КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 20.10.2015
Банкротство юридических лиц и граждан: новеллы законодательства и позиция ВС РФ
На семинаре будут разобраны практические вопросы возбуждения и рассмотрения дел о банкротстве юридических лиц и граждан, тонкости банкротства отдельных категорий должников, защиты интересов кредитора, оспаривания сделок на основании закона о банкротстве с учетом судебной практики и изменений в законодательстве.
Государственный надзор за соблюдением технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" в РФ осуществляют МВД России и Ростехнадзор
МВД России осуществляет контроль (надзор) в отношении колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории РФ, а Ростехнадзор - в отношении колесных транспортных средств и компонентов транспортных средств, находящихся в обращении (до начала их эксплуатации) на территории РФ.
Регламентирован порядок проведения ФНС России ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд
Предметом контроля является соблюдение территориальными органами ФНС России, федеральными бюджетными и казенными учреждениями, подведомственными ФНС России, в том числе их контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок, уполномоченными органами и уполномоченными учреждениями, законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Ведомственный контроль осуществляется путем проведения выездных или документарных проверок. Должностное лицо, ответственное за проведение проверки, должно составлять ее программу, в соответствие с которой проверке подлежит, в частности:
- соблюдение ограничений и запретов, установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок;
- соблюдение требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок (с 1 января 2016 года);
- правильность определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
- соблюдение требований по определению поставщика (подрядчика, исполнителя);
- применение заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
При необходимости в программу документарной проверки могут быть включены другие вопросы, учитывающие специфику деятельности заказчика, или с учетом конкретных обстоятельств проведения документарной проверки. В программе документарной проверки также должен быть указан период времени, за который проверяется деятельность заказчика.
Срок проведения документарной проверки не может составлять более чем 15 календарных дней и может быть продлен только один раз не более чем на 15 календарных дней по решению руководителя или уполномоченного им заместителя руководителя ФНС России (Управления).
Действия по передаче прав на объекты теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения путем их закрепления за ГУПами и МУПами могут быть рассмотрены на предмет нарушения законодательства о защите конкуренции
Передача прав в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений.
Закрепление указанных систем и (или) объектов за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения с момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусмотрено.
Мониторинг ситуации на рынке труда будет проводиться ежемесячно на основании сведений о привлечении работодателями иностранных граждан
Мониторинг осуществляется Минтрудом России в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов.
Правилами устанавливаются порядок межведомственного обмена сведениями, на основании которых проводится мониторинг, перечень сведений и порядок их предоставления, показатели мониторинга и методика их расчета.
В рамках мониторинга рассчитываются следующие показатели:
уровень социальной напряженности на рынке труда;
доля привлекаемых иностранных работников в численности экономически активного населения;
доля привлекаемых иностранных работников в численности занятых по Российской Федерации и субъектам РФ.
Кроме того, мониторинг позволит проводить проверку показателей, которые не должны превышать показателей уровня социальной напряженности на рынке труда, установленного Минтрудом России, а также анализ влияния иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ, на рынок труда.
В приложениях приведены формы представления сведений ФМС России и Федеральной службой по труду и занятости.
Разработана сопоставительная таблица изменений единых для бюджетов видов расходов классификации расходов бюджетов на 2016 год
Таблица подготовлена в связи с уточнением применения бюджетной классификации Приказом Минфина России от 08.06.2015 N 90н.
Так, в частности, субсидии государственным корпорациям (компаниям) в виде имущественного взноса, отражаемые по коду 821, теперь классифицируются по кодам 821 и 822 (на осуществление капитальных вложений и на иные цели, не связанные с капитальными вложениями). При этом субсидии на выполнение возложенных на госкорпорации государственных полномочий теперь должны будут отражаться по коду 823 (в настоящее время по коду 822).
Налоговым органам открыт доступ к информационным базам Роспатента
Доступ к базам данных Роспатента, содержащих сведения об охраняемых объектах интеллектуальной собственности, открыт налоговым органам в соответствии с заключенным межведомственным соглашением в целях оперативного получения информации, необходимой для проведения мероприятий налогового контроля. Право доступа предоставлено лицам, указанным в письме ФНС России от 03.03.2011 N АС-4-2/3445.
Сообщается также, что поиск сведений о товарных знаках, охраняемых в соответствии с международными соглашениями, может быть осуществлен в поисковой системе ROMARIN на сайте ВОИС (www.wipo.int).
Суммы штрафа и неустойки за несоблюдение порядка удовлетворения требований потребителя не подлежат обложению НДФЛ
Соответствующий вывод содержится в Определении Верховного Суда РФ от 10.03.2015 N 1-КФ-64. Данным судебным актом рекомендовано руководствоваться налоговым органам при решении вопроса о налогообложении НДФЛ указанных сумм.
ФНС России подготовлен обзор судебной практики по делам, связанным с государственной регистрацией юридических лиц и ИП
В обзоре содержатся, в частности, следующие разъяснения:
отсутствие в заявлении сведений о юридическом лице было признано не соответствием формальным требованиям порядка составления и представления документов при государственной регистрации, что явилось основанием для отказа в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице;
заполнение заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, заполненное не заглавными, а прописными печатными буквами, послужило основанием для отказа в государственной регистрации;
поводом для отказа в госрегистрации послужило представленное в регистрирующий орган заявление, которое содержало недостоверные сведения об участниках создаваемого в результате реорганизации юридического лица (к моменту регистрации вновь созданного общества один из участников прекратил свою деятельность);
в некоторых случаях при рассмотрении споров о признании недействительными решений налоговых органов об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица суды помимо иных оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований указывают также на злоупотребление правом со стороны реорганизуемых юридических лиц;
поскольку жалоба на решение об отказе в государственной регистрации вышестоящим регистрирующим органом не рассматривалась по существу ввиду отсутствия документов, подтверждающих полномочия подписавшего ее лица, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что юридическим лицом не соблюден досудебный порядок обжалования решения об отказе в государственной регистрации;
избрание лицом ненадлежащего способа защиты своего нарушенного права является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований;
внесение в ЕГРИП записи о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя на основании принятого и не отмененного в установленном порядке решения не может рассматриваться в качестве технической ошибки, которую регистрирующий орган вправе самостоятельно исправить.
Банком России предлагаются обновленные требования к порядку допуска ценных бумаг к организованным торгам
Проект разработан в связи с необходимостью уточнения положений действующего Приказа ФСФР России от 30.07.2013 N 13-62/пз-н "О Порядке допуска ценных бумаг к организованным торгам".
В проекте Положения устанавливаются нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению и листингу, требования к правилам включения ценных бумаг в котировальные списки и их исключения из котировальных списков, а также для целей допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению и листингу определяются правила, состав, порядок и сроки раскрытия (предоставления) информации организаторами торговли, устанавливаются порядок расчета организатором торговли показателей, а также требования к
порядку хранения и защиты информации и документов, связанных с проведением организованных торгов ценными бумагами, и к сроку их хранения.
Вступление Положения в силу предусматривается по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Организаторы торговли должны привести свою деятельность в соответствие с Положением в течение трех месяцев после дня его вступления в силу, за исключением отдельных случаев, для которых установлены иные сроки.
Согласно проекту со дня вступления в силу Положения не подлежит применению Приказ ФСФР России от 30 июля 2013 года N 13-62/пз-н "О Порядке допуска ценных бумаг к организованным торгам".
Разработан отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода некредитных финансовых организаций
Положение устанавливает для некредитных финансовых организаций (НФО) принципы и порядок определения доходов и расходов, отражаемых на счетах по учету финансового результата текущего года, и прочего совокупного дохода, отражаемого на счетах по учету добавочного капитала, за исключением эмиссионного дохода, безвозмездного финансирования, предоставляемого акционерами, участниками, а также вкладов в имущество общества с ограниченной ответственностью, в течение текущего года.
Положение вступает в силу с 1 января 2017 года. Для некоторых НФО установлен более поздний срок начала применения данного отраслевого стандарта: микрофинансовыми организациями, кредитными потребительскими кооперативами, жилищными накопительными кооперативами применяется с 1 января 2018 года, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, ломбардами - с 1 января 2019 года.
Отдельные акты Правительства РФ в сфере водоотведения приведены в соответствие с действующим законодательством
В связи с принятием Федерального закона от 13.07.2015 N 221-ФЗ, которым, в том числе, до 1 января 2019 года отложено введение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, для абонентов централизованных систем водоотведения, ввод в эксплуатацию локальных очистных сооружений, а также утверждение планов снижения сбросов, внесены взаимосвязанные поправки в:
постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные указанным Постановлением;
постановление Правительства РФ от 05.01.2015 N 3 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения".
Установлено, что с 1 января 2019 года на абонентов, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, не распространяется действие отдельных положений Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил), и постановления Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы
канализации населенных пунктов".
При этом названные положения Правил и постановление N 1310 рекомендовано применять организациям, осуществляющим водоотведение, и их абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, к правоотношениям, возникшим в период с 1 января 2015 года и до вступления в силу настоящего Постановления.
Абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, обязаны обеспечивать предварительную очистку сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, и до 1 января 2019 года создать локальные очистные сооружения (обеспечить их строительство), если иной срок не предусмотрен планом снижения сбросов сточных вод на объектах таких абонентов.
С 1 января 2016 уточняется порядок получения права на заключение договора о закреплении долей квот добычи и договора пользования водными биоресурсами в отношении анадромных видов рыб
С указанной даты право на заключение таких договоров в отношении анадромных видов рыб в исключительной экономической зоне РФ (а также во внутренних морских водах и в территориальном море РФ) лицами, вылавливающими водные биоресурсы на основании договоров, заключенных с научными организациями, более не является предметом аукциона.
Анадромы - виды рыб, которые обитают в пресноводных водоемах, совершают миграции в океан для нагула и возвращающиеся в места своего обитания для нереста (лососевые, осетровые и пр.).
Предлагается уточнить требования к компенсационным фондам СРО изыскателей, проектировщиков и строителей
Так, проектом поправок планируется, в частности:
установить формирование дополнительно саморегулируемой организацией в определенных случаях компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
предусмотреть, что средства компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО размещаются на счетах, открытых в кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством РФ, при этом договор банковского счета, на котором размещаются средства компенсационного фонда возмещения вреда или средства компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, является бессрочным;
закрепить право СРО в целях обеспечения защиты законных интересов своих членов в установленном порядке подавать иски и участвовать в качестве самостоятельной стороны при рассмотрении судебных споров по делам о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору, одной из сторон которого является член СРО, имеющий свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или по организации строительства;
предусмотреть, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющее свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или по организации строительства, выданное СРО до исключения сведений о ней из государственного реестра СРО, имеет право продолжить выполнение указанных работ до истечения срока действия договора, предметом которого является осуществление архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов
капитального строительства, ранее заключенного членом такой СРО в соответствии с законодательством в сфере закупок;
определить, что средства компенсационных фондов саморегулируемой организации обособляются от иного имущества саморегулируемой организации и не включаются в конкурсную массу при признании судом саморегулируемой организации несостоятельной;
предусмотреть порядок возмещения реального ущерба вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом СРО, допущенным к выполнению работ по организации подготовки проектной документации или по организации строительства, обязательств по договору.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Рассчитаны ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 30 ноября 2015 года
В указанный период ставка пошлины, в частности, составит:
нефть сырая - 97,1 долларов США;
отработанные нефтепродукты, мазут - 73,7 долларов США;
легкие и средние дистилляты, бензол, толуол, дизельное топливо - 46,6 долларов США;
сжиженные углеводородные газы - 0 долларов США;
прямогонный бензин - 82,5 долларов США;
бензины товарные - 75,7 долларов США.
Кроме того, по результатам мониторинга цен за период с 15 сентября 2015 года по 14 октября 2015 года определена средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья, которая составляет 344,4 доллара США за тонну.
Установлен перечень документов, свидетельствующих о соблюдении участниками СМИ, редакциями СМИ и вещателями ограничений на участие иностранных физических и юридических лиц в уставных капиталах СМИ
К ним отнесены:
- заверенные копии учредительных документов юридических лиц;
- выписка из реестра акционеров (список участников ООО) или иной документ, содержащий сведения об уставном капитале юр. лица;
- выписка из торгового реестра страны регистрации участника юридического лица;
- для физических лиц - заверенная копия документа, удостоверяющего личность;
- копия документа о подаче уведомления о наличии двойного гражданства или вида на жительства в иностранном государстве;
- документы, свидетельствующие о прямом или косвенном контроле над СМИ, его учредителем, вещателем.
Указанные в перечне документы, составленные на иностранном языке, должны быть представлены с нотариально заверенным переводом с проставлением апостиля компетентного органа государства, в котором этот документ был составлен (если иное не предусмотрено международным договором РФ).
Постановление вступает в силу с 1 января 2016 года.
Крупные интернет-провайдеры бесплатно предоставляют доступ к порталу госуслуг, порталу правовой информации, а также к сайтам органов власти
Такая обязанность операторов связи универсального обслуживания, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов РФ, предусмотрена Правилами оказания универсальных услуг связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2005).
Минкомсвязи России утвержден перечень таких сайтов (всего 2081 сайт), в который включены адреса сайтов федеральных и региональных органов власти, а также порталы gosuslugi.ru, regulation.gov.ru, pravo.gov.ru.
Подготовлены методические рекомендации по разработке методики и технического средства контроля эффективности, безопасности и экологичности вождения в условиях дорожного движения
Приводятся, в том числе:
руководство по применению технического средства контроля эффективности, безопасности и экологичности вождения транспортного средства, определяющего уровень умения водителя управлять автомобилем в реальных условиях движения путем сравнения измеряемых показателей качества управления с нормативными значениями этих показателей;
методика применения средства контроля вождения при обучении и контроле качества управления автомобилем в реальных условиях, содержащая, в том числе, требования к учебным маршрутам и порядок проведения занятий.
∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Определена процедура направления работников, являющихся водителями транспортных средств, на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование
В частности, в случае выявления в ходе обязательного периодического медицинского осмотра работника, занятого на работах в качестве водителя транспортного средства, признаков заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами, медицинская организация выдает работнику направление на обследование или лечение в медицинскую организацию, в которой работник получает
первичную медико-санитарную помощь, или в медицинскую организацию, оказывающую специализированную помощь, согласно профилю выявленного заболевания (состояния).
Направление на обследование или лечение оформляется в виде выписки из протокола решения врачебной комиссии медицинской организации, проводившей периодический медицинский осмотр.
При подтверждении в ходе обследования или лечения наличия заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием либо ранее не выявлявшимся медицинским показанием или медицинским ограничением к управлению транспортным средством, работник направляется медицинской организацией, в которой проводилось его обследование или лечение, на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование в медицинскую организацию, имеющую лицензию на медицинскую деятельность по оказанию услуг (выполнению
работ) по "медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством".
Кроме того, установлен порядок приостановления действия и аннулирования медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.