КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 30.12.2013
Новое в закупках - актуальный обзор на сайте КонсультантПлюс
Остались считанные дни до вступления в силу нового закона о контрактной системе N 44-ФЗ. Подпишитесь на наш новый обзор "Новое в закупках" на сайте КонсультантПлюс и вы будете первыми узнавать о важном в этой сфере: новых подзаконных актах, ведомственных разъяснениях и правоприменительной практике. См. обзор
Установлены правовые и организационные основы проведения специальной оценки условий труда
Предусмотрено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда).
Предусмотрены, в частности:
права и обязанности работодателя и работника в связи с проведением специальной оценки условий труда;
порядок организации проведения специальной оценки условий труда;
перечень вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда;
порядок функционирования федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда.
Закон вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений.
С 1 января 2015 года накопительная часть трудовой пенсии будет выделена в самостоятельный вид пенсии
Принят Закон, устанавливающий основания возникновения прав на накопительную пенсию, а также порядок ее назначения и выплаты.
Накопительная пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости. Выплачивается пенсия независимо от получения иной пенсии и ежемесячного пожизненного содержания.
Согласно закону накопительная пенсия будет устанавливаться при наличии оснований для назначения страховой пенсии по старости, по инвалидности и страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Размер накопительной пенсии будет определяться исходя из средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии, а также ожидаемого периода выплаты пенсии.
До 2016 года ожидаемый период выплаты накопительной пенсии устанавливается продолжительностью 19 лет (228 месяцев). После указанной даты этот период будет ежегодно определяться федеральным законом на основании статистических данных о продолжительности жизни получателя накопительной пенсии в соответствии с методикой, определяемой Правительством РФ.
Ежегодно размер накопительной пенсии будет корректироваться исходя из суммы поступивших страховых взносов, а также результатов их инвестирования.
Накопительные части трудовых пенсий по старости, установленные гражданам до 1 января 2015 года в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до дня вступления в силу данного Федерального закона, с указанной даты считаются накопительными пенсиями.
С 1 января 2015 года в России вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров страховых пенсий
К страховым пенсиям относятся: пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца.
По новой пенсионной формуле размер будущей пенсии будет рассчитываться исходя из индивидуальных пенсионных коэффициентов, отражающих в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица.
Пенсионные коэффициенты (баллы) будут рассчитываться с учетом суммы уплаченных страховых взносов, продолжительности страхового стажа и возраста выхода на пенсию.
Предусматривается, в частности, постепенное повышение минимально требуемого стажа с 6 лет в 2015 году до 15 лет к 2025 году.
В страховой стаж будут включаться социально значимые периоды жизни (служба в армии по призыву, уход за ребенком и т.д.).
Страховая пенсия по старости будет назначаться при наличии минимально требуемого количества индивидуальных пенсионных коэффициентов - 6,6 в 2015 году с последующим увеличением до 30 к 2025 году.
С 1 января 2014 года начинает действовать закон о системе "ЭРА-ГЛОНАСС", предназначеной для экстренного
реагирования при дорожно-транспортных происшествиях
Система "ЭРА-ГЛОНАСС" - федеральная государственная территориально распределенная автоматизированная информационная система экстренного реагирования при авариях, обеспечивающая оперативное получение информации о происшествиях на автомобильных дорогах в России на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы РФ (ГЛОНАСС), обработку такой информации, ее хранение и передачу в экстренные оперативные службы.
Система предназначена для:
- оперативного получения информации о дорожно-транспортных происшествиях, обработки этой информации путем дополнения ее размещенной в системе информацией о транспортном средстве и передачи обработанной информации в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
- предоставления размещенной в системе и обработанной информации о дорожно-транспортных происшествиях, о принятых мерах экстренного реагирования, об их своевременности и эффективности государственным органам, а также юридическим и физическим лицам.
Информацию в систему представляют:
- оператор системы;
- федеральные и региональные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти, обеспечивающие оказание экстренной помощи при дорожно-транспортных и иных происшествиях на автомобильных дорогах в РФ;
- федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регистрацию транспортных средств;
- федеральные государственные учреждения, осуществляющие ведение федерального картографо-геодезического фонда и территориальных картографо-геодезических фондов;
- федеральные органы исполнительной власти и организации, осуществляющие выпуск транспортных средств в обращение на территории РФ;
- собственники транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории РФ и оснащенных устройствами вызова экстренных оперативных служб.
Оснащение выпускаемых в обращение на территории РФ транспортных средств категорий "M" и "N" устройствами вызова экстренных оперативных служб осуществляется производителями транспортных средств в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств в сроки, установленные этим регламентом.
Минфином России сообщены подлежащие применению формы упрощенной
бухгалтерской (финансовой) отчетности
Полный перечень категорий экономических субъектов, которые имеют право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, установлен частью 4 статьи 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете".
Сообщается, что до утверждения соответствующих федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета для составления отчетности могут использоваться:
- субъектами малого предпринимательства, а также коммерческими организациями, получившими статус участников проекта "Сколково" (п. 3 ч. 4 ст. 6 Закона), - формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, предусмотренные прил. 5 к приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н;
- некоммерческими организациями (указанными в п.п. 2 и 3 ч. 4 ст. 6 Закона) - формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств, предусмотренные прил. 6 к Приказу N 66н.
ФНС России сообщила об изменениях в формах отчетности по налогу на имущество организаций
Новая форма налоговой декларации применяется при составлении отчетности по налогу на имущество организаций за 2013 год.
Изменения форм отчетности связаны в том числе с переходом на новые коды территорий муниципальных образований ОКТМО взамен применяющихся до 1 января 2014 года кодов ОКАТО.
Также изменены разделы декларации в целях отражения сведений по каждому коду вида имущества (железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы и др.), а также раздел 3, который необходимо заполнять иностранным организациям в отношении имущества, которое до 1 января 2014 года облагалось налогом по инвентаризационной стоимости.
Федеральные специальные марки с надписью "Водка" должны
будут содержать также указание на объем алкогольной продукции, содержащейся в потребительской таре
Соответствующие дополнения внесены в Требования к образцам федеральных специальных марок, а также в Правила маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками (марки дополняются надписями "0,375 л", "до 0,5 л", "0,5 л", "до 0,75 л", "до 1 л", "свыше 1 л").
Кроме того, Правительством РФ даны предписания, касающиеся в том числе выдачи марок старого образца, инвентаризации остатков таких марок, возврата организациям-производителям денежных средств за невыданные специальные марки и т.д.
До 1 сентября 2014 года организациям-производителям разрешено маркировать алкогольную продукцию федеральными специальными марками старого образца. Реализация уже промаркированной продукции такими марками сроками не ограничена.
Средним и крупным коммерческим организациям не потребуется уведомлять ФАС России о ряде сделок и иных действий, направленных
на экономическую концентрацию
С 30 января 2014 г. ряду коммерческих (в том числе финансовых) организаций не потребуется уведомлять ФАС России о совершенных сделках и иных действиях, направленных на экономическую концентрацию. В частности, не нужно будет сообщать о реорганизации юрлиц в форме слияния или присоединения, если суммарная стоимость активов или выручка от реализации товаров за предшествующий год у реорганизованных компаний превышает 400 млн руб. (для финансовых организаций - сумму, установленную Правительством РФ по согласованию
с Банком России). Полный перечень подобных сделок и иных действий предусмотрен ст. 30 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, которая должна будет утратить силу. Такие положения содержатся в Федеральном законе от 28.12.2013 N 423-ФЗ. В то же время новые положения данного закона не затронут сделок, совершаемых с предварительного согласия антимонопольного органа.
На сегодняшний день в ст. 30 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ предусмотрено семь видов сделок и иных действий, о совершении которых необходимо уведомлять ФАС России. Исполнить данную обязанность по общему правилу необходимо не позднее чем через 45 дней после совершения соответствующих сделок (действий). Если организация нарушит указанное требование или другие правила уведомления антимонопольного органа, то это может повлечь ряд негативных последствий. В частности, ей грозит штраф в размере
от 150 до 250 тыс. руб. (ч. 4 ст. 19.8 КоАП РФ). К тому же, если реорганизация или сделка, о которой не был уведомлен антимонопольный орган, привела или может привести к ограничению конкуренции, ФАС России может обратиться в суд с иском о ликвидации либо реорганизации вновь созданного юрлица, а также может потребовать признать сделку недействительной (ч. 3 и 4 ст. 34 Закона N 135-ФЗ).
В Законе N 423-ФЗ не содержится порядка направления названных уведомлений в переходный период. В частности, не решен вопрос о том, нужно ли будет уведомлять ФАС России о сделках, совершенных до вступления в силу новых положений, если на момент, когда данное уведомление должно поступить, соответствующая норма перестанет действовать. Несмотря на то, что на момент совершения сделки такая обязанность у компаний будет, привлечь к административной ответственности за ее неисполнение будет невозможно. Объясняется
это тем, что если рассматриваемый закон начнет действовать, то он будет иметь обратную силу, так как смягчает ответственность лица за правонарушение (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ). Кроме того, в подобных обстоятельствах ФАС России будет не вправе потребовать реорганизации или ликвидации юрлиц, нарушивших обязанность об уведомлении, либо признания сделок недействительными. Норма, наделяющая антимонопольный орган этими полномочиями, утратит силу одновременно с исключ!
ением обязанности уведомления.
Для принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не требуется трехмесячной просрочки
по уплате процентов на сумму основного требования
В Постановлении разъясняется, в частности, следующее:
если основное требование кредитора к должнику возникло до возбуждения дела о банкротстве, то и все связанные с ним дополнительные требования имеют при банкротстве тот же правовой режим, то есть не являются текущими и подлежат включению в реестр требований кредиторов;
в период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения наблюдения (мораторные проценты), при этом подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляются;
мораторные проценты за период наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов;
мораторные проценты уплачиваются в процедурах финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства в ходе расчетов с кредиторами одновременно с погашением основного требования до расчетов по санкциям;
мораторные проценты начисляются только на сумму основного требования, но не на проценты по нему;
мораторные проценты входят в состав процентов по требованию залогового кредитора, погашаемых в силу абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 138 Закона о банкротстве преимущественно перед требованиями остальных кредиторов.
Предусматривается, что отдельные разъяснения, содержащиеся в данном Постановлении, применяются при рассмотрении судами дел о банкротстве, по которым первая процедура банкротства введена после опубликования Постановления на сайте ВАС РФ.
Суд вправе снизить размер взыскиваемого
возмещения, если ответчиком будет доказано, что ресурсоснабжающая организация содействовала увеличению своих потерь
Постановление подготовлено Пленумом ВАС РФ в целях обеспечения единообразия судебной практики по спорам между ресурсоснабжающими организациями и публично-правовыми образованиями, установившими тариф на поставляемый ресурс для отдельных групп потребителей в размере ниже экономически обоснованного.
В Постановлении разъясняется, в частности, следующее:
для взыскания потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей и некомпенсированных публично-правовым образованием, не требуется оспаривать акт об установлении тарифа;
по общему правилу, надлежащим ответчиком по иску о возмещении указанных потерь является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение;
истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономического обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу;
ответчик вправе возражать против представленного расчета, ссылаясь в том числе на то, что при установлении тарифа в размере ниже экономически обоснованного были приняты или предусмотрены меры, направленные на компенсацию потерь ресурсоснабжающей организации иным способом;
суд вправе отказать в удовлетворении иска или уменьшить размер взыскиваемой суммы, если ответчиком доказано, что при установлении экономически обоснованного тарифа учтены потери ресурсоснабжающей организации, вызванные поставкой ресурса по более низкому тарифу;
суд вправе снизить размер взыскиваемого возмещения, если ответчиком будет доказано, что ресурсоснабжающая организация содействовала увеличению своих потерь.
Указывается, что отдельные разъяснения, содержащиеся в Постановлении, не могут служить основанием для пересмотра судебных актов, принятых до его опубликования на сайте ВАС РФ, по новым обстоятельствам.
Подписан Закон, определяющий состав участников, цели и принципы аккредитации в национальной системе аккредитации
Аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется в целях обеспечения доверия к результатам оценки соответствия и создания условий для взаимного признания государствами - торговыми партнерами Российской Федерации результатов оценки соответствия.
К участникам национальной системы аккредитации относятся:
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации;
национальный орган по аккредитации;
общественный совет по аккредитации;
комиссия по апелляциям;
эксперты по аккредитации, технические эксперты;
аккредитованные лица;
экспертные организации.
Законом определены, в частности:
правила и организация аккредитации;
права и обязанности аккредитованных лиц, экспертных организаций;
порядок информационного обеспечения в области аккредитации.
Федеральный закон вступит в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, но не ранее вступления в силу федерального закона, вносящего изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих аккредитации.
Установлена административная ответственность за нарушение правил движения транспортных средств в период проведения
Олимпиады в г. Сочи
Так, в частности, движение транспортных средств по автомобильной дороге или специальной полосе автомобильной дороги, обозначенным дорожными знаками особых предписаний и дорожной разметкой, вводимыми на период проведения Олимпиады, либо остановка на указанных дороге или полосе в нарушение ПДД (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 - 5 статьи 12.15 КоАП РФ), повлечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей.
С 1 февраля 2014 года генеральный прокурор РФ уполномочен обращаться в Роскомнадзор
с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности и участию в массовых публичных мероприятиях
Такая процедура может быть инициирована генеральным прокурором РФ в том числе на основании уведомлений от органов власти, организаций и граждан.
После получения заявления Роскомнадзор незамедлительно направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу или к размещенной на нем противоправной информации, определяет провайдера хостинга, на котором содержится подобная информация и направляет ему уведомление о принятии мер по удалению такой информации.
Оператор связи после получения по системе взаимодействия данного требования обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу или к размещенной на нем незаконной информации.
На основании полученного от уполномоченного органа уведомления провайдер хостинга извещает владельца информационного ресурса об обязанности незамедлительно удалить незаконно размещенную информацию и принять меры по ограничению доступа к ней.
В случае исполнения владельцем информационного ресурса данной обязанности он уведомляет об этом Роскомнадзор, который после получения такого уведомления незамедлительно принимает меры для возобновления доступа к информационному ресурсу.
Обновлен документ, определяющий основные принципы организации ведения официального сайта ФНС России
Определено, в частности, что информация на сайте содержит совокупность федеральной и региональной информации и отображается в соответствии с принципом геотаргетинга (метод выдачи посетителю сайта содержимого, соответствующего его географическому положению, определенному автоматически).
Информация управлений ФНС России по субъектам РФ является составной частью разделов сайта федерального уровня, обязательной к заполнению.
Среди целей создания сайта:
- информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
- оперативное доведение до налогоплательщиков актуальной справочной и разъяснительной информации;
- оказание государственных услуг с использованием информационных технологий;
- снижение объема бумажного документооборота с внешними источниками и получателями информации.
Обновлена форма кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости
Признан утратившим силу Приказ Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 530 "Об определении вида предоставления внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка и кадастровом номере земельного участка", которым была установлена ранее действовавшая форма такой справки.
Законом будут установлены особенности принудительного исполнения требований об освобождении земельных участков
и сносе строений
Требования об освобождении нежилых помещений, земельных участков и сносе строений (зданий, сооружений) будут исполняться в особом порядке. Кроме того, на каждого из солидарных должников в рамках одного исполнительного производства будет возложена обязанность уплачивать исполнительский сбор в полной сумме - по семь процентов от размера взыскиваемых денежных средств или стоимости имущества. Минимальную сумму данного сбора планируется увеличить: для организаций она составит 10 тыс. руб., а для граждан
(в том числе индивидуальных предпринимателей) - 1 тыс. руб. Такие нововведения содержит Федеральный закон от 28.12.2013 N 441-ФЗ.
Федеральным законом от 28.12.2013 N 441-ФЗ урегулированы правила зачета встречных однородных требований на стадии исполнительного производства. Судебные приставы смогут осуществлять указанный зачет по заявлению одной из сторон или по собственной инициативе.
Также установлен срок повторного предъявления исполнительных документов, возвращенных взыскателю в связи с отсутствием у должника имущества. Большинство из них можно будет предъявить только спустя шесть месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства.
Каждый из солидарных должников должен будет уплачивать полную сумму исполнительского сбора
При взыскании долга с нескольких должников в пользу одного взыскателя исполнительский сбор будет уплачиваться не солидарно, а каждым должником в полном размере - по семь процентов от суммы долга.
В Методических рекомендациях по порядку взыскания исполнительского сбора (утв. ФССП России 23.12.2010 N 01-8) указано, что общая сумма исполнительского сбора, взыскиваемая со всех солидарных должников, не может превышать семи процентов от суммы долга, подлежащей взысканию. Иными словами, если один из должников уплатит, например, 3,5 процента от суммы долга, то второй будет обязан уплатить оставшиеся 3,5 процента. Обязанность по перечислению сбора является солидарной.
Однако в судебной практике существуют решения, основанные как на аналогичной позиции (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.02.2011 по делу N А27-7021/2010), так и на противоположной (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 12.09.2011 по делу N А41-42288/10).
Снос зданий и строений, расположенных на принудительно освобождаемом земельном участке, будет возможен, если на необходимость его осуществления указано в исполнительном документе
Согласно Закону N 441-ФЗ земельный участок будет освобождаться от движимого и недвижимого имущества должника, которому будет запрещено пользоваться участком. Здания и другие сооружения, расположенные на участке, будут сноситься, только если такая необходимость предусмотрена исполнительным документом. Снос будет заключаться в разборке, демонтаже или разрушении указанных в исполнительном документе зданий (строений, сооружений) либо их отдельных конструкций (независимо от типа постройки и степени завершенности),
а также в уборке строительного мусора.
При необходимости судебные приставы будут обеспечивать хранение имущества, находящегося в освобождаемом нежилом помещении, на земельном участке либо в подлежащем сносу строении. Однако в Законе N 441-ФЗ не уточняются случаи, когда такое хранение требуется. Вероятно, пристав будет определять их сам. Обязанность возмещать связанные с этим затраты возлагается на должника. Если в течение двух месяцев со дня передачи имущества на хранение должник не заберет его, имущество будет реализовано, а полученные
денежные средства переданы должнику за вычетом произведенных расходов.
В настоящее время указанные требования выполняются в общем порядке, предусмотренном для исполнения неимущественных требований (ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ). При сносе самовольно возведенных строений приставы могут руководствоваться соответствующими Методическими рекомендациями, разработанными ФССП России.