Здравствуйте, Михаил И все остальные, кто интересуется вопросами ориентации.
Действительно, ориентационное общение - это очень важная составляющая свободного
перемещения в городе. Умение общаться с прохожими составляет 50 если не больше
процентов успеха в этом деле.
Я часто бываю в других городах или в незнакомых районах своего города, но редко
попадаю в затруднительные положения из-за полной дизориентации. Собственно, такое
случалось либо поздним вечером/ночью, либо на окраинах. Хотя и это довольно условные
сложности, ведь все равно вокруг не джунгли и людей довольно много. В крайнем
случае, можно и на дороге проголосовать машину чтобы разобраться в обстановке
хотябы. и в окна близлежащих домов постучаться. Ну да хоть бы и витрину магазина
разбить, если вы уже замерзаете на лютом морозе. По сигнализации через несколько
минут у вас уже будут надёжные провожатые. :-)
Конечно, это не есть руководство к действию. просто всегда необходимо в первую
очередь продумать, что именно Вам угрожает и как этого можно избежать. Осознание
такой возможности придаёт Вам уверенности. Просто нужно продумать и принять к
сведению все доступные способы сохранить свою жизнь и здоровье от необратимых
изменений к худшему, а потом уж становится легче искать более щадящие меры выхода
из нежелательной ситуации.
Конечно, я не говорю здесь о криминогенном окружении. Но тут уж извините, по
статистике зрячие чаще на такое попадают. Ну и, конечно, есть такая наука - Виктимология,
которая изучает поведение жертвы. Доказано, что человек часто сам навлекает на
себя противоправные действия провоцируя их либо своей чрезмерной самоувереностью,
либо же напротив, своим страхом. Первое служит как вызов и вызывает именно агрессию,
второе же порождает жестокость сильного по отношению к слабому. Конечно, эту
грань очень сложно бывает ощутить, особенно, если вы склонны к какой-либо из
этих крайностей.
Меня не раз и даже не два выручали в сложных ситуациях дизориентации шайки уличных
сявок и откровенных хулиганов. В то же время одного моего хорошего знакомого,
творческого человека, склонного к излишней демонстрации своего независимого нрава
в том же районе били почти каждую неделю на тех же улицах, и подозреваю, те же
сявки, которые пару дней до этого так помогали мне. ...
У этих людей очень нестабильная психика, и они часто весьма склонны бросаться
в крайности. В конце концов, это личный выбор моего товарища...
Ну, и конечно, в любом случае, лучшее лечение - это профилактика. Не ленитесь
продумать, как избежать нежелательной ситуации и старайтесь придерживаться выбранной
тактики, не смотря на внешние возмущения.
Если Вас приглашают в гости, договоритесь, чтобы Вас встретили на остановке.
Нет в этом ничего зазорного. Не фигурируйте мобильником на видном месте, Тем
более, если оно Вам кажется совершенно безлюдным Ну и так далее.
Но это всё экстремальные ситуации. О них нужно знать, и стараться в них не попадать
по своей воле.
Чаще же всего мы попадаем в обычные повседневные ситуации на многолюдных улицах
города. Здесь я для себя твёрдо усвоил, что по настоящему плохих людей так же
мало, как и по настоящему хороших... В этом должно быть равновесие. А больше
всего людей просто равнодушных. И пробегает он мимо вас скорее всего, не помтому
что питает к Вам глубокую неприязнь (Такие уж пусть и проходят мимо!), а потому,
что даже не догадывается, что Вам нужна помощь. А может и догадывается, но не
знает как он Вам может помоч, а спросить стесняется. Да, именно стесняется. Я
наблюдаю это очень часто. Человеку нужно сделать над собой некоторое усилие,
чтобы предложить Вам свою помощь. Вот часто и не спрашивают, а просто берут подмышки
и вталкивают на эскалатор, а потом опасаясь за тебя же, ещё и забывают отпустить,
когда ты уже поехал, а ему-то ехать не нужно!
И это не злой умысел. Это элементарное невежество. Причём невежество с обоих
сторон, с нашей стороны оно не менее дремучее. Кто вам доктор, если Вы не можете
всем своим видом показать, что нуждаетесь в помощи. Попросите вашего друга или
родителя отрепетироать с вами то, как нужно "растеряно" озираться, как сложить
озадаченное выражение лица, чтобы это было понятно издали любому неподготовленному
прохожему.
общаясь со случайным прохожим не следует забывать, что он лично ничем Вам не
обязан. Недопустимо распускать эмоции, раздражаться или сердится на него, если
он не хочет или не умеет Вам помоч. А вот улыбка должна присутствовать обязательно.
Если не хочет, Бог с ним, вокруг есть другие люди, если же хочет, но неумеет,
то нужно подсказать человеку, как правильно держаться за руку, как указать направление
и т.п. Кому как не Вам это знать. Относитесь к окружающим несколько отстранённо,
снисходительно и, в тоже время, дружелюбно, ничто не должно Вас трогать до
глубины души, кроме прямой угрозы. Представьте, что Вы агент иностранной разведки,
и Вам нужно выполнить свою задачу несмотря ни на какие личные переживания. Я
это называю позицией профессионала. Поверьте, очень помогает, ведь мы с Вами
и так должны являться профессионалами в деле пространственной ориентации и здесь
не до эмоций.
Старайтесь расположить человека к себе. Поговорите с человеком, который взялся
проводить Вас до следующего квартала. Распросите, что здесь находится, мимо чего
вы проходите. Я так часто узнаю очень интересные факты о появлении новых магазинов
на улице по которой хожу каждый день почти или забредаю раз в месяц. Ответьте
на его вопрос о причине потери зрения Вами. Удовлетворение его любопытства -
это своего рода ваша плата за помощь. Если Вам неприятно говорить об истиных
причинах и ворошить прошлое, ну выдумайте красивую легенду. Это ещё лучше подействует
на впечатлительную натуру, глядишь и он ещё квартальчик с вами пройдётся.
Если Вы даже не нуждаетесь в помощи в данный момент, а Вам её предлагают, откажитесь,
так, чтобы у человека не пропало желание предлагать свои услуги в другой раз.
Я, например, вообще редко в таких случаях отказываюсь. И самому легче, можно
немного ослабить неизбежное напряжение самостоятельной хотьбы, И узнать что-нибудь
новое об окружающем мире.
Но, в то же время, не позволяйте себе потерять контроль над ситуацией, даже если
вас провожает вполне дружелюбно настроенный человек.
Почти всегда меня при этом просят убрать трость и не волноваться. Я никогда трость
не убираю, а прошу не обращать внимания на её присутствие. Просто, конечно, уже
не нужно ею далеко раззмахивать, и постукивать перед собой только в редких случаях,
Но нельзя забывать, что человек не имеет ещё навыка сопровождения незрячего,
и в пяти случаях из десяти не предупредит о ступеньках, а если и предупредит,
так из этого предупреждения совершенно непонятным останется для Вас вверх или
вниз эта ступенька, одна она или их сразу несколько. Ну и, конечно, контролируйте
по мере сил и возможностей, в каком направлении вы движетесь. Даже из самых добрых
побуждений, человек может завести Вас совсем не туда, куда бы Вам хотелось и
посадить совсем не в тот троллейбус, который Вам нужен. Опять-таки побольше спрашивайте.
Если чувствуете, что человек колеблеться в выборе нужного Вам поворота или транспорта,
начинайте и сами активно интересоваться этим у окружающих.
Правда, и дружелюбный тон не всегда уместен. Бывают ситуации, когда пытаясь
помочь, человек делает это неправильно, чем подвергает Вас опасности. Мне не
так уж редко, приходится повышать голос на таких помощников, которые пытаются
вывернуть мне руки при выходе с эскалатора, удержать за шиворот при входе на
него же, или придержать сверху при выходе из троллейбуса или вагона поезда, что
является грубейшим нарушением техники безопасности. Тогда бывает некогда объяснять
человеку, что он не прав, и резкий окрик оказывается единственным средством уберечь
его от ошибки. После этого, разумеется, немедленно нужно извиниться и объяснить
своё поведение, но уже в безопасной обстановке.
Опять таки, в гор. транспорте не следует вести себя пассивно. Если остановки
не объявляются, то ваша задача состоит в том, чтобы как можно большее количество
людей были в курсе того, на какую остановку вам нужно выйти. Один человек скорее
забудет о вашей просьбе уже через 3 минуты, тем более, если это водитель маршрутки.
Если кого-то одного просите подсказать остановку, то делайте это погромче, чтобы
как минимум полсалона была в курсе.Ну и помните, что лучше недоехать, чем переехать...
Я прошу прощения за менторский поучающий тон изложения своего личного и глубоко
субъективного опыта. Сказывается, преподавательская закалка.
Но я ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Во многом
я могу быть не прав и даже уверен, что ошибаюсь в большой части своих суждений.
Но это именно, то, что я избрал в качестве своего стиля ориентационного поведения,
и что в моём случае довольно успешно работае.
Что касается научных методик ориентации, то они очень много
дали мне в плане повышения безопасности. Ознакомившись сними, я свёл к минимуму
травмы и опасные ситуации. Часто методика на первый взгляд является неоправданно
загруженой чрезмерными предписаниями и осторожностями. Но я убедился, что большинство
из этих предписаний действительно уменьшают вероятность негативных ситуаций,
в чём, собственно, и состоит их задача..
Но это ещё не значит, что методика содержит абсолютную истину.
К ней тоже нужно подходить критически и искать новые решения старых проблем.
Вспомним хотябы методики тридцати- сорока- летней давности, которые учили подсчитывать
и запоминать количество шагов на каждом отрезке пути между поворотами. Существование
внешних ориентиров в этих методиках практически не не учитывалось. И эти методики
работали, но сами понимаете, не для всех и не всегда...
Современные методики тоже не для всех, и не ввсегда
Но в них уже очень хорошо подобран и систематизирован опыт тысяч людей. И
начинать всё же надо с изучения такой методики, а поправки вносить в неё уже
на основании многолетнего стажа и проверенного \опыта многих людей.
Удачных дорог!
С уважением Сергей Картавцев.
Дискуссионный лист: "[sbo] Re[2]: Re2: Re: Методика общения"
Модератор листа, Алексей Любимов - orientati***@m*****.ru
Сейчас на лист подписано 48
Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.orientation
Написать в лист: mailto:psychology.orientation-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:psychology.orientation--unsub@subscribe.ru?subject=psychology.orientation
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback