Каждый месяц тело малыша изменяется: ножки становятся наиболее сильными, руки – проворными, появляются первые зубки. Любое изменение (т.е. взросление) дает ребенку возможность изучить новейшие движения, подчинить себе новейшие предметы. Еще в недалеком прошлом ребенок лишь ожидал, покуда его перенесут на иное место, а сейчас он может сам переползти от надоевших игрушек в иной угол комнаты, где спрятаны занимательнейшие мамины вещи…
Пройдет еще немножко времени – и уже удастся дойти, даже добежать, до двери, лестницы и до того сокровенного угла! Уйдут в прошлое те деньки, когда ребенку приходилось успевать за маминой рукою (вовремя раскрывать рот и ловить ложку с супом либо кашей), и уже можно храбро зажать ложку в кулаке и справиться с супом без помощи других.
Повзрослевшие пальчики помогут заснуть пуговицу в петельку, карандаш – в дырку, попробуют нажать на все кнопки (и не только кнопки), а что-нибудь потрудятся сходу отвинтить… И уже каждый раз, когда ребенок достигнет какой-нибудь цели, он станет переживать осознание собственной взрослости и самодостаточности ("я сам!", "я немаленький!"), в каких заложена основа гордости, почтения к себе, убежденность в личных силах и правах. Этапы взросления
Самодостаточность как свойство личности начинает формироваться приблизительно в год, когда у малыша появляется возможность передвигаться и удерживать вещи, также говорить о себе словами. Порой данный процесс наступает немножко пораньше времени, а в неких случаях задерживается. Как бы то ни было, поначалу малыш воспринимает собственные удачи как целостное переживание собственного личного "Я". Он не понимает, что у него "всего лишь" удается удержать ложку либо что он "всего лишь"
дошел от стены до стула. Данный навык дает ему право на вывод: "Я уже большой". А ведь как приятно за свои успехи еще получать маленькие подарки.
После того как у малыша получилось попасть ложкой в рот, ему начинает казаться, что ему предоставляется возможность проявить самостоятельность и в чем-то ином, что, естественно, порой совпадает с его реальными возможностями. Впрочем, руководствуясь конкретно этим ощущением, он пробует овладевать столовым ножом или же силится навести порядок на столе… и оказывается в значительной степени разочарован собственными неудачами и вашими запретами, так как только что он был абсолютно большим, а и уже вновь
стал маленьким!
Умные взрослые позволяют ребенку проводить эксперимент в безопасных обстановках, контролируя не столько действия малыша, сколько пространство около него. Они позволяют ему отбежать на пару шажков, но не дают пропасть из виду, позволяют пробовать пищу ложкой, хотя отодвинут нож, разрешат проползти под столом, но посодействуют пригнуть голову не ушибиться. В случае если у малыша как следует удается управлять собственным телом: пальчики превосходно подчиняются, ноги крепко и верно держат, а взрослые при всем
этом принимают самостоятельность малыша, признают за ним право на ошибку, к 3 годам он приобретет уверенность внутри себя и понимает, что "я сам – это хорошо". В последующем он станет ощущать себя более уверенно в достижении целей, в умении договариваться с иными людьми и сумеет обрести наслаждение от дела, коим занят в этот момент времени.