[Гласность] трудоустройство инвалидов

Всем, привет.
Сформировать компьютерный центр было поручено начальнику отдела тифлотехники
Республиканской центральной библиотеки для слепых (РЦБС) РСФСР, кандидату педагогических
наук С. Н. Ваньшину. Он же возглавлял компьютерный центр на протяжении всего
времени его деятельности. В августе 1983 года в библиотеку поступил из Западной
Германии первый русифицированный электронный тифлоприбор <<Braillex 09 D>> с
брайлевским 32-хзначным электромагнитным дисплеем фирмы Papenmayer. (Руководители
РЦБС и ВОС Д. С. Жарков и Б. В. Зимин, бывая на зарубежных выставках, задались
такой целью: добыть современное тифлотехническое оборудование зарубежного
производства для незрячих работников интеллектуального труда). В конце 70-ых
годов в библиотеку поступили несколько различных приборов американского и
западногерманского производства...
Собственно говоря, для создания новых условий занятости слепых и слабовидящих
специалистов требовалось, разобравшись с возможностями компьютерной
техники для слепых, выявить организации и участки работы в них, где мог быть
применён труд инвалидов по зрению. Во исполнение этой задачи компьютерному
центру было поручено разработать эскизные проекты, как тогда говорили <<автоматизированных
рабочих мест>>.
В 1993, 1994 годах было подготовлено более 10 эскизных проектов будущих
компьютерных специальных рабочих мест. По решению С. Н. Ваньшина, главное внимание
уделили развёртыванию КСРМ в телефонной справочной службе гражданской
авиации. Вся работа увенчалась созданием в 1995 году первого экспериментального
специального рабочего места в справочной службе аэрофлота, которое практически
проверил в качестве оператора главный специалист КМЦ Ю. И. Котов (декабрь 1994
года).
Ознакомившись с действующим экспериментальным КСРМ в справочной службе гражданской
авиации и с Компьютерным центром, председатель комитета труда и
занятости Правительства Москвы В. А. Сидоров поддержал направленные на внедрение
компьютерных технологий для слепых инициативы генерального директора
ГЦКТ ВОС С. Н. Ваньшина и дал указания подготовить пакет соответствующих документов.
Новый московский проект создания специальных рабочих мест для инвалидов по зрению
начал действовать с 1 июля 1997 года. Его курировал от комитета труда
и занятости Правительства Москвы В. А. Сколяпов, всемерно поддерживали руководители
ВОС: А. Я. Неумывакин, В. А. Балдыкин, О. Т. Муравьёв, С. А. Попов,
А. В. Емельянов.
Вслед за первым КСРМ (в справочной службе гражданской авиации) при поддержке
Правительства Москвы открылась впервые в Восточной Европе и на территории
СНГ и России целая серия КСРМ с трудоустройством более 70 незрячих квалифицированных
специалистов в пяти десятках различных организаций города Москвы.
Таким образом, московский пилотный проект создал прецедент, после которого у
оппонентов и скептиков не осталось доводов против нового метода создания
условий труда для незрячих выпускников вузов и техникумов.
Все до одного из числа незрячих специалистов, трудоустроенных на КСРМ обязательно
проходили подготовку в компьютерном центре. КМЦ - первое учреждение
в России, получившее лицензию на обучение незрячих операторов и пользователей
персонального компьютера.
На основе непрерывно проводимого с 1983 года сотрудниками Института этого
учебного процесса, разработаны все методики обучения незрячих работе с компьютером
и другими электронными приборами, применяемые сегодня в учреждениях ВОС.
Элитные представители нашего общества, прошедшие обучение в Реакомпе.
6. Романов Алексей Николаевич (1995) - директор по персоналу компании ЗАО <<Континент>>
37. Викторов Алексей Александрович (2010) - преподаватель компьютерного центра
Пермской краевой специальной библиотеки для слепых, автор звукового учебного
пособия для начинающих незрячих пользователей компьютерной техники.
41. Погодаева Наталья Александровна (2011) - председатель Лесосибирской МО ВОС
Красноярского края, консультант инвалидов по зрению в области компьютерных
технологий (на общественных началах).
44. Абрамов Андрей Станиславович (2012) - Председатель молодёжного клуба "Искра"
при Астраханской РО ВОС
Новый комплексный метод трудоустройства и содействия занятости инвалидов тяжёлых
категорий на основе компьютерной техники был настолько удачен, что
ему в 2000-м году присвоили золотой знак качества <<Российская марка>>. Одно
из главных его преимуществ, заинтересовавшее даже западноевропейских коллег,
заключалось в том, что компьютерный центр впервые принимал на себя всю цепочку
работы, связанной с трудоустройством инвалида, начиная от переговоров с
работодателями и заканчивая установкой и адаптацией специального оборудования
и регулированием взаимоотношений между коллективом и новым его сотрудником.
Зарубежом подобный объём работы выполняют не менее трёх организаций.
В своих <<дерзаниях>> компьютерный центр был первым лишь в СНГ и Восточной Европе.
Здесь имелась возможность частично перенимать опыт из-за рубежа.
В частности, сотрудники центра опирались на достижения коллег из Германии, Швеции
и Италии.
Руководитель шведской фирмы <<TELENOVA>> (позднее <<srv product>>) Карл Рут характеризует
работу компьютерного центра ВОС 15 мая 1998 года.
Итальянцы после успешного завершения совместного проект Института <<Реакомп>>
и организацией ASPHI в области IT-технологий для слепых, который финансировался
по линии TACIS, внесли в 2002-м году предложение о дальнейшем сотрудничестве,
конкретнее - впервые рекомендовали открыть для трудоустройства инвалидов
разных категорий call-центр на основе его самоокупаемости.
*
И что же случилось потом? Что изменилось? Государство стало давать денги на трудоустройство
инвалидов и... Золотая марка качества резко потускнела! Инвалидов перестали принимать
на вневосовские предприятия. Мнение неумывакина изменилось.
*
Тезисы выступления президента ВОС А.Я. Неумывакина на заседании Круглого стола
на тему <<Социально ответственный работодатель>>, проводимым Федеральной службой
по труду и занятости Минздравсоцразвития России. (16 июля 2008 года)
По нашему мнению для инвалидов по зрению нет необходимости выдумывать какие-то
проекты для трудоустройства и проводить эксперименты.
Всероссийское общество слепых имеет развитую структуру организаций, хозяйственных
обществ, реабилитационных центров и учреждений для осуществления комплекса
мероприятий по профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, их трудоустройству.
В Российской Федерации нет других предприятий для работы слепых
граждан. Нам нужна только соответствующая государственная поддержка.
*
Нам нужна только соответствующая государственная поддержка.
Нужна господдержка, а слепые...
*
Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы>>. Да реализуется. Но, то
количество средств, которое выделяется по программе из федерального бюджета и
порядок ее реализации не выдерживают никакой критики. Во - первых, на пять
лет, на каждый конкретный год, фиксированно определено количество создаваемых
рабочих мест и количество выделяемых средств без учета инфляционных и других
факторов, в том числе увеличения стоимости создания рабочего места. На Всероссийском
совещании 4 июня я вынужден был отметить, что деньги на ее выполнение
в этом году еще не выделялись и когда мы будем ее выполнять - неизвестно. На
сегодняшний день в этом плане ничего не изменилось.
Второй момент. Для реализации программы привлекаются и средства организаций
инвалидов. Причем в процентном соотношении немалые. Например, по ВОС: из
федерального бюджета на пять лет выделяется 315,07 млн. рублей. а Общество должно
изыскать 543,38 млн. т. е. на 73% больше. А где их взять? Такое соотношение
финансовых затрат при всестороннем давлении на наши предприятия: здесь и налоги,
конкуренция рынка, и т.д. конечно не реально. Много или мало выделяется
средств из федерального бюджета? Явно недостаточно, так как стоимость создания
одного рабочего места сегодня составляет около 700 - 800 тысяч рублей.
Т.е. на эти деньги можно создать только 500 рабочих мест. А желающих трудиться,
как было сказано выше, около 9 тысяч.
Если мы постоянно говорим о проблемах трудоустройства и занятости инвалидов,
давайте, наконец, от слов переходить к делу. Ведь может наступить момент,
а при таких темпах, очень скоро, когда ни одного специализированного предприятия
инвалидов, на которые мы еще как-то их трудоустраиваем, не останется.
*
О каких темпах шла речь? Хоть как-то трудоустраиваем. Хоть как-то!
*
Предложения по содействию трудоустройству инвалидов, включающие вопросы создания
адаптированных рабочих мест, стали предметом обсуждения совещания, проведенного
Минздравсоцразвития России 14 мая 2012 года с участием представителей Минобрнауки
России, Минэкономразвития России, Минрегиона России, Минфина России и общероссийских
общественных организаций инвалидов.
Выступивший на заседании президент ВОС А.Я.Неумывакин остановился на проблемах,
связанных с социально-трудовой адаптацией инвалидов по зрению. Требования к организации
рабочих мест за последние годы значительно возросли. Для создания современного
рабочего места для инвалида по зрению на предприятии ВОС и его дальнейшего содержания
необходимо не менее 500 тыс. рублей в год. ВОС уже сейчас начинает подготовительную
работу по созданию адаптированных компьютеризированных рабочих мест для инвалидов
по зрению в сфере управления производством и нуждается в срочной поддержке этого
уникального социального проекта. В ВОС число лиц, имеющих инвалидность по зрению
и желающих получить работу на предприятиях ВОС, составляет 9200 человек. Инвалиды
по зрению хотят и могут осваивать современные специальности и государство должно
учитывать эти аспекты при планировании государственной поддержки трудоспособных
инвалидов, - сказал А.Я.Неумывакин.
*
В 2008 году, желающих трудоустроиться инвалидов на предприятия Вос, было 9000
человек. В 2012 году - аж на 200 человек больше. А денежные запросы к государству
всё растут.
*
*
Напрашивается следующий вывод:
Вос активно сотрудничал, более десяти лет, с комитетом по труду и занятости
Москвы, соцзащитой, а также с Правительством Москвы. С Правительством Москвы,
как мы помним, даже совместно участвовали в инвестпроектах по строительству нескольких
зданий. А вот почему-то проект Телекурса, прошёл мимо руководства Вос. Руководство
Вос кинули? Или это руководство изначально на чужом примере, продемонстрировало
и итальянцам, советующим организовать кол-центр и всем государственным структурам,
что слепые вне Вос - это нереально. А если такое и бывает, то злой большой бизнес
слепых обижает, зарплату не платит и прокуроры им плохо помогают. Поэтому надо
давать побольше госсредств Восу и хоть как-то на специализированные предприятия
будут трудоустраивать слепеньких. Результат налицо. Ниже можно прочитать ещё
конкретно по Телекурсу.
*
Открытое письмо в правительство г. Москвы от сотрудников общественно-делового
центра инвалидов "Теле-Курс".
+6682.1
К Вам обращается инвалиды по зрению работающие в Московском общественно-деловом
центре "Теле-курс". Работу нашей организации очень часто освещают средства
массовой информации: газеты, журналы, городские и федеральные телеканалы. Информация
преподносится в розовом цвете, но на самом деле всё обстоит не так
радужно, как это выглядит с фасада.
В call-центре работают преимущественно инвалиды по зрению, как с частичным остатком
, так и незрячие. Территориально организация находится по адресу г.
Москва Огородный проезд д. 5. строение 3, вторую площадку. специфика работы:
обработка входящих и исходящих телефонных звонков, телемаркетинг, Услуга <<Виртуальный
"ЗАО ФинКомПром" и "ТНВ КоммуналлСервис". На практике все должностные обязанности
от операторов до административных должностей занимают инвалиды по зрению. Но
фактическая должность не соответствует трудовому договору, и вообще, тарифной
сетки, как таковой, не существует. Официально по трудовому договору каждый сотрудник
оформлен как оператор с окладом 14600 руб. Высшим руководство общественно-делового
центра в лице Денежкина Алексея Игоревича, Бойко Алексея Васильевича, Романова
Алексея Николаевича, Величко-Генкина Алексея Владимировича и Бурова Дмитрия
Анатольевича грубо нарушаются условия трудовых договоров. Заработная плата выплачивается
крайне не регулярно, с большими задержками, которые составляют
до полутора - двух месяцев.
В нашей организации существует корпоративный учебный центр в котором вновь поступающие
на работу инвалиды по зрению с помощью преподавателей- инвалидов,
так же оформленных по договору операторами, с окладом соответствующим операторскому,
осваивают работу на компьютере.
Сотрудниками учебного центра и других отделов, например, IT, незрячими программистами,
создаются уникальные методики, программные разработки, позволяющие
решать задачу проффесиональной реабилитации инвалидов, аналогов которым в Российской
Федерации нет.
Договоры на выполнение подобной работы не заключаются вообще. Платить, или не
платить за нее, решает руководство с барского плеча. Операторам работающим
на проекте "Интернет и цифровое телевидение БИИЛАЙН", за привлечение одного нового
клиента, заказчиком предполагается выплачивать 500 рублей. Но эти деньги,
либо не платятся операторам вообще, либо выплачиваются не в полном объёме. Наглядным
примером может служить выплата заработной платы за ноябрь 2010 года.
Зарплату начали выплачивать 27 декабря в 16 часов. Основная масса сотрудников
call-центра трудится в офисном графике и заканчивает работать в 17 часов
и естественно получить деньги не успели. На следующий день, части сотрудников
официально оформленных в новом офисе по адресу 5-й Донской проезд 15, но
проходящих обучение в корпоративном учебном центре на Огородном проезде 5 в 14
часов дня было предложено отправиться общественным транспортом в новый офис
для получения заработной платы. Тем, кто оказался расторопнее, деньги получить
в этот день удалось, но большинство сотрудников остались с носом. Выдача
заработной платы в основном офисе 28 декабря началась лишь в 17 часов и продолжалась
до 20-ти часов. Тем счастливчикам кому удалось получить свои заработанные
деньги, на следующий день нужно было выходить на работу к 9-ти часам утра. Ни
кто переработанные часы им компенсировать не собирается, что является нарушением
трудового договора и законодательства. Сотрудникам работающим в офисе на Донском
проезде зарплата после 27 декабря не была выплачена и теперь уже им было
предложено приехать в офис на Огородный проезд, для получения причитающихся им
денег. Такое наплевательское отношение к своим сотрудникам, руководство
общественно-делового центра демонстрирует каждый месяц. К примеру, заработная
плата за сентябрь 2010 года была выплачена 19-21 ноября сего года. В настоящей
момент все преподаватели и ученики корпоративного учебного центра в приказном
порядке без их согласия были переведены в офис "Донской", расположенный по
адресу: г. Москва, 5-ый донской проезд д. 15 строение 5, в котором не созданы
условия для полноценного обучения и нормальной работы. Компьютеры установленные
на рабочих местах, работают как локальные машины. Сеть и прочее оборудование
не установлено либо не подключено. В этих условиях сотрудники вынуждены приходить
на работу и просиживать время занимаясь показухой для разнообразных проверяющих
комиссий. До сих пор сотрудникам не выплачена заработная плата за декабрь
2010 года. На вопрос о сроках выплаты причитающихся денег сотрудникам, руководители
цинично отвечают: а вы еще ничего не заработали.
На трудоустройство каждого инвалида по зрению из городского бюджета выделяются
деньги. Убедительная просьба, выясните, пожалуйста, куда они идут, сколь
рационально расходуются, и что, в результате, имеют инвалиды. Хотелось бы, чтобы
чрезвычайно важное и востребованное предприятие, каковым является общественно-деловой
центр "Теле-курс" не оказалось игрушкой в нечистоплотных руках, чтобы люди, для
которых call-центр открыл возможность полноценного труда и заработка не
стали заложниками мошенников.
| 05 февраля 2011 21:47
*
Помните: инвалидность не приговор: поверь в себя!
Профсоюз <<общественно-делового центра инвалидов Телекурс>>
(добьёмся изменений к лучшему и защиты наших прав вместе)
Более семи месяцев сотрудники информационно-справочных центров столицы - люди
с ограниченными возможностями - не получают зарплату. В октябре прошлого года
газета <<Солидарность>> писала об уникальном звонковом центре <<ТелеКурс>>, открытом
в рамках программы по созданию дополнительных рабочих мест правительства Москвы
(No 38, 2010). Успешность проекта основывалась на грамотно организованном государственно-коммерческом
партнёрстве. В колцентре, созданном тремя учредителями - ЗАО <<Континент>>, ЗАО
<<Финкомпром>> и ТНВ <<Коммуналсервис и Ко>> - работает полторы тысячи инвалидов
по зрению. Учитывая социальную направленность деятельности <<ТелеКурса>>, предприятия-учредители
с момента его создания в 2009 году стабильно получали госзаказы. Однако 31 декабря
2010 года срок действия контрактов закончился, а новые заключены не были. И теперь
сотрудники колцентра работают фактически бесплатно, седьмой месяц ожидая погашения
задолженности. Для большего успеха в борьбе за выживание ЗАО <<Континент>>, ЗАО
<<Финкомпром>> и ТНВ <<Коммуналсервис и Ко>> координируют свои действия под общим
руководством некоммерческого партнёрства <<потребительский сервис>>. Партнёрство
осуществляет координационную деятельность и продвигает услуги предприятий. Обеспечение
колцентра заказами также входит в его задачи. Поэтому за комментариями мы обратились
к гендиректору <<Потребительского сервиса>> Алексею Денежкину.
