Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 01.10.2015


Актуально! Обзор Кодекса административного судопроизводства РФ

Чем новый кодекс отличается от ГПК РФ и АПК РФ, рассмотрение каких дел он регулирует - ответы на эти и другие вопросы можно найти в обзоре в системе КонсультантПлюс. Напомним, что КАС РФ вступил в силу 15 сентября 2015 г.

Поиск обзора в КонсультантПлюс по запросу «КАС».

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Twitter
Новое в российском законодательстве (ежедневно) от 01.10.2015

∙ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1025
"О внесении изменений в Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации"

Расширены полномочия Минпромторга России в области регулирования деятельности по производству лекарств

В частности Минпромторг России уполномочен:

- утверждать правила надлежащей производственной практики;

- осуществлять выдачу заключений о соответствии производителей лекарственных средств для медицинского применения требованиям правил надлежащей производственной практики и вести реестр таких заключений;

- осуществлять организацию и проведение инспектирования субъектов обращения лекарственных средств для медицинского применения на соответствие требованиям правил надлежащей производственной практики.

Кроме того, установлено, что с 1 января 2016 года Минпромторг России более не выдает заключения о соответствии производителей лекарственных средств для медицинского применения требованиям правил организации производства и контроля качества лекарственных средств.

Определено, что Минпромторгом России осуществляется выдача:

- заключений о соответствии производителей лекарственных средств для медицинского применения требованиям правил надлежащей производственной практики;

- документа, который подтверждает, что производство лекарственного препарата для медицинского применения осуществлено в соответствии с требованиями правил надлежащей производственной практики, и подлежит представлению по требованию уполномоченного органа страны, в которую ввозится лекарственный препарат;

- документа, содержащего сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории ЕАЭС.

Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1026
"О внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации"

Минфин России уполномочен вводить в действие в РФ международные стандарты аудита

Порядок проведения экспертизы применимости документов, содержащих международные стандарты аудита, на территории РФ также утверждается Минфином России.

Проект Федерального закона N 890123-6
"О внесении изменений в статьи 4.5 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Предлагается усилить административную ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету и отчетности

Так, размер штрафа за данное правонарушение для должностных лиц может составить от 5 тысяч до 10 тысяч рублей (в настоящее время - от 2 тысяч до 3 тысяч рублей). При этом вводится ответственность за повторное совершение указанного правонарушения с размером штрафа от 10 тысяч до 20 тысяч рублей или дисквалификацией на срок от 1 года до 3 лет.

Кроме того, состав административного правонарушения дополняется действиями, запрещенными законодательством о бухучете, а именно:

регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни, мнимого, притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;

ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных регистров бухгалтерского учета (в Федеральном законе "О бухгалтерском учете" содержится понятие "мнимые и притворные объекты бухгалтерского учета").

Устанавливается срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете, который составит 2 года со дня совершения административного правонарушения.

∙ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Проект Федерального закона N 890580-6 "О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации по вопросам наследования денежных средств"

Предлагается повысить до ста тысяч рублей предельный размер денежных средств, которые наследник имеет право получить для осуществления похорон наследодателя

В настоящее время Федеральным законом от 30.06.2008 N 105-ФЗ "О внесении изменения в статью 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" размер расходов на достойные похороны установлен в пределах сорока тысяч рублей.

Законопроектом предлагается повысить до ста тысяч предельный размер денежных средств, которые банк обязан выдать наследнику по его требованию или по постановлению нотариуса для целей, связанных с похоронами наследодателя, до истечения шести месяцев со дня открытия наследства наследнику из вклада или со счета наследодателя на достойные похороны, что будет составлять 100 тысяч рублей. Пунктом 1 статьи 1174 ГК РФ расходы на достойные похороны включены в число необходимых расходов, которые подлежат возмещению за счет наследства в пределах его стоимости.

Кроме того, законопроектом предлагается урегулировать отношения по наследованию невыплаченных сумм почтовых и иных переводов денежных средств, не полученных наследодателем при жизни.

∙ ЖИЛИЩЕ

<Письмо> Минстроя России от 23.07.2015 N 22876-АЧ/04
<О случаях отчуждения из состава общего имущества в многоквартирном доме его элементов>

Минстрой России напоминает о запрете для собственника помещения в многоквартирном доме на выделение своей доли в общем имуществе многоквартирного дома и ее отчуждении отдельно от помещения

Таким образом, доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме не может служить самостоятельным предметом различного рода сделок или самостоятельно переходить от одного лица к другому, а возникновение рассматриваемого права на долю в общей долевой собственности не зависит от воли приобретателя помещения в многоквартирном доме.

Кроме того, обращается внимание на то, что передача во временное пользование и (или) владение общего имущества многоквартирного дома, в том числе с целью получения дохода, осуществляется исключительно на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

∙ ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Письмо Минтруда России от 13.08.2015 N 14-1/В-608

Оплата работы в выходные или праздничные дни во время нахождения работника в служебной командировке при исчислении среднего заработка не учитывается

Это связано с тем, что при расчете среднего заработка исключаются суммы, начисленные за все время, когда за работником сохраняется средний заработок. К таким периодам относится и нахождение работника в командировке.

При этом, если сотрудник, находясь в служебной поездке, привлекался к работе в выходные и праздничные дни, оплата которых осуществлялась в размере двойного оклада, такие выплаты при расчете отпускных также не учитываются.

Письмо Минтруда России от 18.08.2015 N 14-1/В-623

Минтруд России разъяснил особенности корректировки среднего заработка

Разъяснения коснулись, в частности, порядка повышения среднего заработка при росте в организации тарифных ставок, окладов, денежного вознаграждения в расчетный период, после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, а также в период сохранения среднего заработка.

Если в расчетном периоде у работника повышается тарифная ставка, оклад (должностной оклад), денежное вознаграждение, то при расчете среднего заработка нужно проиндексировать выплаты, которые учитываются при определении среднего заработка и которые начислены в расчетном периоде за предшествующие повышению месяцы.

Если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка (например, до ухода работника в отпуск), то необходимо проиндексировать не выплаты, относящиеся к расчетному периоду, а сумму среднего заработка, который исчислен за расчетный период.

∙ ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Письмо ФНС России от 15.09.2015 N ГД-4-3/16210@

ФНС России разъяснила порядок принятия к вычету сумм акциза по возвращенной производителю алкогольной продукции

Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата покупателем подакцизных товаров (в том числе возврата в течение гарантийного срока) или отказа от них.

Для правомерного применения вычета необходимо выполнение следующих условий:

фактическая уплата продавцом сумм акциза по товарам, впоследствии возвращенным покупателем;

отражение в учете операций, связанных с возвратом подакцизных товаров (но не позднее одного года с момента возврата этих товаров или отказа от этих товаров).

При осуществлении корректировки данные бухгалтерского и налогового учета, отражающие производство и первичную реализацию этих товаров, сторнируются (в сторону уменьшения).

Обращено также внимание на необходимость уплаты производителем возвращенной алкогольной продукции авансового платежа акциза за налоговый период, в котором была осуществлена реализация впоследствии возвращенной продукции.

<Письмо> ФНС России от 28.09.2015 N ГД-4-3/16910@
"О порядке отражения в налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации сумм торгового сбора"

ФНС России приведены рекомендации по отражению в налоговой декларации по налогу на прибыль иностранных организаций сумм торгового сбора

На территории города Москвы торговый сбор введен с 01.07.2015.

Налогоплательщики вправе уменьшить сумму налога на прибыль организаций, исчисленную для уплаты в бюджет города Москвы, на сумму фактически уплаченного торгового сбора.

Так, например, сумма торгового сбора за III квартал 2015 года, уплаченная 15 октября, может уменьшить сумму авансового платежа по налогу на прибыль организаций, исчисленного в бюджет города Москвы, в налоговой декларации за 9 месяцев 2015 года.

Поскольку налоговая декларация не содержит специальных строк для учета торгового сбора, рекомендуется использовать строку 230 Раздела 7, предназначенную для отражения сумм начисленного налога на прибыль в бюджет субъекта РФ. Суммы уплаченного торгового сбора берутся нарастающим итогом с начала налогового периода.

При этом сумма учитываемого торгового сбора не может превышать сумму налога (авансового платежа), исчисленного для уплаты в бюджет города Москвы и отраженного по строке 180 Раздела 7 налоговой декларации.

Примеры заполнения налоговой декларации приведены в приложении к письму.

<Письмо> Минфина России от 17.09.2015 N 02-08-07/53443
<О применении кодов бюджетной классификации доходов при зачислении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации сумм денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственными контрактами>

Минфином России разъяснены вопросы, касающиеся применения КБК при зачислении в бюджеты сумм денежных взысканий за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере госзакупок

Федеральным законом о контрактной системе предусмотрены случаи, при которых возврат денежных средств, внесенных участником закупки в качестве обеспечения его заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не осуществляется.

В таких случаях удержанные денежные средства подлежат зачислению в бюджет по агрегированному КБК 000 1 16 33000 00 0000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе:" с применением соответствующих кодов подстатей, элементов, подвидов доходов бюджетов.

В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Их уплата является мерой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий гражданско-правовой сделки.

В этом случае средства от применения мер гражданско-правовой ответственности (если стороной договора является получатель бюджетных средств, действующий от имени публично-правового образования) подлежат зачислению по агрегированному КБК 000 1 16 90000 00 0000 140 "Прочие поступления от денежных взысканий:" с применением соответствующих кодов подстатей, элементов доходов бюджетов.

<Письмо> ФАС России от 28.09.2015 N АК/52312/15
"О введении "периода охлаждения"

ФАС России предлагает законодательно установить обязательность включения в договор добровольного страхования "периода охлаждения"

В течение указанного периода страховщик в соответствии с обязательным условием, предусмотренным договором страхования, возвращает страхователю уплаченную страховую премию в случае отказа страхователя от договора страхования. Предполагается, что такой период будет составлять не менее 10 рабочих дней с момента уплаты страховой премии (страхового взноса), а условия о нем будут содержаться в правилах добровольного страхования.

Для введения "периода охлаждения" ФАС России предлагает внести ряд изменений, в частности, в Закон Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", а также в ряд нормативных правовых актов Центрального Банка Российской Федерации (Банка России).

Целью введения "периода охлаждения" является защита прав граждан - потребителей финансовых услуг от навязанных финансовыми организациями договоров по добровольным видам страхования.

∙ БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

"Положение о порядке расчета величины кредитного риска на основе внутренних рейтингов"
(утв. Банком России 06.08.2015 N 483-П)
Зарегистрировано в Минюсте России 25.09.2015 N 38996.

С 1 октября 2015 года вступает в силу положение Банка России, регламентирующее порядок расчета величины кредитного риска на основе внутренних рейтингов

Положение разработано в целях внедрения стандартов Базельского соглашения.

Подход к расчету кредитного риска на основе внутренних рейтингов является альтернативой стандартизированному подходу к оценке кредитного риска, установленному Инструкцией Банка России от 03.12.2012 N 139-И "Об обязательных нормативах".

Положение предусматривает два подхода к расчету кредитного риска на основе ПВР:

базовый (БПВР), согласно которому банк самостоятельно оценивает только один компонент кредитного риска - вероятность дефолта;

продвинутый (ППВР), в соответствии с которым помимо вероятности дефолта банк самостоятельно оценивает уровень потерь при дефолте, величину кредитного требования, подверженную риску дефолта, а также самостоятельно рассчитывает срок до погашения кредитного требования.

Расчет нормативов достаточности капитала банка с использованием величины кредитного риска, рассчитанной на основе ПВР, возможен при соблюдении установленных требований, после получения соответствующего разрешения Банка России.

Указание Банка России от 01.09.2015 N 3764-У
"О внесении изменения в пункт 1.3 Инструкции Банка России от 3 декабря 2012 года N 139-И "Об обязательных нормативах банков"
Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2015 N 38976.

Уточнен порядок расчета обязательных нормативов кредитными организациями, осуществляющими функции центрального контрагента

Установлено, что при расчете обязательных нормативов указанными кредитными организациями, соответствующими условиям кода 8846 приложения 1 к Инструкции Банка России от 03.12.2012 N 139-И, не учитываются остатки на балансовых и внебалансовых счетах (их частях), образовавшиеся в результате проведения операций при осуществлении клиринговой деятельности и функций центрального контрагента.

Указание Банка России от 01.09.2015 N 3766-У
"О внесении изменений в пункты 1.1 и 1.12 Положения Банка России от 20 марта 2006 года N 283-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери"
Зарегистрировано в Минюсте России 25.09.2015 N 39003.

Требования к порядку формирования резервов на возможные потери не распространяются на операции кредитных организаций, осуществляющих функции центрального контрагента

Соответствующее дополнение внесено в Положение Банка России "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери".

Указание вступает в силу с 1 ноября 2015 года.

Указание Банка России от 09.09.2015 N 3784-У
"О внесении изменения в пункт 2.1 Положения Банка России от 30 ноября 2010 года N 362-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных золотом"
Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2015 N 38987.

Скорректировано требование к кредитным организациям - контрагентам Банка России по операциям предоставления кредитов, обеспеченных золотом

Согласно уточненной формулировке кредитная организация - потенциальный заемщик не должна иметь неуплаченных недовзноса в обязательные резервы, суммы невыполнения усреднения обязательных резервов, штрафа за нарушение обязательных резервных требований, непредставленного расчета размера обязательных резервов.

Указание Банка России от 09.09.2015 N 3785-У
"О внесении изменения в пункт 2.1 Положения Банка России от 9 августа 2013 года N 404-П "О проведении Банком России депозитных операций с кредитными организациями"
Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2015 N 38986.

Уточнен критерий о выполнении обязательных резервных требований, которому должны соответствовать кредитные организации - участники депозитных операций Банка России

Согласно поправкам у такой организации не должно быть неуплаченных недовзноса в обязательные резервы, суммы невыполнения усреднения обязательных резервов, штрафа за нарушение обязательных резервных требований, непредставленного расчета размера обязательных резервов.

<Письмо> Банка России от 14.09.2015 N 017-30/8010
"Об изменении наименования банка плательщика"

С 1 октября 2015 года в отношении банковских счетов, открытых в ОПЕРУ-1 Банка России, изменяется наименование банка плательщика на "Операционный департамент Банка России"

Сообщается, что номера открытых банковских счетов не изменяются. Время и место приема и выдачи документов на бумажном носителе не изменяются.

Соответствующие изменения могут быть внесены в договоры банковского (корреспондентского) счета при обращении в Операционный департамент Банка России.

<Письмо> Банка России от 18.09.2015 N 33-7-10/8997
"О применении действующего законодательства при заключении сделок репо"

Приобретение более 10% акций (долей) кредитной организации в рамках договора репо требует получения согласия Банка России, а более 1% акций (долей) кредитной организации - направления соответствующего уведомления

Сообщается, в частности, что в соответствии со статьей 61 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статьей 11 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" приобретение (за исключением случая, если акции (доли) кредитной организации приобретаются при ее учреждении) и (или) получение в доверительное управление в результате осуществления одной сделки или нескольких сделок одним юридическим либо физическим лицом либо группой лиц, определяемой в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", более 1 процента акций (долей) кредитной организации требуют уведомления Банка России, а более 10 процентов - предварительного согласия Банка России.

При этом Инструкция Банка России от 25.10.2013 N 146-И "О порядке получения согласия Банка России на приобретение акций (долей) кредитной организации" и Инструкция Банка России от 02.04.2010 N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" не содержит исключений в части необходимости получения согласия Банка России на приобретение более 10% акций (долей) кредитной организации (представления уведомления о приобретении свыше 1% акций (долей) кредитной организации) при совершении сделок репо с акциями (долями) кредитной организации.

Таким образом, приобретение более 10% акций (долей) кредитной организации в рамках договора репо требует получения согласия Банка России, а более 1% акций (долей) кредитной организации - направления соответствующего уведомления.

∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Постановление Правительства РФ от 29.09.2015 N 1032
"О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе"

С 1 октября 2015 года в отношении отдельных товаров, вывозимых из РФ за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, применяются новые ставки вывозных таможенных пошлин

В этой связи, в ставках вывозных таможенных пошлин, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2013 г. N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", позиции, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 1001 11 000 0 - 1001 99 000 0, изложены в новой редакции.

Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2015 года.

∙ ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Приказ Минфина России от 31.08.2015 N 137н
"О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 136н"
Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2015 N 38971.

Уточнен порядок формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками

В частности, Приказ Минфина России от 24 ноября 2014 г. N 136н дополнен информацией о новых способах закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также требованием по указанию документов, подтверждающих основание заключения контракта; уточнен состав и последовательность указания информации о месте нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя); скорректирован состав информации об изменении, расторжении и (или) исполнении контракта, а также о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением стороной контракта обязательств, предусмотренных контрактом.

Текст названного приказа приведен в соответствие с действующим законодательством, в частности, с Федеральным законом от 24.11.2014 N 356-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 01.12.2014 N 416-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", а также изменениями, внесенными в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обесп ечения государственных и муниципальных нужд".

∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Приказ Минздрава России от 07.07.2015 N 420н
"Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по подтверждению целевого назначения наркотических и психотропных лекарственных средств, предназначенных для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях и вывозимых с территории Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2015 N 38974.

Обновлен порядок предоставления государственной услуги по подтверждению целевого назначения наркотических и психотропных лекарств, предназначенных для оказания гуманитарной помощи и вывозимых с территории РФ

Заявителями на получение государственной услуги являются юридические лица, находящиеся в ведении Минздрава России и МЧС России, а также в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения, при наличии у них лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотиков и психотропных лекарств, культивированию наркосодержащих растений - при подтверждении целевого назначения вывозимых наркотических средств.

Определен перечень документов, которые необходимо предоставить заявителю для получения подтверждения целевого назначения лекарственных средств, органы, ответственные за предоставление данной государственной услуги, сроки ее оказания, порядок обжалования действий (бездействия) органов и должностных лиц, участвующих в процессе оказания данной услуги.

Кроме того, установлены сроки принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) документа, подтверждающего целевое назначение вывозимых наркотических средств, либо его дубликата.

<Информация> Ростуризма от 29.09.2015
"О вступлении в силу российско-сейшельского соглашения"

С 14 декабря 2015 года между Россией и Республикой Сейшельские Острова начнет действовать безвизовый режим

Соответствующее соглашение было подписано 2 сентября 2015 года.

В соответствии с соглашением граждане РФ, не имеющие намерения осуществлять трудовую деятельность, учиться или проживать на территории Республики Сейшельские Острова, освобождаются от необходимости получения виз для въезда, пребывания, выезда или следования транзитом через эту страну. Срок каждого такого пребывания не может превышать тридцать дней. Данный срок может быть продлен компетентными органами сторон.

∙ ПРАВОСУДИЕ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43
"О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности"

Верховный Суд РФ обновил свои разъяснения положений об исковой давности для судов

В новом Постановлении учтены последние изменения, внесенные в Гражданский кодекс РФ и в действующее законодательство, в том числе касающиеся установления предельного срока исковой давности (10 лет, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии терроризму"), начала течения срока исковой давности.

Так, в частности, разъясняется, что если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, также узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком. При этом изменение состава органов юридического лица не влияет на определение начала течения срока исковой давности.

Кроме того, разъяснены вопросы, касающиеся начала течения срока исковой давности по требованиям, связанным с нарушением прав физических лиц, не обладающих полной гражданской или гражданской процессуальной дееспособностью (например, малолетних детей, недееспособных граждан).

Подчеркивается, что срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином - индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 N 15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" признано не подлежащим применению.

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2015 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное