Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Леонид Папырин: <<Водные проблемы Центральной Азии>>



Леонид Папырин: «Водные проблемы Центральной Азии»
2011-09-19 23:52 Фергана

С 7 по 9 сентября 2011 года в городке Крыница Здруй на юге Польши прошел экономический форум «Европейские дилеммы: партнерство или соперничество». На представительном международном форуме присутствовали гости из России и стран Центральной Азии.

В частности, на форуме был прочитан доклад «Водные проблемы Центральной Азии». Его автор – хорошо известный нашему читателю российский гидрогеолог, член экспертного совета международного информагентства «Фергана» Леонид Папырин.

«Фергана» рекомендует данный доклад для чтения не только специалистам в той области, что означена в названии оклада, но также и всем интересующимся экономическими, политическими, экологическими проблемами всего Центральноазиатского региона.

Полный текст доклада доступен на личном веб-сайте Леонида Павловича Папырина.

Комментарии к прочитанному докладу вы можете оставить и на нашем сайте здесь.

Международное информационное агентство «Фергана»



Кыргызстан: Сын известной правозащитницы захвачен милиционерами, обвинен в разбое, затем отпущен
2011-09-20 21:35 ИА Фергана.Ру

Как стало известно «Фергане», сегодня, 20 сентября 2011 года, около 19:15-19:40 по бишкекскому времени в столице Кыргызстана 19-летний сын известной правозащитницы Азизы Абдирасуловой Марсель был вызван из дому четырьмя неизвестными людьми (как позже выяснилось, оперативниками) и с применением насилия увезен в неизвестном направлении.

Спустя два часа Марсель был обнаружен в РОВД Свердловского района Бишкека. Он позвонил с неизвестного номера своей матери и успел только сказать, что его задержали якобы за драку, но в чем именно дело - он так и не понял. Затем трубку взял следователь, который, не представившись, сообщил Азизе Абдирасуловой, что ее сын находится в Свердловском РОВД, в кабинете №17.

Прибывшим на место адвокатам, один из которых - известный юрист Нурбек Токтакунов, пропуск к Марселю вначале перекрывали люди с автоматами. Спустя некоторое время Нурбека Токтакунова все же пустили к Марселю Абдирасулову.

Как объяснил адвокату следователь, в отношении Абдирасулова возбуждено уголовное дело по статье 168 Уголовного Кодекса Киргизии «Разбой».

«Странно, что дело было возбуждено еще 9 августа, а моего подзащитного задержали только сегодня. Естественно, что Марсель свою вину отрицает, ни в каких разбоях он не участвовал», - заявил Нурбек Токтакунов. Сейчас Абдирасулова отпустили под поручительство родственников, при условии, что они завтра в 09:30 обеспечат его явку в РОВД.

С вопросом о том, как Азиза Абдирасулова расценивает произошедшее, «Фергана» обратилась правозащитнице, которая в настоящий момент находится в командировке на юге Киргизии.

«Это уже второй подобный случай. Первый произошел 28 февраля этого года. Утром 1 марта я должна была вылететь в Турцию на два месяца. Вечером 28 февраля неизвестные напали на моего сына и избили. Он без сознания оставался лежать на улице, пока не был обнаружен. Тогда мы положили его в больницу, по факту сразу же написали заявление в милицию. Через два часа милиционеры задержали его друзей… Мой телефон всегда прослушивается, видимо, те, кому это было выгодно, знали, что я покидаю страну надолго… Но я не могла покинуть страну, зная, что могут посадить друзей моего сына, ведь истинного виновника они не нашли. Тогда мы сказали милиционерам, что не имеем к этим молодым людей претензий, и их отпустили. Видимо, кому-то было выгодно устраивать все это дело, и именно перед моим отъездом, когда у меня не было возможности разбираться», - рассказала нам правозащитница.

«В этот раз, еще три дня назад, я, мой супруг и старшая дочь выехали на юг страны проводить стратегическое планирование для нашей организации. Сына некому было защищать. И вот вечером в наш дом приезжает четверо неизвестных людей, которые насильно увозят моего сына. Вместе с Марселем дома находилась еще одна моя двадцатилетняя дочь. Эти люди могли ее поставить в известность, зачем и куда они забирают ее брата. Но они делать этого не стали, а насильно увезли моего сына из дома. Потом он оказывается в РОВД. И сейчас замначальника РОВД пытается убедить меня, что якобы мой сын еще в июне совершил какое-то уголовное деяние. А задерживают его сейчас, когда дома никого нет. Это очень подозрительно».

Произошедшее Абдирасулова связывает со своей правозащитной деятельностью.

«13 сентября я с жёсткой критикой выступала на заседании Общественного Наблюдательного совета при МВД. 14 сентября – на парламентских слушаниях по вопросу пыток. Ведь только за последний месяц мы выявили 10 фактов применения пыток со стороны сотрудников МВД и ГКНБ. Возможно, что произошедшее связано с этими моими выступлениями. И сегодня руководство РОВД предлагает мне: «Давайте что-то делать». А что мне делать? На коленях просить прощения? Что мне сделать, чтобы дело велось в соответствии с законом? К моему сыну даже адвоката не хотели пускать. Что это означает? Лично я пока затрудняюсь ответить на этот вопрос. Но я начинаю очень сильно переживать за своих детей. Видимо, они понимают, что это мое больное место. Да для каждой матери ее дети будут больным местом», - сказала Азиза Абдирасулова.

«Фергана» продолжает следить за развитием событий.

Международное информационное агентство «Фергана»



Невыносимая легкость бытия Маржан Сатрапи
2011-09-21 02:03 Ольга Тараненко (Москва)

Маржан Сатрапи, чей комикс «Персеполис» вошел в десятку лучших книг последнего десятилетия, представила свой новый фильм на недавнем Венецианском кинофестивале.

Последняя картина Маржан, литературной и кинознаменитости, иранки, живущей в Париже, у нас, к сожалению, малоизвестной, - тоже поставлена по ее же комиксу.

…Тут надо бы отвлечься и кое-что пояснить. Политический комикс – для нас явление не очень известное: я сама услышала о таком виде искусства лет пять назад. И то, что Маржан именно на этой ниве стяжала мировую славу, нам может показаться несколько экзотичным.

«Лучшая книга десятилетия»? Или, вернее, одна из лучших? Как это? Объявить «живым классиком» совсем еще молодую женщину (сейчас Маржан едва перешагнула сорокалетний рубеж, не возраст для классика)?

Дать литературную премию за какие-то там «картинки» с незатейливыми подписями-диалогами под ними? Шарлатанство, мистификация, попса на марше: какой-нибудь строгий ревнитель литературных жанров именно так бы и сказал. Дескать, в стране Толстого такой номер бы не прошел: к тому же книги Маржан на русском до сих пор так и не вышли. Хотя переведены на 16 языков, включая китайский, и имеют огромные тиражи: она и вправду – знаменитость…

Во Франции «Персеполис» стал даже обязательным для изучения в школе. Тот факт, что Маржан повторила успех, выпустив еще три серии «Персеполиса», никоим образом не охладил пыла литературных критиков: три последующих выпуска этого комикса так же популярны, как и первый, разорвавшийся, словно литературная бомба.

Страница из комикса Персеполис
Страница из комикса «Персеполис»

Не устояло перед обаяниям ее юмора, горечи, ее сердечности пополам с озорством, ее горячим сердцем и лукавой иронией и высокомерное каннское жюри: когда писательница решилась сделать мультик по своему комиксу, то тут же получила одну из престижнейших премий Каннского кинофестиваля. И это в юбилейный для Канна, 2007-й год, когда фестиваль отмечал свое шестидесятилетие, и программа была более чем сильной!

Похоже, г-жа Сатрапи разнообразно талантлива: за что ни возьмется, все ей дается. Пусть и не без труда, но всякий раз с блистательными результатами…

Притом, что «Персеполис» - и комикс, и мультик, - «всего-то» повествуют о ее собственной жизни, об эмиграции из Ирана, о горьком возвращении, о новом бегстве в Париж. Естественно, на фоне страшных политических событий: свержении шаха, исламской революции, ирано-иракской войны, казнях, цензуре, угнетении женщин, бесконечных запретах и так далее и тому подобное.

Сатрапи, аристократка по рождению, вынужденная стать беженкой в далекой и высокомерной Европе, где ее не всегда воспринимали сообразно ее статусу и дарованиям, сполна хлебнула горького хлеба «гастарбайтера». Бывали дни, когда нечего было есть и негде было ночевать…

Любопытно, что теперь, когда у нее все в порядке и ночлежка ей не грозит, она вновь испытывает судьбу: как говорит сама Маржан, можно было бы преспокойно снять еще три серии «Персеполиса» и разъезжать на лимузинах. Если уж фильм заметила оскаровская академия, и Сатрапи и ее помощника Венсана Паронно номинировали даже на заокеанскую премию, заветного истукана, о котором мало кто в кинематографическом мире не мечтает…

Однако она не успокаивается и предпринимает нечто кардинально новое: теперь Маржан мечтает снять полнометражный фильм с живыми актерами по своему комиксу «Цыпленок со сливами». Будучи в своем роде наивной (она сама часто говорит о своем простодушии), Маржан решает, что после оскаровской номинации ей удастся легко и непринужденно достать денег на «настоящее» кино.

Как бы не так. Осторожные продюсеры советуют закрепить успех, продолжая рисовать «мультики». Живые актеры (к тому же сплошь звезды - Кьяра Мастроянни, Мария Де Медейрос, Изабелла Росселлини, Матье Амальрик) – это вам не рисованные куколки, попробуйте, не имея опыта работы в театре, с ними справиться!

И, если не иронизировать, высмеивая «трусость» спонсоров, то и их можно вполне понять: будучи талантливой художницей и писательницей, г-жа Сатрапи действительно никогда не управляла командой актеров. Что, на мой взгляд, и есть самое трудное в кино…

Результат – если забежать немного вперед – опять получился совершенно изумительным. На мой взгляд, «Цыпленок со сливами» - одна из самых лучших картин Венецианского кинофестиваля-68. Если не лучшая…

История о том, как некий музыкант, влюбившись в девушку по имени Иран (!) и имея нелюбимую жену, умирает от великой любви, может показаться несвоевременной (о чем ей не раз говорили продюсеры) и даже искусственной. Но – не в мире Маржан: любую сказку, с сентиментальной или возвышенной, совершенно «не актуальной» начинкой, она, как выяснилось, может превратить в волшебство, феерию, придать ей новое звучание, когда все возвышенные слова, от которых в иных устах тошнит, приобретают вдруг новый смысл.

Интересно, что история, рассказанная в «Цыпленке» — абсолютно реальна и произошла с одним из иранских родственников Сатрапи в конце пятидесятых. Да и героя Матье Амальрика зовут точно так же, как родного дядю Маржан – Насер Али. Этот самый дядя, музыкант, у которого в жизни было всего две страсти – девушка, на которой ему не дали жениться ее богатые родители, и скрипка, которую в припадке злобы разбила жена, действительно, как рассказывает Маржан, принял решение умереть. Назначив определенный срок – 8 дней. И что же?

Именно через восемь дней, чуть ли не час в час, Насер Али прощается с родными и уходит в мир иной. Разбитая скрипка служит детонатором его неудавшейся жизни: великая любовь и великое искусство в интерпретации Маржан становятся равновеликими. Если верить ей, так оно на самом деле и было, хотя зритель наверняка воспримет «Цыпленка» как метафору.

Афиша фильма Цыпленок со сливами
Афиша фильма «Цыпленок со сливами»

Этой «метафоричности» послужили и декорации: как это было принято в старом кино эпохи сороковых-пятидесятых, «Цыпленок» весь снят в павильоне. Правда, у Маржан это подчеркнутый прием: она и не притворяется, что снимала на натуре, откровенно демонстрируя, что разу не вышла на свежий воздух. То есть делает очаровательную стилизацию под старое кино, с его театральной стилистикой, с его яркими, выраженными страстями, с его наивностью и возвышенностью.

Забавно, что от комикса она тоже не может удержаться: в мир ее фильма иной раз вдруг врываются рисованные фрагменты – ироничные и изящные, ничем не нарушающие общего настроя этой волшебной картины.

Есть даже закадровый голос – прием, который считается давно устаревшим. Но, как выяснилось, в кино ничего не может устаревать, прием может возрождаться бесконечно, если он подпитывается живой энергией сердца и таланта.

А вот этого Маржан Сатрапи уж точно не занимать.

Ольга Тараненко, литературовед, культуролог (Москва)

Международное информационное агентство «Фергана»



Убийство Бурханутдина Раббани: Версии, причины, последствия
2011-09-21 03:30 Д.Кислов, Ф.Джани

То, что произошло в Кабуле вчера, живо напомнило события десятилетней давности, когда было совершено покушение на Ахмад-Шаха Масуда. Террористы, прибывшие к Масуду под видом репортеров, привели в действие взрывное устройство, заложенное в телекамеру. А вечером 20 сентября 2011 года террорист-смертник оборвал жизнь известного политика и богослова Бурханутдина Раббани при помощи бомбы, спрятанной в тюрбане.

К слову, как и Масуд, Раббани был таджиком по происхождению. По разным оценкам, в стране живет от 4 до пяти миллионов этнических таджиков. И Раббани был чуть ли не последним лидером таджикской общины такого масштаба.

«71-летний профессор теологии Кабульского университета Раббани в начале 1980-х был одним из основателей так называемой «пешаварской семерки». Тогда семь известнейших моджахедов, представлявших различные политические партии и движения Афганистана, среди которых были, кроме Раббани, Ахмад Шах Масуд, Хекматиар, Сайяф и еще несколько человек, провозгласили джихад (священную войну) против советского военного присутствия в Афганистане. Именно возникновение этой «пешаварской семерки» стало реальным началом афганского сопротивления советской интервенции», - рассказывает «Фергане» эксперт-международник, обозреватель газеты «Московские новости» Аркадий Дубнов.

«Кроме того, Раббани был лидером ИОА — Исламского общества Афганистана, объединявшего афганских таджиков. В этом качестве Раббани всегда представлял таджикское меньшинство, естественно, вместе с Масудом. Напомню, когда Раббани занимал пост президента Афганистана, Ахмад Шах Масуд был министром обороны, оба представляли афганских таджиков. В этом смысле Раббани был очень авторитетным человеком, восхождение которого к вершинам власти ознаменовало тектонический излом всей структуры межэтнических связей в Афганистане, начавшийся с Апрельской революции 1978 года. Прежде государствообразующим этносом в ИРА были пуштуны, и именно представители этого народа всегда возглавляли Афганистан, но Апрельская революция, а вслед за ней и советская интервенция взорвали межэтнический баланс, роль национальных меньшинств, таких как таджикская, узбекская, резко возросла. Раббани был одним из тех, кто символизировал эту смену эпох», - считает А.Дубнов.

«У Раббани было много сторонников среди таджиков. Конечно же, ведь он - единственный в истории президент-таджик. Но, в общем и целом отношение в обществе к нему резко неоднозначное. Очень значительная часть населения считает его американской марионеткой, и откровенно радуется его гибели. Другие считают, что это Карзай устраняет своих соперников, а следующим в очереди будет Абдулла Абдулла (бывший министр иностранных дел страны. – прим. ред.). Есть также мнение, что Раббани проводил переговоры с талибами не для мира, а готовил себе «восшествие на престол», - рассказывает нам сотрудник одной из международных неправительственных организаций, давно живущий в Кабуле.

«Самое опасное, что может быть спровоцировано этим убийством - межэтническая война. Дело в том, что Раббани – таджик. И таджики могут воспринять это как новый прямой вызов и угрозу со стороны пуштунов.

Многие аналитики опасаются, что со смертью Раббани мирным переговорам с талибами пришёл конец. Есть также мнение о том, что его смерть была выгодна Пакистану. Ведь Раббани достаточно настойчиво призывал талибов разорвать связи с пакистанским отделением Талибана.

Аркадий Дубнов не сомневается, что убийство Раббани - дело рук талибов. «Хотя могут быть предположения, что за убийством так же, как и за беспрецедентной атакой на Кабул 13 сентября — самой мощной со времени начала американской военной операции в Афганистане, — стоит группировка Хаккани. Но если вспомнить, что 9 сентября этого года в 10-летнюю годовщину убийства своего соратника Ахмад Шаха Масуда профессор Раббани, выступая рядом с Карзаем, назвал талибов злейшими врагами афганского народа, - его убийство можно расценивать как месть со стороны талибов. В течение последнего года Бурхануддин Раббани возглавлял Высший совет мира Афганистана - специально созданную для поиска путей примирения с «Талибан» структуру, в нее входило около 70 авторитетнейших аксакалов, представителей афганских меньшинств, бывших лидеров «Талибана», членов прежних руководств страны. Поэтому смена риторики Раббани, с одной стороны, кажется неожиданной, с другой — зловещей с точки зрения возможных поисков связи между сегодняшним убийством и тем выступлением профессора», - считает А.Дубнов.

«Мне трудно судить, насколько он был влиятельным [сегодня], - продолжает эксперт. - Считается, что после смерти Масуда самыми влиятельными лидерами афганских таджиков были маршал Мохаммад Фахим, который формально возглавлял Северный альянс и демонстрировал его военное крыло, и доктор Абдулло Абдулло, бывший министр иностранных дел Афганистана в правительстве Раббани, тоже считающийся одним из афганских таджиков, хотя он наполовину пуштун. Раббани являлся, скорее, идеологическим авторитетом, нежели реальной фигурой, оказывающей серьезное воздействие на таджиков. У него был авторитет почтенного старца, таким я увидел его уже в 1995 году на встрече с Раббани, хотя ему тогда было 54 года. Я встречался с профессором еще раза два, брал у него интервью. Вся его риторика, во всяком случае, публичная, была настолько общей, что мне трудно сейчас вспомнить что-то яркое из его выступлений. У него был имидж теоретика джихада, теоретика афганской истории, которая восходит к исламским традициям. Стоит отметить, что Раббани, в первую очередь, был афганцем, а не таджиком, но при этом представлял афганских таджиков», - говорит А.Дубнов.

Директор Центра региональных исследований «Россия и Восток» Барнаульского государственного педагогического университета Владимир Бойко называет Бурхануддина Раббани «ветераном интеллектуальной сферы» Афганистана. «Он был авторитетом, который всегда считался если не неприкосновенным, то очень уважаемым. Это была очень значительная и консенсусная фигура. И его убийство – весьма негативный фактор для ситуации в Афганистане».

По мнению ученого, нынешняя функция Раббани была очень востребована. Напомним, ровно год назад Раббани возглавил Высший Совет Мира Афганистана. Главной задачей Совета стали переговоры с движением «Талибан», которые должны были привести к общенациональному примирению.

«Раббани всегда занимал довольно жесткую позицию по отношению к талибам, можно сказать, он был их заклятым врагом. Тем не менее, он был настроен на диалог с ними. И его убийство говорит о хрупкости этого диалога», - отмечает В.Бойко.

Профессор Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, эксперт по Афганистану и Ирану Олег Кулаков считает, что за убийством Раббани стоит «процесс поляризации политических сил в Афганистане, который связан с уходом иностранного военного контингента». «В этих условиях каждая политическая сила пытается найти свою нишу, и в будущем больше политических дивидендов получат те, кто был более патриотичен и жестче боролся с захватчиками. Вычислить же, кто непосредственно спонсировал или инициировал и совершил убийство Раббани, будет крайне сложно, и с высокой долей вероятности можем допустить ошибку, пытаясь персонифицировать заказчиков и исполнителей».

Как бы неоднозначно афганцы не относились к Раббани и его гибели, практически всё (по крайней мере, кабульское) общество обвиняет президента страны Хамида Карзая в неспособности контролировать даже столицу. Что правда то правда: за последние три месяца атаки в столице Афганистана участились. В городе становится небезопасно находиться. И это несмотря на два дирижабля, которые постоянно висят над Кабулом и фиксируют все происходящее на улицах при помощи десятков видеокамер, а также прослушивают весь радиоэфир.
Профессор Кулаков называет Раббани «очень популярной политической фигурой, очень грамотным и авторитетным политическим деятелем». «У него были свои ограничения по масштабам политической деятельности в Афганистане: хоть он и был лидером общенационального масштаба и заработал свой авторитет на борьбе против Советского Союза, но все-таки он был представителем национальных меньшинств, являясь этническим таджиком. И не мог стать полным общенациональным лидером, эту позицию в Афганистане всегда занимали пуштуны. А на вторых ролях Бурхануддин Раббани был фигурой значимой. Он стал одной из многочисленных жертв очень жесткой политической борьбы, которая будет обостряться».

«В какой-то степени это убийство могло бы стать детонатором для подрыва политической стабильности на самой чувствительной для афганцев основе — национальной. Но следует учесть, что дело идет к зиме (по календарю), а воевать в горах зимой афганцы обычно не любят. Все обострения, как правило, происходят весной-летом. Так что если кто-то хотел, чтобы убийство Раббани инициировало процесс стравливания национальных меньшинств с пуштунами, то стратегически такой расчет, на мой взгляд, не до конца просчитан. Если бы это произошло где-нибудь в середине апреля, то этот маховик можно было бы раскручивать и дальше. А так — зима на какое-то время умиротворит всех, потому что горные перевалы закроются и страсти чуть поулягутся. А политических фигур, с помощью которых можно было бы подорвать ситуацию в Афганистане, достаточно, и нам еще предстоит стать свидетелями того, как будет проходить обострение политической борьбы по мере вывода иностранного контингента. Это, на мой взгляд, первопричина», - считает Олег Кулаков.

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное