КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 07.05.2018
Видеосеминары для всех пользователей системы КонсультантПлюс
Популярный у пользователей сервис "Видео.Консультант" стал доступен всем специалистам сразу из системы. Ссылка "Видеосеминары" появилась во всех профессиональных профилях на стартовой странице системы.
Видеосеминары – короткие видеоролики (по 10-20 минут) с ответами на вопросы или обзорами важных изменений. Авторами семинаров часто выступают представители министерств и ведомств.
Определены цели, принципы и приоритетные
направления государственной политики в области промышленной безопасности на период до 2025 года и далее
Согласно утвержденным Основам промышленная безопасность представляет собой определяемое комплексом технических и организационных мер состояние защищенности промышленного объекта, которое характеризуется стабильностью параметров технологического процесса и исключением (сведением к минимуму) опасности возникновения аварии или инцидента, а в случае их возникновения - отсутствием опасности воздействия на людей опасных и вредных факторов и угрозы причинения вреда имуществу юридических и физических лиц,
государственному или муниципальному имуществу.
Целями государственной политики в области промышленной безопасности являются предупреждение аварий и инцидентов на промышленных объектах, решение правовых, экономических и социальных задач, направленных на обеспечение роста промышленного производства, реализация конституционных прав граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, на благоприятную окружающую среду, и укрепление правопорядка в области промышленной безопасности.
В перечень принципов государственной политики в области промышленной безопасности включены в числе прочего:
соответствие задач и мер государственного регулирования в области промышленной безопасности уровню потенциальной опасности аварий на промышленных объектах для жизненно важных интересов личности и общества;
минимизация влияния человеческого фактора на технологические процессы на промышленных объектах;
снижение технологической или иной зависимости от иностранных государств при обеспечении промышленной безопасности;
внедрение в приоритетном порядке ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, модернизация производства, обновление основных производственных фондов;
неотвратимость ответственности эксплуатирующих организаций и их должностных лиц за невыполнение требований промышленной безопасности и за вред, причиненный гражданам и окружающей среде в результате аварий на промышленных объектах, а также возмещение такого вреда в полном объеме.
На период до 2025 года и дальнейшую перспективу к приоритетным направлениям государственной политики в области промышленной безопасности, в частности, относятся:
разработка и внедрение единых критериев оценки рисков аварий на промышленных объектах и категорирования таких объектов;
усиление защиты промышленных объектов от угроз техногенного и природного характера, а также от террористических угроз;
повышение эффективности федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, использование новых принципов при осуществлении мероприятий по контролю в области промышленной безопасности;
сокращение количества бесхозяйных промышленных объектов;
развитие культуры промышленной безопасности, осознание личной ответственности за состояние промышленной безопасности и формирование нетерпимого отношения к нарушениям требований промышленной безопасности;
урегулирование вопросов в области промышленной безопасности на территориях (объектах), над которыми юрисдикция РФ в этой области не осуществляется.
В этой связи к основным задачам государственной политики в области промышленной безопасности отнесены в числе прочего:
обеспечение актуализации требований промышленной безопасности с учетом развития технологий, применяемых на промышленных объектах;
внедрение риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного контроля (надзора) в области промышленной безопасности;
разработка нормативно-правовой базы в части, касающейся создания и внедрения системы государственного дистанционного мониторинга состояния промышленной безопасности, предусматривающей автоматизированный сбор, фиксацию, обобщение, систематизацию и оценку информации о значениях параметров технологических процессов на промышленных объектах в целях определения состояния промышленной безопасности;
отмена устаревших, избыточных и дублирующих требований промышленной безопасности;
повышение уровня независимости экспертов и экспертных организаций от заказчиков такой экспертизы;
развитие и внедрение информационных технологий, позволяющих осуществлять взаимодействие с эксплуатирующими организациями, оптимизировать процесс получения, хранения и анализа информации о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности, о системах управления промышленной безопасностью, об авариях и инцидентах на промышленных объектах;
повышение роли института обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на таком объекте;
совершенствование механизмов компенсации затрат, связанных с локализацией аварий и ликвидацией их последствий, за счет осуществления добровольного страхования в сочетании с формированием резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах;
разработка комплекса мер по перебазированию из густонаселенных районов Российской Федерации или ликвидации промышленных объектов, функционирование которых создает угрозу жизнедеятельности человека, социально-экономическому развитию субъектов РФ;
совершенствование правовых механизмов ответственности за нарушение требований промышленной безопасности, а также формирование механизмов стимулирования деятельности по повышению ее уровня;
развитие инструментов технического регулирования, внедрение в операционный менеджмент эксплуатирующих организаций стандартов управления рисками;
внедрение эффективных механизмов, препятствующих проявлениям коррупции в системе обеспечения промышленной безопасности.
Финансирование мероприятий, предусмотренных настоящими Основами, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, предусмотренных на реализацию государственных и муниципальных программ на соответствующий год, а также за счет внебюджетных источников.
Минфином России предложено оптимизировать условия предоставления субсидий на
возмещение недополученных доходов по выданным ипотечным кредитам гражданам, имеющим детей
Проектом в числе прочего:
уточняется, что право на получение кредита (займа) в соответствии с "Правилами предоставления субсидий...", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. N 1711, возникает у граждан РФ при рождении у них начиная с 1 января 2018 г. и не позднее 31 декабря 2022 г., а в случае рождения в декабре 2022 года - не позднее 1 марта 2023 г. второго и (или) третьего ребенка, имеющего гражданство РФ. При рождении у граждан РФ в декабре 2022 г. второго и (или) третьего ребенка,
имеющего гражданство РФ, кредитный договор (договор займа) или дополнительное соглашение о рефинансировании кредита (займа) должны быть заключены не позднее 1 марта 2023 г.;
устанавливается, что в случае невыполнения заемщиком условий о страховании, предусмотренных кредитным договором (договором займа), и установления процентной ставки выше 6 процентов годовых субсидия не предоставляется (также при установлении процентной ставки ниже 6 процентов годовых субсидия будет предоставляться исходя из уровня процентной ставки, составляющей 6 процентов годовых);
предусматриваются условия предоставления субсидии в случае заключения дополнительного соглашения о рефинансировании кредита;
устанавливается, что в случае регистрации договора участия в долевом строительстве (договора уступки прав требования по указанному договору) после даты выдачи кредита либо подписания дополнительного соглашения о рефинансировании кредита период субсидирования начинается с даты регистрации договора участия в долевом строительстве (договора уступки прав требования по указанному договору), но не ранее 1 января 2018 года;
определяется, что в кредитном договоре может быть предусмотрено, что заключение заемщиком договоров страхования жилого помещения до оформления права собственности на жилое помещение не требуется.
Минстроем России установлены требования к подготовке
задания на проектирование объекта капитального строительства
Проект задания подлежит согласованию с руководителем главного распорядителя средств федерального бюджета в отношении объекта федеральной собственности, главного распорядителя средств бюджета субъекта РФ в отношении объекта госсобственности субъекта РФ, главного распорядителя средств местного бюджета в отношении объекта муниципальной собственности.
Задание на проектирование утверждается застройщиком (техническим заказчиком) после проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций.
Задание подготавливается в электронной форме (за исключением задания, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, подготавливаемого на бумажном носителе) и утверждается путем подписания застройщиком (техническим заказчиком) с использованием УКЭП.
Приводится типовая форма задания на проектирование объекта капитального строительства.
Ужесточены требования к российским перевозчикам,
осуществляющим международные перевозки
В частности:
- определены основания для вынесения предупреждения владельцу удостоверения допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок. Решение о вынесении органом транспортного контроля и надзора предупреждения принимается в следующих случаях:
привлечение владельца удостоверения к административной ответственности за нарушение порядка осуществления международных автомобильных перевозок, установленного законодательством РФ, до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за ранее совершенное нарушение указанного порядка;
неоднократное (2 и более раза) в течение календарного года со дня получения удостоверения поступление от компетентных органов иностранных государств копий решений о привлечении российского перевозчика к ответственности за нарушение положений международных договоров РФ в области международного автомобильного сообщения, совершенное на территориях соответствующих иностранных государств;
- установлено, что для получения допуска необходимо представить документы, подтверждающие соответствие финансового положения российского перевозчика определенным требованиям (наличие в собственности имущества стоимостью не менее 300 тыс. рублей при использовании только одного транспортного средства, осуществляющего международные автомобильные перевозки, и не менее 170 тыс. рублей в расчете на каждое дополнительное транспортное средство);
- установлено, что владелец удостоверения обязан обеспечивать наличие у водителя транспортного средства помимо прочего также свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика, выданного в соответствии с Соглашением о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств - участников СНГ от 24 ноября 2006 г.;
- предусмотрено, что в случае если владелец удостоверения передал право владения транспортным средством, на которое выдана карточка допуска, другому лицу, такая карточка допуска решением органа транспортного контроля и надзора, оформляемого приказом, признается недействительной.
Кроме того:
- исключено представление документов в орган транспортного контроля и надзора для получения допуска российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок, а также для увеличения парка, выдачи удостоверения, по месту регистрации перевозчика;
- уточнен порядок продления срока действия удостоверения допуска российским перевозчикам, подавшим заявление о выдаче нового удостоверения по окончании срока действия ранее выданного;
- предусмотрено, что выдача карточки допуска на вновь приобретенное и предполагаемое к использованию для осуществления международных автомобильных перевозок транспортное средство осуществляется органом транспортного контроля и надзора в течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления о выдаче карточки допуска.
Представление страхователем дополняющих форм на лиц, в отношении которых за отчетный период ранее сведения не представлялись, является
основанием для применения финансовых санкций
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, финансовые санкции не применяются лишь в том случае, если корректируются именно ранее представленные сведения на конкретно застрахованное лицо.
Банк России напоминает о предоставлении с 4 мая 2018 года отчетности акционерными инвестиционными фондами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, ПИФов и НПФ по новым формам
С указанной даты вступило в силу Указание Банка России от 08.02.2018 N 4715-У "О формах, порядке и сроках составления и представления в Банк России отчетов акционерными инвестиционными фондами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов".
Отчетность, представляемая в Банк России на нерегулярной основе, составляется и представляется в соответствии с Указанием Банка России N 4715-У в случае наступления события, являющегося основанием для представления соответствующей формы отчетности, 04.05.2018 и после указанной даты. Первый отчетный период, за который будет представляться регулярная отчетность в соответствии с новыми требованиями, - май 2018 года (для бухгалтерской (финансовой) отчетности - первое полугодие 2018 года).
Отчетность акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний представляется в Банк России в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Акционерные инвестиционные фонды и управляющие компании формируют отчетность посредством таксономии XBRL, размещаемой на официальном сайте Банка России www.cbr.ru в сети Интернет в разделе "Финансовые рынки / Открытый стандарт отчетности XBRL/Таксономия XBRL".
Банком России предложен обновленный порядок расчета среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа) в процентах годовых по категориям потребительских кредитов (займов)
Согласно проекту Банк России определяет категории потребительских кредитов (займов) с учетом следующих показателей: суммы, срока возврата, наличия обеспечения, вида кредитора, цели кредита (займа), использования электронного средства платежа, наличия лимита кредитования, получения заемщиком на свой банковский счет, открытый у кредитора, заработной платы, иных регулярных выплат, начисляемых в связи с исполнением трудовых обязанностей, и (или) пенсий, пособий и иных социальных или компенсационных
выплат.
Банк России ежеквартально рассчитывает и опубликовывает на сайте Банка России в сети "Интернет" среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) в процентах годовых по категориям потребительских кредитов (займов) не позднее чем за сорок пять календарных дней до начала квартала, в котором среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) в процентах годовых подлежит применению.
Среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) в процентах годовых определяется как средневзвешенное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) в процентах годовых, рассчитанное:
по 100 крупнейшим кредиторам (по объему кредитов (займов), выданных за предыдущий квартал в тысячах рублей) по соответствующей категории потребительского кредита (займа), в случае если одна треть общего количества кредиторов, предоставляющих соответствующую категорию потребительского кредита (займа), превышает 100 организаций;
по крупнейшим кредиторам, составляющим одну треть от общего числа кредиторов (по объему кредитов (займов), выданных за предыдущий квартал в тысячах рублей) по соответствующей категории потребительского кредита (займа), в случае если одна треть общего количества кредиторов, предоставляющих соответствующую категорию потребительского кредита (займа), не превышает 100 организаций.
В проекте приводится формула, в соответствии с которой рассчитывается среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) в процентах годовых.
Со дня вступления проекта в силу предполагается признать утратившим силу Указание Банка России от 29 апреля 2014 года N 3249-У "О порядке определения Банком России категорий потребительских кредитов (займов) и о порядке ежеквартального расчета и опубликования среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа)".
Правительством РФ обновлены правила рассмотрения споров и разногласий, связанных с ценами (тарифами) в сфере ЖКХ и в области естественных монополий
Указанные споры подлежат рассмотрению и разрешению ФАС России на основании заявления стороны спора. Споры рассматриваются в присутствии сторон, которые уведомляются о времени и месте рассмотрения спора за 5 календарных дней до дня его рассмотрения. В отсутствие сторон спор подлежит рассмотрению при наличии данных, свидетельствующих об извещении указанных лиц о времени и месте рассмотрения спора. Стороны до рассмотрения спора или в процессе его рассмотрения имеют право давать объяснения,
представлять документы и иную информацию, которые могут иметь значение.
По результатам рассмотрения спора ФАС России принимает решение об удовлетворении требований, указанных в заявлении (полностью или частично) или об отказе в удовлетворении требований. Копия указанного решения направляется сторонам и подлежит обязательному исполнению в течение одного месяца (если в решении не указан иной срок). Решение может быть обжаловано в судебном порядке.
В новой редакции изложен ряд позиций Классификации основных средств, включаемых в
амортизационные группы
В частности, изменения затронули подраздел "Сооружения и передаточные устройства" разделов "Третья группа (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно)" - "Десятая группа (имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет включительно)".
Кроме того, внесено дополнение в подраздел "Машины и оборудование" раздела "Вторая группа (имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно)".
Настоящее Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.
Установлены требования к порядку проведения работ по ликвидации накопленного вреда
окружающей среде
Согласно статье 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", на объектах, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется ликвидация накопленного вреда окружающей среде.
В соответствии с утвержденными Правилами, организация работ по ликвидации накопленного вреда включает в себя: проведение необходимых обследований объекта, в том числе инженерных изысканий; разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда; согласование и утверждение проекта; проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде; осуществление контроля и приемку проведенных работ по ликвидации накопленного вреда.
Правилами устанавливаются:
- требования к содержанию проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
- порядок разработки и согласования проекта;
- сроки проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
- механизм осуществления контроля за выполнением работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
Уточнены требования к банкам в целях принятия их банковских гарантий
налоговыми органами для обеспечения уплаты налогов
Скорректированы критерии определения максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий в зависимости от участия банка в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, нахождения под прямым или косвенным контролем Банка России, наличия определенного уровня кредитного рейтинга, присвоенного банку по национальной рейтинговой шкале для РФ АО "Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство" или АО
"Рейтинговое агентство "Эксперт РА". Исключен критерий определения максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий в зависимости от величины собственных средств (капитала) банка.
Напомним, что в силу банковской гарантии банк (гарант) обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налога, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и пеней.
Правительством РФ установлены особенности функционирования оптового и розничного рынков электрической энергии и мощности на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка на период до 31 декабря 2027 года
Постановлением, помимо прочего:
изменяются правовые основы организации торговли электрической энергией и мощностью по регулируемым договорам;
уточняется перечень существенных условий договора о присоединении к торговой системе оптового рынка и регламентов оптового рынка;
устанавливаются особенности определения объемов поставки электрической энергии и мощности по регулируемым ценам (тарифам) для покупателей, функционирующих в отдельных частях ценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности;
продлевается срок действия регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным с определенными Правительством РФ субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка.
утверждаются нормативные темпы прироста удельной на 1 кВтч величины стоимости услуг по передаче электрической энергии, оказываемых потребителям, за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков.
Органам исполнительной власти субъектов РФ в области регулирования цен (тарифов) в целях исполнения Постановления поручается:
продлить срок действия долгосрочного периода регулирования по 31 декабря 2027 г.;
пересмотреть долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций в части базового уровня подконтрольных расходов, уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых осуществляется методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки;
пересмотреть долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций в части базового уровня операционных расходов, нормы доходности инвестированного капитала, уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых осуществляется методом доходности инвестированного капитала.
Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ
Согласно статье 35 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" решение о сложении Правительством РФ своих полномочий перед вновь избранным Президентом РФ оформляется распоряжением Правительства в день вступления в должность Президента РФ.