Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Snob.Ru

  Все выпуски  

Vc.ru: Кремль потребовал от Прохорова продать РБК



Vc.ru: Кремль потребовал от Прохорова продать РБК
2017-04-12 17:46 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова)

Новости

Громов занимается в Кремле вопросами, связанными с телеканалами, радиостанциями, печатными СМИ и информационными агентствами, в том числе РБК, и хочет контролировать работу холдинга, рассказали источники. Его якобы не устраивает то, что РБК владеет Прохоров, а управляют бывшие сотрудники ТАССа.

В Кремле начали особенно активно давить на Прохорова после публикаций РБК о митингах 26 марта и «переформатировании ТВ», сказал источник. По его словам, в Кремле сочли статьи личным оскорблением. В АП уже якобы хотели получить контроль над холдингом с помощью иска на три миллиарда рублей от «Роснефти» по поводу публикации о главе компании Игоре Сечине, но потом отказались от этой идеи по непонятной причине.

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков ранее сказал газете «Ведомости», что в Кремле не вправе вмешиваться в судьбу РБК и что переговоры собственников — их личное дело. По данным издания, РБК могут продать примерно за 50 миллионов долларов.

Соруководитель редакции РБК Игорь Тросников объявил о продаже холдинга в ближайшее время, сообщили два собеседника vc.ru. Сам Тросников сказал BBC, что говорил только о возможной сделке.

Днем ранее сообщалось, что РБК могут продать владельцу энергохолдинга ЕСН Григорию Березкину и что сделку закроют до 1 мая. Березкин может привлечь к управлению холдингом замгендиректора группы «Румедиа» (контролирует радиостанцию Business FM) Алексея Абакумова. Сам Абакумов опроверг слухи о переговорах по вопросу работы в РБК.

РБК принадлежит Михаилу Прохорову с июля 2010 года. Весной 2016 года также сообщалось о переговорах по продаже РБК, но тогда сделка не состоялась. В мае того же года из редакции уволили главного редактора газеты РБК Максима Солюса, за ним ушли главный редактор РБК Роман Баданин, шеф-редактор Елизавета Осетинская и больше 20 журналистов



У экс-главы Кировской области Никиты Белых началось заболевание мозга
2017-04-12 16:54 dear.editor@snob.ru (Евгения Соколовская)

Новости

«Нахождение в СИЗО и постоянное употребление лекарств негативно сказалось на состоянии его здоровья. Ему был поставлен диагноз — энцефалопатия второй степени», — рассказал адвокат на заседании в Мосгорсуде. Грохотов просит суд отпустить Белых под домашний арест.

Энцефалопатия — общее название для невоспалительных заболеваний головного мозга. Может быть как врожденной, так и приобретенной, в том числе, из-за диабета. При энцефалопатии отмирают нейроны головного мозга, что приводит к его дисфункции. Лечение этой болезни носит длительный курсовой характер.

Защитники бывшего губернатора неоднократно заявляли о том, что состояние его здоровья ухудшается. В СИЗО его обследовали и назначили лечение. Тем не менее, состояние Белых продолжает ухудшаться.

Белых задержали 24 июня 2016 года в одном из московских ресторанов при получении взятки. 22 марта 2017 года суд продлил арест экс-губернатора еще на три месяца — до 24 июня, то есть в общей сложности до года.

29 марта в Следственном комитете сообщили о завершении расследования по делу Белых. Ему вменяют два эпизода взятки в особо крупном размере. Белых свою вину отрицает.



Навальный анонсировал новую акцию против коррупции
2017-04-12 15:56 dear.editor@snob.ru (Евгения Соколовская)

Новости

«Мы не получили ответов на свои вопросы, поэтому надо продолжать», — заявил Навальный. «У нас есть 2 месяца для подготовки. Привлечем еще больше городов, соберем еще больше народу», — добавил он.

26 марта в десятках российских городов прошли многотысячные митинги против коррупции. Поводом для акций стало расследование ФБК, опубликованное в начале марта. Согласно нему, премьер-министру России Дмитрию Медведеву принадлежат многомиллиардные активы в Росси и других странах. Навальный утверждает, что все это Медведев купил на взятки от олигархов, в том числе, от Алишера Усманова. Так, Усманов подарил фонду аффилированному с премьером усадьбу на Рублевке, говорится в расследовании ФБК.

Медведев прокомментировал расследование только 4 апреля. Он назвал его «компотом» и «какими-то бумажками». 12 апреля в газете «Ведомости» вышли три текста, в которых Усманов объяснил, что не дарил свою усадьбу фонду «Соцгоспроект», связанному с Медведевым через его однокурсников. Напротив, он поменял якобы подаренный фонду участок на земли фонда, тоже на Рублевке.

Навальный в ответ на это привел данные из Росреестра, согласно которым участок, на который якобы поменялся Усманов, никогда не принадлежал фонду «Соцгоспроект». Миллиардер купил эту землю у компании, официально никак не связанной с фондом.

«Я вас всех, и в особенности журналистов, уверяю: Усманов лжет как сивый мерин. Лжет, глядя к глаза. Лжет, несмотря на то, что его вранье разоблачается за две минуты», — заявил Навальный.



Депутаты отозвали законопроект о стрельбе полиции в толпе
2017-04-12 15:26 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

«Законопроект отозван авторами и направлен для дальнейшего обсуждения во фракцию и экспертный совет фракции "Единая Россия"», — рассказал депутат.

Днем 12 апреля вице-спикер Госдумы, секретарь Генсовета «Единой России» Сергей Неверов сообщил, что партия не станет поддерживать этот законопроект, поскольку его внесли на рассмотрение парламента, не обсудив во фракции. По словам Неверова, любые законопроекты, которые затрагивают интересы большого числа людей, должны обязательно обсуждаться.

В своем законопроекте депутаты Госдумы предложили значительно расширить права полицейских, в том числе разрешить стрелять по толпе, а также в женщин без «видимых признаков беременности».

В 2015 году право стрелять в толпе получили сотрудники ФСБ России, а в 2016 году — бойцы Росгвардии.



Навальный опроверг объяснения Усманова о передаче усадьбы в «империю Медведева»
2017-04-12 15:20 dear.editor@snob.ru (Евгения Соколовская)

Новости

12 апреля газета «Ведомости» опубликовала три текста, посвященные Усманову. Это интервью и два материала, объясняющие, почему бизнесмен безвозмездно передал усадьбу с участком на Рублевском шоссе фонду «Соцгоспроект», которым руководит однокурсник Медведева Илья Елисеев. Усманов утверждает, что не дарил «Соцгоспроекту» усадьбу, а обменял ее на 12 гектаров земли на Рублевке, расположенные рядом с его домом и принадлежавшие фонду.

«В версии Усманова есть проблема. <…> Росреестр хранит исторические данные о всех сделках с недвижимостью. И из Росреестра же за две минуты можно узнать, что никакого участка в 12 гектаров на Рублевке у фонда "Соцгоспроект" не было. Усманов действительно расширил свои владения на 12 гектаров, но сделка это совершенно другая, не имеющая к фондам Медведева никакого отношения. Усманов землю купил у двух коммерческих компаний — ООО "Лесной дом" и ООО "Группа Ист инвест". Купил в один день несколько участков и объединил их», — объяснил Навальный. Он настаивает на том, что Усманов подарил свою усадьбу фонду однокурсника Медведева, и между этой сделкой и расширением владений миллиардера нет ничего общего, кроме того, что обе они были совершены в 2010 году. Навальный обвинил Усманова во лжи.

Акционеры «Группы ист инвест» — офшор Avance Invest Limited (Британские Виргинские острова, доля в 39,35 процента) и экс-владелец закрывшегося Федерального депозитного банка Илья Гаврилов (13,95 процента). Компания занимается реконструкцией московских исторических особняков.

«Ист инвест» упоминается в материале «Ведомостей». «По данным Росреестра, среди прежних хозяев участков, вошедших в усадьбу Усманова, структур Елисеева не видно», — писали «Ведомости», отмечая, что миллиардер купил у «Ист инвеста» почти 11 гектаров земли. Связаться с компанией не удалось: указанные на ее сайте телефоны не работали, а последние новости о ее проектах датированы 2014 годом.

По словам Елисеева, у его фонда была договоренность с «Группой ист инвест» о совместном строительстве коттеджного поселка на Рублевке. «Ист инвест» должен был предоставить участок, а фонд Елисеева — финансирование, но из-за кризиса партнеры передумали. Из материала «Ведомостей» следует, что в итоге участок «Ист инвеста» получил Усманов. При этом свою усадьбу он передал не «Ист инвесту», а фонду однокурсника Медведева. «Насколько я понимаю, "Группа ист инвест" получила удовлетворяющую ее компенсацию от Усманова», — объяснил это Елисеев. 

В начале марта ФБК опубликовал расследование, в котором, в частности, утверждалось, что Усманов передал особняк с земельным участком в дар фонду «Соцгоспроект», в котором один однокурсник премьера Илья Елисеев руководит наблюдательным советом, а другой однокурсник политика — Алексей Четвертков — занимает должность гендиректора. Навальный назвал это взяткой. В ответ Усманов пригрозил подать на него в суд.

Также ФБК рассказал о других многомиллиардных российских и зарубежных активах Медведева.



Московскому экоактивисту пригрозили убийством за защиту парка
2017-04-12 14:32 dear.editor@snob.ru (Евгения Соколовская)

Новости

«Общественная деятельность порой не дает спать: рано утром соседи немного в шоке постучались ко мне. Как я понимаю, мне предлагают снизить распространение информации по стройке #Живописная. Мама говорит, что это не смешно, и напомнила о моих избитых и убитых знакомых активистах. Вызвал полицию», — написал Никитенко.

 Фото: facebook.com
Фото: facebook.com

С сентября 2016 года общественники пытаются защитить парк на улице Живописная в Северо-Западном административном округе Москвы. Общественники выступают против строительства элитного 22-этажного «Дома серебряный бор» в сосновом бору на границе особо охраняемой природной территории по адресу Живописная, 21.

Природоохранная прокуратура потребовала признать разрешение на въезд строительной техники незаконным. Иск активистов рассматривает Хорошевский районный суд. Тем не менее, девелопер ГК «Кортрос», принадлежащий миллиардеру Виктору Вексельбергу, обещает сдать дом в третьем квартале 2018 года и уже продает в нем квартиры.



Путин объяснил химатаку на Идлиб двумя способами
2017-04-12 13:12 dear.editor@snob.ru (Евгения Соколовская)

Новости

«Первая — это то, что сирийская авиация попала в подпольный цех по производству боевых отравляющих веществ. А это вполне возможно, поскольку боевики неоднократно их применяли, и с этим никто не спорит. <…> А вторая версия — это просто постановка, то есть провокация. Это специально сделано, для того, чтобы раздуть шумиху и создать предпосылки, предлог для дополнительного давления на законные сирийские власти», — заявил Путин.

Президент настаивает на проверке обеих версий. «Без проверки мы не считаем возможным предпринимать какие-либо шаги, направленные против официальных сирийских властей», — добавил он. Путин рассказал, как по инициативе России и США сирийские власти уничтожили свое химическое оружие. «И это подтверждено соответствующей специализированной организацией в ООН», — рассказал президент.

4 апреля город Хан-Шейхун в провинции Идлиб подвергся химической атаке. По разным оценкам погибли около 100 человек, среди них дети. Десятки жителей города ранены. США и их союзники обвинили в ударе президента Сирии Башара Асада, но он отверг это обвинение.

7 апреля США ответили на применение химического оружия в Идлибе ракетным ударом по аэродрому правительственных войск в Сирии. Погибли девять мирных жителей.



Трамп назвал Асада животным и пообещал не вводить войска в Сирию
2017-04-12 12:33 dear.editor@snob.ru (Евгения Соколовская)

Новости

«Мы не собираемся вводить войска в Сирию», — заявил Трамп. Решение ударить по Сирии ракетами, из-за чего 7 апреля погибли девять мирных жителей, он объяснил тем, что увидел «людей, использующих ужасное, ужасное химическое оружие». «Когда я увидел прекрасных детей, умирающих на руках своих отцов, или задыхающихся детей… когда я увидел это, я сразу же позвонил генералу [Джеймсу] Мэттису, [министру обороны США]», — добавил Трамп.

Он уверен, что после ракетных ударов в Сирии «станет намного лучше». «Если бы Россия не ввела свои войска в Сирию и не поддержала бы это животное (имеет в виду президента Сирии Башара Асада — "Сноб"), сейчасбыло бы намного меньше проблем. <…> То, что я сделал, должна была сделать администрация [предыдущего президента США Барака] Обамы задолго до того, как я сделал это», — подчеркнул Трамп.

Ранее президент России Владимир Путин дал интервью телеканалу «Мир», в котором осудил удар США по Сирии и назвал его нарушением международного права. При этом, по мнению Путина, союзники США по НАТО ведут себя как китайские болванчики, поддерживая эту атаку.



Путин заявил о деградации отношений с США при Трампе
2017-04-12 12:22 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

«Можно сказать, что уровень доверия на рабочем уровне, особенно на военном уровне, он не стал лучше, а скорее всего, деградировал», — сказал Владимир Путин. Так президент ответил на вопрос, стали ли отношения двух стран при Трампе хуже, чем при предыдущем президенте США Бараке Обаме.

Говоря о НАТО, Владимир Путин сказал, что военный альянс создавали «в условиях холодной войны и противоборства двух блоков», однако сейчас такого противостояния нет. «Но родимые пятна "холодной войны" на НАТО очень заметны», — добавил президент. По его словам, в НАТО неоднократно говорили об изменениях в организации, однако «реальной трансформации» не произошло.

В том же интервью президент России заявил, что США нарушили международное право, когда выпустили десятки крылатых ракет по сирийской военной базе в Хомсе. Путин сравнил союзников США с «китайскими болванчиками», которые «кивают, не анализируя ничего, что происходит».



FT: Сечин вступил в противостояние с Кадыровым
2017-04-12 12:07 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

«Он [Кадыров] довольно страшный парень, но и Игорь Иванович [Сечин] тоже. Игорь Иванович — не тот парень, которого могут запугать слова Кадырова», — сказал анонимный источник, знакомый с ходом переговоров по продаже активов «Роснефти» в Чечне.

Критические заявления Кадырова в адрес «Роснефти» и Игоря Сечина, сделанные в эфире телеканала «Россия 24», привели к усилению конфликта. По словам собеседника, близкого к «Роснефти», после этого возникла необходимость проверить, существует ли «связь с Чечней» у террориста, взорвавшего 3 апреля бомбу в метро Петербурга.

В конце марта 2017 года Рамзан Кадыров в интервью «России 24» заявил, что цена, назначенная «Роснефтью» за свои активы в Чечне, сильно завышена. «То, что они за 12,5 миллиарда предлагают, это смешно. Как они считают, я даже не знаю», — сказал Кадыров. По его словам, нефтяная отрасль в Чечне «убитая», а «Роснефть» так и не построила нефтеперерабатывающий завод, как обещала президенту России. Глава Чечни обвинил Игоря Сечина в «несправедливом отношении» из-за отказа построить НПЗ.

«На самом деле если я сегодня озвучу такие вопросы, они завтра начнут: "А, Кадыров против "Роснефти", давай его давить по полной программе". Но я отстаиваю интересы региона и народа», — говорил Кадыров.

В декабре 2015 года президент России Владимир Путин поддержал предложение Кадырова передать Чечне предприятие «Чеченнефтехимпром», которым управляет «Роснефть». В ответ нефтяная компания предложила передать Чечне контрольный пакет акций «Грознефтегаза» и другое имущество «Роснефти» за 12,5 миллиарда рублей.



Егор Кошелев vs Борис Гройс: Лучшая стратегия для художника — прийти в отчаяние
2017-04-12 12:04 dear.editor@snob.ru (Юлия Гусарова)

Интервью

Егор Кошелев: Многие государства сегодня переживают консервативный поворот. Какие изменения это может повлечь в искусстве?

Борис Гройс: Консервативный поворот, действительно, давно наметился. Государство, которое долгое время поддерживало искусство и было в нем заинтересовано, постепенно уходит из этой сферы. Поэтому искусство сегодня все больше воспринимается как художественный рынок, а произведения искусства видятся не посланиями обществу или высказываниями, а предметом, имеющим свою стоимость в рамках рыночной экономики. Как сегодня об искусстве сообщают СМИ? Речь идет в основном о ценах на международных аукционах. Кстати, Трамп, когда в последний раз верстал бюджет, на искусство вообще ничего не выделил, хотя до этого господдержка и так была минимальной. Но даже в странах, где господдержка искусства была не в пример больше, как, например, в Германии, она уменьшается на глазах.

Егор Кошелев: Можем ли мы, в таком случае, сказать, что, пока консервативный поворот в мировой политике будет набирать силу, судьба искусства будет главным образом определяться рынком?

Борис Гройс: Уход искусства в рынок будет продолжаться. Но благодаря этой тенденции на пути развития искусства возникла некая развилка — большая часть людей, занимающихся искусством (художников и не только) отошли от рынка полностью. Я недавно был в Чили. Практически все художники, которых я там встретил, были увлечены первыми этапами русского авангарда и изучали Малевича, а под искусством понимали в первую очередь оформление массовых демонстраций. Искусство перестало быть однородным полем, оно распалось на несовместимые друг с другом практики.

Мне кажется, все здесь хотят господдержки в том или ином виде или хотя бы поддержки крупных фондов

Егор Кошелев: Российская власть явно стремится монополизировать культурную политику, причем это происходит, как мне кажется, из практических соображений: власти надо как-то собрать и привести к единому знаменателю все это пестрое множество в нашей стране, и искусство может стать одним из инструментов этого. С другой стороны, сегодняшнее культурное поле очень раздроблено. Оно распалось на изолированные единицы, которые оформляют свои культурные запросы в цифровых микроформах — в виде пабликов или блогов. Сегодняшний деятель культуры может позволить себе беспрецедентную независимость. Российская власть не очень понимает, что ей делать с этим явлением, и местами даже не особенно осознает эту разнородность культурных запросов. Какими могут быть механизмы у власти для успешной работы на этом поле? Или любая попытка монополизировать его окажется провальной?

Борис Гройс: В России все совершенно не так, как в западных странах, да и не только западных, но и в Китае, например. Там правая политика характеризуется уходом государства от искусства и предоставлением рынку рычагов регуляции. В России есть одна проблема: автономно существующего рынка не сложилось, потому и рынок искусства и культуры тоже не особо развит. Поэтому если государство уйдет из культуры, то от нее, скорее всего, мало что останется. Мне кажется, все здесь хотят господдержки в том или ином виде или хотя бы поддержки крупных фондов. Во всех постсоциалистических странах, кроме, пожалуй, Китая, та же ситуация: никакого рынка культуры и искусства не сложилось.

Государственные интересы обычно направлены на более массовые сферы культуры. В России массовыми являются песни. Когда я в Нью-Йорке переключаю русские телеканалы, там все время все поют — то артисты, то простые люди. В программе с названием «Достояние республики» — только песни. Такое постоянное пение, видимо, хорошо для государственного самосознания. Я не думаю, что искусство в России как-то важно для государства. Разве что оно может быть важным для религиозных групп, хотя протесты «против оскорбления» есть везде. Но они нигде, в том числе и в России, не имеют никакого настоящего резонанса.

Было барокко, был Ренессанс — искусство, обращенное в прошлое. Был футуризм — искусство, обращенное в будущее. Но искусство, обращенное исключительно к современности, — это новый и сложный феномен

Егор Кошелев: Я думаю, власть иногда бессознательно берет на себя функции художника. Некоторые высокопоставленные чиновники занимаются тем, что называется subconscious art: они неосознанно делают какие-то художественные жесты. Например, мэр Москвы Сергей Собянин ведет себя то как бессознательный последователь Томаса Хиршхорна, то как нео-поп-артист, критически вторгающийся в городские виды со своими парадоксальными инсталляциями. Но поскольку разговор о вмешательстве государства в культуру дошел у нас до логической точки, я вот о чем спрошу. Можно ли сказать, что существует единое общемировое художественное пространство? И если да, то производит ли оно новые смыслы? Есть сегодня вообще нужда в этих новых смыслах?

Борис Гройс: Я не думаю, что художник что-то производит. Более того, я не думаю, что человек может что-то производить. Есть слово «креативность», но креативен только бог, а человек может только комбинировать и повторять то, что есть. Вопрос в том, что именно мы комбинируем сегодня. Современное искусство не зря называется современным. Никогда в мировой истории не было современного искусства. Было барокко, был Ренессанс — искусство, обращенное в прошлое. Был футуризм — искусство, обращенное в будущее. Но искусство современное, то есть обращенное исключительно к современности, — это новый и сложный феномен. Например, классики вроде Платона считали, что искусство не может обращаться к современности, поскольку современность — это постоянно исчезающий момент между прошлым и будущим, который невозможно отразить.

Современность как таковая — вот что сегодня всех интересует: и художников, и дизайнеров, и инженеров машин Tesla. Люди хотят уловить современность и объяснить ее. В этом желании художники не отличаются от поэтов, поэты не отличаются от философов, а философы — от айтишников. Объяснение современности — это путь споров и конфликтов, особенно в сфере культуры. В культуре не может быть мирного сосуществования — это всегда конфликты, противоборство, неприятие мнения другого, отрицание общих ценностей. Политика может быть толерантной, а культура не может.

Сегодня можно наблюдать те же явления, что были перед Первой мировой: свободные рынки, национализм, религиозность, культ селебрити, терроризм и ориентализм

Егор Кошелев: А вы как опишете современность?

Борис Гройс: Это провал в XIX век после коллективистского солидаристского утопического XX века. Провал в индивидуализм и тотальную конкуренцию всех со всеми. Оттого мы и наблюдаем господство консервативных форм культуры. XX век был периодом поиска солидарности в самых разных формах — расовой, классовой… Сегодня можно наблюдать те же явления, что были перед Первой мировой: свободные рынки, национализм, религиозность, культ селебрити, терроризм и ориентализм. Когда я читаю о происходящем в России, у меня создается впечатление, что там тоже все хотят быть консервативными, но не знают, что консервировать. Банки запасены, но что в них закатывать: то ли авангард, то ли Ивана Грозного, то ли Святую Прасковью, а может, Сталина. Народ спорит по этому поводу, а банки остаются пустыми.

Егор Кошелев: По-моему, банки срочно заполняют всем подряд — и Иваном Грозным, и Ельциным на всякий случай. Эпоха неразборчивого консерватизма.

Борис Гройс: Пожалуй, вы правы. Это странный процесс, но мне он кажется продуктивным и интересным для наблюдателя.

Егор Кошелев: Какой стратегии в такой ситуации стоит придерживаться художнику? Архивариуса?

Борис Гройс: Лучшая стратегия для художника — прийти в отчаяние. Потому что отчаяние — идеальный стартовый пункт для человека, который хочет описать современность. Чем более человек депрессивен, тем более он современен и тем более он наполняется энтузиазмом от этого.

Егор Кошелев: Все то время, что я занимаюсь искусством, я не выхожу из депрессии — пожалуй, еще со студенческих лет. Мое учебное заведение было консервом советских времен — я говорю о конце 90-х — начале 2000-х. Я учился монументальной живописи, и в качестве рабочих заданий студенты могли разрабатывать проект тысячеметровой мозаики для оформления колхозного дома культуры.

Мои студенческие годы прошли в здании, которое напоминает инсталляцию Ильи Кабакова. Например, в студенческой мастерской обрушился фрагмент потолка, сверху текла вода, и мы засунули в дыру матрас, чтобы он впитывал воду, как губка. Через некоторое время матрас начал гнить, но нам не заделывали потолок. Наполнение пространства гнилью и вонью существенно влияло на восприятие происходящего. Мы писали множество портретов натурщиков, которые перенесли хирургические операции. Происходившее в стенах вуза согласовывалось с постсоветской действительностью — везде были следы разрушения и грандиозного исторического повреждения. Мы все сопротивлялись этому разрушению. По мне, то, что началось тогда, продолжается по сей день, и я в своих работах до сих пор фиксирую впечатления от тотальной поврежденности всего — хочется это сохранить. Попытка настроить себя на выход из депрессии имеет сомнительные последствия.

Главные киноблокбастеры сделаны в романтическом вкусе

Борис Гройс: Описанное вами характерно не только для советского-постсоветского пространства, но и для европейской цивилизации, в которую Россия интегрировалась в какой-то момент. Я не зря говорил о XIX веке. Вспомните ощущения людей, живших в начале XIX века: там сплошь описание депрессии, демонизма. Сегодняшний дух депрессии и ощущение поврежденности могут показаться негативными, но их надо ценить. Сейчас хорошее время для возвращения субъективности, для расцвета мечтательности, воображения, сложного отношения к миру, саморефлексии. Это время, когда субъект меньше начинает думать о внешнем мире и его благоустройстве, а больше — о своей душе. С точки зрения искусства такие переживания очень продуктивны.

Егор Кошелев: Нельзя не заметить, насколько сильно неоромантическое движение в сегодняшней культуре, особенно в массовом ее сегменте. Главные киноблокбастеры сделаны в романтическом вкусе: взять тот же сериал «Игра престолов» или все кино по Толкиену. Есть ли у этого связь с сегодняшним консервативным поворотом в политике?

Борис Гройс: Согласен, неоромантизм сегодня абсолютно везде. Интересно, что американское массовое кино все время муссирует идеи революции, борьбы с правящим классом, создания нового общества. Все молодежные фильмы об этом. Типичный киноперсонаж — вампир, грустный интеллектуал, совершенно романтичный герой. Вся эта нервность, утонченность, впечатлительность связаны с перемещением утопического, проективного мышления из эстетической сферы в политическую и обратно. В XVIII и XX веке создавались огромные политические утопии, и темой искусства была ангажированность, включенность в утопии или, наоборот, невключенность. А сейчас в политике наиболее значительную роль играют частные интересы, поэтому утопизм перемещается из политической сферы в эстетическую. Это и есть романтизм. В XIX веке романтизм был ответом на крах Просвещения. Романтизм или неоромантизм нынешние — это реакция на крах утопий XX века.

Иллюстрация: Joseph Mallord William Turner / Getty Images
Иллюстрация: Joseph Mallord William Turner / Getty Images

Егор Кошелев: Меня всегда завораживала фигура живописца Тернера. По легенде, он выходил в бурю вместе с экипажем морского судна, привязывал себя к мачте и живописал бушующую стихию. Неслучайно Тернер — излюбленный герой современных исследователей искусства. Живопись сегодня самый уязвимый для критики жанр и вместе с тем наиболее презентабельно выглядящий товар на арт-рынке. Кем вам видится современный живописец — товаропроизводителем, маргиналом?

Борис Гройс: Начну ответ издалека. Как-то раз я был у Джеффа Уолла, который, как принято говорить, воскресил живопись, хотя, строго говоря, он не является живописцем в прямом смысле слова. Я гостил у него в тот период, когда он создавал свою известную работу «Затопленная могила». Как мы помним, на переднем плане композиции — свежевырытая могила, а в ней — изобилие всевозможных «фруктов моря» в прозрачной воде. У Тернера бесконечность открывается в небе, а у Уолла — в могиле. Интересно, что методы работы над этим произведением были схожи с тернеровскими: он тоже выходил в море — но затем, чтобы поймать какого-нибудь моллюска, помещал его в специальную ванну, которая имитировала и море, и могилу, фотографировал его там, а следующей ночью отпускал моллюска и ловил другого. Тернер выходил в море, подобно Одиссею, и был одержим призывом бесконечного, а Джефф Уолл не видит ничего, кроме могилы, и сознание его экологическое: он уважает образ жизни каждого моллюска, которого он использовал для работы. При этом очевидно, что сюжет Тернера и этого произведения Уолла одинаков — соблазн смерти, или то, что мистики называли «океаническим чувством». Успех живописца зависит от степени его саморефлексии. Обычно не составляет труда ее заметить: она видна и у Тернера, и у Джеффа Уолла. Если саморефлексия видна зрителю, то она примиряет его с тем, что делает живописец.



Скончался еще один пострадавший из-за теракта вПетербурге
2017-04-12 12:04 dear.editor@snob.ru (Евгения Соколовская)

Новости

Об этом агентству сообщила вице-губернатор города Анна Митянина. «Да, я подтверждаю», — сказала она. Ранее в среду петербургские СМИ писали, что в больнице умер еще один человек, пострадавший во время теракта в петербургском метро.

Имя погибшего пока не сообщается. Он находится в клинике петербургской Военно-Медицинской академии, пишет «Интерфакс». По данным на 4 апреля, в этой клинике оставались девять пострадавших.

3 апреля на перегоне между станциями метро «Технологический институт» и «Сенная площадь» взорвалась самодельная бомба. Погибли 13 человек и террорист-смертник. Им оказался 22-летний россиянин киргизского происхождения Акбаржон Джалилов.



Путин назвал страны НАТО китайскими болванчиками
2017-04-12 11:43 dear.editor@snob.ru (Евгения Соколовская)

Новости

«Как отреагировали союзники по НАТО? Все кивают, как китайские болванчики, не анализируя ничего, что происходит. Где доказательства применения сирийскими войсками химического оружия? Их нет. А нарушение международного права есть. Это очевидный факт. Без санкции Совета Безопасности ООН наносится удар по суверенной стране. И, несмотря на это явное нарушение международного права, все согласны, принимают и начинают кивать и поддерживать», — заявил Путин.

По его словам, похожая ситуация была в 2003 году, когда США под «надуманным совершенно предлогом» ввели войска в Ирак и «разрушили страну». «Именно после этого начался бурный рост террористических различных организаций, движений, возникло запрещенное в России "Исламское государство", другие организации. Все это знают, все это понимают, но опять наступают на те же самые грабли», — добавил президент.

Он также призвал не допустить цветных революций в России и пяти других странах Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ): Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Таджикистане. «Мы знаем различные теории, которые осуществляются в разных регионах мира, приводят к серьезной дестабилизации в этих регионах. Разумеется, ничего такого мы допустить не должны», — рассказал Путин.

Кроме того, президент прокомментировал решение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который пообещал лишать казахстанцев, вступивших в «Исламское государство», гражданства. «В соответствии с российской конституцией, мы лишать никого гражданства не можем. Но мы можем отменять соответствующие решения, которые послужили основанием для получения российского гражданства. Мы проведем консультации с нашими юристами, и, я думаю, такие решения будут приняты в самое ближайшее время», — заявил Путин. Он подчеркнул, что граждан стран СНГ, которые воюют в Сирии на стороне боевиков, «дома не ждут».

Полная версия интервью выйдет 12 апреля после вечернего выпуска новостей телеканала «Мир».

Террористическая организация «Исламское государство» запрещена в России.



Казахстан откажется от кириллицы и перейдет на латиницу
2017-04-12 11:23 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

Назарбаев поручил правительству составить график для перехода казахского языка на латиницу, а также разработать до конца 2017 года единый стандарт нового казахского алфавита и графики на латинице. По мнению президента страны, в подготовке стандарта должны участвовать ученые и представители общественности.

«С 2018 года надо готовить специалистов для обучения нового алфавита и выпускать учебники для средней школы. В ближайшие два года надо провести организационные и методические работы», — сказал Назарбаев.

Президент Казахстана пообещал, что в первое время вместе с латиницей будут использовать кириллицу.

От алфавитов на основе кириллицы ранее отказались несколько бывших советских республик — Азербайджан, Молдавия, Туркмения и Узбекистан. Среди среднеазиатских республик СССР кириллицу сохранили в Киргизии и Таджикистане.



В избранное