ФНС России представлен обзор судебной практики по вопросам налогообложения за II квартал 2017 года, содержащий правовые позиции КС РФ и ВС РФ
В обзоре приведены выводы, основанные на конкретных судебных решениях по налоговым спорам. Указано, в частности, следующее:
применение налогоплательщиком различных способов определения объема товара при его приобретении и последующей реализации в целях исчисления НДС противоречит принципу экономического основания налога, как налога, уплачиваемого с добавленной стоимости;
целью приобретения акций у материнской компании по стоимости выше цены сделок на бирже являлось получение необоснованной налоговой выгоды;
при реализации имущества, составляющего казну муниципального образования, обязанность налогового агента по НДС лежит на покупателях этого имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и не может быть возложена на продавца этого имущества даже в случае, когда подлежащий перечислению в бюджет налог уплачен в составе выкупной стоимости муниципального имущества;
ненадлежащее исполнение контрагентом своих обязанностей по исчислению и уплате налогов с полученных от заказчика сумм платежей не может повлечь отказ в предоставлении собственнику дома имущественного налогового вычета при его продаже;
единовременная компенсационная выплата медицинским работникам государственных или муниципальных учреждений здравоохранения, прибывшим на работу в сельские населенные пункты и имеющим как высшее, так и среднее медицинское образование, НДФЛ не облагается;
налоговый орган имеет полномочия по взысканию с налогоплательщика денежных средств, полученных им вследствие неправомерно (ошибочно) полученного имущественного налогового вычета по НДФЛ, в порядке возврата неосновательного обогащения в случае, если эта мера оказывается единственно возможным способом защиты фискальных интересов государства.
В Госдуму внесен законопроект об обмене и использовании информации, полученной при проведении идентификации клиентов в целях ПОД/ФТ, организациями, входящими в банковскую группу
Росфинмониторингом разработан соответствующий проект изменений в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Проектом закрепляется возможность обеспечения обмена и использования указанными организациями информации, полученной при проведении идентификации клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.
Участники банковской группы, банковского холдинга вправе запрашивать, в том числе посредством единой информационной системы, информацию и документы, имеющиеся в распоряжении других участников этой банковской группы.
Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга, являющаяся организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, разрабатывает и утверждает целевые правила внутреннего контроля банковской группы (банковского холдинга) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включающие в том числе, правила обмена информацией, а также осуществляет контроль за соблюдением данных
целевых правил внутреннего контроля.
Целевые правила реализуются всеми участниками банковской группы (банковского холдинга), являющимися организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, включая их филиалы.
Проектом также устанавливается, что при проведении упрощенной идентификации клиента - физического лица идентификация представителя клиента, выгодоприобретателя клиента и бенефициарного владельца не проводится.
Ростехнадзором подготовлен проект формы проверочных листов (списков контрольных вопросов), которые планируется применять при осуществлении государственного энергетического надзора
Проверочные листы предназначены для использования инспекторами Ростехнадзора при осуществлении плановых проверок в рамках федерального государственного энергетического надзора, а также индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами для проведения "самообследования" на предмет выполнения обязательных требований.
Проектом предлагается форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого при осуществлении проверок соблюдения обязательных требований к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики и проверок соблюдения требований безопасности в сфере теплоснабжения.
Проверочный лист включает в себя вопросы о соблюдении обязательных требований, содержащихся в федеральных законах, подзаконных нормативных правовых актах, международных договорах, ратифицированных Российской Федерацией, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.
В общей сложности предлагаемый список содержит 3065 контрольных вопросов, отражающих в том числе соблюдение обязательных требований в сфере трудового законодательства при эксплуатации опасных объектов и установок; правил расследования аварийных ситуаций на поднадзорных объектах; правил установления охранных зон объектов; правил ввода объектов в эксплуатацию и вывода объектов из эксплуатации, иных норм, правил и требований.
Законопроект о введении новой реабилитационной процедуры в делах о банкротстве юрлиц - реструктуризации долгов внесен в Госдуму
Предусматривается возможность подачи должником или кредитором в арбитражный суд не только заявления о признании должника банкротом, как это предусмотрено Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", но и заявления о введении процедуры реструктуризации долгов, по результатам рассмотрения которого в отношении должника не может быть введено конкурсное производство. Если из представленного должником отзыва с приложением отчета о финансовом состоянии должника или иных доказательств
очевидна невозможность восстановления его платежеспособности, по результатам рассмотрения арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в отношении должника может быть открыто конкурсное производство, минуя процедуру наблюдения.
