КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 04.04.2016
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Разобраться в непростой теме поможет судебная практика. Прямо из ст. 395 Гражданского кодекса РФ в системе КонсультантПлюс переходите к правовым позициям высших судов и изучайте их мнения:
- о процентах за пользование чужими денежными средствами;
- о порядке расчета таких процентов;
- о взыскании убытков сверх процентов за пользование чужими денежными средствами.
Росприроднадзором актуализированы разъяснения о плате за негативное воздействие
на окружающую среду
Даны разъяснения в связи с принятием Верховным Судом РФ решения от 09.02.2016 по делу N АКПИ15-1379 о признании не действующими с 1 января 2016 года абзацев 2, 7, 8 и 13 письма Росприроднадзора от 03.06.2013 N ВК-06-01-36/7676 и в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части, касающейся исчисления и внесения
платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Сообщается, в частности, что с 1 января 2016 года в соответствии со ст. 16.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" лицами, обязанными вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и/или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и/или иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, осуществленное с 1 января 2016 года, подлежит исчислению и внесению лицами, обязанными вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, вне зависимости от факта передачи другим лицам права собственности на размещенные отходы.
Обновлена технология приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе ФСС РФ в электронном виде
В частности:
- терминология, используемая в приказе, приводится в соответствие с действующим российским законодательством. Так, вводится понятие "средства электронной подписи" взамен ранее использовавшегося "средства криптографической защиты информации";
- в "Описании формата файла расчета в электронном виде, соответствующего форме расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации
от 25.02.2016 N 54 в действующей редакции" добавлены новые строки "Численность работников инвалидов" и "Численность работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами";
- добавлено описание порядка заполнения указанных граф;
- обновлены ссылки на нормативные акты;
- указано, что в системе электронного документооборота ФСС РФ должны использоваться и признаваться квалифицированные сертификаты ключей подписи, изданные УЦ ФСС или другими УЦ, аккредитованными в соответствии с положениями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Организация, находящаяся в отношении аффилированности с другой организацией, являющейся членом одной
СРО, обязана самостоятельно в полном объеме уплатить взнос в компенсационный фонд СРО
Разъясняется, что согласно части 3 статьи 55.4 Градостроительного кодекса РФ при определении числа членов саморегулируемой организации аффилированные лица учитываются как одно лицо. Указанное положение введено с целью недопущения возможности создания аффилированными лицами так называемой "кэптивной" (карманной) СРО с целью получения свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем, наличие аффилированности никак не связано с возможностью неуплаты взносов в компенсационный фонд СРО, поскольку такой фонд обеспечивает возможность возмещения СРО вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, причиненного членом такой СРО вследствие недостатков работ по
инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации или по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Градостроительным кодексом РФ установлено императивное правило о том, что член СРО вправе получить свидетельство только после уплаты взноса в компенсационный фонд СРО. В случае невнесения организацией или индивидуальным предпринимателем такого взноса СРО принимает решение об исключении такого лица из членов СРО.
Скорректирована методология оценки показателей,
учитываемых при определении доходности кредитных организаций
Это связано со вступлением в силу Положения Банка России от 22 декабря 2014 года N 446-П "Положение о порядке определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода кредитных организаций".
Кроме того, согласно внесенному уточнению отнесение банков к одной из классификационных групп на основе оценки их экономического положения осуществляется главными управлениями Банка России, Отделением по Республике Крым Центрального банка Российской Федерации, Отделением по г. Севастополь Центрального банка Российской Федерации или Департаментом надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России.
Также в Указание внесены поправки, связанные с прекращением действия Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Рейтинговый аналитик должен обладать знаниями в области экономики, управления, финансов и математических
методов экономического анализа
Установлены требования к знаниям и профессиональному опыту рейтинговых аналитиков. В частности, рейтинговый аналитик должен знать:
основы корпоративных и государственных финансов, в том числе в отношении инструментов, используемых для привлечения финансирования и управления финансовыми рисками;
основы анализа динамики показателей финансовых рынков;
методы количественной оценки уровня потерь при дефолте, методы проверки достоверности кредитных рейтингов;
основы организации бухгалтерского учета, требования к составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Рейтинговый аналитик должен обладать опытом работы не менее одного года в области проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций и (или) принятия (подготовки) решений, связанных с управлением кредитным риском, в организации, осуществляющей рейтинговую деятельность, либо в аналитическом агентстве, либо в исследовательском центре, либо в финансовой организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке, либо в аудиторской организации.
Знания рейтингового аналитика подтверждаются в порядке и с периодичностью, установленными внутренними документами кредитного рейтингового агентства.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
ФНС России разъяснила применение льготы по налогу на имущество организаций в отношении переходно-скоростных полос
Указано, что от уплаты налога на имущество организаций освобождаются только переходно-скоростные полосы, входящие в состав автомобильных дорог федерального значения, находящиеся на балансе органов управления федеральными автомобильными дорогами.
Льгота по налогу не применяется в отношении переходно-скоростных полос, обеспечивающих деятельность объектов дорожного сервиса и находящихся на балансе собственников (владельцев) этих объектов, поскольку такие полосы не являются неотъемлемой технологической частью автомобильных дорог, так как при ликвидации или переносе объектов дорожного сервиса необходимость в переходно-скоростных полосах отпадает.
Агентства по подбору персонала, применяющие УСН, не заключающие трудовых договоров с лицами, направляемыми для работы к заказчику, вправе продолжать применять УСН
С 1 января 2016 года не вправе применять УСН агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников. Соответствующее положение установлено Федеральным законом от 05.05.2014 N 116-ФЗ.
Необходимо учитывать, что деятельность по предоставлению труда работников (персонала) определяется как направление работодателем своих работников (с которыми у него заключены трудовые договоры) с их согласия к принимающей стороне для выполнения ими трудовых функций в интересах принимающей стороны.
Следовательно, если агентство не осуществляет деятельность по предоставлению труда работников, а оказывает юридическим лицам услуги по подбору персонала, не заключая при этом трудовые договоры с соискателями, то оно вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Сокращен перечень работ, профессий, должностей для прохождения альтернативной гражданской службы
Новый перечень включает 118 позиций (ранее - 130 позиций). К новым должностям перечня относятся в том числе юрисконсульт и экономист. Исключены, в частности, охранник и пожарный.
Кроме того, скорректирован перечень организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы.
Признан утратившим силу Приказ Минтруда России от 06.02.2013 N 45н, которым ранее были утверждены аналогичные перечни.
Стояки системы отопления относятся к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов
Указывается, что согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Таким образом, внутридомовая система отопления представляет собой
совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения. Обогревающие элементы (радиаторы) внутридомовой системы отопления, обслуживающие только одну квартиру, в том числе имеющие отключающие устройства (запорную арматуру), использование которых не повлечет за собой нарушение прав и законных интересов иных собственников помещений многоквартирного
дома, в состав общего имущества не включаются.
При этом указывается, что состав общего имущества многоквартирного дома в целях выполнения обязанности по его содержанию может быть определен собственниками помещений в таком доме. Определенный состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, является существенным условием договора управления многоквартирным домом, в связи с чем собственники помещений многоквартирного дома и управляющая организация в договоре управления многоквартирным домом
путем составления соответствующего приложения к договору могут разграничить зону эксплуатационной ответственности по системе отопления, возложив ответственность за обогревающие элементы (радиаторы), находящиеся в жилом (нежилом) помещении и обслуживающие одно помещение, на собственника данного помещения, а ответственность за стояки, отключающие устройства на ответвлениях стояков, находящиеся в помещении собственника, но обслуживающие несколько помещений, - на управляющую
организацию.
По мнению Минстроя России, привлечение сторонних организаций для ведения претензионно-исковой работы не является нарушением Правил
осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами
При этом отмечается, что ответственной за выполнение условий договора управления многоквартирным домом является именно управляющая организация, независимо от того, имеются ли заключенные ею со сторонними организациями договоры по оказанию каких-либо услуг или работ, связанных с управлением многоквартирным домом.
Информация о выдаче и погашении клиринговых сертификатов участия не
является информацией, подлежащей представлению в Банк России в составе отчетности по форме 0420417 "Отчет о внебиржевых сделках"
Сообщается, что в соответствии с Указанием Банка России от 15.01.2015 N 3533-У информация о выдаче и погашении клиринговых сертификатов участия, а также о заключении и прекращении договора об имущественном пуле, предусмотренного статьей 24.2 Федерального закона "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте", не является информацией, подлежащей представлению в Банк России в составе отчетности по форме 0420417 "Отчет о внебиржевых сделках".
Утвержден новый административный регламент согласования Ростехнадзором правил эксплуатации гидротехнических сооружений (кроме судоходных и портовых)
Заявителем может быть собственник гидротехнического сооружения (ГТС) или эксплуатирующая организация либо их уполномоченные представители.
Для получения госуслуги заявитель в соответствии с формой, приведенной в приложении к регламенту, представляет в территориальный орган Ростехнадзора заявление о согласовании Правил. В заявлении заявитель вправе указать просьбу о направлении ему в электронной форме информации по вопросам согласования Правил.
К заявлению о согласовании Правил прилагаются, в частности, документы, подтверждающие право собственности, или иное законное основание владения ГТС и Правила в двух экземплярах.
По усмотрению заявителя к заявлению о согласовании Правил могут быть приложены документы, необходимые для эксплуатации ГТС (документ, подтверждающий внесение сведений в единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей); документ, подтверждающий наличие утвержденной в установленном порядке декларации безопасности ГТС; документ, подтверждающий внесение ГТС в Российский регистр ГТС; документ, подтверждающий наличие разрешения на эксплуатацию ГТС; копия договора
обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на ГТС; копия проекта на эксплуатацию ГТС).
Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в территориальные органы Ростехнадзора, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Срок предоставления государственной услуги по согласованию Правил не должен превышать 30 календарных дней с даты регистрации заявления.
Признан утратившими силу Приказ Ростехнадзора от 20.02.2012 N 118, которым был утвержден ранее действовавший регламент предоставления данной госуслуги.
Установлен порядок оповещения и передачи информации при возникновении радиационно опасных ситуаций на атомных станциях
Положением регламентированы, в частности:
- критерии и порядок объявления на атомной станции состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" на АС;
- порядок оповещения и передачи информации при возникновении радиационно опасных ситуаций;
- организация оказания экстренной помощи атомным станциям при возникновении радиационно опасных ситуаций.
В приложениях приведены используемые термины и определения; значения мощностей доз в помещениях и на территории атомной станции, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения, при превышении которых объявляются состояния "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка".
Контроль за соблюдением техрегламента Таможенного союза "О требованиях
к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" будет осуществляться Ростехнадзором, Росприроднадзором и региональными органами исполнительной власти
Установлено, что такой контроль осуществляется:
- Ростехнадзором в отношении требований к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям на стадии их выпуска в обращение и обращения на рынке;
- Росприроднадзором, органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении требований к обращению с отработанной продукцией при осуществлении государственного экологического надзора в пределах установленной компетенции.
Расширен перечень
запрещенных в России наркотических средств
В данный перечень (постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 681) включена новая позиция - "Бета-гидрокси-тиофентанил". Кроме того, в указанном перечне позиция "Ацетилфентанил" заменена позицией "Ацетилфентанил и его производные, за исключением производных, включенных в качестве самостоятельных позиций в перечень".
Одновременно установлены значительный, крупный и особо крупный размеры указанных наркотических средств для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса РФ.
В соответствии с обязательствами РФ в рамках ВТО в отношении целого ряда товаров установлены новые ставки ввозных таможенных пошлин
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 сентября 2016 года, и распространяется на правоотношения, возникшие с 11 января 2016 года.
Федеральным государственным органам поручено обеспечить внесение в планы по противодействию коррупции изменений,
направленных на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции
В целях организации исполнения Федерального закона "О противодействии коррупции", в частности:
руководителям федеральных государственных органов поручено обеспечить внесение до 15 мая 2016 года в планы по противодействию коррупции федеральных государственных органов изменений, направленных на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции, минимизации и/или ликвидации последствий коррупционных правонарушений, а также контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных этими планами;
Правительству РФ до 10 июня 2016 года поручено представить в президиум Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции сводный доклад о результатах выполнения вышеуказанного поручения.
Национальный план направлен на решение основных задач, в том числе:
совершенствование правовых основ и организационных механизмов предотвращения и выявления конфликта интересов в отношении лиц, замещающих должности, по которым установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
совершенствование механизмов контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, предусмотренных Федеральным законом от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам";
повышение эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
расширение использования механизмов международного сотрудничества для выявления, ареста и возвращения из иностранных юрисдикций активов, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности;
повышение эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям.