[Гласность] тёмное дело
Здравствуйте.
*
Журнал "Коммерсантъ Секрет Фирмы", No9 (323), 01.09.2012
Темное дело
Слепое доверие.В темноте зрячие полностью полагаются на слепых проводников --
те ради шутки иногда водят их по залу кругами
Фото: Александр Щербак /
Коммерсантъ
Офтальмолог Игорь Медведев первым в России открыл ресторан, где люди обедают
в полной темноте. Успешный бизнес, связанный с миром слепых, заинтересовал
других предпринимателей. Но им пришлось искать для себя новые ниши.
Текст: Ксения Шамакина
"Поднимите руки, кто хочет выйти!" -- кричит официант Сергей Харламов. Все смеются,
некоторые, кажется, поднимают руки. В этом я не уверена, потому что все
происходит в полной темноте. Посетители осторожно встают из-за столов, кладут
руки друг другу на плечи, Сергей паровозиком выводит их из зала ресторана
"В темноте?".
В этом московском ресторане зрячие на полтора часа могут почувствовать себя слепыми:
люди обедают в темноте, их обслуживают незрячие официанты. Посетители
теряются, не могут самостоятельно найти ни стул, ни салфетку, ни вилку. Слепые
им во всем помогают: только они в этом зале чувствуют себя уверенно. "Мы
здесь не официанты,-- говорит Сергей Харламов.-- Мы гиды по темному миру".
Раньше Харламов был обычным официантом, а после учебы в кулинарном училище --
ресторанным поваром. Когда он из-за болезни ослеп, стал брать надомную работу.
Ему привозили мешки булавок, он собирал из них комплекты: открывал одну булавку,
нанизывал на нее пять других, закрывал. За день получалось заработать
100-150 руб. Потом устроился в call-центр -- там получал уже 13 тыс. руб. в месяц.
В ресторан его позвали полтора года назад. Эту работу Харламов считает
"шикарной". С чаевыми официанты здесь зарабатывают до 50 тыс. руб. в месяц. Для
сравнения: на московских предприятиях Всероссийского общества слепых средняя
месячная зарплата -- 10,3 тыс. руб. Незрячие официанты любят свою работу не только
из-за денег, гораздо важнее для них -- быть нужными. Некоторые люди посещают
ресторан не для развлечения, они хотят понять, каково это -- быть слепым. Однажды
в ресторан пришли супруги, у которых одна дочь слепая, а вторая слабовидящая.
"Они хотели узнать, что чувствуют их девочки,-- рассказывает Харламов.-- Тогда
был неполный зал, мы с другими официантами смогли присесть рядом с ними и поговорить".
Вода на ощупь. На кухне напитки разливают в стаканы разной формы, чтобы слепые
официанты их не перепутали
Слепое доверие.В темноте зрячие полностью полагаются на слепых проводников --
те
Офтальмолог Игорь Медведев, владелец многопрофильной клиники "Международный центр
охраны здоровья Игоря Медведева", в 2006 году задумал открыть в здании
клиники ресторан. Бизнесмен хотел, чтобы днем заведение работало как столовая
для сотрудников клиники, а вечером -- как ресторан для сторонних посетителей.
Медведев арендовал помещение 300 кв. м. Он решил назвать ресторан "Доктор Чехов"
и стал продумывать его концепцию. Тут кто-то из знакомых показал ему газетную
вырезку, где было написано о парижском ресторане Dans le Noir? (франц. "в темноте"),
который и стал прототипом московского заведения.
Задумка французов восхитила Медведева. Она была оригинальной и позволяла дать
работу слепым, чьи проблемы заботили офтальмолога. "Как я сам до этого не
додумался?" -- спрашивал себя врач. Он тут же отправился к Эдуарду де Бролье,
который запустил Dans le Noir? в 2004 году. Медведев приобрел франшизу на
открытие аналогичных ресторанов в СНГ (по информации СМИ, она стоила 50 тыс.
евро). Московский ресторан, запущенный в ноябре 2006 года, стал третьим заведением
сети после ресторанов в Париже и Лондоне.
Осенью 2011 года закончился пятилетний франчайзинговый контракт с французской
компанией Ethik Investment, принадлежащей де Бролье, и Медведев не стал его
продлевать. Он просто перевел название ресторана Dans le Noir? на русский язык
и продолжил работу. Сейчас заведения Dans le Noir? работают в Лондоне, Барселоне,
Нью-Йорке. Осенью 2011 года второй российский ресторан открылся в Санкт-Петербурге.
Заведения с подобной концепцией есть в Берлине, Цюрихе и других городах,
говорит управляющий московского ресторана "В темноте?" Виталий Смирнов.
Арендованное для "Доктора Чехова" помещение с залами на первом и цокольном этажах
клиники как раз подходило для Dans le Noir?. В цоколе оборудовали темный
зал -- в нем нет ни одного окна, на первом этаже расположили светлые ресторанные
залы. Как и задумывал Медведев, его заведение работает и как столовая,
и как ресторан.
Стать официантами захотели многие: слепым в России сложно найти интересную, хорошо
оплачиваемую работу. Но требования к соискателям были высокие. "Мы берем
людей, которые хотят жить активно, работать и зарабатывать,-- рассказывает Смирнов.--
А таких среди слепых, к сожалению, мало". Другие качества, необходимые
официантам,-- коммуникабельность, чувство юмора, начитанность, молодость (всю
смену нужно быть на ногах). На обучение нового работника уходит минимум три
месяца. Сейчас в ресторане работают восемь незрячих официантов.
Ошибиться при выборе официанта нельзя: по негласному правилу слепых сотрудников
не увольняют. "Зрячий работник легко может найти другое место, а для слепого
потеря работы будет крайне болезненной",-- поясняет Смирнов. Поэтому ему приходится
мириться, например, с прогулами сотрудников: у некоторых бывают депрессии,
из-за чего они не выходят на работу. С ними Смирнов проводит разъяснительные
беседы.
Игра вслепую
Врач-ресторатор. Неожиданно для себя врач Медведев стал ресторатором
"Мам, какой у тебя десерт?" -- "Не знаю",-- доносится до меня диалог соседей
по столу. Определить, что находится у тебя на тарелке, действительно непросто.
Случайно проглотив васаби, я быстро шарю пальцами по тарелке в поисках роллов
-- заесть.
Люди в темном зале не знают, что они будут есть. Перед сеансом (так называют
обед или ужин в темном зале) им предлагают выбрать меню: белое (блюда из всех
продуктов), красное (мясное), синее (рыба и морепродукты), зеленое (вегетарианское)
или желтое (блюда японской кухни). Но посетители не знают, какие именно
блюда им принесут. И только после сеанса клиентам показывают подробное меню --
с фотографиями блюд, которые они ели.
"Еда в темноте, меню-сюрприз -- хорошие фишки,-- говорит директор петербургского
Института ресторанных технологий Кадрина Айситулина.-- Но клиент придет ради
них один раз, максимум два -- во второй раз приведет знакомых. Потом ему станет
неинтересно".
В темном зале есть и общие столы, где соседями становятся незнакомые люди. В
темноте им проще начать общаться, а после выхода на свет они с интересом разглядывают
друг друга. Такие необычные знакомства -- еще одна особенность заведения. Чтобы
привлекать больше клиентов, Смирнов выпускает подарочные сертификаты. Например,
"Сертификат на знакомство". Мужчина и женщина, пришедшие по ним, знакомятся за
столом в темноте. Правда, такие сертификаты -- головная боль управляющего:
Смирнов рекламирует эту услугу в брачных агентствах, но мужчин все равно всегда
меньше, чем женщин. "Женщины любят ушами, а мужчины -- глазами",-- говорит
Смирнов. Если мужчину на свидание найти не удается, управляющий отправляет туда
своих незрячих официантов.
Смирнов говорит, что ресторан рентабельный, но конкретные цифры не называет.
Не раскрывают их и в петербургском Dans le Noir?. По оценке Кадрины Айситулиной,
которая неоднократно бывала в петербургском ресторане, заполняемость таких заведений
составляет 65-70%. В темном зале московского ресторана 60 мест, в будни
проводятся три сеанса, в выходные -- четыре. При среднем чеке 2 тыс. руб. выручка
московского ресторана, по расчетам СФ, составляет более 7,5 млн руб. в месяц.
Темная сторона бизнеса
Рестораны Dans le Noir? решают две важные задачи. Во-первых, помогают зрячим
людям понять слепых. В петербургский ресторан, например, часто приводят детей,
чтобы научить их быть терпимее к бабушкам и дедушкам, теряющим зрение. Во-вторых,
рестораны дают слепым интересную работу. Правда, трудоустроиться туда
могут единицы -- ресторан, у которого нет постоянной клиентуры, не нуждается
в большом количестве сотрудников. В петербургском заведении, как и в московском,
работают восемь слепых официантов. Управляющие этих ресторанов уверены, что в
каждой столице успешно работать может лишь одно такое заведение. Исполнительный
директор компании Restcon Андрей Петраков считает, что открыть подобные рестораны
можно и в некоторых российских миллионниках.
Управляющие московского и петербургского ресторанов придумывают новые варианты
работы в темноте. В столице играть в темном зале иногда приглашают незрячих
музыкантов. У Смирнова есть идея пригласить слепого художника, который будет
рисовать портреты клиентов. Слепые художники ощупывают лицо человека, а потом
рисуют его красками на холсте. Менеджер петербургского ресторана Раиса Горева
пытается организовывать выездные мероприятия: "В темноте очень интересно:
музыка по-другому воспринимается, голос. Мы уже проводим в темноте концерты,
тимбилдинги, думаем о бизнес-тренингах".
Бизнес-тренинги в темноте организует в Москве компания "Маркеткомпас" Тобиаса
Райзнера. Ей принадлежит франшиза немецкой Dialogue Social Enterprise на
проведение в России тренингов под брэндом Dialogue in the Dark (англ. "диалог
в темноте"). Бизнес-тренинги в абсолютной темноте ведут слепые педагоги и психологи.
Райзнер запустил проект в России в феврале этого года. В "Маркеткомпасе" работают
восемь незрячих тренеров, на чьих тренингах за полгода побывало около
тысячи человек. Один из тренингов по сплочению команды заказала Coca-Cola --
компания прислала своих волонтеров накануне их поездки на лондонскую Олимпиаду.
Еще одна концепция бизнеса, связанного с миром слепых, есть у французской Ethik
Investment. Компания продает франшизы на спа-салон "в темноте". Представитель
Всероссийского общества слепых Антон Федотов рассказывает, что к ним обращались
бизнесмены, желающие запустить такие салоны. Но слепые массажисты отказались
с ними сотрудничать: они не хотят отдавать владельцу салона часть заработанных
денег.
Более масштабные проекты за рубежом запускают представители Dialogue Social Enterprise
-- они не только занимаются организацией бизнес-тренингов, но и создают
музеи. В помещениях на сотни квадратных метров посетители в темноте преодолевают
различные препятствия: садятся в лодку, проходят по висячему мостику и т. д.
Тобиас Райзнер собирается открыть такой музей в Петербурге.
Эксперт
Светлана Кулагина, главный исполнительный директор по малому бизнесу банка "Уралсиб":
-- О тесной взаимосвязи добродетельности и благополучной жизни говорил еще Адам
Смит, один из родоначальников современной экономической теории: "Каким бы
эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определенные законы,
заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым
для себя". Идея врача-офтальмолога Игоря Медведева открыть в Москве ресторан,
в котором люди едят в полной темноте и их обслуживают слепые официанты, является,
безусловно, уникальной для создания собственного бизнеса с социальным компонентом.
Предприниматель нашел удачный компромисс между получением прибыли и решением
социальных проблем.
Незрячим людям непросто адаптироваться к жизни в обществе, несмотря на современные
техники обучения и программы социализации. Таким людям очень нужна помощь.
К сожалению, в нашей стране немного предпринимателей, готовых предложить работу
людям с нарушением зрения. Игорь не только трудоустроил слепых людей, дал
им возможность строить свою жизнь самостоятельно, но и показал зрячим, каково
находиться в мире без света, не видеть своих родных и близких, осознавать
свою беспомощность, есть, чувствуя только вкус и запах. Такие моменты запоминаются,
переворачивают сознание, приводят к переоценке ценностей. Помнить о слепых
мы должны всегда, чтобы ни делали -- строили дороги, магазины, кафе, библиотеки,
музеи и т. д. Это важная социальная задача, требующая к себе пристального
внимания, в том числе на законодательном уровне. В ее решении помощь может и
должен оказать малый бизнес. Стимулирование и развитие программ поддержки
малых предприятий со стороны государства и банков позволят обеспечить население
дополнительными рабочими местами, увеличить занятость социально незащищенных
слоев общества.