- У нас два колцентра, - рассказывает Денежкин. - Они размещаются в одном здании,
и работают в них сотрудники всех трёх фирм-учредителей. Колцентры были обеспечены
специализированным оборудованием на деньги правительства Москвы. 90% наших работников
имеют инвалидность по зрению, и им нужны особые условия труда. Ряд чиновников
федерального и городского уровней дали обещания наполнить колцентры работой.
В Москве много горячих линий, которые организуют департаменты, различные службы,
ГУПы. Они работают малоэффективно. В нашем колцентре операторы работают профессионально,
на высоком уровне, и Москве сотрудничество с нами выгодно. Однако контракты на
2011 год с нами не заключили. Даже конкурсы на оказание услуг структурным подразделениям
московского правительства объявлены не были. Причина нам неизвестна. Насколько
полезным для правительства Москвы оказалось сотрудничество со специализированными
колцентрами, точно не известно. По словам гендиректора <<Потребительского сервиса>>,
создание одного рабочего места столо городскому бюджету около 600 тысяч рублей.
На данный момент таких мест чуть более двух тысяч. Если заказы прекратятся вовсе,
вложения могут оказаться пустыми. Но проблема не только в этом. Почти три тысячи
сотрудников остались без зарплаты за декабрь и январь. Уже закончился май, а
денег всё нет. Средняя зарплата на предприятиях составляет 13 тысяч рублей, а
общая сумма задолженности за два месяца исчисляется десятками миллионов. Помочь
себе можем только мы сами. Помните - спасение утопающих дело рук самих утопающих!!!
Ко мне в руки случайно попало письмо бывшего сотрудника кадровой службы ЗАО Континент
на форумах телекурса его удаляют по сему выложу его здесь:
Я имела счастье работать кадровиком в одной из трёх компаний, где и трудоустраивались
инвалиды по договору о квотировании рабочих мест. Хотя компании было три и директора
тоже три, но всю кадровую работу в проекте организовала и проводила руководитель
отдела кадров компании Зао Континент Лимонова Нина Борисовна. Тогда молодая и
наивная я не знала, с кем мне довелось работать. Только после увольнения я обнаружила,
что Лимонова Нина Борисовна человек замечательной судьбы и не раз уже за свои
профессиональные подвиги попадала в поле зрения правоохранительных органов и
трудовой инспекции. Но сейчас это к делу не относится. Комиссии квотирования
как они работали? С удовольствием расскажу. Надо сказать, что кадровая служба
в этих трёх компаниях была самой важной и наиболее ответственной. Мы прикрывали
больших дядей, которых толком никто не знал. Сам по себе договор о квотировании
рабочих мест предполагал, что компания принимает к себе на работу инвалида и
содержит его полтора года честно выплачивая ему зарплату. На создание рабочего
места правительство Москвы из бюджета города переводило на счета компаний деньги.
Это в общих чертах. Самое главное было организовать работу с инвалидами, чем
мы и занимались под чутким руководством Лимоновой Нины Борисовны и трёх генеральных
директоров: Спиридонова Е.В., Плаксиной А.Г., Балинской Г.Н. Суть моих профессиональных
обязанностей состояла в том, чтобы я принимала на работу сотни инвалидов, тщательнейшим
образом копируя их документы. Трудовая книжка инвалида вместе с его справкой
втэк и паспортными данными попадая в сейф к Лимоновой, оставались там навсегда.
То есть, конечно, инвалид мог уволиться из компании и забрать свои документы,
но на их месте тут же появлялись новенькие трудовые книжки и копии всех его документов
оставались в документообороте компании никуда не исчезая.
Скажем, увольняется оператор из Зао Континента, значит на следующий день он оформляется
без его ведома в компанию тнв Коммуналсервис и продолжает честно служить Родине
и и всё ещё молодому Российскому бизнесу. Другой вариант разработанный Ниной
Борисовной и внедрённые в кадровые службы состоял в полюбовном соглашении, когда
при увольнении оператор вхлам непригодный к работе по возрасту или по причинам
тяжких душевных страданий от непомерного труда на благо Родине, давал добровольное
согласие придержать его документики за небольшое, но регулярное вознаграждение
в 3 тысячи рублей. Приятно и как-то по-человечески получалось в самом деле получалось.
Именно в те стародавние времена в отделы кадров чистые бланки трудовых книжек
завозили тысячами и копировальная техника с прекрасной цветной печатью работала
без устали.
Ну а что комиссии из центра квотирования? Да они нас проверяли регулярно и регулярно
отмечали мелкие недочёты при вообщем-то штатной работе. Кстати, Лимонова за несколько
дней всегда была в курсе готовящейся проверки, подробно знала состав комиссии
и цели и методы её проверки. Всё это нам в кадровых сообщалось под большим секретом
и давались ценные указания что и как делать. Члены комиссий как правило работали
над проверкой документов и ограничивались этим. Периодически что-то считали и
сверяли, а вообщем всегда были крайне лояльны. Помню, правда, однажды один из
членов комиссии всё же что-то там раскопал. Его звали Романов Вячеслав Евгеньевич.
Лимонова быстро его поставила на место, позвонив куда-то, и потом долго ворчала
на бедного чиновника. Условия работы членам комиссии создавали благоприятные
и всегда во время подавали чай, кофе, обед и разумеется заветный беленький конвертик
в конце рабочего дня. Большим специалистом по этой части была директор Зао Финкомпрома
Плаксина Анна Геннадьевна. Лимонова тоже давала, но более осторожно и принимая
меры предосторожности, не рассчитывая на одно только личное обояние. Ну а как
там инвалиды спросите, да что инвалиды. Шли и шли толпами. Работы в Москве не
было и уже не будет, а здесь всё же платили.
Как именно работают операторы, чем, собственно, они занимаются и довольны ли
работой это комиссии не интересовало. Сколько там зарабатывало предприятие или
сколько там они приняли звонков и как используется закупленная на государственные
деньги техника и оборудование, никого из департамента не интересовало.Акты по
получении конвертов они подписывали всегда и всё у них было на ура! Были в нашей
работе и светлые моменты. Расскажу, потому что когда-то это надо было сказать.
Те самые 3-тысячники, которые держали в компании свои документы за небольшую
мзду, составляли предмет наших вожделений и давали неплохой прибавок к зарплате
кадровиков и генеральных директоров.
Инвалиды были не в курсе, что бухгалтера начисляли им полную зарплату и подавали
боссам полную ведомость с полной зарплатой. Для членов комиссии тоже зарплата
мёртвой души была согласно трудовому договору ну и хорошо. Когда инвалид расписывался
за сумму и получал у Лимоновой свои три тысячи, возникал остаток, разница между
выданной суммой и выданной на руки. Именно эта сумма и составляла доход Лимоновой
и кадровой службы близкой к ней.
Скажите, как же так, ведь не все инвалиды настолько слепы. Да многие видели что
расписываются за 13 тыс. руб., а получают на руки 3. Им объясняли согласно инструкциям
Лимоновой, мол так надо для проверяющих, а мы остатки списываем. Да вот так и
жили, пока не уволилась Балинская Галина Николаевна.
Что было дальше знаю только по наслышке.
Видимо система стала давать сбои и что-то в ней разладилось.
*
*
Конечно же Лимонова Америку не открыла. Подобная система использовалась ещё с
давних времён практически во всех восовских предприятиях и мало, где не используется
сейчас. Именно поэтому, что Телекурс, что все восовские производства всегда,
сколько бы им не давали льгот, квот, субсидий, федеральных, спонсорских и прочих
денег, никогда не будут процветающими и прибыльными. Такие депутаты, как Смолин,
лучше бы добивались не новых налоговых льгот, а контроля за имеющимися. Чтобы
благо от льгот, квот и пр. доходило до конкретных инвалидов, а не до учредителей
и директоров, как есть сейчас.