Марш-бросок
2010-04-06 12:35
Не так давно я поместил рассказ “Разгадка в Лондоне”. Известный хабадник, реб Мендель Футерфас, пытался понять, какой вид служения нужен Творцу, чтобы Он зачислил тебя в “команду магида”, т.е. в самый избранный хасидский круг. И вот, в туманном Лондоне, хабадский посланник раскрывает ему эту тайну. Оказывается, в Шабат нужно встать спозаранку и совершить марш-бросок по английской столице, давая уроки хасидута. А помолиться? Наспех. А учеба? Эх, учеба… Рассказ появился в жж, и два еврея завели на эту тему электронный разговор.
Сендерка: Ты не молишься толком и не учишься толком?.. Как следствие – ты толком ничего не знаешь, и польза от твоей работы приближается к нулю. И хорошо еще, что ты своим дремучим невежеством не отталкиваешь людей от хасидизма…
Яков: Мне кажется, речь идет не о невеждах. Для героев рассказа учить Тору так же важно, как есть. Ты не ел, и тогда живот подводит. А старый хабадник говорит: ради другого еврея можно и поголодать. Понятно, что потом ты засядешь за книги.
Сендерка: С аппетитом к Торе не рождаются. Это желание нужно прививать и поддерживать. А у нас с этим э…не очень густо. Я знаю людей, которые Гемару открывали в прошлый Песах, начав, согласно обычаю, учить трактат Сота и бросив через неделю. Согласитесь, те познания, которые они несут в массы, оставляют желать лучшего.
Яков: Это сказано зло и, наверное, точно. Есть люди, которые находят удобный повод самим не учиться. Да, но мы-то не о том. Мы говорим об “аводе”, когда еврей себя ломает, чтобы лучше исполнить волю Творца. Вот пример: мой приятель, торопясь на работу, не успевал прочесть Псалмы. Он откладывал до вечера, потом назавтра, и так накапливались “долги”. Тода он решил: не буду завтракать, и даже обедать, пока не скажу сегодняшнюю норму. Это, конечно, не очень высокий уровень. Но все равно – историю реб Менделя таким людям услышать стоит. Всегда полезно знать, какие вехи у тебя впереди. Сендерка: Каждая хасидская история несет собственный посыл. Может, эта – не для людей моего склада. Вероятно, поэтому сам Футерфас мне ее никогда не рассказывал. Я застал его в последние годы. Он учил со мной беседы Ребе к недельным главам. В Шабат, кстати, молился “беарихут”, вдумчиво и долго.
Яков: А как вы относитесь к словам Ребе: тот, кто выучил алеф, обязан обучить этому алефу еще кого-нибудь. И при этом, как сказано в той истории, “задвинуть себя в дальний угол”…
Сендерка: Отношусь примерно так: тот, кто выучил алеф, обязан не только немедленно перейти к изучению бет, но также помочь другому выучить алеф ТОЖЕ. “Задвинуть себя”?.. Если человек собирается дать в Шабат несколько уроков (как в этой истории), и встает до рассвета, учит хасидут, принимает микву, рано молится, проводит утреннюю трапезу в темпе, такое “задвинуть” для меня еще приемлемо…
Яков: Звучит правильно, и все же что-то мне не так… Вот, дошло: не может быть, чтобы мивцоим не отнимали время от учебы, от воспитания детей и пр. В Гемаре сказано, что когда Мордехай стал возвращать евреев к Торе, его учеба пошла медленней. В этом был его “месирут нефеш”, самопожертвование. И Ребе говорит, что дело стоило того. Мивцоим это не закуска, а важная вещь сама по себе. И не нужно думать, что ты их делаешь в ущерб себе. Все евреи – это одна сущность. Значит, надевая на кого-то тфиллин, ты делаешь собственное надевание более полноценным…
От редактора: получился урок на тему “мое и наше”, мивцоим, самопожертвование. В университетах иногда принято делать занятие с двумя лекторами, где каждый из них видит свой аспект проблемы. Нам тоже захотелось…
Марш-бросок
2010-04-06 12:35
Не так давно я поместил рассказ “Разгадка в Лондоне”. Известный хабадник, реб Мендель Футерфас, пытался понять, какой вид служения нужен Творцу, чтобы Он зачислил тебя в “команду магида”, т.е. в самый избранный хасидский круг. И вот, в туманном Лондоне, хабадский посланник раскрывает ему эту тайну. Оказывается, в Шабат нужно встать спозаранку и совершить марш-бросок по английской столице, давая уроки хасидута. А помолиться? Наспех. А учеба? Эх, учеба… Рассказ появился в жж, и два еврея завели на эту тему электронный разговор.
Сендерка: Ты не молишься толком и не учишься толком?.. Как следствие – ты толком ничего не знаешь, и польза от твоей работы приближается к нулю. И хорошо еще, что ты своим дремучим невежеством не отталкиваешь людей от хасидизма…
Яков: Мне кажется, речь идет не о невеждах. Для героев рассказа учить Тору так же важно, как есть. Ты не ел, и тогда живот подводит. А старый хабадник говорит: ради другого еврея можно и поголодать. Понятно, что потом ты засядешь за книги.
Сендерка: С аппетитом к Торе не рождаются. Это желание нужно прививать и поддерживать. А у нас с этим э…не очень густо. Я знаю людей, которые Гемару открывали в прошлый Песах, начав, согласно обычаю, учить трактат Сота и бросив через неделю. Согласитесь, те познания, которые они несут в массы, оставляют желать лучшего.
Яков: Это сказано зло и, наверное, точно. Есть люди, которые находят удобный повод самим не учиться. Да, но мы-то не о том. Мы говорим об “аводе”, когда еврей себя ломает, чтобы лучше исполнить волю Творца. Вот пример: мой приятель, торопясь на работу, не успевал прочесть Псалмы. Он откладывал до вечера, потом назавтра, и так накапливались “долги”. Тода он решил: не буду завтракать, и даже обедать, пока не скажу сегодняшнюю норму. Это, конечно, не очень высокий уровень. Но все равно – историю реб Менделя таким людям услышать стоит. Всегда полезно знать, какие вехи у тебя впереди. Сендерка: Каждая хасидская история несет собственный посыл. Может, эта – не для людей моего склада. Вероятно, поэтому сам Футерфас мне ее никогда не рассказывал. Я застал его в последние годы. Он учил со мной беседы Ребе к недельным главам. В Шабат, кстати, молился “беарихут”, вдумчиво и долго.
Яков: А как вы относитесь к словам Ребе: тот, кто выучил алеф, обязан обучить этому алефу еще кого-нибудь. И при этом, как сказано в той истории, “задвинуть себя в дальний угол”…
Сендерка: Отношусь примерно так: тот, кто выучил алеф, обязан не только немедленно перейти к изучению бет, но также помочь другому выучить алеф ТОЖЕ. “Задвинуть себя”?.. Если человек собирается дать в Шабат несколько уроков (как в этой истории), и встает до рассвета, учит хасидут, принимает микву, рано молится, проводит утреннюю трапезу в темпе, такое “задвинуть” для меня еще приемлемо…
Яков: Звучит правильно, и все же что-то мне не так… Вот, дошло: не может быть, чтобы мивцоим не отнимали время от учебы, от воспитания детей и пр. В Гемаре сказано, что когда Мордехай стал возвращать евреев к Торе, его учеба пошла медленней. В этом был его “месирут нефеш”, самопожертвование. И Ребе говорит, что дело стоило того. Мивцоим это не закуска, а важная вещь сама по себе. И не нужно думать, что ты их делаешь в ущерб себе. Все евреи – это одна сущность. Значит, надевая на кого-то тфиллин, ты делаешь собственное надевание более полноценным…
От редактора: получился урок на тему “мое и наше”, мивцоим, самопожертвование. В университетах иногда принято делать занятие с двумя лекторами, где каждый из них видит свой аспект проблемы. Нам тоже захотелось…