Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

<<И пошло-поехало, ту-тууу!>>



«И пошло-поехало, ту-тууу!»
2011-09-06 12:40 Ядгор Норбутаев

«Переходя железнодорожные пути, оглянись по сторонам».

Братья Черепановы

* * *

…Вождю затерянного в африканской саванне племени Мумбо-Юмбо заезжий коммивояжер презентовал небольшой транзисторный радиоприёмник, который мог «ловить» всего лишь пару станций.

- Это последнее достижение науки и техники! На уровне мировых стандартов!

В ответ пройдоха-торговец получил слоновые бивни и золотые самородки, грудь дарителя украсило подвешенное копыто антилопы – дик-дик, высший знак отличия у данного племени.

Предводитель дикарей был очень доволен – мы теперь самые что ни на есть крутые во всей округе! Народ тоже был рад, пел, плясал и бил в свои барабаны джембе…

Это было очень давно, и неправда, а потому к нашему дальнейшему повествованию никакого отношения не имеет.

В Узбекистане уже стало доброй традицией ко Дню Независимости преподносить подарки Родине в лице Нашего Президента, а именно вводить в строй новые объекты, ещё более грандиозные чем прежде. Вот и на этот раз, накануне славного юбилея ответственные работники не ударили в грязь лицом. Исламу Абдуганиевичу Каримову были представлены очередные потрясающие достижения, подлинные «символы развития и процветания страны».

Наиболее значимыми проявлениями экономической мощи и созидательного потенциала Узбекистана явились: новый вокзал местных авиалиний в аэропорту «Ташкент», совместное предприятие по выпуску автомобильных двигателей «General Motors» и пробный пуск высокоскоростного электропоезда «Afrosiyob» созданного испанской компанией «Тальго» («Talgo»).

О последней новации, то есть о суперсовременном поезде, и стоит нам сегодня поговорить.

Сразу оговорюсь – я двумя руками за технический прогресс! Глубоко убеждён в том, что в самом ближайшем будущем десятки, если не сотни, блистающих яркими красками высокоскоростных поездов стремительно ринуться по рельсам во все концы нашей солнечной республики. Утверждаю это безо всякой иронии! И всё же…

Рабочие, инженеры и техники, а также остальные простые труженики самоотверженно приложили все свои силы для того, чтобы первый «Тальго» (уже с любовью прозванный в народе «Утконосиком») к светлому, к самому дорогому Празднику совершил свой первый показательный пробег по маршруту Ташкент – Самарканд.

Работа была проделана немалая – построена новая двухпутная линия Янгиер – Новый Даштабад (68 км.), возведено дополнительно 189 искусственных сооружений, в том числе: железнодорожный путепровод длиной 142 метра, 4 новых металлических моста и т.д.

Следует особенно отметить тот факт, что теперь железная дорога вдоль всего маршрута огорожена по обе стороны. Это сделано исключительно ради безопасности людей, как пассажиров, так и жителей окрестных городов и посёлков.

Правда поначалу данная ограда было выполнена из обыкновенной, но высококачественной и очень прочной ….. колючей проволоки.

Приёмная комиссия посчитала такое обрамление путей как бы не очень эстетичным, вызывающим у граждан совсем ненужные ассоциации и потому в спешном порядке «колючка» была заменена на забор из металлических и бетонных конструкций.

Пробный пуск нового поезда происходил в волнующей, торжественной обстановке под звуки карнаев и сурнаев. Пассажирами первой поездки, в печати по праву названной - «исторической», стали ветераны железнодорожного движения, аксакалы и активисты из ближних к вокзалу махаллей и ещё …. чьи-то матери, так без уточнения сообщает агентство УзА.

Были также приглашены представители аккредитованного в Ташкенте дипломатического корпуса.

Рассказывают, что на входе в вагон всех дипломатов встречал сам глава МИД Узбекистана Эльер Ганиев одетый в мундир железнодорожника. Поначалу он с притворной строгостью требовал у каждого из входящих предъявления проездных билетов, а уж затем широко и радушно улыбался – Хуш келибсиз! Welcome! Добро пожаловать!

Местные журналисты на радостях принялись с неподдельным восторгом комментировать данное великое свершение.

Дышите глубже, читатели, вы взволнованы! Новый поезд олицетворяет собой неустанною заботу Главы государства о нас с вами!

Агентство УзА с подобающей такому случаю гордостью сообщило:

«Такие поезда, начавшие курсировать (уже начали?) накануне 20-летия независимости нашей Родины, являются единственными не только в СНГ, но и имеются в считанных государствах мира»!

Стоп! Ну-ка нажми на тормоза, уважаемый кондуктор!

А как же российские «Сапсаны», уже несколько лет летающие по маршруту «Москва – Санкт-Петербург», а теперь ещё и «Москва – Нижний Новгород», «Москва – Владимир»?

В самое ближайшее время подобным новшеством обзаведётся и Украина.

Такие же «Тальго», только с тепловозами, а не электровозами в качестве локомотивов, уже давно эксплуатируются в Казахстане, маршруты «Алматы – Астана» и «Алматы – Шымкент». Правда не совсем гладко это получается у братьев-казахов.

Припоминается броский заголовок в «Комсомолке»: «Испанский идальго по имени «Тальго» стоит на запасном пути».

Так что корреспонденту УзА Олиму Туракулову следовало бы быть чуточку поосмотрительней в своих буйных фантазиях.

Другой корреспондент из ИА REGNUM по Узбекистану сообщил читателям о действительно потрясающем заявлении американского посла в Ташкенте Джорджа Крола.

«Узбекистан в этом вопросе (высокоскоростной поезд) опередил множество стран, в том числе и США. Так, у нас нет таких высокоскоростных поездов. С учётов ваших достижений в данной сфере в США следует обратить внимание на этот вопрос».

Во как! Утерли, выходит, узбеки нос этим американцам-зазнайкам! Кто бы мог и предположить такое!

Только не будем спешить с выводами, потому как или же посол Крол просто перебрал на радостях от непосредственного знакомства с данным техническим чудом (что крайне сомнительно), или же сам корреспондент в пароксизме патриотизма вешает кое-что скользкое на уши доверчивым читателям.

…Уже давно «Асела экспресс» (скорость до 241км/час) соединяет американские города Вашингтон – Балтимор – Филадельфия – Нью-Йорк – Бостон. Это к сведению.

Как всегда обмишурились узбекские журналисты в своей непомерной гордыне, уселись в лужу задним местом, размечтавшись таким макаром кое-кому угодить, потешить тщеславие. Надеюсь, что об адресате вы догадываетесь.

Ведь недаром же Ислам Каримов наградил президента компании Patents Talgo памятным знаком в честь 20-летия Независимости республики. Какой молодец, этот Карлос Паласио де Ориоле! И бабло неплохое срубил, и высокой наградой был отмечен!

Теперь давайте-ка рассмотрим отдельные аспекты предстоящей эксплуатации высокоскоростных поездов, причём применительно к условиям Узбекистана.

Прежде всего, это то, что «Тальго» будут ездить по тем же рельсам, что и остальные обычные поезда.

Представьте себе оживлённую автомагистраль, по полотну которой время от времени совершают взлет и посадку рейсовые авиалайнеры. Возможно ли такое? Конечно, возможно, но при очень высокой степени организации самого процесса. Всё расписано чётко, с точностью до секунды, никаких задержек и сбоев.

Кстати, многие специалисты в России считают, что возможности совместного движения обычных и сверхскоростных поездов по одним и тем же рельсовым путям уже исчерпаны, по всему необходимо их, этих путей, разделение. Дело хотя бы в том, что при скорости движения 200 км/час и более возникают некоторые неожиданные (точнее, просто непривычные) аэродинамические эффекты. Движущийся состав как бы начинает затягивать под себя отдельные небольшие предметы, например чемоданы с перронов транзитных станций. А может и человека, как знать…

Вот потому, когда проносится «Сапсан», то перед этим на станциях по радио все время предупреждают – всем отойти на расстояние 4,5 метров от путей.

Движение же поездов со скоростью ниже 200 км/час считается менее выгодным с точки зрения экономичности.

«Тальго» будет преодолевать путь до Самарканда протяжённостью в 344 км. за два часа, то есть со скоростью близкой к 200 км/час он будет проходить только отдельные участки дороги.

Фирменный состав «Registon» покрывает то же расстояние за три часа. Так стоит ли вообще овчинка выделки?

Посадка пассажиров в «Тальго» будет, наверняка, осуществляться по тем же правилам, что и на самолёты. Прибыть на вокзал следует за час-полтора до отхода поезда. Затем длительная процедура проверки пассажиров на предмет наличия запрещённых грузов и регистрация. И что же тогда мы выигрываем во времени?

В недалёкой перспективе сверхскоростные поезда должны будут совершать рейсы из столицы ещё в Бухару и Ургенч (Хива).

Конечно, добраться до Хивы за считанные часы выглядит очень притягательно. А до Бухары? Поезд «Ташкент – Бухара» уходит вечером и прибывает в пункт назначения утром. Очень удобно, между прочим. Какая разница, где провести ночь, если в вагоне это вполне комфортно? При этом, прежде всего будет учитываться разница в стоимости билетов.

И получается так, что путешествие на высокоскоростных поездах в условиях Узбекистана будет по-настоящему выгодно и притягательно для пассажиров на расстояния около тысячи километров. Ещё лучше, если бы по выделенным путям, да со скоростью 250 – 300 км/час. По пустыне! Экзотика! Верблюды и саксаулы! Специально для вас, дорогие гости Узбекистана!

Естественно, что подобные поезда, прежде всего, рассчитаны на то, что ими будут широко пользоваться иностранные туристы. Но для них скорость передвижения (разница в один час до Самарканда) не имеет особого значения. Тем более что красотами узбекской земли гораздо удобнее наслаждаться, глядя из окна обычного поезда или автомобиля.

Но, похоже, что организаторы данного маршрута надеются ещё и на то, что данный вид транспорта станет привлекательным самой своей новизной, экстравагантностью, необычностью полученных впечатлений.

Иностранцы не поверят своим глазам, увидав впервые такое техническое новшество.

Небольшое отступление.

Много лет тому назад к одному моему приятелю на работу по производственной необходимости прибыла группе итальянцев. В ближайшее воскресенье приятель пригласил этих сынов и дочерей Апенинского полуострова к себе домой в гости. Пригласил от всей души и принял по всем канонам известного узбекского гостеприимства. На столе были самые изысканные национальные закуски и как венец – жирный плов. К тому же очень много местной водки.

После того, как гости наелись и напились, приятель устроил для них показательное шоу, пригласил посмотреть недавно им купленный видеомагнитофон. Следует отметить, что данное «чудо техники» только-только появилось в Узбекистане, считалось тогда большой редкостью и чуть ли не предметом роскоши. Два с лишним часа смотрели бедные итальянцы, как на экране мечутся «китайские бодуны», мужчины, сопровождая всё пронзительными воплями, дерутся между собой ногами, а иногда и с женщинами…

Перед самым их отъездом приятель опять пригласил итальянцев к себе, но те буквально взмолились. Плов, говорят, - очень жирный для нас, но это ещё ничего, водка тоже какая-то не такая, но терпимая, только вот «китайские драки» - это уже выше наших возможностей.

Мой приятель долго недоумевал – я же хотел как лучше? И невдомёк ему было, что удивить итальянцев видеомагнитофоном и китайскими фильмами отвратительного качества, увы, было просто невозможно.

Вот так и с высокоскоростными поездами, для кого-то они «чудо техники», а для других уже давно не роскошь, а привычное средство передвижения.

Все высокоскоростные поезда, особенно на электрической тяге, двигаются практически бесшумно. 200км/час – это около 55 м/сек. Не зевай! Вылетит состав издали, не углядишь, вот уже просвистел мимо и скрылся в дали. Это к вопросу об аварийности.

Да, пути сегодня ограждены, но попробуй-ка, объясни людям всю степень угрозы для их жизни и здоровья. Как же так? Мы всю жизнь здесь ходили через рельсы и скотину перегоняли, а теперь нельзя что ли? Обходить за многие километры?

Нет уж, лучше я в заборе небольшую дырочку сделаю.

Один раз её залатают, другой раз, а на третий, так плюнут. Лезьте под колёса, коли сами того желаете! Не напасёшься для вас чинильщиков!

Кстати, при скорости близкой к 200 км/час аварийное торможение локомотива вообще исключается. Почитайте российские газеты – сколько уже людей передавили быстрокрылые «Сапсаны».

Следующая проблема – вандализм.

А что если мне с рельсов гаечки с шайбочками отвинтить и на металлолом сдать? Ведь бывали уже подобные случаи.

Или пацаны будут бросать камни в проходящий «Тальго»? Можно ли исключить такое? Не придётся ли вдоль всего пути милицейские патрули выстраивать? Первые дни будут зорко наблюдать, а потом?

Представьте себе и новые неудобства, связанные с прохождением высокоскоростных поездов. Это ведь каждый раз по полчаса перед шлагбаумом стоять? Туда поезд прошёл, потом обратно, а в ближайшее время целых два «Тальго» курсировать будут. Каждый такой проезд по мерам соблюдения необходимых предосторожностей равносилен движению президентского кортежа по улицам Ташкента. Причем не от одной резиденции к другой, а на расстоянии около трёхсот пятидесяти километров.

Сколько будит стоить билет, пока неизвестно. Думаю, что очень дорого, не меньше ста долларов. Хорошо интуристам, им такое путешествие по карману. А остальным? Местные богатеи поначалу тоже прокатятся, для интереса, ради новых впечатлений. А потом? Да когда «не сезон» для зарубежных туристов?

Выкладывать кругленькую сумму ради того, чтобы всего лишь сэкономить один час чисто теоретически, а практически, что вполне возможно, и наоборот, потерять его? Стоит ли?

А ещё террористы, действительные и мнимые? Ведь, ежели они существуют в реалии, то для них «Тальго» и есть самая желанная цель. Потому как он не просто поезд, а стараниями отечественных журналюг превратился в определённый символ. Сколько сил и средств потребуется для создания надлежащей охраны таких поездов на всём пути следования?

Вот и возникает у меня естественный вопрос – а стоило ли вообще с этим связываться? Да, конечно, с пути прогресса не свернешь, его не задержишь, как не старайся.

Только всему – своё время. И место. Вспомним историю со сверхзвуковыми пассажирскими самолётами «Конкорд» и «Ту – 144», ведь куда как хороши они были. И тоже – быстро, удобно, надёжно. Только где они сейчас, эти комфортабельные лайнеры? Так ли уж были они плохи, что эти и аналогичные программы пришлось забросить до поры, до времени?

Эх, вот если бы эти наши «Тальго», да по безлюдной местности, отдельными путями да до Хивы пустить, тогда другое дело. Две остановки – неподалеку от Самарканда и Бухары, от них – на автобусе или электричке.

Но это лишь мои предположения, пуская такое специалисты решают.

Мы же пока просто понаблюдаем, что из всего этого в результате получится.

Да, кстати, чуть не забыл. Тот самый африканский вождь только пару дней с транзисторным приёмничком проигрался, потом батарейки в нём сели, да и надоело с ним возиться. Пришлось выбросить…

Ядгор Норбутаев. Оригинал в Блоге Я.Норбутаева



Узбекистан: Власти решили не судить журналистку Елену Бондарь
2011-09-06 17:04 ИА Фергана.Ру

В отношении независимой журналистки Елены Бондарь, обвиненной в «недекларировании или недостоверном декларировании товаров» и подводимой под статью 244-1 уголовного кодекса Узбекистана «Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку», предусматривающей до 8 лет лишения свободы, не будет возбуждаться ни уголовное, ни административное дело: власти решили ограничиться «устным порицанием».

Напомним, что 22 августа она была задержана пограничниками в ташкентском аэропорту, когда возвращалась домой после десятинедельной учебы в «Центральноазиатской школе современной журналистики» Академии ОБСЕ и Академии «Немецкой волны». Задержанную отправили на допрос, а затем передали сотрудникам таможни, которые оперативно нашли у нее не обозначенные в декларации носители информации (в терминологии таможни - «товары»): четыре флешки, три компакт-диска и две видеокассеты. Они были изъяты и отправлены в Центр мониторинга при Узбекском агентстве связи информатизации (УзАСИ) на предмет выявления материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку, клеветнических, дестабилизирующих обстановку измышлений и так далее.

5 сентября Елену вызвали в таможенный комплекс «Ташкент-Аэро» для ознакомления с результатами экспертизы.

Сегодня Елена прибыла туда вместе со своим адвокатом. Начальник отдела дознания таможенной службы Якуб Мирзарахимов объявил, что в ее отношении принято решение не направлять материалы в суд, а ограничиться предупреждением о недопустимости подобных шагов в дальнейшем (имеется в виду то, что она не задекларировала в качестве носителей информации флешки, диски и видеокассеты. Однако напомним, что журналистка была задержана вовсе не по этой причине, и задержали ее не таможенники, а пограничники, судя по всему, имевшие соответствующее распоряжение. – Прим. ред.). «В следующий раз на снисхождение не рассчитывайте», - предупредил Мирзарахимов.

Таким образом, ни уголовное, ни даже административное дело Елене Бондарь уже не грозит. Ей были возвращены изъятые у нее диски, флешки и видеокассеты.

С самим же заключением ЦМ УзАСИ журналистке ознакомиться так и не удалось. Мирзарахимов сообщил, что ЦМ УзАСИ не нашел ничего предосудительного, но прочитать текст «экспертного заключения» не дал. Действительно, согласно законодательству Узбекистана материалы предоставляются для ознакомления только при направлении дела в суд, если же дело не направляется, то никакого нормативного акта, который обязывал бы давать людям знакомиться с собранными на них материалами, не существует.

Можно предположить, что благоприятный исход вызван вовсе не гуманностью таможенных дознавателей, и не честностью «экспертов» ЦМ УзАСИ, не обнаруживших ничего криминального в изъятых у Елены материалах, – очевидно, что все они получили указания не давать ход дальнейшему развитию этого дела. О том, почему это произошло, остается только догадываться.

Алексей Волосевич



Узбекистан: Коррупция в банках бьет по клиентам и приводит к увольнению «неугодных»
2011-09-07 00:51 Фергана

Исследование деятельности бухарских подразделений Национального банка внешнеэкономической деятельности Узбекистана, проведенное Гуманитарным правовым центром (Бухара), выявило ряд серьезных злоупотреблений в банковской системе.

«Опрос, проведенный нами среди сотрудников региональных отделений банков показал, что для 75 процентов из них их положение сродни положению неких крепостных в подчинении своих управляющих», - отмечает директор Центра, юрист Шухрат Ганиев.

При этом до 65 процентов сотрудников среднего и низшего звена при попытке «напомнить о существовании норм права и взаимной ответственности работодателя и работника» были уволены «по собственному желанию».

Сложившаяся ситуация, по словам Ганиева, приблизительно одинакова в ряде банков области. Так, управляющий Каганским филиалом Национального Банка Внешнеэкономической деятельности Узбекистана Шерали Саитов превратил отделение банка небольшого района, по сути, в единоличную собственность, включая финансовые средства и работников филиала.

«Мы провели анонимное интервью с одним из сотрудников этого филиала, уволенным после попытки разобраться в злоупотреблениях начальства, - говорит Ганиев. - Он рассказал, что утро в банке традиционно начинается с определения размеров наличных денежных сумм, которые подчиненные должны сдать к концу работы непосредственно управляющему. Причем, эти суммы зависят от размеров кредитов или разного рода банковских услуг и варьируются от ста тысяч сумов до ста долларов США».

По словам других работников банка, «на собрании прямо, открытым текстом управляющий называет тех клиентов, которые по его разумению, «достойны» кредита». Как правило, это родственники управляющего, например, его супруга Рано Саидова, неоднократно получавшая в 2011 году льготные кредиты в размере 4,5 миллиона сумов на приобретения скота. Еще одному родственнику управляющего Одилу Саидову в 2008 году выдали 20 миллионов сумов на приобретение жилья. А в 2009 и 2011годах дважды по двадцать миллионов сумов в виде льготных кредитов на строительство жилья и приобретение скота получил и другой родственник Саитова – Отабек Казоков, что сопровождалось давлением со стороны руководства банка на ряд местных фермеров и руководителей предприятий, вынужденных подписать поручительство для Казокова.

«Таким образом, основными кредиторами филиала постоянно оказываются родственники управляющего, - продолжает Ганиев. – При этом его жена, являющаяся руководителем фермерского хозяйства «Адолат Алишер замини», имеет сразу несколько кредитов и в других банках, например, в Кишлок курилиш банке, где ей выдали ипотечный кредит, а также льготный кредит в Каганском Микрокредитбанке».

Саитов же, по словам его подчиненных, для погашения кредитных обязательств хозяйства жены перед банками заставляет ряд предприятий перечислять ей финансовую помощь (!).

Между тем, на фоне процветающей в Каганском филиале НБ ВЭД РУз семейственности, существуют и другие грубейшие, по мнению Ганиева, нарушения в работе банка. Так, предприятие «Бухоро савдо кандолат», получившее в 2008 и 2010 годах льготные кредиты в размере ста миллионов сумов, оставило в банке сомнительный, по словам юриста, залог, не составляющий и половины размера кредита. Причем, при последнем мониторинге со стороны Бухарского отделения НБ ВЭД РУ, проведенном в августе 2011 года, предприятие вообще не работало.

«Позже результаты мониторинга странным образом исчезли, и их подменили другими, - комментирует Ганиев. – Все бы ничего, бывают такие крепкие предприниматели, вызывающие доверие банков, но не могут же они быть единственными и основными заемщиками среди остальных 85 процентов обратившихся в банк за кредитами».

Именно такое количество желающих получить кредиты, по словам сотрудников Каганского филиала, ежегодно получает отказ.

«Филиалы банков периодически подвергаются проверкам из центра, но, видимо, «проверяющие» быстро соглашаются с мнением управляющего Саитова, приводящего «убедительные» аргументы, - говорит Ганиев - Ведь, ни одна из таких проверок так и не обнаружила никаких нарушений».

При этом, попытки протеста со стороны работников банка, как правило, заканчиваются весьма плачевно для протестующих. Так, окончивший Финансовый институт в Ташкенте и Кобурский университет в Германии, устроившийся по разнарядке начальником отдела в Каганский филиал нацбанка Шерали Рахматуллаев, после отказа подписывать сомнительные «фамильные» кредитные договора сразу же впал в немилость управляющего.

На требования Рахматуллаева «объяснить свою позицию», Саитов сказал, что «новичок» должен «беспрекословно ему подчиняться, даже если это идет вразрез с законом, а мол, все остальное, это забота начальства».

В результате, неподчинение Рахматуллаева закончилось для него увольнением. Не помогло даже вмешательство управляющего отделом кадров НБ ВЭД РУз.

«Видимо, очень уж прочны позиции банковского «барона» районного масштаба, и ему подобных, которые по своему разумению вольно распоряжаются государственными средствами и судьбами людей, - говорит правозащитник. – Так, отсутствие контроля со стороны общества, при полной коррумпированности контролирующих органов, приводит к безнаказанной деятельности начальников, единолично вершащих «право» в своих «вотчинах».

Вместе с тем узбекские СМИ сообщили, что 22 августа текущего года международным рейтинговым агентством «Moody's» была снова подтверждена рейтинговая оценка банковской системы Узбекистана на уровне «стабильный». Однако принятие бесконечного числа подзаконных актов для привлечения вкладов в банковские и другие финансовые учреждения страны, по мнению независимых экспертов, так и не смогло преломить тенденцию недоверия населения к банкам Узбекистана.

«Безусловно, одной их коренных причин такого недоверия является то, что банковская система республики закрыта для широкой общественности. Находясь в строгом подчинении Центрального банка, она давно превратилась в государство в государстве с внутренними крепостными правилами по отношению к работникам и процветающей коррупцией по отношению к клиентам», - подытожил Ганиев.

От себя добавим также, что для широкой общественности, точнее, для контроля со стороны широкой общественности закрыта в Узбекистане практически любая из сфер экономики или политики… И особенно – те, в которых «крутятся» живые деньги.

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное