Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хасидус по-русски

  Все выпуски  

Молитвы по будням


Молитвы по будням
2010-04-13 19:36

Начинать день с молитвы и чашки кофе среди своих — не только правильно, но и очень приятно. Кто пробовал, знает, как это «заряжает» весь день и дает совершенно другой настрой. Я уж не говорю о том, как Б-гу приятно наше продирание глаз с утра пораньше. А Он в долгу не остается!

Особенное удовольствие - на подходе к общине встретить другого еврея, спешащего на молитву!

По моим данным, в нашей общине есть уже более 20 человек, для которых «миньян» — понятное слово. Понятно, что оно означает и понятно, что это — нужно. Это — критическая масса, при которой отсутствие миньяна должно становиться исключением, а не правилом. И, если до сих пор у нас могло быть оправдание, теперь в полной силе актуален закон, прописанный в Шулхан арухе: «Еврею запрещено жить в месте, где нет миньяна».

Начинаем с Рош ходеша (начала месяца) ияра — завтра (среда, 14 апреля 2010). Начало в 8 утра.

Регулярное отсутствие миньяна по утрам буду рассматривать, как импичмент раввину общины.

Будничная молитва будет занимать, прибл., 30 минут, по понедельникам и четвергам (дни чтения Торы) — 40-45, в рош ходеш — 50-60. План: кофе-молитва-завтрак. Опоздавшие жарят яичницу на всех.

ЛУЧШЕ ОПОЗДАТЬ, ЧЕМ НЕ ПРИЙТИ.
ЛУЧШЕ ПРИЙТИ НА 15 МИНУТ, ЧЕМ НЕ ПРИЙТИ.


Недельная глава «Тазриа»
2010-04-13 19:36
«Человек, у которого появится на коже тела его…»
В нашей главе говорится о «цараат», особом заболевании кожи, связанном с ритуальной нечистотой. Тот, у кого она появилась, называется «мецора», прокаженный. Размышляя о приходе Мошиаха, мудрецы Гемары называют его «прокаженный из дома рабби». Почему такой странный титул появился у человека, который должен принести в мир Избавление, сделать так, чтобы появился Третий Храм, собрать изгнанников Израиля, рассеянных по всему свету? Вся деятельность Мошиаха связана со спасением других людей - и вдруг мы узнаем, что он сам страдает от болезни...

Алтер Ребе пишет, что в своих истоках «цараат» связана с очень высоким светом, который Всевышний посылает в наш мир. Чтобы принять этот свет, нужны новые сосуды, особо тонкие и прочные. Если в душе еврея их нет, то свет возвращается обратно, оставляя отпечаток, похожий на язву проказы. Это своего рода метка, память о свете, для которого не был приготовлен сосуд.

«Все мы блуждали, как овцы...»
Говоря о «мецора», больном проказой, Тора употребляет слово «адам», что указывает на высшую ступень духовного совершенства. Об этом говорят и симптомы болезни. «Цараат» затрагивает только кожу, потому что внутри порядок исправления и очищения уже завершен. В исправлении нуждаются только самые внешние стороны нашего бытия.

Но ведь к Мошиаху и это неприменимо! Человек, который сядет на трон Давида, повелителя нашего, должен быть совершенен во всех отношениях, включая телесное здоровье. Ответ знает пророк Ешайя, который так описывает нашего Избавителя: «И он изранен преступлениями нашими, сокрушен грехами нашими, за благополучие наше наказан он, и ранами его исцеляемся мы...»

Мошиах здоровее всех людей на земле. Но его судьба связана с галутом, который длится так долго, чтобы исправить и очистить весь еврейский народ. На завершающем этапе, который мудрецы называют «пяткой Мошиаха», он берет работу по исправлению на себя, а это связано со страданиями и риском: «Все мы блуждали, как овцы, каждый повернул на дорогу свою, и Всевышний возложил на него грех всех нас...»

То, что у евреев внутри, в душе, уже давно чисто и свято. К Мошиаху приходит «цараат», так как он занимается исправлением самых внешних одежд еврейского народа. Когда этот этап закончится, наступит полное раскрытие Всевышнего в нашем материальном мире. Об этом говорит пророк: «И больше не будет скрываться учитель твой...»

Modest clothing for haredy
2010-04-13 19:36

Знакомство с Б-гом «Среди своих»
2010-04-13 19:36
d0bad0bdd0b8d0b3d0b82

В рамках занятий "Знакомство с Б-гом" возобновляем уроки по вторникам в 20:00, учим третью часть книги Тания ,"Игерет аТшува", рассказывающую о тшуве (ивр. раскаяние).
Буд рад Вас видеть!

Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2010-04-13 03:57:52
2010-04-13 19:36
уважаемые,
может быть есть в интернете инструкции по тому как высчитываются зманим?
Как высчитывать по Рамбаму есть вот тут http://www.youngisrael-stl.org/articlereader.php?artname=Zmanim.html
может быть есть что-то подобное для других традиций?

заранее спасибо.

גאנצע ליצנות אין ליובאוויטש קומט פון דעם אז מ’טרינקט פראסטע 2010-04-12 21:17:30
2010-04-13 19:36

КПЗ ликбез
Из последнего номера "Восхождения"

Итак, вот авторы книги о се мейной чистоте: Михаэль Кориц [info]michaelko, раввин и работник хайтека, и его супруга Сима [info]sima_korets, филолог и хозяйка большой семьи. Мы продолжаем разговор об их книге “Живая вода”.

 
– Вы, наверно, услышали немало откликов?

Сима: Причем самых разных. Некоторые читатели считали, что мы уж чересчур все устрожили. На самом деле цель была другая: внести ясность в понимание вопроса. В некоторых общинах люди из благочестия “прибавляют” обычаи, которые не являютсяобязательными. Например, носить особое платье, когда наступает временное отдаление между супругами.

Михаэль: Когда у женщины не установился постоянный месячный цикл, Галаха призывает соблюдать “она бейнонит”, временное отдаление супругов друг от друга. Далеко не все знают это правило. Но это никакое не устрожение, а пробел в знаниях, который необходимо восполнить.
 
 
Собственно об этом я и спрашивал.

возобновились занятия
2010-04-13 19:36
После весенних каникул мы снова начинаем учебу. Занятия теперь по летнему времени. Начинаем в 18.00 и до минхи в 19.30. Это с понедельника по четверг. Учим "Бирхос Ганегенин" и "Танью Шаар Гаихуд". Кроме этого по вторникам в 20.15 (сразу после майрива) учим паршу с комментариями ребе (Ликутей Сихес). Это со мной, а вообще есть еще занятия.
Альбом: 2010-02-10

новый способ убить время
2010-04-13 19:36
играюсь с Recolored




получаются вот такие картинки. знать бы еще, какого цвета кто там был

Свист пращи
2010-04-13 19:36
Мне рассказали об одном человеке. В относительно юном возрасте он попал на Святую Землю, учился в ешиве, взял в жены религиозную девушку. И тут он остыл. Душа его наполнилась сомнениями, для которых он, отпрыск интеллигентов, без труда находил подходящие аргументы. Критикуя путь Торы, этот человек решил выйти на простор интернета, где пишут откровенно и обо всем. можно выражаться прямо и порой грубовато. Но там, к удивлению своему, он обнаружил много еврейских сайтов, обитатели которых совсем не стеснялись заявить “я верю”. А к тем, кто был совсем “анти”, его не тянуло. В общем, он застрял.

Исчезла вера. Не совсем ушла, но куда-то скрылась. И ты, стоя рядом, не знаешь, как помочь. Но тут что-то засветило вдалеке. Я прочел маамар нашего Ребе, где объяснялось, почему безбожие накатывает вдруг. (Двар малхут, 26 Нисана 5770, с.10) Это связано с кабалистическим понятием “чашка пращи”, (“каф а-кела”). Иногда душа, покинув наш мир, избегает огня Гееном, но райских чертогов, по какой-то причине, она не заслужила. Допустим, в земной жизни у этого человека не было времени учить Тору.

И вот праща Б-жественной воли швыряет его в виртуальный мир, где он листает страницы святых книг, пока та же сила не вернет еврейскую душу в Ган Эден, и уже навсегда.

В этом мире, так пишет Ребе, тоже возможна ситуация, когда душу “швыряют”. Ты жил по Торе, ты интересовался вещами святыми и возвышенными, и вдруг тебя бросает в мир плотских увлечений – может, и дозволенных, но низких. Ты просто счастлив, что купил дорогущий телевизор “плазма” по льготной цене, но где-то на задворках сознания стучит вопрос: “Да как же я оказался здесь? Почему стучу ладонями по креслу, когда Аршавин дал подкат в левый угол?..”

Ребе объясняет, почему. Не грешил этот еврей, не мешал мясное с молочным, не путал родную курицу с чужой свиньею. Но у многих людей, заново открывших свое еврейство, хранятся на складах памяти многочисленные образы “хэзу де-гай алма”, “картин-соблазнов” из того, для него уже чужого мира. Подчиняясь воле Творца, они оживают, окружают душу и толкают ее вниз, в мир соблазнов. Но для чего?..

Вот ответ. Иногда у еврея, незаметно для него самого, наступает “тимтум а-моах” – разум каменеет и перестает воспринимать новое влияние, идущее Сверху. Тогда раздается свист пращи – душу швыряют в мир соблазнов. Спотыкаясь и падая, она стремится вверх, но и там не удержаться. Это напоминает тряску сита: пока душа мучается, вожделения стираются, и наступает очищение. Еврей стоит на новой ступени, которую он выстрадал в муках сердца…
Подведем баланс:

- Картины-соблазны, что лежат на дальних полках памяти, могут оказаться миной замедленного действия. Это лишний повод проверить, какие образы проходят перед глазами наших детей, что они впускают в душу.

- Из омута вожделений нужно выбираться. Есть рецепт простой и трудный: “идти по книге”, то есть по Торе. Исполнять ее приказы, следовать предостережениям.

- И еще одна хабадская формула: “ло леитпаэль”, не допускать всплеска чувств по поводу внешней стороны нашего мира. “Как сыграл Аршавин?” Да вы о чем?..

- “Ложка пращи”, что швыряет вашу душу из мира святости в мир вожделений, это серьезное испытание. Но мудрецы говорят, что Всевышний посылает только то испытание, которое еврей может выдержать.
Вот общий итог: да, мы изрядно помучились. Но разум наш раскрылся, и еврей увидел потерянный свет.

Farbreng CD
2010-04-13 19:36

http://jewishmusicreport.com/?p=5189

Т’амим чтения Торы и hафтары.
2010-04-13 19:36
Как-то был пост в сообществе с вопросом есть ли где-то в сети обучение чтению Торы.
Наткнулся на такой сайт. Т'амим чтения Торы и hафтары.

http://bible.ort.org/books/cant4.asp?action=cantdisplay&scroll=1

В верхней части страницы в списке таамим выбираете, нажав на мышь,  группу т'амим (различаются цветом).
В нижней части страницы высветится нотный стан с выбранной группой т'амим.
Наведя на желаемый таам, услышите как он звучит.

Глава Торы “Тазрийа”: Вас тут не стояло!
2010-04-13 19:36
Оно, конечно, верно, что человек - венец творения, пуп Земли и тому подобное, но главное отличие его от животных - выгодно, вроде бы, отличающее - может запросто выйти ему боком. И на вселенском пьедестале почета пуп Земли Аркадий Рабинович может обнаружить распоследнюю букашку ступенькой выше себя… (Лекция р-на Эли Когана; записана 04.03.2008, отредактирована 04.23.2009) Кликните на стрелку, [...]

Страшно возгордился
2010-04-13 19:36
Здесь Максим Руссо приводит примеры употребления в разных языках мира слов со значением "страшно" или "больно" в значении "очень".
Есть пример и из Танаха:
Диврей ѓа-ямим 2 26:16
Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его до нестерпимости, и он проявил вероломство пред Господом, Б-гом своим, и вошел в храм Г-сподень, чтобы воскурить на алтаре воскурения.
"До нестерпимости" - в оригинале עד להשחית, то есть "до убивать".
В синодальном переводе "на погибель его", вслед за Септуагинтой - tou katafqeirai - и Вульгатой - in interitum suum.

Картинго «Раббай Китнер готовится к Песаху»
2010-04-13 19:36



ЗЫ: Первоначальная идея была назвать "Раббай Китнер печет мацу", но консенсус решил что это слишком грубо и прямолинейно. :)

ЗЫЫ: Исключительно чтобы не послужить причиной возникновения нездоровых сенсаций - это я печенку кошерую. Говяжью.

Тикун а-Брит – предварительный анонс
2010-04-13 19:36
Прошу прощения за рекламу, но, надеюсь, уважаемым участникам это будет интересно. Эли Тальберг закончил работу над своей книгой "Тикун а-Брит, или взгляд Торы на сексуальное развитие мужчины", и разрешил давать на нее ссылки. Лично мне книга очень понравилась - настолько, что первым местом, где она была опубликована с разрешения Эли, стал мой сайт. Прошу любить и жаловать:
http://algart.net/ru/tikun_ha_brit/
Разрешается давать ссылку друзьям и знакомым и даже распечатывать :)

В ближайшее время планируется открыть отдельный сайт под эту книгу. Прототип пока лежит здесь:
http://algart.net/talberg/
Как только будет зарегистрирован домен и материалы будут опубликованы на новом месте, эта ссылка начнет пересылать туда.

P.S. Разбил книгу на отдельные главы. Кажется, так должно быть удобнее. Впрочем, версия в виде единого файла сохранена, например, для печати: на нее есть ссылка в конце оглавления.

Новый урок в общине
2010-04-13 21:35
В связи с ежедневной утреней молитвой в миньяне, начинаем постоянный урок по hалахе после окончания шахарита.
А учить Тору в компании 10 евреев не менее важно чем общественная молитва!
Рекомендации раввина на тему!
Буду рад Вас видеть!

Подход к человеку трех сыновей Ноаха. Афоризм.
2010-04-14 01:36
http://meirbruk.livejournal.com/244366.html

«Душа, отношения, базисные понятия», урок №6
2010-04-14 12:35
 


Сегодня в 20-30 в общине — занятие №6 курса «Душа, отношения, базисные понятия» на тему «Отношения с Б-гом – как подавать запросы, чтобы получать ответ? ».
К программе курса...

Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2010-04-14 03:04:04
2010-04-14 12:35
Was the Holocaust a Punishment from G‑d?
http://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/404608/jewish/Was-the-Holocaust-a-Punishment.htm

На иврите:
http://www.he.chabad.org/library/article_cdo/aid/1177737

Недельная глава «Мецора»
2010-04-14 16:35
В нашей недельной главе говорится о законах ниды. Кровотечение, которое бывает у женщины, не было изначально заложено в природу людей. В Гемаре сказано, что это одно из проклятий, которое пришло за грех дерева познания добра и зла. Этот грех является корнем всех остальных человеческих проступков.

Мир так устроен, что наслаждение, которое получают от запретного плода, превращается потом в наказание. Первый человек позволил злу войти в себя и перестал соответствовать Ган Эден, который весь - добро. Поэтому он был изгнан оттуда. Но тело еврея не может долго мириться с присутствием зла, поэтому снова и снова изгоняет его вместе с кровью ниды.

Сказать громко!
Почему наши проступки влекут столь тяжелые последствия, которые могут длиться многие столетия, вплоть до прихода Мошиаха?

Еврей по своей природе и целям жизни постоянно находится в «решут а-ехид», личных владениях Всевышнего. Поэтому самый небольшой проступок имеет огромный резонанс и может серьезно помешать близости, которая существует между Всевышним и Его народом.

Есть связь между грехом дерева познания и грехом золотого тельца.
Зло, которое было допущено, наложило запрет на близость к Творцу. Наши мудрецы сравнивают Всевышнего с мужем, а еврейский народ - с женою. Грех похож на состояние ниды - в это время существует запрет на близость между супругами.

Есть разные виды духовной нечистоты и разные пути очищения от них. В некоторых случаях необходимо участие других людей. Например, коэн объявляет «мецора», прокаженному, прошла или не прошла его болезнь, а на того, кто коснулся мертвого тела, другой еврей должен побрызгать «мей хатат», водой, где размешан пепел красной коровы. Но женщина, которая была нида, сама говорит мужу, что нида прошла и очищение закончилось. Ей доверяют, зная, как любит она мужа и как боится огорчить его.

Точно так же каждый еврей чувствует, когда закончилось время его отдаления и громко заявляет о своем желании очиститься и приблизиться ко Всевышнему.

Если воспользоваться языком ктубы, то Всевышний, подобно «хорошим еврейским мужьям», должен обеспечить свою жену едой и одеждой. Но главное, ради чего еврейская душа, согласна терпеть многие трудности, это близость к Нему. В Зоаре сказано: «евреи и Всевышний составляют одно целое...»

бирхос негенин
2010-04-14 16:35
Учим бирхос негенин.

Скажите, уважаемые сообщники. Вот брох на еду есть шесть разных. Гамойци - на хлеб, ну это понятно - "хлеб - всему голова". Мезойнес тоже понятно - насыщающая пища без которой очень тяжело. Гагофен тоже ясно - выделить вино, как важный напиток.

А вот с гоадомо, гоэйц и шегакол - непонимаю: с одной стороны - что такого особенного в овощах и фруктах, что им выделили отдельные брохи? Почему их не объединили с шегакол?
И наоборот - другим важным видам пищи (рыбе-мясу, например, и молочным продуктам) не установили отдельных брох? (Не нужно только устраивать конкурс на лучший нусах брохи для колбасы, например). Если у вас есть ответы по существу, буду рад услышать. Хотелось бы с ссылками и цитатами.
И еще, я не обладаю обширной библиотекой и книг по галахе в частности. Поэтому потрудитесь хотя бы своими словами, может быть в кратце изложить суть. У меня все.

А нет, еще не все
В качестве факультатива. Вот тут список "что на что благословлять". Выловлена она в сети. Если есть несколько свободных минут, пробегитесь глазами, может заметите неточности. Спасибо. Теперь все.
עֲנָבִים - העץ
עַרָק - שהכל
פֶארְפְל - מזונות
פּוּדִינְג – ראה ג'לי
פּוֹלִים - האדמה
פּוֹמֶלוֹ, פּוֹמֶלִּית - העץ
פּוֹפְּקוֹרְן - שהכל ויש פוסקים שמברך האדמה
פֶּטֶל – תות סנה - העץ
פֶּטְרוֹזִילְיָה - האדמה
פּיג'ויָה - העץ
פִּיטַנְגַה - העץ
פִּיטְרִיּוֹת - שהכל
פִּיסְטוּק חַלַבִּי - העץ
פִּיצָה - מזונות ויש סוגים המוציא
פִּלְפֵּל חָרִיף – כבוש – האדמה, אחרת – שהכל, יבש לא מברך
פִּלְפֵּל מתוק ירוק - האדמה
פִּנְיוֹנֶס - העץ
פַּסְטָה – לסוגיה - מזונות
פַּפַּאיָה – חי/יבש - האדמה
פֶּקַאן –(אגוז) - העץ
פְּרִיכִיּוֹת אוֹרֶז - שהכל י''א האדמה וי''א מזונות
פְּרִיקְסָה – (בצק ממולא) - מזונות
פַּשְׁטִידָה – ראה לטקס
פְּתִיתֵי וּפִּצְפּוּצֵי אוֹרֶז – אורז תפוח - שהכל י''א האדמה וי''א מזונות
פְּתִיתִים מִקֶּמַח - מזונות
צַבָּר - העץ
צִימּוּקִים - העץ
צִ'יפְּס - האדמה
צְלַף - האדמה
צְנוֹבָּר - העץ
צְנוֹן, צְנוֹנִית - האדמה
קוּבֶּה – מסולת/בורגול או גריסים, או מ-5 מיני דגן – מזונות, מאורז - שהכל
פת מאורז מזונות לקובה אין צורת קוֹגֶל, מ5- מיני דגן מזונות
קְוַקֶר משיבולת שועל מזונות
קֹלְרַבִּי - האדמה
קוֹנְיַאק - שהכל
קוֹסְקוֹס - מזונות
קוֹקוּס – (אגוז הודו) - העץ
חלב קוקוס – ראה חלב
קוֹרֶנְפְלוֹר –דייסה - שהכל
קוֹרֶנְפְלֶקְס(מתירס) - שהכל
קִיוִי - העץ
קִישּׁוּאִים מבושלים - האדמה
קִישְׁקֶע מְמֻלָּאָה – מקמח חיטה - מזונות
קְלִיפּוֹת פְּרִי הָדָר – מצופות שוקולד או סוכר – שהכל, על קליפות אתרוג – ראה אתרוג קְלֶמֶנְטִינָה - העץ
קְנֵידְלַך – גם מקמח מצה - מזונות
קַסָּטָה - שהכל
קַצֶּפֶת – לסוגיה - שהכל
קְרֶם – בלי עוגה - שהכל
קְרֶמְבּוֹ אם אוכל יחד עם הביסקויט – שהכל, ואם אוכלם בנפרד - מזונות ושהכל
קָרַמְבּוּלָה - העץ
קְרֵקֶרִים-(מציות) - מזונות
קַשְּׁיוֹ - העץ
רִימּוֹן - העץ
רָחַת חַלְקוּם -ראה חלקום שׁוּם - האדמה
שׂוּמְשׂוּם - האדמה גם המדובקים בדבש/סוכר
שׁוּמָר - האדמה
שׁוֹקוֹלַד - שהכל
שְׁזִיף - העץ
שְׁטרוּדֶל - מזונות
שִׁיפּוֹן – ראה שבולת שועל
שְׁנִיצֶל - שהכל גם בציפוי עבה של פירורי לחם
שֶׁסֶק - העץ
שְׁעוֹנִית -(צלף) - העץ
שְׁעוּעִית - האדמה
שְׁקֵדִים רְגִילִים - העץ
שְׁקֵדֵי מָרָק - מזונות
תְּאֵנָה –גם מיובשת - העץ
תּוּת עֵץ - העץ
תּוּת שָׂדֶה - האדמה
תּוּת סְנֶה – (פטל) - העץ
תִּירָס - האדמה
תְּמָרִים - העץ
תַּפּוּז - העץ
תַּפּוּחַ עֵץ - העץ
תַּפּוּחַ אֲדָמָה מבושל - האדמה
תַּפּוּצִ'יפְּס-חטיף - האדמה
תֶּרֶד - האדמה
תּרוּפוּת לְסוֹגֵיהֶן – בלי טעם – גם ששותה עם מים -לא מברך, עם טעם טוב –שהכל, אבל כששותה תרופה עם מים לצמאון, אפילו אין טעם בתרופה - שהכל
תֻּרמוּס - האדמה

