КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 05.12.2013
КонсультантПлюс - в Facebook и ВКонтакте
В Facebook и ВКонтакте открыты официальные страницы компании "КонсультантПлюс". Присоединяйтесь! Вся актуальная информация о компании и продуктах будет в ваших персональных лентах новостей!
Официальные страницы компании "КонсультантПлюс" - Facebook, ВКонтакте.
Для обеспечения надлежащей поставки электрической энергии (мощности)
в 2014 году бюджетным потребителям и поставщикам уже к 1 января 2014 года необходимо иметь заключенный (пролонгированный) договор
С 1 января 2014 года бюджетные потребители при осуществлении закупок электрической энергии у гарантирующего поставщика по общему правилу будут осуществлять запрос предложений и только в случае признания указанного запроса предложений несостоявшимся смогут заключить договор с гарантирующим поставщиком путем закупки у единственного поставщика. При этом осуществление закупки у единственного поставщика в данном случае должно быть согласовано при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта
РФ, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок.
По мнению Минэнерго России, существует риск, что с 01.01.2014 в условиях нового правового регулирования в сфере осуществления закупок выбор поставщиков электрической энергии (мощности) государственными и муниципальными заказчиками и заключение новых договоров может затянуться, что приведет к отсутствию заключенных на 01.01.2014 договоров на покупку электрической энергии. В соответствии с законодательством об электроэнергетике данное обстоятельство повлечет крайне негативные последствия для потребителей (заказчиков):
бездоговорное потребление электрической энергии, которое предполагает применение значительно более высокой цены на потребляемую электроэнергию, что существенно увеличит затраты заказчиков.
В этой связи Минэнерго России сообщает, что поскольку Закон о контрактной системе вступает в силу с 01.01.2014, при выборе поставщика и заключении (подписании) или пролонгации договоров на 2014 год до 01.01.2014 бюджетным потребителям и поставщикам электрической энергии следует руководствоваться правилами, действующими до вступления в силу Закона о контрактной системе. Соответственно, при заключении (подписании) или пролонгации бюджетными потребителями договоров на 2014 год с гарантирующими поставщиками до
01.01.2014 такие потребители вправе заключать договоры путем закупки у единственного поставщика (пункт 2.1 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").
Частью первой статьи 112 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу указанного Федерального закона (то есть до 01.01.2014), сохраняют свою силу.
Граждане
1967 года рождения и моложе смогут определиться с вариантом формирования накопительной части трудовой пенсии до 1 января 2016 года
Ранее соответствующее решение необходимо было принять до 1 декабря 2013 года.
Принятым Законом гражданам предоставлено право:
- направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6 процентов тарифа страховых взносов;
- отказаться от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направлять указанную часть тарифа на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Граждане, в отношении которых с 1 января 2014 года будут впервые начисляться страховые взносы, смогут сделать выбор варианта пенсионного обеспечения в течение 5 лет с момента первого начисления им взносов. Если решение не принято, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором застрахованное лицо достигнет возраста 23 лет. До принятия соответствующего решения 6 процентов страхового тарифа будут перечисляться в страховую часть трудовой пенсии.
С учетом указанных выше изменений в новой редакции изложены положения, устанавливающие тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Кроме того, установлено, что с расчетного периода 2014 года уплата страховых взносов на ОПС будет осуществляться единым расчетным документом, направляемым в ПФР на соответствующие счета Федерального казначейства с указанием КБК страховых взносов, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу со дня официального опубликования данного Федерального закона.
Верховный Суд РФ проанализировал практику рассмотрения судами дел о мошенничестве, а также применения Постановления Госдумы N 2559-6 ГД "Об объявлении амнистии", вступившего в силу 3 июля 2013 года
Сообщается, что Федеральным законом от 29 ноября 2012 г. N 207-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Уголовный кодекс РФ были внесены изменения, направленные на дифференциацию ответственности за различные виды мошенничества, в том числе совершённые в сфере экономической деятельности. В частности, уголовный закон дополнен ст. 1591 ─ 1596 УК РФ, предусматривающими ответственность за мошенничество, совершаемое
в сфере кредитования, предпринимательской деятельности, страхования, компьютерной информации, а также при получении выплат либо с использованием платёжных карт. Указанные виды преступления представляют собой специальные разновидности общего состава мошенничества, ответственность за которое предусмотрена в ст. 159 УК РФ.
Новые уголовно-правовые нормы в ряде случаев улучшают положение лица, совершившего мошенничество в указанных сферах деятельности. В связи с этим в силу положений ст. 10 УК РФ в отношении таких лиц Федеральный закон от 29 ноября 2012 г. N 207-ФЗ имеет обратную силу. В судебной практике возникли вопросы применения нового уголовного закона в отношении лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.
В этой связи в обзоре рассматриваются вопросы судебной практики, возникающие в ходе приведения приговоров в соответствие с уголовным законом в редакции Федерального закона от 29 ноября 2012 г. N 207-ФЗ, а также вопросы судебной практики, возникающие в ходе применения постановления об амнистии.
С 1 января 2014 года вводятся новые требования к составлению и представлению в Банк России отчетности кредитных организаций
Изменения связаны, в том числе, с переходом к международным стандартам оценки активов, структуре и качеству капитала кредитных организаций "Базель III".
Скорректированы некоторые формы отчетности кредитных организаций и порядок их составления, в том числе:
0409115 "Информация о качестве активов кредитной организации" (название дополнено словами "банковской группы", введены дополнительные строки, раздел "Справочно" дополнен пунктом 6 "Информация о текущей (справедливой) стоимости ценных бумаг, изменение первоначальной стоимости которых отражается в учете путем создания резервов на возможные потери", уточнен порядок заполнения отчета, а также установлено, что отчетные данные участников банковской группы включаются в Отчет
в соответствии с пунктом 1.7 Указания Банка России от 25 октября 2013 года N 3090-У "О расчете величины собственных средств (капитала), обязательных нормативов и размеров (лимитов) открытых валютных позиций банковских групп".
Изменения коснулись также форм отчетности 0409116 "Сведения о ценных бумагах, приобретенных кредитной организацией", 0409118 "Данные о концентрации кредитного риска", 0409157 "Сведения о крупных кредиторах (вкладчиках) кредитной организации", 0409634 "Отчет об открытых валютных позициях", 0409701 "Отчет об операциях на валютных и денежных рынках" и др.
В настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
Установлен порядок раскрытия финансовой отчетности и сроки ее представления в Банк России
головными организациями (управляющими компаниями) банковских холдингов
Раскрытие финансовой отчетности (в т.ч. размещение в информационных системах, опубликование в СМИ) осуществляется не позднее 150 календарных дней после окончания года, за который она составлена.
Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется в структурное подразделение Банка России вместе с аудиторским заключением не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.
Величина активов банковского холдинга определяется
как суммарная величина активов всех его участников, за исключением активов, возникших в результате операций, осуществленных между ними
Активы кредитных организаций - участников банковского холдинга определяются на основании данных, содержащихся в публикуемой форме бухгалтерского баланса (ф. 0409806). Активы головной организации (управляющей компании) банковского холдинга и некредитных организаций - участников банковского холдинга, не являющихся страховыми организациями, - на основании данных, содержащихся в бухгалтерском балансе по форме 0710001 (утв. Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н); организаций, являющихся кредитными
организациями, - на основании данных бухгалтерского баланса страховщика по форме 0710001 (утв. Приказом Минфина России от 27.07.2012 N 109н).
Определены также формы отчетности, на основании которых определяются доходы банковского холдинга и его участников.
Уточнен
порядок раскрытия и представления головными кредитными организациями банковских групп консолидированной финансовой отчетности
Внесены изменения в Указание Банка России от 3 декабря 2012 года N 2923-У "Об опубликовании и представлении кредитными организациями консолидированной финансовой отчетности".
В частности, название данного Указания изложено в новой редакции - "О раскрытии и представлении головными кредитными организациями банковских групп консолидированной финансовой отчетности".
Установлено, что головные кредитные организации банковских групп обязаны раскрывать путем опубликования:
ежегодно - годовую консолидированную финансовую отчетность. Вместе с годовой консолидированной финансовой отчетностью публикуется аудиторское заключение по ней;
один раз в полгода - промежуточную консолидированную финансовую отчетность. В случае если проводилась проверка промежуточной консолидированной финансовой отчетности, указанная отчетность раскрывается вместе с аудиторским заключением аудиторской организации.
В случае если кредитная организация - участник банковской группы является, в свою очередь, головной организацией банковской группы, входящей в состав вышеуказанной банковской группы, то кредитная организация - участник банковской группы самостоятельно принимает решение о представлении и сроках представления отчетности в Банк России.
Кроме того, используемые в тексте слова "кредитная организация" заменены словами "головная кредитная организация банковской группы" в соответствующем падеже.
Указание подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России", вступает в силу с 1 января 2014 года и применяется начиная с отчетности по состоянию на 1 июля 2014 года.
Установлены форма, порядок и сроки составления и представления в Банк России головными организациями
банковских холдингов информации о рисках банковского холдинга
Головная организация (управляющая компания) банковского холдинга подготавливает информацию о рисках банковского холдинга на основе информации его участников о своей деятельности, включенной в состав консолидированной финансовой отчетности банковского холдинга, составленной на основе МСФО, введенных в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 25 ноября 2011 года N 160н.
Информация подготавливается по состоянию:
на 1 января не позднее трех месяцев после отчетной даты;
на 1 июля не позднее двух месяцев после отчетной даты.
Информация представляется на бумажных носителях либо в виде электронного сообщения, снабженного кодом аутентификации.
Указание подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России" и вступает в силу с 1 января 2014 года.
Установлен порядок расчета нормативов достаточности капитала
банка: норматива достаточности базового капитала (Н1.1), норматива достаточности основного капитала (Н1.2) и норматива достаточности собственных средств банка (Н1.0)
Изменения в порядок расчета обязательных нормативов банков связаны с внедрением международных подходов к регулированию деятельности кредитных организаций в соответствии с Базелем III.
Глава 2 "Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1)" дополнена положениями, предусматривающими, в частности, формулу расчета перечисленных выше нормативов, особенности определения показателей, участвующих в расчете. Также установлены минимально допустимые значения нормативов: Н1.1 - 5 процентов, Н1.2 - 5,5 процента (с 1 января 2015 года - 6,0 процента), Н1.0 - 10 процентов.
С 1 января 2014 года уточняется порядок расчета норматива достаточности собственных средств (капитала) РНКО
Установлено, в частности, что норматив достаточности собственных средств (капитала) РНКО (Н1.0) рассчитывается по формуле, приведенной в пункте 2.1 Инструкции Банка России N 139-И "Об обязательных нормативах банков".
В расчет норматива Н1.0 РНКО включают активы, взвешенные по уровню риска в порядке, установленном Инструкцией Банка России N 139-И, и собственные средства (капитал), определенные в соответствии с Положением Банка России от 28 декабря 2012 года N 395-П "О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций ("Базель III")".
В целях регулирования рыночных рисков РНКО осуществляет расчет величины рыночного риска для включения в расчет норматива достаточности собственных средств (капитала) Н1.0 в соответствии с требованиями Положения Банка России от 28 сентября 2012 года N 387-П "О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска".
Указание вступает в силу со дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России", за исключением отдельных положений, вступающих силу с 1 января 2014 года.
До 1 января 2014 года норматив достаточности собственных средств (капитала) РНКО (Н1) рассчитывается по формуле, приведенной в пункте 2.1 Инструкции Банка России N 139-И.
Банком России скорректированы требования к субординированным инструментам при определении кредитными организациями собственных средств (капитала)
Уточнено понятие субординированных инструментов без ограничения срока привлечения, под которыми в том числе понимаются соответствующие установленным условиям субординированные кредиты (депозиты, займы), привлеченные не менее чем на 50 лет, кредиторами по которым являются нерезиденты, единственными обязательствами которых являются обязательства по бессрочным субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) и договор о привлечении которых предусматривает условие о возможности пролонгирования
договора не чаще чем один раз в 50 лет без согласования с кредиторами.
Установлена возможность переоформления субординированного инструмента посредством его досрочного погашения по согласованию с территориальным учреждением Банка России и направления полученных денежных средств на увеличение уставного капитала.
В числе требований к субординированному кредиту (депозиту, займу, облигационному займу) установлен запрет на прекращение обязательств по договору отступным, а также зачетом и новацией.
Определены особенности расчета источников базового и добавочного капитала при реорганизации кредитных организаций.
Уточнен порядок включения в расчет доходов и расходов от производных финансовых инструментов при определении прибыли/убытков текущего года и предшествующих лет.
Кроме того, в частности, в новой редакции изложены положения, устанавливающие на период 2014 - 2018 годов особенности включения показателей, уменьшающих сумму источников капитала кредитной организации, в расчет величины собственных средств кредитной организации.
Указание вступает в силу с 01.01.2014 и применяется начиная с отчетности по состоянию на 01.02.2014.
В связи с переходом к стандартам "Базеля III" внесены уточнения в порядок применения платежными НКО установленных требований в отношении обязательных нормативов
В частности:
в абзацах первом, втором и шестом пункта 2.1 Инструкции Банка России от 15 сентября 2011 года N 137-И "Об обязательных нормативах небанковских кредитных организаций..." слова "Н1.1" заменены словами "Н1.3";
в пункте 3.2:
в абзацах первом и втором слова "Отчет о прибылях и убытках кредитной организации" заменены словами "Отчет о финансовых результатах", слова "0409134 "Расчет собственных средств (капитала)" заменены словами "0409123 "Расчет собственных средств (капитала) ("Базель III");
в абзаце первом пункта 3.3 слова "0409134 "Расчет собственных средств (капитала)" заменены словами "0409123 "Расчет собственных средств (капитала) ("Базель III").
Указание вступает в силу со дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России", за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2014 года.
Внесены уточнения в
методику определения собственных средств (капитала) кредитных организаций
Установлено, в частности, что показатель собственных средств (капитала), рассчитанный в соответствии с Положением Банка России от 10 февраля 2003 года N 215-П "О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций", используется в целях применения статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", Указания Банка России от 30 апреля 2008 года N 2005-У "Об оценке экономического положения банков", Указания Банка России от 16 января 2004
года N 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов", с внесенными в них изменениями и дополнениями.
Указание подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России" и вступает в силу с 1 января 2014 года.
Требование о расчете рыночного
риска установлено в отношении ПФИ и определенных договоров купли-продажи иностранной валюты, драгоценных металлов, ценных бумаг
Кроме того, уточнен порядок расчета, в частности:
процентного риска и фондового риска с учетом установленных особенностей определения чистых позиций по однородным ценным бумагам;
специального процентного риска - в части включения в расчет чистых позиций по ценным бумагам с низким риском, по которым принято решение о досрочном погашении;
специального фондового риска - в части, касающейся включения в расчет чистых позиций по ПФИ, базисным активом которых является, в частности, Индекс ММВБ 50, Индекс РТС 50.
Скорректированы требования к оценке качества управления банком, его операциями и риском
Вводится понятие "контроль и значительное влияние на банк", определяемое в соответствии с МСФО (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность" и МСФО (LAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия".
В этой связи по тексту документа слова "оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления" заменены на слова "под контролем либо значительным влиянием которых находится банк".
Кроме того, в частности, детализированы положения, устанавливающие порядок оценки показателей прозрачности структуры собственности кредитной организации (установлен перечень сведений о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк, доступность информации о которых подлежит оценке (показатель ПУ2), а также скорректированы требования к оценке показателя ПУ3 "значительность влияния на управление банком резидентов офшорных зон".
Ухудшение экономического положения страны, резидентом которой является заемщик и (или) в которой заемщик осуществляет свою деятельность, отнесено к существенным факторам, которые могут повлиять на принятие кредитной организацией решения о классификации ссуд в более низкую категорию качества
Кроме того, в Положение Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" внесены следующие изменения:
в абзаце шестом пункта 5.1 слова "минимальный размер резерва определен вариантом 1 в таблице 3 настоящего Положения" заменены словами "минимальный размер резерва для ссуд, выданных с 1 января 2013 года, определен вариантом 1 в таблице 3 абзаца четырнадцатого настоящего пункта, для ссуд, выданных с 1 января 2014 года, определен вариантом 1 в таблице 3.1 абзаца четырнадцатого настоящего пункта";
в абзаце тринадцатом пункта 5.1 слова "минимальный размер резерва определен вариантом 2 в таблице 3 настоящего Положения" заменены словами "минимальный размер резерва для ссуд, выданных с 1 января 2013 года, определен вариантом 2 в таблице 3 абзаца четырнадцатого настоящего пункта, для ссуд, выданных с 1 января 2014 года, определен вариантом 2 в таблице 3.1 абзаца четырнадцатого настоящего пункта";
абзац четырнадцатый после таблицы 3 дополнен таблицей 3.1, отражающей минимальные размеры резерва (варианты 1 и 2).
Указание вступает в силу со дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России", за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 марта 2014 года и применяемых начиная с отчетности по состоянию на 1 апреля 2014 года.