Депутатский законопроект о перечне ответных мер воздействия на недружественные действия США и иных иностранных государств в отношении России прошел второе чтение
Ко второму чтению предлагаемый в первоначальном варианте законопроекта перечень мер воздействия (противодействия) был существенно переработан и теперь включает в себя следующее:
- прекращение или приостановление международного сотрудничества Российской Федерации, российских юридических лиц с недружественными иностранными государствами, организациями, находящимися под юрисдикцией недружественных иностранных государств, организациями, которыми прямо или косвенно (через третьих лиц) владеют (имеют преобладающее участие более 25 процентов в капитале) организации, находящиеся под юрисдикцией недружественных иностранных государств, в отраслях в соответствии с решением Президента
РФ;
- запрет или ограничение на ввоз на территорию РФ продукции и (или) сырья, странами происхождения которых являются недружественные иностранные государства либо производителями которых являются организации, находящиеся под юрисдикцией недружественных иностранных государств, или организации, которыми прямо или косвенно (через третьих лиц) владеют (имеют преобладающее участие более 25 процентов в капитале) организации, находящиеся под юрисдикцией недружественных иностранных государств. Перечень таких
продукции и (или) сырья определяется Правительством РФ. Законопроект предусматривает, что указанные меры воздействия не применяются в отношении жизненно необходимых товаров, аналоги которых не производятся в Российской Федерации, а также в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ российскими гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства для личного пользования;
- запрет или ограничение на вывоз с территории РФ продукции и (или) сырья организациями, находящимися под юрисдикцией недружественных иностранных государств, организациями, которыми прямо или косвенно (через третьих лиц) владеют (имеют преобладающее участие более 25 процентов в капитале) организации, находящиеся под юрисдикцией недружественных иностранных государств, гражданами недружественных иностранных государств. Перечень таких продукции и (или) сырья определяется Правительством РФ;
- запрет или ограничение на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также нужд отдельных видов юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией недружественных иностранных государств, организациями, которыми прямо или косвенно (через третьих лиц) владеют
(имеют преобладающее участие более 25 процентов в капитале) организации, находящиеся под юрисдикцией недружественных иностранных государств. Перечень видов таких работ, услуг определяется Правительством РФ;
- запрет или ограничение на участие организаций, находящихся под юрисдикцией недружественных иностранных государств, организаций, которыми прямо или косвенно (через третьих лиц) владеют (имеют преобладающее участие более 25 процентов в капитале) организации, находящиеся под юрисдикцией недружественных иностранных государств, граждан недружественных иностранных государств в приватизации государственного или муниципального имущества, а также в выполнении ими работ, оказании ими услуг по организации от
имени Российской Федерации продажи федерального имущества и (или) осуществлению функций продавца федерального имущества;
- иные меры в соответствии с решением Президента РФ.
Меры воздействия (противодействия) вводятся Правительством РФ по решению Президента РФ и подлежат отмене по решению Президента РФ в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для их введения. Решения о введении мер воздействия (противодействия) и об их отмене также могут быть приняты Президентом РФ на основе предложений Совета Безопасности Российской Федерации.
Предусматривается, что в случае применения недружественными иностранными государствами национального режима в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации, работ, выполняемых российскими лицами, услуг, оказываемых российскими лицами, и (или) установления изъятий из него Президент РФ может принять решение о применении Российской Федерацией национального режима в отношении товаров, происходящих из недружественных иностранных государств, работ, выполняемых лицами недружественных иностранных
государств, услуг, оказываемых лицами недружественных иностранных государств, и (или) об установлении изъятий из него.
Реализация мер воздействия (противодействия) обязательна для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для граждан РФ и находящихся под юрисдикцией Российской Федерации юридических лиц.
Обновлены типовые формы контрактов для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Типовые формы контрактов приведены в соответствие с действующим законодательством в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. В частности, они дополняются указанием на идентификационный номер закупки в единой системе закупок; также уточняются положения контрактов об условиях оказания услуг, права и обязанности сторон контракта и ряд иных условий.
Типовые контракты по новым формам будут использоваться:
при оказании услуг выставочной и ярмарочной деятельности;
при оказании услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств;
при оказании услуг по поставке продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники, заключенным в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Утратившим силу признается Приказ Минпромторга России от 20.02.2016 N 467, которым были утверждены ранее действовавшие аналогичные типовые контракты, с внесенными в него изменениями и дополнениями.
Верховный Суд РФ предлагает существенно расширить перечень дел, рассматриваемых по правилам ГПК РФ и АПК РФ, по которым суд обязан составлять мотивированное решение
Так, в частности, к таким делам, рассматриваемым по правилам ГПК РФ, планируется отнести весь объем дел, возникающих из трудовых (служебных) отношений, дела о предоставлении жилого помещения, дела о предоставлении любых мер социальной поддержки, дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества и об определении долей супругов в таком имуществе, дела о защите нематериальных благ, дела о компенсации морального вреда, дела по спорам о правах на недвижимое имущество и (или) сделках с ним, дела о
прекращении права общей долевой собственности, дела об устранении препятствий в пользовании недвижимым имуществом и некоторые другие категории дел.
Поправками также учитывается правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17.10.2017 N 24-П, по делу о проверке конституционности пункта 5 части четвертой статьи 392 ГПК РФ в связи с жалобами ряда граждан и исключаются обзоры судебной практики Верховного Суда РФ из оснований для пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по новым обстоятельствам.
Кроме того, поправки содержат положения, направленные на унификацию норм процессуального законодательства, регулирующих порядок рассмотрения схожих дел судами разных юрисдикций.
С 1 августа 2018 года вступает в силу Положение о системе сертификации средств защиты информации
Положение определяет состав участников системы сертификации средств защиты информации, создаваемой ФСТЭК России в соответствии с Положением о сертификации средств защиты информации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 608, а также организацию и порядок сертификации продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа, являющейся
государственным информационным ресурсом или персональными данными, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, подлежащей сертификации в рамках указанной системы.
Сертификации в системе ФСТЭК России подлежат, в том числе:
средства противодействия иностранным техническим разведкам, а также средства контроля эффективности противодействия иностранным техническим разведкам;
средства технической защиты информации, включая средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности технической защиты информации.
Регламентированы процедуры проведения сертификации средства защиты информации (в частности, подача заявки на сертификацию, принятие решения о проведении сертификации, выдача (отказ в выдаче) сертификата соответствия, переоформление сертификата соответствия, прекращение его действия и др.).
Верховный Суд РФ подтвердил, что форма требования об уплате налога для организаций и ИП
не должна содержать информацию о налоговом периоде
Заявитель обратился в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением. Он посчитал, что форма требования, предусмотренная приложением N 2 к приказу ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@, противоречит п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 22 и п. 1 ст. 69 НК РФ, так как в ней отсутствует информация о налоговом периоде. Заявитель решил, что это нарушает его права и мешает уплатить налог.
ФНС России просила отказать в удовлетворении иска. Она напомнила, что сначала налогоплательщику приходит уведомление, в котором содержится информация о периоде, за который следует уплатить налог. Требование же направляется, если он в указанный срок этого не сделал. Полный перечень сведений, которые должно содержать требование об уплате налога, определен п. 4 ст. 69 НК РФ. Согласно статье информация о налоговом периоде не входит в число обязательных реквизитов требования.
Верховный Суд отказал заявителю в удовлетворении заявления, отметив в числе прочего, что указание налогового периода в форме требования не предусмотрено НК РФ или иными нормативными актами в сфере налогового законодательства. Соответственно, это не может быть основанием для признания приложения N 2 к приказу ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@ в оспариваемой части не соответствующим НК РФ. Суд также учел, что гражданину не направлялось требование по той форме, которую он оспаривает.
ФНС России информирует об изменениях в действующем законодательстве по вопросам
выплаты гражданам РФ заработной платы в иностранной валюте
Сообщается, в частности, следующее.
18 марта 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 07.03.2018 N 44-ФЗ "О внесении изменений в статьи 9 и 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 44-ФЗ), подготовленный в целях обеспечения возможности получения выполняющими свои обязанности за пределами территории РФ физическими лицами - резидентами выплат в иностранной валюте по заключенным с резидентами-работодателями трудовым договорам (служебным контрактам) путем
перечисления на счета (вклады), открытые таким физическим лицам - резидентами в уполномоченных банках на территории РФ, а также выплаты заработной платы в иностранной валюте сотрудникам филиалов юридических лиц - резидентов, находящихся за пределами территории РФ, через счета таких филиалов, открытые в банках за рубежом.
Положениями Закона N 44-ФЗ часть 1 статьи 9 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) дополнена пунктом 26, предоставляющим возможность осуществления операции по выплате находящимся за пределами территории РФ гражданам РФ заработной платы и иных выплат, связанных с выполнением ими за пределами территории РФ своих трудовых обязанностей по трудовым договорам, заключенным с юридическими лицами - резидентами, в
иностранной валюте.
При этом, согласно абзацу первому части 5 статьи 12 Закона N 173-ФЗ (в редакции Закона N 44-ФЗ), сумма указанной выплаты может быть зачислена на счета резидентов - физических лиц, открытые в банках за пределами территории РФ.
Также Законом N 44-ФЗ внесено изменение в пункты 2 и 3 части 6.1 статьи 12 Закона N 173-ФЗ, согласно которому разрешено осуществление валютных операций по выплате заработной платы в иностранной валюте сотрудникам филиалов юридических лиц - резидентов, находящихся за пределами территории РФ, а также по оплате и (или) возмещению расходов, связанных с командированием указанных сотрудников на территорию страны местонахождения филиалов и за ее пределы, за исключением территории РФ, через счета
таких филиалов, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ. Ранее осуществление указанной валютной операции было разрешено только в отношении сотрудников представительств юридических лиц - резидентов.
ФНС России также напоминает, что Федеральным законом от 05.02.2018 N 8-ФЗ "О внесении изменения в статью 131 Трудового кодекса Российской Федерации", вступившим в силу 16.02.2018, в положения ТК РФ внесено изменение, согласно которому в случаях, предусмотренных валютным законодательством РФ, выплата заработной платы может производиться в иностранной валюте.
Депутаты предлагают расширить возможности использования специального
банковского счета, предусмотренного Федеральным законом "О национальной платежной системе"
Согласно законопроекту банковские платежные агенты (субагенты), являющиеся одновременно платежными агентами, вправе использовать специальный банковский счет, предусмотренный Федеральным законом "О национальной платежной системе", в целях осуществления операций, предусмотренных Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", в частности при приеме платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение
денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.
Ко второму чтению подготовлен законопроект об административной
ответственности за неисполнение требований, связанных с запретом обеспечивать использование информационных сетей для обхода блокировок
Законопроектом в числе прочего:
уточняются основания для привлечения к административной ответственности, к которым отнесено неисполнение оператором поисковой системы обязанности по подключению к федеральной государственной информационной системе информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым ограничен на территории РФ в соответствии с законодательством об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также неисполнение оператором поисковой системы обязанности по прекращению на
территории РФ выдачи по запросам пользователей указанной поисковой системы сведений о заблокированных информационных ресурсах;
устанавливается нижний предел штрафа за указанные правонарушения для граждан (3000 рублей) и должностных лиц (30 тысяч рублей);
вводится административная ответственность за неисполнение оператором поисковой системы обязанности по прекращению на территории РФ выдачи по запросам пользователей указанной поисковой системы сведений о доменном имени и об указателях страниц сайтов в сети Интернет, доступ к которым ограничен на основании соответствующего решения Московского городского суда, или копий заблокированных сайтов (предусматривается наложение штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от
тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юрлиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей);
устанавливается административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в Роскомнадзор провайдером хостинга или иным лицом, обеспечивающим размещение в сети Интернет программно-аппаратных средств доступа к заблокированным информационным ресурсам, данных, позволяющих идентифицировать владельца программно-аппаратных средств доступа к таким информационным ресурсам, или сведений об уведомлении владельца программно-аппаратных средств доступа к заблокированным информационным
ресурсам о необходимости размещения данных, позволяющих идентифицировать владельца (размер штрафа может составить: для граждан - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, для юрлиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей).
Банком России
даны разъяснения по вопросам соблюдения надбавок к нормативам достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации, банковской группы
Сообщается, в частности, что надбавки к нормативам достаточности капитала не являются обязательными нормативами, установленными Инструкцией Банка России N 180-И и Положением Банка России N 509-П. При несоблюдении (частичном несоблюдении) надбавок к нормативам достаточности капитала к кредитным организациям, головным кредитным организациям банковских групп не применяются меры, предусмотренные статьей 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)".
Кредитная организация, головная кредитная организация банковской группы не вправе распределять прибыль (часть прибыли), в том числе выплачивать дивиденды своим акционерам (участникам), в случае, если это приведет к несоблюдению кредитной организацией, банковской группой установленной (установленных) Банком России надбавки (надбавок) к нормативам достаточности собственных средств (капитала).
В случае если кредитная организация, головная кредитная организация банковской группы не соблюдает (частично не соблюдает) надбавки к нормативам достаточности капитала в связи с понесением убытков и (или) проведением операций с повышенным риском в текущих экономических условиях, она обязана в порядке, установленном Указанием Банка России от 01.12.2015 N 3871-У "О порядке составления кредитной организацией плана восстановления величины собственных средств (капитала) и его согласования с Банком
России", разработать и представить на согласование в Банк России план восстановления величины собственных средств (капитала). В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 данного указания кредитная организация, головная кредитная организация банковской группы обязана соблюдать план восстановления, согласованный с Банком России, и не позднее десятого рабочего дня второго месяца каждого квартала, следующего за отчетным, в течение которого реализуются мероприятия, предусмот
ренные планом восстановления, направлять в Банк России (структурное подразделение Банка России, осуществляющее надзор за кредитной организацией, банковской группой) в произвольной форме информацию о реализации мероприятий, предусмотренных в согласованном Банком России плане восстановления.
Обновлен порядок
взаимодействия структурных подразделений Банка России при проведении депозитных операций с кредитными организациями
В частности, территориальным учреждениям Банка России, обслуживающим корреспондентские счета кредитных организаций поручено, в том числе:
заключать с кредитными организациями договоры об общих условиях проведения депозитных операций по форме, доведенной до территориальных учреждений Банка России информационным письмом Банка России от 28.03.2018 N ИН-01-20/16, на бумажном носителе;
осуществлять работу по внесению изменений в указанные договоры, их расторжению по инициативе кредитных организаций или Банка России в порядке, установленном договорами.
Департаменту операций на финансовых рынках предписано осуществлять с кредитными организациями обмен документами в электронном виде при проведении депозитных аукционов (с использованием программно-технических комплексов торговой системы Томсон Рейтерс, Системы электронных торгов Московской Биржи, а также путем прямого обмена документами с использованием информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета).
Отменен Приказ Банка России от 15.01.2014 N ОД-26 "Об организации взаимодействия структурных подразделений Банка России при проведении Банком России депозитных операций с кредитными организациями".
ФТС России информирует об отсутствии необходимости предоставления таможенными представителями в таможенные органы новой банковской гарантии при наличии действующей
9 января 2018 года на сайте ФТС России была размещена информация об изменении условий деятельности таможенных представителей, в том числе о предоставлении в течение шести месяцев со дня вступления в силу Решения Совета Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) от 15 сентября 2017 г. N 64 "О размере обеспечения исполнения обязанностей таможенного представителя" (далее - Решение), устанавливающего размер обеспечения исполнения обязанности юридического лица, осуществляющего
деятельность в качестве таможенного представителя, такого обеспечения в размере, определенном Комиссией.
Сообщается, что исходя из одновременных сроков вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС и Решения, отсутствует необходимость предоставления в таможенные органы новой банковской гарантии в соответствии с пунктом 4 статьи 464 ТК ЕАЭС при условии действия банковской гарантии, представленной до вступления в силу ТК ЕЭАС и Решения.
Обновлен формат постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица ФССП России, вынесенного в форме электронного документа
Номер версии нового формата - 2.
Постановление представляет собой электронный документ, подписанный одной или несколькими усиленными квалифицированными электронными подписями должностных лиц в формате PKCS#7 (отделенная электронная подпись).
XSD-схема документа приводится отдельным файлом и размещается на официальном сайте ФССП России.
Приказ вступает в силу 31 июля 2018 года. При этом признается утратившим силу Приказ ФССП России от 22.04.2015 N 248, которым был утвержден ранее действовавший формат.
Утверждены форма и формат представления в электронной форме налоговой декларации по акцизам на табак (табачные изделия), табачную продукцию, электронные системы доставки никотина и жидкости для электронных систем доставки никотина
Налоговая декларация по установленной настоящим приказом форме заполняется налогоплательщиками, совершающими операции, предусмотренные статьей 182 Налогового кодекса РФ, со следующими подакцизными товарами:
табаком трубочным, курительным, жевательным, сосательным, нюхательным, кальянным (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции);
сигарами;
сигариллами (сигаритами), биди, кретеком;
сигаретами, папиросами;
табаком (табачными изделиями), предназначенным для потребления путем нагревания;
электронными системами доставки никотина;
жидкостями для электронных систем доставки никотина.
Формат описывает требования к XML-файлам передачи в электронной форме налоговой декларации, номер версии настоящего формата 5.01, часть CLXVIII.
Также приводится порядок заполнения налоговой декларации по акцизам на табак (табачные изделия), табачную продукцию, электронные системы доставки никотина и жидкости для электронных систем доставки никотина.
В Правила ОСАГО внесен ряд изменений, связанных с введением обновленного порядка оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции
Федеральным законом от 29.12.2017 N 448-ФЗ "О внесении изменений в статьи 11.1 и 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" до 100 тыс. рублей был повышен максимальный размер выплаты по договору ОСАГО при оформлении ДТП без участия сотрудников полиции. Тем же федеральным законом предусмотрено, что с 1 июня 2018 года в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях допускается оформление ДТП (на
территориях остальных субъектов РФ - с 1 октября 2019 года) без участия сотрудников полиции даже при наличии разногласий участников ДТП. В таком случае суть разногласий должна быть отражена в заполняемом участниками ДТП бланке извещения о ДТП.
Настоящим указанием Правила ОСАГО приводятся в соответствие с федеральным законодательством, а именно:
- указывается на возможность оформления ДТП без участия сотрудников полиции, в том числе при наличии разногласий относительно обстоятельств ДТП;
- на лицевой стороне бланка извещения о ДТП предусматривается графа для указания на наличие разногласий относительно обстоятельств ДТП;
- отмечается, что разногласия относительно обстоятельств ДТП должны указываться в п. 7 оборотной стороны извещения;
- в отношении действующих договоров ОСАГО устанавливается возможность заполнения извещений о ДТП по ранее действовавшей форме с указанием разногласий относительно обстоятельств ДТП в п. 7 "Примечание" оборотной стороны извещения.