MP3:''Азазель'' Ахарей 5770 р. Н. Аристер
MP3:”Азазель” Ахарей 5770 р. Н. Аристер
Урок: «Шабес по серьезному»
Обсудить и комментироать можно СРЕДИ СВОИХ!.
Мыть руки — оказывается, заповедь! Канун Шабос главы «Ахарей мойс-Кдойшим» Недавно, с Б-жьей помощью, я отметил свой сороковой день рождения. Одним из особенных подарков, которые я получил к своему юбилею, был большой конверт, заполненный маленькими листками. Этот конверт вручили мне студенты учебной программы «Южно-Украинский еврейский университет». На листочках они записали обязательства по исполнению заповедей, которые они дополнительно приняли на себя в честь моего дня рождения. Я возьму с собой этот конверт в мою ближайшую поездку в Нью-Йорк, на оѓель Любавичского Ребе и попрошу у Ребе особого благословения на удачу, здоровье и жизненные успехи для каждого студента. Некоторые студенты написали, что они принимают на себя исполнение заповеди омывать руки каждое утро, как только проснутся, еще возле постели. Этим ребятам я посвящаю свою сегодняшнюю статью, с выражением чувства признательности и уважения… Еврейский закон гласит, что каждое утро, пробудившись ото сна, еврей должен совершить нетилас йодаим — омовение кистей рук чистой водой из специального сосуда по особым правилам. Это — вовсе не гигиеническая процедура, что отражено даже в ее названии: слово нетилас означает не «омывание» рук, как можно было бы предположить, но «вознесение»! В течение дня мы много раз совершаем нетилас йодаим: перед каждой молитвой, перед тем, как едим хлеб, после того, как вздремнули днем на полчасика, после того, как постриглись или остригли ногти, если дотронулись до обуви и, конечно, после посещения туалета. И даже еврей, который выходит из душа, должен совершить нетилас йодаим. Кроме того, мы омываем руки, возвращаясь, не дай Б-г, с похорон или покидая кладбище… А еще левиты помогают омывать руки коѓенам перед тем, как коѓены поднимаются, чтобы благословить народ. Существует только одно различие между всеми вышеупомянутыми случаями: утром и перед тем, как есть хлеб, мы произносим благословение на нетилас йодаим, а во всех остальных случаях омываем руки без благословения. Мы с вами хорошо усвоили, что в Торе упоминается 613 заповедей. Но, кроме того, есть еще семь заповедей, которые установили еврейские мудрецы. Нетилас йодаим относится именно к этим заповедям. Талмуд (трактат «Эйрувин», 21б) рассказывает: «Когда Шломо установил эйрув хацеройс (способ переносить что-либо в Субботу из одного частного владения в другое или из частного владения в общественное) и нетилас йодаим — заповеди, дополняющие то, что написано в Торе, — раздался голос с Небес: «Сын Мой — мудрый сердцем, возрадуется и Мое сердце». Итак, эту заповедь установил еще царь Шломо почти три тысячи лет тому назад, и Сам Всевышний одобрил это его установление. Несмотря на то, что заповедь нетилас йодаим не записана в Торе, а является установлением мудрецов, многие поколения евреев строго следили за ее соблюдением. Талмуд рассказывает о том, что когда римляне заключили рабби Акиву в тюрьму, ему прислуживал рабби Йеѓошуа ѓаГарси, который каждый день приносил своему учителю необходимые воду и еду. Однажды при входе в тюрьму его остановил стражник и сказал: «Количество воды, которое ты приносишь, гораздо больше, чем нужно заключенному для питья. Может, ты хочешь, чтобы эту воду использовали для того, чтобы совершить подкоп под стены тюрьмы?!» И он вылил половину воды на землю. Когда рабби Йеѓошуа вошел в камеру, рабби Акива спросил его: «Йеѓошуа, разве ты не знаешь, что я стар, и моя жизнь зависит от тебя? Почему ты принес мне так мало воды?!» Рабби Йеѓошуа рассказал ему все, что произошло между ним и стражником. Тогда рабби Акива попросил: «Дай мне воды для нетилас йодаим». Ученик спросил: «Рабби, этой воды едва хватит для питья, а вы хотите использовать ее для омовения рук?!» Рабби Акива ответил: «Я готов подвергнуть опасности свою жизнь и умереть, но не нарушить установление мудрецов, предписывающее совершать нетилас йодаим перед тем, как есть хлеб!» И он не ел ничего до тех пор, пока ему не принесли достаточно воды для омовения рук… Основанием для заповеди нетилас йодаим еврейские мудрецы считают слова из нашей сегодняшней недельной главы «Кдойшим»: «Освящайте себя и будьте святы, ибо Я — Г-сподь, Б-г ваш» (Ваикро, 20: 7). Талмуд в трактате «Брохойс» говорит: «Освящайте себя» — это маим ришойним (нетилас йодаим перед едой), «и будьте святы» — это маим ахаройним (омовение рук после еды)». Что же стоит за всем этим постоянным мытьем рук? Почему рабби Акива был готов ради нетилас йодаим даже подвергнуть свою жизнь опасности? Рассказывают про одного раввина, который как-то сказал: «Руки человека имеют особое отличие от всех других частей человеческого тела. Руки — это единственная часть тела, которую человек может опустить даже ниже ног и поднять выше головы». Во многих языках, в том числе в иврите и в русском, эта особенность рук зафиксирована в устойчивых выражениях с переносным смыслом (в русском языке их более 200). Например: «давать волю рукам», «прибирать к рукам», «разводить руками», «держать себя в руках», «мастер на все руки», «попасть под горячую руку», «положа руку на