КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 15.03.2016
Земельная реформа
Градостроительное регулирование, применения новых правил Земельного Кодекса, оспаривание и применение результатов оспаривания кадастровой стоимости - три актуальные темы в семинаре "Реформа законодательства о земле: новые нормы в разъяснениях разработчиков и экспертов, правоприменительная и судебная практика".
Утверждены формы отдельных документов, используемых при ведении государственного реестра недвижимости, и порядок их заполнения.
В частности, документом утверждены:
- форма заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
- форма заявления об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН, о внесении сведений в ЕГРН заинтересованным лицом, о внесении в ЕГРН записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, а также отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости;
- форма заявления о внесении в ЕГРН сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Кроме того, Приказом установлены правила заполнения утвержденных форм документов, отдельных их реквизитов, порядок их предоставления (на бумажном носителе и в форме электронного документа).
ФАС России определены особенности выявления монопольно высокой и монопольно низкой цены, устанавливаемой хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке
Федеральным законом "О защите конкуренции" установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и/или ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Применение данного запрета обусловливает необходимость определения действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые могут рассматриваться антимонопольным органом как установление или поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены, а также необходимость определения положения такого хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке как доминирующего.
В антимонопольном законодательстве используются два метода определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара - затратный метод и метод сопоставимых рынков. В Разъяснениях раскрыто содержание каждого из методов.
ФАС России определены случаи и критерии оценки допустимости способов ведения бизнеса субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке
В Разъяснениях отмечается, в частности, что антимонопольное законодательство, следуя мировому опыту, устанавливает случаи и критерии допустимости некоторых действий (бездействия), запрещенных антимонопольным законодательством в качестве злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, согласно которым одни запрещенные по общему правилу формы действий (бездействия) монополистов являются недопустимыми, а другие формы запрещенных действий (бездействия) могут быть признаны
допустимыми.
Например, допустимыми признаются действия, если обязанность их совершения прямо предусмотрена федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами. Примером допустимых действий является поведение, соответствующее правилам недискриминационного доступа к услугам естественных монополий, утверждаемым Правительством РФ.
Одним из способов признания действий хозяйствующего субъекта в качестве допустимых способов ведения бизнеса является утверждение доминирующим на товарном рынке хозяйствующим субъектом правил торговой практики. Это документ, определяющий основные принципы реализации товара доминирующим на товарном рынке хозяйствующим субъектом. В Разъяснениях приведены рекомендации при разработке и внедрении правил торговой практики.
Лица, которым расходы на проезд воздушным транспортом возмещаются из федерального бюджета, обязаны приобретать билеты российских авиакомпаний
Предусматривается, что в случае отсутствия на дату вылета билетов на рейсы российских авиакомпаний, а также в случае, если российскими авиаперевозчиками не выполняются полеты к месту следования, предусмотрена возможность приобретения билетов авиакомпаний других государств ЕАЭС, а при их отсутствии - билетов других авиакомпаний.
С этой целью внесены изменения в целый ряд актов Правительства РФ, в том числе в:
Положение о материальном обеспечении космонавтов в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 17.05.1993 N 455;
Постановление Правительства РФ от 04.08.1995 N 782 "О государственной фельдъегерской службе при Правительстве Российской Федерации";
Постановление Правительства РФ от 20.04.2000 N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества";
Правила предоставления гарантий и компенсаций работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.12.2002 N 911;
Постановление Правительства РФ от 05.10.2004 N 518 "Об утверждении правил компенсации расходов, связанных с реализацией права на бесплатный проезд граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу" и др.
Установлен порядок проведения эксплуатирующей организацией контроля металла оборудования, трубопроводов и других элементов атомных станций
Утверждены федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила контроля основного металла, сварных соединений и наплавленных поверхностей при эксплуатации оборудования, трубопроводов и других элементов атомных станций" (НП-084-15).
Приказом установлены требования, в частности, к:
- содержанию типовых программ контроля;
- рабочим программам контроля;
- системам неразрушающего контроля состояния металла;
- подразделениям неразрушающего и разрушающего контроля эксплуатирующей организации и к подразделениям сторонних организаций, предоставляющих услуги по проведению неразрушающего и разрушающего контроля;
- материалам для неразрушающего контроля;
- образцам, применяемым при неразрушающем контроле;
- объектам, периодичности и объемам предэксплуатационного и эксплуатационного контроля;
- эксплуатационному контролю с учетом показателей риска;
- оценке качества;
- порядку разработки и применения новых норм допустимых размеров протяженных несплошностей и отклонений от геометрических размеров.
Утвержден профессиональный стандарт для работников по управлению качеством производственных активов гидроэнергетических объектов
Согласно стандарту, основной целью деятельности данных специалистов является обеспечение эксплуатации, поддержание состояния производственных активов ГЭС/ГАЭС в соответствии с установленными требованиями и проектными параметрами для производства заданного количества (уровня) электроэнергии и мощности.
Стандартом предусмотрено выполнение данными специалистами следующих функций:
- организация оперативно-технологического управления режимами и обеспечения режимов работы ГЭС/ГАЭС;
- управление эксплуатацией систем технологического управления ГЭС/ГАЭС;
- управление реализацией процесса мониторинга и диагностики технического состояния производственных активов ГЭС/ГАЭС;
- управление планированием и организацией выполнения производственной программы ГЭС/ГАЭС;
- управление реализацией производственной программы ГЭС/ГАЭС в части финансов;
- управление производством технического обслуживания и ремонта производственных активов ГЭС/ГАЭС.
Стандартом установлены требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения каждой из функций.
Стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.
Увеличены нормы расходов на оплату ритуальных услуг погибших (умерших) "силовиков"
Оплате подлежат следующие виды ритуальных услуг:
оформление документов, необходимых для погребения умершего;
перевозка умершего в морг, услуги морга;
предоставление и доставка гроба, урны, венка;
перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации);
погребение (кремация).
Установлено, что оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 18250 рублей (ранее - 17152 рублей), а в городах Москве и Санкт-Петербурге - 25269 рублей (ранее - 23749 рублей).
Кроме того, увеличены нормы расходов на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу).
В налоговые органы направлено определение Верховного Суда РФ по вопросу получения обществом необоснованной налоговой выгоды посредством формального дробления бизнеса
Основанием к доначислению сумм налога на прибыль и НДС, а также пеней и штрафов, послужил вывод налоговой инспекции о создании обществом и ИП, применяющим ЕНВД, схемы уклонения от налогообложения путем формального заключения договоров поручения, по условиям которых указанные лица от имени друг друга могли совершать действия по оформлению сделок купли-продажи с покупателями товаров.
По мнению налогового органа, денежные средства, полученные ИП от реализации обществом товаров предпринимателя на основании договора поручения, исходя из подлинного экономического содержания указанных операций, являются доходами самого общества и, следовательно, подлежат налогообложению налогом на прибыль и НДС за проверяемый период.
ФНС России рекомендует налоговым инспекциям в рамках процесса доказывания использования схемы "дробления" бизнеса располагать доказательствами, которые в совокупности и взаимосвязи будут однозначно свидетельствовать о совершении проверяемым налогоплательщиком совместно с подконтрольными ему лицами виновных, умышленных согласованных действий, направленных исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды.
Крупнейшие налогоплательщики на титульных листах деклараций по земельному и транспортному налогам проставляют КПП в соответствии с Уведомлением по форме 9-КНУ
Форма Уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика (форма 9-КНУ) утверждена Приказом ФНС России от 26.04.2005 N САЭ-3-09/178@.
Актуализирован перечень иностранных бирж, прохождение процедуры листинга на которых обязательно для принятия российской биржей решения о допуске ценных бумаг иностранных эмитентов к организованным торгам
Перечень включает 66 позиций (предыдущий перечень включал 56 позиций). Дополнительно в перечень включены Фондовая биржа Хошимина, Дубайская фондовая биржа, Казахстанская фондовая биржа, Кыргызская фондовая биржа и некоторые другие.
Наличие Перечня позволит организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, не проводить идентификацию бенефициарных владельцев иностранных организаций, чьи ценные бумаги прошли процедуру листинга на включенных в Перечень биржах.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Со дня вступления в силу Указания признаны не подлежащими применению, в том числе, приказы ФСФР России от 01.12.2011 N 11-63/пз-н и от 19.06.2012 N 12-46/пз-н, регулирующие указанные правоотношения.
Некредитным финансовым организациям даны разъяснения по вопросам применения стандарта бухгалтерского учета производных финансовых инструментов
В информации Банка России сообщается, в частности, следующее:
дата прекращения признания конкретного ПФИ зависит от условий договора, являющегося данным ПФИ, включая условия расчетов, установленные на конкретном рынке;
согласно МСФО (IAS) 21 "Влияние изменений обменных курсов валют" не требуется раскрывать сумму курсовых разниц, возникающих в отношении финансовых инструментов, учтенных по справедливой стоимости через прибыль или убыток в соответствии с МСФО (IAS) 39 или МСФО (IFRS) 9;
при пересчете активов, обязательств и операций, выраженных в иностранной валюте, в рубли наиболее распространено использование официального курса ЦБ РФ, устанавливаемого на основе рыночных котировок.
Банком России подготовлена подборка ответов по вопросам учета хеджирования кредитными организациями
В разъяснениях указано, в частности, следующее:
кредитная организация самостоятельно осуществляет оценку заключаемых договоров на предмет соответствия одному из видов договоров, которые могут являться инструментом хеджирования, перечисленных в пункте 1.2 Положения N 525-П;
для целей Положения 525-П применяются определения объектов хеджирования, приведенные в МСФО (IAS) 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка". Пункт AG99 Руководства по применению МСФО (IAS) 39 разъясняет, что инвестиция в консолидированное дочернее предприятие не может быть хеджируемой статьей (объектом хеджирования) справедливой стоимости;
с 01.01.2016 для целей бухгалтерского учета хеджирования могут применяться следующие балансовые счета, введенные Указанием Банка России от 30.11.2015 N 3863-У: N 10619 "Переоценка инструментов хеджирования потоков денежных средств - положительные разницы", N 10620 "Переоценка инструментов хеджирования потоков денежных средств - отрицательные разницы", N 10624 "Переоценка инструментов хеджирования чистой инвестиции в иностранное подразделение - положительные разницы", N 10625 "Переоценка инструментов
хеджирования чистой инвестиции в иностранное подразделение - отрицательные разницы" и счета второго порядка балансового счета N 528 "Корректировка балансовой стоимости объекта хеджирования".
Подготовлены разъяснения Банка России по вопросам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях
Банком России рассмотрены вопросы, касающиеся, в том числе:
порядка признания в финансовых результатах расходов по уплате налога на прибыль КИК за 2015 год;
последствий принятия решения эмитентом о выкупе выпусков облигаций до установленного срока их погашения;
порядка учета ценных бумаг, полученных в заем по договору субординированного займа, а также процентов, подлежащих уплате заимодавцу, и купонного дохода, полученного от эмитента заимствованных ценных бумаг.
Сообщен порядок бухгалтерского учета выдачи денежных средств по договорам маржинальных займов
Указано, что порядок учета приведен в пункте 2.1 Положения от 01.10.2015 N 493-П. Сообщены также счета бухгалтерского учета для отражения соответствующих операций.
Банком России разъяснены требования Отраслевого стандарта по бухгалтерскому учету операций с ценными бумагами НФО
В информации приведены ответы на вопросы некредитных финансовых организаций, касающиеся применения положений данного Отраслевого стандарта. В том числе сообщено следующее:
в бухгалтерском учете подлежат отражению операции по каждому договору купли-продажи ценных бумаг вне зависимости от места и способа их совершения (непосредственно на бирже, через посредника или самостоятельно по внебиржевому договору). Сальдирование финансовых результатов (доходов и расходов) по разным договорам на приобретение и реализацию ценных бумаг, а также реинвестированной посредником выручки от реализации не допускается;
Положение 494-П устанавливает единый порядок отражения процентного дохода по долговым ценным бумагам для всех категорий бумаг в целях корректного отражения в ОФР процентного дохода, который должен быть отражен отдельно;
если затраты, связанные с приобретением ценных бумаг, осуществляются в валюте, отличной от валюты номинала, то такие затраты переводятся в валюту номинала по официальному курсу на дату их осуществления или по кросс-курсу исходя из официальных курсов, установленных для соответствующих валют.
Банк России разъяснил некоторые вопросы, касающиеся составления бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитными финансовыми организациями
В информации приведены ответы на вопросы НФО по порядку применения Положения Банка России от 03.02.2016 N 532-П. Сообщено, в частности, что:
учет активов, включенных в выбывающие группы, ведется на счетах в зависимости от вида актива. Обособление подобных активов возможно в аналитическом учете;
счета учета переоценки ценных бумаг - положительные разницы и учета переоценки ценных бумаг - отрицательные разницы являются парными. Если по каким-либо причинам образовалось сальдо (остатки) на обоих парных лицевых счетах, необходимо перечислить бухгалтерской записью меньшее сальдо на счет с большим сальдо.
Уточнены правила перевозки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и их багажа внутренним водным транспортом
В частности, установлено, что перевозчик обязан размещать в доступной форме информацию об условиях предоставляемой услуги по перевозке инвалидов; реализовывать мероприятия по инструктажу экипажа и иных лиц, занятых на борту в обслуживании пассажиров - инвалидов; обеспечивать условия для самостоятельной посадки (высадки) пассажиров-инвалидов, либо оказывать им помощь; обеспечивать условия для доступа пассажиров - инвалидов к услугам, предусмотренным договором перевозки. Также определено, что собака -
поводырь перевозится бесплатно при условии предъявления перевозчику паспорта на собаку - проводника, оформленного в соответствии с Приказом Минтруда России от 22.06.2015 N 386н "Об утверждении формы документа, подтверждающего специальное обучение собаки - проводника, и порядка его выдачи".
Приказ вступает в силу с 1 июля 2016 года.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Утвержден порядок расчета объемов тарифных квот в 2016 году в отношении говядины, свинины, частей тушек домашней птицы
В порядке приведены формулы, по которым будет осуществляться расчет объемов тарифных квот в целях их распределения между участниками внешнеторговой деятельности.
Данные о распределенных объемах тарифных квот будут размещены на официальном сайте Минэкономразвития России.
На сайте Роспотребнадзора zpp.rospotrebnadzor.ru заинтересованные лица могут найти сведения о продуктах, изготовленных с нарушениями технических регламентов, и об их производителях
Каждый потребитель может ознакомиться с памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений.
На портале также размещена нормативная база по защите прав потребителей, включая международные и региональные правовые акты, информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей, находящиеся на обсуждении законопроекты.
Кроме того, в открытом доступе опубликована информация по всем органам и организациям Роспотребнадзора, а также общественным объединениям по защите прав потребителей, оказывающим консультативную и информационную поддержку.
∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Обновлены правила функционирования выездных бригад скорой медицинской помощи
Выездные бригады скорой медицинской помощи по своему профилю подразделяются на общепрофильные и специализированные. Специализированные подразделяются на бригады:
- анестезиологии-реанимации, в том числе педиатрические;
- педиатрические;
- психиатрические;
- экстренные консультативные;
- авиамедицинские.
Время доезда до пациента выездной бригады скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. В территориальных программах время доезда может быть обоснованно скорректировано.
Водитель автомобиля скорой медицинской помощи обязан, в том числе:
- подчиняться врачу или фельдшеру бригады и выполнять его распоряжения;
- знать топографию населенного пункта, в котором расположена станция (отделение) скорой помощи и местоположение медицинских организаций;
- обеспечивать немедленный выезд автомобиля скорой помощи на вызов и движение по кратчайшему маршруту;
- отслеживать техническое состояние автомобиля скорой помощи, по мере необходимости поддерживать в нем порядок и чистоту;
- содержать в функциональном состоянии приборы специальной сигнализации, выполнять мелкий ремонт оснащения (замки, ручки, ремни, лямки, носилки и иное);
- обеспечивать сохранность имущества, отслеживать правильность размещения и закрепления бортовых медицинских приборов.
Обновлены также рекомендуемые штатные нормативы станции и отделения скорой медицинской помощи.
Установлено, что вызов скорой медицинской помощи осуществляется в том числе при поступлении в медицинскую организацию, оказывающую скорую медицинскую помощь, заполненной в электронном виде карточки вызова в экстренной форме из информационных систем экстренных оперативных служб.
При угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе в местах проведения массовых мероприятий, организовываются дежурства выездных бригад скорой медицинской помощи.
Минздравом России утверждены квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием
Требования содержат необходимые уровни профессионального образования и дополнительного образования, а также соответсвующие наименования должностей по различным медицинским и фармацевтическим специальностям.
Аттракционы механизированные и немеханизированные подлежат обязательному подтверждению соответствия
Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, соответствие которой подтверждается в форме принятия декларации о соответствии, утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 года N 982.
В целях предотвращения несчастных случаев при использовании аттракционов в указанное Постановление внесены изменения, согласно которым аттракционы подлежат обязательному подтверждению соответствия: механизированные - в форме сертификации (с учетом повышенной опасности), а немеханизированные - в форме принятия декларации о соответствии.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2016 года.
Конституционный Суд РФ признал несовершенство существующего порядка прерывания срока предъявления исполнительного документа к исполнению, если ранее предъявленный к исполнению тот же самый исполнительный документ был возвращен взыскателю по его заявлению
Конституционный Суд РФ обязал внести поправки в законодательство в связи с признанием им не соответствующими Конституции РФ положений части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в той мере, в какой эти положения в их взаимосвязи позволяют - при неоднократном прерывании срока предъявления исполнительного документа к исполнению предъявлением исполнительного документа к исполнению с последующим возвращением взыскателю на основании его
заявления - всякий раз исчислять течение этого срока заново с момента возвращения исполнительного документа по данному основанию взыскателю и продлевать его тем самым на неопределенно длительное время.
Впредь до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений при предъявлении взыскателем исполнительного документа к исполнению должностные лица службы судебных приставов, а также суды, разрешая вопрос о наличии оснований для возбуждения или отказа в возбуждении исполнительного производства, в частности, о соблюдении срока предъявления исполнительного документа к исполнению, в случае, если представленный исполнительный документ ранее уже предъявлялся к исполнению, но затем
исполнительное производство по нему было окончено в связи с заявлением взыскателя, при исчислении этого срока обязаны вычитать из установленной законом общей продолжительности срока предъявления исполнительных документов к исполнению периоды, в течение которых исполнительное производство по данному исполнительному документу осуществлялось, начиная с его возбуждения и заканчивая его окончанием в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по его заявлению.