חָלָב - שהכל
חָלָב אֶגוֹז קוֹקוּס – אם שותה לבדו – שהכל, כשאוכל מהאגוז ושותה החלב, מברך רק - העץ
חַלָה מְתוּקָה מאד - מזונות (ובלי קביעות)
חַלְוָה - שהכל
חַלְקוּם מתירס וסוכר - שהכל
מעמילן חיטה - מזונות
חֲמָנִיוֹת – ראה גרעינים
חַסָה - האדמה
חָצִיל - האדמה
חַרְדָּל - שהכל
חָרוּב - העץ
חַרְשׁוּף - האדמה
טַבּוּרִי - העץ
טוֹנָה - שהכל
טוֹסְט - ראה צנימים
טוֹפָּז - העץ
טוֹפִי - סוכריה שהכל
טְחִינָה - שהכל
טֶמְפֶּל - העץ
יַיִן המהול במים , ברוב יין ובטעם יין - הגפן
יֵין שָׂרָף – (קוניאק) - שהכל
יֵין תַּפּוּחִים - שהכל
כָּבֵד - שהכל
כֻּסֶמֶת – דייסה או תבשיל - ראה שיבולת שועל
כְּמֵהִין - שהכל
כֻּסְבָּרָה - האדמה
כּעָכִים - מזונות
כֻּפְתָאוֹת - ראה קניידלך
כְּרוּב- חי או מבושל - האדמה
כְּרוּבִית - האדמה
כַּרְפַּס - סלרי - האדמה
לְבִיבוֹת-ספגניות - מזונות
לֶדֶר - שהכל
לוֹבְּיָ'ה - האדמה
לֶחֶם - המוציא
לַטְקֶס - קציצות מקמח חיטה לטעם (נותן טעם) – מזונות, לדבק או לייצב – שהכל, מעוף וביצים - שהכל
לִימוֹן חָמוּץ - אם נהנה - שהכל. אחרת לא מברך
לִימוֹן מָתוֹק - העץ
לִימוֹנָדָה - שהכל
לִיצִי - העץ
לֶפֶת - האדמה
מוֹצְרֵי חָלָב - שהכל
מֵי שִׁימוּרֵי פֵּירוֹת – אם אוכל גם מהפירות נפטרים בברכת הפירות. אם שותה המים לבדם ואפילו שניכר טעם הפירות במים - שהכל
מַיִם – לצמאון – שהכל, להעביר חנק לא מברך
מִיץ ענבים - הגפן
מֶלוֹן - האדמה
מְלָפְפוֹן - גם חמוץ האדמה
מַמְתָּקִים – מקמח חיטה לטעם כגון:להיט, קליק וכו' – מזונות, מקמח חיטה שניתן לדבק או לייצב כגון: ''נוגט זהב'' וכו' – שהכל, מפירות או ירקות שניכרת צורתם כגון: ממתק בוטנים, שקדים, וכו', מברך - העץ או, האדמה בהתאם.
מַנְאוֹלָה - העץ
מַנְגּוֹ - העץ
מַנְדָּרִינָה - העץ
מַסְטִיק – ראה גומי לעיסה
מַצִיוֹת - מזונות
מְקַדַּמְיָה – (אגוז) - העץ
מָקָרוֹנִים - מזונות
מָרָק נָמֵס אינסטנס - שהכל
מָרָק פִּטְרִיוֹת - שהכל
מִשְׁמֵשׁ-יבש או חי - העץ
מַרְשְׁמֶלוֹ - שהכל
נֶבֶט חִיטָה – מבושל – מזונות, לא מבושל - שהכל
נְבָטִים – הגדלים במים - שהכל
נַקְטְרִינָה - העץ
נַקְנִיק - שהכל
סַבְּרֶס - העץ
סוּבִּין - שהכל
סוֹיָה – פולים ניכרים – האדמה, לא ניכרים כבשר צמחי וכו' - שהכל
סוּכָּר - שהכל
סוּכָּרְיוֹת - שהכל
סֹלֶת מְבוֹשֶּׁלֶת – סמיכה - מזונות
סָלָטִים: ירקות – האדמה, פירות – העץ, טונה או ביצה - שהכל
סֶלֶק מבושל - האדמה
סֶלֶרִי - האדמה
סמְבּוּסַק - מזונות
סְפַּגֶטִי - מזונות
סֻפְגָּנִיוֹת – ראה לביבות
עַגְבָנִיה – האדמה
עֲדָשִׁים - האדמה
עוּגוֹת לְסוּגֵיהֶם – מ5- מיני דגן שניתן לטעם - מזונות
אם הדגן נועד להחזיק או לדבק העוגה - שהכל
עֳלָשִׁים - האדמה
 
אֲבוֹקָדוֹ - העץ
אֲבַטִּיחַ - האדמה
אֱגוֹזִים (גן-עדן, ברזילי,קוקוס, פיקן, ליטשי, קשיו) - העץ
אַגָּס - העץ
אוֹרֶז – לבן או חום - מזונות
אִטְרִיוֹת –לסוגיהן - מזונות
אֻכְמָנִיּוֹת - העץ
אִלְסַר - העץ
אַנּוֹנָה - העץ
אֲנָנָס - האדמה
אַסְפָּרָגוֹס - האדמה
אֲפוּנָה - האדמה
אֲפַרְסְמוֹן - העץ
אֲפַרְסֵק - העץ
אֲפַרְשָזִיף - העץ
אַרְטִישׁוֹק - האדמה
אַרְלַנְדוֹ - העץ
אֶשְכּוּלִית - העץ
אֶתְרוֹג - העץ
בּוֹטְנִים - האדמה
בּוֹטְנִים אֲמֶרִיקָאִים - מזונות
בּוּרֶקַס - מזונות
בֵּיגָלֶ'ה - מזונות
בִּיסְלִי – בכל הטעמים מקמח חיטה - מזונות
בִּיסְקְוִיט - מזונות
בֵּיצָה - שהכל
בִּירָה לסוגיה - שהכל
בְּלִינְצֶ'ס - מזונות
בַּמְבָּה - שהכל
בַּמְיָה - האדמה
בָּנָנָה - האדמה
בָּנָנָה צִ'יפְּס - האדמה
בָּצָל יָרוֹק – חי או מבושל - האדמה
בֻּרְגוּל מְבֻשָּׁל - מזונות
בְּרוֹקוֹלִי - האדמה
בְּרַזִילַי (אגוז) - העץ
בָּשַׂר – עוף, בקר, קציצות, כולל בשר צמחי - שהכל
גְּבִינָה - לסוגיה - שהכל
גֻּדְגְּדָנִיוֹת - העץ
גּוּיָאבָה - העץ
גּוּמִי לְעִיסָה עם סוכר - שהכל
גּוּמִי לְעִיסָה ללא סוכר בטעם טוב - שהכל
גּוּמִי לְעִיסָה בלי טעם - לא מברך
גְּזֶר - חי/מבושל - האדמה
גֶּ'לִי - שהכל
גְּלִידָה - שהכל
גְּלִידָה בְּגָבִיע – אם אוכל הגלידה עם הגביע יחדיו – שהכל, אם אוכלם בנפרד, יברך - מזונות ושהכל
גְּלִילִית - מזונות
גַּמְבָּה - האדמה
גְּרַאנוֹלָה – משיבולת שועל אם הגרעינים התפוררו או שנדבקו יחדיו (אף שהם המיעוט) – מזונות, ואם הגרעינים שלמים (שאז ברכתם האדמה) דינם כדין תערובת
גַּרְגִירֵי תִּירָס - האדמה
גְּרִיסֵי פְּנִינָה - מזונות
גרעינים – אבטיח, מילון, דלעת אם המילון/אבטיח/דלעת נזרעו לשם גרעינים ולא לשם הירק עצמו - האדמה
גַּרְעִינִים שְׁחוֹרִים - האדמה
דְּבַש – דבורים או תמרים - שהכל
דָּג – גם מטוגן בצפוי עבה של פירורי לחם - שהכל
דֻּבְדְּבָנִים - העץ
דֹּחַן מְבֹשָׁל – אם הגרעינים לא נמעכו - האדמה ואם נמעכו לגמרי - שהכל
דַּיְסָה – אם סמיכה מעט מ-5 מיני דגן (שיפון, קמח חיטה וכו'), או סולת - מזונות ואם דלילה – שהכל, מקמח תירס או מפתיתי סובין - שהכל
דַּלּוֹרִית מבושלת - האדמה
דְּלַעַת מבושלת - האדמה
דַּנְסִי - העץ
ווֹדְקָה - שהכל
וַולְדוֹרְף - ראה סלטים
וִיטַמִינִים - ראה תרופות
וִיסְקִי - שהכל
וַפְלִים - מזונות
זַיִת – כבוש/מבושל - העץ
זַנְגְּבִיל לַח - האדמה
זַנְגְּבִיל יָבֵש - לא מברך
זַנְגּוֹלָה בדבש - מזונות
זַ'לָּאבִּיָה (סולת דבש) - מזונות
חַבּוּשׁ - העץ
חֲבִיתִיוֹת - ראה בלינצ'ס
חומוס - האדמה
חומוס מרוסק - שהכל
חֳטִיפִים לְסוּגֵיהֶם – מקמח חיטה – מזונות, מקמח תפוחי אדמה, מקמח תירס – שהכל, מחתיכות תפוחי אדמה כגון: תפוצ'יפס, רפלס, מקלוני צ'יפס - האדמה

 
 

Молитвы по будням
2010-04-13 19:36

Начинать день с молитвы и чашки кофе среди своих — не только правильно, но и очень приятно. Кто пробовал, знает, как это «заряжает» весь день и дает совершенно другой настрой. Я уж не говорю о том, как Б-гу приятно наше продирание глаз с утра пораньше. А Он в долгу не остается!

Особенное удовольствие - на подходе к общине встретить другого еврея, спешащего на молитву!

По моим данным, в нашей общине есть уже более 20 человек, для которых «миньян» — понятное слово. Понятно, что оно означает и понятно, что это — нужно. Это — критическая масса, при которой отсутствие миньяна должно становиться исключением, а не правилом. И, если до сих пор у нас могло быть оправдание, теперь в полной силе актуален закон, прописанный в Шулхан арухе: «Еврею запрещено жить в месте, где нет миньяна».

Начинаем с Рош ходеша (начала месяца) ияра — завтра (среда, 14 апреля 2010). Начало в 8 утра.

Регулярное отсутствие миньяна по утрам буду рассматривать, как импичмент раввину общины.

Будничная молитва будет занимать, прибл., 30 минут, по понедельникам и четвергам (дни чтения Торы) — 40-45, в рош ходеш — 50-60. План: кофе-молитва-завтрак. Опоздавшие жарят яичницу на всех.

ЛУЧШЕ ОПОЗДАТЬ, ЧЕМ НЕ ПРИЙТИ.
ЛУЧШЕ ПРИЙТИ НА 15 МИНУТ, ЧЕМ НЕ ПРИЙТИ.


Недельная глава «Тазриа»
2010-04-13 19:36
«Человек, у которого появится на коже тела его…»
В нашей главе говорится о «цараат», особом заболевании кожи, связанном с ритуальной нечистотой. Тот, у кого она появилась, называется «мецора», прокаженный. Размышляя о приходе Мошиаха, мудрецы Гемары называют его «прокаженный из дома рабби». Почему такой странный титул появился у человека, который должен принести в мир Избавление, сделать так, чтобы появился Третий Храм, собрать изгнанников Израиля, рассеянных по всему свету? Вся деятельность Мошиаха связана со спасением других людей - и вдруг мы узнаем, что он сам страдает от болезни...

Алтер Ребе пишет, что в своих истоках «цараат» связана с очень высоким светом, который Всевышний посылает в наш мир. Чтобы принять этот свет, нужны новые сосуды, особо тонкие и прочные. Если в душе еврея их нет, то свет возвращается обратно, оставляя отпечаток, похожий на язву проказы. Это своего рода метка, память о свете, для которого не был приготовлен сосуд.

«Все мы блуждали, как овцы...»
Говоря о «мецора», больном проказой, Тора употребляет слово «адам», что указывает на высшую ступень духовного совершенства. Об этом говорят и симптомы болезни. «Цараат» затрагивает только кожу, потому что внутри порядок исправления и очищения уже завершен. В исправлении нуждаются только самые внешние стороны нашего бытия.

Но ведь к Мошиаху и это неприменимо! Человек, который сядет на трон Давида, повелителя нашего, должен быть совершенен во всех отношениях, включая телесное здоровье. Ответ знает пророк Ешайя, который так описывает нашего Избавителя: «И он изранен преступлениями нашими, сокрушен грехами нашими, за благополучие наше наказан он, и ранами его исцеляемся мы...»

Мошиах здоровее всех людей на земле. Но его судьба связана с галутом, который длится так долго, чтобы исправить и очистить весь еврейский народ. На завершающем этапе, который мудрецы называют «пяткой Мошиаха», он берет работу по исправлению на себя, а это связано со страданиями и риском: «Все мы блуждали, как овцы, каждый повернул на дорогу свою, и Всевышний возложил на него грех всех нас...»

То, что у евреев внутри, в душе, уже давно чисто и свято. К Мошиаху приходит «цараат», так как он занимается исправлением самых внешних одежд еврейского народа. Когда этот этап закончится, наступит полное раскрытие Всевышнего в нашем материальном мире. Об этом говорит пророк: «И больше не будет скрываться учитель твой...»

Modest clothing for haredy
2010-04-13 19:36

Знакомство с Б-гом «Среди своих»
2010-04-13 19:36
d0bad0bdd0b8d0b3d0b82

В рамках занятий "Знакомство с Б-гом" возобновляем уроки по вторникам в 20:00, учим третью часть книги Тания ,"Игерет аТшува", рассказывающую о тшуве (ивр. раскаяние).
Буд рад Вас видеть!

Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2010-04-13 03:57:52
2010-04-13 19:36
уважаемые,
может быть есть в интернете инструкции по тому как высчитываются зманим?
Как высчитывать по Рамбаму есть вот тут http://www.youngisrael-stl.org/articlereader.php?artname=Zmanim.html
может быть есть что-то подобное для других традиций?

заранее спасибо.

גאנצע ליצנות אין ליובאוויטש קומט פון דעם אז מ’טרינקט פראסטע 2010-04-12 21:17:30
2010-04-13 19:36

КПЗ ликбез
Из последнего номера "Восхождения"

Итак, вот авторы книги о се мейной чистоте: Михаэль Кориц [info]michaelko, раввин и работник хайтека, и его супруга Сима [info]sima_korets, филолог и хозяйка большой семьи. Мы продолжаем разговор об их книге “Живая вода”.

 
– Вы, наверно, услышали немало откликов?

Сима: Причем самых разных. Некоторые читатели считали, что мы уж чересчур все устрожили. На самом деле цель была другая: внести ясность в понимание вопроса. В некоторых общинах люди из благочестия “прибавляют” обычаи, которые не являютсяобязательными. Например, носить особое платье, когда наступает временное отдаление между супругами.

Михаэль: Когда у женщины не установился постоянный месячный цикл, Галаха призывает соблюдать “она бейнонит”, временное отдаление супругов друг от друга. Далеко не все знают это правило. Но это никакое не устрожение, а пробел в знаниях, который необходимо восполнить.
 
 
Собственно об этом я и спрашивал.

возобновились занятия
2010-04-13 19:36
После весенних каникул мы снова начинаем учебу. Занятия теперь по летнему времени. Начинаем в 18.00 и до минхи в 19.30. Это с понедельника по четверг. Учим "Бирхос Ганегенин" и "Танью Шаар Гаихуд". Кроме этого по вторникам в 20.15 (сразу после майрива) учим паршу с комментариями ребе (Ликутей Сихес). Это со мной, а вообще есть еще занятия.
Альбом: 2010-02-10

новый способ убить время
2010-04-13 19:36
играюсь с Recolored




получаются вот такие картинки. знать бы еще, какого цвета кто там был

Свист пращи
2010-04-13 19:36
Мне рассказали об одном человеке. В относительно юном возрасте он попал на Святую Землю, учился в ешиве, взял в жены религиозную девушку. И тут он остыл. Душа его наполнилась сомнениями, для которых он, отпрыск интеллигентов, без труда находил подходящие аргументы. Критикуя путь Торы, этот человек решил выйти на простор интернета, где пишут откровенно и обо всем. можно выражаться прямо и порой грубовато. Но там, к удивлению своему, он обнаружил много еврейских сайтов, обитатели которых совсем не стеснялись заявить “я верю”. А к тем, кто был совсем “анти”, его не тянуло. В общем, он застрял.

Исчезла вера. Не совсем ушла, но куда-то скрылась. И ты, стоя рядом, не знаешь, как помочь. Но тут что-то засветило вдалеке. Я прочел маамар нашего Ребе, где объяснялось, почему безбожие накатывает вдруг. (Двар малхут, 26 Нисана 5770, с.10) Это связано с кабалистическим понятием “чашка пращи”, (“каф а-кела”). Иногда душа, покинув наш мир, избегает огня Гееном, но райских чертогов, по какой-то причине, она не заслужила. Допустим, в земной жизни у этого человека не было времени учить Тору.

И вот праща Б-жественной воли швыряет его в виртуальный мир, где он листает страницы святых книг, пока та же сила не вернет еврейскую душу в Ган Эден, и уже навсегда.

В этом мире, так пишет Ребе, тоже возможна ситуация, когда душу “швыряют”. Ты жил по Торе, ты интересовался вещами святыми и возвышенными, и вдруг тебя бросает в мир плотских увлечений – может, и дозволенных, но низких. Ты просто счастлив, что купил дорогущий телевизор “плазма” по льготной цене, но где-то на задворках сознания стучит вопрос: “Да как же я оказался здесь? Почему стучу ладонями по креслу, когда Аршавин дал подкат в левый угол?..”

Ребе объясняет, почему. Не грешил этот еврей, не мешал мясное с молочным, не путал родную курицу с чужой свиньею. Но у многих людей, заново открывших свое еврейство, хранятся на складах памяти многочисленные образы “хэзу де-гай алма”, “картин-соблазнов” из того, для него уже чужого мира. Подчиняясь воле Творца, они оживают, окружают душу и толкают ее вниз, в мир соблазнов. Но для чего?..

Вот ответ. Иногда у еврея, незаметно для него самого, наступает “тимтум а-моах” – разум каменеет и перестает воспринимать новое влияние, идущее Сверху. Тогда раздается свист пращи – душу швыряют в мир соблазнов. Спотыкаясь и падая, она стремится вверх, но и там не удержаться. Это напоминает тряску сита: пока душа мучается, вожделения стираются, и наступает очищение. Еврей стоит на новой ступени, которую он выстрадал в муках сердца…
Подведем баланс:

- Картины-соблазны, что лежат на дальних полках памяти, могут оказаться миной замедленного действия. Это лишний повод проверить, какие образы проходят перед глазами наших детей, что они впускают в душу.

- Из омута вожделений нужно выбираться. Есть рецепт простой и трудный: “идти по книге”, то есть по Торе. Исполнять ее приказы, следовать предостережениям.

- И еще одна хабадская формула: “ло леитпаэль”, не допускать всплеска чувств по поводу внешней стороны нашего мира. “Как сыграл Аршавин?” Да вы о чем?..

- “Ложка пращи”, что швыряет вашу душу из мира святости в мир вожделений, это серьезное испытание. Но мудрецы говорят, что Всевышний посылает только то испытание, которое еврей может выдержать.
Вот общий итог: да, мы изрядно помучились. Но разум наш раскрылся, и еврей увидел потерянный свет.

Farbreng CD
2010-04-13 19:36

http://jewishmusicreport.com/?p=5189

Т’амим чтения Торы и hафтары.
2010-04-13 19:36
Как-то был пост в сообществе с вопросом есть ли где-то в сети обучение чтению Торы.
Наткнулся на такой сайт. Т'амим чтения Торы и hафтары.

http://bible.ort.org/books/cant4.asp?action=cantdisplay&scroll=1

В верхней части страницы в списке таамим выбираете, нажав на мышь,  группу т'амим (различаются цветом).
В нижней части страницы высветится нотный стан с выбранной группой т'амим.
Наведя на желаемый таам, услышите как он звучит.

Глава Торы “Тазрийа”: Вас тут не стояло!
2010-04-13 19:36
Оно, конечно, верно, что человек - венец творения, пуп Земли и тому подобное, но главное отличие его от животных - выгодно, вроде бы, отличающее - может запросто выйти ему боком. И на вселенском пьедестале почета пуп Земли Аркадий Рабинович может обнаружить распоследнюю букашку ступенькой выше себя… (Лекция р-на Эли Когана; записана 04.03.2008, отредактирована 04.23.2009) Кликните на стрелку, [...]

Страшно возгордился
2010-04-13 19:36
Здесь Максим Руссо приводит примеры употребления в разных языках мира слов со значением "страшно" или "больно" в значении "очень".
Есть пример и из Танаха:
Диврей ѓа-ямим 2 26:16
Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его до нестерпимости, и он проявил вероломство пред Господом, Б-гом своим, и вошел в храм Г-сподень, чтобы воскурить на алтаре воскурения.
"До нестерпимости" - в оригинале עד להשחית, то есть "до убивать".
В синодальном переводе "на погибель его", вслед за Септуагинтой - tou katafqeirai - и Вульгатой - in interitum suum.

Картинго «Раббай Китнер готовится к Песаху»
2010-04-13 19:36



ЗЫ: Первоначальная идея была назвать "Раббай Китнер печет мацу", но консенсус решил что это слишком грубо и прямолинейно. :)

ЗЫЫ: Исключительно чтобы не послужить причиной возникновения нездоровых сенсаций - это я печенку кошерую. Говяжью.

Тикун а-Брит – предварительный анонс
2010-04-13 19:36
Прошу прощения за рекламу, но, надеюсь, уважаемым участникам это будет интересно. Эли Тальберг закончил работу над своей книгой "Тикун а-Брит, или взгляд Торы на сексуальное развитие мужчины", и разрешил давать на нее ссылки. Лично мне книга очень понравилась - настолько, что первым местом, где она была опубликована с разрешения Эли, стал мой сайт. Прошу любить и жаловать:
http://algart.net/ru/tikun_ha_brit/
Разрешается давать ссылку друзьям и знакомым и даже распечатывать :)

В ближайшее время планируется открыть отдельный сайт под эту книгу. Прототип пока лежит здесь:
http://algart.net/talberg/
Как только будет зарегистрирован домен и материалы будут опубликованы на новом месте, эта ссылка начнет пересылать туда.

P.S. Разбил книгу на отдельные главы. Кажется, так должно быть удобнее. Впрочем, версия в виде единого файла сохранена, например, для печати: на нее есть ссылка в конце оглавления.

Новый урок в общине
2010-04-13 21:35
В связи с ежедневной утреней молитвой в миньяне, начинаем постоянный урок по hалахе после окончания шахарита.
А учить Тору в компании 10 евреев не менее важно чем общественная молитва!
Рекомендации раввина на тему!
Буду рад Вас видеть!

Подход к человеку трех сыновей Ноаха. Афоризм.
2010-04-14 01:36
http://meirbruk.livejournal.com/244366.html

«Душа, отношения, базисные понятия», урок №6
2010-04-14 12:35
 


Сегодня в 20-30 в общине — занятие №6 курса «Душа, отношения, базисные понятия» на тему «Отношения с Б-гом – как подавать запросы, чтобы получать ответ? ».
К программе курса...

Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2010-04-14 03:04:04
2010-04-14 12:35
Was the Holocaust a Punishment from G‑d?
http://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/404608/jewish/Was-the-Holocaust-a-Punishment.htm

На иврите:
http://www.he.chabad.org/library/article_cdo/aid/1177737

Недельная глава «Мецора»
2010-04-14 16:35
В нашей недельной главе говорится о законах ниды. Кровотечение, которое бывает у женщины, не было изначально заложено в природу людей. В Гемаре сказано, что это одно из проклятий, которое пришло за грех дерева познания добра и зла. Этот грех является корнем всех остальных человеческих проступков.

Мир так устроен, что наслаждение, которое получают от запретного плода, превращается потом в наказание. Первый человек позволил злу войти в себя и перестал соответствовать Ган Эден, который весь - добро. Поэтому он был изгнан оттуда. Но тело еврея не может долго мириться с присутствием зла, поэтому снова и снова изгоняет его вместе с кровью ниды.

Сказать громко!
Почему наши проступки влекут столь тяжелые последствия, которые могут длиться многие столетия, вплоть до прихода Мошиаха?

Еврей по своей природе и целям жизни постоянно находится в «решут а-ехид», личных владениях Всевышнего. Поэтому самый небольшой проступок имеет огромный резонанс и может серьезно помешать близости, которая существует между Всевышним и Его народом.

Есть связь между грехом дерева познания и грехом золотого тельца.
Зло, которое было допущено, наложило запрет на близость к Творцу. Наши мудрецы сравнивают Всевышнего с мужем, а еврейский народ - с женою. Грех похож на состояние ниды - в это время существует запрет на близость между супругами.

Есть разные виды духовной нечистоты и разные пути очищения от них. В некоторых случаях необходимо участие других людей. Например, коэн объявляет «мецора», прокаженному, прошла или не прошла его болезнь, а на того, кто коснулся мертвого тела, другой еврей должен побрызгать «мей хатат», водой, где размешан пепел красной коровы. Но женщина, которая была нида, сама говорит мужу, что нида прошла и очищение закончилось. Ей доверяют, зная, как любит она мужа и как боится огорчить его.

Точно так же каждый еврей чувствует, когда закончилось время его отдаления и громко заявляет о своем желании очиститься и приблизиться ко Всевышнему.

Если воспользоваться языком ктубы, то Всевышний, подобно «хорошим еврейским мужьям», должен обеспечить свою жену едой и одеждой. Но главное, ради чего еврейская душа, согласна терпеть многие трудности, это близость к Нему. В Зоаре сказано: «евреи и Всевышний составляют одно целое...»

бирхос негенин
2010-04-14 16:35
Учим бирхос негенин.

Скажите, уважаемые сообщники. Вот брох на еду есть шесть разных. Гамойци - на хлеб, ну это понятно - "хлеб - всему голова". Мезойнес тоже понятно - насыщающая пища без которой очень тяжело. Гагофен тоже ясно - выделить вино, как важный напиток.

А вот с гоадомо, гоэйц и шегакол - непонимаю: с одной стороны - что такого особенного в овощах и фруктах, что им выделили отдельные брохи? Почему их не объединили с шегакол?
И наоборот - другим важным видам пищи (рыбе-мясу, например, и молочным продуктам) не установили отдельных брох? (Не нужно только устраивать конкурс на лучший нусах брохи для колбасы, например). Если у вас есть ответы по существу, буду рад услышать. Хотелось бы с ссылками и цитатами.
И еще, я не обладаю обширной библиотекой и книг по галахе в частности. Поэтому потрудитесь хотя бы своими словами, может быть в кратце изложить суть. У меня все.

А нет, еще не все
В качестве факультатива. Вот тут список "что на что благословлять". Выловлена она в сети. Если есть несколько свободных минут, пробегитесь глазами, может заметите неточности. Спасибо. Теперь все.
עֲנָבִים - העץ
עַרָק - שהכל
פֶארְפְל - מזונות
פּוּדִינְג – ראה ג'לי
פּוֹלִים - האדמה
פּוֹמֶלוֹ, פּוֹמֶלִּית - העץ
פּוֹפְּקוֹרְן - שהכל ויש פוסקים שמברך האדמה
פֶּטֶל – תות סנה - העץ
פֶּטְרוֹזִילְיָה - האדמה
פּיג'ויָה - העץ
פִּיטַנְגַה - העץ
פִּיטְרִיּוֹת - שהכל
פִּיסְטוּק חַלַבִּי - העץ
פִּיצָה - מזונות ויש סוגים המוציא
פִּלְפֵּל חָרִיף – כבוש – האדמה, אחרת – שהכל, יבש לא מברך
פִּלְפֵּל מתוק ירוק - האדמה
פִּנְיוֹנֶס - העץ
פַּסְטָה – לסוגיה - מזונות
פַּפַּאיָה – חי/יבש - האדמה
פֶּקַאן –(אגוז) - העץ
פְּרִיכִיּוֹת אוֹרֶז - שהכל י''א האדמה וי''א מזונות
פְּרִיקְסָה – (בצק ממולא) - מזונות
פַּשְׁטִידָה – ראה לטקס
פְּתִיתֵי וּפִּצְפּוּצֵי אוֹרֶז – אורז תפוח - שהכל י''א האדמה וי''א מזונות
פְּתִיתִים מִקֶּמַח - מזונות
צַבָּר - העץ
צִימּוּקִים - העץ
צִ'יפְּס - האדמה
צְלַף - האדמה
צְנוֹבָּר - העץ
צְנוֹן, צְנוֹנִית - האדמה
קוּבֶּה – מסולת/בורגול או גריסים, או מ-5 מיני דגן – מזונות, מאורז - שהכל
פת מאורז מזונות לקובה אין צורת קוֹגֶל, מ5- מיני דגן מזונות
קְוַקֶר משיבולת שועל מזונות
קֹלְרַבִּי - האדמה
קוֹנְיַאק - שהכל
קוֹסְקוֹס - מזונות
קוֹקוּס – (אגוז הודו) - העץ
חלב קוקוס – ראה חלב
קוֹרֶנְפְלוֹר –דייסה - שהכל
קוֹרֶנְפְלֶקְס(מתירס) - שהכל
קִיוִי - העץ
קִישּׁוּאִים מבושלים - האדמה
קִישְׁקֶע מְמֻלָּאָה – מקמח חיטה - מזונות
קְלִיפּוֹת פְּרִי הָדָר – מצופות שוקולד או סוכר – שהכל, על קליפות אתרוג – ראה אתרוג קְלֶמֶנְטִינָה - העץ
קְנֵידְלַך – גם מקמח מצה - מזונות
קַסָּטָה - שהכל
קַצֶּפֶת – לסוגיה - שהכל
קְרֶם – בלי עוגה - שהכל
קְרֶמְבּוֹ אם אוכל יחד עם הביסקויט – שהכל, ואם אוכלם בנפרד - מזונות ושהכל
קָרַמְבּוּלָה - העץ
קְרֵקֶרִים-(מציות) - מזונות
קַשְּׁיוֹ - העץ
רִימּוֹן - העץ
רָחַת חַלְקוּם -ראה חלקום שׁוּם - האדמה
שׂוּמְשׂוּם - האדמה גם המדובקים בדבש/סוכר
שׁוּמָר - האדמה
שׁוֹקוֹלַד - שהכל
שְׁזִיף - העץ
שְׁטרוּדֶל - מזונות
שִׁיפּוֹן – ראה שבולת שועל
שְׁנִיצֶל - שהכל גם בציפוי עבה של פירורי לחם
שֶׁסֶק - העץ
שְׁעוֹנִית -(צלף) - העץ
שְׁעוּעִית - האדמה
שְׁקֵדִים רְגִילִים - העץ
שְׁקֵדֵי מָרָק - מזונות
תְּאֵנָה –גם מיובשת - העץ
תּוּת עֵץ - העץ
תּוּת שָׂדֶה - האדמה
תּוּת סְנֶה – (פטל) - העץ
תִּירָס - האדמה
תְּמָרִים - העץ
תַּפּוּז - העץ
תַּפּוּחַ עֵץ - העץ
תַּפּוּחַ אֲדָמָה מבושל - האדמה
תַּפּוּצִ'יפְּס-חטיף - האדמה
תֶּרֶד - האדמה
תּרוּפוּת לְסוֹגֵיהֶן – בלי טעם – גם ששותה עם מים -לא מברך, עם טעם טוב –שהכל, אבל כששותה תרופה עם מים לצמאון, אפילו אין טעם בתרופה - שהכל
תֻּרמוּס - האדמה

חָלָב - שהכל
חָלָב אֶגוֹז קוֹקוּס – אם שותה לבדו – שהכל, כשאוכל מהאגוז ושותה החלב, מברך רק - העץ
חַלָה מְתוּקָה מאד - מזונות (ובלי קביעות)
חַלְוָה - שהכל
חַלְקוּם מתירס וסוכר - שהכל
מעמילן חיטה - מזונות
חֲמָנִיוֹת – ראה גרעינים
חַסָה - האדמה
חָצִיל - האדמה
חַרְדָּל - שהכל
חָרוּב - העץ
חַרְשׁוּף - האדמה
טַבּוּרִי - העץ
טוֹנָה - שהכל
טוֹסְט - ראה צנימים
טוֹפָּז - העץ
טוֹפִי - סוכריה שהכל
טְחִינָה - שהכל
טֶמְפֶּל - העץ
יַיִן המהול במים , ברוב יין ובטעם יין - הגפן
יֵין שָׂרָף – (קוניאק) - שהכל
יֵין תַּפּוּחִים - שהכל
כָּבֵד - שהכל
כֻּסֶמֶת – דייסה או תבשיל - ראה שיבולת שועל
כְּמֵהִין - שהכל
כֻּסְבָּרָה - האדמה
כּעָכִים - מזונות
כֻּפְתָאוֹת - ראה קניידלך
כְּרוּב- חי או מבושל - האדמה
כְּרוּבִית - האדמה
כַּרְפַּס - סלרי - האדמה
לְבִיבוֹת-ספגניות - מזונות
לֶדֶר - שהכל
לוֹבְּיָ'ה - האדמה
לֶחֶם - המוציא
לַטְקֶס - קציצות מקמח חיטה לטעם (נותן טעם) – מזונות, לדבק או לייצב – שהכל, מעוף וביצים - שהכל
לִימוֹן חָמוּץ - אם נהנה - שהכל. אחרת לא מברך
לִימוֹן מָתוֹק - העץ
לִימוֹנָדָה - שהכל
לִיצִי - העץ
לֶפֶת - האדמה
מוֹצְרֵי חָלָב - שהכל
מֵי שִׁימוּרֵי פֵּירוֹת – אם אוכל גם מהפירות נפטרים בברכת הפירות. אם שותה המים לבדם ואפילו שניכר טעם הפירות במים - שהכל
מַיִם – לצמאון – שהכל, להעביר חנק לא מברך
מִיץ ענבים - הגפן
מֶלוֹן - האדמה
מְלָפְפוֹן - גם חמוץ האדמה
מַמְתָּקִים – מקמח חיטה לטעם כגון:להיט, קליק וכו' – מזונות, מקמח חיטה שניתן לדבק או לייצב כגון: ''נוגט זהב'' וכו' – שהכל, מפירות או ירקות שניכרת צורתם כגון: ממתק בוטנים, שקדים, וכו', מברך - העץ או, האדמה בהתאם.
מַנְאוֹלָה - העץ
מַנְגּוֹ - העץ
מַנְדָּרִינָה - העץ
מַסְטִיק – ראה גומי לעיסה
מַצִיוֹת - מזונות
מְקַדַּמְיָה – (אגוז) - העץ
מָקָרוֹנִים - מזונות
מָרָק נָמֵס אינסטנס - שהכל
מָרָק פִּטְרִיוֹת - שהכל
מִשְׁמֵשׁ-יבש או חי - העץ
מַרְשְׁמֶלוֹ - שהכל
נֶבֶט חִיטָה – מבושל – מזונות, לא מבושל - שהכל
נְבָטִים – הגדלים במים - שהכל
נַקְטְרִינָה - העץ
נַקְנִיק - שהכל
סַבְּרֶס - העץ
סוּבִּין - שהכל
סוֹיָה – פולים ניכרים – האדמה, לא ניכרים כבשר צמחי וכו' - שהכל
סוּכָּר - שהכל
סוּכָּרְיוֹת - שהכל
סֹלֶת מְבוֹשֶּׁלֶת – סמיכה - מזונות
סָלָטִים: ירקות – האדמה, פירות – העץ, טונה או ביצה - שהכל
סֶלֶק מבושל - האדמה
סֶלֶרִי - האדמה
סמְבּוּסַק - מזונות
סְפַּגֶטִי - מזונות
סֻפְגָּנִיוֹת – ראה לביבות
עַגְבָנִיה – האדמה
עֲדָשִׁים - האדמה
עוּגוֹת לְסוּגֵיהֶם – מ5- מיני דגן שניתן לטעם - מזונות
אם הדגן נועד להחזיק או לדבק העוגה - שהכל
עֳלָשִׁים - האדמה
 
אֲבוֹקָדוֹ - העץ
אֲבַטִּיחַ - האדמה
אֱגוֹזִים (גן-עדן, ברזילי,קוקוס, פיקן, ליטשי, קשיו) - העץ
אַגָּס - העץ
אוֹרֶז – לבן או חום - מזונות
אִטְרִיוֹת –לסוגיהן - מזונות
אֻכְמָנִיּוֹת - העץ
אִלְסַר - העץ
אַנּוֹנָה - העץ
אֲנָנָס - האדמה
אַסְפָּרָגוֹס - האדמה
אֲפוּנָה - האדמה
אֲפַרְסְמוֹן - העץ
אֲפַרְסֵק - העץ
אֲפַרְשָזִיף - העץ
אַרְטִישׁוֹק - האדמה
אַרְלַנְדוֹ - העץ
אֶשְכּוּלִית - העץ
אֶתְרוֹג - העץ
בּוֹטְנִים - האדמה
בּוֹטְנִים אֲמֶרִיקָאִים - מזונות
בּוּרֶקַס - מזונות
בֵּיגָלֶ'ה - מזונות
בִּיסְלִי – בכל הטעמים מקמח חיטה - מזונות
בִּיסְקְוִיט - מזונות
בֵּיצָה - שהכל
בִּירָה לסוגיה - שהכל
בְּלִינְצֶ'ס - מזונות
בַּמְבָּה - שהכל
בַּמְיָה - האדמה
בָּנָנָה - האדמה
בָּנָנָה צִ'יפְּס - האדמה
בָּצָל יָרוֹק – חי או מבושל - האדמה
בֻּרְגוּל מְבֻשָּׁל - מזונות
בְּרוֹקוֹלִי - האדמה
בְּרַזִילַי (אגוז) - העץ
בָּשַׂר – עוף, בקר, קציצות, כולל בשר צמחי - שהכל
גְּבִינָה - לסוגיה - שהכל
גֻּדְגְּדָנִיוֹת - העץ
גּוּיָאבָה - העץ
גּוּמִי לְעִיסָה עם סוכר - שהכל
גּוּמִי לְעִיסָה ללא סוכר בטעם טוב - שהכל
גּוּמִי לְעִיסָה בלי טעם - לא מברך
גְּזֶר - חי/מבושל - האדמה
גֶּ'לִי - שהכל
גְּלִידָה - שהכל
גְּלִידָה בְּגָבִיע – אם אוכל הגלידה עם הגביע יחדיו – שהכל, אם אוכלם בנפרד, יברך - מזונות ושהכל
גְּלִילִית - מזונות
גַּמְבָּה - האדמה
גְּרַאנוֹלָה – משיבולת שועל אם הגרעינים התפוררו או שנדבקו יחדיו (אף שהם המיעוט) – מזונות, ואם הגרעינים שלמים (שאז ברכתם האדמה) דינם כדין תערובת
גַּרְגִירֵי תִּירָס - האדמה
גְּרִיסֵי פְּנִינָה - מזונות
גרעינים – אבטיח, מילון, דלעת אם המילון/אבטיח/דלעת נזרעו לשם גרעינים ולא לשם הירק עצמו - האדמה
גַּרְעִינִים שְׁחוֹרִים - האדמה
דְּבַש – דבורים או תמרים - שהכל
דָּג – גם מטוגן בצפוי עבה של פירורי לחם - שהכל
דֻּבְדְּבָנִים - העץ
דֹּחַן מְבֹשָׁל – אם הגרעינים לא נמעכו - האדמה ואם נמעכו לגמרי - שהכל
דַּיְסָה – אם סמיכה מעט מ-5 מיני דגן (שיפון, קמח חיטה וכו'), או סולת - מזונות ואם דלילה – שהכל, מקמח תירס או מפתיתי סובין - שהכל
דַּלּוֹרִית מבושלת - האדמה
דְּלַעַת מבושלת - האדמה
דַּנְסִי - העץ
ווֹדְקָה - שהכל
וַולְדוֹרְף - ראה סלטים
וִיטַמִינִים - ראה תרופות
וִיסְקִי - שהכל
וַפְלִים - מזונות
זַיִת – כבוש/מבושל - העץ
זַנְגְּבִיל לַח - האדמה
זַנְגְּבִיל יָבֵש - לא מברך
זַנְגּוֹלָה בדבש - מזונות
זַ'לָּאבִּיָה (סולת דבש) - מזונות
חַבּוּשׁ - העץ
חֲבִיתִיוֹת - ראה בלינצ'ס
חומוס - האדמה
חומוס מרוסק - שהכל
חֳטִיפִים לְסוּגֵיהֶם – מקמח חיטה – מזונות, מקמח תפוחי אדמה, מקמח תירס – שהכל, מחתיכות תפוחי אדמה כגון: תפוצ'יפס, רפלס, מקלוני צ'יפס - האדמה

 
 


В избранное