Вопрос № 46150: Недавно я приобрел в магазине и установил новый ШРУС на свой автомобиль, но через два дня ШРУС вышел из строя. Продавец мне заявил, что мне необходимо собрать документы, а именно - бланк наряда на работу по установке ШРУСа в автосервисе и их заключен...
Вопрос № 46.150
Недавно я приобрел в магазине и установил новый ШРУС на свой автомобиль, но через два дня ШРУС вышел из строя. Продавец мне заявил, что мне необходимо собрать документы, а именно - бланк наряда на работу по установке ШРУСа в автосервисе и их заключение о возникшей неисправности данного ШРУСа, после чего вместе с этими документами привести неисправный ШРУС к ним в магазин. Далее продавец за свой счет проводит экспертизу и в случае обнаружения брака вопрос будет решаться в течении двух недель. В связи с тем,
что я живу довольно далеко (почти триста километров) от места приобретения, могу ли я сам по месту жительства оплатить и получить заключение аналогичной экспертизы и, если заключение будет для меня положительным, потребовать от продавца возмещение всех моих расходов: стоимость ШРУСа, его утановки и снятия с автомашины, стоимость экспертизы, а также стоимость проезда к месту данной экспертизы (всего примерно на сумму около 5000руб)? И будут ли приняты мои притензии, если ШРУ
С устанавливал мой знакомый, имеющий автотехническое образование, в гаражных условиях?
Отвечает: I-a-i
Здравствуйте, Sergeylarin!
В теории продавец, согласно ст. 18 закона "О защите прав потребителей", обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и, при необходимости, провести проверку качества. В случае спора о причине недостатка продавец обязан провести экспертизу за свой счет, но в случае, если эта экспертиза покажет, что недостаток появился по вине покупателя, тот будет обязан возместить продавцу расходы на нее. Требование собирания каких-то нарядов и заключений на самом деле незаконно. Однако тут есть свои
"НО":
1) Проведя проверку качества продавец, если он не идиот, будет стараться доказать вину потребителя в возникновении недостатка. Если не будет подтверждения того, что деталь установлена в условиях сервисного центра, то в выполнении ваших требований может быть отказано на основании неквалифицированной установки. Доказать обратное будет трудно. Вот зачем требуется копия наряда и заключение - продавцу необходимо знать, кто и когда устанавливал запчасть: профессионал или кто-то еще. Тем не менее вы можете потребовать
от продавца провести проверку качества товара в вашем присутствии. Никакие специальные справки для этого не нужны.
2) Оплатить и получить заключение экспертизы по месту вы можете и последующее требование возмещения убытков вполне законно. Однако (см. выше) продавец результаты такой экспертизы может не принять. Провести свою экспертизу не просто его право, а обязанность по закону. Он все равно будет проверять предъявленные вами выводы и не факт, что согласится с ними (см. п. 1).
В данной ситуации, если вы на 100% уверены, что деталь вышла из строя по причинам заводского характера (некачественный металл, к примеру), и в том, что продавцу не удастся доказать обратного (например неправильную установку), то можно выбрать первый вариант, а затем, если результаты проведенных продавцом проверки качества и, если понадобится, экспертизы будут не в вашу пользу, попытаться оспорить их в судебном порядке.
Можно также забить на все это. Решать вам.
В суд вы можете подать и по месту жительства.
Ответ отправил: I-a-i (статус: 10-ый класс)
Ответ отправлен: 14.06.2006, 00:19 Оценка за ответ: 4
Отвечает: yuorik
Здравствуйте, Sergeylarin!
Ситуция стандартная для магазина. Технологическая операция по замене ШРУС, входит в перечень работ подлежащих обязательной сертификации РОСТЕСТ (ремонт передней подвески) и должна проводится на СТОА, имеющим данный сертификат соответствия. Магазин затребовав у Вас документы на оказание услуг (заказ-наряд) получает подтверждение от автосервиса, что детали установлены в соответствии с нормативно-технической документации и требованиями завода-изготовителя. Кроме того заключение от автосервиса о экспертизе, как
сторонней сертифицированной организации. При этом продавец понимает, что Вы имея на руках такой набор документов можете в случае неудовлетворения Ваших законных требований обратиться в суд и обязать продавца вернуть Вам полную стоимость товара и все понесенные расходы связанные со снятием-установкой детали.
При предъявлении такого комплекта документов продавец, в соответствии со ст.18 ФЗ ОЗПП, удовлетворяет требования покупателя в части замены товара на годный или возврата денежных средств, кроме того, обычно по согласованию с ближайшим автосервисом, Вам бесплатно установят деталь в Ваш автомобиль, таким образом компенсируя Ваши затраты. Либо оплатят стоимость понесенных обоснованных затрат, к примеру автосервис находится в 100 метрах от магазина, а Вы ремонтировали автомашину за 300 км.- транспортные расходы
не могут признаться обоснованными, т.к существует более дешевая альтернатива.
В Вашем случае Вы производили ремонт утройства (автомобиля)являющегося источником повышенной опасности в несертифицированном автосервисе (знакомый в гараже) и не можете предоставить документы об оплате ремонта и сертификации (разрешения на проведение технически сложных работ, которые могут повлиять на безопасность движения автотранспортных средств и привести к человеческим жертвам). В данном случае продавец ЗЛОУПОТРЕБЛЯЕТ правом и Вы не сможете аргументированно отстоять свои права.
Решение проблемы достаточно банально: обратиться в ближайшее СТОА, для замены неисправного ШРУС, оплатить заказ-наряд об установки-снятии детали, получить копию сертификата соответствия и акт технической экспертизы, тем самым ЗЛОУПОТРЕБИТЬ своим правом и обязать продавца удовлетворить Ваши законные требования, в течении гарантийного срока на данную деталь.
Приложение:
Ответ отправил: yuorik (статус: 1-ый класс)
Ответ отправлен: 14.06.2006, 13:00
Отвечает: before
Здравствуйте, Sergeylarin!
1. В соответствии со ст. 18 Закона "О защите прав потребителей" Вы вправе заявить указанные Вами требования:
- основное (возврате денег, замене, устранении недостатков и др.);
- возмещения всех убытков (в т.ч. на эксперта, на установку, проезд и др.).
Однако указанные убытки должны быть Вами подтверждены, а также они должны быть разумными, иначе речь может идти о злоупотреблении правом - такое право судом не защищается (ст. 10 ГК РФ).
2. Следует также уточнить некоторые особенности:
а) потребовать возврата покупной цены Вы можете только при продаже Вам товара ненадлежащего качества. Это установит в Вашем случае эксперт. При этом в случае, если в заключении эксперта будет указана причина поломки - производственный недостаток, а не нарушение правил установки, то факт работы Вашего знакомого, а не СТОА значения не имеет.
Вместе с тем, если причиной поломки стала неправильная установка, то Вам в удовлетворении требований может быть отказано, за исключением следующего случая:
Вы вправе также требовать возместить Вам убытки путем возврата покупной цены, если Вы нарушили правила установки ШРУСа, но продавец не довел до Вас соответствующую информацию: кто должен устанавливать, каким образом и пр. Вы как потребитель не обязаны этого знать: нужна там лицензия на установку или сертификат - это потребителя не касается только если это не было заранее оговорено продавцом. Согалсно ст. 16 Закона О ЗПП при неисполнении продавцом обязаннности по информированию потребителя все убытки ложатся
на него.
б) наличие бланка наряда и заключения автосервиса также не является обязательным. Более того, автосервис не обязан давать такие заключения - он не эксперт. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 16 Закона Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).
Поскольку едостаток может быть не связан с установкой, требование о предоставлении заключения автосервиса представляется неправомерным.
С уважением, before.
Ответ отправил: before (статус: *Мастер-Эксперт)
Ответ отправлен: 14.06.2006, 16:44 Оценка за ответ: 5