КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 26.12.2014
Новое в КонсультантПлюс! Правовые позиции высших судов
В новом информационном банке "Правовые позиции высших судов" представлены позиции Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов. Перейти к правовым позициям можно сразу из текстов кодексов и законов. Новый банк развивает возможности работы с судебной практикой в КонсультантПлюс и упрощает ее анализ.
ФНС России напоминает, что ожидает налогоплательщиков - физических лиц в 2015 году
Сообщается, в частности, что в соответствии с Федеральными законами от 02.12.2013 N 334-ФЗ, от 02.04.2014 N 52-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ платить имущественные налоги теперь будут 1 октября - срок единый для всей территории Российской Федерации.
Кроме того, согласно Федеральному закону от 02.04.2014 N 52-ФЗ со следующего года граждане обязаны сообщать налоговым органам об имуществе, если они не получали налоговые уведомления и соответственно не уплачивали налоги. Проинформировать инспекцию нужно только один раз до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Если такие сведения будут представлены в течение 2015 - 2016 гг., налоговые органы не будут начислять налог за три предыдущих налоговых периода.
С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ. Документ дополняет Налоговый кодекс РФ главой 32 "Налог на имущество физических лиц" и отменяет действие старого закона 1991 года "О налогах на имущество физических лиц". Налоговую базу будут рассчитывать исходя из инвентаризационной либо кадастровой стоимости объекта. При этом предусмотрены вычеты (уменьшение налоговой базы): 20 кв. метров по квартире, 10 кв. метров для комнат, частных жилых домов -
50 кв. метров, на единый недвижимый комплекс - один миллион рублей.
Действующий перечень льгот по налогу сохранен, но использовать льготу можно только при уплате налога за один объект каждого вида по выбору налогоплательщика. То есть если налогоплательщик-льготник имеет три квартиры и дачу, то он имеет право на льготу при уплате налога за дачу, а также только одну из своих квартир. Стоит отметить, что льготы не применяются к торгово-офисной недвижимости и недвижимости, кадастровая стоимость которой превышает 300 млн рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ с 9 до 13% увеличивается налоговая ставка по НДФЛ в отношении доходов физлиц, полученных в виде дивидендов с 1 января 2015 года. В связи с этим доходы от долевого участия в организации определяются отдельно от иных доходов, и применить по ним налоговые вычеты по НДФЛ нельзя.
Кроме того, с 1 января 2015 года индивидуальные предприниматели будут платить земельный налог на основании налоговых уведомлений и освобождаются от уплаты авансовых платежей. (Федеральный закон от 04.11.2014 N 347-ФЗ).
Верховным Судом РФ подготовлен обзор судебной практики в 2014 году
В обзоре представлены материалы, находящиеся на рассмотрении Судебной коллегии по гражданским делам и затрагивающие, в частности, вопросы:
правопреемства;
разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, с назначением социальных выплат, с жилищными, трудовыми, семейными отношениями.
Кроме того, приводятся разъяснения по некоторым вопросам, возникающим в судебной практике.
Судебной коллегией по экономическим спорам рассматривались вопросы, касающиеся, в том числе, корпоративных отношений, обязательственных правоотношений. Также приводится практика рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных отношений, даны разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике.
Судебная коллегия по уголовным делам рассматривала, в том числе, вопросы квалификации, назначения наказания, ряд процессуальных вопросов.
Кроме того, в обзоре приведена практика рассмотрения дел Судебной коллегией по административным делам, включая разъяснения по вопросам применения Кодекса РФ об административных правонарушениях, практика рассмотрения дел Судебной коллегией по делам военнослужащих, а также практика международных договорных органов Организации Объединенных Наций и Европейского суда по правам человека.
Коммунальщики бесплатно
скорректируют показания времени приборов учета электроэнергии для населения в связи с сезонным переводом часов
Установлено, что приборы учета электроэнергии, функциональные возможности которых позволяют определять объемы потребленной электроэнергии дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) и данные измерений которых применяются при расчетах с населением или приравненными к нему категориями потребителей, подлежат коррекции времени встроенных часов приборов учета для целей применения тарифов, дифференцированных по зонам суток.
Затраты на осуществление действий по перепрограммированию, понесенные в период начиная со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исчислении времени", но не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу данного Постановления, учитываются при определении регулируемых цен (тарифов) в установленном порядке.
Фактические показания приборов учета, функциональные возможности которых позволяют определять объемы потребленной электроэнергии дифференцированно по времени суток, принимаются при расчетах размера платы за электроэнергию (мощность) по договору энергоснабжения или за коммунальную услугу по электроснабжению с применением дифференцированных по зонам суток тарифов (цен) на электроэнергию (мощность) до перепрограммирования.
При установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и тарифов на услуги по передаче электроэнергии по электросетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, регулирующие органы включают в необходимую валовую выручку понесенные расходы на осуществление действий по коррекции времени встроенных часов приборов учета, обеспечивающих учет электроэнергии (мощности), потребляемой населением или приравненными к нему категориями
потребителей, в связи с изменением порядка исчисления времени, установления тарифных зон суток.
Правительство РФ утвердило перечень племенной продукции, реализация которой облагается НДС по ставке 10 процентов
В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 164 НК РФ льготная ставка НДС применяется при реализации, в частности, племенного крупного рогатого скота, их эмбрионов и спермы, племенных лошадей, овец, свиней.
Правительством РФ утверждены перечни кодов видов такой продукции в соответствии с ТН ВЭД ТС, Общероссийским классификатором продукции, а также в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.
С 1 января 2015 года в России начнут формироваться информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям
Соответствующее требование содержится в утвержденных Постановлением Правительства РФ "Правилах определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям".
Документ подготовлен во исполнение требований Федерального закона "Об охране окружающей среды" и содержит правила определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.
Правилами установлены участники определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии. Разграничена компетенция лиц, участвующих в определении наилучшей доступной технологии.
Определены виды хозяйственной и иной деятельности, наиболее негативно влияющей на окружающую
среду
Также указаны применяемые при этом технологические процессы, оборудование, технические способы и методы.
В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", при осуществлении таких видов деятельности необходимо применять наилучшие доступные технологии.
Распоряжение вступает в силу с 1 января 2015 года.
Размеры оплаты жилого помещения, коммунальных услуг и капремонта будут поэтапно
повышаться
Федеральный стандарт предельной стоимости жилого помещения и коммунальных услуг в среднем по РФ утвержден на 2014 год в размере 116,5 руб., 2015 год - 126,1 руб., 2016 год - 135,7 руб. в расчете на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц. Федеральный стандарт стоимости капитального ремонта в среднем по РФ в 2014 году утвержден в размере 6,7 руб., в 2015 году - 7 руб. и в 2016 году - 7,4 руб. на 1 кв. м общей площади жилья в месяц.
Для сравнения, федеральные стандарты предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц в среднем по России, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.02.2013 N 146, составляют: на 2013 год - 105,2 руб., на 2014 год - 112,9 руб., на 2015 год - 121,1 руб.
Указанное Постановление Правительства РФ от 21.02.2013 N 146 признано утратившим силу.
Также установлены федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг по субъектам РФ на 2014 - 2016 годы.
Банком России подготовлены ответы на
наиболее часто поступающие вопросы, касающиеся расчета обязательных нормативов
Рассмотрены, в частности, следующие вопросы:
- с какой даты кредитные организации вправе пересчитать обязательные нормативы в соответствии с Письмом Банка России от 18.12.2014 N 211-Т "Об особенностях применения нормативных актов Банка России" (далее - Письмо 211-Т);
- какие резервы и активы не подлежат пересчету в соответствии с Письмом 211-Т;
- должна ли кредитная организация осуществлять расчет обязательных нормативов по текущему курсу, если ею принято решение о применении Письма 211-Т;
- каким образом должно применяться Письмо 211-Т для членов банковской группы;
- применяется ли Письмо 211-Т по отношению к операциям в иностранных валютах помимо долларов США и евро;
- будут ли внесены изменения в программный комплекс для расчета обязательных нормативов;
- может ли кредитная организация применять возможности фиксации валютного курса при расчете открытых валютных позиций.
С 23 по 30 декабря 2014 года лимит на предоставление рублевой ликвидности с помощью операций "валютный
своп" устанавливается равным 10 млрд. долларов США в день в эквиваленте
При этом сообщается, что Банк России может изменить величину лимита по операциям "валютный своп" в случае необходимости.
Решение о включении Программы облигаций в
Ломбардный список Банка России либо ее исключении принимается Банком России с учетом ряда критериев
Совет директоров Банка России принимает решение о включении Программы облигаций в Ломбардный список Банка России/исключении Программы облигаций из Ломбардного списка Банка России с учетом следующего:
- эмитентом облигаций, выпускаемых в рамках программы облигаций (далее - Облигации), является юридическое лицо - резидент РФ;
- эмитент Облигаций, являющийся кредитной организацией, имеет как минимум один рейтинг по международной шкале на уровне не ниже "BB"/"Ba2" по классификации рейтинговых агентств "Standard & Poor's" "Fitch Ratings"/"Moody's Investors Service". Эмитент Облигаций, не являющийся кредитной организацией, имеет как минимум один рейтинг по международной шкале на уровне не ниже "B-"/"B3" по классификации рейтинговых агентств
"Standard & Poor's" "Fitch Ratings"/"Moody's Investors Service";
- Облигации допущены к обращению на фондовой бирже, действующей на территории РФ, на которой Банк России выступает участником торгов;
- Облигации являются старшим необеспеченным долгом эмитента, их погашение и купонные выплаты не обусловлены изменением кредитного качества третьих лиц;
- содержание первой части решения о выпуске облигаций (программы облигаций) включает:
информацию о том, что перечень условий, которые могут повлиять на объем и кредитное качество соответствующего долгового обязательства и которые эмитент может определить во второй части решения о выпуске облигаций, будет ограничен следующим: величиной купонной ставки (или сведениями о том, что облигации являются бескупонными), валютой номинала выпуска облигаций, датами погашения выпуска облигаций и соответствующих купонных выплат, объемом выпуска облигаций,
информацию о том, что эмитентом выпускаются только бескупонные облигации или облигации с фиксированным купонным доходом, не содержащие встроенных опционов,
сведения о том, что программа облигаций не подлежит изменению в будущем (за исключением случаев, когда внесение изменений требуется в соответствии с законодательством РФ);
других существенных обстоятельств.
Установлено, что если эмитент Облигаций перестал соответствовать требованиям Банка России по кредитному рейтингу, то включение в Ломбардный список Банка России новых выпусков ценных бумаг, выпускаемых в рамках программ облигаций данного эмитента, приостанавливается, а корректировка рыночной стоимости Облигаций, используемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования Банка России, осуществляется с применением поправочных коэффициентов/дисконтов, установленных Банком России.
С 1 марта
2015 года вступит в силу порядок определения размера платы по соглашению об установлении сервитута земельных участков, находящихся в федеральной собственности
По общему правилу, размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 0,01 процента кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута.
Размер платы по соглашению об установлении сервитута, заключенному в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, либо в пожизненное наследуемое владение, либо в аренду, может быть определен как разница рыночной стоимости указанных прав на земельный участок до и после установления сервитута, которая определяется независимым оценщиком в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Смена правообладателя земельного участка не является основанием для пересмотра размера платы по соглашению об установлении сервитута.
В случае если сервитут устанавливается в отношении части земельного участка, размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется пропорционально площади этой части земельного участка.
Росаккредитация сообщает о недопустимости указания в сертификатах соответствия заявителя в качестве изготовителя без документов,
подтверждающих происхождение товара
Федеральной службой по аккредитации выявлены случаи выдачи аккредитованными лицами российским предприятиям сертификатов соответствия требованиям технических регламентов на продукцию (оборудование), поставляемую в Россию иностранными производителями.
В таких сертификатах соответствия, выдаваемых органами по сертификации, заявителем и (или) изготовителем сертифицируемой продукции (оборудования) выступает российское юридическое лицо. При этом продукция, указанная в сертификатах соответствия, относится к линейке продукции иностранных фирм, производство которых расположено за пределами России.
Такие действия, является грубым нарушением законодательства о техническом регулировании, которое при обнаружении будет являться основанием для проведения Росаккредитацией проверочных мероприятий и принятия мер административного воздействия.
С 1 января 2015 года увеличиваются размеры сборов и плат за дополнительные услуги, связанные с перевозкой пассажиров железнодорожным
транспортом
В частности, плата за пользование комплектом постельного белья в плацкартных вагонах увеличена с 71 рубля до 127 рублей 80 копеек, а сбор за оформление возврата денег за неиспользованный проездной документ - с 99 рублей до 178 рублей 30 копеек.
Правительством РФ увеличен размер сумм, выплачиваемых потерпевшему, свидетелю, их законным представителям и понятым по уголовному делу за отвлечение от обычных занятий
Размер возмещаемых сумм не имеющим постоянной заработной платы потерпевшему, свидетелю, их законным представителям и понятым за отвлечение их от обычных занятий определялся путем деления 4611 рублей на количество рабочих дней в календарном месяце.
Согласно новому документу, размер такого возмещения должен определяться путем деления суммы 4842 рубля на количество рабочих дней в месяце в 2014 году и 5108 рублей на количество рабочих дней в месяце в 2015 году.
Указано, что речь идет только о том месяце, в котором лицо принимало участие в производстве по уголовному делу.
Отмечается, что принятое постановление вступает в силу с 1 января 2015 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года, а также что его реализация будет осуществляться за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим государственным органам.
В рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) заключено соглашение о
создании единого рынка лекарственных средств
В соответствии с Соглашением государства-члены проводят скоординированную политику в сфере обращения лекарственных средств посредством:
- принятия мер, необходимых для гармонизации и унификации законодательства государств-членов в сфере обращения лекарственных средств;
- принятия единых правил и требований регулирования обращения лекарственных средств;
- обеспечения единства обязательных требований к безопасности, эффективности и качеству лекарственных средств на территориях государств-членов и их соблюдения;
- обеспечения единых подходов к созданию системы обеспечения качества лекарственных средств;
- гармонизации законодательства государств-членов в области контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств.
Положения Соглашения касаются в том числе производства и реализации лекарственных средств, их транспортировки, хранения, регистрации и экспертизы, а также единого реестра зарегистрированных лекарственных средств ЕАЭС.
Соглашение вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, но не ранее 1 января 2016 года.
Лекарственные средства, зарегистрированные в государствах-членах до вступления Соглашения в силу, должны быть приведены в соответствие с требованиями и правилами Союза до 31 декабря 2025 года согласно процедурам, установленным статьей 7 Соглашения.
Страны - члены
Евразийского экономического союза (ЕАЭС) заключили соглашение о создании единого рынка медицинских изделий
В соответствии с соглашением, государства-члены проводят скоординированную политику в сфере обращения медицинских изделий посредством:
- принятия мер, необходимых для гармонизации законодательства государств-членов в сфере обращения медицинских изделий;
- установления общих требований безопасности и эффективности медицинских изделий в рамках ЕАЭС;
- установления единых правил обращения медицинских изделий в соответствии с рекомендациями Международного форума регуляторов медицинских изделий (IMDRF);
- определения единых подходов к созданию системы обеспечения качества медицинских изделий;
- гармонизации номенклатуры медицинских изделий, используемой в государствах-членах, с Глобальной номенклатурой медицинских изделий (Global Medical Device Nomenclature);
- гармонизации законодательства государств-членов в области контроля (надзора) в сфере обращения медицинских изделий.
Положения соглашения касаются в том числе производства и маркировки медицинских изделий, их регистрации и выпуска в обращение в рамках ЕАЭС, а также контроля за их обращением и мониторинга их безопасности, качества и эффективности.
Соглашение вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, но не ранее 1 января 2016 года.
Документы о государственной регистрации медицинских изделий, выданные до вступления соглашения в силу, действуют на территории государства-члена до окончания срока их действия, но не позднее 31 декабря 2021 года.