сердце» и так далее. Конечно же, это имеет свой особенный смысл в еврейской традиции и морали. Рукой можно приблизить, руки пожимают при приветствии, руками можно обнять друга и оттолкнуть врага, ударить или, не дай Б-г, совершить нечто еще более ужасное. Рукою можно щедро одарить, дать цдоку, а можно и, не дай Б-г, отобрать, украсть, ограбить. Когда человек совершает своими руками добрые дела, будь то заповеди, касающиеся взаимоотношений с другими людьми, или заповеди между человеком и Всевышним, он «поднимает» руки, возвышает и освящает их. Когда он совершает нежелательные действия, то он «опускает» свои руки низко-низко. В этом заключается и одна из причин того, что при исполнении заповеди эгла аруфа (в переводе с иврита — «обезглавленная телица»; связанная с ней заповедь исполнялась в случае нахождения за пределами города трупа человека, убийца которого неизвестен) старейшины омывают руки и говорят: «Наши руки не пролили этой крови!» (мудрецы поясняют: «Так же, как чисты наши руки, так и мы не осквернены этим преступлением»). Точно так же и коѓен, который благословляет народ, возносит руки, и когда он совершает благословение, его руки должны быть чисты и святы. В иудаизме ничего не делается просто так. Евреи верят в то, что «сердца тянутся за делами». Как, например, при исполнении заповеди мезузы недостаточно посмотреть на мезузу, чтобы вспомнить о Всевышнем, принято целовать мезузу. Или кубок пророка Элияѓу, который в каждом еврейском доме наливают на Пасхальном Седере, не довольствуясь одними молитвами и надеждами на то, что Элияѓу придет и возвестит о грядущем Избавлении. То же происходит с освящением рук. Это не абстрактная идея, это заповедь, реализующаяся в подлинном действии — омовении рук. У сефардских евреев принято целовать руку раввину. Это делают по той причине, что его рука свята, а если она свята, то может принадлежать только действительно святому человеку. Как сказано о пророках: «И руками слуг Твоих, пророков, записано [сказанное Всевышним]». То есть, руки их настолько святы, как будто ими на самом деле писал Сам Всевышний. Предыдущий Любавичский Ребе рабби Йосеф-Ицхок Шнеерсон объясняет, что как только человек встает утром, на него «набрасываются» повседневные заботы: как преуспеть в бизнесе, что будет, как будет и так далее. Нетилас йодаим дает человеку возможность на несколько минут остановиться и вспомнить, что Всевышний, Который дал ему жизнь, позаботился и о средствах к его существованию. И подобно этому нетилас йодаим перед молитвой или едой заставляет человека перейти из мира повседневности в мир святости и напоминает о том, что он собирается совершить святое дело. …Я хочу пожелать всем тем, кто принял на себя исполнение заповеди нетилас йодаим по утрам, и всем, кто начнет исполнять ее после прочтения этой статьи, чтобы они никогда не забывали: так же, как Б-г каждое утро возвращает нам жизнь, так каждый день Он даст нам достаточно пропитания, крепкое здоровье и успехи во всем. Загрузить газету целиком в формате PDF вы можете здесь (1,4 МБ).
Недельная глава «Кедошим»
Недельная глава «Ахарей″
подробности – позднее
задолбался
Восстание Бар Кохбы. Генерал Йегошафат Гаркави против Раби Акивы.
Немного предыстории: «Как мы уже знаем, не кто иной, как Иуда Маккавей, способствовал вмешательству Рима в жизнь Иудеи, обратившись за помощью к Сенату в 161 году до новой эры. Династия Маккавеев просуществовала около столетия, после чего власть была узурпирована перешедшей в иудаизм династией с юга Эдумеи. Самым известным правителем, вышедшим из этого клана, был Ирод Великий (Хордос). Его потомки стали, по существу, вассалами Рима». Т.е. сами евреи, не сумев установить власть единого пути развития для народа и Земли, решили обратиться за помощью к Сенату. Результат получили очень скоро. Власть в Эрец Исраэль, которая была ранее связана и с Землей и с Храмом, переходит в руки того, у кого есть только религия (потомки эдумеев), но нет связи с Землей. (Землю Вс-ний отдал только потомкам Авраама, Ицхака и Якова). Но если ты отдал способ управления Землей римлянам, а себе оставил только способ управления людьми (религию), то неизбежно в способ управления, задуманный Творцом вносятся «корректировки». И этот процесс не избежен, т.к. спсособ управления Землей и народом, у Вс-го един. Тогда тут же на поверхность всплывает конфликт мотиваций. И мы получаем следующее развитие событий:
Римские власти закрывали глаза на погромы, и тогда евреи поднялись на восстание. Евреи Кипра, Киренаики, Египта оказывали вооруженное сопротивление местному населению. Некоторые города оказались под их управлением. Волнения происходили и на территории Эрец Исраэль. Дион Кассий так сформулировал свои впечатления: "Можно сказать: содрогнулся весь мир". Когда Траян увидел, что волнения выходят за рамки обычных беспорядков, он принял самые энергичные меры по их пресечению. Пехота, конница и флот Рима с большим трудом подавили восстания. Ужасными были последствия поражения. Все еврейское население Кипра было уничтожено. В других областях грабежи и казни мирного населения стали обычным делом. Вынужденный бросить огромные воинские силы на подавление восстания, Рим отказался от идеи завоевания Парфии».
Т.е. смотрите: Римская Империя то уже была и территория Эрец Исраэль находилась под их мандатом. Тогда от чего отказался Рим? От своего способа управления людьми. Что отстояли вассалы? Ценой многочисленных жертв, они отстояли свою религию. Т.е. они отстояли своё привычное управление народом. Далее события развиваются следующим образом: « В 117 году власть в Риме перешла к новому императору - Адриану. Принято считать, что в первые годы своего правления он пытался восстановить мир на Востоке, стараясь учитывать национальные особенности покоренных народов и не вмешиваться во внутренние дела восточных провинций. В угоду покоренным народам Рим восстанавливал их разрушенные города и храмы, строил новые дороги. Среди евреев стали распространяться слухи о том, что император собирается заново отстроить Иерусалим и его главную святыню - Храм. Историки допускают вероятность такого развития событий. Но в отношениях между императором и евреями постоянно возникали недоразумения. Так, евреи полагали, что возрожденная столица станет, как и в былые времена, традиционным еврейским городом. Засияет красотой и величием Третий Храм, в котором они смогут служить Всевышнему. Адриан думал иначе: под восстановлением Иерусалима он понимал создание нового римского города, в котором будут жить и евреи, и язычники. Так римляне поступали и в других провинциях. Предполагалось, что в новом храме и евреи, и язычники будут молиться своим богам. Храм будет носить имя Зевса Олимпийского или Юпитера Капитолийского, а город будет называться в честь императора - Элия Капитолина (полное имя императора было Публий Элий Адриан). Адриан много путешествовал и весной 130 г. посетил Иерусалим. Город имел важное стратегическое значение. Он мог служить опорным пунктом против парфян, в стране которых поселились многие евреи. Жители разрушенной столицы встретили Адриана радушно. Они все еще надеялись, что император вернет им Храм, восстановления которого евреи всего мира ждали вот уже 60 лет. Видимо, именно во время приезда Адриана выяснилось, о каком городе мечтает император».
Знакомая история и известный конфликт. Если Земля управляется одним способом, а народ – другим, то обязательно нужна третья сила, которая соединит место и человека. У Рима не получилось установить свой способ управления человеком на подвластных ему землях, тогда он придумывает очень «остроумный» ход. Соединить подвластные ему земли и цель, которой должны служить эти земли. При этом, учитывая прошлый опыт ошибок, Рим предложил оставить метод управления самим народам, но разрозненные цели существования этих земель, замотивировать под одну единственную, свою цель. Для мудрецов и для большей части народа складывалась ситуация, о которой еврейская традиция говорит "умри, но не преступи". Как только император покинул пределы восточных провинций, евреи взялись за оружие. Так начинается восстание Бар Кохбы.
Теперь рассмотрим отношение к этому событию двух очень разных людей. Израильского генерала и Раби Акивы. Вот что пишет в своей статье р. И. Телушкин: «Обычно смелые действия, которыми люди восхищаются, называют отважными, а те, которые они не одобряют, — безрассудными. В 1980 г. израильский генерал Йегошафат Гаркави потряс всех своим утверждением, что один из великих еврейских героев Шимон Бар-Кохба, предводитель восстания против Рима, относится к категории безрассудных, а не отважных. Гаркави в прошлом глава израильской военной разведки, утверждал, что Бар-Кохба поднял восстание, которое было бессмысленно и, более того, — обречено на провал. Если римляне действительно пытались искоренить иудаизм, евреи восстали бы вне зависимости от перспектив успеха восстания. Но Гаркави обратил внимание на редко упоминаемую деталь, которая свидетельствует, что римляне не усиливали борьбы против иудаизма, — Галилея не приняла участие в восстании Бар-Кохбы, и после его подавления евреям Галилеи по-прежнему разрешалось исповедовать свою религию. После разгрома римлянами Иудеи, где произошло восстание, Галилея стала новым центром еврейской жизни. Менее чем век спустя там была создана Мишна. Таким образом, существованию иудаизма, похоже, во времена Бар-Кохбы ничего не угрожало. Восстание, скорее, было вызвано желанием евреев избавиться от римского владычества». Т.е. израильский генерал утверждает, что сама идея избавления от римского владычества при том, что самому иудаизму ничего явно не угрожает, является бессмысленной и обреченной на провал.
Но видно Раби Акива считал совсем по другому. «Восстание поддержал почти весь народ, а центральное место принадлежало раби Акиве и его бейт-мидрашу. Талмуд говорит, что из школы раби Акивы в армию Бар-Кохбы ушло 400 тысяч добровольцев. Раби Акива поддержал восстание, он призвал всех молодых евреев присоединяться к отрядам Бар-Кохбы. Более того, он объявил восстание «заповедной, а потому обязательной войной, на которую должны выйти даже жених и невеста из-под хупы, даже коэны и левиты». Несмотря на это, он толковал фразу из Торы по ее прямому смыслу: «Мягкосердечный человек – это тот, кто не может выстоять на войне, кто не может противостоять обнаженному мечу (то есть готовому к действию оружию), а потому пусть такой человек остается в доме: ведь пользы от него на войне все равно не будет». От всей души желая помочь евреям сбросить иго Рима, раби Акива ездил не только по всем общинам Эрец Исраэль, но побывал даже у евреев Франции и Африки. Он убеждал давать пожертвования и призывал молодежь к участию в восстании».
Так в чем разница между Раби Акивой и генералом? Генерал говорит: если есть привычное управление народом, то не важно кем и как управляется земля. Напомню, что это как раз позиция Эдумеев. Поэтому генерал полагает, что выступать против принципа управления Землей, бессмысленно и ведет к трагическим последствием. Раби же Акива считал, что в тот момент, римское желание Соединить подвластные ему земли и цель, которой должны служить эти земли вступают в конфликт с Целью Творения Земли. Т.е. в этот момент соединились Место и Цель Творения Человека. Начинается борьба целей. И это время для появления Машиаха. Против этой позиции Раби Акивы не выступает ни один Мудрец. Но в чем же тогда обусловлен провал восстания и против чего выступают Мудрецы? 1. В Бейтаре заседал Сангедрин. Бейтар был разрушен из-за тележной оси. И поднялся Адриан. «Существовал обычай: родится сын, сажали кедровое дерево, когда родится дочь, сажали акацию; когда дети эти вырастали и вступали в брак, срубали деревья и изготовляли из них шесты для венчального балдахина. Однажды через Бетар проезжала дочь императора, и сломалась ось в ее колеснице. слуги срубили первый попавшийся кедр и сделали новую ось. Напали на них иудеи и побили их. Донесли римляне императору: "Иудеи взбунтовались". Что здесь произошло? Установили ОБЫЧАЙ. Римляне нарушили обычай и евреи взбунтовались. Т.е. опять евреи взбунтовались против своего привычного управления. И опять это привело к потокам крови, и опять трагедия произошла 9 Ава. Опять ошиблись в том, где правда, а где ложь. Где обычай, а где Закон. Отказал Разум. Бейтар был разрушен из-за тележной оси. Связка между движущимися должна проходить и через Землю, а не только через привычку. Эта двойная связка не разрушается при появлении чужеродного элемента. 2. Из-за греха Бар Кохбы. А) плохое отношение к собственному дяде как причина падения Бейтара. Приведем рассказ из агадического свода Х. Н. Бялика и И. Равницкого в переводе С.Фруга: Что здесь произошло? Бар Кохба ошибся в том, что Хорошо, а что Зло. Почему это произошло? Можно предположить, из-за системы координат Бар Кохбы. Бар Кохба считал, что настоящее проявление доблести и истиное стремление к цели, это явная демонстрация готовности пожертвовать своим телом. (Мудрецы заменили членовредительство, установленное Бар Кохбой выдергиванием дерева). 3. Бар Кохба – сын лжи. Он слушал Мудрецов. Но слушать Мудрецов еще не значит иметь истинное Желание. Именно эти три причины, по мнению Мудрецов, и привели к подавлению восстания. Но все возражения Мудрецов относятся к отношению и восприятию самих евреев, а не к ситуации. Против утверждения Раби Акивы о том, что это ситуация «умри, но не приступи», никто из Мудрецов не возражает. Поэтому попытка Рима замотивировать всех на одну Цель, при этом оставив религию для народов, это ситуация заповеданной войны, но никак не приемлемая ситуация для евреев. Однако, Мудрецы утверждали, что побудительные мотивы самих евреев не соответствуют времени появления Машиаха. И на это они привели три примера: 1. Ошибка Разума. Обычай управлять народом без Земли не подходит для управления народа И земли. 2. Ошибка Сердца. Сила духа подталкивающая к жертве тела не приводит к победе, а усиливает чувство зависимости от тела. Возможности же тела, усиливают чувство зависимости от Вс-го. 3. Ошибка Желания. Поэтому, чтобы появился Машиах, для него должно быть подготовлено Место. Желание и стремление соединить управление народом и Землей. Это работа Разума. А так же Искать возможности Земли (тела) и выстраивать правильную систему координат, т.е. готовить сердце. Именно за раздельность управления народа и Земли, и борется Рим. Именно за соединение управления народа и Земли выступает раби Акива. Именно это явное и открытое единое управление является Целью Творения Земли и Человека.
Поп, мулла и раввин
Талмид хахам и смерть Талмид хахам видит как стремительно подходит к концу время, отведенное ему в этом мире, он чувствует, что бежит на встречу своей собственной смерти. Осознавая, что он не вечен, изучающий Тору готовит себе «запасы в дорогу», чтобы удостоиться жизни в Будущем мире. Комментарий Рабейну Йоны на трактат Брахот.
Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2010-04-22 18:03:24
День Независимости Израиля – 5770 или 20.04.2010 – Храмовая Гора.
Глава Торы “Кдошим”: И снова про любовь
Шабат шалом!
Для тех, кто еще не знает, как себя вести в синагоге: читать здесь. Уточняющие вопросы приветствуются! Начало шабеса на этой неделе: 20:50, исход — в: 21:57. Расписание (летний график): Утренняя молитва — суббота, 10:00 Молитва Минха — 20:00 Обсудить и комментироать можно СРЕДИ СВОИХ!. |
MP3:”Азазель” Ахарей 5770 р. Н. Аристер
Урок: «Шабес по серьезному»
Обсудить и комментироать можно СРЕДИ СВОИХ!.
Мыть руки — оказывается, заповедь! Канун Шабос главы «Ахарей мойс-Кдойшим» Недавно, с Б-жьей помощью, я отметил свой сороковой день рождения. Одним из особенных подарков, которые я получил к своему юбилею, был большой конверт, заполненный маленькими листками. Этот конверт вручили мне студенты учебной программы «Южно-Украинский еврейский университет». На листочках они записали обязательства по исполнению заповедей, которые они дополнительно приняли на себя в честь моего дня рождения. Я возьму с собой этот конверт в мою ближайшую поездку в Нью-Йорк, на оѓель Любавичского Ребе и попрошу у Ребе особого благословения на удачу, здоровье и жизненные успехи для каждого студента. Некоторые студенты написали, что они принимают на себя исполнение заповеди омывать руки каждое утро, как только проснутся, еще возле постели. Этим ребятам я посвящаю свою сегодняшнюю статью, с выражением чувства признательности и уважения… Еврейский закон гласит, что каждое утро, пробудившись ото сна, еврей должен совершить нетилас йодаим — омовение кистей рук чистой водой из специального сосуда по особым правилам. Это — вовсе не гигиеническая процедура, что отражено даже в ее названии: слово нетилас означает не «омывание» рук, как можно было бы предположить, но «вознесение»! В течение дня мы много раз совершаем нетилас йодаим: перед каждой молитвой, перед тем, как едим хлеб, после того, как вздремнули днем на полчасика, после того, как постриглись или остригли ногти, если дотронулись до обуви и, конечно, после посещения туалета. И даже еврей, который выходит из душа, должен совершить нетилас йодаим. Кроме того, мы омываем руки, возвращаясь, не дай Б-г, с похорон или покидая кладбище… А еще левиты помогают омывать руки коѓенам перед тем, как коѓены поднимаются, чтобы благословить народ. Существует только одно различие между всеми вышеупомянутыми случаями: утром и перед тем, как есть хлеб, мы произносим благословение на нетилас йодаим, а во всех остальных случаях омываем руки без благословения. Мы с вами хорошо усвоили, что в Торе упоминается 613 заповедей. Но, кроме того, есть еще семь заповедей, которые установили еврейские мудрецы. Нетилас йодаим относится именно к этим заповедям. Талмуд (трактат «Эйрувин», 21б) рассказывает: «Когда Шломо установил эйрув хацеройс (способ переносить что-либо в Субботу из одного частного владения в другое или из частного владения в общественное) и нетилас йодаим — заповеди, дополняющие то, что написано в Торе, — раздался голос с Небес: «Сын Мой — мудрый сердцем, возрадуется и Мое сердце». Итак, эту заповедь установил еще царь Шломо почти три тысячи лет тому назад, и Сам Всевышний одобрил это его установление. Несмотря на то, что заповедь нетилас йодаим не записана в Торе, а является установлением мудрецов, многие поколения евреев строго следили за ее соблюдением. Талмуд рассказывает о том, что когда римляне заключили рабби Акиву в тюрьму, ему прислуживал рабби Йеѓошуа ѓаГарси, который каждый день приносил своему учителю необходимые воду и еду. Однажды при входе в тюрьму его остановил стражник и сказал: «Количество воды, которое ты приносишь, гораздо больше, чем нужно заключенному для питья. Может, ты хочешь, чтобы эту воду использовали для того, чтобы совершить подкоп под стены тюрьмы?!» И он вылил половину воды на землю. Когда рабби Йеѓошуа вошел в камеру, рабби Акива спросил его: «Йеѓошуа, разве ты не знаешь, что я стар, и моя жизнь зависит от тебя? Почему ты принес мне так мало воды?!» Рабби Йеѓошуа рассказал ему все, что произошло между ним и стражником. Тогда рабби Акива попросил: «Дай мне воды для нетилас йодаим». Ученик спросил: «Рабби, этой воды едва хватит для питья, а вы хотите использовать ее для омовения рук?!» Рабби Акива ответил: «Я готов подвергнуть опасности свою жизнь и умереть, но не нарушить установление мудрецов, предписывающее совершать нетилас йодаим перед тем, как есть хлеб!» И он не ел ничего до тех пор, пока ему не принесли достаточно воды для омовения рук… Основанием для заповеди нетилас йодаим еврейские мудрецы считают слова из нашей сегодняшней недельной главы «Кдойшим»: «Освящайте себя и будьте святы, ибо Я — Г-сподь, Б-г ваш» (Ваикро, 20: 7). Талмуд в трактате «Брохойс» говорит: «Освящайте себя» — это маим ришойним (нетилас йодаим перед едой), «и будьте святы» — это маим ахаройним (омовение рук после еды)». Что же стоит за всем этим постоянным мытьем рук? Почему рабби Акива был готов ради нетилас йодаим даже подвергнуть свою жизнь опасности? Рассказывают про одного раввина, который как-то сказал: «Руки человека имеют особое отличие от всех других частей человеческого тела. Руки — это единственная часть тела, которую человек может опустить даже ниже ног и поднять выше головы». Во многих языках, в том числе в иврите и в русском, эта особенность рук зафиксирована в устойчивых выражениях с переносным смыслом (в русском языке их более 200). Например: «давать волю рукам», «прибирать к рукам», «разводить руками», «держать себя в руках», «мастер на все руки», «попасть под горячую руку», «положа руку на сердце» и так далее. Конечно же, это имеет свой особенный смысл в еврейской традиции и морали. Рукой можно приблизить, руки пожимают при приветствии, руками можно обнять друга и оттолкнуть врага, ударить или, не дай Б-г, совершить нечто еще более ужасное. Рукою можно щедро одарить, дать цдоку, а можно и, не дай Б-г, отобрать, украсть, ограбить. Когда человек совершает своими руками добрые дела, будь то заповеди, касающиеся взаимоотношений с другими людьми, или заповеди между человеком и Всевышним, он «поднимает» руки, возвышает и освящает их. Когда он совершает нежелательные действия, то он «опускает» свои руки низко-низко. В этом заключается и одна из причин того, что при исполнении заповеди эгла аруфа (в переводе с иврита — «обезглавленная телица»; связанная с ней заповедь исполнялась в случае нахождения за пределами города трупа человека, убийца которого неизвестен) старейшины омывают руки и говорят: «Наши руки не пролили этой крови!» (мудрецы поясняют: «Так же, как чисты наши руки, так и мы не осквернены этим преступлением»). Точно так же и коѓен, который благословляет народ, возносит руки, и когда он совершает благословение, его руки должны быть чисты и святы. В иудаизме ничего не делается просто так. Евреи верят в то, что «сердца тянутся за делами». Как, например, при исполнении заповеди мезузы недостаточно посмотреть на мезузу, чтобы вспомнить о Всевышнем, принято целовать мезузу. Или кубок пророка Элияѓу, который в каждом еврейском доме наливают на Пасхальном Седере, не довольствуясь одними молитвами и надеждами на то, что Элияѓу придет и возвестит о грядущем Избавлении. То же происходит с освящением рук. Это не абстрактная идея, это заповедь, реализующаяся в подлинном действии — омовении рук. У сефардских евреев принято целовать руку раввину. Это делают по той причине, что его рука свята, а если она свята, то может принадлежать только действительно святому человеку. Как сказано о пророках: «И руками слуг Твоих, пророков, записано [сказанное Всевышним]». То есть, руки их настолько святы, как будто ими на самом деле писал Сам Всевышний. Предыдущий Любавичский Ребе рабби Йосеф-Ицхок Шнеерсон объясняет, что как только человек встает утром, на него «набрасываются» повседневные заботы: как преуспеть в бизнесе, что будет, как будет и так далее. Нетилас йодаим дает человеку возможность на несколько минут остановиться и вспомнить, что Всевышний, Который дал ему жизнь, позаботился и о средствах к его существованию. И подобно этому нетилас йодаим перед молитвой или едой заставляет человека перейти из мира повседневности в мир святости и напоминает о том, что он собирается совершить святое дело. …Я хочу пожелать всем тем, кто принял на себя исполнение заповеди нетилас йодаим по утрам, и всем, кто начнет исполнять ее после прочтения этой статьи, чтобы они никогда не забывали: так же, как Б-г каждое утро возвращает нам жизнь, так каждый день Он даст нам достаточно пропитания, крепкое здоровье и успехи во всем. Загрузить газету целиком в формате PDF вы можете здесь (1,4 МБ).
Недельная глава «Кедошим»
Недельная глава «Ахарей″
подробности – позднее
задолбался
Восстание Бар Кохбы. Генерал Йегошафат Гаркави против Раби Акивы.
Немного предыстории: «Как мы уже знаем, не кто иной, как Иуда Маккавей, способствовал вмешательству Рима в жизнь Иудеи, обратившись за помощью к Сенату в 161 году до новой эры. Династия Маккавеев просуществовала около столетия, после чего власть была узурпирована перешедшей в иудаизм династией с юга Эдумеи. Самым известным правителем, вышедшим из этого клана, был Ирод Великий (Хордос). Его потомки стали, по существу, вассалами Рима». Т.е. сами евреи, не сумев установить власть единого пути развития для народа и Земли, решили обратиться за помощью к Сенату. Результат получили очень скоро. Власть в Эрец Исраэль, которая была ранее связана и с Землей и с Храмом, переходит в руки того, у кого есть только религия (потомки эдумеев), но нет связи с Землей. (Землю Вс-ний отдал только потомкам Авраама, Ицхака и Якова). Но если ты отдал способ управления Землей римлянам, а себе оставил только способ управления людьми (религию), то неизбежно в способ управления, задуманный Творцом вносятся «корректировки». И этот процесс не избежен, т.к. спсособ управления Землей и народом, у Вс-го един. Тогда тут же на поверхность всплывает конфликт мотиваций. И мы получаем следующее развитие событий:
Римские власти закрывали глаза на погромы, и тогда евреи поднялись на восстание. Евреи Кипра, Киренаики, Египта оказывали вооруженное сопротивление местному населению. Некоторые города оказались под их управлением. Волнения происходили и на территории Эрец Исраэль. Дион Кассий так сформулировал свои впечатления: "Можно сказать: содрогнулся весь мир". Когда Траян увидел, что волнения выходят за рамки обычных беспорядков, он принял самые энергичные меры по их пресечению. Пехота, конница и флот Рима с большим трудом подавили восстания. Ужасными были последствия поражения. Все еврейское население Кипра было уничтожено. В других областях грабежи и казни мирного населения стали обычным делом. Вынужденный бросить огромные воинские силы на подавление восстания, Рим отказался от идеи завоевания Парфии».
Т.е. смотрите: Римская Империя то уже была и территория Эрец Исраэль находилась под их мандатом. Тогда от чего отказался Рим? От своего способа управления людьми. Что отстояли вассалы? Ценой многочисленных жертв, они отстояли свою религию. Т.е. они отстояли своё привычное управление народом. Далее события развиваются следующим образом: « В 117 году власть в Риме перешла к новому императору - Адриану. Принято считать, что в первые годы своего правления он пытался восстановить мир на Востоке, стараясь учитывать национальные особенности покоренных народов и не вмешиваться во внутренние дела восточных провинций. В угоду покоренным народам Рим восстанавливал их разрушенные города и храмы, строил новые дороги. Среди евреев стали распространяться слухи о том, что император собирается заново отстроить Иерусалим и его главную святыню - Храм. Историки допускают вероятность такого развития событий. Но в отношениях между императором и евреями постоянно возникали недоразумения. Так, евреи полагали, что возрожденная столица станет, как и в былые времена, традиционным еврейским городом. Засияет красотой и величием Третий Храм, в котором они смогут служить Всевышнему. Адриан думал иначе: под восстановлением Иерусалима он понимал создание нового римского города, в котором будут жить и евреи, и язычники. Так римляне поступали и в других провинциях. Предполагалось, что в новом храме и евреи, и язычники будут молиться своим богам. Храм будет носить имя Зевса Олимпийского или Юпитера Капитолийского, а город будет называться в честь императора - Элия Капитолина (полное имя императора было Публий Элий Адриан). Адриан много путешествовал и весной 130 г. посетил Иерусалим. Город имел важное стратегическое значение. Он мог служить опорным пунктом против парфян, в стране которых поселились многие евреи. Жители разрушенной столицы встретили Адриана радушно. Они все еще надеялись, что император вернет им Храм, восстановления которого евреи всего мира ждали вот уже 60 лет. Видимо, именно во время приезда Адриана выяснилось, о каком городе мечтает император».
Знакомая история и известный конфликт. Если Земля управляется одним способом, а народ – другим, то обязательно нужна третья сила, которая соединит место и человека. У Рима не получилось установить свой способ управления человеком на подвластных ему землях, тогда он придумывает очень «остроумный» ход. Соединить подвластные ему земли и цель, которой должны служить эти земли. При этом, учитывая прошлый опыт ошибок, Рим предложил оставить метод управления самим народам, но разрозненные цели существования этих земель, замотивировать под одну единственную, свою цель. Для мудрецов и для большей части народа складывалась ситуация, о которой еврейская традиция говорит "умри, но не преступи". Как только император покинул пределы восточных провинций, евреи взялись за оружие. Так начинается восстание Бар Кохбы.
Теперь рассмотрим отношение к этому событию двух очень разных людей. Израильского генерала и Раби Акивы. Вот что пишет в своей статье р. И. Телушкин: «Обычно смелые действия, которыми люди восхищаются, называют отважными, а те, которые они не одобряют, — безрассудными. В 1980 г. израильский генерал Йегошафат Гаркави потряс всех своим утверждением, что один из великих еврейских героев Шимон Бар-Кохба, предводитель восстания против Рима, относится к категории безрассудных, а не отважных. Гаркави в прошлом глава израильской военной разведки, утверждал, что Бар-Кохба поднял восстание, которое было бессмысленно и, более того, — обречено на провал. Если римляне действительно пытались искоренить иудаизм, евреи восстали бы вне зависимости от перспектив успеха восстания. Но Гаркави обратил внимание на редко упоминаемую деталь, которая свидетельствует, что римляне не усиливали борьбы против иудаизма, — Галилея не приняла участие в восстании Бар-Кохбы, и после его подавления евреям Галилеи по-прежнему разрешалось исповедовать свою религию. После разгрома римлянами Иудеи, где произошло восстание, Галилея стала новым центром еврейской жизни. Менее чем век спустя там была создана Мишна. Таким образом, существованию иудаизма, похоже, во времена Бар-Кохбы ничего не угрожало. Восстание, скорее, было вызвано желанием евреев избавиться от римского владычества». Т.е. израильский генерал утверждает, что сама идея избавления от римского владычества при том, что самому иудаизму ничего явно не угрожает, является бессмысленной и обреченной на провал.
Но видно Раби Акива считал совсем по другому. «Восстание поддержал почти весь народ, а центральное место принадлежало раби Акиве и его бейт-мидрашу. Талмуд говорит, что из школы раби Акивы в армию Бар-Кохбы ушло 400 тысяч добровольцев. Раби Акива поддержал восстание, он призвал всех молодых евреев присоединяться к отрядам Бар-Кохбы. Более того, он объявил восстание «заповедной, а потому обязательной войной, на которую должны выйти даже жених и невеста из-под хупы, даже коэны и левиты». Несмотря на это, он толковал фразу из Торы по ее прямому смыслу: «Мягкосердечный человек – это тот, кто не может выстоять на войне, кто не может противостоять обнаженному мечу (то есть готовому к действию оружию), а потому пусть такой человек остается в доме: ведь пользы от него на войне все равно не будет». От всей души желая помочь евреям сбросить иго Рима, раби Акива ездил не только по всем общинам Эрец Исраэль, но побывал даже у евреев Франции и Африки. Он убеждал давать пожертвования и призывал молодежь к участию в восстании».
Так в чем разница между Раби Акивой и генералом? Генерал говорит: если есть привычное управление народом, то не важно кем и как управляется земля. Напомню, что это как раз позиция Эдумеев. Поэтому генерал полагает, что выступать против принципа управления Землей, бессмысленно и ведет к трагическим последствием. Раби же Акива считал, что в тот момент, римское желание Соединить подвластные ему земли и цель, которой должны служить эти земли вступают в конфликт с Целью Творения Земли. Т.е. в этот момент соединились Место и Цель Творения Человека. Начинается борьба целей. И это время для появления Машиаха. Против этой позиции Раби Акивы не выступает ни один Мудрец. Но в чем же тогда обусловлен провал восстания и против чего выступают Мудрецы? 1. В Бейтаре заседал Сангедрин. Бейтар был разрушен из-за тележной оси. И поднялся Адриан. «Существовал обычай: родится сын, сажали кедровое дерево, когда родится дочь, сажали акацию; когда дети эти вырастали и вступали в брак, срубали деревья и изготовляли из них шесты для венчального балдахина. Однажды через Бетар проезжала дочь императора, и сломалась ось в ее колеснице. слуги срубили первый попавшийся кедр и сделали новую ось. Напали на них иудеи и побили их. Донесли римляне императору: "Иудеи взбунтовались". Что здесь произошло? Установили ОБЫЧАЙ. Римляне нарушили обычай и евреи взбунтовались. Т.е. опять евреи взбунтовались против своего привычного управления. И опять это привело к потокам крови, и опять трагедия произошла 9 Ава. Опять ошиблись в том, где правда, а где ложь. Где обычай, а где Закон. Отказал Разум. Бейтар был разрушен из-за тележной оси. Связка между движущимися должна проходить и через Землю, а не только через привычку. Эта двойная связка не разрушается при появлении чужеродного элемента. 2. Из-за греха Бар Кохбы. А) плохое отношение к собственному дяде как причина падения Бейтара. Приведем рассказ из агадического свода Х. Н. Бялика и И. Равницкого в переводе С.Фруга: Что здесь произошло? Бар Кохба ошибся в том, что Хорошо, а что Зло. Почему это произошло? Можно предположить, из-за системы координат Бар Кохбы. Бар Кохба считал, что настоящее проявление доблести и истиное стремление к цели, это явная демонстрация готовности пожертвовать своим телом. (Мудрецы заменили членовредительство, установленное Бар Кохбой выдергиванием дерева). 3. Бар Кохба – сын лжи. Он слушал Мудрецов. Но слушать Мудрецов еще не значит иметь истинное Желание. Именно эти три причины, по мнению Мудрецов, и привели к подавлению восстания. Но все возражения Мудрецов относятся к отношению и восприятию самих евреев, а не к ситуации. Против утверждения Раби Акивы о том, что это ситуация «умри, но не приступи», никто из Мудрецов не возражает. Поэтому попытка Рима замотивировать всех на одну Цель, при этом оставив религию для народов, это ситуация заповеданной войны, но никак не приемлемая ситуация для евреев. Однако, Мудрецы утверждали, что побудительные мотивы самих евреев не соответствуют времени появления Машиаха. И на это они привели три примера: 1. Ошибка Разума. Обычай управлять народом без Земли не подходит для управления народа И земли. 2. Ошибка Сердца. Сила духа подталкивающая к жертве тела не приводит к победе, а усиливает чувство зависимости от тела. Возможности же тела, усиливают чувство зависимости от Вс-го. 3. Ошибка Желания. Поэтому, чтобы появился Машиах, для него должно быть подготовлено Место. Желание и стремление соединить управление народом и Землей. Это работа Разума. А так же Искать возможности Земли (тела) и выстраивать правильную систему координат, т.е. готовить сердце. Именно за раздельность управления народа и Земли, и борется Рим. Именно за соединение управления народа и Земли выступает раби Акива. Именно это явное и открытое единое управление является Целью Творения Земли и Человека.
Поп, мулла и раввин
Талмид хахам и смерть Талмид хахам видит как стремительно подходит к концу время, отведенное ему в этом мире, он чувствует, что бежит на встречу своей собственной смерти. Осознавая, что он не вечен, изучающий Тору готовит себе «запасы в дорогу», чтобы удостоиться жизни в Будущем мире. Комментарий Рабейну Йоны на трактат Брахот.
Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2010-04-22 18:03:24
День Независимости Израиля – 5770 или 20.04.2010 – Храмовая Гора.
Глава Торы “Кдошим”: И снова про любовь
Шабат шалом!
Для тех, кто еще не знает, как себя вести в синагоге: читать здесь. Уточняющие вопросы приветствуются! Начало шабеса на этой неделе: 20:50, исход — в: 21:57. Расписание (летний график): Утренняя молитва — суббота, 10:00 Молитва Минха — 20:00 Обсудить и комментироать можно СРЕДИ СВОИХ!. |
В избранное | ||