Голодный обжора
Голодный обжора
Урок: «Знакомство с Б-гом» В рамках занятий «Знакомство с Б-гом» , по вторникам в 20:00, учим третью часть книги Тания «Игерет аТшува», рассказывающую о тшуве(ивр. раскаяние). Обсудить и комментироать можно СРЕДИ СВОИХ!.
Первый йорцайт רפאל מצקין ז»ל
Зоהар Хадаш: «И ты узри…» "Зоהар-Хадаш", глава "Йитро" Физиогномика: Эссе "И ты узри" "И ты узри из всего народа", (рассматривая) шесть аспектов: волосы на голове, сидящие над ушами. Лоб и линии на лбу. Глаза и брови над глазами. Лицо и форма лица. Нос, стоящий прямо надо ртом. Тело, его рост и пропорции всех сторон – четырёх сторон и верха с низом. Так уготовлен Человек. ( Почитать эссе... )
עס איז ניטא קיין פארפאלן
Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2010-04-27 15:27:21 Лучше позже, чем никогда Один из моих любимых сюжетов в Торе это сыновья Аарона. Перевод одной из бесед Любавичского Ребе по теме на недельную главу Шмини находится здесь. Здесь же мы постараемся сделать небольшой разбор комментаторов на недельную главу Ахарей Мот. В программе будет: 1. Собственно отрывки Торы из глав Шмини и Ахарэй Мот посвященные смерти сыновей Аарона. 2. Комментарий Кли Якара включающее подавляющее большинство мнений. 3. Беседа Любавичского Ребе Итак,
1. И взяли сыны Аароновы, Надав и Авиу, каждый свой совок, и положили в них огня, и возложили на него курений, и принесли пред Г-сподом огонь чуждый, какого Он не велел им. И вышел огонь от Г-спода, и пожрал их, и умерли они пред Г-сподом. И сказал Моше Аарону: это то, что говорил Г-сподь, когда сказал: близкими ко Мне освящусь и пред всем народом Я прославлюсь. (Вайикра 9:24, 10:1-5. Недельный раздел Шмини) Курсивом выделен текст на который стоит обратить особое внимание. И говорил Г-сподь Моше по смерти двух сыновей Аароновых, когда они приблизились к Г-споду и умерли. И сказал Г-сподь Моше: скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку, что на ковчеге, дабы он не умер, ибо в облаке являться буду Я над крышкою. (Вайикра 16:1-2. Недельный Раздел Ахарэй мот). Курсивом выделен текст, на который стоит обратить особое внимание. 2. Комментарий Кли Якар к недельному разделу Шмини: По поводу причины, из-за которой были наказаны сыновья Аарона, Мидраш приводит целый ряд причин: 1. Зашли в святилище в пьяном состоянии 2. Зашли в святилище, не омыв руки и ноги 3. Зашли в святилище не одев все одежды 4. Были бездетны 5. Были неженаты 6. Толковали закон в присутствии своего учителя Моше 7. «Ходили и ждали» говоря когда же умрут эти старики (Мойше и Аарон) и мы займем их место 8. Их смерть была наказанием Аарону, так как он участвовал в грехе золотого тельца Все эти причины, несомненно, доказываются из текста Торы, но у всех этих объяснений есть следующая проблема: Сам текст Торы говорит, что сыновья Аарона умерли из-за того, что они принесли чужой огонь. А если Тора называет эту причину, то других недостатков у них не было. Поэтому необходимо объяснить это таким образом, что все эти причины содержатся намеком в данном пасуке и принесли пред Г-сподом огонь чуждый, какого Он не велел им. Не совсем ясно, о каком чужом огне идет речь, ведь мы видим, что раньше Тора говорила о том, что сыновья Аарона приносили огонь, и он не был запрещенным и чужим. Значит сам по себе этот огонь чужим не был. Он назван чужим вследствие внешних факторов, чужой по отношению к тем, кто его приносил. 1. Тот, кто придерживается мнения, что они вошли в святилище пьяными, считал, что когда Тора говорит чужой огонь имеется в виду огонь. Несмотря на то, что заходить пьяными в святилище запрещено не было, они как «ближайшие придворные царя должны были сами понять желание царя» 2. Тот кто считает, что они были наказаны из-за того что были неженаты, считает что Тора под чужим огнем имела в виду огонь вожделения, который больше всего присущ неженатым молодым людям. 3. Тот, кто считает, что причина их наказания в том, что они не одели одну из одежд первосвященника объяснял это следующим образом. Одежда первосвященника меиль охраняет от лашон ара. Следовательно, они говорили лашон ара на Моше и Аарона: «Когда же умрут эти старики». Этой фразой они имели в виду, что Моше и Аарон занимают свои должности не из-за своего интеллектуального или духовного уровня, а только в силу преклонного возраста. И тора когда говорит чужой огонь имеет в виду лашон ара. 4. Вероятно, мнение объясняющее отсутствие у Надава и Авигу детей следует соединить с мнением, говорящим, что смерть сыновей Аарона была наказанием Аарону, за его участие в золотом тельце. Ведь Вс-вышний обычно наказывает детей и детей их детей. Но в своей милости к Аарону Он наказал именно Надава и Авигу, чтобы это не коснулось их детей. 5. Тот кто считает, что причина наказания была в том, что они были наказаны из-за того что зашли в Святилище не омыв руки и ноги понимает это следующим образом. Не омыв руки и ноги они находились в несвятом состоянии в святом месте и это тоже имеет отношение к огню. 3. Беседа Любавичского Ребе. Ахарэй Мот. 1. По поводу объяснения того что сказанное в Торе повеление Аарону: И не войдет в любое время в святилище» упомянуто непосредственно после упоминания о смерти двух сыновей Аароновых когда они приблизились к Г-споду и умерли говорят наши мудрецы что это имело целью указать, чтобы не был совершен грех, который нарушили сыновья Аарона. (Если сравнить двух пациентов которым запретили вещи которые им нравятся: вкусная еда, алкоголь, курение и т.д., при этом одному сказали, что он может умереть если не будет соблюдать предписания врача, а другому показали мертвого пациента говоря этим: Видишь вот, что случается с теми, кто не исполняет предписания врача. Несомненно, второй пациент будет гораздо трепетнее относиться к предписаниям врача.) В комментарии Ор га Хаим объяснено (в соответствии с одним из способов объяснения), что пасук в начале главы: И говорил Г-сподь Моше по смерти двух сыновей Аароновых, когда они приблизились к Г-споду и умерли это отдельное речение, и его суть уровень служения сыновей Аарона которые умерли когда они приблизились к Г-споду. То есть этот пасук говорит о праведности сыновей Аарона, и их смерть была следствием их близости со Вс-вышним. Точно так же как умирают праведники вследствии особой близости Вс-вышнего, от «поцелуя Вс-вышнего». В соответствии с этим объяснется также тот факт, что в этом отрывке не упоминается их грех «чужой огонь». Но все-таки в соответствии с этим объяснением необходимо понять, почему, же это упоминание о смерти сыновей Аарона написано в непосредственной близости с запретом входить в любое время в святилище. И приходится сказать, что упоминание о смерти сыновей Аарона является лишь предисловием к запрету входить в святилище в любое время, а не как предостережение как было сказано ранее. 2. Также необходимо понять вышеупомянутые слова Ор га Хаима: Как соответствуют его слова о том, что сыновья Аарона умерли не из-за того что были наказаны, а в силу особой близости, с простым пониманием текста Торы в недельном разделе Шмини: взяли чужой огнь, то есть имеет место грех, они сделали что-то чужое не соответствующее воле Вс-вышнего. Есть комментаторы которые говорят о том, что в соответствии с мнением говорящем, что сыновья Аарона были наказаны из-за того, что зашли пьяными в святилище, надо понимать слова какого Он не велел им не говорит о причине их смерти, а наоборот им в заслугу – они принесли жертву от себя, по велению сердца. И так же следует объяснить выражение чужой огонь (комментатор Раши рав Элияhу Мизрахи). И в соответствии с этим комментарием можно объяснить комментарий Ор га Хаима. (то что их смерть была следствием близости). То есть слова чужой огонь который Он им не велел говорят не о причине их смерти, а сказаны с целью сообщить о том, что они действовали по велению сердца. Но все же необходимо объяснить следующее противоречие. Причины смерти сыновей Аарона которые приводит мидраш сходятся в одном – смерть была наказанием за грех (а спор в мидраше заключается только в том какой именно это был грех). Тогда как Ор га Хаим говорит совершенно новую вещь , он говорит о том, что смерть сыновей Аарона вообще не была наказанием за грех, так как они не согрешили, а их смерть была следствием их близости со Вс-вышним. 3. Нужно сказать, что основа комментария Ор га Хаима также выходит из простого объяснения текста в недельном разделе Шмини. В продолжении рассказа о смерти сыновей Аарона рассказывается, что Моше сказал Аарону: : это то, что говорил Г-сподь, когда сказал: близкими ко Мне освящусь и пред всем народом Я прославлюсь. И этот отрывок объясняют наши мудрецы: (и это объяснение приведено в РАШИ) сказал Моше : Аарон, брат моя, я знал, чтоХрам освятится тем, что о Б-ге все узнают, и я считал, что это будет или я или ты, теперь я вижу, что эти двое более великие, чем я и ты. Выражение «близкими освящусь» нужно объяснить в соответствии с тем, что сказано в трактате Звахим: для того чтобы дать святость славе Вс-вышнего- показать всем что Он грозен даже в отношении тех кто боится его. И поэтому к тем, кто ближе всего к Вс-вышнему, Он очень точен с ними, наказывая даже за маленькую ошибку. И именно это скрупулезное отношение к действиям праведников, когда они судятся за каждую маленькую ошибку, и является раскрытием славы Б-га и трепета к Нему в среде еврейского народа. Но в соответствии с этим непонятно сказанное нашими мудрецами : «и освятился Храм, тем что узнают о Б-ге». Если все объясняется тем, что это было раскрытие славы Творца, то как можно сказать, что действие нежелательное Творцу может освятить Храм. Поэтому понятны слова Ор га Хаима. Из его слов выходит, что сыновья Аарона остались более святыми чем Моше и Аарон после принесения огня, и их действие не только не является грехом, но и олицетворяло очень высокий уровень близости с Творцом. 4. И для понимания этого необходимо объяснить слова Ор га Хаима о том, что смерть сыновей Аарона была олицетворением близости. В Торе объясняется, что кроме принесения огня были совершены воскурения, то есть их служение было связано с воскурениями. И отсюда следует, что сыновья Аарона умерли из-за высокого уровня близости с Б-гом именно из-за того что принесли воскурения. Вот как нужно это объяснить: Объясняется в некоторых местах что есть принципиальное отличие между принесением жертв которые осуществляются на внешнем жертвеннике и воскурениями которые осуществляются на внутреннем жертвеннике. Суть принесения жертвоприношений состоит в поднятии ко Вс-вышнему материальных вещей, и так это реально и происходит – приносится материальное животное, а огонь спускается с небес и поедает его. То есть служение с помощью жертвоприношений это действия человека с помощью материальных вещей которые его окружают для того чтобы поднять их к Вс-вышнему. Но воскурения не олицетворяют поднятие материальных вещей. Воскурение происходит в поднятии огня и воскурений ко Вс-вышнему. В отношении служения Вс-вышнему «принесение жертв» это служение Вс-вышнему поднятием материальных вещей с помощью «одеяний души»: мысль, речь и действие. Тогда как служение воскурений олицетворяет связь человека со Вс-вышним с помощью раскрытия самой души человека. 5. В соответствии с этим понятна связь между смертью сыновей Аарона и их воскурениями. Когда они принесли воскурения они полностью раскрыли все силы своей души. Они находились на том уровне, когда нет приказаний, есть только близость к Вс-вышнему. 6. В соответствии со сказанным можно объяснить сказанное об освящении Храма. Служение сыновей Аарона было натолько высоким, что храм полностью освятился, пришел к своему совершенству. Но после того как Храм был освящен полностью, необходимо служить Б-гу в плане жертв, освящать материальные вещи.
Ахарэй мот Лучше позже, чем никогда Один из моих любимых сюжетов в Торе это сыновья Аарона. Перевод одной из бесед Любавичского Ребе по теме на недельную главу Шмини находится здесь. Здесь же мы постараемся сделать небольшой разбор комментаторов на недельную главу Ахарей Мот. В программе будет: 1. Собственно отрывки Торы из глав Шмини и Ахарэй Мот посвященные смерти сыновей Аарона. 2. Комментарий Кли Якара включающее подавляющее большинство мнений. 3. Беседа Любавичского Ребе Итак,
1. И взяли сыны Аароновы, Надав и Авиу, каждый свой совок, и положили в них огня, и возложили на него курений, и принесли пред Г-сподом огонь чуждый, какого Он не велел им. И вышел огонь от Г-спода, и пожрал их, и умерли они пред Г-сподом. И сказал Моше Аарону: это то, что говорил Г-сподь, когда сказал: близкими ко Мне освящусь и пред всем народом Я прославлюсь. (Вайикра 9:24, 10:1-5. Недельный раздел Шмини) Курсивом выделен текст на который стоит обратить особое внимание. И говорил Г-сподь Моше по смерти двух сыновей Аароновых, когда они приблизились к Г-споду и умерли. И сказал Г-сподь Моше: скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку, что на ковчеге, дабы он не умер, ибо в облаке являться буду Я над крышкою. (Вайикра 16:1-2. Недельный Раздел Ахарэй мот). Курсивом выделен текст, на который стоит обратить особое внимание. 2. Комментарий Кли Якар к недельному разделу Шмини: По поводу причины, из-за которой были наказаны сыновья Аарона, Мидраш приводит целый ряд причин: 1. Зашли в святилище в пьяном состоянии 2. Зашли в святилище, не омыв руки и ноги 3. Зашли в святилище не одев все одежды 4. Были бездетны 5. Были неженаты 6. Толковали закон в присутствии своего учителя Моше 7. «Ходили и ждали» говоря когда же умрут эти старики (Мойше и Аарон) и мы займем их место 8. Их смерть была наказанием Аарону, так как он участвовал в грехе золотого тельца Все эти причины, несомненно, доказываются из текста Торы, но у всех этих объяснений есть следующая проблема: Сам текст Торы говорит, что сыновья Аарона умерли из-за того, что они принесли чужой огонь. А если Тора называет эту причину, то других недостатков у них не было. Поэтому необходимо объяснить это таким образом, что все эти причины содержатся намеком в данном пасуке и принесли пред Г-сподом огонь чуждый, какого Он не велел им. Не совсем ясно, о каком чужом огне идет речь, ведь мы видим, что раньше Тора говорила о том, что сыновья Аарона приносили огонь, и он не был запрещенным и чужим. Значит сам по себе этот огонь чужим не был. Он назван чужим вследствие внешних факторов, чужой по отношению к тем, кто его приносил. 1. Тот, кто придерживается мнения, что они вошли в святилище пьяными, считал, что когда Тора говорит чужой огонь имеется в виду огонь. Несмотря на то, что заходить пьяными в святилище запрещено не было, они как «ближайшие придворные царя должны были сами понять желание царя» 2. Тот кто считает, что они были наказаны из-за того что были неженаты, считает что Тора под чужим огнем имела в виду огонь вожделения, который больше всего присущ неженатым молодым людям. 3. Тот, кто считает, что причина их наказания в том, что они не одели одну из одежд первосвященника объяснял это следующим образом. Одежда первосвященника меиль охраняет от лашон ара. Следовательно, они говорили лашон ара на Моше и Аарона: «Когда же умрут эти старики». Этой фразой они имели в виду, что Моше и Аарон занимают свои должности не из-за своего интеллектуального или духовного уровня, а только в силу преклонного возраста. И тора когда говорит чужой огонь имеет в виду лашон ара. 4. Вероятно, мнение объясняющее отсутствие у Надава и Авигу детей следует соединить с мнением, говорящим, что смерть сыновей Аарона была наказанием Аарону, за его участие в золотом тельце. Ведь Вс-вышний обычно наказывает детей и детей их детей. Но в своей милости к Аарону Он наказал именно Надава и Авигу, чтобы это не коснулось их детей. 5. Тот кто считает, что причина наказания была в том, что они были наказаны из-за того что зашли в Святилище не омыв руки и ноги понимает это следующим образом. Не омыв руки и ноги они находились в несвятом состоянии в святом месте и это тоже имеет отношение к огню. 3. Беседа Любавичского Ребе. Ахарэй Мот. 1. По поводу объяснения того что сказанное в Торе повеление Аарону: И не войдет в любое время в святилище» упомянуто непосредственно после упоминания о смерти двух сыновей Аароновых когда они приблизились к Г-споду и умерли говорят наши мудрецы что это имело целью указать, чтобы не был совершен грех, который нарушили сыновья Аарона. (Если сравнить двух пациентов которым запретили вещи которые им нравятся: вкусная еда, алкоголь, курение и т.д., при этом одному сказали, что он может умереть если не будет соблюдать предписания врача, а другому показали мертвого пациента говоря этим: Видишь вот, что случается с теми, кто не исполняет предписания врача. Несомненно, второй пациент будет гораздо трепетнее относиться к предписаниям врача.) В комментарии Ор га Хаим объяснено (в соответствии с одним из способов объяснения), что пасук в начале главы: И говорил Г-сподь Моше по смерти двух сыновей Аароновых, когда они приблизились к Г-споду и умерли это отдельное речение, и его суть уровень служения сыновей Аарона которые умерли когда они приблизились к Г-споду. То есть этот пасук говорит о праведности сыновей Аарона, и их смерть была следствием их близости со Вс-вышним. Точно так же как умирают праведники вследствии особой близости Вс-вышнего, от «поцелуя Вс-вышнего». В соответствии с этим объяснется также тот факт, что в этом отрывке не упоминается их грех «чужой огонь». Но все-таки в соответствии с этим объяснением необходимо понять, почему, же это упоминание о смерти сыновей Аарона написано в непосредственной близости с запретом входить в любое время в святилище. И приходится сказать, что упоминание о смерти сыновей Аарона является лишь предисловием к запрету входить в святилище в любое время, а не как предостережение как было сказано ранее. 2. Также необходимо понять вышеупомянутые слова Ор га Хаима: Как соответствуют его слова о том, что сыновья Аарона умерли не из-за того что были наказаны, а в силу особой близости, с простым пониманием текста Торы в недельном разделе Шмини: взяли чужой огнь, то есть имеет место грех, они сделали что-то чужое не соответствующее воле Вс-вышнего. Есть комментаторы которые говорят о том, что в соответствии с мнением говорящем, что сыновья Аарона были наказаны из-за того, что зашли пьяными в святилище, надо понимать слова какого Он не велел им не говорит о причине их смерти, а наоборот им в заслугу – они принесли жертву от себя, по велению сердца. И так же следует объяснить выражение чужой огонь (комментатор Раши рав Элияhу Мизрахи). И в соответствии с этим комментарием можно объяснить комментарий Ор га Хаима. (то что их смерть была следствием близости). То есть слова чужой огонь который Он им не велел говорят не о причине их смерти, а сказаны с целью сообщить о том, что они действовали по велению сердца. Но все же необходимо объяснить следующее противоречие. Причины смерти сыновей Аарона которые приводит мидраш сходятся в одном – смерть была наказанием за грех (а спор в мидраше заключается только в том какой именно это был грех). Тогда как Ор га Хаим говорит совершенно новую вещь , он говорит о том, что смерть сыновей Аарона вообще не была наказанием за грех, так как они не согрешили, а их смерть была следствием их близости со Вс-вышним. 3. Нужно сказать, что основа комментария Ор га Хаима также выходит из простого объяснения текста в недельном разделе Шмини. В продолжении рассказа о смерти сыновей Аарона рассказывается, что Моше сказал Аарону: : это то, что говорил Г-сподь, когда сказал: близкими ко Мне освящусь и пред всем народом Я прославлюсь. И этот отрывок объясняют наши мудрецы: (и это объяснение приведено в РАШИ) сказал Моше : Аарон, брат моя, я знал, чтоХрам освятится тем, что о Б-ге все узнают, и я считал, что это будет или я или ты, теперь я вижу, что эти двое более великие, чем я и ты. Выражение «близкими освящусь» нужно объяснить в соответствии с тем, что сказано в трактате Звахим: для того чтобы дать святость славе Вс-вышнего- показать всем что Он грозен даже в отношении тех кто боится его. И поэтому к тем, кто ближе всего к Вс-вышнему, Он очень точен с ними, наказывая даже за маленькую ошибку. И именно это скрупулезное отношение к действиям праведников, когда они судятся за каждую маленькую ошибку, и является раскрытием славы Б-га и трепета к Нему в среде еврейского народа. Но в соответствии с этим непонятно сказанное нашими мудрецами : «и освятился Храм, тем что узнают о Б-ге». Если все объясняется тем, что это было раскрытие славы Творца, то как можно сказать, что действие нежелательное Творцу может освятить Храм. Поэтому понятны слова Ор га Хаима. Из его слов выходит, что сыновья Аарона остались более святыми чем Моше и Аарон после принесения огня, и их действие не только не является грехом, но и олицетворяло очень высокий уровень близости с Творцом. 4. И для понимания этого необходимо объяснить слова Ор га Хаима о том, что смерть сыновей Аарона была олицетворением близости. В Торе объясняется, что кроме принесения огня были совершены воскурения, то есть их служение было связано с воскурениями. И отсюда следует, что сыновья Аарона умерли из-за высокого уровня близости с Б-гом именно из-за того что принесли воскурения. Вот как нужно это объяснить: Объясняется в некоторых местах что есть принципиальное отличие между принесением жертв которые осуществляются на внешнем жертвеннике и воскурениями которые осуществляются на внутреннем жертвеннике. Суть принесения жертвоприношений состоит в поднятии ко Вс-вышнему материальных вещей, и так это реально и происходит – приносится материальное животное, а огонь спускается с небес и поедает его. То есть служение с помощью жертвоприношений это действия человека с помощью материальных вещей которые его окружают для того чтобы поднять их к Вс-вышнему. Но воскурения не олицетворяют поднятие материальных вещей. Воскурение происходит в поднятии огня и воскурений ко Вс-вышнему. В отношении служения Вс-вышнему «принесение жертв» это служение Вс-вышнему поднятием материальных вещей с помощью «одеяний души»: мысль, речь и действие. Тогда как служение воскурений олицетворяет связь человека со Вс-вышним с помощью раскрытия самой души человека. 5. В соответствии с этим понятна связь между смертью сыновей Аарона и их воскурениями. Когда они принесли воскурения они полностью раскрыли все силы своей души. Они находились на том уровне, когда нет приказаний, есть только близость к Вс-вышнему. 6. В соответствии со сказанным можно объяснить сказанное об освящении Храма. Служение сыновей Аарона было натолько высоким, что храм полностью освятился, пришел к своему совершенству. Но после того как Храм был освящен полностью, необходимо служить Б-гу в плане жертв, освящать материальные вещи.
У друзей — внос свитка Торы В дружественной нам общине р. Александра Фейгина на Поклонной горе — радость, внос свитка Торы. Такое событие — праздник для всех евреев города. Похоже, будет пафосно — участвует президент Израиля и т.п. Подробности — в блоге раввина Фейгина. Обсудить и комментироать можно СРЕДИ СВОИХ!.
Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2010-04-27 17:57:17
впервые в истории
Глава Торы “Эмор”: Молчать, я вас спрашиваю!
Зоהар Хадаш: “И ты узри…” "Зоהар-Хадаш", глава "Йитро" Физиогномика: Эссе "И ты узри" "И ты узри из всего народа", (рассматривая) шесть аспектов: волосы на голове, сидящие над ушами. Лоб и линии на лбу. Глаза и брови над глазами. Лицо и форма лица. Нос, стоящий прямо надо ртом. Тело, его рост и пропорции всех сторон – четырёх сторон и верха с низом. Так уготовлен Человек. ( Почитать эссе... )
Первый йорцайт רפאל מצקין ז”ל
Флешмоб “Пять вопросов″ |
Голодный обжора
Урок: «Знакомство с Б-гом» В рамках занятий «Знакомство с Б-гом» , по вторникам в 20:00, учим третью часть книги Тания «Игерет аТшува», рассказывающую о тшуве(ивр. раскаяние). Обсудить и комментироать можно СРЕДИ СВОИХ!.
Первый йорцайт רפאל מצקין ז»ל
Зоהар Хадаш: «И ты узри…» "Зоהар-Хадаш", глава "Йитро" Физиогномика: Эссе "И ты узри" "И ты узри из всего народа", (рассматривая) шесть аспектов: волосы на голове, сидящие над ушами. Лоб и линии на лбу. Глаза и брови над глазами. Лицо и форма лица. Нос, стоящий прямо надо ртом. Тело, его рост и пропорции всех сторон – четырёх сторон и верха с низом. Так уготовлен Человек. ( Почитать эссе... )
עס איז ניטא קיין פארפאלן
Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2010-04-27 15:27:21 Лучше позже, чем никогда Один из моих любимых сюжетов в Торе это сыновья Аарона. Перевод одной из бесед Любавичского Ребе по теме на недельную главу Шмини находится здесь. Здесь же мы постараемся сделать небольшой разбор комментаторов на недельную главу Ахарей Мот. В программе будет: 1. Собственно отрывки Торы из глав Шмини и Ахарэй Мот посвященные смерти сыновей Аарона. 2. Комментарий Кли Якара включающее подавляющее большинство мнений. 3. Беседа Любавичского Ребе Итак,
1. И взяли сыны Аароновы, Надав и Авиу, каждый свой совок, и положили в них огня, и возложили на него курений, и принесли пред Г-сподом огонь чуждый, какого Он не велел им. И вышел огонь от Г-спода, и пожрал их, и умерли они пред Г-сподом. И сказал Моше Аарону: это то, что говорил Г-сподь, когда сказал: близкими ко Мне освящусь и пред всем народом Я прославлюсь. (Вайикра 9:24, 10:1-5. Недельный раздел Шмини) Курсивом выделен текст на который стоит обратить особое внимание. И говорил Г-сподь Моше по смерти двух сыновей Аароновых, когда они приблизились к Г-споду и умерли. И сказал Г-сподь Моше: скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку, что на ковчеге, дабы он не умер, ибо в облаке являться буду Я над крышкою. (Вайикра 16:1-2. Недельный Раздел Ахарэй мот). Курсивом выделен текст, на который стоит обратить особое внимание. 2. Комментарий Кли Якар к недельному разделу Шмини: По поводу причины, из-за которой были наказаны сыновья Аарона, Мидраш приводит целый ряд причин: 1. Зашли в святилище в пьяном состоянии 2. Зашли в святилище, не омыв руки и ноги 3. Зашли в святилище не одев все одежды 4. Были бездетны 5. Были неженаты 6. Толковали закон в присутствии своего учителя Моше 7. «Ходили и ждали» говоря когда же умрут эти старики (Мойше и Аарон) и мы займем их место 8. Их смерть была наказанием Аарону, так как он участвовал в грехе золотого тельца Все эти причины, несомненно, доказываются из текста Торы, но у всех этих объяснений есть следующая проблема: Сам текст Торы говорит, что сыновья Аарона умерли из-за того, что они принесли чужой огонь. А если Тора называет эту причину, то других недостатков у них не было. Поэтому необходимо объяснить это таким образом, что все эти причины содержатся намеком в данном пасуке и принесли пред Г-сподом огонь чуждый, какого Он не велел им. Не совсем ясно, о каком чужом огне идет речь, ведь мы видим, что раньше Тора говорила о том, что сыновья Аарона приносили огонь, и он не был запрещенным и чужим. Значит сам по себе этот огонь чужим не был. Он назван чужим вследствие внешних факторов, чужой по отношению к тем, кто его приносил. 1. Тот, кто придерживается мнения, что они вошли в святилище пьяными, считал, что когда Тора говорит чужой огонь имеется в виду огонь. Несмотря на то, что заходить пьяными в святилище запрещено не было, они как «ближайшие придворные царя должны были сами понять желание царя» 2. Тот кто считает, что они были наказаны из-за того что были неженаты, считает что Тора под чужим огнем имела в виду огонь вожделения, который больше всего присущ неженатым молодым людям. 3. Тот, кто считает, что причина их наказания в том, что они не одели одну из одежд первосвященника объяснял это следующим образом. Одежда первосвященника меиль охраняет от лашон ара. Следовательно, они говорили лашон ара на Моше и Аарона: «Когда же умрут эти старики». Этой фразой они имели в виду, что Моше и Аарон занимают свои должности не из-за своего интеллектуального или духовного уровня, а только в силу преклонного возраста. И тора когда говорит чужой огонь имеет в виду лашон ара. 4. Вероятно, мнение объясняющее отсутствие у Надава и Авигу детей следует соединить с мнением, говорящим, что смерть сыновей Аарона была наказанием Аарону, за его участие в золотом тельце. Ведь Вс-вышний обычно наказывает детей и детей их детей. Но в своей милости к Аарону Он наказал именно Надава и Авигу, чтобы это не коснулось их детей. 5. Тот кто считает, что причина наказания была в том, что они были наказаны из-за того что зашли в Святилище не омыв руки и ноги понимает это следующим образом. Не омыв руки и ноги они находились в несвятом состоянии в святом месте и это тоже имеет отношение к огню. 3. Беседа Любавичского Ребе. Ахарэй Мот. 1. По поводу объяснения того что сказанное в Торе повеление Аарону: И не войдет в любое время в святилище» упомянуто непосредственно после упоминания о смерти двух сыновей Аароновых когда они приблизились к Г-споду и умерли говорят наши мудрецы что это имело целью указать, чтобы не был совершен грех, который нарушили сыновья Аарона. (Если сравнить двух пациентов которым запретили вещи которые им нравятся: вкусная еда, алкоголь, курение и т.д., при этом одному сказали, что он может умереть если не будет соблюдать предписания врача, а другому показали мертвого пациента говоря этим: Видишь вот, что случается с теми, кто не исполняет предписания врача. Несомненно, второй пациент будет гораздо трепетнее относиться к предписаниям врача.) В комментарии Ор га Хаим объяснено (в соответствии с одним из способов объяснения), что пасук в начале главы: И говорил Г-сподь Моше по смерти двух сыновей Аароновых, когда они приблизились к Г-споду и умерли это отдельное речение, и его суть уровень служения сыновей Аарона которые умерли когда они приблизились к Г-споду. То есть этот пасук говорит о праведности сыновей Аарона, и их смерть была следствием их близости со Вс-вышним. Точно так же как умирают праведники вследствии особой близости Вс-вышнего, от «поцелуя Вс-вышнего». В соответствии с этим объяснется также тот факт, что в этом отрывке не упоминается их грех «чужой огонь». Но все-таки в соответствии с этим объяснением необходимо понять, почему, же это упоминание о смерти сыновей Аарона написано в непосредственной близости с запретом входить в любое время в святилище. И приходится сказать, что упоминание о смерти сыновей Аарона является лишь предисловием к запрету входить в святилище в любое время, а не как предостережение как было сказано ранее. 2. Также необходимо понять вышеупомянутые слова Ор га Хаима: Как соответствуют его слова о том, что сыновья Аарона умерли не из-за того что были наказаны, а в силу особой близости, с простым пониманием текста Торы в недельном разделе Шмини: взяли чужой огнь, то есть имеет место грех, они сделали что-то чужое не соответствующее воле Вс-вышнего. Есть комментаторы которые говорят о том, что в соответствии с мнением говорящем, что сыновья Аарона были наказаны из-за того, что зашли пьяными в святилище, надо понимать слова какого Он не велел им не говорит о причине их смерти, а наоборот им в заслугу – они принесли жертву от себя, по велению сердца. И так же следует объяснить выражение чужой огонь (комментатор Раши рав Элияhу Мизрахи). И в соответствии с этим комментарием можно объяснить комментарий Ор га Хаима. (то что их смерть была следствием близости). То есть слова чужой огонь который Он им не велел говорят не о причине их смерти, а сказаны с целью сообщить о том, что они действовали по велению сердца. Но все же необходимо объяснить следующее противоречие. Причины смерти сыновей Аарона которые приводит мидраш сходятся в одном – смерть была наказанием за грех (а спор в мидраше заключается только в том какой именно это был грех). Тогда как Ор га Хаим говорит совершенно новую вещь , он говорит о том, что смерть сыновей Аарона вообще не была наказанием за грех, так как они не согрешили, а их смерть была следствием их близости со Вс-вышним. 3. Нужно сказать, что основа комментария Ор га Хаима также выходит из простого объяснения текста в недельном разделе Шмини. В продолжении рассказа о смерти сыновей Аарона рассказывается, что Моше сказал Аарону: : это то, что говорил Г-сподь, когда сказал: близкими ко Мне освящусь и пред всем народом Я прославлюсь. И этот отрывок объясняют наши мудрецы: (и это объяснение приведено в РАШИ) сказал Моше : Аарон, брат моя, я знал, чтоХрам освятится тем, что о Б-ге все узнают, и я считал, что это будет или я или ты, теперь я вижу, что эти двое более великие, чем я и ты. Выражение «близкими освящусь» нужно объяснить в соответствии с тем, что сказано в трактате Звахим: для того чтобы дать святость славе Вс-вышнего- показать всем что Он грозен даже в отношении тех кто боится его. И поэтому к тем, кто ближе всего к Вс-вышнему, Он очень точен с ними, наказывая даже за маленькую ошибку. И именно это скрупулезное отношение к действиям праведников, когда они судятся за каждую маленькую ошибку, и является раскрытием славы Б-га и трепета к Нему в среде еврейского народа. Но в соответствии с этим непонятно сказанное нашими мудрецами : «и освятился Храм, тем что узнают о Б-ге». Если все объясняется тем, что это было раскрытие славы Творца, то как можно сказать, что действие нежелательное Творцу может освятить Храм. Поэтому понятны слова Ор га Хаима. Из его слов выходит, что сыновья Аарона остались более святыми чем Моше и Аарон после принесения огня, и их действие не только не является грехом, но и олицетворяло очень высокий уровень близости с Творцом. 4. И для понимания этого необходимо объяснить слова Ор га Хаима о том, что смерть сыновей Аарона была олицетворением близости. В Торе объясняется, что кроме принесения огня были совершены воскурения, то есть их служение было связано с воскурениями. И отсюда следует, что сыновья Аарона умерли из-за высокого уровня близости с Б-гом именно из-за того что принесли воскурения. Вот как нужно это объяснить: Объясняется в некоторых местах что есть принципиальное отличие между принесением жертв которые осуществляются на внешнем жертвеннике и воскурениями которые осуществляются на внутреннем жертвеннике. Суть принесения жертвоприношений состоит в поднятии ко Вс-вышнему материальных вещей, и так это реально и происходит – приносится материальное животное, а огонь спускается с небес и поедает его. То есть служение с помощью жертвоприношений это действия человека с помощью материальных вещей которые его окружают для того чтобы поднять их к Вс-вышнему. Но воскурения не олицетворяют поднятие материальных вещей. Воскурение происходит в поднятии огня и воскурений ко Вс-вышнему. В отношении служения Вс-вышнему «принесение жертв» это служение Вс-вышнему поднятием материальных вещей с помощью «одеяний души»: мысль, речь и действие. Тогда как служение воскурений олицетворяет связь человека со Вс-вышним с помощью раскрытия самой души человека. 5. В соответствии с этим понятна связь между смертью сыновей Аарона и их воскурениями. Когда они принесли воскурения они полностью раскрыли все силы своей души. Они находились на том уровне, когда нет приказаний, есть только близость к Вс-вышнему. 6. В соответствии со сказанным можно объяснить сказанное об освящении Храма. Служение сыновей Аарона было натолько высоким, что храм полностью освятился, пришел к своему совершенству. Но после того как Храм был освящен полностью, необходимо служить Б-гу в плане жертв, освящать материальные вещи.
Ахарэй мот Лучше позже, чем никогда Один из моих любимых сюжетов в Торе это сыновья Аарона. Перевод одной из бесед Любавичского Ребе по теме на недельную главу Шмини находится здесь. Здесь же мы постараемся сделать небольшой разбор комментаторов на недельную главу Ахарей Мот. В программе будет: 1. Собственно отрывки Торы из глав Шмини и Ахарэй Мот посвященные смерти сыновей Аарона. 2. Комментарий Кли Якара включающее подавляющее большинство мнений. 3. Беседа Любавичского Ребе Итак,
1. И взяли сыны Аароновы, Надав и Авиу, каждый свой совок, и положили в них огня, и возложили на него курений, и принесли пред Г-сподом огонь чуждый, какого Он не велел им. И вышел огонь от Г-спода, и пожрал их, и умерли они пред Г-сподом. И сказал Моше Аарону: это то, что говорил Г-сподь, когда сказал: близкими ко Мне освящусь и пред всем народом Я прославлюсь. (Вайикра 9:24, 10:1-5. Недельный раздел Шмини) Курсивом выделен текст на который стоит обратить особое внимание. И говорил Г-сподь Моше по смерти двух сыновей Аароновых, когда они приблизились к Г-споду и умерли. И сказал Г-сподь Моше: скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку, что на ковчеге, дабы он не умер, ибо в облаке являться буду Я над крышкою. (Вайикра 16:1-2. Недельный Раздел Ахарэй мот). Курсивом выделен текст, на который стоит обратить особое внимание. 2. Комментарий Кли Якар к недельному разделу Шмини: По поводу причины, из-за которой были наказаны сыновья Аарона, Мидраш приводит целый ряд причин: 1. Зашли в святилище в пьяном состоянии 2. Зашли в святилище, не омыв руки и ноги 3. Зашли в святилище не одев все одежды 4. Были бездетны 5. Были неженаты 6. Толковали закон в присутствии своего учителя Моше 7. «Ходили и ждали» говоря когда же умрут эти старики (Мойше и Аарон) и мы займем их место 8. Их смерть была наказанием Аарону, так как он участвовал в грехе золотого тельца Все эти причины, несомненно, доказываются из текста Торы, но у всех этих объяснений есть следующая проблема: Сам текст Торы говорит, что сыновья Аарона умерли из-за того, что они принесли чужой огонь. А если Тора называет эту причину, то других недостатков у них не было. Поэтому необходимо объяснить это таким образом, что все эти причины содержатся намеком в данном пасуке и принесли пред Г-сподом огонь чуждый, какого Он не велел им. Не совсем ясно, о каком чужом огне идет речь, ведь мы видим, что раньше Тора говорила о том, что сыновья Аарона приносили огонь, и он не был запрещенным и чужим. Значит сам по себе этот огонь чужим не был. Он назван чужим вследствие внешних факторов, чужой по отношению к тем, кто его приносил. 1. Тот, кто придерживается мнения, что они вошли в святилище пьяными, считал, что когда Тора говорит чужой огонь имеется в виду огонь. Несмотря на то, что заходить пьяными в святилище запрещено не было, они как «ближайшие придворные царя должны были сами понять желание царя» 2. Тот кто считает, что они были наказаны из-за того что были неженаты, считает что Тора под чужим огнем имела в виду огонь вожделения, который больше всего присущ неженатым молодым людям. 3. Тот, кто считает, что причина их наказания в том, что они не одели одну из одежд первосвященника объяснял это следующим образом. Одежда первосвященника меиль охраняет от лашон ара. Следовательно, они говорили лашон ара на Моше и Аарона: «Когда же умрут эти старики». Этой фразой они имели в виду, что Моше и Аарон занимают свои должности не из-за своего интеллектуального или духовного уровня, а только в силу преклонного возраста. И тора когда говорит чужой огонь имеет в виду лашон ара. 4. Вероятно, мнение объясняющее отсутствие у Надава и Авигу детей следует соединить с мнением, говорящим, что смерть сыновей Аарона была наказанием Аарону, за его участие в золотом тельце. Ведь Вс-вышний обычно наказывает детей и детей их детей. Но в своей милости к Аарону Он наказал именно Надава и Авигу, чтобы это не коснулось их детей. 5. Тот кто считает, что причина наказания была в том, что они были наказаны из-за того что зашли в Святилище не омыв руки и ноги понимает это следующим образом. Не омыв руки и ноги они находились в несвятом состоянии в святом месте и это тоже имеет отношение к огню. 3. Беседа Любавичского Ребе. Ахарэй Мот. 1. По поводу объяснения того что сказанное в Торе повеление Аарону: И не войдет в любое время в святилище» упомянуто непосредственно после упоминания о смерти двух сыновей Аароновых когда они приблизились к Г-споду и умерли говорят наши мудрецы что это имело целью указать, чтобы не был совершен грех, который нарушили сыновья Аарона. (Если сравнить двух пациентов которым запретили вещи которые им нравятся: вкусная еда, алкоголь, курение и т.д., при этом одному сказали, что он может умереть если не будет соблюдать предписания врача, а другому показали мертвого пациента говоря этим: Видишь вот, что случается с теми, кто не исполняет предписания врача. Несомненно, второй пациент будет гораздо трепетнее относиться к предписаниям врача.) В комментарии Ор га Хаим объяснено (в соответствии с одним из способов объяснения), что пасук в начале главы: И говорил Г-сподь Моше по смерти двух сыновей Аароновых, когда они приблизились к Г-споду и умерли это отдельное речение, и его суть уровень служения сыновей Аарона которые умерли когда они приблизились к Г-споду. То есть этот пасук говорит о праведности сыновей Аарона, и их смерть была следствием их близости со Вс-вышним. Точно так же как умирают праведники вследствии особой близости Вс-вышнего, от «поцелуя Вс-вышнего». В соответствии с этим объяснется также тот факт, что в этом отрывке не упоминается их грех «чужой огонь». Но все-таки в соответствии с этим объяснением необходимо понять, почему, же это упоминание о смерти сыновей Аарона написано в непосредственной близости с запретом входить в любое время в святилище. И приходится сказать, что упоминание о смерти сыновей Аарона является лишь предисловием к запрету входить в святилище в любое время, а не как предостережение как было сказано ранее. 2. Также необходимо понять вышеупомянутые слова Ор га Хаима: Как соответствуют его слова о том, что сыновья Аарона умерли не из-за того что были наказаны, а в силу особой близости, с простым пониманием текста Торы в недельном разделе Шмини: взяли чужой огнь, то есть имеет место грех, они сделали что-то чужое не соответствующее воле Вс-вышнего. Есть комментаторы которые говорят о том, что в соответствии с мнением говорящем, что сыновья Аарона были наказаны из-за того, что зашли пьяными в святилище, надо понимать слова какого Он не велел им не говорит о причине их смерти, а наоборот им в заслугу – они принесли жертву от себя, по велению сердца. И так же следует объяснить выражение чужой огонь (комментатор Раши рав Элияhу Мизрахи). И в соответствии с этим комментарием можно объяснить комментарий Ор га Хаима. (то что их смерть была следствием близости). То есть слова чужой огонь который Он им не велел говорят не о причине их смерти, а сказаны с целью сообщить о том, что они действовали по велению сердца. Но все же необходимо объяснить следующее противоречие. Причины смерти сыновей Аарона которые приводит мидраш сходятся в одном – смерть была наказанием за грех (а спор в мидраше заключается только в том какой именно это был грех). Тогда как Ор га Хаим говорит совершенно новую вещь , он говорит о том, что смерть сыновей Аарона вообще не была наказанием за грех, так как они не согрешили, а их смерть была следствием их близости со Вс-вышним. 3. Нужно сказать, что основа комментария Ор га Хаима также выходит из простого объяснения текста в недельном разделе Шмини. В продолжении рассказа о смерти сыновей Аарона рассказывается, что Моше сказал Аарону: : это то, что говорил Г-сподь, когда сказал: близкими ко Мне освящусь и пред всем народом Я прославлюсь. И этот отрывок объясняют наши мудрецы: (и это объяснение приведено в РАШИ) сказал Моше : Аарон, брат моя, я знал, чтоХрам освятится тем, что о Б-ге все узнают, и я считал, что это будет или я или ты, теперь я вижу, что эти двое более великие, чем я и ты. Выражение «близкими освящусь» нужно объяснить в соответствии с тем, что сказано в трактате Звахим: для того чтобы дать святость славе Вс-вышнего- показать всем что Он грозен даже в отношении тех кто боится его. И поэтому к тем, кто ближе всего к Вс-вышнему, Он очень точен с ними, наказывая даже за маленькую ошибку. И именно это скрупулезное отношение к действиям праведников, когда они судятся за каждую маленькую ошибку, и является раскрытием славы Б-га и трепета к Нему в среде еврейского народа. Но в соответствии с этим непонятно сказанное нашими мудрецами : «и освятился Храм, тем что узнают о Б-ге». Если все объясняется тем, что это было раскрытие славы Творца, то как можно сказать, что действие нежелательное Творцу может освятить Храм. Поэтому понятны слова Ор га Хаима. Из его слов выходит, что сыновья Аарона остались более святыми чем Моше и Аарон после принесения огня, и их действие не только не является грехом, но и олицетворяло очень высокий уровень близости с Творцом. 4. И для понимания этого необходимо объяснить слова Ор га Хаима о том, что смерть сыновей Аарона была олицетворением близости. В Торе объясняется, что кроме принесения огня были совершены воскурения, то есть их служение было связано с воскурениями. И отсюда следует, что сыновья Аарона умерли из-за высокого уровня близости с Б-гом именно из-за того что принесли воскурения. Вот как нужно это объяснить: Объясняется в некоторых местах что есть принципиальное отличие между принесением жертв которые осуществляются на внешнем жертвеннике и воскурениями которые осуществляются на внутреннем жертвеннике. Суть принесения жертвоприношений состоит в поднятии ко Вс-вышнему материальных вещей, и так это реально и происходит – приносится материальное животное, а огонь спускается с небес и поедает его. То есть служение с помощью жертвоприношений это действия человека с помощью материальных вещей которые его окружают для того чтобы поднять их к Вс-вышнему. Но воскурения не олицетворяют поднятие материальных вещей. Воскурение происходит в поднятии огня и воскурений ко Вс-вышнему. В отношении служения Вс-вышнему «принесение жертв» это служение Вс-вышнему поднятием материальных вещей с помощью «одеяний души»: мысль, речь и действие. Тогда как служение воскурений олицетворяет связь человека со Вс-вышним с помощью раскрытия самой души человека. 5. В соответствии с этим понятна связь между смертью сыновей Аарона и их воскурениями. Когда они принесли воскурения они полностью раскрыли все силы своей души. Они находились на том уровне, когда нет приказаний, есть только близость к Вс-вышнему. 6. В соответствии со сказанным можно объяснить сказанное об освящении Храма. Служение сыновей Аарона было натолько высоким, что храм полностью освятился, пришел к своему совершенству. Но после того как Храм был освящен полностью, необходимо служить Б-гу в плане жертв, освящать материальные вещи.
У друзей — внос свитка Торы В дружественной нам общине р. Александра Фейгина на Поклонной горе — радость, внос свитка Торы. Такое событие — праздник для всех евреев города. Похоже, будет пафосно — участвует президент Израиля и т.п. Подробности — в блоге раввина Фейгина. Обсудить и комментироать можно СРЕДИ СВОИХ!.
Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2010-04-27 17:57:17
впервые в истории
Глава Торы “Эмор”: Молчать, я вас спрашиваю!
Зоהар Хадаш: “И ты узри…” "Зоהар-Хадаш", глава "Йитро" Физиогномика: Эссе "И ты узри" "И ты узри из всего народа", (рассматривая) шесть аспектов: волосы на голове, сидящие над ушами. Лоб и линии на лбу. Глаза и брови над глазами. Лицо и форма лица. Нос, стоящий прямо надо ртом. Тело, его рост и пропорции всех сторон – четырёх сторон и верха с низом. Так уготовлен Человек. ( Почитать эссе... )
Первый йорцайт רפאל מצקין ז”ל
Флешмоб “Пять вопросов″ |
В избранное | ||