КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 06.08.2018
Проект Производственного календаря на 2019 год - в КонсультантПлюс
В систему КонсультантПлюс включен "Производственный календарь на 2019 год". Он подготовлен на основе проекта Постановления Правительства РФ "О переносе выходных дней в 2019 году".
Согласно проекту новогодние праздники будут длиться десять дней – с 30 декабря по 8 января. Как переносятся другие выходные, можно посмотреть в календаре.
Подписан закон, разрешающий
государственную регистрацию транспортных средств через изготовителей и дилеров
Государственному учету подлежат транспортные средства, в том числе базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории РФ, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами, а в случаях и порядке, которые устанавливаются Правительством РФ, иные транспортные средства. Данные требования не распространяются на транспортные средства, являющиеся товаром, реализуемым юридическим лицом или
индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность.
Регистрационные подразделения осуществляют государственную регистрацию транспортных средств как самостоятельно, так и во взаимодействии со специализированными организациями, участвующими в государственной регистрации транспортных средств (специализированные организации).
Владелец транспортного средства имеет, в том числе, право выбора регистрационного подразделения для совершения регистрационных действий вне зависимости от места регистрации физического лица, ИП или места нахождения юридического лица, сохранение за собой присвоенного транспортному средству государственного регистрационного номера или передачу его с отчуждаемым транспортным средством.
Закон устанавливает:
порядок ведения государственного реестра транспортных средств (федеральный информационный ресурс, содержащий сведения о транспортных средствах, совершаемых в отношении их регистрационных действиях, регистрационные данные транспортных средств и иные данные);
перечень регистрационных действий и регистрационных данных транспортного средства;
процедуру осуществления государственной регистрации, в т.ч. перечень документов, представляемых для совершения регистрационных действий, основания проведения осмотра транспортного средства, основания прекращения и возобновления государственного учета транспортного средства, основания для отказа в совершении регистрационных действий;
требования к специализированным организациям (ими являются зарегистрированные в РФ юридическое лицо или ИП, уполномоченные на основании договора изготовителем или представителем иностранного изготовителя в РФ на реализацию изготовленных ими транспортных средств, и изготовитель транспортных средств), функции специализированной организации в процессе государственной регистрации;
порядок включения юридического лица или ИП в реестр специализированных организаций и исключения из указанного реестра;
требования к изготовителям государственных регистрационных знаков транспортных средств;
порядок признания государственной регистрации транспортных средств, осуществленной до дня вступления в силу настоящего Закона.
Взаимосвязанные поправки внесены в федеральные законы "О безопасности дорожного движения", "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", "О полиции" (в частности, полиции предоставлено право проводить в соответствии с законодательством РФ проверки юридических лиц и ИП, являющихся специализированными организациями, участвующими в государственной регистрации транспортных средств, или изготовителями государственных
регистрационных знаков транспортных средств).
Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.
Подписан федеральный закон о производстве, хранении, транспортировке,
маркировке и реализации органической (экологически чистой) продукции
Установлено, что при производстве органической продукции должны соблюдаться определенные требования, в числе которых:
запрет на применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных препаратов, за исключением тех, которые разрешены к применению действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции;
запрет на применение трансплантации эмбрионов, клонирования и методов генной инженерии, генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов, а также продукции, изготовленной с использованием генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов;
запрет на использование гидропонного метода выращивания растений;
запрет на применение ионизирующего излучения;
применение для борьбы с вредителями, болезнями растений и животных средств биологического происхождения;
подбор пород или видов сельскохозяйственных животных с учетом их адаптивных способностей и устойчивости к болезням, создание условий, способствующих сохранению их здоровья, ветеринарному благополучию, естественному воспроизводству и обеспечение оптимальных санитарно-гигиенических показателей их содержания;
использование пищевых добавок, технологических вспомогательных средств, ароматизаторов, усилителей вкуса, ферментных препаратов, микроэлементов, витаминов, аминокислот, предусмотренных действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции;
применение биологических, в том числе пробиотических, микроорганизмов, традиционно используемых при переработке пищевых продуктов, использование мер защиты продукции животного происхождения от микробиологической порчи, основанных на взаимодействии микроорганизмов в естественной природной среде;
запрет на смешивание органической продукции с продукцией, не относящейся к органической, при хранении и транспортировке органической продукции;
запрет на использование упаковки, потребительской и транспортной тары, которые могут привести к загрязнению органической продукции и окружающей среды, в том числе на использование поливинилхлорида для упаковки, потребительской и транспортной тары.
Подтверждение соответствия производства органической продукции осуществляется в форме добровольной сертификации. Добровольное подтверждение соответствия производства органической продукции не заменяет обязательного подтверждения соответствия органической продукции в случаях, предусмотренных актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством РФ.
Предусматривается, что в целях безвозмездного информирования потребителей о производителях органической продукции и видах производимой ими органической продукции создается единый государственный реестр производителей органической продукции.
Сведения, содержащиеся в едином государственном реестре производителей органической продукции, являются общедоступными и размещаются на официальном сайте Минсельхоза России, в том числе в форме открытых данных.
Производители органической продукции после подтверждения соответствия производства имеют право разместить являющуюся отличительным признаком органической продукции маркировку в виде комбинации надписей и графического изображения (знака) органической продукции единого образца на упаковке, потребительской и (или) транспортной таре органической продукции или на прикрепленных к ней либо помещенных в нее иных носителях информации. Надписи, используемые для маркировки органической продукции, могут
содержать слово "органический", а также его сокращения или слова, производные от этого слова, отдельно либо в сочетании с наименованием органической продукции.
Предусматривается, что при переходе к органическому сельскому хозяйству и производству органической продукции устанавливается переходный период, в течение которого обеспечивается внедрение правил ведения органического сельского хозяйства и производства органической продукции, установленных действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции. При этом не допускается размещать маркировку органической
продукции на упаковке, потребительской, транспортной таре сельскохозяйственной продукции, сырья и пищевых продуктов, произведенных в переходный период.
Соответствующие изменения внесены также в федеральные законы "О землеустройстве" и "О развитии сельского хозяйства".
Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.
Также законом (в целях обеспечения стабилизации фискальной нагрузки) предусматривается закрепление тарифа страхового взноса в ПФР на уровне 22% на бессрочный период (действующие положения НК РФ устанавливают тариф указанного взноса в размере 26% с 2021 года).
Помимо этого, вносятся поправки, предоставляющие право в некоторых случаях не восстанавливать принятый к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет бюджетных средств.
Принят закон о сокращении срока камеральной проверки по НДС, освобождении от налогообложения
движимого имущества и других изменениях в НК РФ
В Налоговый кодекс РФ вносятся многочисленные поправки, предусматривающие, в частности:
сокращение срока проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС с 3 до 2 месяцев (увеличение срока до 3 месяцев возможно в случае установления фактов, указывающих на наличие нарушений);
уточнение порядка проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (в том числе в части представления возражений по результатам их проведения);
введение ограничения на действие договоров о создании КГН до 2023 года;
уточнение порядка подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и применения налоговых вычетов;
снижение критерия о минимальной совокупной сумме уплачиваемых налогов до 2 млрд рублей в целях применения заявительного порядка возмещения НДС, а также применения права на освобождение от уплаты акцизов;
изменение условий установления субъектами РФ пониженной ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в соответствующие бюджеты;
установление размеров госпошлин за предоставление лицензий на осуществление энергосбытовой деятельности;
исключение из объекта налогообложения налогом на имущество организаций движимого имущества.
Дополнен перечень подакцизных товаров и проиндексированы ставки акцизов
Законом скорректирован перечень подакцизных товаров, предусмотренный статьей 181 НК РФ: добавлены нефтяное сырье и темное судовое топливо.
К нефтяному сырью отнесены: нефть, газовый конденсат стабильный, вакуумный газойль и гудрон (с установленными характеристиками), мазут.
Дано определение темного судового топлива.
Регламентирован порядок выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья.
Законом устанавливаются также ставки акцизов на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года (ставки акцизов с 2021 года проиндексированы на уровень инфляции).
Введены формулы определения ставок акциза на прямогонный бензин, на бензол, параксилол, ортоксилол, а также на нефтяное сырье (предусматривается, в том числе, применение коэффициентов на период 2019 - 2023 годов).
Ставка акциза на темное судовое топливо установлена в размере 0 процентов на период 2019 - 2020 годов, и 1000 рублей за тонну в 2022 году.
Установлена государственная пошлина за выдачу свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья (3500 руб.), а также за выдачу федеральных специальных и (или) акцизных марок с двухмерным штриховым кодом (0,16 рублей за каждую марку).
Продлено на период до 2024 года зачисление налога на прибыль организаций в федеральный бюджет по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ - по ставке 17%.
Подписан федеральный закон, направленный на совершенствование системы проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
В частности, федеральным законом установлены полномочия высших исполнительных органов власти субъектов РФ по определению видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Из числа проверок, информация о которых вносится в единый реестр проверок, исключаются внеплановые проверки, проводимые в связи с поступлением заявлений о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий.
Кроме того:
уточняются правовые основы осуществления федерального государственного контроля (надзора) и регионального государственного контроля (надзора);
устанавливается, что положениями о видах федерального государственного контроля (надзора) может быть предусмотрено использование органами государственного контроля (надзора) индикаторов риска нарушения обязательных требований как основание для проведения внеплановых проверок;
уточняется перечень случаев, когда при осуществлении лицензионного контроля за конкретным видом деятельности плановые проверки могут не проводиться.
Скорректированы требования к субъектам малого и среднего
предпринимательства
Федеральным законом, в частности, снимаются ограничения максимальной доли в размере 49% в отношении предельной доли участия иностранных юридических лиц в уставном (складочном) капитале малых и средних предприятий в отношении тех иностранных юридических лиц, которые сами относятся к малым или средним компаниям и не являются оффшорными, и вводится механизм идентификации иностранного юридического лица для подтверждения статуса субъекта МСП. Также устанавливается, что к субъектам МСП могут относиться,
в том числе, хозяйственные товарищества.
Подтверждение соответствия иностранных юридических лиц (за исключением оффшорных компаний) условиям, установленным Федеральным законом по среднесписочной численности сотрудников и размеру дохода от ведения предпринимательской деятельности, осуществляется на основе заключения аудиторской организации. При этом в целях ведения единого реестра субъектов МСП предусматривается, что аудиторские организации ежегодно представляют в ФНС России перечень обществ с ограниченной ответственностью, участниками
которых являются иностранные юридические лица, соответствующие по состоянию на 1 января текущего календарного года соответствующим условиям. Указанный перечень формируется аудиторскими организациями по результатам анализа ими данных, содержащихся в отчетности, представленной соответствующим иностранным юридическим лицом в налоговый орган страны, где учреждено такое иностранное юридическое лицо. Федеральный закон уточняет положения, регламентирующие порядок ежегодного в
ключения сведений об акционерных обществах в единый реестр субъектов МСП на основе передачи таких сведений ФНС России держателями реестров акционеров.
АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" предоставлено право оказывать услуги в целях развития МСП (в том числе в части предоставления информационной, маркетинговой, финансовой и юридической поддержки) не только действующим субъектам МСП, но и физическим лицам, которые планируют начать предпринимательскую деятельность.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 декабря 2018 года.
Подписан закон, направленный на повышение эффективности обучения граждан в структурных подразделениях военной подготовки при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования
Законом предусмотрено создание взамен существующих видов структурных подразделений военной подготовки в вузах - учебных военных центров, факультетов военного обучения (военных кафедр), единых структурных подразделений - военных учебных центров.
Регламентирована процедура обучения граждан по программам военной подготовки в военных учебных центрах.
Установлено, что гражданин до достижения им возраста 24 лет, обучающийся по очной форме обучения в государственном вузе, годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным требованиям к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, вправе заключить с Минобороны России договор об обучении в военном учебном центре при этой образовательной организации по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению
офицерами, и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после получения высшего образования.
Гражданин до достижения им возраста 30 лет, обучающийся по очной форме обучения в государственном вузе, годный к военной службе или годный к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья, отвечающий профессионально-психологическим требованиям, предъявляемым к конкретным военно-учетным специальностям, и прошедший конкурсный отбор, вправе заключить с Минобороны России договор об обучении в военном учебном центре при вузе по программе военной подготовки офицеров запаса,
программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса.
Взаимосвязанные поправки внесены в Федеральные законы "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Подписан закон о бессрочном тарифе страховых взносов на ОПС в размере 22%
В настоящее время положения законодательства предусматривают применение тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на период 2017 - 2020 годов в размере 22% и его увеличение с 2021 года до 26%.
В целях снижения фискальной нагрузки на плательщиков страховых взносов вносятся изменения, закрепляющие размер тарифа на уровне 22% и устанавливающие порядок определения суммы страховых взносов на финансирование страховой и накопительной пенсии с учетом выбранного варианта пенсионного обеспечения.
Срок вступления закона в силу - 1 января 2019 года.
Заказчик не
вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные законом о контрактной системе критерии оценки заявок, окончательных предложений при проведении запроса предложений в сфере госзакупок
Такими критериями являются в том числе цена контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификация участников закупки.
Установлено, что заказчик теперь не вправе определять по своему усмотрению не предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также обязан применять величины значимости критериев.
Утверждены правила составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений
Смета составляется в целях определения объема и распределения направлений расходования бюджетных средств на основании доведенных лимитов бюджетных обязательств на принятие и исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения.
Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов с детализацией по кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов.
Смета составляется и ведется на основании обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, являющихся неотъемлемой частью сметы.
Порядком определены, в частности, требования к формированию сметы, процедура ее рассмотрения и утверждения, основания изменения сметы, требования к обоснованию плановых сметных показателей.
В приложениях приведены формы необходимых документов.
Приказ применяется начиная с составления бюджетной сметы на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
Введена новая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде
ареста имущества юридического лица
Установлено, что в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица", применяется арест имущества юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу о таком административном правонарушении.
Арест имущества заключается в запрете юридическому лицу распоряжаться арестованным имуществом, а при необходимости в установлении ограничений, связанных с владением и пользованием таким имуществом. Арест денежных средств, находящихся во вкладах и на счетах в банках или иных кредитных организациях, осуществляется в случае отсутствия у юридического лица иного имущества.
Стоимость имущества, на которое налагается арест, не должна превышать максимальный размер административного штрафа, установленный за совершение административного правонарушения, предусмотренного соответствующей частью статьи 19.28 КоАП РФ.
Решение о наложении ареста на имущество принимается судьей, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 КоАП РФ, на основании мотивированного ходатайства прокурора, поступившего вместе с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении. При принятии решения о наложении ареста на имущество судья должен указать на конкретные фактические обстоятельства, на основании которых он принял такое решение, а также установить
ограничения, связанные с распоряжением арестованным имуществом, а при необходимости установить ограничения, связанные с владением и пользованием таким имуществом.
Определение о наложении ареста на имущество является исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.
Арест, наложенный на имущество, может быть отменен судьей, вынесшим определение о наложении ареста, по ходатайству прокурора, судебного пристава-исполнителя или по мотивированному заявлению защитника и (или) законного представителя юридического лица, в отношении имущества которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Кроме того, статья 19.28 КоАП РФ дополнена примечанием, согласно которому юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное указанной статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.
При этом предусмотренное положение не распространяется на административные правонарушения, совершенные в отношении иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций при осуществлении коммерческих сделок.
Банк России наделен дополнительными полномочиями по проверке соблюдения закона об инсайдерской информации
Банку России предоставляется право беспрепятственного доступа на территории и в помещения лиц, в отношении которых проводится проверка или в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они располагают необходимой для проведения проверки информацией.
При этом предусматривается ряд исключений, например, в отношении территорий и помещений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и жилища физического лица.
Устанавливаются процедура, сроки и особенности проведения указанных проверок. В частности, срок проведения проверки по общему правилу должен составлять не более 18 месяцев, максимальный срок (с учетом продления и (или) приостановления) - 22 месяца.
Закреплен упрощенный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения - с согласия лица и при условии признания им факта совершения нарушения
В ряд федеральных законов ("О прокуратуре Российской Федерации", "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и др.) внесены изменения, предусматривающие упрощенный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения (за исключением увольнения в связи с утратой доверия), - с согласия лица и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения на основании доклада подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных
правонарушений, а также установлен единый срок давности для применения взысканий - не позднее трех лет со дня совершения коррупционного правонарушения.
Кроме того:
уточнен круг должностных лиц, которым кредитными организациями выдаются справки о счетах, вкладах и операциях физических лиц, а также установлен перечень должностных лиц, которым выдаются справки о счетах юридических лиц в целях борьбы с коррупцией (при этом предусмотрено, что полученная информация может использоваться исключительно в соответствии с законодательством о противодействии коррупции);
уточнен порядок участия гражданских, муниципальных служащих и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в управлении коммерческой или некоммерческой организацией;
закреплено, что к исполнительным документам, направляемым (предъявляемым) судебному приставу-исполнителю относится также определение судьи о наложении ареста на имущество в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ ("Незаконное вознаграждение от имени юридического лица");
предусмотрено установление контроля за расходами лиц, замещавших (занимавших) отдельные категории должностей, и освобожденных от государственных должностей РФ, должностей членов Совета директоров Банка России, государственных должностей субъектов РФ, муниципальных должностей и некоторых других (при этом решение об осуществлении контроля за расходами лиц, замещавших (занимавших) данные категории должностей, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей принимается Генеральным
прокурором РФ или подчиненными ему прокурорами отдельно в отношении каждого такого лица и оформляется в письменной форме).
В Налоговом кодексе РФ уточнен порядок применения кадастровой стоимости для целей
налогообложения
Закон конкретизирует порядок применения измененной кадастровой стоимости объектов недвижимости и земельных участков при исчислении соответствующих налогов.
Так, например, установлено, что изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости. Аналогичное правило установлено в отношении земельных участков.
Изменения кадастровой стоимости вследствие исправления ошибок или пересмотра стоимости в случае использования недостоверных сведений, соответствующие сведения, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Кроме того, установлено, что перерасчет сумм ранее исчисленных налогов (транспортного, земельного и налога на имущество ФЛ), по общему правилу, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления нового налогового уведомления. Перерасчет в отношении земельного налога и налога на имущество ФЛ не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.
Подписан закон, направленный на обеспечение стабильности условий
осуществления предпринимательской деятельности резидентами ТОСЭР и резидентами свободного порта Владивосток
В Налоговый кодекс РФ внесено дополнение, предусматривающее неприменение к резидентам ТОСЭР, резидентам свободного порта Владивосток, в течение 10 лет с момента получения соответствующего статуса, нормативных правовых актов, влекущих ухудшение их положения как налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов).
Также, в частности, устанавливаются особенности применения указанными лицами пониженных тарифов страховых взносов.
Предусмотрено, например, что пониженные тарифы применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах. Вводится понятие "новые рабочие места".
Для применения пониженных тарифов страховых взносов устанавливается условие, касающееся, в частности, объема инвестиций:
500 тысяч рублей - для резидента ТОСЭР, расположенной на территории ДФО;
5 миллионов рублей - для резидента свободного порта Владивосток.
Освобождены от НДФЛ доходы, возникающие при прекращении обязательств налогоплательщиков перед банками,
действовавшими на территории Крыма
Соответствующее дополнение внесено в статью 217 НК РФ. В ней идет речь о доходах, возникающих при прекращении обязательств в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 422-ФЗ "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя...".
Кроме того, уточнены положения, касающиеся порядка налогообложения в отношении участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и Севастополя (определен порядок исчисления налогов для случаев расторжения договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне).
В
Налоговом кодексе РФ закреплен статус международной холдинговой компании
Международная холдинговая компания (МХК) для получения соответствующего статуса должна отвечать условиям, предусмотренным новой статьей 24.2 Налогового кодекса РФ.
Установлены требования, касающиеся сообщения в налоговые органы сведений о контролирующих лицах такой международной компании.
В целях НК РФ контролирующим лицом международной компании, а также иностранной организации, в порядке редомициляции которой зарегистрирована такая международная компания, признается физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой международной компании (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 15 процентов.
В главе 25 "Налог на прибыль организаций" определены, в частности:
основания освобождения от налогообложения доходов МХК в виде прибыли контролируемых иностранных компаний, в отношении которых такая МХК признается контролирующим лицом;
особенности формирования стоимости имущества (имущественных прав) международными компаниями и иностранными организациями, признаваемыми налоговыми резидентами РФ;
налоговые ставки по налогу на прибыль по доходам, полученным МХК в виде дивидендов (0 процентов), а также по доходам полученным иностранными лицами в виде дивидендов по акциям (долям) МХК, которые на дату выплаты дивидендов являются публичными компаниями (5 процентов).
Подписан закон, регулирующий отношения, возникающие в связи с созданием и
обеспечением функционирования специальных административных районов в Калининградской области и Приморском крае
Специальный административный район - это территория, на которой действует правовой режим специального административного района в соответствии с настоящим Законом, а также иными нормативными правовыми актами РФ, устанавливающими особенности правового положения участников специальных административных районов и международных компаний.
Определены, в том числе:
полномочия органов государственной власти субъектов РФ на территории специального административного района, федеральных органов исполнительной власти, органов ФСС РФ на территории специального административного района;
процедура рассмотрения заявки на осуществление деятельности в качестве участника специального административного района, порядок присвоения статуса участника специального административного района;
требования к лицу, претендующему на осуществление вспомогательных видов деятельности на территории специального административного района;
общие условия осуществления деятельности участников специального административного района, их права и обязанности;
положения, касающиеся договора об осуществлении деятельности на территории специального административного района;
правовой режим специального административного района;
подведомственность споров в рамках специального административного района, передача на рассмотрение споров третейским судом;
порядок приведения в исполнение арбитражного решения, принятого по спору в рамках специального административного района.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Подписан закон, определяющий правовое положение международной компании
Закон определяет правовое положение хозяйственного общества со статусом международной компании, зарегистрированного в ЕГРЮЛ в связи с изменением иностранным юридическим лицом личного закона в порядке редомициляции, права и обязанности его участников, особенности его деятельности, реорганизации и ликвидации.
Международной компанией может стать иностранное юридическое лицо, являющееся коммерческой корпоративной организацией и принявшее решение об изменении своего личного закона в установленном таким личным законом порядке.
Место нахождения международной компании расположено в пределах территории специального административного района, определяемого в соответствии с Федеральным законом "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края".
Статус международной компании предоставляется иностранному юридическому лицу при выполнении определенных условий, в т.ч. принятии на себя обязательства по осуществлению инвестиций на территории РФ. Минимальный объем инвестиций, необходимый для получения статуса международной компании, составляет 50 миллионов рублей. Минимальный срок, в течение которого должны быть произведены инвестиции, составляет 6 месяцев с даты государственной регистрации международной компании.
Сокращенное фирменное наименование международной компании на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование международной компании и аббревиатуру "МК", а для публичных акционерных обществ аббревиатуру "МКПАО".
Регламентированы в том числе:
последствия изменения личного закона иностранного юридического лица;
особенности государственной регистрации международной компании;
положения, касающиеся ценных бумаг и иных финансовых инструментов международной компании, особенности учета прав на акции международной компании;
особенности приобретения публичного статуса международной компанией, государственная регистрация которой осуществляется в организационно-правовой форме акционерного общества;
порядок прекращения статуса международной компании без изменения личного закона, порядок изменения личного закона международной компании посредством ее регистрации в иностранном государстве в порядке редомициляции.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Подписан федеральный закон о таможенном регулировании в
Российской Федерации
Предметом регулирования настоящего федерального закона являются:
- отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию, вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
- права и обязанности лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
- правовые и организационные основы деятельности таможенных органов Российской Федерации;
- отношения между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию, и товарами, вывозимыми из Российской Федерации;
- отношения, связанные с введением запрета на оборот в Российской Федерации отдельных категорий товаров.
Закон также направлен на совершенствование таможенного администрирования и упрощение совершения таможенных операций.
В частности, в числе прочего реализована возможность:
использования "реестрового обеспечения" таможенного представителя при таможенном декларировании товаров;
выдачи предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров;
освобождения от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей добросовестными компаниями;
представления предварительной информации на английском языке.
Кроме того, сокращены сроки выдачи предварительных решений о стране происхождения товаров и о классификации товара, расширен перечень случаев освобождения от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, реализована таможенная процедура свободного склада, упрощена процедура идентификации товаров в продуктах их переработки.
Закон включает в себя в числе прочего положения, предусматривающие, что таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования могут быть уплачены с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей, а также наличными денежными средствами в кассу таможенного органа в случаях отсутствия в месте совершения таможенных операций кредитных организаций и возможности уплаты таможенных
пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей.
В случаях отсутствия в месте совершения таможенных операций, расположенном в пункте пропуска через Государственную границу РФ, кассы таможенного органа, кредитных организаций либо возможности уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей, таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования могут
быть уплачены наличными денежными средствами непосредственно уполномоченному должностному лицу при условии заключения таможенным органом с этим лицом договора о полной индивидуальной материальной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенные операции в отношении которых производятся в местах международного почтового обмена, могут быть уплачены с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей, а также наличными денежными средствами в кассу организации федеральной почтовой связи.
Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиками (транспортными экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки) в адрес физических лиц - получателей товаров, уплачиваются в безналичном порядке, в том числе с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей.
Требования к операторам таможенных платежей, порядок организации взаимодействия между ними, лицами, вносящими авансовые платежи, уплачивающими таможенные пошлины, налоги и иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также порядок обеспечения надлежащего исполнения принимаемых операторами таможенных платежей на себя обязательств и взыскания денежных средств в
случае неисполнения операторами таможенных платежей принимаемых на себя обязательств определяются Правительством РФ.
Предусматривается, что оператор таможенных платежей обязан обеспечить возможность внесения авансовых платежей, таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, путем использования национальных платежных инструментов в сроки, установленные Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.
Порядок совершения операций по внесению авансовых платежей, уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, по
согласованию с Банком России.
Также уточняется порядок исполнения банком поручения таможенного органа на бесспорное взыскание.
Установлено, что банк безусловно исполняет:
- поручение таможенного органа на бесспорное взыскание в очередности, установленной гражданским законодательством РФ:
не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, при взыскании денежных средств с рублевых счетов;
не позднее двух операционных дней, следующих за днем получения такого поручения, при взыскании с валютных счетов или со счетов в драгоценных металлах;
- поручение таможенного органа на перевод электронных денежных средств:
не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения поручения таможенного органа, при взыскании за счет остатков электронных денежных средств в валюте РФ;
не позднее двух операционных дней, следующих за днем получения поручения таможенного органа, при взыскании за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте.
Исполнение банком поручения таможенного органа на бесспорное взыскание, поручения таможенного органа на перевод электронных денежных средств осуществляется банком также за счет денежных средств (драгоценных металлов), электронных денежных средств плательщика (лица, несущего солидарную обязанность), в отношении которых банком приостановлены операции во исполнение принятого таможенным органом решения о приостановлении операций по счетам плательщика в банке и переводов его электронных денежных
средств.
Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
В частности, предусматривается, что положения касающиеся организации электронного взаимодействия таможенных органов и плательщиков, применяются с 1 января 2019 года, положения о подаче жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов в области таможенного дела в электронной форме - с 1 января 2022 года, а положения об электронной форме консультирования - с 1 января 2020 года.
Уточнен порядок перевода Банком России остатков денежных средств со счетов территориальных органов Казначейства России
Предусмотрено, что положения Указания Банка России от 30.06.2017 N 4442-У применяются для случаев, когда договорами банковского счета, заключенными между Межрегиональным операционным управлением Казначейства России, управлениями Казначейства России по субъектам РФ (ТОФК) и Банком России в лице его подразделений, предусмотрен ежедневный перевод подразделениями Банка России остатков денежных средств со счетов ТОФК, открытых на отдельных балансовых счетах. Перевод указанных средств со счетов ТОФК
будет осуществляться с использованием сервиса срочного перевода (ранее - через систему банковских электронных срочных платежей).
Уточнен порядок взаимодействия ТОФК и уполномоченного подразделения Банка России при возникновении нештатной ситуации - сбоя или иных нарушений функционирования информационно-телекоммуникационной системы Банка России, приведших к отсутствию возможности осуществления операций.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
С 1
января 2019 года в систему страхования вкладов будут включены малые предприятия
К числу лиц, средства на банковских счетах и в банковских вкладах которых застрахованы, наряду с физическими лицами и индивидуальными предпринимателями отнесены малые предприятия, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (субъекты МСП). При этом не подлежат страхованию денежные средства малых предприятий, размещенные во вклады, которые удостоверены депозитными сертификатами, а также размещенные в субординированные депозиты. Федеральным законом
установлено, что при ведении банками учета обязательств перед вкладчиками в формируемых банками базах данных должна быть обеспечена возможность определения на любой день подлежащих и не подлежащих страхованию денежных средств, учитываемых на одних и тех же балансовых счетах. Также банки должны обеспечить поддержание в актуальном состоянии сведений о вкладчиках - малых предприятиях. Право на возмещение по вкладам может возникать у малого предприятия только при условии ег
о включения в единый реестр субъектов МСП на день наступления страхового случая.
Установлено также, что агентство по страхованию вкладов (АСВ) снимает банк с учета в системе страхования вкладов в случае изменения банком своего статуса на статус небанковской кредитной организации. При этом такой банк обязан уведомить своих вкладчиков о выходе из системы страхования вкладов. В случае банкротства таких банков на них распространяется действие Федерального закона от 29.07.2004 N 96-ФЗ "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не
участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
Подписан федеральный закон, направленный на стимулирование добровольного страхования жилья
Установлено, что в целях организации возмещения ущерба, причиненного жилым домам, квартирам, иным видам жилых помещений, органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.
Программа организации возмещения ущерба предусматривает в числе прочего:
страхование расположенных на территории субъекта РФ жилых помещений граждан, права собственности на которые оформлены в установленном законодательством РФ порядке, в пользу страхователей - собственников жилых помещений наряду с оказанием помощи за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ при причинении ущерба застрахованным жилым помещениям;
перечень иных лиц (кроме собственников жилых помещений), которые могут принять участие в программе в качестве страхователей (наниматели жилых помещений, иные граждане, имеющие основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении жилого помещения), их права и обязанности, порядок возмещения ущерба, причиненного застрахованным такими лицами жилым помещениям, в том числе порядок предоставления жилых помещений взамен утраченных;
перечень подлежащих страхованию рисков, при наступлении которых предоставляется помощь в возмещении ущерба за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ:
срок действия договора страхования жилого помещения, который не может составлять менее одного года;
размеры страховых сумм по риску, группе рисков;
порядок и сроки возмещения ущерба в случае утраты (гибели) или повреждения жилого помещения;
основания и порядок предоставления компенсации по уплате части страховой премии и иных форм поддержки отдельным категориям граждан, участвующих в программе, с учетом предусмотренных в бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год и плановый период в случае, если такая поддержка программой определена.
Банк России вправе устанавливать методику расчета страховых тарифов по договору страхования жилых помещений в части минимального объема обязательств страховщика по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
Порядок расчета максимального размера ущерба по риску, группе рисков, подлежащего возмещению в рамках программы и включающего страховое возмещение и помощь, предоставляемую за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, определяется Правительством РФ исходя из общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в субъекте РФ, а также определенной субъектом РФ в программе характеристики жилищного фонда.
Сведения о максимальном размере подлежащего возмещению в рамках программы ущерба по соответствующим рискам должны быть предоставлены страховщиком страхователю вместе с договором страхования жилого помещения.
Предусматривается, что в случае утраты (гибели) застрахованного в рамках программы жилого помещения возмещение ущерба осуществляется страхователю - собственнику жилого помещения в денежной форме либо путем предоставления субъектом РФ в его собственность другого жилого помещения при условии уступки страхователем субъекту РФ права требования к страховщику суммы причитающегося к выплате страхового возмещения за утраченное жилое помещение.
В случае повреждения застрахованного в рамках программы жилого помещения возмещение ущерба осуществляется страхователю страховщиком в пределах предусмотренной договором страхования жилого помещения страховой суммы и субъектом РФ исходя из размера (доли) его участия в возмещении ущерба.
Порядок и условия проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, методика определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, устанавливаются Правительством РФ.
Оказание субъектом РФ помощи в возмещении ущерба за утраченное (погибшее) или поврежденное жилое помещение не является основанием для отказа страховщика в страховом возмещении по договору страхования жилого помещения или уменьшения размера страхового возмещения.
Также предусматривается, что в целях информационного обеспечения организации страхования жилых домов, квартир, иных видов жилых помещений, определенных Жилищным кодексом РФ, а также принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об оказании помощи в возмещении ущерба, причиненного жилым помещениям граждан, создается единая автоматизированная информационная система, содержащая информацию о договорах страхования жилых помещений, размерах страхового возмещения, иную информацию об
осуществлении страхования жилых помещений, определяемую оператором единой автоматизированной системы страхования жилых помещений и предоставляемую страховщиками. Оператором единой автоматизированной системы страхования жилых помещений, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию, является саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая страховые организации и включенная в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка.
Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Уточнен ряд положений ГК РФ о признании строений самовольными постройками
Согласно Федеральному закону не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Устанавливается, что самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом. Снос или приведение в соответствие осуществляется лицом, возведшим самовольную постройку за свой счет. В случае отсутствия сведений о таком лице, снос или приведение в соответствие осуществляется лицом, в собственности,
пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование.
Решение о сносе самовольной постройки либо решение о приведении ее в соответствие с установленными требованиями принимается судом.
Вместе с тем приводится перечень случаев, когда решение о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствие принимается органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории):
- если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;
- если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта;
- если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.
Предусматривается также перечень случаев, в которых решение о сносе или приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями принято быть не может.
Подписан закон, направленный на комплексное
совершенствование законодательства в области градостроительной деятельности
Федеральным законом вносятся изменения в Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, федеральные законы от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", от 18.07.2011 N 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и другие федеральные законы, которыми, в числе
прочего:
корректируется понятийный аппарат Градостроительного кодекса РФ;
предусматривается ряд нововведений в части подготовки проектной документации объектов капитального строительства и ее экспертизы;
уточняются и дополняются положения Градостроительного кодекса РФ об условиях и порядке признания проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования, органам власти предоставляется право на безвозмездное использование такой проектной документации;
уточняется предмет и порядок проведения экспертизы результатов инженерных изысканий и экспертизы проектной документации, в том числе проводимой в отношении объектов, строительство которых осуществляется с использованием бюджетных средств;
органы государственной власти РФ в области градостроительной деятельности наделяются полномочием по утверждению классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям;
расширяется состав сведений и материалов, подлежащих размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, уточняется порядок их создания и эксплуатации, доступа к сведениям, содержащимся в ГИСОГД;
предусматриваются особенности осуществления закупок в целях создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработки на его основе проектной документации объектов капитального строительства;
в Земельном кодексе РФ закрепляются цели, виды и общие правила установления зон с особыми условиями использования территории, предусматриваются положения о возмещении убытков и о выкупе земельного участка правообладателем объекта, в связи с размещением которого установлена зона с особыми условиями использования территории, установление которой привело к невозможности использования земельного участка по назначению, либо органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Переходными положениями федерального закона устанавливается требование до 1 января 2022 года для лиц, в интересах которых установлены зоны с особыми условиями использования территории, а при их отсутствии - органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия по установлению указанных зон, обеспечить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах соответствующих зон.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Подписан федеральный закон, направленный на
совершенствование законодательства в сфере ИЖС, государственного строительного надзора, экспертизы проектной документации, сноса объектов капитального строительства и самовольных построек
Федеральным законом, в частности:
- уточняется определение объекта ИЖС;
- устанавливаются единые требования к строительству объектов ИЖС;
- вводится уведомительный порядок начала и окончания строительства объекта ИЖС и садовых домов;
- вводится обязанность органов, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство, направить по окончании строительства объекта ИЖС или садового дома в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на возведенный объект;
- Градостроительный кодекс РФ дополняется новой главой, регулирующей порядок сноса объектов капитального строительства;
- вводятся положения о членстве лиц, осуществляющих снос объектов капитального строительства в СРО в области строительства;
- вводятся нормы об изъятии земельного участка (части земельного участка) у собственника, иного обладателя, не осуществившего в установленный срок снос или приведение самовольной постройки в соответствие с требованиями законодательства;
- на органы местного самоуправления возлагается обязанность снести самовольную постройку в случае если не выявлено лицо, осуществившее самовольную постройку, правообладатель земельного участка, на котором расположена самовольная постройка и данный земельный участок не передан новому правообладателю.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов,
предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно
По мнению законодателя, указанные изменения, внесенные в Градостроительный кодекс РФ, позволят упростить порядок государственной регистрации сетей газораспределения, что актуально при строительстве сетей газораспределения в рамках исполнения обязательств по договорам подключения (технологического присоединения), так как это снизит сроки осуществления мероприятий и их стоимость.
Установлен
специальный порядок размещения линейных объектов на земельных участках на условиях публичного сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком)
Такой сервитут будет устанавливаться на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления без изъятия земельного участка.
Земельный кодекс РФ дополняется новой главой V.7 "Установление публичного сервитута в отдельных целях", в которой, помимо прочего, определяется: перечень органов, уполномоченных принимать решения об установлении публичного сервитута; условия его установления; требования к ходатайству об установлении публичного сервитута; способы выявления правообладателей участков, в отношении которых предполагается установление сервитута; порядок принятия решения об установлении публичного сервитута;
основания для отказа в установлении публичного сервитута; срок публичного сервитута; плата за публичный сервитут; требования к соглашению об осуществлении публичного сервитута; последствия невозможности или существенного затруднения использования земельного участка (его части), обремененного публичным сервитутом и права и обязанности обладателя публичного сервитута.
Кроме того, вносятся корреспондирующие изменения, в том числе, в Федеральные законы "О газоснабжении в Российской Федерации", "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Жилищный кодекс РФ.
Одновременно закрепляется, что публичный сервитут не может быть установлен в отношении земельных участков, предоставленных гражданам для ИЖС, ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, за исключением случаев необходимости его установления для подключения к инженерным сетям объектов, расположенных на указанных земельных участках. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения
осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2018 года.
Конкретизированы порядок и способы получения пользователями согласия субъекта кредитной истории на получение его
кредитного отчета
В закон о кредитных историях внесены многочисленные изменения.
Так, в частности, уточнено понятие "договор кредита (займа)" за счет включения в него договора банковского счета, предусматривающего осуществление платежей со счета при отсутствии на нем денежных средств (кредитование счета). Внесение поправки связано с необходимостью включения информации о нем в состав сведений, направляемых в бюро кредитных историй.
К числу источников формирования кредитной истории отнесены ликвидационные комиссии (ликвидаторы), а также лица, приобретающие права требования по обязательствам (специализированные финансовые общества, ипотечные агенты).
Урегулированы вопросы, связанные с порядком направления субъектами кредитной истории запросов о предоставлении кредитного отчета, а также уточнен порядок идентификации субъекта кредитной истории (в том числе с использованием единой системы идентификации и аутентификации), в целях предоставления кредитного отчета.
Теперь кредитный отчет в каждом бюро может быть предоставлен субъекту кредитной истории бесплатно не более двух раз в год (но не более одного раза на бумажном носителе). Предоставление отчета за плату, как и ранее, не ограничено.
Кредитный отчет предоставляется пользователю с согласия субъекта кредитной истории. Законом определены требования к содержанию такого согласия и порядку его получения.
Основные
формы участия работников в управлении организацией дополнены их представительством в заседаниях коллегиальных органов управления организацией с правом совещательного голоса
Право представителей работников на участие в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса может устанавливаться федеральными законами, учредительным документом организации, внутренним регламентом, иным внутренним документом организации, коллективным договором, соглашениями.
Представители работников, участвующие в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса, несут ответственность за разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), ставшую им известной в связи с этим участием. В случае если для участия в заседании коллегиального органа управления организации требуется наличие допуска к соответствующей тайне, указанные представители работников должны получить такой
допуск в порядке, установленном законодательством РФ.
Установлен срок давности для применения дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения
Согласно дополнениям, внесенным в часть четвертую статьи 193 Трудового кодекса РФ, дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством РФ о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка. Время производства по уголовному делу, как и ранее, в указанные сроки не включается.
Установлена обязанность нотариуса по направлению в орган регистрации прав заявления о государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов в определенных случаях
Предусмотрено, в частности, что после удостоверения договора, на основании которого возникает право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, после выдачи свидетельств о праве на наследство по закону, по завещанию и свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов нотариус обязан незамедлительно (но не позднее окончания рабочего дня) представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган
регистрации прав (при удостоверении договора - в случае, если стороны сделки не возражают против подачи такого заявления нотариусом).
В случае возникшей по причинам, за которые нотариус не отвечает, невозможности представить заявление и документы в электронной форме нотариус обязан представить их в форме документов на бумажном носителе не позднее двух рабочих дней со дня выдачи свидетельства (со дня удостоверения договора, либо если такой срок определен сторонами в договоре - не позднее двух рабочих дней по истечении такого срока).
Одновременно из перечня нотариальных действий исключено представление документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним как самостоятельное нотариальное действие.
Поправками также:
уточнена процедура удостоверения договоров в отношении имущества, права на которое подлежат государственной регистрации;
скорректирован перечень документов, необходимых для совершения исполнительной надписи об обращении взыскания на заложенное имущество;
уточнены форма представляемых нотариусом заявления о государственном кадастровом учете и/или государственной регистрации и прилагаемых к нему нотариально оформленных документов в орган регистрации прав, а также сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляемые по запросу нотариуса;
установлено, что нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности также в случае признания его банкротом в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве);
расширен перечень обязанностей нотариуса, в том числе в части информирования граждан и юридических лиц о своем месте нахождения и режиме работы, в том числе посредством размещения при входе в здание или помещение нотариальной конторы вывески, указателей, а также посредством (при наличии) сайта нотариуса в сети Интернет;
установлено, что ФНП утверждает стандарты оформления (макет) вывески и указателей при входе в здание или помещение нотариальной конторы, их предельные размеры и перечень размещаемой на них информации, а также стандарты оформления сайта нотариуса в сети Интернет и требования к его содержанию;
закреплено, что нотариусу, занимающемуся частной практикой, в связи с совершением нотариального действия оплачиваются услуги правового и технического характера, включающие консультирование по вопросам применения норм действующего законодательства, изготовление документов, копий, скан-образов документов и т.п.;
предусмотрено, что за представление нотариусом, в случаях, установленных Основами законодательства РФ о нотариате, заявления о государственной регистрации прав в орган регистрации прав плата за услуги правового и технического характера не взимается.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Усилены требования к рекламе в детских телепередачах
Установлено, что в детских телепередачах не допускается распространение рекламы отдельных видов товаров (в т.ч. алкогольной продукции, лекарственных средств, БАД и др.). Данное ограничение не распространяется на спонсорскую рекламу, за исключением спонсорской рекламы алкогольной продукции, продукции военного назначения и оружия, основанных на риске игр, пари, услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением, деятельности медиаторов по обеспечению
проведения процедуры медиации. Ранее количество рекламы регламентировалось в зависимости от продолжительности детской телепередачи.
Также уточнено, что общая продолжительность распространяемой в любой телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать 20 процентов времени вещания в течение часа и 15 процентов времени вещания в течение суток, за исключением отдельных случаев (ранее - 15 процентов
времени вещания в течение часа).
Введено требование
об установлении цен (тарифов, ставок) на услуги в морском порту только в рублях
Таким образом исключается зависимость цен на услуги в российских морских портах от колебаний курсов валют.
При этом отмечается, что в случаях, установленных федеральными законами, допускается установление цен (тарифов, ставок) на услуги в морском порту в иностранной валюте или условных единицах.
Кроме того, предусматривается переходный период до 1 января 2025 года для российских юридических лиц, которые имеют на 1 января 2018 года обязательства в иностранной валюте, принятые в целях реализации инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры морских портов, в том числе с учетом включенных в указанные инвестиционные проекты периодов рефинансирования таких обязательств.
На осуществление деятельности по производству
биомедицинских клеточных продуктов теперь требуется лицензия
Настоящим Федеральным законом в числе прочего:
введен государственный контроль за деятельностью в сфере обращения биомедицинских клеточных продуктов, при осуществлении которого федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок;
отходы, образующиеся при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов, отнесены к медицинским отходам;
понятие "биомедицинский клеточный продукт" дополнено фармацевтическими субстанциями, включенными в государственный реестр лекарственных средств;
уточнен перечень документов, из которых формируется регистрационное досье на биомедицинский клеточный продукт.
Уточнен правовой статус особо
охраняемых природных территорий
Федеральным законом, в частности:
- устанавливается порядок посещения особо охраняемых природных территорий;
- уточняются правовое положение заповедников и национальных парков;
- устанавливается, что земельные участки заповедников и национальных парков не подлежат отчуждению из федеральной собственности;
- вводится запрет на изменение целевого назначения земель заповедников;
- снимается запрет на заготовку пищевых лесных ресурсов в зоне традиционного природопользования национального парка, предназначенной для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов;
- уточняются правила пребывания физических лиц на территории национальных парков, в том числе физических лиц, проживающих на его территории, и лиц, относящихся к коренным малочисленным народам;
- вводятся запреты на строительство новых объектов спорта (являющихся объектами капитального строительства), размещение скотомогильников и создание объектов размещения отходов на территориях национальных парков;
- уточняются полномочия государственных инспекторов, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Расчет ставок вывозных таможенных пошлин на нефть будет осуществляться в соответствии с новыми
требованиями
К предельным ставка вывозных таможенных пошлин вводятся корректирующие коэффициенты на период 2019 - 2024 годов.
Уточняется порядок установления Правительством РФ особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую с особыми физико-химическими характеристиками, добытой в установленных границах географических объектов, а также вводится новый порядок определения предельной ставки пошлины.
Установлены критерии отнесения объектов транспортной инфраструктуры к особо опасным и технически сложным объектам
Федеральный закон устанавливает перечни объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта, объектов инфраструктуры морских портов, относимых к особо опасным, технически сложным объектам и направлен на снижение затрат при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов указанных инфраструктур, не входящих в перечни особо опасных и технически сложных объектов.
К особо опасным, технически сложным объектам инфраструктуры воздушного транспорта отнесены взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов и перроны аэродромов с искусственным покрытием с длиной взлетно-посадочной полосы 1300 метров и более, аэровокзалы (терминалы) пропускной способностью 100 пассажиров в час и более, региональные и районные диспетчерские центры единой системы организации воздушного движения, командно-диспетчерские и стартовые диспетчерские пункты
высотой более трех этажей или площадью 1500 квадратных метров и более.
Особо опасными, технически сложными объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта в соответствии с Федеральным законом являются тоннели длиной более 500 метров, мостовые переходы с опорами высотой от 50 до 100 метров, железнодорожные вокзалы расчетной вместимостью свыше 900 пассажиров, сортировочные горки с объемом переработки более 3500 вагонов в сутки.
Особо опасными, технически сложными объектами инфраструктуры морского порта являются портовые гидротехнические сооружения, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов.
С 1 января 2020 года вступают в силу обновленные требования к парковкам для стоянки автомобилей юрлиц и ИП, осуществляющих коммерческие перевозки и перевозки для собственных нужд в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе
В частности, установлено, что парковки должны быть:
освещены в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 7.47 и 7.48 СП 52.13330.2011 "СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение", в случае их размещения вне здания или сооружения в темное время суток;
обозначены и оборудованы техническими средствами организации дорожного движения в соответствии с проектами организации дорожного движения;
устроены на площадке, имеющей капитальный, облегченный или переходный тип дорожной одежды, соответствующий требованиям, предусмотренным положениям СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85* "Автомобильные дороги", в случае их размещения вне здания или сооружения, за исключением парковок для трамваев;
размещены в соответствии с требованиями, предусмотренными таблицей 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 742.
Создание парковок на территории общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, не допускается.
Признан утратившим силу Приказ Минтранса России от 19.04.2016 N 108 "Об утверждении Требований к парковкам для стоянки в ночное время транспортных средств, используемых для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в отсутствие водителя".
Расширен перечень обязанностей лиц, находящихся под диспансерным
наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом
Установлено, что лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, обязаны:
проходить по назначению врача медицинской противотуберкулезной организации медицинское обследование и профилактические мероприятия, в том числе путем применения лекарственных препаратов;
находиться под наблюдением в медицинской противотуберкулезной организации и соблюдать периодичность диспансерных приемов (осмотров, консультаций) в соответствии с порядком диспансерного наблюдения за лицами, находящимися под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом;
соблюдать государственные санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы, установленные для указанной категории лиц;
не препятствовать проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предусмотренных законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Лица, больные туберкулезом, кроме того обязаны:
проходить лечение, назначенное врачом медицинской противотуберкулезной организации;
соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности;
соблюдать правила поведения пациентов в медицинских противотуберкулезных организациях во время нахождения на лечении в таких организациях.
Также в понятийный аппарат Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" включены определения лица с подозрением на туберкулез и лица, находящегося или находившегося в контакте с источником туберкулеза.
С 1 января 2019 года заказчиками целевого обучения по
образовательным программам среднего профессионального и высшего образования смогут стать индивидуальные предприниматели
Подписан Закон, направленный на совершенствование механизмов целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.
Поправками, в частности:
понятие "целевой прием" заменено понятием "целевое обучение" и определено как особенность приема на обучение по образовательным программам высшего образования;
установлено, что гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, юридическим лицом или ИП;
скорректированы существенные условия договора о целевом обучении (например, исключены обязательство заказчика о организации учебной, производственной и преддипломной практики гражданина, основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству, включено обязательство по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный договором);
пересмотрены штрафные санкции в случае неисполнения заказчиком целевого обучения предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по трудоустройству гражданина, заключившего договор, а также в случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и/или осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет;
предусмотрены особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования. Установлено, что граждане, которые заключили договор целевого обучения, имеют право на прием на целевое обучение при условии, что указанный договор заключен с заказчиком, который входит в перечень органов и организаций, установленный данным Федеральным законом. При этом данный перечень дополнен, в том числе организациями, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса
и некоторыми другими;
Правительство РФ наделено правом устанавливать квоту приема на целевое обучение по конкретным специальностям, направлениям подготовки высшего образования с указанием перечня субъектов РФ, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, действие его норм не распространяется на отношения по целевому обучению, возникшие до его вступления в силу.
Право на изучение родного языка из числа языков народов РФ, в том числе русского
языка как родного, будет реализовываться с учетом потребностей обучающихся и их родителей
Установлено, что федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.
Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего
образования.
Росстатом утверждены обновленные формы федерального статистического наблюдения, по которым подаются сведения о строительстве, инвестициях в нефинансовые активы и жилищно-коммунальном хозяйстве
Приказом утверждаются статистические формы:
- годовые с отчета за 2018 год:
N П-2 (инвест) "Сведения об инвестиционной деятельности";
N 1-КХ "Сведения о благоустройстве городских населенных пунктов";
N 1-ТЕП "Сведения о снабжении теплоэнергией";
N 4-жилфонд "Сведения о предоставлении гражданам жилых помещений";
N 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде";
N 1-ПУ (ЖКХ) "Сведения о приборах учета потребления коммунальных услуг в жилищном фонде";
N 1-водопровод "Сведения о работе водопровода (отдельной водопроводной сети)";
N 12-строительство "Сведения о наличии основных строительных машин";
- месячная с отчета за январь 2019 года, годовая с отчета за 2019 год:
N ИЖС "Сведения о построенных населением жилых домах";
- квартальные с отчета за январь - март 2019 года:
N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы";
N 22-ЖКХ (жилище) "Сведения о работе организаций, оказывающих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в условиях реформы";
N 22-ЖКХ (ресурсы) "Сведения о работе ресурсоснабжающих организаций в условиях реформы".
Данные по утвержденным формам федерального статистического наблюдения предоставляются по адресам и в сроки, установленные в самих формах.
Утратившим силу признаются:
приложение N 2 "Форма федерального статистического наблюдения N П-2 (инвест) "Сведения об инвестиционной деятельности", приложение N 3 "Форма федерального статистического наблюдения N 1-КХ "Сведения о благоустройстве городских населенных пунктов", приложение N 5 "Форма федерального статистического наблюдения N 4-жилфонд "Сведения о предоставлении гражданам жилых помещений", приложение N 6 "Форма федерального статистического наблюдения N
12-строительство "Сведения о наличии основных строительных машин", приложение N 7 "Форма федерального статистического наблюдения N ИЖС "Сведения о построенных населением жилых домах", приложение N 10 "Форма федерального статистического наблюдения N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", утвержденные приказом Росстата от 30.08.2017 N 562;
приложение N 3 "Форма федерального статистического наблюдения N 1-ТЕП "Сведения о снабжении теплоэнергией", приложение N 5 "Форма федерального статистического наблюдения N 1-водопровод "Сведения о работе водопровода (отдельной водопроводной сети)"; приложение N 7 "Форма федерального статистического наблюдения N 1-ПУ (ЖКХ) "Сведения о приборах учета потребления коммунальных услуг в жилищном фонде"; приложение N 10 "Форма федерального
статистического наблюдения N 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде", утвержденные приказом Росстата от 15.08.2016 N 427;
приложение N 17 "Форма федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы", утвержденное приказом Росстата от 15.08.2016 N 427.