
магнитофонную ленту.
2. Стандартизация общественного транспорта на общенациональном или региональном
уровнях. Следует избегать неравномерности в уровне
пола внутри автобуса
(поезда), нужно обеспечить наличие ярких поручней в
автобусах и других транспортных средствах.
3. Покрытие мест автобусных остановок (где нет специальных навесов над скамейками)
специальными материалами, которые являлись бы
сигналами для незрячих.
4. КРУПНЫЕ АВТОБУСНЫЕ/МЕЖДУГОРОДНЫЕ
АВТОБУСНЫЕ СТАНЦИИ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ
СТАНЦИИ, АЭРОПОРТЫ:
(а) Знаки и объявления должны быть хорошо подсвечены и размещены на уровне глаз
в тех случаях, когда имеет
15
смысл сделать их (объявления) доступными для слабовидящих, но без ущерба тотально
слепым.
(б) Обеспечивайте хорошее общее освещение, подкрепляемое дополнительной подсветкой
мест, имеющих
особое значение или представляющих опасность, например, ступени или края платформ,
входы и выходы.
(с) Ступени и края платформ следует окрашивать в
белый или желтый цвета.
5. Когда это возможно, объявляйте пункты назначения
перед отправлением транспортного средства. Название
каждой остановки должно быть объявлено также по прибытии. Характерные детали
остановок (станций) должны быть
видны в лобовое стекло и в боковые окна, находящиеся на
уровне глаз сидящих.
6. Точки оплаты проезда (билетные кассы) должны быть
хорошо обозначены и освещены, чтобы облегчить покупку
билетов.
7. Технические средства общего пользования, записанные на магнитную пленку расписания
движения и другая
информация для всех должна быть использована максимально. Последняя (информация
для всех) должна суммировать печатные материалы и
находиться под рукой,
чтобы
помочь тем, кто не может читать печатный текст.
8. Места общего пользования должны быть хорошо
обозначены и освещены.
9. Весь персонал служащих общественного транспорта
должен получить переделенную базовую подготовку по
проблеме помощи слепым, слабовидящим и другим инвалидам.
10. Небольшие изменения уровня пола лучше осуществлять через подъемы и скаты,
т.е. наклонными плоскостями,
чем через ступеньки.
16
РЕСТОРАНЫ
1. Нужно, наряду с хорошим освещением всего помещения, обеспечить дополнительное
- за столиками, над
входом и выходом.
2. Когда не используется освещение столиков, необходимы белые или другого контрастного
цвета скатерти, чтобы столики выделялись на
фоне окружающей обстановки.
В идеале, сервировка должна контрастировать со скатертью.
3. Меню в крупнопечатном исполнении должно быть
выставлено на обозрение снаружи ресторана или за стеклом окна. Меню должно быть
подсвечено, написанное от
руки - исключается (как и меню по Брайлю). Снаружи
должно быть также написано, является ли ресторан традиционным, с официантами,
или рестораном самообслуживания.
4. Туалеты, кассы и другие удобства должны быть хорошо обозначены.
5. Упорядоченная расстановка мебели, вероятно, будет
полезна и облегчит вашу задачу.
6. Служащие в вашем заведении должны иметь указание ненавязчиво оказывать, любую
помощь, в частности,
прочитывать меню.
МАГАЗИНЫ
1. Хорошее общее освещение плюс вспомогательное
освещение для выделения общих точек и опасных мест в
магазине.
2. План этажей у входа в магазин.
3. Хорошие указатели направлений, безопасно поднятые на уровень глаз посетителей.
4. Избегайте слепящего света от неудачно расположенных ламп и рефлектирующих
поверхностей.
17
5. Там, где ходят посетители, не применяйте в дизайне
зеркал.
6. Гладкие стеклянные двери и другие обширные стек
лянные плоскости должны быть снабжены яркими цветными полосами или знаками.
7. Ступени лестниц и эскалаторов должны быть по краям окрашены в белый или желтый
цвета, хорошо освещены
и снабжены перилами (поручнями), которые помогают идти
по ним и подсказывают, вниз или вверх идет лестница.
8. Цены товаров должны быть напечатаны крупно и настолько четко, насколько возможно.
9. Персонал должен иметь базовую подготовку, чтобы
ненавязчиво оказывать помощь слепым и слабовидящим.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ
1. Броские, легко читаемые надписи, констатирующие название организации (заведения
и т.д.), и характер ее деятельности, чтобы
сделать главный вход в здание
хорошо заметным.
2. Хорошо освещенный вход и столик администратора,
план этажей крупными и четкими буквами и знаками, хорошо контрастирующие с фоном.
3. Хорошее общее освещение и дополнительное - для
индикации важных точек и опасных мест.
4. Хорошие указатели направлений, помещенные на
уровне глаз там, где это целесообразно и безопасно.
5. Ступени лестниц и эскалаторов должны быть белого
или желтого цвета по краям, хорошо освещены, снабжены
поручнями, помогающими двигаться и указывающими на
подъем ступени вверх или их спуск вниз.
6. Стандартизация панелей управления лифтов и интерьеров их наверняка будет полезна,
например, форма и
расположение кнопок; записанные на пленку объявления
этажей и их характеристик.
С уважением
Сергей Картавцев.
Дискуссионный лист: "[sbo] Рекомендации Английского общества слепых и слабовидящих."
Модератор листа, Алексей Любимов - orientati***@m*****.ru
Сейчас на лист подписано 49
Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.orientation
Написать в лист: mailto:psychology.orientation-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:psychology.orientation--unsub@subscribe.ru?subject=psychology.orientation
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback