Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Мусульманская миграция в Россию: интеграция возможна



Мусульманская миграция в Россию: интеграция возможна
2017-11-01 15:38 ferghana@ferghana.ru (Екатерина Иващенко)

В конце октября в Высшей школе экономики в Москве состоялась Международная конференция «Миграция: новые тенденции и направления». Эксперты обсуждали, в частности, вопросы о том, может ли миграция в Россию из стран Центральной Азии способствовать исламизации, и как она влияет на изменение мусульманских общин Подмосковья.

Рассказывая об особенностях восприятия феномена «мусульманской иммиграции» на Западе и в России, директор Центра теоретической и прикладной политологии РАНХиГС при президенте России, профессор Владимир Малахов объяснил, почему такая иммиграция рассматривается как проблема или вызов:

- В этом вопросе можно выделить три блока проблем, которые сбрасываются в одну корзину, — это терроризм, депрессивные пригороды и секуляризм. Что касается терроризма, то здесь мы имеем дело с проекцией геополитических конфликтов на проживающих на Западе выходцев из исламского мира. Происходит если не отожествление их с терроризмом, то вменение им моральной ответственности за акты насилия.

Во втором блоке мы имеем дело с ситуациями, когда конфликты на почве социального исключения интерпретируются, как конфликты на почве культурных различий. У всех на памяти молодежные бунты в пригородах городов Европы. Именно их преподносят якобы как вызванные цивилизационной несовместимостью потомков мигрантов и местного населения. Хотя никакой культурной альтернативы бунтари Европе не бросают, не говоря уже о том, что большинство из них не религиозны, их выступления подаются в медиа, особенно в российских, как манифестация столкновения исламского мира с европейской цивилизацией.

Теперь о секуляризме. Надо различать сферы культуры и религии. Сейчас европейская культура переживает кризис. Там происходят столкновения двух моделей развития Европы, условно их можно назвать либеральной (это индивидуализм, феминизм, права ЛГБТ-сообщества, однополые браки) и противостоящей ей консервативной с фокусировкой на отрицательное отношение к абортам, однополым бракам и так далее. Либералы — это агностики, а консерваторы идентифицируют себя с христианскими ценностями. Вызовом чему является присутствие в Европе мусульман? Вызовом секулярной Европе, где религия перестала играть серьезную роль, или вызовом христианской Европе? В чем проблема — в появлении людей, которые серьезно относятся к религии, или в появлении людей, которые принадлежат другой религии?

Есть два пункта, по которым и консерваторы и либералы сходятся. Это допущение того, что ислам не совместим с секуляризмом (ибо не признает разделения публичного и приватного, религии и политики), и что секуляризм – это продукт христианства (результат развития христианской Европы). Оба допущения неверны, потому что миллионы мусульман Европы доказали, что могут разделять приватное и публичное, религиозное и политическое. Практикующие мусульмане выработали свое поведение в процессе адаптации в европейском обществе, а не практикующие уже своей повседневностью показывают, что они секулярны, - пояснил Малахов.

Отношение к мусульманской миграции в России

Далее эксперт перешел к вопросу, возможна ли исламизация в России. По его словам, вплоть до недавнего времени миграция из так называемых «мусульманских стран» в Россию не маркировалась в таких терминах. Выходцы из Азербайджана и Средней Азии рассматривались и населением, и чиновниками как азербайджанцы, узбеки, киргизы, таджики, а не как мусульмане. Одна из причин — сложившееся с советских времен превалирование этнических категорий над религиозными.

- Важно отметить, что феномен, именуемый «иммиграцией» в российском случае, по сути является не миграцией, а географической мобильностью в пределах бывшего Советского Союза. И те, кого называют мигрантами, — это поколения (по крайней мере те, кто родился в 60-70-х годах прошлого века), которые социализировались в одних и тех же институтах (школа, армия, комсомол) с теми, кто выступает для них принимающим населением.

В публичном пространстве в Центральной России, кроме регионов, где проживают мусульмане, мы имеем те же фреймы восприятия мусульманской иммиграции, что и в Европе: страх перед исламизацией и так далее. Но интересно другое, а именно — какие фреймы работаю на официальном уровне. Российские чиновники и политики, комментируя события вокруг мусульманской иммиграции в Европе, не могут позволить себе ту риторику, которую позволяют их коллеги в странах Запада.

Во-первых, как можно выступать с критикой исламизации, когда 10-12 процентов нашего населения принадлежит к этой конфессии? Причем, это не «понаехавшие», а коренное население России. Во-вторых, официальная позиция России базируется на ценностном противопоставлении себя Западу: «мы — моральная альтернатива аморальной Европе». То, что вменяется мусульманам в качестве антиевропейского поведения, например, неприятие однополых браков или отрицательное отношение к феминизму, является нашим моральным фундаментом и нашей национальной идеологией. То есть мы не можем принять те основания, на которых строится отторжение мусульман в западной Европе.


Прихожане одной из мусульманских молелен в Подмосковье совершают намаз

Здесь надо остановиться на таком понятии, как «мерцающий секуляризм». Государство в России понимает себя не столько гарантом прав и свобод граждан, включая свободу слова и религии, а менеджером конфессиональных отношений, организатором диалога между группами граждан. Кроме того, в нашем случае позиция властей о секулярном характере государства не прояснена. Недавно принятый закон о защите чувств верующих явно имеет приоритет над такой свободой, как свобода слова, - заключил Владимир Малахов.

Прихожан больше, татар меньше

Аспирант Института этнологии и антропологии имени Миклухо-Маклая РАН Алена Гуськова рассказала о влиянии миграционных процессов на местные религиозные организации мусульман в Московской области. По ее данным, в настоящее время в разных городах Подмосковья уже существует около 45 официально зарегистрированных мусульманских объединений.

- Количество этих объединений зависит не от общей численности населения, а от числа мусульман, постоянно проживающих в населенных пунктах. В основном мусульманскими организациями охвачена ближайшая к Москве территория либо самые развитые промышленные города. Эти организации подчинены Духовному управлению мусульман (ДУМ) Московской области в составе Духовного управления мусульман России, а также Духовному собранию мусульман. Основателями мусульманских общин является историческое татарское население Подмосковья, семьи которых в большинстве своем приехали сюда из Поволжья в 20-30-е годы прошлого века. После 2000 года наблюдается значительное увеличение численности населения, за счет приезжих увеличилось число прихожан, и общины столкнулись с тем, что им надо расширять уже существующие молитвенные помещения, - рассказала исследователь.

По словам Гуськовой, на службах и праздниках стал заметен контраст, когда из местного населения религиозные мероприятия посещают пожилые люди, а из приезжих — много молодых. Увеличение количества прихожан требует создания новых молитвенных помещений. Причем, не всегда места собраний мусульманских общин выглядят как культовые сооружения. Иногда это обычные помещения. Если мусульманский центр небольшой, то на основные религиозные праздники стараются арендовать большие помещения, например, спортплощадки.


Курбан-байрам в Коломне, 2016 год

- Руководят общинами местные татары-старожилы, но уже кое-где появляются их помощники, которыми могут быть и приезжие. Для того чтобы утвердить свой статус, им надо сдать экзамены в ДУМ России. Тенденция такова, что общины, создаваясь на основе татарских объединений, теряют татарскую специфику. По некоторым оценкам, от 60 до 80 процентов прихожан – это приезжие из Средней Азии или южных регионов России, поэтому если раньше хутба (мусульманская проповедь. – Прим. «Ферганы») проводилась на татарском языке, то сейчас — преимущественно на русском, – пояснила Гуськова.

Мусульманская община как инструмент интеграции

По словам эксперта, увеличение количества прихожан также повлияло на деятельность общин — добавились задачи по интеграции мигрантов и помощи приезжим. В ответ на вопрос, как общины помогают в интеграции мигрантов, Алена Гуськова привела слова имам-хатиба местной религиозной организации города Мытищи, ректора Исламского колледжа Московской области Инсафа Камалова: «Безусловно, мы постоянно и в проповедях, и просто даже в каких-то лекциях говорим прихожанам общины, чтобы порядок парковки, прихода и ухода соблюдали. Чтобы не создавали трудностей или же помех для соседей, которые находятся в непосредственной близости от нас. Мы всегда отмечаем, что, если они сюда приехали, то должны знать русский язык — проповедь у нас ведется исключительно на русском языке. В начале, конечно же, добавляем татарский язык, так как у нас основали и зарегистрировали общину татары. И отмечаем, чтобы те, кто сюда приходит, делали патент и регистрацию, документы чтобы приводили в порядок».

Алена Гуськова также процитировала ответ первого зампредседателя Совета муфтиев и ДУМ России Рушана хазрата Аббясова на вопрос, как влияет на общину миграция из Средней Азии: «Особенно никак не влияет. Мигранты в основе своей являются только прихожанами, не активными членами общины. Мы если сами видим какого-то лидера — безусловно, привлекаем его, чтобы он был нашим «рупором». Через религиозный фактор можно очень активно взаимодействовать — на Востоке и в Средней Азии есть понятия «подчинение» и «слово старшего», через таких людей можно доносить что-то до тех, кто еще не приходит в мечеть или русский язык не знает. Сегодня мечеть — это не только место поклонения, то это некий адаптационный центр для мигрантов».

- Во время исследования мы изучали, как миграция влияет на общину, и отметили три момента. Во-первых, приезжих очень много, но в основном они остаются лишь прихожанами. Во-вторых, изменения все-таки происходят: мигранты становятся частью общины и благодаря ее адаптационным программам лучше интегрируются в социум. Особенно ярко здесь представлено новое поколение, дети мигрантов, которые учатся в медресе вместе с другими детьми, свободно говорят на русском языке и легче интегрируются в российское общество.


Олимпиада по основам исламских знаний в Мытищах, 2017 год

Также мигранты стали проявлять больше активности в жизни общины. Например, если надо провести праздник на несколько тысяч человек, то есть без мигрантов-волонтеров уже не обойтись. И в-третьих, изменения происходят в системе управления. Речь идет о том, что необходимо сохранять приоритет управления местных жителей, которые имеют связи с местными немусульманами и могут урегулировать отношения с коренным населением. Татар призывают активизироваться и не забывать о своих этнорелигиозных корнях, - заключила Гуськова.

Записала Екатерина Иващенко. Фото предоставлены Аленой Гуськовой



«Фергана» разыскала дом в Ташкенте, где жил террорист Сайфулло Саипов
2017-11-01 16:36 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Собственный корреспондент «Ферганы» разыскал дом в Ташкенте, в котором до 2006 года жил подозреваемый в совершении теракта в Нью-Йорке Сайфулло Саипов (в распоряжении агентства есть справка из адресного бюро – фото ниже). Он расположен в Шайхантахурском районе, на северо-западе города. Как сообщили корреспонденту новые владельцы квартиры, они выписали Саипова из нее через суд спустя пять лет после покупки - в ноябре 2011-го. Где сейчас живет его семья, неизвестно.



Бывшая соседка Саиповых сообщила, что Сайфулло воспитывался вместе с тремя сестрами. Его семью она назвала «современной» и «светской», отметив, что Сайфулло не ходил в мечеть.

Ранее сообщалось, что Саипов прибыл в США в 2010 году, получив вид на жительство. Президент Соединенных Штатов Дональд Трамп в своем Твиттере официально подтвердил, что тот выиграл «грин-кард» в лотерею в рамках программы «Визы для иностранцев разных национальностей» (Трамп хочет ее отменить).

В США Саипов женился на своей соотечественнице Нозиме Одиловой. Из документов на сайте суда штата Огайо (summitohioprobate.com) следует, что брак был зарегистрирован 12 апреля 2013 года. Жена на шесть лет моложе Саипова (ему на момент заключения брака было 25 лет, ей – 19). В качестве родного города Одиловой, как и у Саипова, указан Ташкент. В документах также приводятся имена родителей подозреваемого – отец Хабибула Саипов и мать Мукаддас Иргашова, и его жены – отец Абдужалит Адилов, мать Нодира Агзомова.

По информации Republic, до отъезда в США Саипов некоторое время жил в Киргизии. Издание ссылается на активистов Conflict Intelligence Team (это группа волонтеров, которая изучает военные конфликты на востоке Украины и в Сирии), которым удалось найти его аккаунты в Facebook. У Саипова, по их данным, было два профиля: одним он пользовался до марта 2011 года, во втором последняя запись была сделана в конце февраля 2013-го.

В общей сложности в друзьях у Саипова были 23 человека. Один из них подтвердил Republic, что Саипов некоторое время жил в Оше.

После приезда в США подозреваемый в теракте несколько раз менял место жительства – он некоторое время находился в штате Огайо, потом перебрался во Флориду. По информации Newsday, к моменту совершения теракта Саипов вместе с женой и тремя детьми жил в квартире в Патерсоне (Нью-Джерси).


Во дворе дома в Ташкенте, в котором жил Сайфулло Саипов. Фото © «Фергана»


Как сообщалось, днем 31 октября 29-летний Саипов, находившийся за рулем арендованного грузового пикапа, выехал на высокой скорости на велосипедную дорожку и проехал несколько кварталов, давя случайных прохожих и велосипедистов. В результате этого нападения восемь человек погибли, 15 получили ранения. После того, как пикап врезался в школьный автобус (несколько человек, находившихся в нем, также получили ранения), злоумышленник вылез из водительской кабины, держа в руках предметы, похожие на оружие. Позже выяснилось, что это были пистолет для пейнтбола и пневматика.

Полиция открыла по преступнику огонь на поражение, он получил ранение в живот и был госпитализирован в критическом состоянии.

Как передает CNN, на месте теракта Саипов оставил записку, в которой говорится, что его действия были совершены во имя «Исламского государства». По информации The New York Times, Саипов ранее уже попадал в поле зрения федеральных властей в связи с неким расследованием, не связанным с терактом. Однако не ясно, в каком качестве он проходил по делу – был ли он сам подозреваемым или входил в круг знакомых и родственников подозреваемых. За последние два года в США были выдвинуты обвинения против пяти выходцев из Узбекистана и одного гражданина Казахстана, которые материально поддерживали террористическую группировку «Исламское государство» (запрещенная террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб., ДАИШ). Есть ли связь между Саиповым и этими людьми, неизвестно.



Турция откроет в Узбекистане два исследовательских института по вопросам религии
2017-11-01 17:24 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Комиссия Совета Высшего Образования Турции (СВО) под руководством профессора доктора Йекты Сарача начала работу по созданию в Узбекистане Международного научно-исследовательского центра имени Имама Бухари и Центра исламских исследований имени Имама Матуриди, сообщает Анадолу. О необходимости открыть такие институты, где изучались бы вопросы религии, договорились президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев во время визита узбекского лидера в Анкару.



Как передает государственное агентство Турции «Анадолу», Глава Совета Высшего Образования республики Йекта Сарач уже начал прорабатывать вопросы организации и создания инфраструктуры для будущих институтов. Чиновник вместе с делегацией от СВО в этом месяце посетит Узбекистан для более детального изучения вопроса.

Международный центр научных исследований имени Имама Бухари будет базироваться в Самарканде, в то время как Центр исламских исследований имени Имама Матуриди откроют в Ташкенте.

Напомним, во время совместной пресс-конференции лидеров Турции и Узбекистана в Анкаре Эрдоган заявил, что обе стороны пришли к решению о необходимости расширять сотрудничество во всем, что касается развития тюркско-исламской цивилизации. «Мы передали указания и инструкции по расширению совместной работы с Узбекистаном всем нашим министерствами и институтам. В свою очередь, я искренне рад тому, что Узбекистан солидарен с нами в этом вопросе. Даст Бог, создание Института Имама Бухари и Института Имама Матуриди сделает наш союз еще более крепким», - заметил турецкий президент.

Напомним, что визит Мирзиёева в Турцию состоялся 25-26 октября.



Китайская вежливость. Реплика Алексея Винокурова
2017-11-01 19:23 ferghana@ferghana.ru (Алексей Винокуров)

Китай обещает не допустить незаконной миграции своих граждан в Россию: премьер КНР Ли Кэцян, встречаясь с российским коллегой Дмитрием Медведевым, ясно дал понять, что китайские власти будут бороться с незаконной миграцией своих граждан в РФ, сообщает РИА Новости. Судя по словам Ли Кэцяна, Китай рассчитывает на рост посещений России законопослушными китайскими туристами и не заинтересован в росте нелегальной миграции.

Это заявление выглядит несколько загадочно. Понятно, что незаконные мигранты из Китая не просят разрешения у своих властей на то, чтобы нарушать наше миграционное законодательство. Большинство мигрантов не лезут под покровом ночи через пограничные заграждения, а въезжают в Россию вполне легально — по туристическим, учебным, деловым или любым другим визам. Незаконными мигрантами они становятся, когда заканчивается срок визы или когда они начинают заниматься деятельностью, которой их виза не предусматривает.

Так, например, много лет была популярна практика, когда под видом «студентов» в Россию въезжали великовозрастные бизнесмены, теневые торговцы и гастарбайтеры. Да и настоящие китайские студенты вместо того, чтобы учиться, часто подрабатывали здесь, например, гидами у соотечественников. В частных беседах сами граждане КНР иногда признаются, что в России гораздо больше китайцев, нарушающих миграционные правила, чем таких, кто соблюдает законы.

В целом же правительство Китая выезд граждан за рубеж скорее поощряет. Во-первых, это уменьшает безработицу в самом Китае. Во-вторых, заграничные китайцы помогают своим родственникам, оставшимся в Поднебесной. И, в третьих, китайцы, живущие за пределами родины, традиционно считаются дополнительным ресурсом влияния Китая на те страны, где они находятся. В отличие, скажем, от Советского Союза, где эмигрантов клеймили как предателей и изменников, в Китае к уехавшим гражданам всегда относились хорошо. Официально их называют хуацяо, то есть «китайский мост» или «мост в Китай», то есть нечто такое, что соединяет родину и заграницу.

Таким образом, ограничение миграции никогда не стояло в числе текущих задач современного Китая. Однако учитывая взаимный интерес России и Китая друг к другу, чисто теоретически можно предположить, что КНР могла бы пойти на такой шаг.

Вопрос: как технически Китай мог бы ограничить незаконную миграцию? Учитывая, что сведения о выехавших китайских гражданах сохраняются в компьютерах пограничной службы, Китай мог бы время от времени направлять уведомления российской ФМС о том, что у таких-то граждан истек срок визы и на территории России они находятся незаконно.

На практике, конечно, никто этим заниматься не будет. Да и что станет делать с такими уведомлениями российская миграционная служба? Объявлять в федеральный розыск людей с одинаковыми китайскими фамилиями и неразличимыми для нашего глаза физиономиями?

Другой ресурс — чисто идеологический. Правительство КНР могло бы развернуть кампанию в обществе с призывом не выезжать в Россию на работу. Подобные кампании в Китае, как ни удивительно, бывают довольно эффективны. Но в таком случае правительство должно будет обеспечивать работой в Китае тех китайцев, кто бы мог найти ее в России. И на этот шаг Китай, конечно, не пойдет, уж слишком он обременительный.

Таким образом, заявление Ли Кэцяна выглядит всего лишь знаком вежливости по отношению к российским партнерам. Поэтому рассчитывать на реальное уменьшение незаконных мигрантов из Китая нам не приходится.

Сейчас, как заявил Дмитрий Медведев, у нас рассматривается вопрос об увеличении до трех недель безвизового пребывания для граждан КНР, приезжающих в составе организованных групп. Такой шаг, конечно, может увеличить количество китайских туристов, но ограничить количество незаконных мигрантов он не в состоянии.

Алексей Винокуров



Что нам известно о террористе Сайфулло Саипове
2017-11-01 20:39 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Днем 31 октября – в разгар «Хэллоуина» – в Нью-Йорке произошел теракт. 29-летний мужчина за рулем арендованного грузового пикапа выскочил на высокой скорости на велосипедную дорожку, идущую вдоль берега реки Гудзон, и проехал несколько кварталов, давя случайных прохожих и велосипедистов. Затем пикап врезался в школьный автобус с детьми-инвалидами (несколько человек, находившихся в нем, получили ранения). Злоумышленник с криками «Аллаху Акбар!» вылез из кабины, держа в руках пистолет для пейнтбола и пневматическую винтовку. Прибывшие на место полицейские открыли по нему огонь, ранив в живот. Сейчас мужчина находится в больнице, ему сделали операцию и уже допросили. В результате теракта погибли восемь человек, 15 получили ранения.

Все это произошло у небоскреба One World Trade Center, неподалеку от места самого масштабного теракта в истории США. Практически сразу стало известно имя преступника – им оказался 29-летний выходец из Узбекистана Сайфулло Саипов. «Фергана» попыталась собрать всю информацию о нем.

Саипов родился в Ташкенте. До 2006 года вместе с семьей жил в доме по улице Бельтепа в Шайхантахурском районе города (в распоряжении агентства есть справка из адресного бюро). Нынешние владельцы квартиры, где жила семья Саиповых, сообщили корреспонденту «Ферганы», что они выписали Сайфулло по решению суда через пять лет после покупки жилья – в 2011-ом. Где сейчас живет его семья, им неизвестно. Соседка Саиповых рассказала, что Сайфулло воспитывался вместе с тремя сестрами. Его семью она назвала «современной» и «светской», отметив, что Сайфулло не посещал мечеть.


Справка из адресного бюро о прописке Саипова в Ташкенте. Фото © «Фергана»

В 2010 году Саипов перебрался в США. Информации о том, где он находился четыре года после продажи его семьей квартиры в Ташкенте, нет. Вместе с тем, интернет-издание Republic предположило, что Сайфулло мог несколько лет провести в Киргизии или даже в России. Издание исследовало два профиля террориста в Facebook. Сейчас они заблокированы, но журналистам удалось ознакомиться с их сохраненными копиями. Одним профилем Саипов пользовался до марта 2011 года, во втором последняя запись была сделана в конце февраля 2013 года. «На основе информации из социальной сети можно сделать вывод, что до переезда в Америку преступник жил в городе Узгене (Ошская область, Киргизия), а также в российской Вологде», - говорится в материале. Чуть ниже там же указано: «…один из друзей Саипова подтвердил Republic, что тот некоторое время жил в Оше».


Возле дома в Ташкенте, в котором жил Сайфулло Саипов. Фото © «Фергана»

Аккаунты Саипова в Facebook нашла группа активистов из Conflict Intelligence Team (это группа волонтеров, которая изучает военные конфликты на востоке Украины и в Сирии). Ее основатель Руслан Левиев сообщил, что в одном из аккаунтов все друзья террориста были узбеками из Оша, добавив, что в этом регионе (на почве межэтнических разногласий между киргизами и узбеками) успешно действуют вербовщики ИГИЛ.

В то же время, американские чиновники уже признали, что Саипов обратился к радикальному исламу на территории США.


Фото со страницы The Washington Times

Он попал в Соединенные Штаты, выиграв «грин-кард» в лотерею (в рамках программы «Визы для иммигрантов разных национальностей»). Президент Дональд Трамп, который ранее уже заявлял о своем намерении ее отменить, сразу после теракта заострил на этом внимание в своем Твиттере. «Мы боремся за иммиграцию на основании реальных заслуг. Не надо больше никаких демократических лотерейных систем. Мы должны стать намного более жесткими и умными», - написал он.


Фото со страницы The New York Times

Первое время Сайфулло жил в штате Огайо. Узбекский исламский активист и блогер Миррахмат Муминов познакомился с Саиповым, когда тот только перебрался в США. «Он не был хорошо образован и плохо знал Коран. Тогда он казался обычным нормальным человеком», - сообщил блогер ВВС. При этом он отметил, что Сайфулло «тосковал и чувствовал себя отделенным от своей общины». Другие знакомые Саипова также не замечали ничего странного в его поведении.



12 апреля 2013 года Саипов женился на своей соотечественнице Нозиме Одиловой. Из документов на сайте суда штата Огайо следует, что жена Саипова на шесть лет моложе него (Сайфулло на момент заключения брака было 25 лет, ей – 19). В качестве родного города Одиловой, как и у Саипова, указан Ташкент. В документах также приводятся имена родителей террориста – отец Хабибула Саипов и мать Мукаддас Иргашова, и его жены – отец Абдужалит Адилов, мать Нодира Агзомова.

Сайт Cleveland.com, ссылаясь на копию брачного свидетельства, пишет, что церемония бракосочетания Саипова и Одиловой была проведена в их квартире в Кайахога-Фолс (штат Огайо) неким человеком по имени «Абдулла».

Позднее Саипов с женой переехал во Флориду, где работал водителем грузовика, а затем – в Патерсон (Нью-Джерси). По информации Newsday, к тому моменту в его семье родилось трое детей (некоторые СМИ сообщает, что у Саипова и Одиловой двое детей). В Нью-Джерси Сайфулло работал водителем в Uber. В компании подтвердили, что он прошел ее проверку и активно пользовался платформой более шести месяцев. По данным Foxnews, Саипов совершил в общей сложности 1400 поездок. За время работы на него не было подано ни одной жалобы. Сейчас он заблокирован в приложении.



В целом, по данным СМИ, Саипов не имел проблем с законом, если не считать двух штрафов за нарушение правил дорожного движения. Однако The New York Times написала, что полиция ранее собирала о нем информацию в рамках следствия, не связанного с терактом. Пока не ясно, в каком качестве Саипов проходил по делу – был ли он сам подозреваемым или входил в круг знакомых и родственников подозреваемых. Издание напоминает, что за последние два года в США были выдвинуты обвинения против пяти выходцев из Узбекистана и одного гражданина Казахстана, которые материально поддерживали террористическую группировку «Исламское государство» (запрещенная террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб., ДАИШ). Есть ли связь между Саиповым и этими людьми, неизвестно.

По данным CNN, на месте теракта Саипов оставил записку, в которой говорится, что его действия были совершены во имя «Исламского государства».


Фото со страницы The New York Times

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев уже выразил соболезнования родственникам жертв теракта и предложил помощь в его расследовании. Министерство иностранных дел Узбекистана сообщило, что проверяет данные о Саипове. В то же время, по информации источников Радио «Свобода», в Узбекистане уже допрашивают его родственников – отца, мать и сестру.



В избранное