КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 22.01.2013
Компания КонсультантПлюс
обновила приложения для iPhone и iPad
Обновлены приложения "КонсультантПлюс: основные документы" и
"КонсультантПлюс: Студент" для iPhone/iPad. В новых версиях
появились востребованные функции: фоновая загрузка обновлений документов, а
также список обновляемых документов.
Налогоплательщики смогут проверить правильность
заполнения налоговой декларации по НДПИ, применив "контрольные
соотношения", опубликованные ФНС России
До сведения налогоплательщиков доведены "контрольные соотношения" к
налоговой декларации по НДПИ (взаимоувязка показателей налоговой
декларации), используемые ранее налоговыми органами при проведении контроля
за правильностью и достоверностью заполнения налоговой отчетности.
ФНС России разъяснила порядок привлечения к
ответственности налогоплательщиков за непредставление налоговой отчетности
В письме ФНС России, направленном в нижестоящие налоговые органы,
разъяснено:
- применение норм Налогового кодекса
РФ о привлечении к ответственности за непредставление налоговой декларации
в установленный законодательством срок в соответствии с пунктом
1 статьи 119 НК РФ, а также за непредставление в установленный срок
документов и (или) иных сведений, предусмотренных актами законодательства о
налогах и сборах в соответствии с пунктом
1 статьи 126 НК РФ;
- применение норм КоАП
РФ о привлечении граждан (должностных лиц) к административной
ответственности в соответствии со статьями
15.5 и 15.6.
При этом обращено внимание на вывод арбитражного суда, содержащийся
в Постановлении
ФАС Западно-Сибирского округа от 20.06.2011 N А27-13715/2010, о том, что
налогоплательщик не может быть одновременно привлечен к налоговой
ответственности по пункту
1 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации и по пункту
1 статьи 126 НК РФ за непредставление сведений, содержащихся в этой же
налоговой декларации (о сумме НДС, подлежащей уплате в бюджет по данным
налогового агента), поскольку правонарушение в данном случае заключается в
непредставлении в установленный срок одного и того же документа, за что
налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственности
дважды.
ФНС России разъяснены процедурные вопросы, касающиеся
постановки на учет (снятия с учета) индивидуальных предпринимателей,
применяющих патентную систему налогообложения (ПСН)
Постановка на учет налогоплательщика осуществляется налоговым
органом, в который он обратился с заявлением о выдаче патента в течение
пяти дней со дня получения заявления. При этом налогоплательщику выдается
(направляется по почте) уведомление по форме
N 2-3-Учет и патент по форме
N 26.5-П. Датой постановки на учет является дата начала действия
патента.
Если патент выдан в налоговом органе не по месту жительства
индивидуального предпринимателя, то о постановке на учет должно быть
отправлено сообщение в налоговый орган по месту жительства ИП для включения
соответствующих сведений в ЕГРН.
Снятие с учета осуществляется на основании заявления
налогоплательщика в течение пяти дней со дня его получения. Датой снятия с
учета является дата истечения срока действия патента (срока действия
последнего из полученных в этом налоговом органе патентов).
Сообщается также, что налоговый орган, осуществивший снятие с учета
ИП в связи с утратой права на применение ПСН, обязан по сведениям
федеральной базы данных ЕГРН определить наличие (отсутствие) постановок на
учет данного ИП в качестве налогоплательщика, применяющего ПСН, в иных
налоговых органах и сообщить в эти налоговые органы о снятии ИП с учета по
данному основанию.
Отмечено также, что снятие с учета ИП, в прошлом году применявших
УСН на основе патента (срок действия данных патентов ограничен 31 декабря
2012 года), будет осуществлено после пересчета стоимости патента в связи с
ограничением срока его действия.
Заявление о постановке на учет в качестве
налогоплательщика ЕНВД следует подать до представления в 2013 году
налоговой декларации на первый налоговый период
ФНС России сообщает также, что в случае если заявление не будет
подано в установленный срок и налоговый орган не будет уведомлен о переходе
организации (индивидуального предпринимателя) на УСН или патентную систему
налогообложения, то эта организация (этот индивидуальный предприниматель)
будет признан налогоплательщиком, применяющим общий режим налогообложения.
Отмечено также, что организациям и ИП, состоящим на учете в
налоговом органе в качестве налогоплательщика ЕНВД, повторно подавать
заявление не следует.
Налоговым инспекциям поручено провести работу по определению круга
налогоплательщиков ЕНВД, ранее применявших данную систему налогообложения и
продолжающих определять налоговые обязательства в соответствии с данной
системой налогообложения, но не подававших заявление о постановке на учет в
качестве налогоплательщика ЕНВД, а также по информированию таких
налогоплательщиков о возможности применения ЕНВД с 2013 года только при
подаче заявления о постановке на учет в качестве налогоплательщика
ЕНВД.
При определении налоговой базы по НДФЛ по операциям с
ценными бумагами, приобретенными до 1 января 1998 года, сумма расходов на
их приобретение должна приниматься с учетом деноминации
На основании статьи
214.1 НК РФ финансовый результат по операциям с ценными бумагами
определяется как доходы от таких операций за вычетом соответствующих
расходов (в том числе расходов, связанных с приобретением ценных бумаг).
ФНС России напоминает, что в соответствии с Указом
Президента РФ от 04.08.1997 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости
российских денежных знаков и масштаба цен" с 1 января 1998 года была
проведена деноминация рубля (замена обращающихся 1000 рублей старого
образца на 1 рубль нового образца).
В этой связи сумма расходов на приобретение до 1 января 1998 года
ценных бумаг должна определяться с учетом указанной деноминации.
Банком России разработаны Методические рекомендации для
внедрения альтернативного подхода к оценке кредитного риска на основе
внутренних рейтингов банков в соответствии с документом Базельского
комитета по банковскому надзору
Применение кредитными организациями данного подхода к расчету
кредитного риска является обоснованным при соблюдении определенных условий:
группировка и последовательный учет всех балансовых активов, подверженных
кредитному риску, и условных обязательств кредитного характера в рамках
отдельных классов со сходными характеристиками кредитного риска, а также
соблюдение рекомендуемых Банком России минимальных требований к внутренним
системам и процессам присвоения рейтингов и оценке отдельных компонентов
кредитного риска по классам кредитных требований, качеству корпоративного
управления и внутреннего контроля за указанными системами и процессами.
Кредитным организациям, которые примут решение о применении данного
подхода, рекомендовано ежеквартально представлять в территориальные
учреждения Банка России информацию о расчете кредитного риска в
соответствии с предлагаемой формой
(предусмотрена приложением к Методическим рекомендациям).
Банк России рекомендует кредитным организациям начать
разработку Планов самооздоровления
Банком России подготовлены Методические рекомендации
по разработке кредитными организациями Планов восстановления финансовой
устойчивости (далее - Планов самооздоровления).
Методические рекомендации
определяют условия разработки кредитными организациями Планов
самооздоровления, их структуру, варианты (сценарии), позволяющие
действовать в различных стрессовых ситуациях, а также индикаторы раннего
предупреждения и индикаторы, при которых начинается реализация Планов
самооздоровления.
Разработанные кредитными организациями Планы самооздоровления, в том
числе актуализированные, следует направлять в территориальные учреждения
Банка России, осуществляющие надзор за их деятельностью.
Планы самооздоровления будут оцениваться Банком России. Банк России
исходит из того, что наличие у кредитной организации актуальных и
эффективных стратегических планов своевременных действий, в том числе в
условиях кризиса, находится прежде всего в интересах собственников,
менеджмента, кредиторов, клиентов и сотрудников самой кредитной
организации, поскольку все указанные субъекты заинтересованы в продолжении
деятельности кредитной организации, выполнении ею всех, особенно значимых,
функций при любых экономических условиях.
Кредитным организациям рекомендуется организовать процесс разработки
Планов самооздоровления, обеспечивающий их регулярную (на ежегодной основе)
актуализацию и утверждение советом директоров (наблюдательным советом)
кредитной организации.
Даны рекомендации аудиторам по проведению аудита годовой
бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год
В рекомендациях Минфина России:
- приведены требования к проведению аудиторских процедур, в том
числе к соблюдению правил независимости аудиторов и аудиторских
организаций, а также федеральных стандартов аудиторской деятельности.
Отмечены особенности проведения аудита негосударственных пенсионных фондов;
- обращено внимание на новые правила ведения бухгалтерского учета в
связи с вступлением в силу с 1 января 2013 года Федерального закона
"О бухгалтерском учете".
- рассмотрены отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности
за 2012 год, в частности в отношении порядка формирования и раскрытия
информации о некоторых показателях отчетности, в том числе об отложенных
налоговых активах и отложенных налоговых обязательствах, оценочных
обязательствах на демонтаж и утилизацию объекта ОС и пр.;
- разъяснены особенности составления бухгалтерской отчетности
страховыми и кредитными организациями.
Роспотребнадзор напомнил, что для получения лицензии
производители и продавцы алкогольной продукции больше не обязаны
представлять заключение о соответствии своих производственных и складских
помещений санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям
Отсутствие необходимости представления лицензиатом в лицензирующий
орган такого документа связано с изменениями в законодательстве,
регулирующем производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей
продукции. Региональным управлениям Роспотребнадзора разрешено выдавать
разъяснения об отсутствии необходимости получения упомянутого заключения в
случаях обращения юридических лиц с заявлениями о его выдаче.
Ставки договорных сборов за работы и услуги,
предусмотренные Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при
организации перевозок грузов, на которые не установлены среднесетевые
ставки, с 10 января 2013 года проиндексированы на 10 процентов
Соответствующие изменения будут внесены в договоры на оказание
услуг, связанных с перевозками грузов.
Росприроднадзор напоминает, что деятельность по сбору,
использованию и транспортированию отходов в настоящее время не
лицензируется
Вместе с тем передача собственником отходов I - IV класса опасности для
использования (сбора, транспортирования) другому лицу, которое вместо их
использования (сбора, транспортирования) произведет размещение или
обезвреживание отходов, не имея соответствующей лицензии, будет являться
нарушением требований Федерального закона
"Об отходах производства и потребления". При этом собственник
отходов несет предусмотренную законодательством ответственность.
Сообщается, что сбор и использование отходов I - IV класса опасности
выведены из перечня лицензируемых видов деятельности. Ранее было выведено
из перечня лицензируемых видов деятельности транспортирование отходов I -
IV класса опасности и отменено лицензирование всех видов деятельности по
обращению с отходами V класса опасности.
В настоящее время вопрос о порядке подтверждения на стадии отчуждения
отходов цели их дальнейшего сбора, использования, транспортирования, а не
приобретения для иных целей, в том числе захоронения или обезвреживания, не
урегулирован. По мнению Росприроднадзора, таким подтверждением, наряду с
заключением прямых или трехсторонних договоров может являться комплект
документов, однозначно свидетельствующих о намерении собственника
обеспечить доставку отходов I - IV класса опасности организации, имеющей
лицензию на осуществление деятельности по размещению или обезвреживанию
отходов I - IV класса опасности.
Также сообщается, что индивидуальные предприниматели и юридические лица,
осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести
учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам
или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в соответствии с
Порядком
учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды
России от 01.09.2011 N 721.
Обновлен перечень заболеваний, при наличии которых
инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь
В настоящее время действует аналогичный перечень,
утвержденный Правительством РФ от 21.12.2004 N 817. С даты признания Постановления
Правительства РФ утратившим силу в действие вступит перечень,
утвержденный Минздравом России (соответствующее полномочие по утверждению
данного перечня теперь закреплено в Положении
о Министерстве здравоохранения Российской Федерации).
В новом перечне
уточнены наименования некоторых заболеваний, (в частности, вместо
устаревшего наименования проказы упоминается лепра), а также включен
псориаз артропатический, требующий применения инвалидных
кресел-колясок.
Установлен порядок финансирования из средств Фонда
социального страхования РФ предупредительных мер по сокращению
производственного травматизма и профзаболеваний работников, занятых на
вредных производствах
К таким предупредительным мерам относятся различные мероприятия по
улучшению условий труда, приобретение работникам спецодежды, обучение по
охране труда, проведение обязательных периодических медосмотров,
обеспечение лечебно-профилактическим питанием, приобретение алкотестеров и
тахографов, а также санаторно-курортное лечение работников.
Установлено, что объем средств, направляемых страхователем на
финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20
процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий
календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному
виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном
году.
Установлен также подробный перечень документов, прилагаемых
страхователем к заявлению о финансовом обеспечении предупредительных мер,
направляемому в территориальный орган ФСС (в срок до 1 августа текущего
календарного года); определены также документы, которые территориальный
орган ФСС запрашивает в рамках межведомственного взаимодействия посредством
межведомственного запроса.
Разработана новая форма типового договора на оказание и
оплату медицинской помощи по ОМС
Договор заключается между страховой медицинской организацией,
оплачивающей медицинские услуги, и медицинской организацией, оказывающей
медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного
медицинского страхования.
Определены права и обязанности сторон, их ответственность за
неисполнение условий договора, срок действия договора и порядок его
расторжения.
В приложениях к договору содержатся формы документов для отражения
сведений об объемах медицинской помощи по территориальной программе
обязательного медицинского страхования на соответствующий год и сведений о
численности застрахованных лиц, выбравших медицинскую организацию для
оказания амбулаторной медицинской помощи.
Аналогичная форма
договора, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития России от 24.12.2010 N
1184н, признана утратившей силу.
Предельный размер среднего дневного заработка для
исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу
за ребенком, по страховым случаям, наступившим в 2013 году, составляет
1335,62 рублей
Фондом социального страхования сообщается, что с 1 января 2013 года
установлен особый порядок определения среднего дневного заработка для
исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу
за ребенком: средний дневной заработок определяется путем деления суммы
начисленного заработка за два предшествующих календарных года на число
календарных дней в этом периоде (730 дней), за исключением периодов
временной нетрудоспособности и периодов освобождения работника от работы с
сохранением заработка, за которые страховые взносы не начислялись.
Определено также, что средний дневной заработок для исчисления
указанных пособий не может превышать величину, определяемую путем деления
на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС
РФ (в 2011 году - 463 тыс. рублей, в 2012 году - 521 тыс. рублей).
Таким образом, предельный размер среднего дневного заработка для
исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу
за ребенком, по страховым случаям, наступившим в 2013 году, составляет
1335,62 рублей ((463000,00 + 512000,00) / 730).
Также указано, что с учетом норм части
1 статьи 11.2 и части
5.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ предельный размер ежемесячного пособия по
уходу за ребенком в 2013 году составляет 16241,14 рублей.
Обращено внимание работодателей на установленную обязанность
включать в справку о сумме заработка, выдаваемую застрахованным лицам при
увольнении, сведения о периодах временной нетрудоспособности, отпусков по
беременности и родам, по уходу за ребенком, а также о периодах освобождения
работника от работы с полным или частичным сохранением заработка, если на
сохраняемый заработок не начислялись страховые взносы.
В этой связи сообщается, что до утверждения новой формы Справки
сведения об исключаемых периодах для исчисления пособия по беременности и
родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком указываются в произвольной
форме.
Пенсионный фонд РФ рекомендует гражданам узнавать о
состоянии их лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования
не реже одного раза в год и хранить соответствующую выписку в личном архиве
ПФР подготовлена информация о тарифах страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование в 2011 - 2013 годах, порядке
распределения поступивших средств, в том числе на страховую и накопительную
части пенсии, изменениях в порядке уплаты страховых взносов, а также в
порядке информирования граждан о состоянии их индивидуальных лицевых
счетов.
Так, в частности, сообщается, что тариф страховых взносов в 2011
году составлял 26 процентов от фонда оплаты труда каждого сотрудника, в
2012 и 2013 годах - 22 процента (плюс дополнительные 10 процентов с сумм,
превышающих облагаемую страховыми взносами базу).
В 2011 году из 26 процентов тарифа страховых взносов 16 отражались
на пенсионном счете работника: 10 процентов на страховой части пенсии, 6
процентов - на накопительной (у работников старше 1967 года рождения все 16
процентов тарифа отражались на страховой части трудовой пенсии). Оставшиеся
10 процентов направлялись на финансирование фиксированного базового размера
(ФБР) страховой части трудовой пенсии нынешних пенсионеров и на лицевом
счете гражданина не отражались.
С 2012 года тариф страхового взноса в ПФР уменьшился с 26 процентов
до 22 процентов. Из них 16 процентов по-прежнему отражались на
индивидуальном лицевом счете гражданина, а 6 процентов направлялись на
финансирование ФБР.
Предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые
взносы, в 2012 году вырос с 463 тысяч рублей до 512 тысяч рублей. С сумм
заработка, которые превышали 512 тысяч в год, дополнительно уплачивались
страховые взносы в размере 10 процентов, которые направлялись на
финансирование ФБР.
Отмечено также, что с 2013 года рассылка извещений о состоянии
индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного
страхования прекращена.
Узнать о состоянии своих индивидуальных лицевых счетов граждане
могут через единый портал государственных и муниципальных услуг
www.gosuslugi.ru. Также эту информацию можно получить через кредитные
организации, с которыми у ПФР заключены соответствующие соглашения. Полную
выписку из индивидуального лицевого можно получить в Пенсионном фонде по
месту жительства.
Минздрав России разъяснил некоторые вопросы, касающиеся
нового порядка выписки пациентам рецептов на лекарственные препараты
Сообщается, что приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года N
1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных
препаратов, а также рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка
оформления указанных бланков, их учета и хранения" (в настоящее время
приказ находится на государственной регистрации в Минюсте России. Документ
вступит в силу с 1 июля 2013 года) предусмотрено назначение и выписывание
лекарственных препаратов по международному непатентованному наименованию
(МНН), при его отсутствии - по группировочному наименованию, а в случае
отсутствия у препарата МНН или группировочного наименования - по торговому
наименованию.
Данная норма вводится с целью исключения возможности выписки
пациентам определенных препаратов только на основании договоренности врача
с фармкомпанией, таким образом устраняется коррупционный фактор.
В то же время данный документ не лишает врача права подбирать для
пациента индивидуальную терапию, в том числе в случаях непереносимости
лекарственного препарата.
На ФСБ России возложены полномочия по созданию
государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации
последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской
Федерации
Среди основных задач такой системы:
- прогнозирование ситуации в области обеспечения информационной
безопасности РФ;
- обеспечение взаимодействия владельцев информационных ресурсов РФ,
операторов связи, иных субъектов, осуществляющих лицензируемую деятельность
в области защиты информации, при решении задач, касающихся обнаружения,
предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак;
- осуществление контроля степени защищенности критической
информационной инфраструктуры РФ от компьютерных атак;
- устранение причин компьютерных инцидентов, связанных с
функционированием информационных ресурсов РФ.
В частности, определено, что ФСБ России разрабатывает методику
обнаружения компьютерных атак, организует и проводит мероприятия по оценке
степени защищенности критической информационной инфраструктуры РФ от таких
атак, а также разрабатывает методические рекомендации по организации защиты
от таких атак.
В местах массового скопления граждан, а также местах
нахождения источников повышенной опасности розничная продажа алкогольной
продукции не допускается
Утверждены Правила
определения органами государственной власти субъектов РФ мест массового
скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в
которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, и Правила
определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым
организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная
продажа алкогольной продукции.
В частности, установлено, что место массового скопления граждан, в
котором не допускается розничная продажа алкогольной продукции,
определяется на основании критериев, предусматривающих, что такое место
является территорией, расположенной за пределами зданий (строений,
сооружений), являющейся местом проведения публичного мероприятия,
организуемого в соответствии с Федеральным законом
"О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", с
заявленной численностью участников не менее 100 человек.
В решениях об определении мест массового скопления граждан, в
которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, должен быть
указан период времени, в течение которого не допускается розничная продажа
алкогольной продукции.
Розничная продажа алкогольной продукции не допускается на
территориях, прилегающих:
к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам
спорта;
к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам
массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной
опасности, определенным органами государственной власти субъектов РФ;
Регламентирована процедура аннулирования универсальной
электронной карты (УЭК) в случае отказа гражданина от ее использования
Процедура аннулирования УЭК включает в себя создание федеральной
уполномоченной организацией (ФУО) и уполномоченной организацией субъекта РФ
(УОС) условий, исключающих возможность доступа к любой зафиксированной на
ней информации о пользователе УЭК, а также исключающих возможность
использования УЭК для получения государственных, муниципальных и иных услуг
в случае отказа гражданина от ее использования.
Аннулирование УЭК осуществляется на безвозмездной основе на
основании заявления пользователя.
УЭК, подлежащая аннулированию, сдается заявителем в УОС одновременно
с подачей заявления, за исключением случаев отсутствия УЭК у гражданина
ввиду утраты. В случае утраты УЭК заявитель производит в заявлении
соответствующую запись.
УЭК считается аннулированной с момента внесения информации об
аннулировании УЭК в единый реестр.
При этом УОС обеспечивает уничтожение УЭК (при наличии), в том числе
уничтожение интегральных схем, магнитной полосы, поверхности карты, и
составляет акт об уничтожении УЭК, о чем уведомляет ФУО в течение трех
рабочих дней.
В случае отказа гражданина от получения выпущенной на его имя УЭК
или неявки гражданина за получением УЭК она возвращается для хранения в УОС
и подлежит аннулированию по истечении одного года со дня принятия УОС
возвращенной карты на хранение.
Данные о пользователе УЭК, а также информация об аннулировании УЭК
подлежат бессрочному хранению в реестре.
С 1 февраля 2013 года доступ организаций, поднадзорных
Росфинмониторингу, к перечню организаций и физических лиц, в отношении
которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности
или терроризму, будет осуществляться только с помощью личных кабинетов,
размещенных на официальном портале Росфинмониторинга
(https://portal.fedsfm.ru)
Такой же порядок предусматривается в отношении доступа к информации
об изготовлении комплекта АРМ "Организация" и подключения к серверу приема
информации Росфинмониторинга.
Для первичной авторизации в личном кабинете на портале используется:
- логин: для юридических лиц - ИНН и КПП (слитно, без пробела), для
физических лиц - ИНН;
- пароль: для организаций, имеющих АРМ "Организация" - системное имя
организации (первые пять цифр, указанные на ключевой дискете в правом
нижнем углу), для организаций, не имеющих АРМ "Организация" - учетный номер
организации в Росфинмониторинге.
После успешной первичной авторизации необходимо изменить пароль
доступа к личному кабинету.
Вопросы, касающиеся технической поддержки пользователей личных
кабинетов портала Росфинмониторинга, принимаются по адресу:
portal@fedsfm.ru.