КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 12.10.2015
Правовые позиции ВС РФ по части первой ГК РФ: комментарий разработчиков
На семинаре «Правовые позиции ВС РФ по части первой ГК РФ. Постановления Пленума ВС РФ (2015) в соотношении с прежней практикой ВАС РФ и ВС РФ» разработчики прокомментируют постановления, разъясняющие применение обновленных норм ГК РФ. Лекторы – Л. Михеева, А. Сироткина, М. Церковников.
Семинар состоится 16 октября в Москве. Организатор – ИРСОТ.
"КонсультантПлюс" - информационный партнер.
КонсультантПлюс
Новое в российском законодательстве (ежедневно) от 12.10.2015
Общий объем финансирования федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" снижен на 100 млн рублей и составит 11618,4 млрд рублей
Уточнены также объемы финансирования отдельных мероприятий программы.
Среди целей и задач программы:
- развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;
- повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
- повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;
- улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.
Обновлены правила государственной регистрации аэродромов гражданской авиации и вертодромов гражданской авиации
Указано, что вертодромы и аэродромы подлежат государственной регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации.
При регистрации аэродромов и вертодромов осуществляются следующие действия:
- внесение аэродрома или вертодрома в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации РФ;
- выдача свидетельства о государственной регистрации аэродрома или вертодрома по установленной форме;
- допуск к эксплуатации аэродрома или вертодрома.
Для регистрации лицо, которому вертодром или аэродром принадлежит на законном основании, подает заявление в уполномоченный орган. В приказе приведены требования к содержанию заявления, а также к документам, прикладываемым к заявлению.
После внесения данных об аэродроме в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации РФ уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации аэродрома или вертодрома, которое подписывается руководителем органа и заверяется печатью органа.
В приложении приведена форма свидетельства о государственной регистрации аэродрома (вертодрома).
Признаны утратившими силу приказы Минтранса России от 30.09.2010 N 206 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Правила допуска к эксплуатации аэродромов" и от 17.07.2013 N 251 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских аэродромов".
Регламентирована процедура выдачи и регистрации разрешений на экспорт и импорт, сертификатов на реэкспорт и на интродукцию из моря осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру
Определены, в том числе:
порядок информирования о предоставлении государственной услуги;
результат предоставления государственной услуги (выдача разрешения либо отказ в выдаче разрешения);
срок предоставления государственной услуги;
исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, оснований отказа в приеме документов, оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги;
перечень административных процедур;
порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги и др.
В приложениях приведена форма бланка разрешения на экспорт/импорт, сертификата на реэкспорт/интродукцию из моря осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру.
Предлагается усовершенствовать механизм привлечения к административной ответственности за нарушение порядка возврата в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги
В соответствии с законопроектом в часть 5 статьи 15.25 КоАП РФ предполагается внесение следующих изменений.
Прежде всего, абзац второй указанной части статьи 15.25 КоАП РФ предлагается разделить на два положения: нарушение должностными и юридическими лицами установленного срока возврата в Российскую Федерацию денежных средств и невозврат данными лицами денежных средств в Российскую Федерацию.
За нарушение установленного срока возврата в Российскую Федерацию денежных средств предлагается установить отдельное административное наказание в виде административного штрафа, исчисляемого в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в Российскую Федерацию таких денежных средств.
Административная ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств остается неизменной.
Кроме того, законопроект предусматривает дополнение примечаний к статье 15.25 КоАП РФ новым пунктом, устанавливающим порядок расчета административного штрафа по части 5 статьи 15.25 КоАП РФ в случае возврата денежных средств в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока с учетом размера ставки рефинансирования Банка России.
Как отмечает разработчик законопроекта, вносимые изменения направлены на поддержку добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, которые допускают незначительные просрочки возврата на счета в уполномоченных банках денежных средств от нерезидентов и подвергаются существенным административным штрафам.
Установлены правила ознакомления с документами заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец
Ознакомление с документами заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец и выдача копий таких документов осуществляются по ходатайству любого лица об ознакомлении с документами заявки и выдаче копий таких документов, представленному по форме, утвержденной приказом.
После поступления ходатайства в Роспатент проводится установление следующих обстоятельств:
1) уплачена государственная пошлина;
2) ходатайство подано в отношении документов заявки на несекретное изобретение;
3) ходатайство подано заявителем, не являющимся заявителем по заявке, после публикации сведений о заявке, которая не отозвана и не признана отозванной на дату публикации сведений о ней;
4) запрошенные для ознакомления документы имеются в документах заявки;
5) не истек срок хранения документов заявки.
В приложении приведена форма ходатайства об ознакомлении с документами заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец и выдаче копий таких документов.
Утвержден профессиональный стандарт для специалиста по проектированию и обслуживанию чистых производственных помещений для микро- и наноэлектронных производств
В функции данных специалистов входит создание инфраструктуры для обеспечения технологического процесса производства приборов и устройств микро- и наноэлектроники.
Требования к образованию по данной профессии: высшее образование - бакалавриат, специалитет или магистратура.
Дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Утвержден профессиональный стандарт для статистиков
Согласно стандарту, в функции данных специалистов входит совершенствование, развитие и разработка статистической теории и методологии; сбор, обработка, систематизация и обобщение массовой информации о состоянии и развитии естественных, гуманитарных (социальных, экономических, демографических), технических и медицинских процессов и явлений, ее анализ и распространение.
Требования к образованию по данной профессии:
- образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки служащих;
- основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по должностям служащих, программы переподготовки служащих, повышение квалификации служащих;
- дополнительные профессиональные программы для служащих.
Утвержден профессиональный стандарт для вальщиков леса
Согласно стандарту в функции данных специалистов входит валка деревьев, заготовка хвороста, дров и других сортиментов из мелких деревьев и кустарников ручным и механизированным инструментом различного типа в соответствии с установленными государственными стандартами и техническими условиями.
Требования к образованию по данной профессии: среднее общее образование; основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, программы переподготовки рабочих (не менее двух месяцев).
Экологический сбор за 9 месяцев 2015 года необходимо уплатить до 15 октября 2015 года
Правительством РФ установлен порядок взимания экологического сбора и сроки его уплаты.
На основании Закона об отходах производства и потребления в 2015 году экологический сбор уплачивается за 9 месяцев до 15 октября 2015 года; за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года - до 1 февраля 2016 года.
Начиная с 2017 года сбор должен уплачиваться ежегодно - до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.
Исчисление и уплата экологического сбора осуществляются производителями, импортерами товаров (включая упаковку), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, подлежащих утилизации, для которой установлен норматив утилизации.
Сбор рассчитывается путем умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенного в обращение на территории РФ, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.
Сбор уплачивается на счет территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
С отчетности за 9 месяцев 2015 года вводится в действие новая форма расчета РВ-3 ПФР, представляемого работодателями, уплачивающими взносы на дополнительное социальное обеспечение
Дополнительные взносы уплачивают работодатели, использующие труд работников, имеющих право на ежемесячные доплаты к пенсии (работники угольной промышленности и члены экипажей судов гражданской авиации).
Принятие документа обусловлено изменениями в законодательстве по вопросам уплаты страховых взносов (в том числе наделение ПФР полномочиями по утверждению форм расчетов, изменение сроков их сдачи, переход на расчет сумм взносов в рублях и копейках).
Исполнительный лист не подлежит возврату взыскателю по причине отсутствия его заявления с реквизитами банковского счета, если реквизиты указаны в ходатайстве взыскателя перед судом
Речь идет о случаях, когда исполнительный документ поступает от суда и в комплекте документов имеется ходатайство взыскателя перед судом о направлении исполнительного документа на исполнение, в котором указаны реквизиты счета взыскателя.
Если в ходатайстве недостаточно реквизитов банковского счета для перечисления средств по исполнительному документу, взыскателю направляется Уведомление об уточнении реквизитов счета.
В случае непредставления уточненных реквизитов исполнительный документ подлежит возврату.
Предлагается сохранить на период до 2018 года включительно размер тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 2015 - 2017 годов
Данная мера позволит поддержать тариф страховых взносов на приемлемом для субъектов экономической деятельности уровне.
Так, для основной массы плательщиков тариф страховых взносов составляет 30 процентов (ПФР - 22 процента, ФСС РФ - 2,9 процента, ФФОМС - 5,1 процента) в пределах установленной величины базы для начисления страховых взносов и в размере 10 процентов в бюджет ПФР сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов.
Уточнена методика оценки качества управления кредитной организации, осуществляющей функции центрального контрагента
Вносимыми изменениями, в частности:
вводится понятие "выделенный капитал" и определяется порядок формирования его величины;
дополняется перечень вопросов для оценки показателя управления рисками и поясняется порядок их оценки;
с 38 до 56 увеличено количество баллов, присваиваемых по результатам оценки показателя ПУР, для признания его удовлетворительным;
корректируется порядок определения коэффициента КР1, характеризующего достаточность средств ЦК на покрытие потерь, вызванных неисполнением обязательств двух крупнейших участников клиринга на заданном рынке;
уточняется порядок оценки показателя управления риском ликвидности (ПРЛ2).
Дополнен перечень показателей, принимаемых в уменьшение суммы источников базового капитала организациями, осуществляющими функции центрального контрагента
В Перечень включены средства, предназначенные в соответствии с правилами клиринга для следующих целей:
покрытия возможных потерь, вызванных неисполнением участниками клиринга своих обязательств, и используемые центральным контрагентом до использования средств, внесенных добросовестными участниками клиринга в коллективное клиринговое обеспечение (выделенный капитал центрального контрагента);
обеспечения прекращения или реструктуризации деятельности центрального контрагента;
покрытия возможных потерь в результате ухудшения финансового положения центрального контрагента вследствие уменьшения его доходов или увеличения расходов, не связанных с неисполнением обязательств участниками клиринга.
До 31 декабря 2015 года запрещено рыболовство арктического омуля в Енисейском заливе Карского моря, гигантского осьминога Дофлейна в подзоне Приморье южнее мыса Золотой, а также берша в водохранилищах Волго-Донского судоходного канала в границах Волгоградской области
Запрет установлен в целях сохранения водных биоресурсов и их рационального использования.
В Правила дорожного движения предлагается включить понятие "Опасное вождение"
Согласно проекту, опасное вождение представляет собой создание водителем в процессе управления транспортным средством опасности для движения путем неоднократного совершения одного или нескольких действий, связанных с нарушением указанных Правил, а именно:
невыполнения при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;
перестроения при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты;
несоблюдения безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;
несоблюдения бокового интервала;
необоснованного резкого торможения;
препятствования обгону.
Опасное вождение характеризуется повышенной опасностью для движения, поскольку лишает других участников дорожного движения возможности спрогнозировать дальнейшее поведение такого водителя и адекватно среагировать на него во избежание создания аварийной ситуации.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Установлены правила формирования и ведения реестра российских участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров
Реестр ведется ФСТЭК России в электронном виде на русском языке и содержит следующие сведения:
- порядковый номер реестровой записи;
- дату внесения записи в реестр;
- полное, сокращенное и фирменное наименования участника внешнеэкономической деятельности, его организационно-правовую форму;
- основной государственный регистрационный номер;
- идентификационный номер налогоплательщика;
- адрес (место нахождения), телефон, факс, адрес электронной почты;
- дату и номер решения о включении участника внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) в Реестр;
- дату и номер решения об исключении участника ВЭД из Реестра.
Для включения в Реестр участник ВЭД представляет в ФСТЭК России заявление о включении в Реестр, подписанное руководителем участника ВЭД или иным лицом от его имени.
Указаны, кроме того, перечень документов, прилагаемых к заявлению участника ВЭД, сроки принятия решения о включении лица в реестр, сроки и основания принятия решения об отказе во включении лица в Реестр.
В приложении к приказу приведен рекомендуемый образец сведений о руководителе российского участника ВЭД, выполняющем управленческие функции, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности на определенную дату.
Оператор должен заблаговременно уведомлять абонентов через СМИ и Интернет об изменении последовательности обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов
Установлено также, что для соблюдения последовательности каналов их нумерация в сети оператора должна начинаться с порядкового номера 1, 01 или 001.
При формировании оператором пакетов каналов нумерация производится отдельно для обязательных телеканалов (с 1 по 20 позицию) и радиоканалов (с 1 по 3 позицию).
Оператор, осуществляющий трансляцию каналов с использованием сетей спутникового вещания, вправе использовать техническую нумерацию обязательных радиоканалов с 21 про 23 позицию.
∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Утвержден порядок аккредитации организаций, которые будут присваивать "звезды" гостиницам, а также классифицировать горнолыжные трассы и пляжи
Согласно федеральному закону о туризме, аккредитация таких организаций проводится органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. За выдачу документа об аккредитации взимается госпошлина 5 000 рублей.
Организации, претендующие на получение аккредитации, направляют соответствующую заявку в уполномоченный орган, к которой прилагают, в частности:
- информацию о стоимости работ по классификации;
- данные о разработанной и внедренной системе качества проведения работ по классификации объектов туриндустрии, а также системе учета и документирования выполнения таких работ, в том числе утвержденных организацией правил ведения делопроизводства, архива;
- данные о наличии в организации не менее трех специалистов, имеющих стаж практической работы в области классификации объектов туриндустрии не менее трех лет, высшее образование по направлениям "Туризм" или "Гостиничное дело", либо непрофильное высшее образование и дополнительное образование по программе "Классификация объектов туриндустрии", полученное в течение пяти предыдущих лет (как минимум один из них должен работать по трудовому договору).
Документы рассматриваются в течение 10 дней. В случае успешной аккредитации организации выдается соответствующий аттестат, действующий три года.
Установлены ориентировочные допустимые концентрации (ОДК) полихлорированных дибензо-n-диоксидов и дибензофуранов (в пересчете на 2,3,7,8-тетрахлордибензо-пара-диоксин и его аналоги) в почве
Для почв населенных мест величина ОДК составляет 50,0 нг/кг, для почв сельскохозяйственных угодий - 5,0 нг/кг, для почв промышленной площадки - 100,0 нг/кг.
Предельно допустимый уровень (ПДУ) загрязнения оксидом бериллия поверхности технологического оборудования установлен в размере 3,0 x 10-4 мг/дм2
Утвержденный гигиенический норматив ГН 2.2.5.3299-15 "Предельно допустимый уровень (ПДУ) загрязнения оксидом бериллия поверхности технологического оборудования" предназначен для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с контролем качества производственной среды и профилактикой неблагоприятного воздействия на здоровье работающих, а также органов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Утверждены методические рекомендации по применению метода аэрозольной дезинфекции в медицинских организациях
Рекомендации регулируют общие требования к выбору оборудования, химических дезинфицирующих средств и технологий обработки для обеззараживания воздуха и поверхностей в медицинских организациях методом аэрозольного распыления и носят рекомендательный характер.
Принцип метода аэрозольной дезинфекции основан на преобразовании жидкого дезинфицирующего средства в состояние мелкодисперсного аэрозоля, которым заполняется весь объем помещения и оседает мельчайшими капельками на поверхностях объекта (стены, пол, оборудование, инвентарь).
Рекомендации предназначены для специалистов медицинских организаций, центров гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, врачей-эпидемиологов, врачей-дезинфектологов, дезинструкторов и дезинфекторов организаций, занимающихся проведением дезинфекционных работ, сотрудников клининговых компаний, выполняющих уборку в медицинских организациях, должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Предлагается ужесточить ответственность за необеспечение безопасности при автомобильных перевозках
В целях недопущения нарушений обязательных требований законодательства в сфере труда, транспорта и дорожного движения проектом в числе прочего предлагается:
в пункте 24 части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" исключить положения, предусматривающие ограничения по распространению лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек;
в "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" ввести запрет на перевозку в ночное время пассажиров автомобильным транспортом, не оснащенным техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, режиме труда и отдыха водителя транспортного средства;
в Федеральном законе "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установить дополнительные обоснования для повышения коэффициентов страховых тарифов по обязательному страхованию. Обоснованием повышения коэффициентов страховых тарифов будет служить наличие в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности установленных фактов несоблюдения режима труда и отдыха работников, надлежащей организации
эксплуатации транспортного средства, в т.ч. времени его эксплуатации и других требований законодательства;
дополнить Уголовный кодекс РФ статьей 264.2, предусматривающей уголовную ответственность в отношении должностных лиц организаций, работодателей - физических лиц, за нарушение режима рабочего времени и времени отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью или смерть;
статью 11.23 КоАП РФ дополнить частью 3, предусматривающей ответственность за необеспечение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей;
статью 11.14.2 КоАП РФ дополнить частью 5, содержащей ответственность должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за выпуск на линию неисправного транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров, а также с нарушением правил экипировки транспортного средства.