Детально регламентируется процедура реструктуризации долгов. В частности, в течение четырех месяцев с даты введения процедуры реструктуризации долгов должник обязан предложить план реструктуризации долгов. Конкурсным кредиторам или уполномоченным органам, антикризисному управляющему, учредителю (участнику должника), представителю работников должника и третьим лицам (в том числе органам государственной власти и местного самоуправления) предоставляется право предложить свой план в течение указанного
срока.
Планом могут быть предусмотрены различные варианты управления должником в ходе процедуры реструктуризации долгов, в том числе:
сохранение полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления должника за учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия с условием их обязательного предварительного согласования с собранием кредиторов или комитетом кредиторов;
возложение полномочий руководителя и иных органов управления должника на антикризисного управляющего;
переход полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления должника к собранию кредиторов или комитету кредиторов.
Также предусматриваются специальные правила для кредиторов, интересы которых не затрагиваются планом. При этом условия удовлетворения требований кредиторов, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, не могут быть лучше условий любых других конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, интересы которых затрагиваются планом, за исключением кредиторов, одобривших соответствующий план. Условия плана для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против его одобрения, за
исключением лиц, заинтересованных по отношению к должнику, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его одобрение, кроме кредиторов, чьи требования обеспечены залогом.
Предполагается, что соответствующий федеральный закон вступит в силу с 1 октября 2018 года.
Правительством Москвы утвержден перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация
Согласно перечню наибольшее количество домов первого периода индустриального домостроения, аналогичных им по характеристикам конструктивных элементов домов, в отношении которых осуществляется реновация, находится в Восточном административном округе (1055), наименьшее - в ЗелАО (34).
Утверждена Программа реновации жилищного фонда в городе Москве, которая принимается на срок до 2032 года. В нее включены дома, в которых собственники и наниматели поддержали их включение в Программу. Собственники помещений в таких домах освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт с 1 августа 2017 года.
Очередность сноса домов, включенных в Программу, устанавливается на основании утвержденной в целях ее реализации градостроительной документации (в том числе документации по планировке территории) с учетом их технического состояния.
Дома, которые не были включены в Программу в связи с обжалованием решений общих собраний собственников помещений о поддержке включения, могут быть дополнительно включены в нее в случае, если по результатам рассмотрения соответствующих жалоб будет установлено, что указанные решения были приняты с соблюдением требований законодательства РФ, нормативных правовых актов города Москвы.
В Программе также содержатся в том числе:
структура и характеристика жилищного фонда Москвы первого периода индустриального домостроения;
характеристика текущего состояния домов и обоснование актуальности реализации Программы;
задачи Программы;
гарантии прав лиц при ее реализации (в том числе возможность исключения дома из Программы, бесплатное предоставление равнозначных жилых помещений, отвечающих необходимым требованиям, взамен домов, включенных в Программу и др.);
применение новых стандартов отделки квартир в возводимых в рамках Программы домах и благоустройства.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Российским участникам ВЭД представлено руководство по соблюдению обязательных требований при проведении операций с товарами и информацией, которые могут быть использованы при создании оружия и подготовке терактов
В Руководстве приводятся в том числе:
круг лиц, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
перечень обязательных требований (в том числе необходимость получения лицензии либо разрешения Комиссии по экспортному контролю РФ на осуществление внешнеэкономической сделки по результатам идентификации контролируемых товаров и технологий, соблюдение порядка учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля, а также сроков хранения учетных документов, требований, установленных лицензией (разрешением), специальных экономических мер, устанавливаемых актами Президента РФ в рамках
реализации Федерального закона "О специальных экономических мерах", запретов и ограничений в сфере внешней торговли товарами и технологиями и др.);
перечень нарушений законодательства РФ в области экспортного контроля (в том числе осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, на которые распространяется экспортный контроль, без лицензий или разрешений, неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний ФСТЭК России и ее территориальных органов).
Реализация услуг по дополнительному профессиональному образованию и переподготовке кадров освобождаются от НДС при соблюдении
ряда условий
Образовательные услуги по реализации дополнительных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, оказываемые государственным бюджетным образовательным учреждением, освобождаются от НДС при условии:
наличия лицензии на осуществление указанной образовательной деятельности по форме, утвержденной приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 N 1320;
соответствия оказываемых услуг направленности дополнительных профессиональных программ, разработанных и утвержденных данной организацией.
Даны разъяснения об исчислении транспортного налога с применением повышающего коэффициента на легковые
автомобили средней стоимостью от 3 млн рублей
Согласно разъяснению применение повышающего коэффициента является обоснованным при условии, что в Перечне легковых автомобилей средней стоимостью от 3,0 млн рублей содержится описание модели (версии) для соответствующей марки легкового автомобиля в меньшем объеме по сравнению со сведениями из ГИБДД МВД России о данной марке автомобиля, а также для обратной ситуации.
Налоговым органам предписано провести анализ правильности исчисления транспортного налога с учетом данных разъяснений и при необходимости осуществить перерасчет транспортного налога.
В целях определения ставки транспортного налога следует руководствоваться типом транспортного средства и его категорией, указанной в ПТС
Соответствующий вывод содержится в письме Минфина России по вопросу применения норм статьи 362 Налогового кодекса РФ в части определения порядка исчисления суммы транспортного налога.
Система управления рисками МФО, связанная с деятельностью по оказанию финансовых услуг, должна
соответствовать требованиям стандарта
Система управления рисками (СУР) - совокупность процессов, методик, информационных систем, направленных на достижение целей и задач управления рисками, в том числе:
идентификацию рисков, связанных с осуществляемой деятельностью;
организацию управления рисками, включая установление МФО допустимых уровней потерь (лимитов) по выявленным рискам;
измерение и оценку рисков;
контроль за соответствием рисков установленным МФО ограничениям рисков и устранением выявленных нарушений ограничений рисков.
Стандарт устанавливает обязанность микрокредитной компании, имеющей сумму задолженности по основному долгу по выданным займам не менее одного миллиарда рублей по состоянию на 31 декабря предыдущего года, и микрофинансовой компании сформировать отдельное структурное подразделение, ответственное за управление рисками (подразделение риск-менеджмента).
Стандартом определены цели, задачи и принципы организации СУР, описаны подходы к ее организации, предусмотрена система разделения полномочий, функционал и внутренние процедуры МФО в сфере управления рисками.
Стратегия статистической деятельности на 2016 - 2020 годы направлена на повышение оперативности статистических данных, их
актуальности, улучшение качества и обеспечение международной сопоставимости
В рамках реализации стратегии планируются, в частности:
публикации на квартальной основе секторальных финансовых счетов и балансов финансовых активов и обязательств;
представление усовершенствованных данных международной банковской статистики в Банк международных расчетов;
регулярная публикация показателей денежно-кредитной статистики по подсекторам финансового сектора экономики;
работы по совершенствованию информационного взаимодействия с международными организациями путем разработки и внедрения унифицированного электронного формата обмена данными, основанного на международном стандарте и др.
Утверждены новые перечни правовых актов, соблюдение которых оценивается при проведении Рособрнадзором мероприятий в рамках отдельных видов государственного контроля
Утверждены перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по:
- федеральному государственному надзору в сфере образования;
- федеральному государственному контролю качества образования;
- государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
- лицензионному контролю за образовательной деятельностью.
Признан утратившим силу Приказ Рособрнадзора от 30.12.2016 N 2239, которым были утверждены ранее действовавшие перечни таких актов.
Скорректированы правила предоставления социальных выплат на улучшение жилищных условий гражданам,
выезжающим из районов Крайнего Севера
Постановлением, в частности, уточняется порядок определения размера социальной выплаты, предоставляемой гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера в случае отчуждения этими гражданами (членами их семей) жилого помещения (жилых помещений) или долей в праве собственности на жилые помещения, либо в случае принятия такими гражданами решения не отчуждать в собственность жилое помещение в государственную или муниципальную собственность.
Кроме того, в перечень документов, необходимых для получения сертификата участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", включена справка об инвентаризационной стоимости жилого помещения, отчужденного гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи или переведенного из жилого помещения в нежилое
помещение по состоянию на дату заключения договора об отчуждении жилого помещения (перевода жилого помещения в нежилое). Указанная справка подлежит предоставлению в случае отчуждения жилого помещения или перевода жилого помещения в нежилое при отсутствии кадастровой стоимости указанного жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством РФ.
Расширен перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской
помощи в рамках программы государственных гарантий ее бесплатного оказания гражданам
В перечень дополнительно включены, в том числе:
воск костный, натуральный;
средство гемостатическое на основе коллагена;
сетка хирургическая универсальная, из синтетического полимера, рассасывающаяся;
Скорректирован перечень продукции по государственному оборонному заказу, на которую
распространяется государственное регулирование цен
В указанный перечень, в частности, включены такие позиции, как "комплектующие изделия для авиационной техники (авиационные и вертолетные двигатели, навесное и (или) дополнительное оборудование), поставляемые отдельно и являющиеся предметами самостоятельной поставки государственным заказчиком", "зенитные комплексы и системы", "реактивные системы залпового огня, самоходные и буксируемые орудия и минометы, малокалиберные автоматические пушки" и ряд других.
Кроме того, некоторые позиции перечня изложены в новой редакции.
Общее количество позиций в перечне продукции по государственному оборонному заказу, на которую распространяется государственное регулирование цен (за исключением ядерного оружейного комплекса), увеличено с 36 до 41.