Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Цены растут, а жизнь все лучше. Читаем постановление Мирзиёева о бензине



Цены растут, а жизнь все лучше. Читаем постановление Мирзиёева о бензине
2017-11-17 16:55 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

«Фергана» уже писала о повышении цен на бензин и другие виды топлива в Узбекистане: это решение было принято во исполнение Постановления президента республики от 14 ноября 2017 года за номером ПП-3386. Сегодня мы разбираем, что же написано в самом Постановлении. Как выясняется, в нем много положительных моментов.

Целью документа заявлено создание эффективной конкурентной среды, поэтапное снижение монополии на рынках товаров и услуг, ликвидация распределительной системы и создания равных условий доступа всех фирм и предприятий к материально-техническим ресурсам. Кроме того, в нем предусмотрены меры по искоренению и профилактике злоупотреблений и хищений в сфере обеспечения топливно-энергетическими ресурсами.

Биржа против жуликов

Согласно постановлению, с 1 января 2018 года отменяются некоторые полномочия государственных органов и правительственных комиссий. Так, они не смогут больше утверждать предельные уровни цен на продукцию, сырье и материалы.

Шаг решительный, что и говорить. Но некоторые положения документа кажутся просто революционными. Например, ликвидация распределительной системы по отношению к продукции, сырью и материалам, на которые государство устанавливало предельный уровень цен.

Что это значит на практике? Это значит, что государство отказывается от ключевых функций распределения и ценообразования – исключая только «социально значимые и стратегические» виды товаров. А ведь как раз обычай распределять и «ценообразовывать» рынок сверху можно считать одной из причин дефицита сырья и материалов в Узбекистане. Это, в свою очередь, вело к незаконным спекуляциям, те – к новому дефициту, и порочный круг замыкался.

Именно поэтому отказ от распределительной системы представляется большим и важным шагом к либерализации и оздоровлению экономики Узбекистана.

Другим важным шагом, обозначенным в документе, станет постепенное внедрение нового порядка реализации некоторых товаров предприятиями-монополистами. С 1 января 2018 года они будут продаваться на внутреннем рынке только через биржевые торги. Именно так будут реализовываться нефтепродукты, цемент, прокат черных металлов, медь, хлопковое волокно и других высоколиквидные виды продукции, сырья и материалов.

Смысл этого положения понятен: слишком многие монополисты продают высоколиквидное сырье подставным или «знакомым» фирмам. Такая практика дает возможность реализовывать разные мошеннические схемы. А вот продажа через открытые биржевые торги ограничит возможности спекулянтов.

Правда, тут есть одно «но»: мера эта подействует, только если удастся, во-первых, сделать биржевые торги прозрачными, во-вторых, соблюсти установленный для них регламент. В противном случае дело дальше благих намерений не пойдет.

За дефицит ответишь!

Постановление, помимо прочего, предписывает «Кабинету Министров Республики Узбекистан в десятидневный срок принять правительственное решение, устанавливающее персональную ответственность руководителей» соответствующих ведомств за обеспечение бесперебойного и своевременного удовлетворения потребности отраслей экономики и населения в нефтепродуктах и других высоколиквидных видах продукции по рыночным ценам, а также предотвращение их дефицита по всей республике.

Это означает ни много ни мало, что за дефицит и спекуляции в регионах будут отвечать теперь конкретные чиновники. В какой степени это повлияет на общее улучшение ситуации, станет видно очень скоро.

Кроме того, документ предусматривает выделение до конца 2017 года нефтеперерабатывающим заводам АО «Узнефтепродукт» беспроцентных бюджетных ссуд. Всего будет выделено 2 триллиона сумов, из них 600 миллиардов – в течение трех дней; они должны будут пойти на импорт углеводородного сырья и готовых нефтепродуктов.

Таким образом, нефтеперерабатывающая отрасль по-прежнему остается дотационной. Правда, дотации будут оформлены как беспроцентные ссуды. Кроме того, дотируется теперь сама отрасль, а не потребитель, как раньше. Такая схема, конечно, обойдется государству намного дешевле.

Чтобы не допустить резкий рост тарифов на транспортные перевозки по Ташкенту, из государственного бюджета на 2017-2018 годы будут выделены субсидии АО «Тошшахартрансхизмат», которое занимается пассажирскими перевозками. А субсидирование пассажирских перевозок по Ташкенту - мера разумная и своевременная, поскольку рост тарифов на перевозки – основа раскручивания инфляции.

Согласно постановлению, с 15 ноября года на 50 процентов снижается налог на потребление автомобильного бензина и дизельного топлива. Таким образом, смягчаются последствия повышения цен на бензин.

До 1 января 2020 года от уплаты таможенных платежей – кроме сборов за таможенное оформление – освобождается все импортируемое углеводородное сырье. Нефтеперерабатывающие же предприятия АО «Узнефтепродукт» освобождаются также от уплаты налога на прибыль. Высвобождаемые средства должны быть направлены на обновление, модернизацию, техническое и технологическое перевооружение, а также на увеличение производственных мощностей предприятий АО «Узнефтепродукт».

Цель этих мер также ясна. Во-первых, смягчение инфляции, во-вторых, модернизация производства, которая, в свою очередь, способна удешевить топливо для потребителя. Взвесив на весах, что выгоднее: получить в бюджет таможенные пошлины или затормозить рост цен, - государство выбирает второе.

Помимо всего прочего, кабинет министров Узбекистана в месячный срок должен принять решения относительно совершенствования деятельности «Узбекской Республиканской товарно-сырьевой биржи». Эти решения обеспечат расширение электронных торговых площадок и равный доступ к биржевому рынку всех субъектов предпринимательства, формирование рыночного ценообразования и прозрачности осуществления биржевых торгов.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что вышеуказанное постановление президента Узбекистана, с одной стороны, инициирует важные шаги по оздоровлению экономики, с другой – принимает обеспечительные меры, смягчающие возможные негативные экономические и социальные последствия.



Россия и Казахстан определили маршрут высокоскоростной железной дороги «Евразия»
2017-11-17 17:08 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Россия и Казахстан согласовали маршрут участка высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) «Евразия», проходящей по территории двух стран, сообщил ТАСС представитель первого вице-премьера правительства России Игоря Шувалова по итогам заседания двусторонней межправительственной комиссии (МПК) в Актобе.

«Стороны согласились с предложением национальных компаний «Казакстан темир жолы» и РЖД взять за основу для дальнейшей проработки следующий маршрут коридора по территории Республики Казахстан и Российской Федерации: Москва — Казань — Екатеринбург — Челябинск — Горбуново — Петропавловск — Кокшетау — Астана — Караганда — Балхаш — Алматы (Капшагай) — Алтынколь», - сказали в секретариате первого вице-премьера.

В протоколе МПК зафиксировано, что стороны приняли решение до конца 2017 года создать совместную рабочую группу с участием других заинтересованных сторон для интеграции усилий по реализации проекта магистрали «Евразия». Рабочая группа должна разработать техническое задание на подготовку технико-экономического обоснования этого проекта.

«Проект евразийского скоростного коридора, соединяющего Китай с западной Европой через территорию Казахстана и России, является важным для каждой из наших стран. Надеемся на конструктивные переговоры с Китаем и Беларусью, с европейскими партнерами, чтобы этот коридор был создан и заработал», - отметил Шувалов на заседании российско-казахстанской МПК.

Железнодорожный коридор «Евразия» будет проходить от Берлина до Пекина через Польшу, Белоруссию, Россию и Казахстан. Общая протяженность дороги составит 9447 км. К 2050 году по «Евразии» планируется перевозить 20 млн тонн грузов и около 37 млн пассажиров в год. На строительство дороги необходимо почти 8 трлн рублей, из которых 3,6 трлн приходится на российскую часть проекта, пишет «Коммерсант».

Ранее рассматривались несколько вариантов маршрута, в том числе через Сибирь, но приоритетным выбран маршрут через Казахстан, в рамках которого на Россию приходится 2370 км. Российский участок можно будет преодолеть за 9,5 часа. А из Белоруссии (Бреста) в Казахстан можно будет доехать за 19,5 часа. Средняя скорость движения пассажирских поездов составит 250-300 км/ч. Строительство ВСМ «Евразия» стороны планируют начать в 2018 году и уже к 2023 году открыть пассажирское движение. Однако у проекта пока нет определенности в самом главном — вопросе с инвесторами.



Таджикистан построит на границе с Узбекистаном еще один алюминиевый завод
2017-11-17 18:28 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Таджикский алюминиевый завод
Таджикская алюминиевая компания (ТАЛКО) в 2018 году начнет строительство нового алюминиевого завода. Об этом сообщил глава информационно-аналитического департамента ТАЛКО Игорь Саттаров на брифинге в Душанбе, передает «Азия-плюс». Новое предприятие появится рядом с действующим заводом ТАЛКО в городе Турсунзаде, расположенном недалеко от границы с Сурхандарьинской областью Узбекистана.

Договоренность о строительстве была достигнута с китайской компанией Yunnan во время визита президента Таджикистана Эмомали Рахмона в КНР. Yunnan уже подготовила предварительное технико-экономическое обоснование и на данный момент занимается разработкой проекта. Производственная мощность нового завода составит 503 тысячи тонн первичного алюминия в год (для сравнения, проектная мощность действующего завода составляет 517 тысяч тонн алюминия в год). В его структуру также войдут литейное (800 тыс. т/г) и анодное (300 тыс. т/г) производства.

Стоимость строительства оценивается в $1,6 миллиарда, примерный срок его окончания – полтора года. На предприятии, со слов Саттарова, будет применена «самая передовая на сегодняшний день технология», по которой работают лишь три завода в мире. Все они были построены и введены в эксплуатацию в Китае в 2017 году.

«Новый алюминиевый завод позволит создать 1,1 тысячи новых рабочих мест с высокой для нынешних условий Таджикистана оплатой труда. Электролизные ванны нового завода позволят значительно экономить электроэнергию и основные виды сырья: глинозем, криолит, фтористый алюминий, а также аноды», – отметил глава информационно-аналитического департамента ТАЛКО.

Он сообщил также, что новый завод будет работать параллельно с действующим предприятием ТАЛКО, которое будет полностью модернизировано. Таким образом, компания планирует довести выпуск алюминия в ближайшие годы до одного миллиона тонн. «Во всяком случае, у нас есть такие амбициозные планы. Для этого у компании есть необходимый потенциал, подкрепленный договоренностями как на уровнях компаний-партнеров, так и на межгосударственном», – добавил Саттаров.

Стоит, однако, отметить, что в последние годы ТАЛКО, входящая в число стратегических объектов Таджикистана, постепенно снижала объемы производства, в частности, из-за снижения мировых цен на первичный алюминий. Для сравнения, в 2010 году завод произвел 348,8 тысячи тонн алюминия, а за первые три квартала 2017-го – 76 тысяч тонн (при плане на год в 148 тысяч). В текущем году сокращение производства связывали с отключением электричества, задержкой поставок кокса, а также необходимостью реконструировать завод, передает Sputnik.

Деятельность таджикского алюминиевого завода еще несколько лет назад вызывала серьезную обеспокоенность у жителей и руководства соседнего Узбекистана. Они утверждали, что из-за его выбросов ухудшилось качество питьевой воды и была нарушена экосистема региона. В 2010-2014 годах в стране развернулась масштабная кампания против ТАЛКО – в Сурхандарьинской области проходили акции протеста, а официальный Ташкент направил письмо в ООН об ухудшении экологической ситуации в приграничных с Таджикистаном районах.

Таджикистан, в свою очередь, неоднократно приглашал Узбекистан принять участие в экологической экспертизе деятельности ТАЛКО, однако Ташкент игнорировал эти предложения. Эксперты, опрошенные «Ферганой», тогда отмечали, что узбекская сторона, развернув кампанию против ТАЛКО, руководствовалась, прежде всего, политическими мотивами: акцент на экологических проблемах был удобной формой выражения отношения официального Ташкента к планам Душанбе по строительству стратегических объектов, в частности, Рогунской ГЭС.



В избранное