КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 20.01.2014
5 февраля 2014 года конференция "Банковский юрист" (Москва, Отель "Мариотт Ройал Аврора")
Российский Бизнес Форум приглашает специалистов на ежегодную конференцию для обсуждения нового законодательства, судебной практики и правовых рисков в сферах корпоративного и потребительского кредитования, залогового и личного обеспечения, платежных операций и сделок на рынке капиталов. КонсультантПлюс выступает информационным партнером мероприятия.
Для регистрации постоянно действующего арбитражного учреждения потребуется разрешение Минюста России
В частности, законопроектом предлагается установить, что разрешение на осуществление функций арбитражного учреждения выдается Минюстом России на основании решения Межведомственного экспертного совета, формируемого министерством из представителей федеральных органов государственной власти, ТПП РФ, Федеральной палаты адвокатов РФ и Верховного Суда РФ, представителей юридического и предпринимательского сообщества.
Указанное разрешение будет выдаваться при выполнении следующих требований:
соответствия представленных документов требованиям законодательства РФ;
деятельность арбитражного учреждения будет способствовать развитию в Российской Федерации третейского разбирательства, укреплению законности, становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию этики делового оборота.
В качестве учредителей арбитражных учреждений могут выступать только некоммерческие организации. Создание арбитражных учреждений исключительно адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов РФ и Федеральной палатой адвокатов, а также нотариальными палатами и Федеральной нотариальной палатой не допускается.
Предусматривается, что арбитражные учреждения будут выполнять функции по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, делопроизводству, администрированию вопросов сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций по разрешению спора.
При этом на арбитражные учреждения возлагается гражданско-правовая ответственность перед сторонами только в виде возмещения убытков, причиненных им вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения учреждением своих функций по администрированию арбитража или связанных с его проведением обязанностей, предусмотренных правилами учреждения, при наличии умысла или грубой неосторожности.
Помимо этого, проектом определяются требования к:
арбитражному соглашению;
составу третейского суда и его компетенции;
ведению арбитражного разбирательства;
порядку вынесения арбитражного решения, прекращения разбирательства, оспаривания арбитражного решения и приведению его в исполнение;
применению процедуры медиации к спору, который находится на разрешении в арбитраже.
Минстроем России предложена методика для определения
максимальной цены жилья экономического класса
Согласно проекту Методики, под максимальной ценой жилья экономического класса понимается максимальная цена договоров участия в долевом строительстве или договоров купли-продажи в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, относящихся к жилью экономического класса, заключаемых в рамках реализации проектов жилищного строительства в соответствии с программой "Жилье для российской семьи".
Методикой предусмотрено, что максимальная цена жилья экономического класса определяется как наименьшее из следующих значений: 30 тысяч рублей и 80 процентов от оценки рыночной цены таких жилых помещений в расчете на один квадратный метр общей площади, проводимой в соответствии с настоящей Методикой.
При проведении оценки рыночной цены жилья экономического класса, которая будет осуществляться независимой оценочной компанией, предлагается применять сравнительный подход с использованием информации о рыночных ценах (ценах продаж) аналогичных жилых помещений на территории реализации проекта жилищного строительства. Для этого оценщиком выбираются объекты-аналоги, отвечающие установленным Минстроем России техническим параметрам жилья экономического класса. Такие объекты-аналоги должны быть расположены
на территории завершенной строительством жилой застройки, ближайшей к границе земельного участка, на котором реализуется проект жилищного строительства, на которой есть такие объекты-аналоги и которая по своим положительным и отрицательным характеристикам аналогичная территории реализации проекта жилищного строительства.
Проектом рекомендовано использование Методики при строительстве или приобретении жилья экономического класса с использованием средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Предложены новые технические показатели, при наличии которых жилье может быть отнесено
к экономическому классу
Проектом Методических рекомендаций устанавливаются технические показатели жилья экономического класса при строительстве малоэтажных (до трех этажей) индивидуальных жилых домов, частей жилых домов (жилых домов блокированной застройки), земельных участков, на которых расположены такие дома, комнат в таких домах, а также технические показатели многоквартирных домов, в том числе малоэтажных, и показатели квартир и комнат в них.
Такие технические показатели рекомендуются в отношении размеров жилых помещений, относящихся к жилью экономического класса, комнат в таких помещениях, земельных участков, на которых строятся жилые объекты, в которых расположено жилье экономического класса, показателей для оценки энергетической эффективности жилых помещений, относящихся к жилью экономического класса, а также предлагаются рекомендации по выполнению внутренней отделки и установки инженерного оборудования в таких жилых помещениях, по оборудованию
жилых помещений индивидуальными или коллективными приборами регулирования и учета потребления коммунальных ресурсов, использованию экологически чистых строительных технологий и материалов, учету градостроительных требований при освоении территории жилого района или жилого квартала, в пределах которых строятся объекты жилищного строительства, в которых расположено жилье экономического класса.
В настоящее время действуют приказы Минрегиона России от 27 февраля 2010 г. N 79 "Об утверждении Методических рекомендаций по установлению характеристик жилья экономического класса в отношении жилых домов, строительство которых осуществляется с использованием средств федерального бюджета" и от 28 июня 2010 г. N 303 "Об утверждении Методических рекомендаций по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса".
Основные отличия предлагаемых Методических рекомендаций от методических рекомендаций, утвержденных Минрегионом России, состоят в отнесении к жилью экономического класса квартиры-студии общей площадью 18 - 40 кв. м - однокомнатной квартиры, в которой отсутствует межкомнатная перегородка между жилой комнатой и кухонной зоной (кухней-нишей) и в отдельное помещение выделен только совмещенный санузел, а также в рекомендациях по созданию кухни-ниши (кухонной зоны) в квартирах с числом комнат две
и более.
Обновлен порядок получения согласия Банка России на приобретение и (или) получение в
доверительное управление акций (долей) кредитной организации
Принятие нового порядка обусловлено поправками к законам в банковской сфере, в том числе предусматривающих снижение предела приобретения акций (долей) кредитной организации, которая подлежит согласованию с Банком России, с 20 до 10 процентов.
Кроме того, новая инструкция содержит положения, устанавливающие порядок получения согласия Банка Росси в отношении:
- сделок, в результате которых акции (доли) кредитной организации перейдут во владение или распоряжение лиц, осуществляющих прямой или косвенный (через третьих лиц) контроль в отношении акционеров (участников), владеющих более чем 10 процентами акций (долей) кредитной организации (критерии контроля определяются на основании положений МСФО (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность");
- сделок по приобретению эмиссионных ценных бумаг российского эмитента, размещение и (или) организация обращения которых за пределами РФ осуществляется посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов;
- изменения состава группы лиц, владеющих более чем 10 процентами акций (долей) кредитной организации (за исключением установленных случаев).
Инструкцией предусматривается также порядок устранения допущенных нарушений при совершении указанных выше сделок.
Установлено, что предварительное согласие Банка России, полученное до даты вступления в силу новой инструкции, действует в течение 12 месяцев с даты его выдачи.
ФАС России даны рекомендации по результатам рассмотрения антимонопольным органом дел об установлении и поддержании монопольно
высокой цены
Сообщается, что Федеральным законом "О защите конкуренции" установлены антимонопольные ограничения в части формирования цены за производимый (реализуемый) товар хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, в частности, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующею субъекта, выраженные в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара.
При этом указанным Законом выделяются два критерия (метода) определения монопольно высокой цены товара: затратный метод (превышение суммы необходимых расходов и прибыли) и метод сопоставимых рынков (превышение цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на структурно и иным образом сходном товарном рынке).
Нарушение хозяйствующим субъектом ценовой политики, которое влечет за собой отклонение цены от влияния объективных и обоснованных факторов ценообразования, является основанием для рассмотрения таких действий хозяйствующего субъекта на предмет нарушения антимонопольного законодательства. При этом само по себе увеличение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, установленной ранее цены на товар в определенный период времени не может быть рассмотрено как нарушение антимонопольного законодательства,
а цена за товар как монопольно высокая.
При выдаче предписания хозяйствующим субъектам, чьи действия признаны нарушением Закона, выраженном в установлении, поддержании монопольно высокой цены, антимонопольным органам следует учитывать, что исполнение предписания должно привести к прекращению нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении, поддержании монопольно высокой цены.
При выдаче предписаний по результатам рассмотрения дел об установлении и поддержании монопольно высокой цены антимонопольный орган вправе применительно к соответствующему товарному рынку, где было совершено нарушение антимонопольного законодательства, определить критерии, соблюдение которых хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, позволит сформировать справедливую цену на производимый (реализуемый) товар.
Наличие
программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, определяющей условия и порядок оказания поддержки хозяйствующим субъектам, является необходимым условием при предоставлении им государственной или муниципальной преференции
Сообщается, что исходя из установленных статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии предпринимательства) принципов равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), соответствующих критериям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития МСП, к участию в соответствующих программах, и оказания поддержки с соблюдением требований,
установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), а также требований статьи 16 Закона о развитии предпринимательства об установлении в указанных программах условий и порядка оказания поддержки субъектов МСП, ФАС России приходит к выводу о необходимости наличия в программах поддержки субъектов МСП критериев участия субъектов МСП в таких программах, условий и порядка оказания под!
держки субъектов МСП, обеспечивающих субъектам МСП равный доступ к участию в указанных программах.
При соблюдении названных условий предоставление государственных и муниципальных преференций субъектам МСП в соответствии с федеральной, региональной, муниципальной программой развития субъектов МСП может осуществляться без согласования с антимонопольным органом.
При отсутствии соответствующих программ развития субъектов МСП у органов власти отсутствуют правовые основания для предоставления государственных или муниципальных преференций в целях, установленных пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции. Вместе с тем, предоставление государственных или муниципальных преференций таким хозяйствующим субъектам с предварительного согласия антимонопольных органов возможно в иных целях, установленных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.
По мнению ФАС России, внесение бюджетных средств в уставный капитал акционерного общества является по своей экономической сути государственной
преференцией
Согласно пункту 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", государственные или муниципальные преференции - это предоставление отдельным хозяйствующим субъектам преимуществ, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
По мнению ФАС России, в результате увеличения уставного капитала акционерного общества путем выкупа субъектом Российской Федерации акций дополнительного выпуска создаются более выгодные условия деятельности (преимущества) данной кредитной организации по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
Таким образом, внесение бюджетных средств в уставный капитал акционерного общества является по своей экономической сути государственной преференцией.
В то же время действующим законодательством, в том числе Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", не установлен запрет на увеличение уставного капитала акционерного общества за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в случае, если акционером выступает данный субъект. Следовательно, отсутствуют правовые основания квалифицировать такие действия как предоставление государственной преференции.
Фармацевтическим организациям, в том числе аптечным организациям,
могут быть предоставлены государственные или муниципальные преференции
В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) государственная или муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Антимонопольный орган проводит анализ соответствия преференции целям, установленным в статье 19 Закона о защите конкуренции, и выявляет наличие, отсутствие признаков устранения или недопущения конкуренции, в том числе в зависимости
от развитости товарного рынка в пределах определенных географических границ.
В случае, если заявитель планирует арендовать несколько объектов государственной или муниципальной собственности для сети своих аптек в целях охраны здоровья граждан в порядке предоставления государственной или муниципальной преференции, антимонопольный орган по результатам исследования документов, установленных статьей 20 Закона о защите конкуренции, может сделать вывод о наличии признаков недопущения или устранения конкуренции в пределах географических границ.
Для получения преференций хозяйствующим субъектам необходимо убедить антимонопольный орган о соответствии осуществляемой ими хозяйственной деятельности целям предоставления преф!
еренции
Как правило, в заявлениях о даче согласия на предоставление преференций в качестве целей предоставления таких преференций органы власти указывают установленные частью 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) цели, в том числе: охраны здоровья граждан (п. 12 ч. 1 ст. 19), защиты окружающей среды (п. 4 ч. 1 ст. 19), поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 13 ч. 1 ст. 19), обеспечения жизнедеятельности населения
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 1 ч. 1 ст. 19).
В случае если по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление преференции в виде передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности (в том числе по итогам рассмотрения документов, представленных заявителем в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции), антимонопольный орган придет к выводу о том, что предоставление такой преференции соответствует
целям, установленным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, и не может привести к устранению или недопущению конкуренции, антимонопольный орган может принять решение о даче согласия на предоставление такой преференции исключительно при установлении в соответствующем решении ограничений, предусмотренных пунктом 4 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции, а именно в совокупности:
1) Предельный срок предоставления преференции может составлять не более 1 года;
2) В течение указанного срока органу власти необходимо осуществить мероприятия, направленные на проведение конкурсных и иных процедур на право заключения договоров владения и (или) пользования указанным имуществом (в том числе по оценке и регистрации имущества) в соответствии с Федеральными законами от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", от 27.10.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и провести соответствующие
процедуры.
Определен перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "Электромагнитная совместимость технических средств" (ТР ТС 020/2011)
Указанный технический регламент распространяется на выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза технические средства, способные создавать электромагнитные помехи и (или) качество функционирования которых зависит от воздействия внешних электромагнитных помех.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Банк России признал Платежную систему "Сбербанк" системно и социально значимой, а Платежную систему ВТБ -
социально значимой
Платежная система является системно значимой в случае ее соответствия хотя бы одному из следующих критериев:
осуществления в рамках платежной системы в течение трех календарных месяцев подряд переводов денежных средств с общим объемом на сумму и отдельными переводами денежных средств на сумму не менее значений, установленных Банком России;
осуществления в рамках платежной системы Банком России переводов денежных средств при рефинансировании кредитных организаций и осуществлении операций на открытом рынке;
осуществления в рамках платежной системы переводов денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах.
Платежная система является социально значимой в случае ее соответствия хотя бы одному из следующих критериев:
осуществления в рамках платежной системы в течение трех календарных месяцев подряд переводов денежных средств с общим объемом на сумму не менее значений, установленных Банком России, и более половины этих переводов денежных средств на сумму не более значения, установленного Банком России;
осуществления в течение календарного года в рамках платежной системы переводов денежных средств с использованием платежных карт в количестве не менее значения, установленного Банком России;
осуществления в течение календарного года в рамках платежной системы переводов денежных средств без открытия банковского счета в количестве не менее значения, установленного Банком России;
осуществления в течение календарного года в рамках платежной системы переводов денежных средств клиентов - физических лиц по их банковским счетам (за исключением переводов денежных средств с использованием платежных карт) в количестве не менее значения, установленного Банком России.
На сайте regulation.gov.ru размещена форма инвестиционной декларации, представляемой для получения
статуса участника региональных инвестиционных проектов
С 1 января 2014 года для участников проекта установлена нулевая ставка по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет (п. 1.5 ст. 284 НК РФ). Законами субъектов РФ может быть предусмотрена пониженная ставка налога на прибыль, перечисляемого в региональный бюджет (п. 1 ст. 284 НК РФ).
Для получения статуса участника регионального инвестиционного проекта организация представляет уполномоченному органу государственной власти субъекта РФ (перечень приведен в приложении к данному письму ФНС России) заявление с приложением соответствующих документов, в том числе инвестиционной декларации.
В целях получения статуса участника регионального инвестиционного проекта ФНС России считает целесообразным (до утверждения в установленном порядке) производить прием инвестиционных деклараций, составленных с отражением в них показателей, приведенных в проекте формы, размещенной на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (полный электронный адрес: http://regulation.gov.ru/project/8868.html?point=view_expertise&stage=3&stage_id=5476).
В письме также приведена информация о принятых законах и о законопроектах субъектов РФ по реализации положений Федерального закона от 30.09.2013 N 267-ФЗ в части установления пониженной ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ.
Утвержден перечень форм предоставления в обязательном порядке субъектами государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса информации для ее включения в указанную систему
В названный перечень включены, в частности, формы сегмента в области нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической промышленности, транспортировки по магистральным трубопроводам нефти и нефтепродуктов, формы сегмента в области газовой промышленности, транспортировки по трубопроводам газа и продуктов его переработки, формы сегмента в области угольной, сланцевой, торфяной промышленности.
На территории РФ вводятся в действие три новых документа Международных стандартов финансовой
отчетности
Вводятся в действие (для добровольного применения со дня их официального опубликования, для обязательного применения в сроки, определенные в этих документах):
КРМФО (IFRIC) 21 "Обязательные платежи",
МСФО "Раскрытие информации о возмещаемой стоимости нефинансовых активов (Поправки к Международному стандарту финансово отчетности (LAS) 36)",
МСФО "Новация производных инструментов и продолжение учета хеджирования (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (LAS) 39".
Утверждены новые правила безопасности
сетей газораспределения и газопотребления
Требования определены для организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению и ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления.
Действие правил распространяется на сеть газораспределения и сеть газопотребления (в том числе газопотребления тепловых электрических станций, газотурбинных и парогазовых установок), а также на связанные с ними процессы эксплуатации, консервации и ликвидации.
Определено также, что более не подлежит применению постановление Госгортехнадзора России от 18.03.2003 N 9, которым были утверждены ранее действовавшие правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления.
Для
вызова экстренных оперативных служб необходимо будет набирать телефонные номера 101, 102, 103, 104
Также установлено, что для доступа абонентов и пользователей к телефонной линии "Ребенок в опасности" будут использоваться единые номера 121 и 123 (ранее также использовался номер 122), а к единой службе поддержки граждан для консультаций при получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде - единый номер 115.
Утвержден
Общий регламент Всемирного почтового союза, Всемирная почтовая конвенция
Всемирный почтовый союз - межгосударственная организация для обеспечения и совершенствования почтовых связей на образуемой им единой почтовой территории.
Всемирная почтовая конвенция и сопутствующие ей документы содержат обязательные для всех стран - членов Всемирного почтового Союза положения относительно обмена письменной корреспонденцией и определяют общие правила международной почтовой службы.
Конвенция определяет условия транзита и нормы транзитных расходов, различные виды бесплатных пересылок и пр. Регламентом, в частности, определяется порядок организации и созыва Конгрессов и Чрезвычайных конгрессов Всемирного почтового союза, состав, деятельность и собрания Административного совета и Совета почтовой эксплуатации.
С 1 января 2016 года вводится в действие Классификация запасов и ресурсов нефти и горючих газов
Классификация утверждена для целей ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых в соответствии со статьей 31 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Устанавливаются принципы подсчета и государственного учета запасов и ресурсов нефти, горючих газов (свободного газа, газа газовых шапок, газа, растворенного в нефти) и газового конденсата.