Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Пакистан выпустил соратника бен Ладена. Ответ на обвинения США в поддержке <<Аль-Каиды>>?



Пакистан выпустил соратника бен Ладена. Ответ на обвинения США в поддержке «Аль-Каиды»?
2011-09-29 15:39 ИА Фергана.Ру

Пакистан выпустил на волю Амина аль-Хака - одного из лидеров «Аль-Каиды» и ближайшего соратника Усамы бен Ладена, сообщает Газета.Ру со ссылкой на CBS News.

По данным источников CBS в Исламабаде, властям Пакистана не удалось доказать необходимость дальнейшего заключения аль-Хака, так как он, по их сведениям, «не играл ключевой роли» в «Аль-Каиде» и «не располагает важной информацией».

«Аль-Хак был арестован по ошибке, полиция не смогла доказать какую-либо его связь с Усамой бен Ладеном, поэтому суд освободил его», – цитирует британская газета The Telegraph одного из пакистанских чиновников.

Как отмечает CBS, освобождение аль-Хака вызывает большие вопросы к заявлениям Пакистана о его желании бороться с исламистскими группировками.

Отношения Вашингтона и Исламабада серьезно испортились после того, как в мае на территории Пакистана американский десант самостоятельно провел операцию, в результате которой был убит лидер «Аль-Каиды» Усама бен Ладен. В ходе предыдущих операций, когда бен Ладену удавалось скрыться, американцы сотрудничали с пакистанской стороной. Уничтожение бен Ладена под Исламабадом, «двуличие» Пакистана, который вроде бы действовал в качестве союзника США в войне с «джихадом», но одновременно укрывал «террориста №1» и тысячи отдельных талибов, сильно разозлило целый ряд американских политиков.

17 сентября посол США в Пакистане заявил о том, что представительство США в столице Афганистана атаковала сеть «Хаккани», близкая к Исламабаду. А 28 сентября председатель объединенного комитета начальников штабов США Майк Муллен, выступая в фонде Карнеги, обвинил пакистанское руководство в том, что оно решает свои задачи руками боевиков.

Международное информационное агентство «Фергана»



Казахстан: Сенат принял закон о религии. Правозащитники считают документ дискриминационным
2011-09-29 17:10 ИА Фергана.Ру

29 сентября Сенат (верхняя палата парламента) Казахстана принял закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», сообщают Новости Казахстана.

«В документе систематизирован порядок создания, госрегистрации, реорганизации и ликвидации религиозных объединений. Основным нововведением является определение статуса религиозного объединения», - рассказал глава агентства по делам религий Кайрат Лама Шариф.

Согласно закону, местное объединение могут создать не менее 50 верующих, региональное - не менее 500, республиканское - не менее пяти тысяч граждан Казахстана, исповедующих одно вероучение. При этом местное религиозное объединение можно создать в пределах одной области, региональное - не менее двух областей, а республиканское - на всей территории страны с соответствующими филиалами и представительствами во всех регионах.

Законом вводится запрет на молитвенные комнаты в государственных учреждениях, объектах образования и здравоохранения, в воинских частях, однако не запрещается проведение церемоний и религиозных обрядов вне рабочего места. Закон обязывает госагентство по делам религий проверять всю религиозную литературу, материалы и тексты, а также следить за тем, чтобы их распространение осуществлялось только в специально отведенных для этого помещениях и культовых сооружениях. Все миссионеры, в том числе граждане Казахстана, должны быть зарегистрированы, и ежегодно проходить регистрацию в государственном агентстве по делам религий.

Закон вызвал неоднозначную реакцию в казахстанском обществе. Депутаты мажилиса (нижняя палата парламента) одобрили проект закона и передали его на рассмотрение в сенат, а ряд НПО потребовал пересмотреть документ и отправить Кайрата Ламу Шарифа в отставку.

Международная правозащитная организация Freedom House считает, что этот закон нарушает право казахстанцев на свободу вероисповедания и в своем заявлении просила сенат отклонить законопроект. Организация напомнила, что законопроект «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» был предложен президентом страны Нурсултаном Назарбаевым 5 сентября с целью предотвращения роста религиозного экстремизма в стране. В случае его принятия сенатом регистрация всех ныне существующих религиозных организаций будет аннулирована, в связи с чем они должны будут повторно регистрироваться.

«Даже в период председательства в ОБСЕ правительство Казахстана продолжало оказывать давление на членов религиозных меньшинств. Последний законопроект указывает на то, что ситуация с правами человека и свободой вероисповедания продолжает ухудшаться. Граждане Казахстана заслуживают, чтобы правительство признало фундаментальные свободы в качестве основного элемента, обеспечивающего законность, поэтому мы призываем сенат и президента Назарбаева не допустить принятия этого репрессивного законопроекта», - заявляла Freedom House.

Она напомнила, что прежние попытки правительства Казахстана ввести ограничения в отношении религиозных организаций в 2002 и 2009 годах не увенчались успехом. Тогда законопроекты были признаны Конституционным советом несоответствующими статьям 14 и 39 Конституции, которые запрещают любую дискриминацию по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии.

Казахстан признан «несвободной страной» в рейтинге Freedom House «Свобода в мире» за 2011 год, в исследовании состояния политических и гражданских свобод, а также «страной с несвободными СМИ» в рейтинге свободы прессы.

Однако Кайрат Лама Шариф опроверг заявление Freedom House и заявил, что Казахстан не считает, что одобренный парламентом законопроект «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» нарушает права человека. По его словам, проект закона разрабатывался и обсуждался в обществе с 2006 года, семь раз в него вносились изменения и дополнения. «Сейчас этот закон устраивает всех. Свидетельство тому - депутаты мажилиса и сената парламента в основном поддержали его», - цитирует Ламу Шарифа Азаттык (казахская служба Радио Свобода).

Международное информационное агентство «Фергана»



«Бронежилет» для Каримова
2011-09-29 17:12 Я.Норбутаев

Вот и на этот раз все началось со слухов.

С первых же дней текущей осени в определенных кругах неожиданно заговорили о том, что, дескать, американский Конгресс уже почти готов (!) снять запрет на поставку оружия в Узбекистан, который был наложен еще в 2004 году.

Невнятные толки наконец-таки материализовались в заявлении правозащитной организации Human Rights Watch, в коем Белый дом и его хозяин были подвергнуты резкой критике за потакание очередным капризам Ташкента.

Кого вооружать собираемся? У кого на поводу идем?

Данные претензии к правительству США представляются вполне обоснованными, и потому от них просто так не отмахнешься. Не те сегодня времена.

Стоит ли, господин американский президент, ради сиюминутной политической выгоды отказываться от основных принципов демократии, идти на поводу у режима, перманентно нарушающего права собственных граждан и осуществляющего жесткие репрессии против инакомыслящих? Мало того, не просто оказывать экономическую помощь диктатору, но еще и снабжать его оружием! Против кого оно, это оружие, может быть впоследствии применено?.. – вот в чем вопрос.

Не составляет большого секрета и то, что средства выделяемые Узбекистану за возможность беспрепятственно осуществлять перевозки по «Северному маршруту», самым натуральным образом разворовываются чиновниками из каримовской камарильи.

И это, между прочим, происходит на фоне того, что трещащая по швам узбекская казна остро нуждается в американском денежном вспомоществовании, причем не меньше, чем сами американцы в надежном пути снабжения войск в Афганистане.

Так почему бы принципиально не потребовать от Каримова взаимных (!) уступок? Демократических преобразований в стране, причем не на словах, а на деле, в обмен на экономическую помощь. Точнее даже не за помощь, а соответствующую оплату транзита, превышающую размеры принятые в международной практике. Не слишком ли далеко зашел процесс задабривания среднеазиатского царька?

В конце концов - черт с тобой, бери деньги, но уж сделай хоть что-нибудь, хотя бы для блезира, для нашего оправдания в глазах демократической общественности! Неужели США не имеют для этого эффективных рычагов, или налицо тривиальные провалы американской дипломатии в методах общения с зарвавшимся тираническим режимом?

И вообще - не пора ли уже прекратить заигрывания с диктатором!

Да, со сложной проблемой столкнулись на этот раз американские конгрессмены. Можно было бы им, конечно же, и зубы по такому случаю показать. Разве кто-нибудь имеет право так ультимативно требовать преференций от Америки?

Только если вдруг норовистый Ислам Каримов привычно взбрыкнет и даст Пентагону от ворот поворот? Что тогда?

Ладно бы просто денег он просил, так теперь ему еще и оружие подавай! Кстати, какое именно оружие имеется в виду?

Единственная дополнительная информация по этому вопросу (со слов Стива ЛеВейна (Steve LeVine) из «Foreign Policy») сводится к тому, что Узбекистан, мол, слезно просит выделить ему... бронежилеты, так необходимые для защиты Северной сети от афганских боевиков.

Ох уж эти бронежилеты! Гарантия целости и сохранности узбекской армии. Ну не смешно ли? Дайте их нам, иначе пропадем зазря!

Как тот сельский попик, который требовал у архиерея срочно его вооружить, мотивируя свою просьбу тем, что, мол, «тяжело в деревне без нагана».

Для чего же Исламу Каримову так внезапно потребовалось американское оружие? Тому самому Каримову, который своими реформами уже фактически раскассировал регулярную армию Узбекистана. И вдруг спохватился?

О реальной боеспособности ВС Узбекистана уже написано немало, повторятбся не стоит. Недавно тамошнее телевидение в который уже раз показало навязший в зубах патриотический документальный фильм из жизни воинов. Бравые десантники, аки тигры, прыгают через горящий обруч, а один из них, самый отчаянный, разбивает об свой калган кирпичи и пустые бутылки. Калган все выдержал, видимо, именно он и олицетворяет собой несокрушимость узбекской армии. Но это – к слову.

Сам же Ислам Абдуганиевич, будьте уверены, ничего «просто так» не делает. За его решениями, как правило, просматривается если не тройной, то уж наверняка двойной смысл. Вот и на этот раз в его просьбе о поставках американского оружия легко угадывается своеобразный месседж Москве: смотрите, я больше не нуждаюсь в вашем хваленом оружии! И ваш ОДКБ мне теперь не требуется, найдутся и другие поставщики!

Но ведь можно было бы Каримову еще чуток потерпеть? Ведь американцы уже в самом ближайшем времени все свое оружие из Афганистана обратно домой не повезут, много чего останется. В чьи руки его, это оружие б/у, придется вложить, кому доверить? Конечно же – презентовать узбекскому президенту! Заслужил!

Но у Ислама Абдуганиевича, надо понимать, прямо свербит в одном месте, не терпится ему московским правителям ежа в их общие штаны запустить. И еще – почему бы дополнительно не получить кое-чего от американцев, на халяву. Пока еще можно брать – бери, потом поздно будет.

Не так давно один очень большой специалист в области военного дела (отставной сержант) абсолютно справедливо заметил, что Узбекистану не резон брать на вооружение образцы натовского оружия. И это действительно так. Пришлось бы в срочном порядке переделывать множество наставлений по применению этого оружия, вплоть до внесения изменений в боевые Уставы. Качество и боевые характеристики вооружения определяет тактику его использования. Да и возникнут проблемы с переучиванием личного состава и офицеров. Короче – хлопот полон рот.

Тут мы и подходим к главному вопросу – какое именно оружие попросил/потребовал Ислам Каримов у американцев?

Таким же вопросом озадачились и американские конгрессмены перед тем, как принять окончательное решение. Чего же конкретно просит у нас этот Каримов? Что ему нужно – танки, самолеты, артиллерия? Или только новейшие, самые последние образцы военной техники? Такое, чтобы ни у кого в округе ничего подобного не было? Тогда в каком количестве? Ежели одни лишь бронежилеты, так – why not? И сколько эшелонов этого добра ему необходимо?

22 сентября Конгресс США рассмотрел данный вопрос и принципиально дал свое согласие на возобновление поставок вооружения в Узбекистан. Прагматичность победила, но прежде чем огласить свое решение, задался вопросом – какое, конкретно оружие требуется режиму Каримова и для каких целей?

Для уточнения сего и побывала в Ташкенте еще 19 сентября американская делегация во главе с министром военно-морских сил Реем Мэбусом (Ray Mabus). Решение конгрессменов пока еще не оглашено, и это напрямую связано с теми сведениями (узбекской заявкой), которые были получены военно-морским министром. Возможно, что в дальнейшем этот документ получит название – «Список Мэбуса».

Назовите это опять же слухами или инсайдерской информацией, но кое-что из данного списка уже стало известным и, наверняка, в ближайшее время также станет достоянием широкой общественности, причем официально.

Чего же на этот раз запросил для себя Узбекистан «в целях защиты от афганских боевиков»? Ничего особенного. Практически то же самое, что представлялось в аналогичных заявках до 2004 года. Бронированные автомобили повышенной проходимости, снайперские винтовки, современные средства разминирования, аппаратура для сканирования местности с воздуха, приборы ночного видения, индивидуальные средства связи, аппаратура, позволяющая прослушивать телефонные переговоры, вторгаться в социальные сети (new!), осуществлять контроль над Интернетом и прочее. Ну и, конечно же, – пресловутые бронежилеты.

Специалисты из Пентагона дали конгрессменам свои разъяснения по данному вопросу. Все перечисленные наименования оружия и военной техники могут, оказывается, иметь двойное назначение. С их помощью возможно не только успешно противостоять афганским боевикам, обороняться, но и успешно использовать против.., скажем так, возможных инсургентов. Контролировать в стране проявления первых симптомов начала «арабской весны». Контролировать и жестко пресекать на корню.

Поэтому-то американские законодатели, хотя принципиально и согласились на снятие оружейного эмбарго, но окончательного вердикта пока не вынесли. Побаиваются реакции международных правозащитных организаций.

Как же так? Оказывается, Ислам Каримов требует, на самом деле, не средства для защиты путей снабжения американских войск от боевиков, а все необходимое для усиления своей личной безопасности! Выражаясь фигурально - «персональный бронежилет». А как же настоящие враги Отечества, которые могут хлынуть из-за рубежа? Но до их возможного вторжения еще дожить надо. Ислам Абдуганиевич, по понятным причинам, так далеко не загадывает.

И выходит так, что американцам отказать узбекскому президенту никак нельзя: обидится он и опять какую-нибудь экстравагантную фортель выкинет. Что же делать прикажете?

Само собой напрашивается незатейливое «соломоново решение»: запрет на поставку оружия в Узбекистан – снять, а «список Мэбуса» - урезать.

Вам, господин Каримов, требуются бронежилеты? Извольте их получить. Сколько? Сколько вам потребуется, столько и дадим. Хоть по два таких на каждого бойца напяльте. И еще кое-что, по мелочи, выделим. А остальное? Остальное – завтра. Или послезавтра. Кстати, как там насчет реальных демократических преобразований в вашей стране? Когда они начнутся? Завтра, говорите?.. Ну-ну…

Американским конгрессменам выложить такое прямо в лоб Исламу Абдуганиевичу как-то несподручно, а вот если сам Барак Хусейнович нечто подобное в личной беседе, допустим, телефонной, преподнесет, то узбекский президент немедленно растает, на все подпишется и еще довольным останется.

«Вещуньина с похвал вскружилась голова»! Как же, сам Баракжон к нему с личной просьбой обратился…

Знай наших!

Ядгор Норбутаев

Международное информационное агентство «Фергана»



Ислам Каримов и Барак Обама намерены продолжить узбекско-американский диалог
2011-09-29 17:33 ИА Фергана.Ру

Президенты Узбекистана и США Ислам Каримов и Барак Обама подтвердили готовность Ташкента и Вашингтона к наращиванию узбекско-американского партнерства.

В ходе телефонной беседы, состоявшейся 28 сентября, президенты заявили о планах продолжения «открытого и полноценного политического диалога», а также заинтересованность в дальнейшем наращивании узбекско-американского партнерства «на принципах взаимного уважения и партнерства», сообщил пресс-служба президента Узбекистана.

«Главы государств подчеркнули наличие общих интересов не только в рамках многопланового двустороннего сотрудничества, но и в контексте перспективных направлений взаимодействия по региональным и международным проблемам», - сообщил собеседник агентства.

По его данным, президент США выразил признательность за содействие Узбекистана в урегулировании афганской проблемы.

«Президент Барак Обама выразил признательность правительства Соединенных Штатов за содействие Узбекистана в урегулировании афганской проблемы и оказании помощи Афганистану в мирном восстановлении страны», - сообщил он.

Президент США поздравил главу Узбекистана с 20-летней годовщиной независимости, дав при этом высокую оценку достижениям страны за эти годы и подчеркнув ее ключевое значение в обеспечении стабильности и безопасности в регионе.

Была подтверждена приверженность США к последовательному продолжению сотрудничеству с Узбекистаном по широкому кругу торгово- экономических и инвестиционных проектов, налаживания диалога между гражданскими обществами двух стран, сказали в аппарате президента.

Напомним, США глубоко заинтересованы в партнерстве с Узбекистаном, главным образом, по вопросам функционирования Северной сети поставок топлива и грузов для военной операции в Афганистане. На фоне осложнения отношений Штатов с Пакистаном именно транспортный путь через Россию, Казахстан и Узбекистан становится для войск НАТО главной артерией снабжения, а также маршрутом предполагаемого вывода войск.

Международное информационное агентство «Фергана»



Таджикистан: Прокурор потребовал для журналиста «Нури зиндаги» 16 лет заключения
2011-09-29 17:53 ИА Фергана.Ру

29 сентября прокурор, представлявший сторону государственного обвинения на суде по делу журналиста газеты «Нури зиндаги» Махмадюсуфа Исмоилова, потребовал для подсудимого 16 лет лишения свободы, сообщает Азия-плюс.

Адвокат журналиста Мухаббат Джураева заявила, что сторона защиты категорически не согласна с требованием гособвинения, и просила суд освободить журналиста от наказания, так как ни одно предъявленное ему обвинение не было, по ее словам, доказано в ходе следствия.

Махмадюсуф Исмоилов был задержан в Худжанде правоохранительными органами Согдийской области 23 ноября 2010 года и до сих пор находится в предварительном заключении. Ему инкриминируются статьи 135 (Клевета), 136 (Оскорбление), 189 часть 2 (Возбуждение национальной, расовой, этнической или религиозной вражды) и 250 (Вымогательство) Уголовного кодекса Таджикистана.

Главный редактор «Нури зиндаги» Джума Мирзо считает, что мотивом для ареста журналиста послужила его профессиональная деятельность. По его словам, материалы Исмоилова, опубликованные в изданиях «Нури зиндаги» и «Истиклол» («Независимость»), имели широкий резонанс.

В декабре 2010 года Международная неправительственная организация «Репортеры без границ» (Reporters Without Borders) потребовала освобождения Махмадюсуфа Исмоилова, сообщив, что его преследуют за публикации, в которых он обличает коррупцию.

«Исмоилов был арестован по указанию районной прокуратуры через день после выхода его статьи, в которой он обличал коррупцию и рассказывал о беззаконных действиях властей. Статья была опубликована в газете «Истиклол». Совершенно очевидно, что арест журналиста преследует одну цель – прекратить его деятельность в качестве областного корреспондента», - говорилось в заявлении правозащитников.

Работая в Худжанде в качестве корреспондента различных изданий, в частности, в национальном еженедельнике «Нури Зиндаги», Исмоилов в течение трех лет неоднократно критиковал местную администрацию. «Весьма печально, что единственным ответом властей на критику со стороны журналиста стал его арест. Также весьма сомнительно, что прокурор района Анвар Каноат будет проводить расследование беспристрастно», - говорилось в заявлении «Репортеров».

Следующее заседание суда состоится 3 октября.

Международное информационное агентство «Фергана»



Военная помощь США Узбекистану: Во благо или во вред?
2011-09-29 19:21 Пулат Ахунов

В отличие от многих других оппозиционеров, известный узбекский политик Пулат Ахунов, живущий в изгнании, одобряет решение Конгресса США снять «правозащитные» ограничения на поставки вооружения в Узбекистан. По его мнению, узбекская армия должна быть сильной и мобильной, а военная помощь, оказываемая со стороны США, будет направлена на модернизацию и оснащение военных Узбекистана современными технологиями. Особенно это пригодится в том случае, если США уйдут из Афганистана и талибы вновь придут к власти.

С позицией Пулата Ахунова категорически не согласен блогер Ядгор Норбутаев. Оба мнения – вниманию читателей «Ферганы».

* * *

Пулат Ахунов
Пулат Ахунов
В связи с тем, что Барак Обама обратился к Конгрессу с просьбой о снятии ограничений на оказание военной помощи Узбекистану, в различных узбекских оппозиционных движениях и группах развернулась кампания протеста против такого решения президента США. Одно из таких протестных заявлений было опубликовано от имени движения происламской направленности, которое было создано некоторое время назад в Германии Мухаммедом Салихом. В связи с этим я хочу коротко изложить мой взгляд на этот вопрос.

Я совершенно не согласен с теми, кто протестует по этому важному вопросу, касающемуся обороноспособности моей страны, Узбекистана. Я уже много раз заявлял о том, что быть оппозиционером - это не значит быть противником руководства Узбекистана во всем. У оппозиции и правительства всегда есть интересы, которые являются общими, например, это касается региональной безопасности и обороноспособности нашей страны против внешних угроз.

Человеку, занимающемуся политикой, необходимо сначала хорошенько подумать, прежде чем делать какие-либо заявления. И именно по вопросу о снятии ограничений на оказание военной помощи Узбекистану нельзя делать скоропалительных выводов и начинать протестовать.

Что плохого в том, что США снимут ограничения на оказание военной помощи нашей стране? Кто-нибудь из протестующих смог конкретно ответить на этот вопрос? Единственный аргумент, который выдвигается, это то, что якобы военная помощь США будет использоваться для подавления волнений, подобных андижанским. Но это очень слабый аргумент, так как для подавления таких волнений всегда используется обычное вооружение, огромное количество которого Узбекистан получил после распада СССР, и его хватит на ближайшие 10-15 лет. Тем более стоит напомнить тем, кто не знает, что во время подавления выступления исламистов в Андижане было использовано оружие, поставленное из России.

БРОНЕЖИЛЕТ ДЛЯ КАРИМОВА

«Оружие и военная техника, поставляемая из США в Узбекистан, может иметь двойное назначение. С их помощью можно не только успешно противостоять афганским боевикам, обороняться, но и контролировать в стране проявления первых симптомов начала «арабской весны». Контролировать и жестко пресекать на корню. Поэтому-то американские законодатели, хотя принципиально и согласились на снятие оружейного эмбарго, но окончательного вердикта пока не вынесли. Побаиваются реакции международных правозащитных организаций…» Блог Ядгора Норбутаева
Военная помощь, которую США окажут Узбекистану, будет направлена на модернизацию узбекской армии, оснащение ее современными военными технологиями. Мы не должны забывать, что средства узбекского ПВО, ракетно-артиллерийское оборудование, тяжелые средства передвижения, коммуникационное оснащение и многое другое, что имеется сейчас на вооружении нашей армии, уже физически и морально устарели.

С учетом того, что мы граничим с несколькими странами, которые нестабильны и находятся на грани потери своей государственности, наша армия должна быть сильной и мобильной в случае возникновения региональных конфликтов. Именно в связи с этим я хочу задать вопрос тем, кто протестует против военной помощи Узбекистану. Кто должен об этом думать, как не мы? Кто нам окажет военную помощь, если Россия, которая помогала нам раньше, сама закупает военные технологии за рубежом, а российское министерство обороны отказывается приобретать оружие у своих российских производителей?

Я уже не говорю об угрозах, исходящих из Афганистана. Всем известно, что «Талибан» не побежден, и если США уйдут из Афганистана и талибы вновь придут к власти, наша узбекская армия должна быть так оснащена и обучена, чтобы она могла защитить наш регион от нашествия талибов. Именно поэтому мы должны поддерживать все действия, направленные на усиление и модернизацию вооруженных сил Узбекистана.

Именно поэтому я буду полностью поддерживать решение Конгресса США о снятии ограничений на оказание военной помощи Узбекистану.

Пулат Ахунов, заместитель председателя партии «Бирлик», бывший Народный депутат СССР

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное