КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 31.03.2016
Юридический форум России
В повестке форума – изменения в Гражданском кодексе, корпоративное право, антимонопольное и налоговое законодательство, юридические проблемы деофшоризации экономики России. Также будут обсуждаться вопросы правового обеспечения в финансовой сфере, в отраслях ТЭК, электроэнергетика, фармацевтика.
Форум пройдет 14-15 апреля 2016 г. Организатор – "Ведомости".
Госдумой принят закон, направленный на усовершенствование регулирования безопасности в области использования атомной энергии
Новым законом, в частности, закреплены понятия ядерного топлива и отработавшего ядерного топлива. В Законе об использовании атомной энергии законодательно закреплен статус организаций научного руководителя, главного конструктора и генерального проектировщика. Такие организации выбираются решением "Росатома" из числа организаций, осуществляющих научные исследования и изыскания, проектирование, сооружение и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников или пунктов хранения,
конструирование и изготовление для них оборудования, проведение иных работ и предоставление иных услуг в области использования атомной энергии, обеспечивают выполнение работ и предоставление услуг в таком объеме и такого качества, которые отвечают нормам и правилам в области использования атомной энергии, и несут ответственность за качество выполненных работ и предоставленных услуг в течение всего проектного срока службы ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения ил
и изготовления для них оборудования.
Правительство РФ уполномочено утверждать порядок лицензирования деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях.
"Росатом" уполномочен:
- осуществлять ведение разделов федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии;
- проводить проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства федеральных ядерных организаций, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.
Подписан Закон об усилении административной ответственности за грубое нарушение требований к бухучету и отчетности
Размер штрафа за данное правонарушение для должностных лиц предусматривается от 5 тысяч до 10 тысяч рублей (в настоящее время - от 2 тысяч до 3 тысяч рублей). Повторное совершение должностными лицами указанного правонарушения повлечет наложение штрафа от 10 тысяч до 20 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет.
Расширено содержание понятия грубого нарушения требований к бухучету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, включающее теперь в себя, в числе прочего, регистрацию не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухучета, ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухучета.
Уточнен перечень должностных лиц, полномочных рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих государственный экологический надзор
К таким лицам отнесены:
главный государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды, его заместители;
старшие государственные инспектора РФ в области охраны окружающей среды;
государственные инспектора РФ в области охраны окружающей среды;
главные государственные инспектора РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности, их заместители;
старшие государственные инспектора РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности;
государственные инспектора РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности;
главные государственные инспектора субъектов РФ в области охраны окружающей среды, их заместители;
старшие государственные инспектора субъектов РФ в области охраны окружающей среды;
государственные инспектора субъектов РФ в области охраны окружающей среды.
Также определено, что рассмотрение дел о нарушении правил проведения ресурсных или морских научных исследований, захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и/или в исключительной экономической зоне РФ входит в компетенцию должностных лиц, указанных в пунктах 1 - 6 части 2 статьи 23.29 КоАП РФ.
Органам государственной власти предоставлено право определять целесообразность перевода отдельных процедур при оказании госуслуг в электронную форму
Новыми требованиями к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утвержденными Правительством РФ, установлено, что состав действий, которые заявитель вправе совершить в электронной форме при получении услуги с использованием единого портала госуслуг и официальных сайтов органов власти, определяется в административном регламенте предоставления соответствующей услуги.
Состав действий, которые включаются в административный регламент предоставления услуги, одобряется, в зависимости от вида услуг:
- решением Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности;
- решением подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг указанной Правительственной комиссии;
- решением региональных органов исполнительной власти, уполномоченных на организацию процесса перевода услуг в электронную форму в субъектах РФ.
Кроме того, установлено, что при предоставлении услуг в электронной форме посредством единого портала госуслуг, региональных порталов госуслуг и сайтов органов власти заявителю должны обеспечиваться:
- получение информации о порядке и сроках предоставления услуги;
- запись на прием для подачи заявления о предоставлении услуги;
- формирование запроса о предоставлении услуги;
- прием и регистрация запроса и других документов, необходимых для предоставления услуги;
- возможность оплаты государственной пошлины или другой платы, взимаемой за предоставление услуги;
- получение результата предоставления услуги;
- получение сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении услуги;
- оценка качества предоставления услуги;
- досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия).
Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано обеспечить предоставление в электронной форме госуслуг в соответствии с утвержденными требованиями не позднее 31 декабря 2018 года. Федеральные органы исполнительной власти и органы государственных внебюджетных фондов должны обеспечить предоставление госуслуг в электронной форме с использованием Единого портала госуслуг не позднее 1 июля 2017 года.
Регламентирован порядок выдачи Росрыболовством разрешений на вылов водных биоресурсов
Выдача таких разрешений производится на основании соответствующих заявлений, представленных пользователями, по форме, утвержденной Приказом Минсельхоза России от 18.11.2015 N 567.
В заявлении указываются, в частности:
- основание для выдачи разрешения (реквизиты акта Росрыболовства или регионального органа исполнительной власти, предусматривающего выделение пользователю квот вылова, договора о закреплении долей квот вылова и т.п.);
- сведения о районе вылова или рыбопромысловом участке;
- виды водных биоресурсов, вылов которых будет осуществляться;
- квоты вылова - если они установлены;
- орудия, способы и срок вылова;
- тип судна, название, бортовой номер, позывной сигнал, морской порт приписки, наименование и место нахождения собственника судна (при осуществлении вылова с использованием судов);
- национальная принадлежность судна, мощность двигателя, максимальная скорость, численность экипажа, тоннаж судна, условия радиосвязи, морозильные камеры, их количество и общая вместимость, а также грузовые трюмы, их количество и общая вместимость - для судна под флагом иностранного государства;
- фамилия, имя, отчество и должность лица, ответственного за вылов водных биоресурсов (при осуществлении вылова без использования судна), и др.
Заявитель может представить заявление и прилагаемые к нему документы лично или посредством почтовой связи. Кроме того, можно направить заявление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью по электронной почте, а также через Единый портал госуслуг.
Выдача разрешений (либо отказ) осуществляется в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня получения уполномоченным органом заявления.
В приложении к регламенту приведена контактная информация территориальных органов Росрыболовства.
Определен порядок получения Федеральной нотариальной палатой информации из Центрального каталога кредитных историй
Федеральная нотариальная палата (ФНП) выступает посредником при направлении в Каталог запросов о представлении информации о бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история субъекта:
- субъектами и пользователями кредитной истории посредством передачи заявления через нотариуса;
- нотариусами - в связи с необходимостью осуществления проверки состава наследственного имущества при совершении нотариальных действий по выдаче свидетельства о праве на наследство.
ЦККИ предоставляет информацию о бюро, в котором хранится кредитная история субъекта, на безвозмездной основе на основании запросов, содержащих информацию о субъекте запрашиваемой кредитной истории.
Обмен данными между ФНП и ЦККИ осуществляется по электронной почте. Информация в виде XML-сообщения помещается в файл, который вкладывается в электронное письмо. ФНП могут быть сформированы одиночные запросы и запросы в виде пакетов. Соответственно из ЦККИ на запросы ФНП формируются одиночные ответы и ответы в виде пакетов, в зависимости от поступившего запроса.
Письма от ФНП должны направляться на адрес электронной почты bkickki@cbr.ru.
Территориальным органам ФАС России даны разъяснения о применении "четвертого антимонопольного пакета"
Разъяснены отдельные вопросы в связи с вступлением в силу с 5 января 2016 года Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе касающиеся "вертикальных" соглашений, уточнения сферы применения запрета злоупотребления доминирующим положением, условий признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, расширения перечня случаев принятия правил недискриминационного
доступа и понятия картеля, расширения перечня антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, расширения применения института предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства.
Росаккредитацией разъяснены положения статей Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"
Сообщается, в частности, что аттестат аккредитации юридического лица или индивидуального предпринимателя, аккредитованного в национальной системе аккредитации после 01.07.2014, является бессрочным. Аттестат аккредитации (иной документ об аккредитации), выданный ранее 01.07.2014, действует до окончания указанного в аттестате срока.
В случае прохождения процедуры подтверждения компетентности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими документы об аккредитации, которые были выданы федеральными органами исполнительной власти до 01.07.2014, соответствующие сведения вносятся в реестр аккредитованных лиц, и аккредитованное лицо вправе обратиться с заявлением о получении бессрочного бумажного аттестата аккредитации.
Минприроды России разъясняется порядок государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
Сообщается, что в связи с отсутствием в настоящий момент необходимых нормативных правовых актов, предусмотренных статьей 69 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для постановки на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также для присвоения такому объекту соответствующей категории надлежит обращаться в уполномоченные органы исполнительной власти соответствующего уровня с момента
установления Правительством РФ и вступления в силу порядка создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также порядка кодирования таких объектов и утверждения соответствующей формы заявки об их постановке на учет.
Минюст России предлагает либерализовать ответственность за неуплату алиментов
В КоАП РФ может быть включена новая статья, предусматривающая ответственность за неуплату родителем без уважительных причин по решению суда или нотариально удостоверенному соглашению средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18 лет, а также за неуплату совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин по решению суда или нотариально удостоверенному соглашению средств на содержание нетрудоспособных родителей (в течение 2 месяцев после
истечения срока, установленного для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе). Указанное правонарушение повлечет административный арест от 10 до 15 суток либо наложение штрафа в размере 20 тысяч рублей на лиц, в отношении которых не может применяться административный арест.
Если эти действия будут совершены неоднократно, они повлекут уголовную ответственность.
Полномочия по составлению протоколов о совершении данных административных правонарушений предлагается возложить на должностных лиц ФССП России, а рассмотрение соответствующих дел об административных правонарушениях - на суд.
Религиозная организация совершает сделки по распоряжению недвижимым имуществом только с письменного согласия органа такой организации, уполномоченного на данные действия в соответствии с ее уставом
Установлено, что сделка, совершенная без согласия уполномоченного органа ничтожна. Требования о признании такой сделки недействительной или о применении последствий ее недействительности могут предъявлять сторона сделки или централизованная религиозная организация, в структуру которой входит организация, являющаяся стороной сделки.
Кроме того, определено, что недвижимое имущество богослужебного назначения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ, находящееся в собственности религиозной организации, может в случаях, предусмотренных уставом религиозной организации, отчуждаться религиозной организацией исключительно в государственную или муниципальную собственность либо в собственность религиозной организации соответствующей конфессиональной принадлежности.
Предусмотрено, что на самовольные постройки, относящиеся к имуществу религиозного назначения, не распространяются положения пункта 4 статьи 222 ГК РФ, касающиеся принятия решения органами местного самоуправления о сносе самовольной постройки.
Уточнен порядок наследования имущества граждан, умерших в один день
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" для целей определения правовых последствий смерти требует фиксировать не день, а момент смерти. Одновременно действующая редакция ГК РФ устанавливает, что граждане, умершие в один и тот же день, считаются умершими одновременно и не наследуют друг против друга. Подписанный Федеральный закон заменяет в нормах Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского
состояния" понятие "день смерти" на "момент смерти" для случаев, когда есть возможность такой момент установить. В результате в случаях смерти граждан в один и тот же день при наличии возможности установить момент смерти каждого из них один из этих граждан будет считаться умершим ранее, что даст другому возможность унаследовать за первым. Для случаев объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать ег
о гибель от определенного несчастного случая, предусматривается возможность указания в судебном решении об объявлении гражданина умершим не только дня, но и момента его смерти.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2016 года. Нормы ГК РФ в новой редакции применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления Федерального закона в силу, а также к правам и обязанностям, которые возникнут после его вступления в силу.
Применительно к наследству, открывшемуся до дня вступления Федерального закона в силу, круг наследников определяется в соответствии с нормами ГК РФ в редакции настоящего Федерального закона, если срок принятия наследства на день вступления в силу настоящего Федерального закона не истек, либо если указанный срок на день вступления в силу настоящего Федерального закона истек, но наследство не было принято никем из наследников или унаследовано как выморочное. В этих случаях лица, которые не могли быть
наследниками по закону в соответствии с действовавшей ранее редакцией ГК РФ, но являются таковыми в соответствии с новыми правилами, могут принять наследство в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
С 1 января 2017 года вступает в силу порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости
Приказ издан в целях реализации Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Утверждены:
порядок ведения ЕГРН;
форма специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки;
состав сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требования к ее заполнению, а также требования к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме;
порядок изменения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки.
Ведение ЕГРН осуществляется в электронной форме с использованием ФГИС ЕГРН. В ЕГРН также вносятся записи о кадастровом делении.
Определены, в том числе:
структура и общие правила ведения кадастра недвижимости и реестра прав на недвижимость;
структура и правила внесения записей в реестр прав на недвижимость, внесения записей в реестр границ;
особенности внесения в реестры ЕГРН записей при совершении отдельных учетно-регистрационных действий (в том числе особенности внесения в ЕГРН записей о госрегистрации ипотеки объектов недвижимого имущества, госрегистрации договора участия в долевом строительстве).
Банк России информирует о распределении обязанностей по контролю и надзору за соблюдением требований страхового законодательства РФ субъектами страхового дела
Установлено, что Департамент страхового рынка Банка России осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований страхового законодательства РФ (за исключением функций инспекционной деятельности в отношении субъектов страхового дела, вопросов, относящихся к компетенции Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, допуска к работе на финансовом рынке субъектов страхового дела, а также ПОД/ФТ за обществами взаимного страхования, страховыми организациями и брокерами,
указанными в приложениях N 1 и N 2 к Приказу соответственно.
В отношении страховых организаций и страховых брокеров, не включенных в указанный перечень, осуществляют:
- Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва в отношении организаций, расположенных (по адресу местонахождения) на территории Центрального федерального округа, и страховых брокеров согласно перечню, приведенному в приложении N 3 к Приказу;
- Северо-Западное главное управление Центрального банка Российской Федерации в отношении деятельности организаций, расположенных на территории Северо-Западного, Южного, Приволжского, Северо-Кавказского, Крымского федеральных округов, страховых брокеров в соответствии с приложением N 4 к Приказу, а также вновь создаваемых на территории указанных федеральных округов страховых организаций и страховых брокеров;
- Сибирское главное управление Центрального Банка Российской Федерации в отношении деятельности страховых организаций, расположенных на территории Уральского, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов, а также страховых брокеров в соответствии с приложением N 5 к Приказу, а также вновь создаваемых на территории указанных федеральных округов страховых организаций и страховых брокеров.
Одновременно с этим, Приказом отменяется Распоряжение Банка России от 15.09.2014 N Р-717 "О распределении обязанностей по контролю и надзору за соблюдением требований страхового законодательства Российской Федерации субъектами страхового дела в Банке России".
Банк России напоминает об изменениях в сфере микрофинансовой деятельности
Сообщается, что с момента вступления в силу Федерального закона от 29.12.2015 N 407-ФЗ, которым, в частности, внесены изменения в Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", реализовано законодательное разделение МФО на два вида - микрофинансовые компании (МФК) и микрокредитные компании (МКК).
Те МФО, сведения о которых внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций до 29 марта 2016 года, автоматически признаются МКК, но обязаны до 29 марта 2017 года привести свое наименование в соответствие с требованиями Закона N 151-ФЗ.
В период с 29 марта 2016 года по 29 марта 2017 года МФО, не осуществившие приведение своего наименования в соответствие с требованиями Закона N 151-ФЗ, вправе на основании договора займа привлекать денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, не являющихся их учредителями (участниками, акционерами), а также вправе вносить изменения в ранее заключенные договоры займа по привлечению денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в части
увеличения сроков действия этих договоров при условии, что обязательства таких микрофинансовых организаций по указанным договорам, в том числе с учетом изменений, должны быть исполнены до 29 марта 2017 года.
В случае, если в период с 29 марта 2016 года по 29 марта 2017 года МФО получила статус МФК, то эта компания вправе по согласованию с займодавцем - физическим лицом (в том числе индивидуальным предпринимателем) увеличить срок возврата привлеченных денежных средств путем внесения необходимых изменений в соответствующий договор займа.
До 1 января 2017 года отложено включение в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной и горячей воды, электрической и тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме
Предусматривается, что при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения указанных расходов их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Начиная с 2017 года при утверждении и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не учитываются расходы граждан, связанные с оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, в 2016 году.
Правительству РФ переданы отдельные полномочия Банка России в сфере инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих
Согласно Федеральному закону Правительству РФ переданы полномочия Банка России по установлению:
порядка, условий и сроков проведения конкурсов на заключение договора об оказании услуг специализированного депозитария уполномоченному федеральному органу и договоров доверительного управления, критериев и порядка определения совокупной взвешенной оценки (рейтинга) специализированного депозитария и управляющей компании;
иных требований к участникам конкурса;
иных документов, предоставляемых в уполномоченный орган наряду с заявками на участие в конкурсе;
правил продления договора доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих;
правил передачи активов, в которые инвестированы накопления, в доверительное управление в случае прекращения договора доверительного управления накоплениями.
Установлен порядок оповещения и передачи информации при возникновении радиационно опасных ситуаций на атомных станциях
Положением регламентированы, в частности:
- критерии и порядок объявления на атомной станции состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" на АС;
- порядок оповещения и передачи информации при возникновении радиационно опасных ситуаций;
- организация оказания экстренной помощи атомным станциям при возникновении радиационно опасных ситуаций.
В приложениях приведены используемые термины и определения; значения мощностей доз в помещениях и на территории атомной станции, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения, при превышении которых объявляются состояния "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка".
Установлены требования к устройству, монтажу, эксплуатации, включая испытание и ремонт, локализующих систем безопасности атомных станций
Принятые правила распространяются на проектируемые, сооружаемые, эксплуатируемые и выводимые из эксплуатации атомные станции. На выводимые из эксплуатации блоки атомных станций не распространяются положения главы, устанавливающей общие требования к устройству герметичного ограждения атомных станций, а также требования разделов, посвященных испытанию герметичного ограждения на прочность, герметичность, испытанию элементов герметичного ограждения на герметичность, испытаниям биологической защиты
локализующих систем (элементов) безопасности.
Приказом установлены требования к:
- локализующим системам безопасности атомных станций;
- устройству герметичного ограждения;
- устройству систем снижения давления, отвода тепла и очистки сред, водородной взрывозащиты;
- уплотнению элементов локализующих систем безопасности (далее - ЛСБ);
- материалам для изготовления элементов ЛСБ;
- изготовлению, монтажу, ремонту герметизирующей стальной облицовки и закладных деталей;
- сварке и контролю сварных соединений;
- испытаниям ЛСБ и их элементов;
- эксплуатации ЛСБ и их элементов;
- техническому освидетельствованию ЛСБ и их элементов.
В приложениях к приказу приводятся используемые обозначения, сокращения, термины и определения; перечень возможных процессов (источников), приводящих к образованию водорода; требования к отчету, обосновывающему применение нового материала; протоколы, ведомости и акты о результатах испытаний герметичного ограждения и его элементов; основные требования к измерениям при интегральных испытаниях герметичного ограждения "абсолютным" методом.
Согласно законопроекту соответствующий размер МРОТ может быть установлен с 1 июля 2016 года.
В настоящее время размер МРОТ составляет 6204 рубля (Федеральный закон от 14.12.2015 N 376-ФЗ).
Увеличение более чем на 20 процентов проводится в целях поэтапного доведения МРОТ до величины прожиточного минимума (напомним, что постановлением Правительства РФ от 10.03.2016 N 178 прожиточный минимум на душу населения по России за IV квартал 2015 года определен в сумме 9452 рубля (ранее - 9673 рубля)).
В 2016 году субъекты РФ и муниципальные образования смогут самостоятельно определить срок приведения государственных (муниципальных) программ в соответствие с законом (решением) о бюджете на 2016 год
До 1 января 2017 года приостанавливается действие положения Бюджетного кодекса РФ, предусматривающего необходимость приведения государственных (муниципальных) программ в соответствие с законом (решением) о бюджете в срок не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
Закон принят в связи со сложной экономической ситуацией и направлен на оптимизацию процедур корректировки государственных (муниципальных) программ.
Установлен особый порядок уплаты НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию ОЭЗ в Калининградской области
До 1 апреля 2016 года в соответствии с таможенным законодательством размещение и использование товаров в пределах территории ОЭЗ в процедуре свободной таможенной зоны осуществляется без уплаты НДС.
С указанной даты истекает срок действия данного освобождения.
С целью недопущения увеличения налоговой нагрузки принятым законом вводится особый порядок исчисления и уплаты НДС при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Устанавливается, в частности, что:
при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления суммы исчисленного НДС не уплачиваются при условии, если на дату выпуска налогоплательщики не применяют специальные налоговые режимы и не осуществляют реализацию товаров без НДС (исключение - ставка НДС 0%);
исчисленные при таможенном декларировании суммы НДС подлежат уплате в бюджет по итогам налогового периода, в котором истекают 180 календарных дней с даты выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, если до истечения данного срока эти товары не были использованы для осуществления облагаемых НДС операций;
после использования таких товаров для осуществления операций, облагаемых НДС, налогоплательщикам предоставляется право применить налоговый вычет соответствующих сумм налога.
Уточнен порядок принятия государственными корпорациями и государственными компаниями решения о заимствованиях, осуществляемых в иностранной валюте
Пунктом 3.3 статьи 7.1 и пунктом 10 статьи 7.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" было установлено, что решения о заимствованиях, осуществляемых в иностранной валюте, принимаются государственной корпорацией, а также государственной компанией в порядке, определенном Правительством РФ.
Однако, по мнению законодателя, поскольку государственные корпорации (государственные компании) не являются основными российскими участниками внешних рынков заемного капитала, а кроме того, регламентирование вопросов их деятельности в части осуществления заимствований в иностранной валюте потребует внесения существенных изменений в действующую нормативно-правовую базу, вышеуказанные положения Федерального закона "О некоммерческих организациях" признаны утратившими силу.
В декларации учтены изменения налогового законодательства по вопросам уплаты единого налога при применении УСН.
Так, в частности, предусмотрена возможность отражения в налоговой декларации суммы торгового сбора, уплаченного в течение налогового (отчетного) периода, с целью уменьшения исчисленной суммы налога, а также возможность отражения сумм налога, исчисленных с учетом применения ставки налога 0 процентов, устанавливаемой для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Признан утратившим силу приказ ФНС России от 04.07.2014 N ММВ-7-3/352@, которым утверждена ранее действовавшая форма налоговой декларации.
Утверждена новая форма расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов
Отчет представляется в случае выплаты иностранной организации доходов, которые подлежат налогообложению у источника выплаты.
Утверждены форма расчета, порядок его заполнения и формат представления расчета в электронной форме.
Новая форма применяется начиная с представления расчета за первый отчетный период 2016 года.
Признаны утратившими силу приказ МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@ и приказ МНС России от 03.06.2002 N БГ-3-23/275, которыми были утверждены ранее применявшаяся форма расчета и инструкция по его заполнению.
Достоверность сведений, представляемых в регистрирующий орган в связи с принятием обществом решения об увеличении уставного капитала, может быть подтвеждена выданным нотариусом свидетельством
По мнению ФНС России, установленное законодательством требование об обеспечении достоверности сведений, представляемых при госрегистрации ЮЛ и ИП, применимо и к решению об увеличении уставного капитала, принятого как общим собранием участников, так и единственным участником общества.
Факт принятия решения и состав участников общества, присутствовавших при принятии такого решения, должны быть подтверждены путем нотариального удостоверения.
Поскольку принятие решения об увеличении УК влечет необходимость внесения изменений в учредительные документы (устав общества), в качестве подтверждающего документа достоверности представленных в регистрирующий орган сведений может выступать свидетельство (его копия) об удостоверении нотариусом факта принятия обществом соответствующего решения.
ФНС России сообщены коды отчетных периодов, которые следует указывать при заполнении расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций
С 1 января 2016 года отчетными периодами по налогу на имущество организаций для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
До внесения изменений в приказ ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 "Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации:" при заполнении налоговых расчетов по авансовым платежам следует указывать приведенные в письме коды отчетных периодов.
ФНС России напоминает о необходимости представления декларации о доходах за 2015 год не позднее 4 мая 2016 года
Отчитаться о доходах за 2015 год необходимо тем физическим лицам, с которых не был удержан налог налоговым агентом, а также в некоторых других случаях. В частности, представить декларацию необходимо, если в 2015 году налогоплательщик продал имущество, находившееся в его собственности менее 3 лет, получил доход от сдачи квартир, комнат и другого имущества в аренду, получил дорогие подарки, а также занимался репетиторством.
Представить декларацию можно лично, через представителя физического лица по доверенности, по почте и в электронном виде (при наличии квалифицированной электронной подписи) с помощью сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц". Специальная программа для заполнения налоговой декларации доступна на сайте ФНС России.
Непредставление налоговой декларации по НДФЛ влечет взыскание штрафа в размере 5% от неуплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Утверждены формы документов, направляемых в ПФР для предоставления сведений о зарплате и иных вознаграждениях застрахованного лица
Указанные сведения необходимы для определения размера ежемесячной страховой выплаты застрахованному лицу в системе ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Утверждены следующие формы документов:
заявления застрахованного о направлении запроса в территориальный орган ПФР о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях;
запроса в территориальный орган ПФР о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного;
форма сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного.
Определен также порядок направления запроса в территориальный орган ПФР.
Минфином России подготовлена сопоставительная таблица КБК бюджетных расходов, источниками которых являются неиспользованные остатки субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение
Таблица содержит коды ЦСР предыдущего периода и коды ЦСР (НР) для отражения остатков прошлых лет, наименования и соответствующие КБК.
Определены сроки и порядок представления отчетов о деятельности микрофинансовой организации, а также о персональном составе ее руководящих органов
Банком России утверждены формы, сроки и порядок составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации и отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации.
Установлено, что отчет о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации представляется:
за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода;
за календарный год дважды: не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года;
при направлении в Банк России заявления об исключении сведений о микрофинансовой организации из государственного реестра микрофинансовых организаций.
К отчету о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации за календарный год, представляемому не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года, также прилагается электронный документ, содержащий годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность микрофинансовой организации, составленную в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации представляется по окончании календарного года, а также в случае изменения сведений не позднее 30 календарных дней после отчетного года или даты изменения сведений.
Документы, содержащие отчет о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации и (или) отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации, представляются в Банк России в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Со дня его вступления в силу признается утратившим силу Указание Банка России от 17 мая 2014 года N 3263-У "О формах и сроках представления в Банк России документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации" с внесенными в него изменениями.
Предусматривается, что со дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 407-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" настоящее Указание применяется микрофинансовыми организациями вне зависимости от их вида (микрофинансовая компания или микрокредитная компания).
В приложениях приведены формы отчетов о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации и о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации.
Банком России разъясняется порядок прохождения ценовыми центрами оценки качества функционирования
Сообщается, в частности, что ценовым центрам, желающим на добровольной основе пройти оценку качества функционирования, рекомендуется направлять в Банк России (Департамент развития финансовых рынков Банка России) ходатайства с указанием полного фирменного наименования, адреса (места нахождения), ИНН, ОГРН, номера телефона, адреса электронной почты ценового центра, а также наименования финансового инструмента (группы финансовых инструментов), в отношении которого ценовым центром осуществляется
определение стоимости.
Приводится перечень документов, прилагаемых к ходатайству.
Ходатайства и иные документы рекомендуется представлять за подписью лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа ценового центра, на бумажном носителе или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Оценка качества функционирования ценового центра будет осуществляться в разумный срок, но не более двух месяцев со дня получения ходатайства на предмет соответствия ценового центра установленным критериям.
Принятое Банком России решение о признании качества функционирования ценового центра удовлетворительным будет пересматриваться Банком России на ежегодной основе.
Организатору торговли рекомендуется в своих внутренних документах самостоятельно устанавливать критерии существенного отклонения цены, спроса, предложения и объема торгов неликвидными ценными бумагами
Информацию об установленных критериях рекомендуется направлять в созданный при Банке России Экспертный совет по существенным рыночным отклонениям.
В целях установления критериев к неликвидным ценным бумагам Банком России рекомендуется относить все ценные бумаги, допущенные к торгам у этого организатора торговли, за исключением ликвидных ценных бумаг, определяемых на основании приказа ФСФР России от 19.05.2011 N 11-21/пз-н и низколиквидных ценных бумаг, определяемых на основании приказа ФСФР России от 30.08.2011 N 11-38/пз-н.
Организатору торговли рекомендуется обращаться в Экспертный совет по существенным рыночным отклонениям, в том числе в случаях:
если организатором торговли по определяемым им критериям или по их сочетаниям выявлена нестандартная сделка с неликвидной ценной бумагой;
подготовки ответа на предписание (требования, запроса) Банка России о предоставлении информации о существенном отклонении цены, спроса, предложения и/или объема торгов неликвидной ценной бумагой.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества за 2015 год вместе с аудиторским заключением подлежит опубликованию в сети Интернет не позднее 4 апреля 2016 года
Банк России обращает внимание акционерных обществ на установленные требования, согласно которым в случае если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, он должен указать основание, в силу которого такая информация не раскрывается.
Акционерным обществам, на которые распространяются требования о раскрытии информации в форме сообщений о существенных фактах, следует раскрыть такую информацию в форме и порядке, которые предусмотрены для раскрытия сообщения о существенном факте о сведениях, оказывающих, по мнению эмитента, существенное влияние на стоимость его эмиссионных ценных бумаг. При этом моментом наступления такого существенного факта следует считать 04.04.2016.
Иным акционерным обществам рекомендовано раскрыть информацию в форме аналогичного сообщения в срок не позднее 05.04.2016 в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг, и в срок не позднее 06.04.2016 - на странице в сети Интернет.
Утверждена методика для расчета объема потребления государственным (муниципальным) заказчиком энергетических ресурсов в натуральном выражении до и после реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и энергоэффективность
Согласно методике такими мероприятиями являются:
повышение энергетической эффективности систем внутреннего и наружного освещения;
повышение энергетической эффективности использования электродвигателей, в том числе в составе технологических комплексов (насосных, компрессорных и прочих);
повышение энергетической эффективности систем теплоснабжения зданий, строений и сооружений.
Определение объема потребления энергетических ресурсов в базовом и отчетном периодах на объекте заказчика, в отношении которого проводится мероприятие, осуществляется расчетно-измерительным способом с учетом особенностей, установленных методикой, на основе значений параметров: для электрической энергии - мощности и времени работы энергопринимающей установки, в отношении которой проводится мероприятие, либо объема потребления электрической энергии такой энергопринимающей установки и объема потребления
электрической энергии иных энергопринимающих установок; для тепловой энергии - количества тепловой энергии и продолжительности периода отопления при условии, что значение не менее одного из данных параметров должно быть измерено.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Разъяснены некоторые вопросы, касающиеся декларирования товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях
Сообщается, в частности, что до внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие порядок таможенного декларирования товаров, пересылаемых в МПО, в целях подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта и пересылаемых в МПО, в налоговый орган следует представлять копию таможенной декларации по форме, утвержденной Решением Комиссии Таможенного
союза от 20 мая 2010 г. N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций", с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск указанных товаров в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации.
После принятия и вступления в силу нормативных правовых актов, регламентирующих порядок таможенного декларирования товаров, пересылаемых в МПО, и предусматривающих применение при таможенном декларировании товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта и пересылаемых в МПО, в качестве декларации на товары таможенной декларации CN 23, форма которой была утверждена Регламентом Всемирного почтового союза от 11 ноября 2008 года, а также определяющих особенности документального подтверждения
правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, для обоснования правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в налоговые органы может представляться таможенная декларация CN 23 (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, производивших тамо
женные операции в отношении товаров, пересылаемых в МПО, содержащая следующие сведения:
- для организаций - полное или сокращенное (если имеется) наименование, место нахождения (краткое название страны в соответствии с классификатором стран мира и адрес);
- для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, место жительства (адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства, в том числе краткое название страны в соответствии с классификатором стран мира);
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и для юридического лица через знак разделителя "/" код причины постановки на учет (КПП). Если от имени юридического лица выступает обособленное подразделение юридического лица, проставляется КПП, присвоенный по месту нахождения обособленного подразделения;
- для покупателя (получателя) - физического лица, не являющего индивидуальным предпринимателем, - фамилия, имя, отчество, место жительства (краткое название страны в соответствии с классификатором стран мира и адрес).
Кроме того, необходимо заполнить показатели разделов 1 - 5, 7, 8, 10 и 15, предусмотренных таможенной декларацией CN 23.
Показатель раздела 1 "Подробное описание вложения" должен содержать информацию о наименовании (торговом, коммерческом или ином традиционном наименовании) вложения, товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартных и иных технических и коммерческих характеристиках.
Если декларирование товаров различных наименований производится с указанием одного классификационного кода ТН ВЭД, то показатели разделов 1 - 3, 5 и 8 таможенной декларации CN 23 должны содержать сведения обо всех наименованиях товаров и количестве каждого товара.
За организацию "финансовых пирамид" установлена уголовная ответственность
Уголовный кодекс РФ дополнен новой статьей 172.2 "Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества", предусматривающей уголовную ответственность за организацию деятельности по привлечению денежных средств или имущества физлиц и/или юрлиц в крупном размере, при которой выплата дохода осуществляется за счет привлеченных денежных средств при отсутствии инвестиционной или иной законной предпринимательской или иной деятельности в объеме, сопоставимом с объемом привлеченных
денежных средств или иного имущества.
В качестве наказания установлен штраф в размере до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.
Данное деяние, сопряженное с привлечением денежных средств и/или иного имущества в особо крупном размере, повлечет наказание в виде штрафа в размере до 1 миллиона 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 6 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового.
ФССП России получила право самостоятельно заключать договор хранения имущества должника
Ранее подобным правом обладали только территориальные органы ФССП России.
Необходимость внесения изменений вызвана, в частности, созданием в структуре ФССП России нового подразделения - Управления по исполнению особо важных исполнительных производств, которое не является территориальным подразделением ФССП России, но осуществляет полномочия по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве, в том числе связанные с наложением ареста на имущество должника и передачей его
под охрану или хранение.
Минфин России предлагает установить уголовную ответственность за изготовление, приобретение в целях сбыта, а также сбыт денежных суррогатов
В качестве наказания предусматривается штраф в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо лишение свободы на срок до четырех лет.
За совершение тех же деяний организованной группой может последовать лишение свободы на срок до шести лет либо штраф в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет.
Если в изготовлении (выпуске), приобретении в целях сбыта, а также в сбыте денежных суррогатов будет задействовано лицо, осуществляющее управленческие функции в финансовой организации, то в этом случае наказанием будет являться лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо штраф в размере от одного миллиона до двух с половиной миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода
осужденного за период от двух до четырех лет.
Верховным Судом РФ актуализированы разъяснения порядка рассмотрения дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
Необходимость дачи разъяснений вызвана внесением изменений в действующее законодательство, в том числе вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства РФ.
Рассмотрены вопросы в том числе:
о категориях лиц, которые имеют право на обращение в суд с заявлением, административным исковым заявлением о присуждении компенсации;
подведомственности таких дел судам;
о порядке подачи заявления о компенсации, о его возвращении, подготовке дела к судебному разбирательству и рассмотрении заявления, вынесении решения суда о присуждении компенсации, его исполнении.
Признано не подлежащим применению аналогичное Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 30/64 от 23.12.2010.