Штраф за непредставление информации в антимонопольные
органы может быть установлен в размере ниже минимального предела судами или
самими органами
17 января 2013 г. Конституционный Суд РФ принял Постановление N 1-П
(далее - Постановление), в котором рассмотрен вопрос о конституционности
положений ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ. Суд установил, что содержание данной нормы
соответствует Конституции РФ, однако указал, что при ее применении возможно
снижение размера штрафа ниже минимального, установленного Кодексом.
В ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ устанавливается ответственность за
непредставление или несвоевременное представление в ФАС России, его
территориальный орган сведений (информации), предусмотренных
антимонопольным законодательством РФ, а также за представление заведомо
недостоверных сведений (информации). Действие данной нормы не
распространяется на случаи непредставления (несвоевременного представления)
ходатайств и уведомлений, предусмотренных антимонопольным
законодательством.
Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ,
влечет наложение административного штрафа. Минимальный размер штрафа для
юрлиц составляет 300 тыс. руб., а максимальный - 500 тыс. руб. Заявитель,
обратившийся в Конституционный Суд РФ, указал, что является малым
предприятием и для него значителен даже минимальный штраф, установленный
данной статьей. Однако оспариваемые положения Кодекса РФ об
административных правонарушениях не допускают возможности дифференцировать
штраф в зависимости от имущественного положения организации. По мнению
заявителя, эти положения неконституционны, поскольку не позволяют
административному органу или суду снижать размер штрафа ниже законодательно
установленного минимального предела.
Содержание ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ соответствует Конституции
РФ
Конституционный Суд РФ постановил, что ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ не
противоречит Конституции РФ. Суд обосновал это тем, что положения названной
статьи направлены на создание надлежащих условий для защиты конкуренции,
свободы экономической деятельности, прав и свобод граждан и их объединений.
Как указано в Постановлении, положения Конституции РФ обязывают государство
поддерживать конкуренцию, создавать условия для эффективного
функционирования товарных рынков, предупреждать и пресекать
монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию.
Для осуществления контрольной функции государства принят ряд федеральных
законов (среди которых и Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О
защите конкуренции"), а также сформирована система федеральных органов
исполнительной власти по контролю за их соблюдением. ФАС России наделена
полномочиями по направлению субъектам экономической деятельности
предписаний с запросами о представлении необходимых документов и
информации. Непредставление или несвоевременное представление такой
информации может повлечь искажение результатов контрольных мероприятий и,
как следствие, нарушение прав и законных интересов субъектов, чья
деятельность находится в сфере антимонопольного контроля, а также иных
лиц.
В Кодексе РФ об административных правонарушениях не закреплена
возможность наложить административный штраф в размере ниже установленных
минимальных значений, что неконституционно
Ранее Конституционный Суд РФ неоднократно отказывал в принятии к
рассмотрению обращений по вопросам оценки соразмерности различных
административных наказаний (см., к примеру, Определения от 03.10.2002 N
232-О, от 09.04.2003 N 116-О, от 05.11.2003 N 349-О, от 16.07.2009 N
919-О-О и др.). Основанием для отказа служило то, что для всех составов
административных правонарушений установлены дифференцированные по размеру
санкции, что позволяет обеспечить необходимую индивидуализацию
наказания.
Однако с момента вступления в силу Кодекса РФ об административных
правонарушениях размер административных штрафов неоднократно
корректировался в сторону увеличения, соответственно, значительно возрос
нижний порог штрафов. Даже назначение минимального штрафа может негативно
повлиять на имущественное положение некоторых категорий организаций, в
частности малых предприятий.
В Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что если законодатель
устанавливает значительные по размеру и безальтернативные штрафы, то он
обязан вводить соответствующие правила назначения и исполнения
административных наказаний, в том числе позволяющие учитывать имущественное
и финансовое положение лица, привлекаемого к ответственности. Такой учет
может осуществляться разными способами, такими как, например, назначение
административного штрафа в размере, меньшем нижнего предела.
Рассматривая дела о правонарушениях, предусмотренных ч. 5 ст. 19.8 КоАП
РФ, правоприменительный орган может прийти к выводу о несоразмерности
административного наказания характеру совершенного правонарушения. При этом
у него есть только одна возможность освободить правонарушителя от
ответственности - признать деяние малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ).
Однако освобождение от ответственности в связи с малозначительностью
правонарушения не может использоваться для учета имущественного и
финансового положения лица, привлекаемого к ответственности. Если же во
всех случаях, когда наказание не соответствует характеру правонарушения,
деяния будут признаваться малозначительными, то будет нарушаться принцип
неотвратимости наказания. Применение рассрочки и отсрочки уплаты штрафа
может не повлечь положительного эффекта, если сумма первоначального штрафа
является весьма обременительной для правонарушителя.
Таким образом, ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ в той части, в которой она в
совокупности с общими правилами назначения административного наказания
допускает привлечение организации к ответственности в виде штрафа в
установленных пределах, не соответствует Конституции РФ. Минимальный размер
административного штрафа не позволяет во всех случаях в полной мере учесть
характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение
юридического лица, а также иные существенные обстоятельства.
Конституционный Суд РФ постановил, что до внесения изменений в Кодекс РФ
об административных правонарушениях антимонопольные органы или суды имеют
право снижать размер штрафа при рассмотрении дел о привлечении к
ответственности по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.
Отметим, что в практике арбитражных судов уже поднимались вопросы о
возможности назначения наказания ниже минимального предела, установленного
в Кодексе РФ об административных правонарушениях, при наличии каких-либо
смягчающих обстоятельств. Однако суды указывали, что положения названного
Кодекса не допускают подобного снижения (см., например, Постановления ФАС
Волго-Вятского округа от 10.12.2012 по делу N А79-3008/2012, ФАС
Московского округа от 20.06.2012 по делу N А40-69771/11-92-586,
Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2011 N
17АП-7835/2011-АК по делу N А50-9325/2011, Шестнадцатого арбитражного
апелляционного суда от 13.11.2012 по делу N А22-1218/2012).